Исследования экономической безопасности образовательного учреждения. Стратегические цели обеспечения экономической безопасности в сфере образования. Цель и задачи исследования

1

Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность высшего образования». Рассмотрены вопросы, связанные с системами экономической безопасности хозяйствующих субъектов различных иерархических уровней и их взаимодействием. Дается определение понятия «экономическая безопасность высшего образования». В работе показано, что экономическая безопасность высшего профессионального образования включает в себя различные аспекты, которые в своей совокупности определяют ее сущность. Среди них: студенты (демография, ЕГЭ, трудоустройство, качество образования, потребность организаций в специалистах); преподаватели (компетентность, заработная плата, карьерный рост, возрастной состав); наука и инновации (объемы НИОКР, взаимосвязь с научными центрами, международное сотрудничество, публикационная активность, интеллектуальная собственность); сетевое взаимодействие и мобильность; инфраструктура и финансы; экономическая и структурная эффективность. Рассмотрены основные вызовы и угрозы системе высшего образования в современных условиях.

система экономической безопасности

индикаторы экономической безопасности

пороговые значения

вызовы и угрозы

внешние и внутренние факторы

высшее образование

1. Гохберг Л.М., Китова Г.В., Кузнецова Т.А. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. – 2008. – № 7. – С. 112–128.

2. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: анализ динамики индикаторов на примере НГТУ им. Р.Е. Алексеева // Высшее образование в России. – 2014. – № 4. – С. 48–56.

3. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: концептуальные основы // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – С. 59–66.

4. Дмитриев С.М., Ширяев М.В., Митяков С.Н. Экономическая безопасность технического вуза: система индикаторов // Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – С. 11–20.

5. Капица С.А. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 2001.

6. Лапаев Д.Н., Митяков Е.С. Методика многокритериальной оценки экономической безопасности регионов России (на примере Приволжского федерального округа) // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. – 2013. – № 4. – С. 151–154.

7. Митяков С.Н., Митяков Е.С., Романова Н.А. Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа // Экономика региона. – 2013. – № 3(35). – С. 81–91.

8. Плетнев К.И., Шленов Ю.В. Высшая школа России и инновационное развитие национальной экономики // Инноваци. – 2008и. – № 1. – С. 85–89.

9. Развитие человеческого капитала в целях интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему: монография / С.Н. Митяков, М.В. Ширяев, Н.Н. Яковлева; Нижегород. гос. тех. ун-т. им. Р.Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2013. – 127 с.

10. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. – 2011. – № 5. – С. 56–61.

11. Сенчагов В.К., Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митякова О.И., Поляков Н.Ф., Митяков Е.С., Пальцев В.В. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. – М.: Анкил, 2013.

12. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. – М.: Анкил, 2010. – 714 с.

13. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.

В настоящее время в стране сложилась ситуация, когда резко возрастают вызовы и угрозы в большинстве сфер деятельности. Растет количество природных и техногенных катастроф. Пересматриваются многолетние связи между отдельными регионами и отраслями. Продолжается процесс «бегства капитала» за границу. Санкции, объявленные США и странами ЕС против России, наносят заметный ущерб экономике страны. Значительная (в ряде отраслей – почти полная) зависимость отечественной экономики от импортных товаров делает ее весьма уязвимой, особенно в условиях политической нестабильности. Вместе с тем решить проблему импортозамещения за небольшой период времени практически невозможно. Объективно инерционный процесс перестройки производственных систем усугубляется наличием проблем неэффективного управления и недостатка в квалифицированных кадрах. Потеря научных школ, падение престижа профессий ученого и педагога еще больше обостряют существующие угрозы. В связи с этим нам представляется целесообразным рассмотрение указанных проблем с позиций экономической безопасности.

В настоящее время термин «экономическая безопасность» применяется к различным экономическим системам и субъектам хозяйствования. Наиболее полно развита теория экономической безопасности на макроэкономическом уровне. В работах В.К. Сенчагова развита методология и инструментарий анализа экономической безопасности России на основе индикативной системы . В научной литературе также описываются разработки, посвященные анализу экономической безопасности хозяйствующих субъектов на мезо- и микроуровнях. Так, в приведена система индикаторов экономической безопасности регионов и ее апробация на примере Приволжского федерального округа. В предложена система индикаторов, отражающая влияние инновационных преобразований на экономическую безопасность страны и региона. В работах приведены концептуальные основы и индикативная система экономической безопасности технических вузов.

На рис. 1 приведена схема взаимодействия систем экономической безопасности различных экономических уровней в целом (а) и применительно к техническому вузу и высшему образованию (б).

Экономическая безопасность высшего профессионального образования может быть рассмотрена и как составляющая общей системы экономической безопасности страны, так и как самостоятельная система, взаимодействующая с другими системами. С общих методологических позиций, используемых при анализе экономической безопасности различных систем, рассмотрим экономическую безопасность системы высшего образования в России как специфической отрасли экономики.

Система высшего образования, наряду с другими отраслями экономики, в настоящее время находится в условиях постоянно возрастающих и учащающихся вызовов и угроз. В связи с этим возникает целесообразность рассмотрения этой системы как важной составляющей экономической безопасности России, с одной стороны, а также введения понятия экономической безопасности самой системы образования и рассмотрения ее особенностей, с другой.

