Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо». Сочинение: Анализ стихотворения Пушкина "Сожженное письмо" Почему лирический герой не может сохранить письмо

Пушкина неслучайно считают классиком, образцом русской поэзии и читают до сих пор. Несмотря на немного устаревшую за 200 лет манеру изложения, его произведения передают чувства ярко и выразительно. Анализ стиха «Сожженное письмо» помогает понять, какими поэтическими методами воспользовался автор, чтобы передать душевное состояние своего лирического героя.

Пушкин любил женщин, и поэтому в любовной лирике, посвященной кому-то из них, у биографов всегда возникали разногласия и споры на тему, кому посвящено то или иное произведение. «Сожженное письмо не стало исключением.

При чтении этого стихотворения, воображение рисует молодого человека, сжигающего письмо. Нашему герою жаль расставаться с бумажным выражением любви, он вначале колеблется, но вынужден сделать это, потому что «она велела». Тогда он решается предать столь дорогое письмо огню.

Влюбленный мужчина наблюдает, как дорогие сердцу листы превращаются в пепел, медленно плавится сургуч. Вот остался только пепел. Пепел милый. Это все, что осталось от письма, которое держала в руках любимая женщина Пушкина. Здесь Пушкинисты расходятся во мнениях. Одни, и их подавляющее большинство, считают что она – это княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-лейтенанта, графа Михаила Семёновича Воронцова.

Страстный и пылкий поэт был влюблен в нее, посвящал ей свои творения, но почти все биографы Пушкина сходятся во мнении, что сама княгиня Елизавета не отвечала ему взаимностью, хотя глубоко уважала его и почитала его талант. Пушкин посвящал стихи любимой женщине.

Это небольшое лирическое произведение было написано Пушкиным в Михайловском, куда он был сослан не без содействия графа Воронцова, ревновавшего свою жену к поэту.

По мнению других пушкинистов, стихотворение посвящено Софье Федоровне Пушкиной, к которой он даже сватался, но получил отказ. В стихотворении «Сожженное письмо» автор предается печали, но, скорее всего не потому, что его любимая попросила сжечь письмо, а потому, что она отказалась ответить на его чувства, и он остается с ними наедине. «Ничему душа моя не внемлет» В этих словах передается смирение автора с волей любимой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» подтверждает правоту слов Гоголя. В этом стихотворении нет ничего лишнего, каждое слово передает эмоцию, чувства. Стихотворение посвящено отношению Пушкина к любимой женщине.

Стихотворение относится к любовной лирике, написано в жанре элегии. Прочувствовать состояние влюбленного героя помогают инверсия, то есть перестановка слов в предложениях (пламя жадное, темные свернулися листы); фонетика, сочетание шипящих в первой строке передает шуршание сгорающей бумаги, треск пламени.

«Перстня верного утратив впечатленье, растопленный сургуч кипит». В старину клея как такового не было, и все письма запечатывались разогретым сургучом, склеивающим бумагу. Чтобы получатель мог узнать, вскрывалось ли письмо во время доставки, на теплом сургуче ставили печать с изображением дворянского герба или вензеля (инициалов). Теперь можно понять, почему автор обращает на сургуч внимание. Он следит, как искажаются черты столь дорогой его сердцу печати, и горечь переполняет его сердце.

По композиции стихотворение представляет собой одночастное произведение. В нем один лирический герой, который сжигает письмо от любимой, потому что она велела. Этой фразой автор вводит другого героя, точнее героиню. Она незримо присутствует здесь. Пушкин мастерски использует художественные приемы для передачи элегического настроения. Основная идея стихотворения кроется в строках. Можно сжечь письмо, расплавится сургуч, но любовь все равно останется в сердце, от чего сердце обречено тосковать и ныть, если любовь безответна.

