Психологические теории вниманиятеории, установки и концепции. Психологическая теория внимания Т. Рибо Французский психолог т рибо

В историю психологии Рибо вошел как один из создателей экспериментального направления, наряду с Вундтом, Жане и Джеймсом. Он исследовал феномены воли, внимания, памяти в их нормальных и отклоняющихся состояниях, изучал наследуемость душевных свойств, создал несколько значительных работ по истории психологии и по истории философии, в частности, по философии Шопенгауэра, интерес к которому возник у Рибо в связи с его собственными исследованиями психологических особенностей воли и темперамента человека. В психологии религии Рибо известен прежде всего как автор «Психологии чувств».

В любом религиозном веровании, полагает Рибо, можно выделить два элемента: интеллектуальный (представления об объекте верования) и эмоциональный - чувство, находящее свое выражение в поступках человека . Чувству Рибо отводит главенствующую роль в религиозном развитии, хотя отмечает, что жестко разделять два этих элемента не следует. Психолог описывает этапы эволюции религиозных представлений и чувств. К первым стадиям религиозного развития Рибо относит фетишизм, полидемонизм, натурализм вкупе с анимизмом. Объект верований на этой стадии антропоморфен. Религиозное чувство в этот период соединяет в себе 2 элемента: эмоцию боязни и – пока еще очень слабую – симпатию по отношению к божеству. Это чувство характеризуется строго практическим (утилитарным) характером и примыкает к инстинкту самосохранения индивида: оно выражается в стремлении действовать по правилу «даю, чтобы ты мне дал». В это время когда формируется принцип авторитета в первобытной общине - «начальники, жрецы, чародеи говорят и действуют во имя высшей власти и поддерживают социальную связь» , - в религиозном чувстве начинает более отчетливо проявляться его социальный характер. По замечанию Рибо, «религиозное чувство имеет стремление соединять, группировать, социализировать» . И тут нет никакого противоречия с идеей об эгоистической составляющей религиозного чувства: люди объединяются для реализации своих интересов.

Однако под влиянием интеллектуального развития, наблюдений и формирования представлений о космическом порядке течение религиозной жизни постепенно меняется, возникают боги отдельных природных стихий, а затем и то, что во времена Рибо называли «монолатрией» - почитание божества, превосходящего других, которые действуют под его властью и которых оно не уничтожает. Далеко не везде эти перемены происходили синхронно: у разных народов этот процесс совершался в разное время. И при этом он всегда сопровождался развитием религиозных чувств: если в первый период в целом преобладают отрицательные эмоции (выражение чувства зависимости), то теперь на первый план выходят чувства удивления, доверия, любви, экстаза (в частности, это проявляется в постепенно исчезновении кровавых жертв и уменьшении числа злых божеств) . С другой стороны, религиозное чувство постепенно соединяется с нравственным чувством, что также свидетельствует о достижении определенного прогресса в религиозном развитии (формируются более дифференцированные представления о загробном существовании). Изначально религиозное и нравственное чувства представляют собой отличные друг от друга формы чувств и отвечают совершенно различным по своей природе стремлениям. Третий период религиозного развития, по мысли Рибо, характеризуется преобладанием интеллектуального элемента, тогда как «застигнутая в самом источнике своем, эмоция течет тонкой струйкой и от религиозного чувства в собственном смысле слова остается неясное благоговение перед неизвестным» . Но даже в самых утонченных религиозных системах остается место для чувства (мистицизм).

Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией, то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность, пот, дрожь и др.), а, с другой стороны, находит выражение в выразительных движениях, жестах, актах, то есть в религиозных обрядах, в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства, то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами, говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией, а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний . Интересно, что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение; но они могут не оказывать на него никакого влияния, могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления, никакой эмоции; они могут быть постигнуты, но не прочувствованы» . Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства, такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым, осужденным, презренным), бред одержания бесом (демономания, как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением, восторг), теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании): в этом случае, говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий, реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами).

Для своего времени система Рибо была весьма содержательной и интересной. Многие проблемы психологии религии, обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог, получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды, в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.

РИБО, ТЕОДЮЛЬ (Ribot, Théodule) (1839–1916) – французский психолог и философ. Родился 18 декабря 1839 в г.Гинган.

Окончил высшую педагогическую школу (Ecole Normale). Профессор Сорбонны (1885), затем Коллеж де Франс, где с 1888 работал на кафедре экспериментальной и сравнительной психологии. Руководил журналом «Revue philosophique de la France et de l"étranger», основанном им в 1876.