Рис. 2 демонстрирует изменение числа студентов в образовательных учреждениях ВПО и СПО за последние десять лет. Разные значения и знаки изменений говорят о сильной дифференциации регионов в области подготовки кадров для инновационной экономики страны.

Одним из важных конкурентных преимуществ нашей страны является человеческий капитал, формированию и развитию которого за последние годы уделяется значительное внимание со стороны руководства страны . По мнению многих ученых , особая ставка в инновационном развитии экономики России должна быть сделана на высшую школу. За период 2000–2014 гг. численность персонала, занятого научно-исследовательскими разработками в России, сократилась более чем на 18 % . Вместе с тем, несмотря на общее уменьшение числа исследователей, наблюдается их рост в системе высшего образования. Таким образом, центр научных исследований переносится в вузы. Вузы должны стать связующим звеном между наукой и производством, осуществляя трансфер идей и технологий, с одной стороны, и проводя эффективную подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики страны, с другой. Эта двуединая задача и должна предопределить успех модернизации экономики России и стратегии импортозамещения высокотехнологичных товаров.

Рис. 1. Взаимодействие систем экономической безопасности различных уровней

Рис. 2. Изменение числа студентов в образовательных учреждениях ВПО и СПО за последние десять лет, %

Приведенные выше соображения обусловили авторский подход к определению понятия экономической безопасности высшего образования, а также ее основных составляющих. Определим экономическую безопасность высшего образования как такое состояние экономического, научно-технологического и кадрового потенциала высшей школы, при котором обеспечиваются: гарантированная защита интересов образовательных организаций, их работников и студентов, эффективное развитие высшего образования даже при неблагоприятных условиях воздействия внутренних и внешних факторов.

Экономическая безопасность высшего образования включает в себя следующие аспекты, которые в своей совокупности определяют ее сущность:

Студенты (демография, ЕГЭ, трудоустройство, качество образования, потребность организаций в специалистах, связь основной работы с профессией у выпускников);

Преподаватели (компетентность, заработная плата, карьерный рост, возрастной состав);

Наука и инновации (объемы НИОКР, взаимосвязь с научными центрами, промышленностью, международное сотрудничество, публикационная активность, интеллектуальная собственность и т.д.);

Сетевое взаимодействие и мобильность (приверженность системы образования к модернизации в рамках Болонского процесса с учетом российской специфики);

Инфраструктура и финансы (производственные и жилые помещения, современные лаборатории и оборудование, информационные ресурсы, финансовая устойчивость);

Устойчивость ресурсного обеспечения (динамика материальных, финансовых, человеческих и иных ресурсов системы ВПО с позиций экономической безопасности);

Экономическая и структурная эффективность (структура управления высшим образованием, содействие развитию законодательной базы образовательной и научной деятельности, государственно-частного партнерства и институтов поддержки высшего образования, эффективное распределение финансовых ресурсов, обеспечение взаимодействия с начальным, общим, средним специальным и послевузовским образованием, оптимизация структуры подготовки специалистов с учетом потребностей экономики страны).

Рассмотрим далее основные вызовы и угрозы экономической безопасности системы высшего образования. Неоднозначное влияние на систему высшего образования оказывает Болонский процесс. Сегодня стало очевидным, что внедрение Болонской системы без учета российской специфики неоднозначно сказалось на развитии системы образования в России. Так, система бакалавриата вводилась во многом по американскому образцу, где бакалавриат предполагает общее, неспециализированное образование и, по сути, ликвидирует пробелы школы. Это незаконченное высшее образование. Работодатель именно так и воспринимает выпускников с дипломом бакалавра. К большому сожалению, в связи с утратой репутации профессий ученого и педагога, окончившие аспирантуру молодые специалисты в большинстве своем не задерживаются в вузах и научно-исследовательских организациях, а находят значительно более высокооплачиваемую работу в банках или бизнес-структурах. За последние десять лет доля профессорско-преподавательского состава, принимающего участие в научных исследованиях, снизилась более чем в два раза. В настоящее время в российских вузах научной работой занимаются не более 16 % преподавателей .

Если в части организации трехуровневого высшего образования наша страна еще вписывается в рамки Болонской декларации, то в части организации академической мобильности, выдачи дипломов международного образца, развития индивидуальных траекторий обучения наши успехи значительно скромнее. Главным сдерживающим фактором здесь является недостаток финансовых ресурсов, который вынуждает вузы оптимизировать учебные планы, де-факто лишая студентов возможности выбора дисциплин. Академическая мобильность у нас учитывается в основном в виде нормативов по приему иностранных студентов, что в известной мере создает для вуза дополнительные проблемы. Что касается академического обмена, расширения международных связей, то эти вопросы решаются недостаточно эффективно из-за сложившейся в последнее время геополитической обстановки, введением санкций против России.

В новых государственных образовательных стандартах вместо квалификационной модели используется компетентностная, предполагающая владение определенными компетенциями, то есть – способностью и готовностью применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях, проявлять гибкость в изменяющихся условиях рынка. Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза. Переориентация системы образования, придание ей прагматической направленности неизбежно ведет к потере фундаментальной составляющей знаний, по которой наши университеты существенно опережали западные. Хотя ЕГЭ имеет и положительные стороны, он почти полностью исключает творческое начало, приучает учеников даже не к репродукции знаний, а к запоминанию конкретных тестов.

