Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы. Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы Литературная композиция к 9 мая в школе

«Не забыть нам этой даты…»

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Задачи:

1.Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

2.Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Составила учитель начальной школы

первой квалификационной категории МБОУ Столбищенской СОШ

Горчакова Татьяна Александровна

Ведущий . Дорогие ребята! Уважаемые ветераны!

Сегодня мы мысленно вернемся в прошлое нашей Родины, в год 1941.Летний воскресный мирный день. .22июня…И вдруг из репродуктора донеслась страшная весть . Голос Левитана. Вед . Без объявления войны фашистские войска напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Над страной нависла угроза потери независимости и свободы. На заводах и фабриках прошли митинги и собрания.И все поклялись как один встать на защиту родной страны. 1.Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех,на все 4года! 1. Песня”Вставай,страна огромная…» Вед. Одно из первых сражений было у пограничной Брестской крепости.Ее защитники около месяца вели неравный бой и нанесли фашистам большой урон. 2.Размышление у Брестской крепости. Я знал,что можно пережечь кирпич, Он не стальной. Я знал,что можно не сберечь, И будет щебень,бой. Я знал, что можно толом рвать В упор вгонять фугас. Когда кирпич не разобрать- Так кладка запеклась. Но он тут плавился в огне, Стекал он как стекло. Его коснуться страшно мне, Чтоб пальцы не сожгло. И все ж стена - она стена Она в песок вросла. А как же тех солдат война Здесь сдвинуть не смогла? (А.Смольников) Вед . Армия в первые месяцы войны вынуждена была отступать. Гитлер придавал исключительное значение захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву -и советский народ будет покорен.Свой план захвата гитлеровцы назвали «Тайфун».Но этим планам не суждено было осуществиться. 3.Лучших сыновей и дочерей послала Родина на фронт. Тысячи людей добровольно ушли в армию, в партизанские отряды, в народное ополчение. 2. Песня»Марш Славянки». 4.Вместо ушедших на фронт мужчин, на заводах и фабриках, к станкам вставали старики, женщины, дети. Они делали оружие. Колхозы снабжали армию продовольствием. Героями тыла стали сотни тысяч людей. 5.Была уже глубокая осень.Но как всегда,7ноября1941года,на Красной площади был парад. И сразу с парада наши войска шли на фронт. И вот первая победа под Москвой! 6.Столица. Здесь каждый дом стоит как дот и тянутся во мгле, Зенитки с крыши в небосвод, Как шпили на Кремле, Как знак, что в этот час родней С Кремлем моя Земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля. На окнах белые кресты Мелькают второпях, Такой же крест поставишь ты, Москва, На всех врагах! Вед . Героически сражались с врагом наши воины у Смоленска. Самые славные участники Смоленского сражения-4дивизии-первыми получили звание Гвардейских . 7.»Мужество» Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя,русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя принесем И внукам дадим и от плена спасем, Навеки! (А.Ахматова) 8.Блестящая победа в Сталинградской битве. Затем лето 1943 года - курская битва. И снова победа! Но враг еще силен.И много погибших наших людей, воинов,мирных жителей. Многие потеряли своих родных,близких,друзей. 3. Песня»В полях за Вислой сонной…» 9.Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу -это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Все для фронта! Все для Победы! 10.Какие быть там могут разговоры Что все страдали, воевали все? Он мерз в окопах,он влезал на горы, Он ртом сожженным припадал к росе. Недоедая - и в снегу по пояс Недосыпая - и по грудь в воде, Минуты за себя не беспокоясь, Высокой он доверился звезде. И вышел с боем не к одной границе, Густую на земле развеял тьму. Что может с правдой этою сравниться? Он спас тебя…Так поклонись ему! (В.Субботин) Он шел к победе, задыхаясь, Не думал о себе в пути, Чтобы она была такая: Взглянуть и глаз не отвести. (С.Орлов) Вед . И вот настал этот долгожданный день. Этого праздника люди ждали1418дней. Столько дней и ночей продолжалась война. 12.Перед нашей Родиной, мы сочтемся славою. Все кто кровью собственной Породнился с ней. Шла война великая, Шла война кровавая1418дней! 13.Нас война отметила метиной особою. В жизни нет и не было Ничего трудней! Метиной особою-самой высшей пробою-1418дней! 14.Наградила нас она фронтовым содружеством. Не было содружества крепче и родней, Под огнем, под пулями закаляли мужество-1418дней! Вед . Из воспоминаний маршала Советского Союза К. Рокосовского. «Победа! Это величайшее счастье для солдата-сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и прекрасный, выше которого нет ничего на земле! Великая Отечественная Война была всенародной.И победа над врагом тоже была победой всенародной. Армия и народ праздновали ее одной дружной семьей. И от этого еще полнее, еще больше было наше солдатское счастье…» 15.В нашей стране нет семьи,не испытавшей боль утраты. Родина помнит имена своих сыновей и дочерей. 16.Помните! Через века, через года- Помните! О тех, кто уже не придет никогда. Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Вед. Тех, кто уже никогда не вернется,почтим минутой молчания . МИНУТА МОЛЧАНИЯ 17.Когда это будет, не знаю, В краю белоногих берез Победу 9мая Отпразднуют люди без слез. Поднимут старинные марши Армейские трубы страны, И выедет к армии маршал, Не видевший этой войны. 18.И мне не додуматься даже Какой там ударит салют, Какие там сказки расскажут И песни какие споют. Но мы то доподлинно знаем, Нам знать довелось на роду, Что было 9мая с утра в 45году. 19. Родина суровая и милая Помнит все жестокие бои, Вырастают рощи над могилами, Славят жизнь по рощам соловьи. С ней живут любя, страдая, радуясь Падая и поднимаясь ввысь. Над грозою торжествует радуга, А над смертью торжествует жизнь! 4.Песня»Березовые сны» 20.В девятый день ликующего мая Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края, Мир победил! Окончена война! Уже нигде не затемняли света В продымленной Европе города. Ценою крови куплена Победа, Пусть это помнит шар земной всегда!