Рибо – один из создателей экспериментальной психологии. Признавая определенное значение традиционного интроспективного метода, он, однако, критиковал веру в непогрешимость самонаблюдения и ратовал за развитие экспериментальных методов исследования сознания. В его работах нашли выражение идеи физиологической психологии, противопоставленные интеллектуалистскому подходу к психическим явлениям. Так, он считал чувства не «смутным познанием», а первичным самостоятельным фактором, связанным с биологическими условиями существования человека и развивающимся в процессе его приспособления к среде. По Рибо, слепая вера в силу идей – источник иллюзий и заблуждений. Идея как простой факт сознания бессильна, она действует лишь тогда, когда прочувствована, сопровождается аффективными состояниями и вызывает стремления. Непонимание этого – «один из наиболее досадных результатов влияния интеллектуалистов на психологию чувствований» (Рибо Т. Психология чувств . СПб., 1898).

Рибо исследовал двигательные проявления аффективной жизни, разделял положения моторной теории воли и внимания. Оставаясь в целом сторонником механистического подхода к сознанию, он нередко выходил за его рамки, привлекая иные методы исследования и пытаясь примирить детерминистскую трактовку сознания с признанием его спонтанной активности, проявляющейся, например, в работе творческого воображения. Рассматривая проблемы внимания, воображения, памяти , Рибо часто обращался к эволюционно-биологическому способу объяснения, дополняя его данными психологии животных , детской психологии и психопатологии, в частности исследований сознания глухонемых. Большое место в его творчестве занимает проблема соотношения социального и биологического в детерминации поведения, а также проблема бессознательного; существование последнего Рибо признавал как факт, данный в опыте, но все предлагавшиеся в его время теоретические объяснения этого явления считал неудовлетворительными.

Влияние Рибо испытали многие психологи, в том числе П.Жане .

Сочинения: Болезни памяти . СПб, 1881; Болезни воли . СПб, 1884 (1906); Болезни личности . СПб, 1886; Психология внимания . СПб, 1892; Психология чувств . СПб, 1898; Эволюция общих идей . Киев, 1898; Опыт исследования творческого воображения . СПб 1901; Философия Шопенгауэра . СПб, 1901 (2006); О страстях . Одесса, 1912; L’Hérédité . P., 1873; La vie inconsciente et les mouvements . Р., 1914

Ирина Блауберг

Рибо Т.

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ (Рибо Т. А. Психология внимания. СПб., 1892)

Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 297-300
ВВЕДЕНИЕ

До сих пор очень много занимались результатами вни­мания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сто­рону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании пред­ставляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если пред­лагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет у других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.

Не задаваясь пока намерением определить, что такое внима­ние, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предполо­жение, что каждый с достаточною ясностью понимает значение этого слона. Гораздо труднее указать те границы, где начинается вни­мание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все сту­пени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изуче­ние должно быть направлено на те случаи, которые представля­ются наиболее резкими, типичными, т.е. на те, которые отлича­ются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков вни­мание достигает своего maximum"a. В отдельности продолжитель­ность внимания приводит к тому же результату путем накопле­ния: примером может служить тот случай, когда при свете несколь­ких электрических искр нам удается прочесть слово или разгля­деть лицо. Точно так же действительна сама по себе и интенсив­ность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы вни­мания не представляют для нас подходящего материала, и во вся­ком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.

Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения:

Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинством психологов, есть форма вни­мания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключи­тельно служившая до сих пор предметом их исследований, пред­ставляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессиров­ки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно на внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всеце­ло. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилиза­ции.

В обеих своих формах внимание не представляет собою «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым об­разом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигатель­ ным, т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же глав­ным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпигра­фом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто не способен управлять своими мускулами, не спосо­бен и ко вниманию».

Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние ис­ключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жиз­ни-изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всяко­му из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмер­но долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем пол­ное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокруже­нием.

Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на су­ществующий антагонизм между вниманием и нормальной психичес­кой жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, состав­ляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены иссле­довать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так назы­ваемых idees fixes, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.

Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем опре­делить внимание с помощью этого резкого признака - стремления к единству сознания.

Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный меха­низм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыс­лей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаим­ному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно

говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различ­ные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, рас­падается и вновь восстанавливается. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что тео­рия ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор ис­следователи обращали слишком мало внимания на роль аффектив­ных состояний, служащих скрытою причиною многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство 2 . Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к зако­нам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; но мы еще далеки от это­го идеала.

Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внима­ние есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу од­ного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т.е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в огра­ниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю на-личную мозговую деятельность.

Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизмассоциаций безусловно останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.

Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, ч-то наше исследование относится только к случаям вполне опреде­ленным и резким) состоит в том, что относительное единство со­знания, представляющее частный случай, заменяет собою множествен­ность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее пра­вило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внима­ние. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о вни­мании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изме­нение, это - познавание, известное состояние ума. Отметим этот но­вый признак.

Чтобы отличать внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в нашем исследо­вании (например, idee fixe), следует принять в расчет приспо­собление организма, которым оно всегда сопровождается и из ко­торого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.

В случае непроизвольного внимания замечается сосредото­чение всего тела на объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, то есть все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. При­способление физическое или внешнее служит признаком приспо­собления психического, то есть внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и при­нимаемых телом положений, которое характеризует нормальное состояние.

В случаях произвольного внимания приспособление тела ча­сто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движе­ния и приостанавливаются, но время от времени они снова по­являются. Организм сосредоточивается, но это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельству ют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захва­чена лишь отчасти и только по временам.

Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполно­ту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, ко­торое я предлагаю в следующей форме: это умственный моно идеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Определение внимания, данное Т.Рибо внимание - есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума

Моторная (моторно-эмоционалъная ) теория внимания Т. Рибо . Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и т.д. нескольких поколений одной семьи. Благодаря генограмме, в частности, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм » (господство одной идеи в сознании ), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании ) или искусственным (при произвольном внимании ) приспособлением индивида.

Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, для которого как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

С учетом значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями », «ломать голову », «глаза на лоб полезли ».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо , состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств - зрения и слуха - внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

Составляющие акта внимания:

1. аффект, эмоции ~ мотив: стремления, влечения, потребности + базовая мотивация, инстинкт самосохранения.

2. объект: ощущения, образы восприятия, представления, воспоминания, идеи.

3. движения - волевой акт:
у каждого представления есть моторный компонент, который можно возбудить или затормозить с помощью движения.

a. Сосудодвигательные (движения сужения/расширения стенок сосуда)

b. Дыхательные

c. Собственно движения

Виды внимания.

1. Естественное,непроизвольное.
Врожденное. Естественное внимание обеспечивает игру, сон, питание, самозащиту, размножение. Характерно для животных, маленьких детей, дикарей, наркоманов, гениев.
Аффект → очень силен, проявляется в чувстве эгоизма, симпатии, страха.
Объект → узкий круг, видоспецифичен. Объекты тесно связаны с аффектом, эта связь природная, естественная.
Движения → мало влияют, т.к. очень силен аффект.

2. Искусственное, произвольное.

Одновременно продукт и условие цивилизации. Ответвляется от естественного внимания. Его задача: сделать привлекательной то, что не имеет природной связи с базовой мотивацией, например трудовая деятельность.
Искусственная, отдаленная связь аффекта и объекта. Движения оказывают влияние на внимание.

Развитие внимания идет вслед за развитием личности, ее мотивационной сферы.

Фазы развития искусственного внимания:

1) Дрессура.
Эта фаза может быть у животных. С помощью внешних сил (в онтогенезе - это взрослый) происходит отклонение от естественных объектов на непривлекательные, но необходимые объекты. Опора на чувстве страха, симпатии, эгоизма; награда и наказание.

2) Подражание и самовоспитание.
Опора на чувстве соревнования, честолюбия, долга, практического интереса.
Внешние силы - коллектив. На этой фазе есть переживание усилия - в основном кожно-кинестетические ощущения + чувство неудовольствия.

3) Организованное, привычное внимание.
У человека формируется определенная мотивация к конкретным видам деятельности, например, влечение и любовь к труду.
Повторение фаз → появление привычки, усилия больше не прикладываются, привычка становится второй натурой. Мало связано с аффектом. Движения играют определяющую роль.

До сих пор очень много занимались результатами внимания и весьма мало его механизмом. Именно эту последнюю сторону вопроса я намерен сделать предметом настоящего труда. Взятый даже в таких тесных рамках, вопрос о внимании представляется крайне важным, служа необходимым дополнением к теории ассоциации, что мы намерены развить ниже. Если предлагаемый труд сколько-нибудь послужит к уяснению указанного пробела в современной психологии и вызовет у других желание заполнить его, цель наша будет достигнута.