Влияние экономических и политических кризисов на экономическую безопасность системы высшего образования проявляется в снижении бюджетного финансирования вузов, сокращения реальных располагаемых доходов потенциальных их клиентов, а также снижении спроса со стороны промышленности на ряд направлений подготовки кадров. Средства, выделяемые государством на финансирование высшего образования, не всегда эффективно расходуются. Зарплата вузовских работников остается весьма низкой, что препятствует решению вопросов закрепления научных кадров.

Внутренние угрозы экономической безопасности системы высшего образования – это неспособность ее к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Серьезной угрозой является рост доступности финансируемого из бюджета высшего образования за счет снижения почти вдвое численности молодежи в возрасте 17 лет за последние десять лет. Еще одной проблемой демографии является снижение доли преподавателей наиболее активного «среднего» возраста (30–49 лет). Это вызывает эффект «разрыва поколений», составляя угрозу преемственности, как в научных исследованиях, так и в методике преподавания дисциплин. Одним из следствий старения преподавательских кадров является отставание уровня знаний преподавателей от современных требований.

Таким образом, в данной работе приведены концептуальные основы экономической безопасности системы высшего образования. Дальнейшее развитие исследований сводилось к выбору индикаторов экономической безопасности и обоснованию их пороговых значений.

Рецензенты:

Пермичев Н.Ф., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой инновационного менеджмента, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Кузнецов В.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика предприятия», Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород.

На сегодняшний день проблема экономической безопасности является одной из наиболее актуальных. В этом кроется основа не только возрождения нашей страны, но и ее существования в целом. Огромный недостаток, который мешает России занимать первые позиции на мировой арене, это отставание от лидеров в международных отношениях. Для того чтобы преодолеть этот разрыв, необходимо продумать точную стратегию.

Одним из основных аспектов улучшения экономической безопасности можно назвать уровень образования. Дело в том, что какими огромными не были бы инвестиции в технологическую базу, без должного вложения в человеческий капитал не следует ждать особого успеха. Ведь именно люди будут работать на новом оборудовании.

Они будут двигать всю мощь производственного процесса.

Ни для кого не секрет, что человеческий капитал – это наука, образования, здравоохранение и культура. Это те части, которые способны обеспечить национальную безопасность.

Хочу обратить внимание на статистику, разработанную американскими специалистами. Суть их исследования была в том, чтобы показать роль инвестиций в человека. В США средняя норма прибыли от получения высшего образования находится в интервале 8-12%, а в России всего 4%. Также специалисты смогли доказать, что даже при отсутствии природных богатств, страна может быть экономически могущественной, если она будет заботиться об образовании молодежи, например, Япония и Тайвань. Их исследования привели к осознанию того, что инвестиции в человеческий капитал гораздо выгоднее, чем какие-либо другие.

Конечно, Россия – это сильная страна, где человеческий капитал соответствует таким странам, как Великобритания, Швеция, Германия, Франция. Это определяется тем, что больше 25% людей, работающих в сфере экономики, имеют высшее образование. Но это не должно служить для нас утешением. Наша страна имеет много проблем, с которыми нужно бороться. Во-первых, это снижение качества образования, как в школах, так и в высших учебных заведениях. Во-вторых, на данный момент у нас нет учреждений, которые стимулировали бы и учили людей создать нечто новое, идти в ногу с прогрессом.

Из-за недостаточного финансирования в конце XIX – начале XX вв. наша страна уступает странам лидерам. Также причинами таких тенденций можно назвать отсутствие современных кадров и качественных моделей управления учебным процессом.

Я считаю, что если наша страна начнет по-новому относиться к сфере образования, то с помощью человеческого потенциала, технологической базы и природных ресурсов, мы сможем твердо занять место среди лидеров и стать примером для других государства, которые только начинают выходить на путь улучшения.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА 13

1.1 Качество образования: сложности дефиниций 13

1.2 Экономическая безопасность образовательного учреждения- в
условиях становления инновационной экономики 37

1.3 Вопросы оценки качества образования Вуза 52

ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ВУЗА 72

    Развитие экономики и качество образования 72

    Типология вузовкак база оценки уровня качества образования -фактора экономической безопасности 83

2.3 Взаимообратная связь качества образования и экономической
безопасностью Вуза: 102

ГЛАВА 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ"
БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ Н5

    Концепция решения проблем оценки уровня качестваїобразования как фактора экономической безопасности в условиях их: взаимосвязи 115

    Количественные оценки качества образования и экономической безопасности 124

    Источники финансирования вуза и коррупция в Вузе как угроза качеству образования 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 164

Введение к работе

Система высшего образования объединяет 755 государственных и 674 негосударственных вузов, в которых обучается 7,7 млн. человек. После относительного спада в середине 90-х годов число студентов ежегодно растет. В 2007 г. число студентов на тысячу человек населения составило 71 человек, что выше, чем соответствующий показатель в США - 59 на тысячу человек населения. Вузы, России готовят специалистов более чем по 350 специальностям.