Литературный анализ этого стиха, показывает, что поэт при его написании использовал силлабо-тоническое стихосложение. Произведение, посвящено теме любви, написано шестистопным ямбом. Все поэтические произведения Пушкина безупречны с точки зрения формы, в них выдержана рифма, соблюден ритм, количество строк в строфах. состоит из 15 строк, рифма мужская, смежная, то есть строки рифмуются попарно (аабб). Последняя строка, написанная без рифмованной пары, оставляет у читателя ощущение незавершенности.


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика - одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.

Подобные документы

    Встреча с А.П. Керн: "Я помню чудное мгновенье". Стихи, посвященные Е.К. Воронцовой ("Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо", "Ночь"). Начало работы над "Евгением Онегиным": образ русской женщины. Стихи, посвященные Гончаровой.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Стихотворения Пушкина и Ходасевича, в которых присутствует образ няни. Роль образа няни в жизни этих поэтов. Краткий анализ стихотворений: "Не матерью, но тульскою крестьянкой", "Наперсница волшебной старины", "Наша ветхая лачужка" и "Вновь я посетил".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

    сочинение , добавлен 21.09.2010

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение "Я помню чудное мгновение". Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

    сочинение , добавлен 03.04.2006

    Встреча и знакомство А. Пушкина и И. Пущина в царскосельском лицее. Отношения близких друзей после окончания лицея. Изгнание Пущина на каторгу в Забайкалье. Стихотворение А. Пушкина "Мой первый друг…", посвященное его первому и лучшему другу И. Пущину.

    презентация , добавлен 17.03.2011

    Адресаты любовной лирики Пушкина и первая его любовь. Раевская и Голицина: страдания и вдохновенность. Бурный роман и стихи, посвященные Керн. Жена новороссийского генерал-губернатора. Преданное самоотверженное чувство Ушаковой. Свадьба с Гончаровой.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность "Пророка". Работа над поэмой "Борис Годунов". Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо» принадлежит любовной лирике, и в полной мерее раскрывает душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сожженного письма» по плану, который будет полезен ученикам 9 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция - Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть - монолог лирического героя, вторая - сожжение письма, третья - обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Метафоры – «письмо любви», «пламя жадное ».

Эпитеты - «жадные», «заветные», «легкий ».

Олицетворения – «предать огню все радости ».

Инверсия – «как долго медлил я ».

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Поэт прекрасно понимал, что уже никогда не встретится со своей возлюбленной. Какое-то время между Пушкиным и Воронцовой существовала переписка, но графиня всегда настаивала на том, чтобы все ее письма сжигались сразу после прочтения. Александру Сергеевичу было трудно выполнять эту просьбу, но он не мог идти против воли любимой женщины. Так, под влиянием сильных душевных переживаний в 1825 году им было написано стихотворение «Сожженное письмо», которое стало олицетворением ушедшей любви.

Тема

В произведении «Сожженное письмо» тема любви раскрыта в весьма необычной манере. Лирический герой обращается к письму своей возлюбленной, однако на самом деле речь идет об ушедшей любви. Письмо является лишь средством передачи душевных переживаний лирического героя, который придает особый смысл уничтожению любовного послания. Так он прощается не только с письмом, но и с любовью, которая покидает его навеки.

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, и делит стихотворение на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Жанр

Произведение написано в жанре любовной лирики, однако в нем присутствуют характерные черты послания, романса, элегии.

Стихотворный, размер, используемый автором при написании «Сожженного письма» – шестистопный ямб со смежной мужской рифмовкой. Примечательно, что в последних строчках произведения рифма отсутствует. Подобный прием позволяет очень точно выразить состояние лирического героя, у которого от разочарования и печали опускаются руки.

Средства выразительности

Для раскрытия своих чувств и душевных терзаний Пушкин мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности. В произведении встречаются метафоры (« письмо любви», «пламя жадное »), эпитеты (« жадные», «заветные», «легкий »), олицетворения (« предать огню все радости »), инверсия (« как долго медлил я »).

