Крыжовник читать онлайн - антон чехов. «Крыжовник»: главные герои рассказа А. П. Чехова Идеи, высказанные в произведении

История создания

Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

Персонажи

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
  • Николай Иванович - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
  • Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
  • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

Сюжет

Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .

Напишите отзыв о статье "Крыжовник (рассказ)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Крыжовник (рассказ)

– Осторожна в чём? – спросила я.
– Ты родилась… – был ответ.
Его высокая фигура начала колебаться. Поляна закружилась. А когда я открыла глаза, к моему величайшему сожалению, моего странного незнакомца уже нигде не было. Один из мальчишек, Ромас, стоял напротив меня и наблюдал за моим «пробуждением». Он спросил, что я здесь делаю и собираюсь ли я собирать грибы… Когда я спросила его сколько сейчас время, он удивлённо на меня посмотрев ответил и я поняла, что всё, что со мной произошло, заняло всего лишь несколько минут!..
Я встала (оказалось, что я сидела на земле), отряхнулась и уже собралась идти, как вдруг обратила внимание на весьма странную деталь – вся поляна вокруг нас была зелёной!!! Такой же изумительно зелёной, как если бы мы нашли её ранней весной! И каково же было наше общее удивление, когда мы вдруг обратили внимание, что на ней откуда-то появились даже красивые весенние цветы! Это было совершенно потрясающе и, к сожалению, совершенно необъяснимо. Вероятнее всего, это было какое-то «побочное» явление после прихода моего странного гостя. Но ни объяснить, ни хотя бы понять этого, к сожалению, я тогда ещё не могла.
– Что ты сделала? – спросил Ромас.
– Это не я, – виновато буркнула я.
– Ну, тогда пошли, – согласился он.
Ромас был одним из тех редких тогдашних друзей, кто не боялся моих «выходок» и не удивлялся ничему из того, что постоянно со мной происходило. Он просто мне верил. И поэтому я не должна была никогда ничего ему объяснять, что для меня было очень редким и ценным исключением. Когда мы вернулись из леса, меня тряс озноб, но я думала, что, как обычно, просто немного простудилась и решила не беспокоить маму пока не будет чего-то более серьёзного. Наутро всё прошло, и я была очень довольна тем, что это вполне подтвердило мою «версию» о простуде. Но, к сожалению, радоваться пришлось недолго…