Преподавательский состав государственных ВУЗов включает 265 тысяч человек, из которых 153 тысячи человек - специалисты, высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных ВУЗах занято более 42 тысяч преподавателей.

В настоящее время экономика и общество ставит перед всеми образовательными учреждениями задачу обеспечения должного уровня качества образования всех без исключения" студентов независимо от получаемой* специальности. Это становится, необходимым требованием в условиях интеллектуализации труда и повышения роли человеческого капитала. С другой-стороны, любой* Вуз поддерживал, поддерживает и будет поддерживать у себя достаточный уровень экономической-безопасности, т.к. без этого невозможно добиться необходимого качества, образования. К сожалению, нередко экономическая безопасность образовательного учреждения и качество образования сосуществуют как автономные системы, что в условиях становления инновационной экономики страны недопустимо.

В Концепции модернизации российского образования на период до

2010 года (Приказ Минобразования России №393 от 11.02.2002г.) записано:

«...страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические

проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной

школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как

вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и

общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованы в

качественном образовании».

Нестабильные процессы, происходящие в системе образования за последние 20 лет, привели к необходимости произвести детальный анализ влияния уровня качества образования на экономическую безопасность образовательного учреждения с одной стороны, и влияния стремления в повышении уровня экономической безопасности образовательного учреждения на качество образования, с другой стороны.

И «качество», и «экономическая безопасность» являются сложными смысловыми категориями. Кроме того, качество - это сложное, многогранное понятие, применяемое практически во всех сторонах деятельности и находящееся под воздействием разнообразных факторов внешней и внутренней среды. Взаимосвязь и взаимовлияние этих категорий в современной образовательной системе в условиях перехода к инновационной экономике вызывают большой«научный.интерес.

Актуальность темы і диссертационного исследования обусловлена следующими основными обстоятельствами:

во-первых, необходимостью научного осмысления роли и места качества образованияв.формированиисистемы экономической безопасности Вуза. Это во многом определяет возможности прогрессивной и интенсивной диверсификации высшего образования страньь в условиях перехода к наукоемкому производству и развития инновационной экономики;

во-вторых, научной и практической значимостью исследований, обосновывающих перспективные направления формирования системы качества образования как главного фактора экономической безопасности высшего учебного заведения. Трансформация транзитивной экономики в инновационную экономику возможна только при условии резкого изменения уровня качества образования с одновременным повышением уровня экономической безопасности Вузов;

в-третьих, недостаточной теоретической и методологической

разработанностью основ взаимосвязи и взаимовлияния качества образования

и экономической безопасности высшего учебного заведения, которые служат базой в части наполнения данной проблемы действенными правовыми, организационными и экономическими фундаментальными положениями, необходимыми формами, методами и механизмами.

Степень научной, разработанности темы., В настоящее время
большое внимание уделяется вопросам качества образования.

Публикационная активность по данной проблематике ежегодно растет на 3-5,5%. Всё большее количество журналов, так или иначе, освещают вопросы качества образования. Литературный анализ показывает, что вопросы экономической безопасности в масштабах государства и применительно к производственной организации достаточно широко освещены в зарубежной и отечественной литературе. В то же время в условиях становления и реформирования системы образования (начиная с 90-х годов и по настоящее время) в.России проблематика безопасности образовательного учреждения, в силу его специфических особенностей, приобрела во многих случаях самостоятельное значение. Проблемы качества образования и экономической безопасности образовательного учреждения, тем более в системном единстве, до настоящего времени не подвергались достаточно широкому изучению. В изучение проблем данного исследования большой вклад внесли такие ученые как: Абалкин Л.И., Брызгалин А.И*., Колосов А.В:, Яковец Ю.В., Е. Балацкий, Короткое Э.М. В. А. Федоров, Е. Д. Колегова, Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова, М.М.Поташник, В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Кондрат И.Н., Перминов В.Л., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. и др. а также зарубежные исследователи, в частности таких как Ансофф И., Брейли Р., Бригхем Ю., Ван Хорн Дж., Вильсон К., Гапенски Л"., Друкер П., М. Инс и

сущность используемых в работе категорий общей экономической теории,

экономики образования, экономической безопасности организаций, экономической безопасности образования и качества образования, разработан терминологический аппарат и представлены исходные научные положения, позволившие осуществить исследование на необходимом научном и практическом уровне.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования - выявить системные взаимосвязи и синергообразующее взаимовлияние качества! образования в отдельно взятом Вузе и уровня экономической безопасности образовательного учреждения, с учетом влияния на них экзогенных экономических условий.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

    уточнить и расширить главные дефиденты теории образования, в частности: качество, образование, качество образования, экономическая безопасность Вуза;

    выясниты изменение качества образования в зависимости от этапа развития экономики;

3) произвести типологию Вузов- как базы оценки уровня качества
образования, позволяющей выявить взаимозависимость и
взаимовлияние с экономической безопасностью высшего учебного
заведения;

5) предложить систему показателей, позволяющих оценить качество
образования на различных этапах развития экономики;

6) выявить, систематизировать, произвести анализ источников

безопасность образовательного учреждения и показать их отличия от

источников финансирования зарубежных Вузов;

7) сформировать ряд мер по преодолению угроз коррупции в высших учебных заведениях.