5 .Песня «День Победы» 21.Пусть солнце утопит Всю землю в лучах, Пусть мирные звезды сияют над ней! Пусть дышится глубже, спокойней, вольней! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!Пусть всегда будет мама! Пусть всегда будет МИР! 22. «Я никогда не видела войны…» Я никогда не видела войны И ужаса ее не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю. Спасибо Вам, что нам не довелось Представить и узнать такие муки. На Вашу долю все это пришлось: Тревоги, холод, голод и разлуки. Спасибо Вам за солнца яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек. Да! Позади остался страшный час. Мы о войне узнали лишь из книжек. Спасибо Вам! Мы очень любим Вас! Поклон Вам от девчонок и мальчишек! 6.Песня «Детство» Вед. Пусть в этот день, Вам солнце ярче светит, Цветы под ноги падают ковром! Желаем Вам здоровья, счастья, света, Всего того, что называется добром!

ВРУЧЕНИЕ ЦВЕТОВ ВЕТЕРАНАМ СЛОВО ВЕТЕРАНАМ

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Поклонимся великим тем годам»


Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувства к Родине.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей нашей страны.
2. Продолжать формировать у детей чувство патриотизма через знакомство с творчеством периода Великой Отечественной войны: песнями, танцами, стихами.
3. Вызвать у детей чувство сострадания к тем, кто не вернулся с войны;
4. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны
Описание: Данный сценарий может быть использован в работе музыкальных руководителей, воспитателей, родителей и детей подготовительной к школе группы.
Костюмы: Военная форма для мальчиков, костюмы поварят 2 шт. костюмы медсестер, костюмы журавлей.
Оборудование:
Котелок, поварешка, лошадка на палке, венок, вечный огонь.

Ход композиции:

Фонограмма «Эх, дороги» муз. А.Новикова.
Дети в военной форме парами заходят в зал и встают в шахматном порядке пред зрителями.


Ведущая –
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Фонограмма «Голос Левитана – начало войны»
Фонограмма «Священная война» Муз А.Александрова

1 ребенок –
Все на рассвете мирно спали,
Ночь таяла как - будто тень.
И жители Земли ещё не знали,
Какой рождался страшный день.
2 ребенок -
Не знали, что в двадцатом веке
Он станет самым чёрным днём,
От крови покраснеют реки,
Земля опалится огнём.
3 ребенок -
Тот день всю жизнь на "до" и "после"
Разделит раз и навсегда,
Никто не мог представить вовсе,
Что в этот день придёт война.
Н. Андриянова
4 ребенок -
Ещё той ночью игры снились детям,
Но грозным рёвом, не пустой игрой,
Ночное небо взрезав на рассвете,
Шли самолёты на восток. Их строй
Нёс, притаясь, начало новой ноты,
Что, дирижёрским замыслам верна,
Зловещим визгом первого полёта
Начнёт запев по имени - война.
Н. Браун
Фонограмма «Поклонимся великим тем годам». Муз. А Пахмутовой
Дети перестраиваются в две шеренги лицом друг к другу.
Двое мальчиков проходят сквозь строй и возлагают венок к вечному огню.


1 ребенок -
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
2 ребенок -
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
3 ребенок –
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Песня «У вечного огня» муз. А. Берлякова

Ведущая – Почтим память павших героев минутой молчания.