Утром я, как обычно, пошла завтракать. Не успела я протянуть руку к чашке с молоком, как эта же тяжёлая стеклянная чашка резко двинулась в мою сторону, пролив часть молока на стол... Мне стало немножко не по себе. Я попробовала ещё – чашка двинулась опять. Тогда я подумала про хлеб... Два кусочка, лежавшие рядом, подскочили и упали на пол. Честно говоря, у меня зашевелились волосы… Не по-тому, что я испугалась. Я не боялась в то время почти ничего, но это было что-то очень уж «земное» и конкретное, оно было рядом и я абсолютно не знала, как это контролировать...
Я постаралась успокоиться, глубоко вздохнула и попробовала опять. Только на этот раз я не пыталась ничего трогать, а решила просто думать о том, чего я хочу – например, чтобы чашка оказалась в моей руке. Конечно же, этого не произошло, она опять всего лишь просто резко сдвинулась. Но я ликовала!!! Всё моё нутро просто визжало от восторга, ибо я уже поняла, что резко или нет, но это происходило всего лишь по желанию моей мысли! И это было совершенно потрясающе! Конечно же, мне сразу захотелось попробовать «новинку» на всех окружающих меня живых и неживых «объектах»...
Первая мне под руку попалась бабушка, в тот момент спокойно готовившая на кухне очередное своё кулинарное «произведение». Было очень тихо, бабушка что-то себе напевала, как вдруг тяжеленная чугунная сковорода птичкой подскочила на плите и с жутким шумом грохнулась на пол… Бабушка от неожиданности подскочила не хуже той же самой сковороды... Но, надо отдать ей должное, сразу же взяла себя в руки, и сказала:
– Перестань!
Мне стало немножечко обидно, так как, что бы не случилось, уже по привычке, всегда и во всём обвиняли меня (хотя в данный момент это, конечно, было абсолютной правдой).
– Почему ты думаешь это я? – спросила я надувшись.
– Ну, привидения у нас вроде бы пока ещё не водятся, – спокойно сказала бабушка.
Я очень любила её за эту её невозмутимость и непоколебимое спокойствие. Казалось, ничего в этом мире не могло по-настоящему «выбить её из колеи». Хотя, естественно, были вещи, которые её огорчали, удивляли или заставляли грустить, но воспринимала она всё это с удивительным спокойствием. И поэтому я всегда с ней чувствовала себя очень уютно и защищённо. Каким-то образом я вдруг почувствовала, что моя последняя «выходка» бабушку заинтересовала… Я буквально «нутром чувствовала», что она за мной наблюдает и ждёт чего-то ещё. Ну и естественно, я не заставила себя долго ждать... Через несколько секунд все «ложки и поварёшки», висевшие над плитой, с шумным грохотом полетели вниз за той же самой сковородой…
– Ну-ну… Ломать – не строить, сделала бы что-то полезное, – спокойно сказала бабушка.
Я аж задохнулась от возмущения! Ну, скажите пожалуйста, как она может относиться к этому «невероятному событию» так хладнокровно?! Ведь это такое... ТАКОЕ!!! Я даже не могла объяснить – какое, но уж точно знала, что нельзя относиться к тому, что происходило, так покойно. К сожалению, на бабушку моё возмущение не произвело ни малейшего впечатления и она опять же спокойно сказала:
– Не стоит тратить столько сил на то, что можно сделать руками. Лучше иди почитай.
Моему возмущению не было границ! Я не могла понять, почему то, что казалось мне таким удивительным, не вызывало у неё никакого восторга?! К сожалению, я тогда ещё была слишком малым ребёнком, чтобы понять, что все эти впечатляющие «внешние эффекты» по-настоящему не дают ничего, кроме тех же самых «внешних эффектов»… И суть всего этого всего лишь в одурманивании «мистикой необъяснимого» доверчивых и впечатлительных людей, коим моя бабушка, естественно не являлась... Но так как до такого понимания я тогда ещё не доросла, мне в тот момент было лишь невероятно интересно, что же такого я смогу сдвинуть ещё. По-этому, я без сожаления покинула «не понимавшую» меня бабушку и двинулась дальше в поисках нового объекта моих «экспериментов»…
В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот – Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалеку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник . Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведенную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живет «счастливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Иллюстрация В. В. Тарасенко

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Пересказала

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».
  3. Темы

    В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

    Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

    И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

    Проблемы

    1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
    2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.
    3. Смысл

      Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

      Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

      Критика

      Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

      Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

      Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

      Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

      Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

      С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

      Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

      Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

», «Крыжовник», «О любви» . В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее - желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Крыжовник. Антон Чехов

    ✪ 2001110 02 Аудиокнига. Чехов А. П. "Крыжовник"

    ✪ А. П. Чехов - "Крыжовник" (аудиокнига)

