Урок классный час на тему "урок нравственности". Классный час "простые нормы нравственности" «Мои нравственные ценности»

Тема: «ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОСТИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ».

Цель: формирование у школьников нравственного миропонимания.

I. Вводная часть:

1. Сообщение темы классного часа.

  • Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости!

Тема разговора в классе сегодня – «Нравственность и ее ценности». Эпиграфом к теме я взяла слова А. Эйнштейна , который утверждал, что «важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни».

Примут участие в беседе гости класса (представление гостей).

2.Вступительное слово учителя.

  • Тема для разговора выбрана не случайно. Мы живем в трудное время, страшное бездуховностью, ожесточением, цинизмом. В стране, раздираемой противоречиями, в государстве с новыми рыночно-экономическими отношениями происходит переоценка ценностей. И все чаще и чаще ученые, педагоги, психологи высказывают мысль о необходимости духовно-нравственного возрождения.

«Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!» - восклицает поэт Н. Заболоцкий.

И действительно, ничто неподвластно времени. Оно меняет все и всех, непрестанно вносит коррективы в жизнь общества и в представления людей. И часто мы слышим: «Времена уж не те, взгляды не те, вкусы не те». И все же есть то, что существовало во все времена – понятие о нравственном и безнравственном.

  • Так что же такое нравственность?

По определению толкового словаря Ожегова , «Нравственность – внутренние духовные качества человека, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами».

II. БЕСЕДА.

Вопрос классу:

  • Существует выражение «человек безупречной нравственности». Скажите, какими на ваш взгляд, духовными качествами должен обладать такой человек?

Вопросы гостям:

  • Как вы считаете, в наши дни каких людей больше: нравственных или безнравственных? Каких вы лично встречали больше (на примере людей разного поколения: ровесников, людей старше, младше вас)?
  • Скажите, какой недостаток в нравственном поведении людей вы считаете самым непростительным?
  • Уважение к людям – одна из важнейших нравственных черт человека. По существу, она определяет все остальные моральные свойства личности и является стержнем ее нравственного мира. Известный туркменский поэт 18 века Мактумкули писал: «Лучшая мораль – уважение людей».

Вопрос гостям:

  • Какова сущность уважения к людям?
  • В чем проявляется уважение?

Вопрос классу:

  • Скажите, какие законы вежливости вы знаете?
  • Что значит «проявить такт, деликатность»?
  • Что такое терпимость в отношениях с людьми?
  • Поднимите руку, кто из вас всегда, в любых обстоятельствах, соблюдает правила вежливости?
  • Выводы сделайте сами. А насколько бы проще и радостней стала наша жизнь, если бы мы соблюдали известную заповедь: «Относись к другим так…» Продолжите выражение.
  • Человек, не уважающий других, не вызовет уважения и к себе. Не случайно народная мудрость гласит: «Как аукнется…» или «Что посеешь…» Продолжите.
  • Так давайте же сеять всегда и везде ростки уважения, простого человеческого уважения к друг к другу.

(Ученики задают вопросы к гостям.)

  • Другим мерилом нравственности является совесть . Многие выдающиеся люди указывают, что без чувства совести трудно стать нравственным человеком.

Вопросы гостям:

  • Объясните, пожалуйста, что такое совесть?
  • В чем проявляется совесть?

Вопросы классу:

  • Что означают выражения «спокойная совесть», «нечистая совесть»?
  • У А.С. Пушкина есть выражение: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста» . Почему человек с нечистой совестью действительно жалок?
  • Какого человека называют совестливым и потерявшим совесть? Как могут складываться отношения таких людей с окружающими, с коллективом?
  • Совесть служит регулятором поведения и деятельности человека, его внутренним моральным контролером. Насколько важно это нравственное чувство, показывает стихотворение Н. Рыленкова «Совесть».

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам.

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна. Не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово,

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Многие психологи считают, что совесть рождается и складывается примерно к 10-11 годам, когда у человека появляется способность к соотнесению своего «Я» и других людей, возникает способность оценивать себя, свои возможности и поведение.

