Иван морозов - герой ссср - биография. Героическая история. первым героем ссср стал лётчик, а последним — водолаз Семеро героев челюскинской эпопеи

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением , звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Василий Молоков , Николай Каманин , Маврикий Слепнёв , Михаил Водопьянов и Иван Доронин .

Лётчики в СССР в 1930-х годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту. Фото: Public Domain

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов . Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки Халхин-Гол.

Медаль «Золотая звезда». Фото: Public Domain

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев . И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — лётчике-космонавте Светлане Савицкой , первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая. Фото: www.russianlook.com

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человек — водолазный специалист, капитан 3-го ранга Леонид Солодков . Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.

Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего 60-летия.

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков , учёный-полярник Артур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов .

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Чем похожи и в чем различны судьбы советских летчиков, первыми получивших высшее почетное звание СССР


Первые Герои Советского Союза - семь человек - были, что закономерно, летчиками. В молодой Советской России, изо всех сил стремящейся войти в число лидеров индустриального мира, отношение к авиации было особым. Она стала для довоенного СССР тем же, чем космонавтика - для послевоенного: романтической мечтой об освоении нового жизненного пространства. Ведь и сама страна была во многом попыткой воплотить в реальность мечту о новой, прежде неизвестной жизни. Так где еще бредить небом, как не в таком мире?!

Такой же романтической мечтой, лишь немного уступающей мечте о небе, была идея освоения морских пространств, а кульминацией, одновременным воплощением обеих этих идей являлась работа по освоению русского Севера. И в том, что первыми Героями Советского Союза стали летчики именно полярной авиации, спасавшие участников самой дерзкой полярной экспедиции первой половины 1930-х, нет совершенно ничего странного. Напротив, было бы удивительно, если бы получилось иначе, если бы первыми стали не пилоты, вывозившие на Большую землю экипаж и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин».

Семеро героев челюскинской эпопеи

Величайшего героизма, ради которого была учреждена высшая награда СССР, не было бы без величайшей катастрофы. Ею стал первый и последний рейс парохода «Челюскин». 11 марта 1933 года он был спущен на воду под именем «Лена», 19 июня переименован в «Челюскин» в честь легендарного русского исследователя Севера Семена Челюскина, а 16 июля отправился в поход по Северному морскому пути.

«Челюскину» предстояло за одну навигацию пройти от Мурманска до Владивостока - будущего порта приписки - и тем самым доказать, что подобные походы возможны. Пусть не в одиночку, а с поддержкой ледоколов, но возможны. Для набирающей промышленные обороты страны это было важно: Северный морской путь экономил существенные силы и средства на доставке грузов на Дальний Восток. Увы, экспедиция фактически доказала обратное: без серьезной ледокольной поддержки и без специально построенных для Арктики судов рассчитывать на успех в течение одной навигации невозможно.

23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Но жертвой катастрофы стал один-единственный человек. Завхоз экспедиции Борис Могилевич, сходивший с судна в числе последних (вместе с капитаном Владимиром Ворониным и начальником экспедиции Отто Шмидтом), был раздавлен сорвавшимся с креплений палубным грузом. Еще 104 человека успели благополучно высадиться на лед со всем необходимым для зимовки оборудованием и стали ждать помощи с Большой земли.

Было совершенно ясно, что единственный способ быстрой эвакуации челюскинцев - это снять их самолетами. Отправлять на помощь другой пароход было бессмысленно: долго и нет гарантии, что он успеет дойти раньше, чем под зимовщиками начнет ломаться лед. Чтобы гарантировать успех спасательной операции, к полетам привлекли семерых самых опытных пилотов только-только возникшей полярной авиации: Михаила Водопьянова, Ивана Доронина, Николая Каманина, Анатолия Ляпидевского, Сигизмунда Леваневского, Василия Молокова и Маврикия Слепнева - будущих первых Героев Советского Союза.