Фонограмма Минута молчания.


Фонограмма «Тёмная ночь» муз. Н.Богословского.
Солдаты располагаются на отдых. Кто пишет письма, кто штопает одежду, кто сидит у костра.
Ведущая –
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Солдат мальчик -
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть-
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
Ольга Каспирович

Песня «В землянке» муз. К. Листова


Фонограмма «В лесу прифронтовом» муз М. Блантера
Солдат мальчик подходит к девочке медсестре.

Солдат -
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Может быть, вальс потанцуем,
Дорогая моя!
Дети-солдаты расступаются, освобождают площадку для танца
Танец «Вальс»


Фонограмма «Извозчик муз. В.Пушкова.
Двое детей в поварских колпаках с котелками едут на лошади.

Ведущая –
По дороге громыхая
Едет кухня полковая,
Повар в белом колпаке
С поварешкою в руке.
Повар –
Эй, служивые, вставайте!
Чашки, ложки доставайте.
Ох, и каша хороша,
Пробуй, русская душа!


Солдаты выстраиваются в очередь к кухне, получают свой паёк и располагаются обедать. (Имитация)
Фонограмма «Давай закурим»муз. М.Табачникова.
Мальчик-солдат выходит на круг и читает отрывок из поэмы «Василий Тёркин»

Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив ещё? – едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне её тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое –
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
А в руках моих тальянка…
Будет пляска или нет?
А. Твардовский


Пляска «Кадриль»

Звучат фанфары. Все строятся в колонну по одному.
Фонограмма «В путь» муз. В. Соловьев-Седой
Дети маршируют на месте.
Ведущая –
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!!!
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем!!!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!!!

Дети проходят строем по залу и садятся на стульчики.
Ребенок –
Видела вся планета
В тучах огня и дыма -
Армии слава бессмертна,
Воля несокрушима.
Армии сила стальная
Двигалась как лавина
По берегам Дуная,
По площадям Берлина.

Мальчики исполняют танец «Казаки в Берлине» муз. Д.Покрасс


Ребенок –
Только не смеет время
Вынуть из песни слова,
Только доброе семя
Всходит снова и снова -
Мы на огне горели,
Мы по сугробам спали,
Многие - постарели,
Многие - в поле пали.


Девочки исполняют танец «Журавли» муз. Я.Френкеля


Ведущая –
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Фонограмма «Голос Левитана- окончание войны»

Фонограмма «День Победы» муз. Д.Тухманова.
Дети выполняют торжественное перестроение, выстраиваются в четыре колонны перед зрителями.


Ведущая –
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
(А. Твардовский)
1 ребенок -
Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
2 ребенок -
Знаем мы: совсем не просто
Он пришёл к нам – День Победы.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
3 ребенок -
И поэтому сегодня
Ордена они надели.
Мы, идя на праздник с ними,
Песню звонкую запели.
4 ребенок -
Эту песню посвящаем
Нашим прадедам и дедам.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!
Абдулхак Игебаев

Песня «Наследники Победы» муз. Е. Зарицкой

Все - Мы победили! Ура!

Сценарий театрально – музыкальной композиции «Память сердца», посвященной

Дню Победы в Великой Отечественной войне.

Звучит песня «Изгиб гитары»

Фонограмма колоколов.

1 вед . Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

2 вед . Расскажите на, колокола,

Расскажите всё, о чем нельзя молчать,

В нашем гуле день за днём стучат/

Для которых нет ни солнца, ни дождей,

Позабывших, как цветут поля.

Не увидевших своих детей.

4 вед. Почему, когда спокойно на земле,

И прозрачны голубые купола,

В каждом городе по всей большой стране,

Всё звонят колокола, колокола….

1 вед. Много лет живёте, вы колокола.

Много знаете о жизни на Руси,

Много сможете, наверно, рассказать.

Что вы помните, и что нельзя забыть…

(на экране слайды Мамаева кургана)

2 вед . Я не участвую в войне-

Она участвует во мне.

И отблеск Вечного Огня

Дрожит на скулах у меня.

3 вед. Всем, кто добыл Победу – посвящается!

Выходят девочки 1,2 (7-8 класс), ведущие стоят рядом с ними.

(Звучит фонограмма «Рио Риты».) Музыка затихает

(Звучит отрывок мелодии «Синий платочек»). Девочки поют:

Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Ребята – ведущие подошли к девочкам, приобняли их. Отошли от девочек, вышли вперед, построились в 2 шеренги.(Негромко зазвучала «Священная война»). Ребята повернулись и молча ушли.

Девочки 1,2 стоят чуть в стороне и молча смотрят вслед ребятам.