Предметом, исследования являются проблемы взаимодействия качества образования и экономической безопасности Вуза на разных этапах развития российской экономики.

Объектом исследования является образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование, удостоверяемое дипломом государственного образца и в котором используются или создаются механизмы, обеспечивающие надлежащую взаимосвязь между качеством образования и уровнем экономической безопасности.

Научной гипотезой -работы является предположение о том, что степень взаимодействия качества образования и уровня экономической безопасности Вуза зависит от этапа развития экономики.

Теоретическую, методологическую и эмпирическую базу исследования

составили современные концептуальные построения и системы научных

взглядов на развитие образовательной сферы, качество образования, в части

самостоятельного функционирования образовательных учреждений;

разработанные, прежде всего, научными школами СССР и затем России, и

экономическую безопасность с её новыми инновационными

представлениями. В- процессе исследования использовались подходы

системного анализа, факторного анализа, прогностики, классификации, а так

же традиционные методы научного познания - сопоставление, схематизация,

обобщение, логическое построение и т. д. В исследовании реализованы

статистические методы обработки полученного массива численных данных с

использованием методик, адаптированных к решаемым задачам. В отдельных

случаях количественный анализ проводился на основе предложенных в

исследовании формул, которые позволяли оценивать требуемые параметры с

определённой достаточной для работы точностью. Эмпирической базой

исследования явились концепция и государственная. стратегия

экономической безопасности Российской Федерации, законы Российской

Федерации, Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства России, аналитические материалы Федеральной службы статистики, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ и др. Информационной базой исследования, послужили материалы периодической печати, научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет, статистические данные государственных и негосударственных органов, отчёты деятельности благотворительных фондов, школ и аналогичных организаций Российской Федерации, а так же результаты самостоятельных наблюдений автора.

Положения, выносимые на защиту:

1) уточнённые определения понятий: «качество образования»;
«экономическая безопасность Вуза»;

2) показано, что взаимодействие качества образования и экономической
безопасности вуза- в период коренных преобразований экономики России
претерпело ряд трансформаций от почти полного отсутствия взаимодействия
в начале 90-х г. до перехода- в состояние; когда качество образования
становится фактором экономической безопасности высшего учебного
заведения;

    предложена типология Вузов (с выделением трех типов: эдукологического, исследовательско-поискового, инновационно-средообразующего), позволяющая осуществлять формирование и функционирование системы, экономической безопасности Вуза на боле высоком, системно сформированном уровне и, благодаря этому, целенаправленно влиять, на качество образования в современных быстроменяющихся общественно-политических условиях;

    разработана более сложная форма оценки деятельности высшего учебного

заведения, основанная на выделении трех блоков, включающих в себя -

анализ современного состояния Вуза, краткосрочную и долгосрочную перспективу его развития.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в осмыслении на более совершенном теоретико-практическом уровне проблем взаимодействия качества образования и экономической безопасности высшего учебного заведения в зависимости от этапа развития экономики; и типа Вуза.

Конкретные элементы новизны заключаютсяв следующем:

    уточнен ряд определений, в частности, для таких понятий как «качество образования» и «экономическая безопасность Вуза»;

    установлено, что взаимодействие экономической безопасности и качества образования проявляется по-разному, в соответствии с этапом развития Российской экономики - трансформации транзитивной экономики (с выделением трех самостоятельных этапов: выживания; стабилизации и подъема) в инновационную экономику страны;

    произведена типологизация Вузов, предполагающая разделение их по трем " категориям: ~V. категория- Вуз как эдукологическая система, 2 категория - Вуз как исследовательская система,. 3 категория - Вуз- как инновационнаяf система; что является базой для: оценки уровня качества? образования, позволяющей выявить взаимозависимость и взаимовлияние с экономической безопасностью высшего учебного заведения;

    произведён анализ различных типов взаимодействия экономической безопасности и качества образования: высшего учебного заведения;

6) выявлен, систематизирован; произведен анализ источников

финансирования Вуза, полнота которых обеспечивает экономическую

безопасность образовательного учреждения и показаны их отличия? от

источников финансирования зарубежных Вузов.

7) предложен ряд мер по преодолению угроз коррупции в высших учебных заведениях.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные научные результаты позволяют на более высоком уровне осуществлять формирование взаимодействия и взаимовлияния качества образования и системы экономической безопасности Вуза.

Диссертационное исследование с использованием экономических категорий (новых и адаптированных к изменившимся условиям) раскрывает и дополняет теоретические положения к решению проблем взаимодействия и взаимовлияния*качества образования и системы экономической безопасности Вуза. Результаты, работы могут являться основой для подготовки методических материалов и курсов- лекций по дисциплинам: качество образования, экономика образования, экономическая ^ безопасность образования; экономическая:безопасность образовательного учреждения*для-специальностей:, менеджмент организации; экономическая безопасность и др., а также для дальнейших научных исследований^

Практическая^ значимость- работы заключается в использовании результатов исследования в качестве механизма разработки рекомендаций по организации и совершенствованию взаимодействия И" взаимовлияния качества образования и системы экономической безопасности-Вуза.