Первые 12 человек были эвакуированы 5 марта на самолете АНТ-4 Анатолием Ляпидевским. Второй раз добраться до челюскинцев удалось лишь 7 апреля, и в течение шести дней 24 рейсами все зимовщики были вывезены на Большую землю, в чукотский поселок Ванкарем. Эвакуация закончилась 13 апреля. Через три дня Верховный совет учредил новую высшую награду СССР - звание Героя Советского Союза, а еще через четыре дня, 20 апреля, она была вручена семерым летчикам-полярникам. Каждый из них заслуживает пусть короткого, но отдельного рассказа - в том порядке, в каком всем семерым вручалась грамота о присвоении высшей степени отличия.

Самый первый: Анатолий Ляпидевский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 1)

Анатолий Ляпидевский, удостоившийся самой высокой чести - быть первым среди первых Героев Советского Союза, был одним из самых молодых (моложе него, и то всего на год, только Каманин) участников легендарной семерки. В авиацию он пришел в 1927 году, окончив Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а затем и Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Анатолий Ляпидевский. Фото: рervye-geroi.ru

В апреле 1933 года уволенный в запас Ляпидевский перешел на работу в гражданскую авиацию. Сначала летал рейсовым пилотом на Дальнем Востоке, а потом попросил о переводе в только что организованное Управление воздушной службы Главного управления Севморпути - полярную авиацию. Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров!

Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал изо льдов всех десятерых женщин и двоих детей - всех, так сказать, «слабых» зимовщиков, - станет для него и последним в эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Спасли экипаж чукчи, увидевшие садящийся самолет. Его удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. Так что о том, что он стал первым в Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.

Самый молодой: Николай Каманин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 2)

Второй Герой Советского Союза был самым младшим из «великолепной семерки». Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Ему поверили, и мечта владимирского мальчишки о небе начала сбываться. Год спустя Каманин окончил школу в Ленинграде и поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, а с 1929 года начал службу в легкобомбардировочной авиации на Дальнем Востоке. И за пять лет заработал себе такую отличную репутацию, что, когда из Москвы поступил приказ командировать с Дальнего Востока отряд военных летчиков для участия в спасении челюскинцев, других кандидатур, кроме Каманина, и не было.


Николай Каманин. Фото: airaces.ru


Отряд летчиков, куда вошел и Василий Молоков, на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца! Сопротивлялось все: и погода, и не подготовленная к эксплуатации в полярных условиях техника… Только люди не подводили. В итоге, потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека - это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов.

Самый результативный: Василий Молоков (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 3)

Армейскую службу Василий Молоков начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, - на Балтику.


Василий Молоков. Фото: wikipedia.org


Спустя 10 лет он ушел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933-м Молоков уже командует авиаотрядом в составе Управления воздушной службы Главного управления Севморпути, а в марте 1934 года, когда гибнет «Челюскин», получает предписание войти в состав отряда Николая Каманина. Участие Молокова, как вспоминал сам Каманин, серьезно помогло отряду: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев! Например, 11 апреля Молоков четырьмя рейсами вывез 20 человек - по пять за раз. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину летчика-наблюдателя, но и в подкрылевые парашютные ящики - полутораметровые фанерные «сигары», где можно было только лежать, согнув колени.

Самый романтический: Сигизмунд Леваневский (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 4)

Биография Сигизмунда Леваневского романтична даже для столь романтичного времени, как первые годы Советской России. Уроженец Санкт-Петербурга, поляк по крови, он в октябре 1917-го стал красногвардейцем и принял самое активное участие в революционных событиях. Потом была Гражданская война, борьба с бандитами в Дагестане и работа завхозом в воздухоплавательном отряде в Петрограде. Оттуда-то в 1923 году Леваневского и направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось почти год проработать на привычной должности завхоза в той же школе, чтобы все-таки поступить на следующий год. Впрочем, школа об этом не пожалела: Леваневский быстро стал одним из лучших курсантов, а потом, после службы в линейных частях вернулся туда уже летчиком-инструктором.