Девочка3 читает стихотворение А. Дементьева «Березы России».

(Звучат колокола, затем звук немного затихает).

4 вед . Мы помним,

Мы помним, как жили мечтой –

Вернуться с Победой под кров свой родной.

Мы верили свято, и были верны –

Той вере, которой мы были сильны.

1 вед. Над памятью нашей – время не властно.

Ничто не прошло для нас стороной,

Закрою глаза лишь на миг – и ясно

Снова былое встает.

(Колокола стихают. Слышны звуки боя. Они то приближаются, то удаляются).

Мальчик1 читает стихотворение А.И. Твардовского «Рассказ танкиста»).

(Звучит мелодия «Эх, дороги …» ,затем немного затихает).

Девочки: Мама, а что такое война?

(Продолжает звучать фонограмма «Эх, дороги…»,выходят 4 ведущих ).

1 вед . Война – жесточе нету слова.

2 вед. Война – святее нету слова.

3 вед. Война - страшнее нету слова.

4 вед . Война – печальней нету слова.

(«Эх, дороги…» затихает).

Вед. отходят в сторону.Звучит песня «Моя Москва» в исполнении вокальной группы).

Девочка и мальчик (9-10 кл.) выходят вперед. Звучит их диалог:

Девочка: Скоро рассвет…Наш последний рассвет…

Мальчик : Не думай об этом…Что ты делал в этот день до войны?

С .: Сегодня, какое число?

А.: Не помню… Наверное, как всегда, сбежал с лекции…(Усмехнулся) на концерт в Колонный зал…

С.: А я никогда не был на концерте в Колонном зале…Это, наверное, интересно?

А.: (после паузы) Очень…

Вок. группа исполняет песню «Сережка Малой Бронной и Витька с Моховой ».

Выходят 1,2,3 ведущие:

. Над землей бушуют травы.

Облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа,-

И мне не надо славы.

2 в. Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить – и вся награда.

Нам бы жить.

А мы плывем по небу.

3 вед . Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах – зачем?

Зачем нас убивают?

Облака, облака.

В.группа исполняет песню «Журавли».

Песня закончилась. Появляется, держа в руках шкатулку мальчик. К нему подходит девочка.

Надя : Что у тебя там?

Толик : Письма.

Надя : Письма.

Толик: Да. С той, далекой войны.(вынул из шкатулки письма).

Надя : А почему без конвертов и марок?

Толик : Так было.

Надя : А твои письма настоящие?

Толик : Настоящие. И среди них письмо, которое я написал моему прадеду, воевавшему в ту войну. А еще я посвятил ему стихи. Вот послушай. (Читает стихи и письмо).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Кто сказал, что на войне песня не нужна,

Тот не знает, как она для бойца важна.

Прибаутка, шутка, друг,

Помогает жить.

Ну, а песня для бойца.

Что воды испить.

Той живой воды, что нам

Силы придает,

А в недобрый час беды –

Жизни сбережет.

Звучит веселая мелодия

В. группа поет песню про гармонь.

Выходят 4 ведущих:

1вед . Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые.

Где извещенья похоронные,

И перестуки эшелонные.

2 вед . Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

3 вед . Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России.

А мы такие молодые.

4 вед . Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Бреста до Берлина -600. Итого – 1600 километров. … Это если считать по прямой…

1 вед . Так мало, правда? 1600 километров – это поездом если, то менее двух суток, самолетом – примерно 3 часа… Перебежками и по- пластунски – 4года!

2 вед. Четыре года! 1418 дней, 34 000 часов. И 26 миллионов погибших советских людей.

(на экране цифры )

3 вед. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к большим цифрам. Мы легко произносим: «Тысяча километров в час, миллион тонн сырья, миллиард долларов прибыли… Но 26 миллионов погибших… Вы представляете себе. Что это такое?

Вед. уходят.

В. группа исполняет песню «Здесь птицы не поют».

Звучат колокола, затем затихают. Звучит первая фраза песни Д.Тухманова «День Победы».(фонограмма).

Выходит 4 вед.:

4 вед . Победа! Ура! Да здравствует Победа! Наша взяла!(остается на сцене).

Выходит девочка:

Девочка. Это вальс, это вальс, это вальс…

Это медленный плавный полет…

Для него, для нее,

И для вас

Вальс над городом нашим плывет.

Для девчонок, изведавших бед,

Для мальчишек, крещенных войной.

Через столько немыслимых лет

Снова звуки его над Москвой.

В. группа поет «Вальс», дети танцуют.

Выходят 1,2 вед.:

1вед. И на синих просторах Земли

Столько дел, ожиданий и встреч!

Это вы нашу землю спасли.