Стихотворение «Сожженное письмо» было написано Пушкиным в 1825 году, в то время как он находился в Михайловской ссылке. Оно посвящено Елизавете Воронцовой, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе. Еще свежи были следы их запретной любви. Елизавета Ксаверьевна была замужней женщиной, и поэтому всегда велела Пушкину сжигать её письма. Эта традиция послужила названием для стихотворения и положила основу в данное стихотворение.

Само письмо – метафора. Под ним скрывается любовь поэта к Воронцовой, которую он вынужден «сжечь». В первом четверостишии мы видим терзания лирического героя. Он долго не хотел расставаться со своей любовью, долго медлил, но теперь он тверд в своем намерении «сжечь письмо» – расстаться с любовью.

Второе четверостишие описывает момент сожжения письма – то есть расставания с любовью. Лирический герой готов, но он страдает: «ничему душа моя не внемлет». С помощью градации показан быстрый процесс сгорания любви.

«Минуту!..вспыхнули…пылают..легкий дым,…»

В последних четырех строчках мы видим, что лирический герой все еще сожалеет об утраченной любви: «грудь моя стеснилась», «останься век со мной». Он выражает свое отношение к ней: «пепел милый», «отрада бедная».

Стихотворение отличается изобилием эпитетов, описывающих как внутреннее состояние лирического героя, так и к любви. Оно так же наполнено различными фигурами речи и тропами, такими как инверсия, градация, метафора. Например, «пепел милый» – это воспоминания об ушедшей любви.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что задает быстрый темп происходящему. Лирический герой стремительно расстается с былыми чувствами, ведь понимает, что эта запретная любовь не может больше быть.

Все рифмы в стихотворении смежные: и в первых двух четверостишиях, и в последнем трехстишии. Но последняя строка ни с чем не рифмуется. Это объясняется бессилием и отчаянием героя к концу стихотворения. Душа его «ни к чему не внемлет» и он забывает про рифму.

«Сожженное письмо» стало ярким стихотворением, относящимся к одной из важнейших тем в лирике Пушкина – теме любви. Ровно как и Елизавета Воронцова сыграла немалую роль в жизни Пушкина, так и данный стих имеет большое значение в изучении лирики Пушкина, познании его чувств и его как человека.

"Сожженное письмо" было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо - метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла ("сгорела"), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе "сжечь". Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ "хранения воспоминаний". Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: "жадное пламя", "милый пепел"и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: "горестная", "унылая";
  • Градация: "вспыхнули" - "пылают" - "дым";
  • Повторы: "как долго".

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, "как долго медлил я".

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды "молчания" контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав "Сожженного письма" отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Похожие статьи

  • Чем объясняется вращение звездного неба

    Днем по небосводу движется Солнце. Оно восходит, поднимается все выше и выше, по­том начинает опускаться и заходит. Нетрудно убедиться, что и звезды тоже перемещаются по небосводу. Выберите для наблюдения такое место, откуда небо хорошо...

  • Дрейф генов как фактор эволюции

    Дрейф генов на примере Механизм дрейфа генов может быть продемонстрирован на небольшом примере. Представим очень большую колонию бактерий, находящуюся изолированно в капле раствора. Бактерии генетически идентичны за исключением одного...

  • Сценарий литературно-музыкальной композиции ко дню победы Литературная композиция к 9 мая в школе

    «Не забыть нам этой даты…» Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. Задачи:...

  • Таис Сотер - Факультет боевой магии

    Факультет боевой магии. Сложные отношения Таис Сотер (Пока оценок нет) Название: Факультет боевой магии. Сложные отношенияО книге «Факультет боевой магии. Сложные отношения» Таис Сотер Нелегко стать примерной спутницей жизни, особенно...

  • Осознание человеком своего места в окружающем мире

    Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения,...

  • Являетесь ли вы хозяином своей судьбы?

    Базовые материалы: Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus External control of reinforcement. Psychological Monographs, 80, Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий или же они определяются...