Преподавание татарского языка и литературы в маоу «тарманская сош. Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам Преподавание татарского языка и литературы

В данной статье раскрываются особенности преподавания родного (татарского) языка по новым учебно-методическим комплектам, включенным в Федеральный перечень. В ней рассмотрены функции современного учебника в процессе обучения. Рассказывается о том, что все эти три функции (воспитательная, познавательная, коррекционная) выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету татарский язык. В статье подчеркивается практическая значимость учебно-методических комплектов (УМК) по родному (татарскому) языку. Проведенный анализ учебного материала - учебников татарского языка - подтверждает, что УМК представляет собой комплекс упражнений, учебных действий обучающихся, направленных на формирование и развитие знаний о языке и на развитие связной речи. В заключении статьи говорится о значении учебного комплекта по татарскому языку (автор З. И. Замалетдинова) в повышении языкового образования и развитии речевой деятельности учащихся и о подготовке учителей к работе с новым УМК.

Свернуть

Родной язык , учебно-методические комплекты , универсальные учебные действия , системно-деятельностный подход

Короткий адрес: https://readera.ru/14111512

IDR: 14111512 | DOI: 10.5281/zenodo.399215

Список литературы Особенности преподавания родного (татарского) языка в начальной школе по новым учебно-методическим комплектам

  • Ялалов Ф. Г. Становление и развитие национального гимназического образования. Казань: Магариф, 2002. 144 с.
  • Замалетдинова З. И. Формирование межэтнической толерантности младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015.164 с.
  • Харисова Ч. М. Тренировочные упражнения по обучению татарскому произношению. Казань: Магариф, 1999. 63 с.
  • Храпаль Л. Р. Эколого-региональный аспект национального и локального измерения культуры на основе принципов экологической аксиологии//«Языки культуры: историко-культурный, философско-антропологический и лингвистический аспекты»: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (9 февр. 2010 г.): в 2-х т. Том 2. Омск: изд-во Ом. экон. ин-та, 2010. 220 с.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 150, кн. 8

Гуманитарные науки

УДК 811.512.145

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ

К. С. Фатхуллова Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования программ, учебников, учебных пособий по татарскому языку, так как преподавание татарского языка в русской школе требует коммуникативного подхода к разработке учебно-методических комплексов, направленных на усвоение изучаемого языка как средства общения.

Ключевые слова: методика, средства обучения, программа, учебник, учебное пособие, коммуникативность, система упражнений, устная речь.

Татарский язык как государственный язык Республики Татарстан является общеобразовательным учебным предметом, обязательным для русскоязычных учащихся на протяжении всего курса школьного обучения, цели и задачи которого определяются программой средней школы. Программа, являясь одним из основных средств обучения, формулирует цели обучения, регламентирует отбор языкового и речевого материала, предопределяет его организацию. Роль и место татарского языка в системе школьного образования обусловили разработку программы, исходным пунктом в которой явилась лингвометодическая система обучения татарскому языку как неродному, построенная на коммуникативной основе .

Программа состоит из следующих разделов: объяснительная записка, где уточнены цели и задачи, основное содержание обучения татарскому языку в русской школе; темы для развития связной речи и список слов для активного усвоения; орфоэпический, орфографический, грамматический минимумы; требования к практическому владению татарским языком; в приложении даны образцы татарского речевого этикета и диалоги. Согласно программе обучение татарскому языку включает в себя овладение основными видами речевой деятельности - аудированием, говорением, чтением, письмом. В связи с этим учебный процесс должен строиться с учетом принципов практической направленности обучения, активной речевой деятельности, учета специфики родного языка учащихся, устной основы обучения чтению и письму, а также дидактических принципов - сознательности, учета наглядности, возрастных особенностей учащихся, адаптированных к условиям обучения татарскому языку как неродному. Темы для развития связной речи и чтения, представленные в программе, выбраны с учетом познавательно-коммуникативных интересов учащихся на

разных этапах обучения и направлены на информирование школьников о культуре, искусстве, литературе, истории, выдающихся личностях татарского народа.