2 вед. Сквозь время, что страною пройдено,

Сквозь звоны всех колоколов.

Всегда я слышу слово – Родина,

Что мне дороже всяких слов.

На этом наша театрально – музыкальная композиция закончена.

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Победы в ВОВ.

Автор: Холкузиева Раиса Фёдоровна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МБОУ "Общеобразовательная школа № 100", г. Кемерово

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто»

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Победы в ВОВ. За основу взят «Реквием» Р. Рождественского. В процессе используются записи песен.
Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, повышение интереса к героическому прошлому Родины, ветеранам, одержавшим Победу на фронтах ВОВ.
Задачи: прививать любовь и уважение к своей Родине и народу; способность выражать благодарность ветеранам ВОВ.

Ход мероприятия

Звучит песня «Бухенвальдский набат» муз.: В. Мурадели, сл. А. Соболева.
Песня «Бухенвальдский набат», музыка: В. Мурадели, сл. А. Соболева.

Ведущий 1: Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем. (А. Твардовский)
1-ый чтец:
Мы по тропинке школьной в жизнь вступаем
И понимаем, помним до конца
Что эту тропку проложил Абдулов
И заслонил Абызов от свинца.
2-ой чтец:
Мы мечтаем, учимся, строим на просторах мирной земли,
Потому что бойцы-герои от огня планету спасли.
(Была война… - проекция открыток с изображением войны)


Ведущий 1: Около двух миллионов человек сражались на всех фронтах в разных полках и дивизиях. Из Кузбасса было отправлено на фронт несколько дивизий и полков. Это – 486 артиллерийский полк, 133-й, 376-й, 383-й, 237-й и 22-й полк добровольческой гвардейской дивизии.


Ведущий-2: Первыми из наших земляков, принявших участие в боях с гитлеровскими полчищами, были солдаты и офицеры 681-го полка 133-й дивизии. Тысячи кузбассовцев были удостоены многих высоких наград, а двести сорок наших старейших земляков стали героями Советского Союза.
3-ий чтец:
В историю Кузбасса своего,
В истории отечества родного
Ребята поколенья моего
Вписали кровью памятное слово.
Их сердцем молодым Москва жива.
Они Рейхстаг победно штурмовали.
Ведущий 1: Это слова Михаила Небогатого – нашего земляка. В этом году ему исполнилось бы 95 лет. «Он был на фронте все четыре года за много вёрст от дома своего». И как поэт он «Родился» на войне. Это ему принадлежат слова: «Не стареющая, вечная красота земли родной».
4-ый чтец:
Бессильна смерть.
Кровавый росчерк пули
Не зачеркнул героев имена.
У их могил в почётном карауле
Стоит сегодня вся моя страна.


Ведущий 2: Нет, не забыть боль и горечь утрат, нанесённые войной.
Двадцать миллионов лучших сыновей и дочерей потеряла в Великой Отечественной войне Родина-мать.
5-ый чтец:
Спасибо им – героям в битве павшим,
Спасибо тем, кто и сейчас в строю!
(звучит «Реквием» Д. Кабалевского)
5-ый чтец:
Если молнии в тучах заплещутся ярко
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара,
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: Солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: Песня тяжёлых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни
Повторяю: Вечная слава героям!
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво.
На фоне песни Р. Гамзатова «Журавли» (перевод Н. Гребнёва, музыка Я. Френкеля) проекция открыток. (Или видеоклип песни)


6-ой чтец:
Пусть не все герои те, кто погибли,- павшим вечная слава!
Вечная слава!
Ведущий 1: Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
6-ой чтец:
Вера Волошина, Юрий Двужильный, Павел Сарыгин, Василий Мрязев, Иван Волков, Александр Епанчин, Михаил Абызов, Лидия Попова, Иван Абдулов, Сергей Якимов, Геннадий Красильников, Владимир Мызо, Сергей Пальчиков, Фахрутдин Загидулин, Василий Сидельников, Михаил Барабанов, Василий Барабанов, Иван Барабанов, Александр Гиззатулин, Владимир Рублёвский, Павел Петров, Павел Шинкоренко, Ваня Иванов.