Квалификация помогла Леваневскому в числе первых войти в состав пилотов Управления воздушной службы Главного управления Севморпути: он работал там с весны 1933 года. И совершенно логично, что его как опытного пилота привлекли к спасению челюскинцев. Но и тут романтическая биография Леваневского дала о себе знать. Он стал единственным из числа первых Героев Советского Союза, кто за время спасательной операции… не эвакуировал ни одного человека! В феврале 1934 года его вместе с летчиком Маврикием Слепневым и уполномоченным правительственной комиссии Георгием Ушаковым направили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster. 29 марта 1934 года, в разгар спасоперации Слепнев на одном самолете и Леваневский с Ушаковым на другом вылетели из американского Нома в Ванкарем. Но долетел туда лишь Слепнев. Леваневский из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку, разбив самолет. Но он все-таки доставил руководителя операции к пункту назначения, хотя и пешком.

Из всех семерых первых Героев Советского Союза именно Леваневский не дожил даже до начала Великой Отечественной войны. Впрочем, и финал его биографии был более чем романтичным. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из пяти человек отправился в трансарктический перелет Москва - Фербенкс. На следующий день самолет с бортовым номером Н-209 пропал, и тайна его исчезновения не разгадана по сей день…

Самый профессиональный: Маврикий Слепнев (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 5)

Профессию военного летчика Маврикий Слепнев начал осваивать раньше всех других членов «великолепной семерки» - в годы Первой мировой войны. Он был призван на службу еще в 1914 году, год спустя выпустился из школы прапорщиков, а в 1917 году окончил Гатчинскую летную школу и служил командиром авиаотряда в звании штабс-капитана. Впрочем, революцию Слепнев принял сразу и безоговорочно, участвуя в ней в качестве командира Красной гвардии Лужского района Петрограда.


Маврикий Слепнев. Фото: old-yar.ru

Потом были командные должности в только-только зарождавшемся Красном военно-воздушном флоте, а с 1925 года - работа в гражданском флоте с пребыванием в военном резерве (при регулярном выполнении чисто военных задач). С 1931 года Слепнев начал летать в Арктике: пилотом Управления воздушной службы Главного управления Севморпути он стал одновременно с Леваневским. Вместе их и отправили в США за девятиместными самолетами Consolidated Fleetster. Благополучно долетев из Нома в Ванкарем (попав в пургу, из-за которой начал обледеневать самолет, Слепнев, в отличие от Леваневского, не стал прорываться дальше, а вернулся и вылетел на следующий день), он в первый же рейс 3 апреля вывез из лагеря пятерых челюскинцев. А 12 апреля именно Слепневу доверили еще одну сложную задачу: доставить тяжело заболевшего Отто Шмидта из Ванкарема в аляскинский Ном и заодно вернуть домой авиамехаников Клайда Армстедта и Уильяма Лавери (первый был механиком на самолете Леваневского, второй - Слепнева, но оба летели на слепневской машине, поскольку на машине Леваневского летел начальник операции Ушаков).

Самый упорный: Михаил Водопьянов (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 6)

Михаил Водопьянов пришел в авиацию позднее всех остальных из «великолепной семерки». Впрочем, это как посчитать. Формально он только в 1928 году окончил летную школу «Добролета» (который позднее стал «Аэрофлотом»). Но еще в 1918 году Водопьянов, добровольцем пошедший в Красную армию, служил подвозчиком топлива в дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец» в Липецке! А десять лет ушло на то, чтобы после демобилизации вернуться-таки к самолетам, так поразившим девятнадцатилетнего юношу из Липецка.