Проведенный-в исследовании анализ, полученные результаты и выводы доведены до уровня конкретных научно-обоснованных рекомендаций, которые неоднократно были представлены широкой общественности, что позволило улучшить деятельность, ряда Вузов и государственных учреждений, занимающихся управлением и регулированием высшего профессионального образования:

Министерством образования и науки Российской^ Федерации при

разработке концепции и стратегии обеспечения экономической безопасности

образования и формирования стратегии и тактики развития экономики

образования;

различными региональными и территориальными органами управлениями образовательными учреждениями (Департаментом образования г. Москвы, окружными управлениями образованием и т.д.) при разработке концепций, стратегий и планов (как текущих, так и долгосрочных) деятельности подведомственных организаций;

администрацией образовательных учреждений, в, которых формируется, система экономической безопасности, взаимосвязанная с качеством образования;

Учеными; исследующими развитие образовательной сферы, как на уровне страны (макроуровень), так и на уровне образовательных учреждений (микроуровень).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности;

Область исследования работы находится в рамках пункта 11.10 «Механизмы и, инструменты, создания эффективной системы, экономической безопасности специальности" 08.00.05 - Экономика, и управление народным хозяйством (11.Экономическая безопасность)», паспортов* специальности ВАК (экономические науки).

Апробация работы и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования- докладывались и

обсуждались на Всероссийской научной конференции «Аудиовизуальные

научно-технического совета Российского нового университета, на ученом

совете Московской финансово-промышленной академии, на заседании по

качеству управления стратегического развития НИИ Технического

университета (МИСиС). Кроме того, результаты проведенного исследования,

на рабочих группах по разработке оценочных показателей качества

деятельности Вузов для определения вида учреждения высшего

профессионального образования, в Федеральной службе по надзору в сфере

науки и образования.

Публикации. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования отражены в 6 научных статьях, объём которых составил 6,3 печатных листов.Черкасов Кирилл Сергеевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Ключевые слова

качество образования, национальная безопасность, социологический анализ, the quality of education, national security, sociological analysis

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблема повышения качества общего и профессионального образования. Проведено социологическое исследование, целью которого стало изучения вопроса качества образования как фактора национальной безопасности глазами студентов.