Ведущий 2: И как тут не вспомнить стихотворные строки:
Я кровный сын народа…
По имени Иван
Стариннейшего рода
Рабочих и крестьян.
И возвратил свободу
Десяткам разных стран
Сын русского народа
По имени Иван.
6-ой чтец:
Это нужно не мёртвым!
Это надо живым!
Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе…
Есть великое право:
Пожелать и посметь!
Стало вечною славой
Мгновенная смерть!
7-ой чтец:
Слушайте!
Это мы говорим, мёртвые.
Слушайте!
Это мы говорим оттуда, из тьмы.
Слушайте!
Распахните глаза.
Слушайте! До конца.
Это мы говорим, мёртвые,
Стучимся в ваши сердца…
8-ой чтец:
Не пугайтесь!
Однажды мы Вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесём в тишине.
8-ой чтец:
Мы забыли, как пахнут цветы,
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле без нас?
Как светлеет река
И летят облака над нами без нас.
Мы забыли траву.
Мы забыли деревья давно.
Нам шагать по земле не дано.
9-ый чтец:
Только самое страшное,
Даже страшнее, чем смерть:
Знать, что птицы поют на земле без нас!
Что светлеет река
И летят облака над нами,
Без нас продолжается жизнь.
И опять начинается день.
10-ый чтец:
Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Пламя ударило в небе!
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
(«Священная война». Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
1-ый чтец:
Родина!
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина.
Горе твоё – это наше горе, Родина.
Правда твоя – это наша правда, Родина.
Слава твоя – это наша слава, Родина!
2-ой чтец:
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звёзды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат,
И слышалась поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
3-ий чтец:
Навстречу раскатам ревущего грома
Мы в бой поднимались светло и сурово.
На наших знамёнах начертано слово;
Победа! Победа!
4-ый чтец:
Во имя Отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!
Войну мы должны сокрушить.
И не было гордости выше
И не было доблести выше –
Ведь кроме желания выжить,
Есть ещё мужество жить!
(Звучит песня «День Победы». Сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова, на экране – кадры празднования Дня Победы.)


(На фоне проекции картины «У могилы».)
5-ый чтец:
Чёрный камень, чёрный камень,
Что ж молчишь ты, чёрный камень?
Разве ты хотел такого?
Разве ты мечтал когда-то
Стать надгробьем для могилы русского солдата?
Ведущий: (на фоне проекции стелы).


В городе Кемерово северную часть улицы Весенней на набережной Томи венчает стела – монумент в честь воинов-кузбассовцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, у подножия которого горит Вечный Огонь Славы. Здесь по традиции проходит торжественное празднование Дня Победы.
Все чтецы произносят хором:
«Никто не забыт! Ничто не забыто!»
Ведущий:
В этих словах и чувство глубокого уважения нашего народа героическому прошлому, и гражданская ответственность перед настоящим и будущим. Проходят годы, уходят из жизни очевидцы событий, но люди, свершившие подвиги, живут вечно.
6-ой чтец:
Пускай идут, торопятся года
В пороше снежной,
В майской тёплой сини –
Не забывайте, люди, никогда
Живых и мёртвых
Воинов России! (М. Небогатов)
7-ой чтец:
Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою…
Отзовись, моя кровиночка!
Маленький, единственный…
Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись моя надежда!
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё, - где же ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого.
(Звучит песня «Солнечный круг». Сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского.)
8-ой чтец:
Эта песня о солнечном свете,
Эта песня о юной планете,
У которой всё впереди!
8-ой чтец:
Именем солнца, именем Родины
Клятву даём.
Именем жизни клянёмся павшим героям:
То, что отцы не допели
Все чтецы произносят хором:
Мы допоём!
9-ый чтец:
То, что отцы не простроили,
Все чтецы произносят хором:
Мы построим!
10-ый чтец:
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните.
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны Памяти.

1-ый чтец:
Помните!
Песню свою, отправляя в полёт – помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!


2-ой чтец:
Люди Земли!
Убейте войну,
Прокляните войну,
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придёт никогда, -
Заклинаю –
Все чтецы произносят хором:
Помните!
3-ий чтец:
Так пусть же видят все простые люди,
Как делу мира мы верны.
И судят по делам родной страны,
Хотят ли русские войны?(звучит песня «Хотят ли русские войны?» Сл. Е. Евтушенко, муз. Э.Колмановского).

Литературно-музыкальная композиция.

Ведущий

Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.

Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войте мы посвящаем сегодняшний вечер.

Звучит вальс «В городском саду».

На сцене девушки и юноши, танцуют вальс.

1 –ая девушка.

Эх, ветер, какой тёплый.

1 – ый юноша .

Вот и пролетело детство золотое.

Прощай, школа! Прощайте учителя, однокашники!

Что нас ждёт впереди? Одна неизвестность.

2 – ая девушка .

Ну почему неизвестность?

Я – врач, ты – преподаватель математики.

2 – ой юноша.

Всё. Аттестат в кармане, вещи в чемодане.

Завтра сажусь на поезд, и прощай те родные места.

3 –ья девушка.

Писать – то хоть будешь?

2 – ой юноша .

Напишу, когда поступлю.

3 –ий юноша.

Как здорово!!! Впереди столько дорог, столько дел…

Звучит довоенный вальс, появляется фотограф.