Михаил Водопьянов. Фото: warheroes.ru

После этого летная карьера Водопьянова уверенно шла в гору. Сначала - летчик «Добролета», участвовавший в борьбе с саранчой в Средней Азии, затем - первопроходец пассажирской трассы на Сахалин. С 1931 года - пилот летного отряда «Правда», доставлявшего матрицу главной газеты СССР в крупнейшие города, прежде всего за Урал. А потом был испытательный перелет Москва - Петропавловск-Камчатский, авария на Байкале и тяжелейшие травмы, после которых только на голове у пилота осталось 36 (!) швов. С такими ранениями не то что в спасатели, челюскинцев в гражданскую авиацию могли не взять! Но Михаил Водопьянов добился своего: его включили в состав участников спасоперации и поручили участвовать в перегоне тройки самолетов - двух ПС-3 и одного Р-5 - из Хабаровска в Ванкарем. Вместе с Водопьяновым летели пилоты Иван Доронин и Виктор Галышев, который командовал перелетом. Преодолев 6000 километров, тройка летчиков добралась до Анадыря, где у самолета Галышева отказал мотор. В Ванкарем прилетели только Водопьянов и следом за ним Доронин. За три полета к челюскинцам Водопьянов вывез 10 человек, доказав, что не зря настаивал на своем включении в состав отряда спасателей. Он же, кстати, был и участником последнего полета на льдину 13 апреля - вместе с Николаем Каманиным и Василием Молоковым.

Самый опытный: Иван Доронин (грамота и медаль «Золотая Звезда» № 7)

Как признавался своим товарищам по челюскинской эпопее сам Доронин, до 16 лет он, уроженец Саратовской губернии, «ни на поезде, ни на пароходе не ездил». Зато после шестнадцатилетия набрал свое с лихвой. По комсомольской путевке Иван отправился восстанавливать военный флот и оказался в Ленинграде - сначала на курсах морских техников, а потом и в военно-морском училище. Но вскоре променял один океан на другой: в 1924 году Доронин добился, чтобы его откомандировали в Егорьевскую авиационно-техническую школу, из которой его перевели в Севастопольскую военную школу морских летчиков.


Иван Доронин. Фото: wikipedia.org


Через пять лет Иван Доронин ушел из армии и начал работать гражданским пилотом, осваивая сибирские и дальневосточные трассы. Вернее, даже не столько осваивая, сколько прокладывая. В его послужном списке к 1934 году значились первый пролет по трассе Иркутск - Усть-Среднекан, а также участие в полярной экспедиции в Карском море. А в летной книжке было записано, что за девять лет работы Доронин налетал 300 000 километров без единой аварии!

Тем обиднее было ему, опытнейшему летчику, прорвавшемуся вместе с Михаилом Водопьяновым в Ванкарем из Хабаровска за 6000 километров, потерпеть аварию в первом же вылете к челюскинцам! И не по своей вине: при посадке лыжа самолета ПС-3, на котором летел Доронин, наткнулась на намерзший за ночь ледяной заструг, вильнула в сторону, ударилась о другой заструг и сломалась. Самолет бессильно замер прямо на ледяном аэродроме… Машину довольно быстро привели в порядок, но за время челюскинской эпопеи Доронин успел совершить всего один полет и вывезти двух человек. Это, впрочем, никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза - в числе других семерых героев.

Пять лет в ожидании «Золотой Звезды»

Указ о введении звания Героя Советского Союза не предусматривал никаких дополнительных знаков отличия, кроме грамоты ЦИК СССР о присвоении звания. Правда, первым Героям вместе с грамотой вручили и высшую на тот момент награду - орден Ленина. Через два года эта практика была утверждена указом только что избранного Верховного совета СССР, а еще через три года, в 1939-м, появился и собственный знак отличия звания Героя Советского Союза - медаль «Золотая Звезда». Поскольку к тому времени высшего отличия удостоились уже 122 человека, медали вручали, так сказать, задним числом, но строго придерживаясь очередности присвоения званий. Соответственно, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена обладателю грамоты №1 - Анатолию Ляпидевскому, и далее по списку. Из участников «великолепной семерки» лично не смог получить награду только Сигизмунд Леваневский: к тому времени он уже два года числился пропавшим без вести.