Вопрос гостям:

  • Вы согласны с этим утверждением, что совесть складывается к 10-11 годам?
  • Вопрос о том, что такое совесть, задавался детям в возрасте от 5 до 9 лет одним из зарубежных журналов. Девочка 6 лет сказала, что совесть – это место внутри тебя, где жжет, если ты поступаешь нехорошо. Мальчик 6 лет сказал, что он думает, будто это как-то связано с плохим ощущением, когда обижаешь девочек или маленьких собак. А девочка 9 лет объяснила, что это голос внутри, который говорит ей «нет», когда она хочет сделать что-нибудь плохое, например, побить младшего брата. Девочка сказала, что «совесть спасала ее много раз».

Вопросы классу:

  • Ребята, кто из вас помнит, когда и по какому поводу вы впервые испытали чувство стыда?
  • У кого были случаи, когда вас, как и ту 9-летнюю девочку, спасала совесть?
  • Хочется верить, что и в дальнейшем совесть убережет вас от плохих поступков
  • Задавайте вопросы нашим гостям.

(Вопросы ребят гостям класса.)

  • С категорией совести напрямую связаны понятия о добре и зле, а в конечном итоге, и счастье человека. Ведь именно совесть сдерживает наши злые помыслы и заставляет делать добрые дела, а добрые дела, как известно, ведут человека к счастью.

Говорят, что если есть в человеке доброта, то он как человек состоялся.

Вопросы классу:

  • А что такое доброта? Какого человека мы называем добрым?
  • Сколько теплых, нежных, дорогих сердцу понятий скрывается за одним лишь словом!

Скажите, а уместно ли в столь трудное время говорить о сострадании, милосердии, гуманности? Может быть, проще подстроиться под это «злое» (по определению журналистики) время?

  • Итак, доброта все же необходима человечеству, ибо от нее лежит путь к счастью. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, готовый протянуть руку помощи в рудную минуту, чувствует себя счастливым и делает счастливым других.

О необходимости доброты в любое время очень ярко сказал И. Машбаш :

В этот век и потерь и открытий,

Век стремительный, злой, непростой,

Доброту мою, люди, примите

И согрейте меня добротой.

  • Ребята, какие у вас есть вопросы к гостям класса?

(Вопросы ребят гостям.)

III. ОБОБЩЕНИЕ.

  • Только доброта, милосердие, уважение и любовь к ближнему способны изменить нашу жизнь к лучшему и привести человечество к счастью. Все же остальное, как говорили мудрые, от лукавого. И если каждый поверит в это, будет жить по законам нравственности и помнить о ее ценности, то непременно сбудутся слова Ф.М. Достоевского , о том, что «красота спасет мир» , красота человеческих отношений, красота человеческой души. Он всю жизнь верил в это. Давайте верить и мы.

Колесникова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Кемеровская область, Чебулинский район, д. Михайловка.
Классный час «Азбука нравственности» рекомендован для старших классов. Форма проведения – диспут. Мероприятие способствует воспитанию нравственности, побуждению обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали; способствует формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивает умения выступления обучающихся перед аудиторией, творческие способности.

Дата публикации: 01.12.2014

Классный час «Азбука нравственности»

Цель:

Воспитание нравственности, побуждение обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали;

Способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту;

Развивать умения выступления перед аудиторией, творческие способности.

Форма проведения-диспут

Ход мероприятия

Духовная сила человека относится

к физической как три к одному.

Наполеон

(Эпиграф записан на доске)

Учитель. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.

Итак, представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4.
Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.

Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному” .

Учитель К ак вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на доске).

Учитель Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).

2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).

3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).

4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

(Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности. На слайде)

Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?

Учитель Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

Учитель Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.

(Учитель каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.)

Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.

Учитель. Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.