Программа акцентирует внимание учителей на таких важных методических моментах, как функциональный подход к отбору лексико-грамматического материала и усвоение его на синтаксической основе, ситуативно-тематическое представление языкового и речевого материала, концентрическое расположение учебного материала с выделением этапов усвоения. При этом подчеркивается необходимость учета специфических особенностей родного (русского) языка учащихся с целью использования положительного опыта в родном языке и устранения его интерферирующего влияния. В программе говорится, что обучение диалогической речи необходимо проводить в определенной последовательности: знакомство с диалогическим образцом; воспроизведение его вслед за учителем и выполнение упражнений, нацеленных на подбор подходящей реплики из данных вариантов; подбор реплики-реакции к реплике-стимулу; составление диалогического единства по образцу или заданной схеме; развертывание реплики; замена тех или иных реплик; продолжение диалога по данному началу и т. д. Обучение монологической речи должно включать такие формы, как составление связного высказывания по данной теме или ситуации, описание, сравнение, пересказ прослушанного или прочитанного, составление рассказа по образцу, по плану, по данному началу и т. д. При этом важно научить школьников выражать свое отношение к теме сообщения и отстаивать свое мнение, логично и последовательно излагать свои мысли. Этапы обучения монологической речи должны включать составление высказывания на уровне фразы, сложного синтаксического целого и текста.

В программе указывается, что учителя должны обратить особое внимание на: а) совершенствование навыков употребления лексико-грамматических единиц в устной речи; б) привитие умений полно и последовательно передавать свои мысли на изучаемом языке; в) систематизацию лингвистических знаний учащихся по фонетике, словообразованию, грамматике с учетом специфических явлений татарского языка (закон сингармонизма, фиксированное словесное ударение, временные формы глагола, склонение имен существительных с аффиксами принадлежности, изафетные конструкции, аналитические формы глагола, послелоги и послеложные слова, сложноподчиненные предложения синтетического типа и т. д.); г) обогащение словарного запаса учащихся за счет изучения синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических единиц. В целом процесс обучения татарскому языку должен способствовать углублению знаний и навыков, а также постижению культурных ценностей татарского народа. Поэтому темы для развития связной речи учащихся отражают то многообразие значимой информации, которую они должны получить на уроках татарского языка, например: «Международные связи Республики Татарстан», «Татары за рубежом», «Самоучители татарского языка», «Жизнь и творчество замечательных людей», «Татарская национальная культура. Музыка. Живопись. Театр» и т. д. Как видим, диапазон лексических тем необычайно широк, он позволяет знакомить учащихся с наиболее значимыми событиями в жизни татарского народа, его национальными традициями и обычаями. Кроме того, в каждом классе

предусмотрено знакомство учащихся с творчеством известных представителей татарской литературы.

Программа содержит и требования к практическому владению татарским языком. Учащиеся выпускных классов должны уметь: 1) инициативно вести беседу по предложенной ситуации или заданной теме, уместно употребляя изученную лексику, разнообразные синтаксические модели и формулы татарского речевого этикета; 2) участвовать в дискуссиях по содержанию прочитанного (прослушанного) текста, используя выразительные средства языка; 3) последовательно высказываться в связи с изученной темой или по содержанию прочитанного (прослушанного), используя разные типы монолога (описание, повествование, рассуждение); 4) самостоятельно подготовить диалогические или монологические высказывания, используя дополнительные источники информации и соблюдая нормы татарского литературного языка.

Известно, что ни одна программа не является застывшим элементом системы обучения, она проходит апробацию в школах, обсуждается учителями и методистами и совершенствуется, потому что «от качества программы в значительной степени зависит и качество других средств обучения, а значит, и сама организация педагогического процесса» .

Методическая система располагает средствами обучения, среди которых наряду с программой существенная роль отводится учебнику. Он предстает как подсистема, обусловленная целями, программой, содержанием учебного предмета, методами и средствами обучения и педагогическим процессом. На основе вышеназванной программы нами разработаны учебно-методические комплексы по татарскому языку для 1-11 классов русских школ, которые включают в себя учебник, методическое руководство для учителей, рабочую тетрадь для учащихся. До издания этих учебников Министерством образования РТ было рекомендовано для русскоязычных учащихся старших классов учебное пособие «Татарский язык. Интенсивный курс» . Этот учебник составлен на основе коммуникативного метода и характеризуется ситуативно-тематическим подбором языкового материала, применением своеобразной лексической и грамматической прогрессии. Разные по тематике и объему диалоги, монологические тексты, составленные на основе наиболее часто употребляемых лексических единиц и их грамматических форм, языковые и речевые упражнения, разнообразные формы проверки усвоения материала, коммуникативные задания, богатый лингвострановедческий материал обеспечивают практическое усвоение татарского языка как неродного.