$current_page = $_SERVER["REQUEST_URI"]; if ($current_page == "/") : echo ""; ?> endif; ?>

Новости

Звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Позже, 1 августа 1939 года, в качестве дополнительного знака отличия, для Героев СССР, была утверждена медаль «Золотая Звезда» , в виде пятиконечной звезды закрепленной на прямоугольной колодке, которая выдавалась награжденным вместе с орденом Ленина и грамотой Президиума Верховного Совета СССР. Одновременно было установлено, что совершившие повторно подвиг, достойный звания Героя, награждаются вторым орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». При повторном награждении на родине героя устанавливался его бронзовый бюст. Количество награждений званием Герой Советского Союза не ограничивалось.

Первые Герои Советского Союза

Список первых Героев Советского Союза открыли 20 апреля 1934 г. летчики-полярники, участники спасения терпящих бедствие пассажиров легендарного парохода «Челюскин»: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Николай Каманин , Василий Молоков , Михаил Водопьянов , Маврикий Слепнев и Иван Доронин .

Герои Советского Союза Великой Отечественной

Более 90 процентов от общего числа Героев Советского Союза появились в стране в период Великой Отечественной войны. Этого высокого звания были удостоены 11 тысяч 657 человек, из них 3051 – посмертно. В этом списке 107 бойцов, которые стали дважды героями (7 награждены посмертно), также в общее число награжденных входили и 90 женщин (49 – посмертно).

Первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне стали:

Военно-воздушные силы:

Летчики-истребители младшие лейтенанты Жуков Михаил Петрович , Здоровцев Степан Иванович и Харитонов Петр Тимофеевич , отличившиеся в воздушных боях с бомбардировщиками противника.

28 июня эти летчики на своих истребителях И-16 применили против вражеских бомбардировщиков Ju-88 таранные удары (первый таран был совершен уже через 15 минут после начала войны Дмитрием Кокоревым).

Военно-морской флот:

Звание Героя Советского Союза на флоте впервые было присвоено моряку Северного флота, командиру отделения старшему сержанту Кислякову Василию Павловичу , отличившемуся в ходе высадки десанта в Мотовском заливе в Заполярье в июле 1941 года (заменил убитого командира, а потом в течение 7 часов один удерживал высоту).

Пехота:

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1-й Московской мотострелковой дивизии 20-й армии полковник Крейзер Яков Григорьевич за организацию боевых действий дивизии, которая, нанеся контрудар противнику, задержала его наступление на двое суток на рубеже реки Березина.

Бронетанковые войска:

Первыми (других данных не найдено) Героями Советского Союза стали командир танка 1-го танкового полка 1-й танковой дивизии 14-й армии Северного фронта, старший сержант Борисов Александр Михайлович и заместитель командира танкового батальона 115-го танкового полка 57-й танковой дивизии 20-й армии Западного фронта, капитан Кадученко Иосиф Андриянович .

Артиллерия:

Первым из артиллеристов Героем Советского Союза стал наводчик орудия противотанковой батареи 680-го стрелкового полка 169-й стрелковой дивизии 18-й армии Южного фронта красноармеец Яков Харитонович Кольчак .

Народный комиссариат внутренних дел:

Первыми Героями Советского Союза стали пограничники заставы №5 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа, вступившие в бой на реке Прут 22 июня 1941 года: старший лейтенант Константинов Александр Константинович , младший лейтенант Бузыцков Иван Дмитриевич , младший сержант Михальков Василий Федорович . 11 суток, в полном окружении держалась застава.

Так же звание Героя Советского Союза было присвоено начальнику заставы №12 25-го Кагульского пограничного отряда Молдавского пограничного округа лейтенанту Ветчинкину Кузьме Федоровичу .

Партизаны:

Первыми Героями Советского Союза стали белорусский секретарь райкома партии, комиссар партизанского отряда «Красный Октябрь» Бумажков Тихон Пименович и командир этого же отряда Павловский Фёдор Илларионович .

Звание Героя Советского Союза носят четверо полных кавалеров ордена Славы:

Четырежды Героев в списке только два – это маршалы СССР Жуков Георгий Константинови ч и Брежнев Леонид Ильич .

Среди всех Героев Советского Союза 35% составляли лица рядового и сержантского состава (солдаты, матросы, сержанты и старшины), 61% - офицеры и 3,3% (380 человек) - генералы, адмиралы и маршалы.