Общительность, открытость, коллективизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

Доброта, альтруизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Злоба, эгоизм, чувство собственности

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие

Твердость, самостоятельность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

Восторженность, импульсивность, азартность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сдержанность, рассудительность, серьезность

Честность, высокая нормативность поведения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недобросовестность, игнорирование общественных норм

Раскованность, склонность к риску, смелость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скромность, стыдливость, застенчивость

Мягкость, сострадание, милосердие

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Жесткость, суровость, безжалостность

Бдительность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Доверчивость

Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Практичность, цинизм, недоверие

Прямолинейность, правдивость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дипломатичность, расчетливость

Спокойствие, уверенность в себе

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Тревожность, неуверенность, чувство вины

Склонность к новому

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Склонность к традиционному

Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения

Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

Оценка результатов . Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение)

Задание . Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение)

Учитель. Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь? (Обсуждение)

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.

Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение)

Подведение итогов.Учитель. И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Задачи :

  • формировать систему знаний, умений, определяющих эстетическое отношение к действительности;
  • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
  • умение самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми;
  • формировать способности воспитывающего влияния на других людей.

Форма : пресс-конференция.

Организационная подготовка : класс разбивается на микроколлективы, столы по кругу.

Оформление : “Цветок счастья счастья”; музыкальные композиции.

Плакаты :

  • “Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях” (Б.Паскаль);
  • “Возвышай себя миром души и красотой чувств!” (А.П.Чехов) и другие.

Ход мероприятия

Всё, что прекрасно - нравственно. (Г.Флобер)

Учитель: Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.(П.Гольдбах).

Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей (Гольвеций).

Учитель: Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает “нравственность”.

Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Учитель: Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Учитель: Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

Учитель: Все вы, конечно, помните строчки из стихотворения В.Маяковского: “Крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: Что такое хорошо и что такое плохо?” Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные, и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит:

Мозговой штурм:

  • наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах людей;
  • лениться и бездельничать;
  • быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;
  • требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;
  • лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;
  • давать пустые обещания, нарушать слово;
  • заискивать перед тем. Кто сильнее тебя;
  • наушничать, доносить на товарища;
  • малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;
  • проходить равнодушно мимо человеческой беды, горя;
  • употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;
  • отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;
  • молчать, когда надо говорить, и говорит, когда надо молчать;
  • пустословить, произносить всуе святые имена;
  • смеяться над увечными;
  • не любить и обижать животных;
  • не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – “хорошо”, это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – “плохо”, это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Учитель: Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь нравственный закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Ролану так писал о нравственных правилах: “Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения”.

Учитель: Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чём он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять:

Размышление:

  • в озлоблении людей;
  • в разобщении по политическим и идейным мотивам;
  • в эгоизме (каждый сам по себе);
  • в росте преступности;
  • в исчезновении элементарной культуры поведения;
  • в утрате идеологической и ценностной ориентации;
  • в том, что порвалась связь поколений и мн. др.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе (Э.Фромм).

Учитель: Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие проступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть (Цицерон).

Учитель: Можно ли страдать от собственной безнравственности? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • украсть что-то у соседа по парте;
  • съесть конфеты, которые мама отложила к празднику;
  • подать нищему, нуждающемуся в лечении, сделать благотворительный взнос;
  • написать анонимное письмо.

Учитель: На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика. Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто: если вы хотите, чтобы все люди поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Индивидуальные задания микроколлективам.

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. Сопоставьте их с мнением товарищей.

2. Рассмотрите утверждения. Обоснуйте собственную точку зрения.

1) Между человеком и животным нет различия. Душевные явления человека совершаются так же, как у животного.

2) Между душой и телом нет различия. Душа есть некоторая деятельность тела.

3) Между мужчиной и женщиной нет различия. Женщина есть как бы безбородый мужчина меньшего роста.

4) Между нравственностью и стремлением к счастью нет различия.

5) Нравственно то, что ведёт к благополучию.

6) Между прекрасным и полезным нет различия. Прекрасно только то, что ведёт к некоторой пользе.

7) Всё новое считается прекрасным. Всё старое считается никуда не годным, отжившим.

3. Ребята, давайте создадим “Цветок счастья”, на лепестках которой вы напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворения жизнью. В сердцевине цветка поместим главную ценность. Но прежде мы послушаем стихотворение М.Андронова, в котором говорится о главной жизненной ценности. Какая она? (Главная жизненная ценность – сама жизнь).