Фотограф .

Внимание! Внимание! Снимаю!

Девушка.

Исторический момент.

Снова звучит музыка.

Гаснет свет.

Диктор сообщает о внезапном нападении фашистской Германии на СССР.

Звучит песня Александрова «Священная война».

Юноши оставляют девушек, уходя на войну.

Девушка:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли -

Повзрослели они до поры,

На дорога едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

И все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Юноша :

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Девочки исполняют песню "Огонек" на слова М. Исаковского

Ведущий

Нарушив мирную жизнь, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 года напала на нашу страну.

Ведущий
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывет над рекой,
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой.
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна,
Первый снаряд разорвался вдали -
Так началась война.

Инсценировка. Дети размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).

Связист (надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!

Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу - полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!

Летчики над картой:
Пехота - здесь, а танки - тут.
Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.

Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.

ТАНКИСТ

На гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой!

ВОЕННЫЙ ВРАЧ

Солдат у вражеских высот

Был ранен утром рано.

Отважный военврач спасет,

Он перевяжет раны!

Врач извлечет из ран солдата

Два небольших осколка

И скажет: "Унывать не надо!

Живи, братишка, долго!"

Песня: Первым делом самолёты, Ну а девушки потом

Участники инсценировки возвращаются на свои места.

Ведущий.

Вспомним годы боевые.

Вспомним песни фронтовые,

Те, что сами сочиняли,

Отправляясь в смертный бой,

Что артисты исполняли

Прямо на передовой.

Ведущий.

Про гармошку, под тальянку

Пели, братцы, вновь и вновь

Про платочек, про землянку

И, конечно, про любовь.

Ведущий.

Патефоны и гармошки,

Вам вовеки сроку нет.

Вспомним, братцы, понемножку

Песни тех военных лет.

Эпизод «На привале»

Ведущая. Случались на фронте и минуты отдыха.

Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню.

Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала

задушевная песня о доме, о близких и родных.

Один из юношей берет гармонь и поет «В землянке». (Музыка К. Листова. Слова А. Суркова).

Фонограмма взрывов, стрельбы. Вначале громко, затем все тише и тише. Наконец слышится шум леса, пение птиц. На площадку выходят бойцы. Звучит мелодия «В лесу прифронтовом». Бойцы располагаются на поляне: кто крутит самокрутки, кто пишет письмо.

1 боец:

Эх, братцы! Хорошо-то как!

2 боец:

Да-а! Сейчас бы перекусить не мешало бы.

1 боец:

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой,

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

3 боец: (рассказывает солдатскую байку).

Вот у нас случай был. Иногда у нас в траншеях играл патефон. И вся рота слушала музыку. И даже гитлеровцам кое-что доносилось из наших мелодий.

Мы особенно любили песню «Катюша». И гитлеровцам чрезвычайно нравилась эта пластика. Они всякий раз аплодировали. И даже иной раз подпевали своими сиплыми голосами. И вот однажды слышим голос по их репродуктору: «Эй, рус, поставьте «Катюшу». Давно не слышали, скучаем…» Услышав это, мы стали смеяться. Принесли патефон. И поставили «Катюшу». Мы три раза ставили эту пластинку. Но им все было мало. Они хлопали в ладоши и кричали «Еще!». Мы поставили в четвертый раз. Но тут один из наших ребят говорит: «А ведь мы, братцы, не дело делаем. Мы этим создаем благодушное настроение для себя. И веселим фашистов, которые сжигают наши села, города. И убивают наших братьев, жен, детей».

И тогда мы поняли нашу ошибку. Сняли к черту эту пластинку и больше ее не ставили. А через несколько дней прибыла на фронт наша уважаемая пушка, тоже под названием «Катюша». И уж она-то заставила гитлеровцев позабыть все другие мотивы (Бойцы смеются, фонограмма пение птиц).

Песня «Катюша»

2 – ой солдат.

А я расскажу, как однажды за «языком» ходил.

Вот сижу я, значит братцы,

Под покровом темноты,

Слышу: шорох, вижу, братцы

Немец лезет...

1 – ый солдат.

2 – ой солдат.

Ну, а я конечным делом,
Притаился меж сосен,

Белый снег, и весь в белом.

Жду бандита...

1 – ый солдат.

2 – ой солдат.

Ну, а он ползет по лесу,
Только вижу я, братцы,
Много в том фашисте весу,

Как бугай он...

1 – ый солдат.

Ну а ты?

2 – ой солдат.

Ну, а я по весу муха,
Как полезешь на рожон?

Ах, ты, думаю, поруха,

Как с ним сладить?

1 – ый солдат.