Текст научной статьи

Высшие приоритеты национальной безопасности Российской Федерации - национальная оборона, государственная и общественная безопасность - четко определены вУказе Президента РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до2020 года». Наряду с указанными приоритетами, к стратегическим целям обеспечения национальной безопасности следует отнестиповышение уровня и доступности конкурентоспособного общего и профессионального образования, т.к. повышение качества, открытости и эффективности образования, рост социальной мобильности молодежи, ее включенность в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния граждан. Актуальности данной темы подтверждают многочисленные исследования, появившиеся в последние годы.Как показывает практика, серьезное внимание исследователей уделяется вопросам качества образования какодного из ведущих факторов успешного преобразования российского общества. В Омском филиале Финансового университета при Правительстве РФ было проведено социологическое исследование, целью которого стало рассмотрение вопросов качества образованияс позиции студентов. Анкета содержала как открытые, так и закрытые вопросы.В исследовании приняли участие 228 студентов (78 человек - студенты 4 курса, 62 человека - студенты 3 курса, 48 человек - 2 курса, 40 человек - студенты 1 курса). Результаты анализа анкет позволили сделать следующие выводы: проблемы, связанные с состоянием образования в РФ волнуют студентов, серьезно ими обсуждаются. При этом, если студенты 1 курса не увидели прямой связи между современным состоянием российского образования и национальной безопасностью страны, то 168студентов (73,7 %) старших курсов отметили, что образование является важнейшим фактором, обеспечивающим экономический рост и социальную стабильность российского общества. Судьба любого государства, по их мнению, напрямую зависит от состояния системы образования, т.к.система образования, с одной стороны, создает новые ресурсы для современных технологий; с другой - формирует национальную элиту, т.е. компетентные и нравственные силы, способные перевести страну в качественно новое состояние. Среди реальных факторов, несущих в себе угрозу безопасности страны, были обозначены следующие: 1. 207 человек (91%) отметили низкий уровень связи между этапами образования.По их мнению, школа не даетдостаточных знаний дляпоступления в вуз, что вынуждает родителей нанимать репетитора для сдачи ЕГЭ. Отметили также отличияв уровне требований, которые предъявляли в школе, от необходимых для обучения в вузе, что, в свою очередь, определяет большое количеством отчислений первокурсников. 2. 64,9% (148 человек) опрошенных подчеркнули сомнительную эффективность единого государственного экзамена. Студенты отметили, что тесты не устраняют ситуации случайного угадывания правильного ответа тесты и не позволяют проявить свою индивидуальность. Введение ЕГЭ привело, по их мнению, к замещению системного освоения школьных предметов натаскиванием на успешную сдачу тестов. 3. 130 студентов (57%) отметили массовый спрос на высшее образование, что проявляется в увеличении числа негосударственных вузов и, как следствие, в повышении уровня безработицы среди выпускников. 4. 173 человека (75,9% опрошенных) считают, что реальную угрозу имеет низкий уровень финансированияучебных заведений. Студенты констатируют, что коммерциализация образования, превращение в рынок «образовательных услуг» привели к тому, что фактически стремительно снижается интеллектуальный уровень выпускников вузов. 5. 98 опрошенных (42,9%) отметили падение престижности обучения в ПТУ и колледжах - в этом они видят угрозу российскому обществу. Такая ситуация ведет к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере и студенты вполне обоснованно утверждают, что без квалифицированных рабочих кадров сегодня сложно повысить качество жизни современного общества. 6. 100% опрошенных считают, что серьезнейшая угроза национальной безопасности России - это коррупция в российской системе образования. Сюда отнесли: денежные поборы с родителей обучающихся, хищение бюджетных средств, взятки, продажу подложных дипломов, изготовление поддельных документов об образовании. 7. 28% опрошенных (64 человека)считают, способы оценки знаний также могут создавать серьезную угрозу. Тестирование, как форма контроля, прочно утвердилась на всех уровнях образования и представляется как путь получения максимально объективной оценки результатов обучения. Однако практика тестирования, считают студенты, сводит до минимума личностный аспект в общении с преподавателем, предоставляет возможность угадывания. 8. 181 человек (79,4% опрошенных) считают, что кадровое обеспечение сферы образованияможет представлять серьезнейшую угрозу. Студенты подчеркивают, что государство недооценивает труд педагогов, ученых и работников сферы образования. И таким образом государство снижает свой интеллектуальный потенциал и степень своей независимости. Пути устранения этой угрозы, по мнению опрошенных, - повышение имиджа педагога, закрепление квалифицированных кадров, достойное вознаграждение и привлечение молодежи на работу в сферу образования. Особый акцент в исследовании был сделан на вопросах качества образования, в частности, на уровне подготовки студентов. Ребята предлагалось самостоятельно определиться с оценкой собственных результатов обучения. Остановимся на отдельных результатах: 73% абитуриентов при выборе места учебы руководствовались собственным мнением и сделали осознанный выбор. На выбор 18% абитуриентов повлияло мнение родителей. Однако 9% опрошенных студентов предпочли вариант «все равно, где учиться». При этом 79% студентов отметили, что их жизненной целью является, во-первых, получение экономического образования, а во-вторых -трудоустройство по специальности. Для 63% опрошенных - обучение на уровне бакалавриата является первой ступенью в получении профессионального образования, предпосылкой для поступления вмагистратуру. Как видим, подавляющеебольшинство студенты пришли осознанно обучаться в образовательное учреждение, они стремятся получить необходимые знания и умения для дальнейшего осуществления жизненных планов. На вопрос об отношении к тем или иным учебным дисциплинам студенты дали разноплановые ответы. С удовольствием ходят на занятия по экономическим дисциплинам 81% из опрошенных студентов. Однако на занятия по всем дисциплинам ходит с удовольствием лишь 5 человек. Студенты отметили, что предпочитают практические занятия лекционным (69%), 16% опрошенныхнравятся занятия теоретико-практического типа, 15% предпочли занятия по теории. Студентам по душе заниматься различными подсчетами, решением задач, составлением схем, бизнес-планов и т.д. Анализируя свои негативные качества, студенты пришли к выводу, что больше всего мешает учиться леность, а на втором месте - недисциплинированность и отсутствие познавательного интереса. При подготовке к занятиям 93% студентов используют Интернет, а также СПС «Консультант +», «Гарант». Отрадно, что многие студенты (50,1%) считают, что качественную подготовку к учебным занятиям можно осуществить лишь при использовании научной литературы. Отвечая на вопрос, что необходимо для повышения качества образования студентов, большое количество студентов ответили, что качество образования в основном зависит от следующих факторов: уровня компетентности преподавательского состава (76,7%); желания студентов учиться (83 %); наличия дисциплины и контроля (58%); системы стимулирования студентов (63%); внедрения инновационных технологий обучения(65%). Оценивая обеспеченность учебного процесса, наиболее значимым для студентов оказалось обеспеченность методическими рекомендациями и пособиями, в т.ч. в электронном виде (89%),а так же наличие электронной связи с преподавателем (87%). На основании результатов проведенного социологического исследования можно сделать следующие выводы. В контексте повышения качества российского образования необходимо: 1. Сформированность профессионально-педагогической компетентности преподавателя, позволяющей качественно осуществлять профессиональную деятельность, поскольку преподаватель не просто передает знания, аспособствует, прежде всего, формированию личности обучающегося, его мировоззрения. 2. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Преподаватель должен иметь способность видеть характерные особенности студентов, находить индивидуальные подходы к обучающимся. 3. Совершенствование учебных программ, методик обучения, внедрение инноваций в учебный процесс. 4. Установление диалога и сотрудничества участников образовательного процесса. 5. Повышение мотивации студентов, ценностно-смысловой составляющей результатов процесса обучения. Таким образом, система образования формирует важнейший фактор экономического развития - интеллектуальные ресурсы, обладающие необходимыми технологическими знаниями, умениями и способностью их постоянно наращивать. В условиях кризисного состояния российского общества значение образования возрастает еще в большей степени. Однако обнаруживается парадокс: необходимость в высокообразованном, профессионально компетентном гражданине сопровождается уменьшением внимания к развитию сферы образования, что является реальной угрозой национальной безопасности России.