В сентябре 2000 года в Макеевке по инициативе тогдашнего городского головы Василия Джарты решением исполкома городского совета была заложена аллея Героев, на которой установлен мемориальный обелиск, где увековечены имена 64-х Героев Советского Союза, проживавших и работавших в Макеевке.



Иван Константинович Морозов – биография.

Иван Константинович Морозов родился в селе Большая Кандарать Карсунского района Ульяновской области 26 декабря 1923года в семье крестьян. В 1931 году поступил в школу, 1938 году окончил 7 классов с Похвальной грамотой. Среднюю школу он уже заканчивал в Астрадамовке Сурского района, где в 1941 году жила семья Морозовых.
В самом начале войны призывается в Красную Армию. В мирное время Иван Морозов никогда бы не подумал, что в 18 лет он будет лейтенантом, а в девятнадцать командиром батареи, а в двадцать – капитаном. Но у войны свои законы, здесь мужали и быстро становились взрослыми.
Успешно окончив Пензенское артиллерийское училище, в январе 1942 года лейтенант Морозов принял под свою команду огневой взвод. В составе 11 артполка 73 стрелковой дивизии взвод Морозова глубокой ночью прибыл под Елец. Первый бой взвод лейтенанта Морозова принял в районе Воронежа, 4 сентября 1942 года за умелое командование уже батареей Морозову было присвоено звание лейтенанта.
5 июля 1943 года Морозов держал трудный экзамен перед Родиной. Бой на Курской дуге против немецких «тигров» (танки) закончился успешно. 12 июля батарея Морозова отражала наступление танков 14 часов подряд. Его подчинённые с трудом стояли на ногах, оглохшие, чёрные от гари и пыли. Отступая, враг ожесточённо огрызался.
При наступлении наших войск, батарею Морозова оставили для прикрытия. Артиллеристы отражали атаку за атакой. Над позицией батареи стоял сплошной гул и грохот. Многие бойцы были ранены, но продолжали оставаться у орудий. Враг ввёл в бой новые резервы. На большой скорости подходили «тигры». В это время нарушилась связь командира батареи с огневыми взводами. Морозов тут же решил идти на огневую позицию батареи. Кругом рвались снаряды. А «тигры» и «пантеры» были уже совсем близко. За танками вступали автоматчики. На исходе дня, когда Морозов, подпустив фашистский танк чуть ли не к самому орудию, расстрелял его в упор, немецкий бомбардировщик сбросил на батарею бомбу. Морозов был ранен в левую руку и ногу. Медсестра перевязала его и предложила унести в медпункт, но Морозов отказался. Он остался руководить батареей. Воины потеряли счёт часам. Фашисты бросали в атаку всё новые и новые силы. Ударили в тыл нашим бойцам. Морозов вызывает огонь на себя, связавшись по рации с командиром полка. Над батареей Морозова рвались снаряды. В последнем поединке командир батареи подбил ещё 2 танка и снова был ранен. Сразу эваикуировать с поля боя его не удалось: батарея простреливалась. Только в сумерках его вынесли из зоны обстрела. Наутро самолётом Морозова доставили во фронтовой госпиталь, но спасти его уже не смогли. После этих боёв он стал капитаном.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1943 года И.К.Морозову присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки части, в которой служил.

Герой СССР - самое почетное звание, существовавшее в Советском Союзе. Его присуждали за выдающиеся подвиги, значимые заслуги во времена боевых действий, в качестве исключения могли присудить и в мирное время. Звание героя Советского Союза появилось в 1934 году.

Почетное звание

За время существования Советского Союза 12 777 человек получили звание Героя СССР. При этом иногда человек, удостоенный такой награды, ее лишался. Известно, что 72 человека были лишены ее за поступки, которыми в будущем опорочили это звание, также существуют 13 прецедентов, когда решение было отменено как необоснованное.

Героями СССР нередко становились неоднократно. Например, Покрышкин, Буденный и Кожедуб были удостоены его три раза, а Жуков и Брежнев - по четыре.