2 – ой солдат.

Ну, а он все ближе, ближе...
Только вижу я, братцы,

Брюхом он лежит на лыже,

Снег глубокий...

1 - ый солдат.

2 – ой солдат.

Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком
И на фрица, на верзилу Прямо с маху сел верхом.

« Хальт», - кричу, - не то стреляю!

Ходу чертова душа!»

И к затылку приставляю

Свой заветный «пэ-пэ-ша».

1 – ый солдат.

2 – ой солдат.

Куда ж деваться?

Подчинился мне, подлец,

И повез меня он, братцы,

Как хороший жеребец.

Ох, уж утром было смеху!

Из лесочка под уклон

Так на пленном я и въехал

В свой гвардейский батальон.

Солдат пишет письмо

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди;

Жди, когда снега метут;

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не жалей добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди - и с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло. -

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил - будем знать

Только мы с тобой.

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ведущая берет в землянке пилотку с солдатскими письмами.

Ведущий
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.

1-е письмо:
На страницах застыли года.
Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой. Передают пилотку с письмами друг другу
2. Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
3. Ты прости, что письмо,
Торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка дневник
И как штурман - журнал.
Вот опять начинается... Слышишь?
С третьей скоростью мчится
Огнем начиненный металл...

4. Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать!

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья. Твой отец.

5. Я видел, как умирают мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь - и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад.

6. Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек…Представь себе: идет бой, рвутся снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок…

В это время выходят юноши из разных кулис и говорят от имени тех, кто не вернулся с войны.

1 – ый юноша.

Я убит подо Ржевом,

Тот убит под Москвой.

Где вы воины, где вы,

Кто остался живой?

2 – ой юноша.

В городах миллионных,

В сёлах, дома, в семье,

В боевых гарнизонах,

Не на нашей земле?

3 – ий юноша.

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль снегу…

Я вам жить завещаю,

Что я больше могу!

4 – ый юноша.

От неизвестных и до знаменитых,

Сразить которых годы не вольны,

Вас 20 миллионов незабытых,

Убитых, не вернувшихся с войны.

5 – ый юноша.

Нет, не исчезли вы в кромешном дыме,

Где путь, как на вершину, был не прям.

Ещё вы жёнам снитесь молодыми

Мальчиками снитесь матерям

Третий . Освещаются на табуретке солдат­ская пилотка, пачка писем, стакан водки , на­крытый куском черного хлеба.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля -

На миллион веков,

И млечные пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой..

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей.

Исполняется песня «Журавли» (Слова Р. Гамзато­ва. Перевод Н. Гребнева. Музыка Я. Френкеля).

Во время песни появляются юноши и девушки с горящими свечами в руках. Звучит сводка от Советско­го Информбюро об окончании войны.

Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

День Победы Фонограмма песни

Первый ведущий. Май есть и будет в нашем сознании соседством Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Второй ведущий. Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Третий ведущий. Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.

Первый ведущий. Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас - после нас.

Второй ведущий. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы.

Третий ведущий. Это для них мы должны сохранить нашу Землю. Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и подгоняя перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.

Первый ведущий. Ветер Победы.

Второй ведущий. Ветер Мира.

Третий ведущий. Ветер Любви.

Первый ведущий.

Нас с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю и мужчин и женщин

Сажать сады, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб война - то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях.

Звучит песня «Давным давно была война» Участники спектакля ставят по одному горящие свечи на край сцены и уходят.

Похожие статьи

  • Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы Литературная композиция к 9 мая в школе

    «Не забыть нам этой даты…» Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. Задачи:...

  • Таис Сотер - Факультет боевой магии

    Факультет боевой магии. Сложные отношения Таис Сотер (Пока оценок нет) Название: Факультет боевой магии. Сложные отношенияО книге «Факультет боевой магии. Сложные отношения» Таис Сотер Нелегко стать примерной спутницей жизни, особенно...

  • Осознание человеком своего места в окружающем мире

    Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения,...

  • Являетесь ли вы хозяином своей судьбы?

    Базовые материалы: Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus External control of reinforcement. Psychological Monographs, 80, Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий или же они определяются...

  • Историко-архивный институт российского государственного гуманитарного университета

    Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об открытии при Центральном архивном управлении Союза ССР Института архивоведения и о передаче Кабинета архивоведения при Центральном архивном управлении РСФСР в ведение Архивного управления Союза ССР» по...

  • Как отвечать на «How are you?

    Возможно, сама популярный вопрос при встрече двух людей — простое выражение «как дела?». Или — «Привет. Как дела?». Особенно часто употребляется данная фраза именно по-английски, ведь английский — один из самых интеллигентных языков в мире...