По тропинке той, что шла к реке, под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке на виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой, а его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мёртвой головой и закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж. Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш, как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть! Сплелись в один клубок. Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок сердцем рвался к стае голубиной.

“Цветок счастья”: любовь, вера, надежда, мечта, патриотизм, верность, доверие, добро, духовность, память, терпение, правда, свобода, совесть, счастье, честь, достоинство, воспитание, самовоспитание, самоконтроль, общественная активность, ответственность, инициативность, организованность, милосердие.

По мнению И.Канта, есть две основополагающие ценности – “звёздное небо над головой и моральный закон во мне”.

А.П.Чехов говорил: “Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. Давайте, ребята, жить по законам нравственности, помнить о жизненных ценностях и тогда мы сохраним цельность души, её чистоту и незапятнанность, обретём право жить, не опуская глаз.

Классный час о современном представлении о нравственности. Задачи: 1) обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека,2) способствовать пониманию роли роли данных понятий для формирования личности человека, 3) развивать потребности в самопознании и саморазвитии учащихся, 4) воспитывать уважительное отношение к человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НРАВСТВЕННОСТИ.

НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ , ЧУЖАЯ БОЛЬ.

Задачи:

1)Обсудить с учащимися нравственные понятия, определить их содержание и значение для человека.

2) Способствовать пониманию роли данных понятий для формирования личности человека.

3)Развивать потребность в самопознании и саморазвитии.

4) Воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример проявления нравственных поступков

ВСТУПЛЕНИЕ.

ВЕДУЩИЙ: В любом обществе существуют свои нравственные идеалы и ценности, представления о добре и зле, о справедливости. В латинском языке термин «мораль» означает «нравственный».

Мораль представляет собой нормы, установленные обществом, выполнение которых обеспечивает общественное мнение.

ДОСКА: Мораль- нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести, совести.

ВЕДУЩИЙ: Высокоморальным (нравственным) считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, доброжелательного к людям независимо от их социального положения, национальности, происхождения, вероисповедания.

Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за себя и готовность прийти на помощь людям в трудную минуту, не подразумевая никакой выгоды.

Вывод: 1)Человечество с древности задумывалось, что такое добро и зло.

2)Во все времена добро ценилось, а зло вызывало неприятие.

3) мораль и право регулируют поведение человека в обществе. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением и заставляет человека испытывать угрызения совести.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВЕДУЩИЙ: Что в себя включают нравственные качества человека?

Моральные нормы фактически однородны во всех религиях, касаются они отношение людей к другим людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.

(классифицируем понятия)

ДОСКА: подобрать пары слов по противоположности понятий.

Нравственные понятия: умеренность- излишество,(1)

Нестяжание- сребролюбие,(2)

Кротость-гнев,(3)

Жизнелюбие-уныние,(4)

Смирение- тщеславие, (5)

Великодушие- зависть, (6)

Доверчивость- подозрительность,(7)

Трудолюбие- безделье, (8)

Самостоятельность- зависимость,(9)

Любовь- ненависть,

Верность-предательство

ВЫВОД: ДОБРОДЕТЕЛИ- ПОРОКИ

(попробуйте дать определение некоторым качествам, что это такое?)

ОБСУЖДЕНИЕ: о каких добродетелях или пороках говорится в высказывании?

1)–умеренность-здоровье души

Бери от жизни все

8)-кто не работает- тот не ест

Работа – последнее прибежище в жизни для тех, кто больше ничего не умеет

7)-просите- и дадут вам, ищите- и найдете, стучите –и откроют вам

Каждого незнакомца считай вором

3)На добро отвечать добром –дело каждого, на зло добром- дело отважного

Гнев слаще меда

5)не стремись быть первым во вселенной

Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе.

9)- не стоит прогибаться под изменчивый мир

Один в поле не воин

4)оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности

2) –рука дающего не оскудеет

Деньги отпирают все двери

6)-великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий

Нам мало добиться успеха, надо еще, чтобы друзья наши потерпели крах.