    Субтитры

    Друзья, если у вас нет возможности читать рассказ Антона Чехова «Крыжовник», смотрите это видео. Это история об одном мужике, который хотел иметь усадьбу с кустами крыжовника. Написал рассказ Чехов в 1898 году. События происходят в тот же период. Итак… С самого утра небо было в дождевых тучах. Ветеринар Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин шли по полю. Буркин говорит, что Иван Иваныч хотел ему рассказать какую-то историю. - Точно. О своём младшем брате. И только он хотел начать свой рассказ, как пошёл дождь. Решили пойти к знакомому помещику Алёхину, который жил рядом. Когда пришли в его имение, то уже были промокшими и грязными. В одном из амбаров работал сам Алёхин, мужчина лет сорока. - А, пацаны! Заходите в дом. Я сейчас, - пригласил он их. Когда хозяин зашёл в дом, то предложил парням сначала сходить помыться в купальню. Когда помылись, сели пить чай. И вот тогда Иван Иваныч начал свой рассказ. (Дальше от первого лица). - Нас было два брата: я и Николай. Он на два года младше. Я пошёл по учёной части – стал ветеринаром, а Николай с 19-ти лет работал в государственных органах. После смерти отца наше имение забрали за долги. Но всё равно мы помнили наше детство. Оно прошло на воле – в деревне: в полях, лесах. Потому мой брат и тосковал на своей сидячей должности. Годы проходили, а он занимался одним и тем же – писал бумаги. И всё время думал о деревне. Он начал мечтать о маленькой усадебке на берегу озера или реки. В общем, захотел купить. Я его не понимал. Считал, что не стоит запирать себя в усадьбе. Брат мечтал есть на природе, спать на солнышке, смотреть на поле и лес. Он постоянно просматривал газеты с объявлениями о продаже усадеб. И обязательно он хотел, чтобы у него рос крыжовник. Николай копил деньги. Сам недоедал, ходил в обносках, но деньги нёс в банк. Годы шли. Брата перевели в другую губернию. Ему уже и 40 лет стукнуло. А он всё читал объявления и деньги копил. А потом вдруг женился. На старой некрасивой вдове. Из-за большой любви к её деньгам. Он и жену держал впроголодь, а её деньги положил в банк на своё имя. Жена стала чахнуть от такой жизни и года через три умерла на радость Николаю. После её смерти брат стал смотреть имения. И наконец-то купил. У реки, как и хотел. Купил 20 кустов крыжовника и посадил его. Зажил помещиком. В прошлом году я поехал его проведать. А он постарел, стал жирным. Показал мне своё имение. Он уже был не мелким робким чиновником, а настоящим помещиком, барином. Уже называл себя дворянином. Забыл наверное, что наш дед мужиком был, а отец солдатом. Ну и конечно к чаю нам подали крыжовник. Я видел, что брат был счастлив, когда его ел. Он добился того, к чему стремился всю жизнь. А ночью я лежал в постели и думал, сколько на земле живёт несчастных людей. И ведь никогда не знаешь, когда несчастье вдруг может к тебе постучаться. Иван Иваныч подошёл к Алёхину и попросил его продолжать делать людям добро. - Смысл жизни в том, чтобы делать добро, - сказал он. Этот рассказ не удовлетворил ни Буркина, ни Алёхина. Хозяин хотел спать, ведь за день очень устал. Но продолжал сидеть с пацанами. Наконец и Буркин захотел спать. Парни разошлись по своим комнатам. За окном продолжал идти дождь. Вот такая история, друзья!

История создания

Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.

«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли .

Персонажи

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский - главный герой произведения, рассказчик
  • Николай Иванович Чимша-Гималайский - младший брат Ивана Ивановича. Николай работал в казённой палате.
  • Павел Константинович Алёхин - небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иванович
  • Буркин - друг и собеседник Ивана Ивановича.

Сюжет

Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алёхин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать .

Похожие статьи

  • Трагедия перл-харбора, которой могло не быть

    Позже других стала строить свою колониальную империю. Только во второй половине XIX века эта страна изменила своему вечному изоляционизму и обратилась к внешней экспансии. Однако за строительство своей сферы влияния Страна восходящего...

  • Н носов клякса чему учит этот рассказ

    Страница 0 из 0 A- A+ Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей...

  • Фрунзе, михаил васильевич Память в наименованиях

    Отец Василий Михайлович Фрунзе - по происхождению из крестьян, по национальности молдаванин, родился в 1854 году в селе Захарьевке Тираспольского уезда Херсонской губернии. В 1870 году он поступил пансионером (так как был сиротой) в...

  • Некоторые тенденции развития геоботаники Белорусский государственный университет

    Белорусский государственный университет Биологический факультет Кафедра ботаники Геоботаника Курс лекций Для студентов биологического факультета Минск Редакционно-издательским советом БГУ 2004 г., протокол № Тихомиров...

  • Синтаксический разбор предложения

    Порядок разбора 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное). 2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное). 3. Найти грамматическую...

  • Нормальная и тангенциальная составляющие ускорения

    Касательное ускорение точки равно первой производной от модуля скорости или второй производной от расстояния по времени. Касательное ускорение обозначается – . . Касательное ускорение в данной точке направлено по касательной к...