Проблема обеспечения доступности и качества высшего образования всегда была центральной задачей при формировании и реализации государственной политики в сфере высшего образования. Однако в условиях становления инновационной экономики постановка и решение этой проблемы приобретают особую значимость. Формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественном высшем образовании, а экономики – в компетентных специалистах становится основной задачей органов управления образованием. Сегодня, вследствие возросшей значимости человеческого фактора в инновационных процессах, от специалистов с высшим образованием требуется более высокий уровень компетентности, а от вузов – более высокое качество их подготовки. В современных условиях система высшего образования должна стать центральным звеном кадровой инфраструктуры, адекватной современным технологиям, используемым в основных отраслях реальных секторов экономики и сферы услуг.

Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование в развитых странах информационного общества, основа которого – сфера услуг, где наиважнейшим компонентом является образовательные услуги. В качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы выступает образование. Институт образования является многоуровневой структурой, главная функция которой заключается в накоплении и передачи теоретических знаний, практических навыков и опыта, социальных ценностей новым поколениям. Помимо этого, у системы образования много других немаловажных функций.

В рыночной экономике проблема качества является важным фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество, по мнению некоторых авторов – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности.

Вопросу определения термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так и в зарубежной литературе.

В словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой даются следующие значения понятия качество:

1.Наличие существенных признаков, свойств, особенностей отличающих один предмет или явление от других.

2.То или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-то, чего-то.

В работе профессора Басовского Л.Е. можно найти следующее утверждение: «хотелось бы отметить, что качество как свойство, степень пригодности чего-либо используется в русском языке сравнительно недавно. Это позволяет прийти к выводу о целесообразности использования исторического подхода к выявлению сущности категории «качество».

В соответствии с международным стандартом (ISO) качество - это совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. В выше указанных определениях качество связывается со свойствами, признаками, характеристиками товаров и услуг. Они рассматриваются с точки зрения способности удовлетворять потребности.

Проблемы качества высшего образования в настоящее время приобрели особую актуальность, поскольку от подготовки высококлассных специалистов зависит настоящее и будущее страны. Качество высшего образования тесно связано с запросами рынка к уровню знаний специалистов, оно должно соответствовать требованиям сегодняшнего дня и отражать достигнутую в обучении степень мастерства владения профессиональной деятельностью.

Высшее образование ценится как источник знаний и компетенций, как повышение доходов обладателя человеческого капитала, а также как средство сигнализирования о способностях обладателя диплома. При этом наделение человеческим капиталом предполагает формирование культуры. Экономическая оценка качества образования позволяет с единых позиций изучать многие явления и процессы рыночной экономики.

Образование как благо обладает свойствами как индивидуального так и общественного блага. Образовательные услуги позволяют потребителю получить в перспективе более высокие доходы и реализовать возможность высокой доходности своего человеческого капитала.

Оценить качество образования как частного блага, как средства формирования индивидуального человеческого капитала на основе экономического подхода Г. Беккера, задача сложная, но достижимая. Сложность состоит в невозможности использования данного подхода для экономической оценки выгод общества от получения образования отдельным человеком.

Таким образом, использование экономической оценки качества образования можно считать продолжением подхода экономиста С. Струмилина, который в начале XX века получил экономическую оценку уровня образования. Экономические критерии оценки качества образования используют многие высшие учебные заведения. Например, использование показателя влияния величины средней заработной платы выпускников в первый год работы.

Похожие статьи

  • Стратегические цели обеспечения экономической безопасности в сфере образования

    1 Статья открывает цикл публикаций с общим названием «Экономическая безопасность высшего образования». Рассмотрены вопросы, связанные с системами экономической безопасности хозяйствующих субъектов различных иерархических уровней и их...

  • Операции над случайными величинами

    При изучении систем случайных величин всегда следует обращать внимание на степень и характер их зависимости. Эта зависимость может быть более или менее тесной. Понятие о независимых случайных величинах -- одно из важных понятий теории...

  • Рпц заявила о тайном вскрытии могил русских императоров

    Ещё из Где останки императоров? Есть подозрение, что могилы русских царей в Петербурге сегодня пусты / Версия Бурное обсуждение вопроса о перезахоронении цесаревича Алексея и великой княжны Марии, останки которых были найдены недавно...

  • Константинополь сейчас называется

    Константинополь I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне-русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ,...

  • Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают Что бы вы поменяли в ЕГЭ

    В Кремлевском дворце объявили победителя главного образовательного конкурса страны5 октября, в главный праздник всех школьных педагогов, в Кремлевском дворце объявили победителя всероссийского конкурса «Учитель года». По итогам последнего...

  • Строение вирусной частицы бактериофага т4

    В 2016 году, как и другие бактериофаги, был переименован в Escherichia virus T4 . Напишите отзыв о статье "Фаг Т4" Литература Leiman, P.G., Kanamaru, S., Mesyanzhinov, V.V., Arisaka, F., and Rossmann, M.G., «Structure and morphogenesis...