Не задаваясь пока намерением определить, что такое внимание, не предлагая заранее его характеристики, я делаю предположение, что каждый с достаточною ясностью понимает значение этого слова. Гораздо труднее указать те границы, где начинается внимание и где оно кончается, так как оно заключает в себе все ступени, начиная от мимолетного внимания, уделенного жужжащей мухе, до состояния полного поглощения занимающим нас предметом. Сообразно с требованиями правильного метода наше изучение должно быть направлено на те случаи, которые представляются наиболее резкими, типичными, т. е. на те, которые отличаются одним из двух следующих признаков: интенсивностью или продолжительностью. При совпадении обоих этих признаков внимание достигает своего maximum"а. В отдельности продолжительность внимания приводит к тому же результату путем накопления: примером может служить тот случаи, когда при свете нескольких электрических искр нам удается прочесть слово или разглядеть лицо. Точно так же действительна сама но себе и интенсивность внимания: так, например, для женщины достаточно одного мгновения, чтобы изучить наряд соперницы. Слабые формы внимания не представляют для нас подходящего материала, и во всяком случае не с этих форм должно быть начато его изучение.

Задача этого исследования состоит в том, чтобы установить и подтвердить доказательствами следующие положения:

Внимание является в двух существенно различных формах: одна из них - внимание непроизвольное, естественное, другая - внимание произвольное, искусственное.

Первая, позабытая большинством психологов, есть форма внимания настоящая, первоначальная, основная. Вторая же, исключительно служившая до сих пор предметом их исследований, представляет собой лишь подражание, результат воспитания, дрессировки, увлечения чем-либо. Будучи подвержено колебаниям и влиянию случайностей, произвольное внимание опирается исключительно па внимание непроизвольное, из которого оно вырабатывается всецело. Это только усовершенствованный аппарат, продукт цивилизации.

В обеих своих формах внимание не представляет собою «чисто духовного акта», совершающегося таинственным и неуловимым образом. Механизм его неизбежно должен быть признан двигательным , т. е. действующим на мускулы и посредством мускулов же главным образом в форме известной задержки. Таким образом, эпиграфом к настоящему исследованию может служить фраза, сказанная Маудсли: «Кто не способен управлять своими мускулами, не способен и ко вниманию».

Как в той, так и в другой форме внимание есть состояние исключительное, ненормальное, ограниченное во времени, так как оно находится в противоречии с основным условием психической жизни - изменяемостью. Внимание есть состояние неподвижное. Всякому из личного опыта известно, что если оно продолжается чрезмерно долго, в особенности при неблагоприятных обстоятельствах, то вызывает постоянно возрастающую неясность мыслей, затем полное умственное изнеможение, часто сопровождаемое головокружением.

Эти легкие, мимолетные помрачения мыслей указывают на существующий антагонизм между вниманием и нормальной психической жизнью. Что внимание стремится к единству сознания, составляющему его сущность, об этом еще яснее свидетельствуют резкие случаи болезненного его проявления, которые мы намерены исследовать ниже, как в хронической их форме, т. е. в форме так называемых idees fixis, так и в их острой форме - в состоянии экстаза.

Теперь, не выходя из круга общих вопросов, мы можем определить внимание с помощью этого резкого признака -стремления к единству сознания.

Если мы возьмем для примера здорового взрослого человека среднего умственного уровня, то заметим, что обыкновенный механизм его духовной жизни состоит из непрерывно сменяющих друг друга внутренних процессов, из ряда ощущений, чувствований, мыслей и образов, подвергающихся то взаимной ассоциации, то взаимному отталкиванию под влиянием известных законов. Собственно говоря, это не цепь и не ряд, как часто выражаются, но скорее лучеиспускание в различных направлениях, проникающее в различные слои, подвижный агрегат, который беспрерывно слагается, распадается и вновь восстанавливается. Всем известно, что механизм этот подвергся в наше время тщательному исследованию и что теория ассоциации составляет один из наиболее твердо установленных отделов современной психологии. Мы не хотим этим сказать, что он вполне закончен; напротив, по нашему мнению, до сих пор исследователи обращали слишком мало внимания на роль аффективных состояний, служащих скрытою причиною многих ассоциаций. Зачастую случается, что одна мысль вызывает другую не в силу сходства представлений, а в силу связанного с той или другой из них аффективного состояния, обусловливающего их взаимное родство 1 . Кроме того, остается еще свести законы ассоциации к законам физиологическим, механизм психологический к механизму мозговому, который служит ему основанием; по мы еще далеки от этого идеала.

Нормальное состояние - это множественность состояний сознания или, по выражению некоторых писателей, полиидеизм. Внимание есть временная задержка этой бесконечной смены в пользу одного только состояния: это моноидеизм. Но необходимо в точности определить, в каком смысле мы употребляем этот термин. Сводится ли внимание к исключительно единому состоянию сознания? Мы должны ответить на этот вопрос отрицательно; самонаблюдение показывает нам, что оно представляет только относительный моноидеизм, т. е. что оно предполагает существование господствующей мысли, стягивающей вокруг себя только то, что к ней относится, и ничего более, и допускающей образование ассоциаций лишь в ограниченных пределах, постольку, поскольку они сосредоточиваются подобно ей на одном определенном пункте. Эта господствующая мысль по мере возможности эксплуатирует в свою пользу всю наличную мозговую деятельность.