ВЕДУЩИЙ:

1)Народная мудрость всегда показывает нравственные ориентиры жизни человека, наставляет его на верный путь.

2)Человеческая добродетель нашла свое выражение в русских народных пословицах.

Вопросы: о чем эти пословицы, что они нам советуют?

Добро поощряй, а зло порицай

1) в себе поощряй добро, отвергай, старайся не допускать недобрые мысли, не совершать плохих поступков, стремись избавиться от плохих поступков.

Истинное добро всегда просто

Жизнь дана на добрые дела.

Каков есть- такова и честь

Добрым быть- добрым и слыть

Спеши делать добро

Делай хорошее для других- сам станешь лучше

Что в другом не любишь- того и сам не делай.

ВЕДУЩИЙ:

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ НАПРЯМУЮ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАКИМ НРАВСТВЕННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЕТ ЧЕЛОВЕК, КАКОВЫ ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

НА ДОСКЕ:

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

ВЕДУЩИЙ:Мы поговорим сегодня о том, что такое - “Чужая боль”. В чем заключает умение человека чувствовать чужую боль?

1)Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

2)Боль - ощущение страдания

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

3) Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

ВЫВОД: В каждом маленьком случае, В каждом горе и счастье

Мир приучен к сочувствию,Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно Каждой клетке моей!

Презираю спокойствие Закрытых дверей.

ВЕДУЩИЙ: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку? Как это происходит? Как не допустить этого?

(обсуждение)

ВЫВОД: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человек

ВЕДУЩИЙ: КАКИЕ ПРИМЕРЫ ДУШЕВНОЙ ЧУТКОСТИ, УМЕНИЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ ЧУЖУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ИЛИ ДУШЕВНУЮ БОЛЬ КАК СВОЮ ВЫ МОГЛИ БЫ ПРИВЕСТИ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”(можно фильма)

“Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное

нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

ВЕДУЩИЙ:

Все мы очень разные. Но каждый из нас --человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

Очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе построже,

И добрее к прочим людям, -

Ведь и ты шагаешь тоже

По тропинкам чьих-то судеб.

Список литературы:

1)Школьный психолог №5 2010г.

2)Воспитание школьников №2,3,10 за 2010г.

3) Кравченко А. И. Певцова Е. А. Обществознание. Учебник для 6 класса «Русское слово» 2009г.

4)Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность» 5 за знания 2007г

5) Диспут «Чужая боль» (интернет).


«УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ: МОРАЛЬ. ЭТИКА. МИЛОСЕРДИЕ»

Каждый учитель и родитель задумывался над тем, какими выходят во взрослую жизнь их ученики и дети. Готовы ли они в полной мере служить гуманистическим идеалам мира и добра? Смогут ли составить свои нравственные убеждения, которые сформировались у них в семье и в школе? Будут ли защищать слабых, помогать нуждающимся, уважать старших, беречь родных и близких? Эти и другие вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда остаются актуальными для нас педагогов и для наших родителей.

Этика (с греческого – привычка, нрав) – философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность.

И слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль» и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду, главным образом, моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей. Поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.Происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, всё то, что составляет невещественную природу. И эта «вторая природа» предстаёт как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А, это означает, что нравственности можно научиться.

Нравственность – это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. Это мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, справедливость и дружба и т.д. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все то, что служит укреплению общества и государства.

Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и её назначения.

Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и её смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий, человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

Давно уже стало доброй традицией школы забота о ветеранах нашего микрорайона. Школьники приглашают их на классные часы, беседы, участвуют в совместной деятельности. С огромной охотой и ответственностью готовятся к праздничным концертам, куда приглашают ветеранов, бабушек, дедушек и родителей. Всё это позволяет не прерывать связей между поколениями, сохранять традиции и воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к старшим, гордость за их и свои дела.