Интересно, что звание присваивали не только людям, но и городам. Так, после Великой Отечественной войны звание героя СССР получили 12 городов и крепость-герой Брест. В этом материале мы остановимся на самых знаковых именах из этого списка. Теперь вы будете точно знать, сколько героев СССР существовало за все это время.

Герой СССР (фото сверху) Анатолий Ляпидевский стал первым в истории героем Советского Союза. Эта награда ему была вручена в 1934 году. Он был летчиком, после войны получил звание генерал-майора.

Отправился служить в Красную Армию еще в 1926 году. В 1934 году Ляпидевский участвовал в спасении челюскинцев. В ужасных погодных условиях он совершил 29 вылетов с целью поисков пропавшей экспедиции. В результате ему удалось обнаружить их лагерь. Летчик рискованно приземлился на льдину и вывез оттуда 12 человек, из которых было двое детей, а остальные - женщины.

После Ляпидевский принимал участие в Великой Отечественной войне, командовал 19-й армией, руководил авиационным заводом. Умер в 1983 году, когда ему было 75 лет.

Волкан Горанов

В списке героев СССР есть имена не только граждан Советского Союза, но и иностранных государств. В первую очередь, конечно, из дружественных Советам республик. К ним относится и болгарский летчик Волкан Горанов. 15 лет он прослужил в Красной армии. Получил звание генерал-полковника.

В качестве летчика-истребителя он принимал участие в Гражданской войне в Испании на стороне приверженцев республики. Стал первым иностранным гражданином, получившим звание Героя Советского Союза СССР.

Помимо сражений на Кубани, он участвует в Миусской наступательной операции, воздушных сражениях на Донбассе, в Мелитополе, Крыму.

В 1944 году его назначают командиром гвардейского истребительного полка. Теперь он все больше времени уделяет командованию, уже не может так часто совершать боевые вылеты. Хотя немцы до конца войны опасались его, заранее объявляя всем вокруг: "Внимание! В воздухе Покрышкин".

Четыре звания Героя Советского Союза у советского полководца, который после Великой Отечественной войны получил неофициальное прозвище Маршал Победы.

Во время сражений с фашистами он руководил Генеральным штабом, командовал фронтом, был членом ставки Верховного Главнокомандующего. Его роль в решающей и окончательной победе в Великой Отечественной войне сложно недооценивать.

Многие считали, что после триумфа в 1945 года он был в стране популярнее Сталина, что и заставило вождя пересмотреть свое отношение к легендарному полководцу, в скором времени убрав его с ключевых должностей в управлении Советской армией.

Похожие статьи

  • Иван морозов - герой ссср - биография

    Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов...

  • Военачальник Юрий Павлович Максимов: фото, биография и достижения

    М аксимов Юрий Павлович – командующий войсками Краснознамённого Туркестанского военного округа, генерал-полковник.Родился 30 июня 1924 года в селе Крюковка ныне Мичуринского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. В 1933...

  • О военном коменданте Берлина генерале Берзарине и современных «десоветизаторах

    Б ерзарин Николай Эрастович - командующий 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант. Родился 19 марта (1 апреля) 1904 года в городе Санкт-Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. Русский. В 1914 году окончил...

  • Химические свойства кремния кратко

    Кремний - очень редкий минеральный вид из класса самородных элементов. На самом деле это удивительно, как редко химический элемент кремний, составляющий в связанном виде не менее 27,6% массы земной коры, встречается в природе в чистом...

  • Что такое денатурация белка

    Конформация (структура) пептидной цепи упорядочена и уникальна для каждого белка. В особых условиях происходит разрыв большого количества связей, которые стабилизировали пространственную структуру молекулы соединения. В результате разрыва...

  • Анна ахматова и ее мужчины

    Анна Ахматова.Северная звезда Биография Текст: Виталий Вульф. Запись: Серафима Чеботарь.Журнал "L"Officiel". Русское издание. №44 февраль 2003. Ее называли "Северной звездой", хотя родилась она на Черном море. Она прожила долгую и...