Бывают ли случаи абсолютного моноидеизма, когда сознание сводится к одному всепоглощающему состоянию, при котором механизм ассоциаций безусловно останавливается? На наш взгляд, явление это встречается в крайне редких случаях экстаза, которыми мы займемся впоследствии; но во всяком случае нужно заметить, что такое состояние может быть только мимолетным, так как, будучи поставлено вне условий, существенно для него необходимых, сознание исчезает.

Итак, внимание (чтобы не повторяться более, мы напомним, что наше исследование относится только к случаям вполне определенным и резким) состоит в том, что относительное единство сознания, представляющее частный случай, заменяет собою множественность состояний сознания и изменяемость, составляющие общее правило. Сказанного, однако, недостаточно, чтобы определить внимание. Так, например, сильная зубная боль, припадок болезни почек, интенсивное наслаждение производят временное единство сознания, которое никоим образом не может быть смешано с понятием о внимании. Внимание требует объекта; это не чисто субъективное изменение, это - познавание, известное состояние ума. Отметим этот новый признак.

Чтобы отличать внимание от некоторых состояний, к нему приближающихся, о которых мы поведем речь в пашем исследовании (например, idee fixe), следует принять в расчет приспособление организма, которым оно всегда сопровождается и из которого в значительной степени слагается, что мы и постараемся доказать. В чем же состоит это приспособление? Ограничимся пока беглым взглядом.

В случае непроизвольного внимания замечается сосредоточение всего тела па объекте внимания: глаза, уши, иногда и руки сосредоточиваются на нем; все движения приостанавливаются. Личность захвачена, то есть все стремления данного лица, вся его наличная энергия направлены к одному и тому же пункту. Приспособление физическое или внешнее служит признаком приспособления психического, то есть внутреннего. Сосредоточение есть сведение к единству, заменяющему рассеянность движений и принимаемых телом положений, которое характеризует нормальное состояние.

В случаях произвольного внимания приспособление тела часто бывает неполное, перемежающееся, непрочное. Хотя движения и приостанавливаются, но время от времени они снова появляются. Организм сосредоточивается, по это происходит вяло и слабо. Перерывы в приспособлении физическом свидетельствуют о перерывах в приспособлении умственном. Личность захвачена лишь отчасти и только по временам.

Прошу читателя извинить меня за ту неясность и неполноту, которые он заметит в этих кратких набросках. Подробности и доказательства, подтверждающие сказанное, он найдет ниже. Пока требовалось только выработать определение внимания, которое я предлагаю в следующей форме: это умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума . Эта формула может быть заменена другою: внимание есть умственное состояние исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума .


  1. Хорошие примеры можно найти у J. Sully: Illusions, гл. VII.

Похожие статьи

  • Слитное и раздельное, дефисное написание различных частей речи

    10-й класс Слитное и дефисное написание сложных слов разных частей речи (По учебнику А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи») Форма урока: групповая работа. Цели: образовательная –...

  • Захоронения в петропавловской крепости

    Петропавловский собор – усыпальница представителей династии РомановыхИмператорские захоронения XVIII в. находятся в южном нефе собора перед иконостасом, где помещена в киоте икона апостола Петра. Они расположены в два ряда. В первом ряду...

  • Конспект лекций метрология Курс лекций по метрологии стандартизации и сертификации

    Главная > Конспект Метрология, стандартизация и сертификация (конспект лекций) источник /authors/avtor-neizvesten-3/metrology.html 1. Общие вопросы основ метрологии и измерительной техники В практической жизни человек всюду имеет...

  • Шекспир сонеты читать онлайн

    © Голь Н. М., перевод, 2017 © «Геликон Плюс», макет, 2017 1 Мы все мечтаем, чтобы красотаНе ведала смертельного урона.Увянув, роза падает с куста,Но расцветают свежие бутоны.Ты ж с красотой своею обручен.Ты враг себе, хоть сам о том не...

  • Иван морозов - герой ссср - биография

    Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов...

  • Военачальник Юрий Павлович Максимов: фото, биография и достижения

    М аксимов Юрий Павлович – командующий войсками Краснознамённого Туркестанского военного округа, генерал-полковник.Родился 30 июня 1924 года в селе Крюковка ныне Мичуринского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. В 1933...