В этом году сами дети выступили с инициативой посетить близлежащий детский дом № 32 (Варшавское шоссе, дом 143 «В»). Посмотреть, как живут его воспитанники, узнать, чем нужно им помочь, и подарить мягкие игрушки, свои поделки, а главное - просто пообщаться. Так родилась идея акции «Милосердие» в нашей школе и появился особый интерес учащихся к проблеме гуманного отношения к окружающим. Отсюда возникла и необходимость расширения тематики классных часов морально-этической, духовно-нравственной направленности, которые мы и назвали «Уроки нравственности», что предполагает цикличность.

И для нас , педагогов, родителей, это особенно важно и ценно, потому что дети сами прочувствовали наболевшие вопросы нашего общества. А нам остается только искать новые формы и методы, чтобы этот интерес у них не угас.

Цели и задачи классного часа

    Способствовать усвоению понятий «мораль», «этика», «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», «альтруизм»;

    Способствовать развитию нравственного самосознания;

    Развитию доброжелательного, милосердного отношения к людям;

    Способствовать расширению кругозора.

Форма: час общения (практикум)

Подготовительная работа:

    Сбор материала для изучения на классном часе (тексты и иллюстрации);

    Подбор пословиц, поговорок, цитат по теме;

    Подготовка детей для чтения стихов наизусть;

    Отработка художественного чтения отрывка;

    Музыкальное оформление;

    Подбор материалов для стенда.

Оборудование:

    Очерк Д. Гранина «О милосердии».

    Стенд (фотографии: бездомные, беспризорники, пенсионеры, Беслан…).

    Толковый словарь Ожегова для раскрытия понятий «мораль», «этика», «доброта», «альтруизм»…

    Заготовки плакатов с определениями слов – понятий.

    Музыкальное сопровождение.

    Выставка литературы по теме классного часа.

Ход классного часа

    Организационный момент

    • формирование групп

      выбор (ответственного) руководителя группы

    Работа над нравственными понятиями

А) словарная работа

Вопрос классу:

    Как понимаете слова: - мораль

Этика?

    (ответы учеников)

(На доске закрепляются определения из словаря Ожегова - «мораль», «этика»)

    К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия?

(духовно – нравственному)

    Как вы понимаете значения слова «нравственность»?

(ответы детей)

    Вот такое толкование дает словарь – посмотрите на доску

Б) Подбор синонимов

    Какие качества характера человека мы можем отнести к нравственности?

(Опрос)

    работа со схемой:

НРАВСТВЕННОСТЬ

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие

(человечность), (альтруизм)

забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь

    Как по-другому мы можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность»?

В) Художественный пересказ текста:

    Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина.

(Ученик пересказывает текст)

Г) Беседа по содержанию

    Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    По какому поводу собирается он бить тревогу?

    Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).

    Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

    Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

    (Добавляем слово «милосердие» к теме классного часа).

Д) Подбор антонимов

    А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Е) Работа со стендом

(Подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…).

    Беседа «Нужно ли милосердие в наше время?»

    • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

      Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

      Нужно ли милосердие в наше время?

      В чем оно проявляется? Примеры.

      В чем причины людского равнодушия и невнимания?

      Можно ли воспитать милосердие в себе?

    Работа в группах

    • Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам : (в конвертах). (музыка), (тексты, фотографии, репродукции)

1группа

    Вспомнить притчи о блудном сыне и добром самарянине

    Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

2 группа

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер милосердия

Красный крест

Доктор Л. Рошаль

3 группа

    Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

    Как вы его понимаете?

4 группа

    Как они понимают, что такое милосердие?

    Что вам понравилось в этих работах?

    Какой совет дает он читателю?

5 группа

    Обдумайте их. Объясните значение.

6 группа

    Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

    Отчет групп о проделанной работе.

    Принятие за основу «жизненных правил», составленных учащимися.

    Ученик читает стихотворение Э. Асадова.

Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска

Измена? Мечты ли разбитой зов?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Останови! Подойди!

    Классный руководитель предлагает учащимся продолжить работу по теме классного часа.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

(Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)

    Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

    Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

    Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

    Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

    Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

    Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

    Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Похожие статьи