При разработке системы упражнений, представленной в данном учебнике, нами были учтены три подвида заданий, которые используются в зависимости от сложности выполняемых речевых действий: 1) одноцелевые задания с элементами, состоящими из одного предложения (Скажите...; Спросите...; Уточните...); 2) одноцелевые задания с использованием двух или более предложений, связанных единой коммуникативной задачей (Опишите Сообщите...; Поинтересуйтесь...); 3) многоцелевые задания с функциональной доминантой усваиваемого грамматического явления (Расскажите...; Представьте, что...; Поделитесь...). Первая группа заданий способствует формированию связи синтаксической структуры с различными ситуациями и речевыми интенциями;

вторая группа нацелена на повышение уровня развитых автоматизмов, за счет чего сознание высвобождается для построения цепочки предложений, в своей сумме отражающих заданную ситуацию; третья группа заданий совершенствует навыки, благодаря чему достигается правильный выбор нужной структуры применительно к ситуации и сознание учащихся переключается на выполнение коммуникативного задания . В качестве примера можно привести следующие типы коммуникативных заданий: 1) Попрощайтесь с другом по-татарски; 2) Спросите, как поживают папа и мама вашего друга; 3) Расспросите друга, какая погода была вчера; 4) Поинтересуйтесь, где работает мама вашей подруги; 5) Узнайте, есть ли в этом магазине татарские книги и т. д. В конце учебника помещены контрольные коммуникативные задания, с помощью которых можно проверить уровень усвоения татарского языка .

В целом каждый урок способствует достижению практических целей обучения татарскому языку, что подтвердилось апробацией учебника в школах, вузах, а также при обучении иностранных студентов в Казанском университете и при преподавании татарского языка в Университете Аризоны (США), в Парижском институте восточных цивилизаций и восточных языков (Франция), в университетах Германии, Финляндии. Впоследствии этот опыт был использован нами при разработке школьных учебников для старших классов. В них предложена система упражнений, направленная на то, чтобы активизировать и углубить навыки устной речи учащихся, научить их пересказывать содержание прочитанных текстов или отрывков, высказываться по поводу увиденного или услышанного; переводить отрывки из литературных текстов, а также образцы татарского устного народного творчества. Этому способствуют и ситуативные задания, которые содержатся в учебниках.

При обучении татарскому языку учитель должен творчески подойти к системе упражнений, то есть вносить индивидуальные корректировки, приспосабливая задания к определенным условиям работы, упрощая или усложняя их. Опыт обучения татарскому языку русскоязычных учащихся подтверждает правильность этой мысли, потому что вначале процесс разработки школьных учебников усугублялся разнообразием взглядов авторов учебно-методических пособий на решение вопросов преподавания татарского языка как неродного. Все это побудило нас обобщить накопленный опыт при переиздании учебников татарского языка, тем более что в последние годы в методической литературе не раз подчеркивалось, что необходимо не столько учить детей запоминанию правил и определений, грамматическому разбору и письму диктантов, сколько ориентировать их на практическое овладение языком.

Анализ средств обучения татарскому языку в русской школе позволяет сделать вывод о том, что они обеспечивают комплексно-тематическую подачу учебного материала. Однако в дальнейшем необходимо расширить в них объем тех заданий, которые способствуют овладению коммуникативными единицами татарского языка. В связи с этим важно подчеркнуть, что правильный выбор средств обучения, подходящих по объему и характеру языкового, ситуативно-тематического и лингвострановедческого материалов и имеющих коммуникативную направленность, составленных с учетом особенностей татарского языка, должен быть в поле зрения как ученых-методистов, так и методистов-практиков.

K.S. Fatkhullova. Communicative Trend of Means of Teaching Tatar as a Second Language.

The article focuses on the issues of improving academic programs, textbooks and teaching manuals on Tatar language. The reason is that teaching Tatar language in Russian schools requires a communicative approach to development of educational-methodical complexes aimed at learning the target language as means of communication.

Key words: methods of teaching, means of teaching, academic program, textbooks, teaching manual, system of exercises, communicativity, spoken language.

Литература

1. Программа по обучению татарскому языку русскоязычных учащихся. 1-11 классы / Сост. Ф.С. Сафиуллина, К.С. Фатхуллова. - Казань: Магариф, 2003. - 63 с.

2. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Рус. язык, 1977. - 288 с.

3. Сафиуллина Ф.С., Фатхуллова К.С. Татарский язык. Интенсивный курс. - Казань: ТаРИХ, 1999. - 448 с.

4. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. В. А. Бух-биндера. - Киев: Вища шк., 1980. - 247 с.

Поступила в редакцию 27.05.08

Фатхуллова Кадрия Сунгатовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и переводоведения Казанского государственного университета.

Методические рекомендации подготовлены в целях разъяснения вопросов организации преподавания учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в образовательных организациях в 2019–2020 учебном году в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства просвещения РФ, ФГОС общего образования, Концепции преподавания русского языка и литературы

1 . Нормативно-методические документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предметам «Русский язык» и «Литература»

I. Нормативные документы (общие для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта)

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в последней редакции) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1677 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2016 г. № 879» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2017 г. № 535 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 г. 42729) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

18. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2016 г. № 08-1713 «О направлении плана реализации Концепции», утверждённого Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым 29 июля 2016 г. № ДЛ-13/08 для организации работы по реализации Концепции // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

19. Примерная основная образовательная программа основного общего образования //http://fgosreestr.ru/

20. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования //http://fgosreestr.ru/

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016 – 2020 годы» // http://www.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

23. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. № НТ41/08 «О перечне “100 книг” по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

25. Календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, на 2018/19 учебный год // http://минобрнауки.рф/m/документы

26. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 08-778 «О Всероссийском конкурсе сочинений» // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

27. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы» // ttp://government.ru/media/files/

28. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

29. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 мая 2018 г. № 08-12-11 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» // http://rulaws.ru/acts/PismoMinobrnauki-Rossii-ot-16.05.2018-N-08-1211/

30. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» // http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-06.05.2013-N-08-535/

32. Приказ Министерства просвещения российской федерации о федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования от 28 декабря 2018 г. N 345

33. Приказ Минпросвещения России от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников...»

Информация о федеральных нормативных документах на сайтах: http://mon.gov.ru/ – Министерство образования и науки Российской Федерации РФ); http://www.ed.gov.ru/ – Образовательный портал; http://www.edu.ru/ – Единый государственный экзамен; http://fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений.

2. О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

на уровне основного общего образования

В 2019–2020 учебном году общеобразовательные организации Брянской области продолжат реализацию ФГОС основного общего образования в 5–9 классах в штатном режиме.

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами в системе образования концепции предметных областей рассматриваются в качестве базиса, определяющего содержательные линии по каждому преподаваемому учебному предмету, что в свою очередь отражается в профессиональной деятельности каждого педагога, участвующего в реализации основных образовательных программ всех уровней образования. Филологическое образование в системе основного/среднего общего образования опирается на следующий концептуальный документ (далее – Концепция) – «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

В Концепции подчёркивается, что изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития её нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Литература – это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы – познавательной, нравственной и воспитательной. В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.

Необходимо отметить, что все Концепции предметных областей предполагают изменения не только в учебной, но и во внеурочной деятельности по предмету (см. методические материалы, размещенные на сайте «Модернизация содержания и технологий обучения в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами», www.predmetconcept.ru). В соответствии с действующими нормативными правовыми документами в системе образования концепции предметных областей рассматриваются в качестве базиса, определяющего содержательные линии по каждому преподаваемому учебному предмету, что в свою очередь отражается в профессиональной деятельности каждого педагога, участвующего в реализации основных образовательных программ всех уровней образования.

Помимо концепции, регуляторы, которыми пользуется сегодня любой учитель русского языка и литературы в нашей стране, – это стандарты. Внесены изменения в части требований к предметным результатам по русскому языку и литературе в стандарт основной школы. Следующий регулятор, которым пользуется сегодня любой учитель русского языка и литературы, – примерные программы для основной школы. Это не нормативный правовой документ, а учебно-методический. В связи с реализацией Федерального государственного стандарта государственная политика в образовании направлена на обновление содержания и использование новых методов и технологий.

Словари играют существенную роль в обеспечении метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования. На уроках русского языка и литературы необходимо систематически организовать работу учащихся со словарями различного типа, формировать культуру работы с ними, потребность обращаться к ним, способность извлекать из них необходимую информацию, развивать навыки поисково-информационной работы с текстами. Развитие культуры работы со словарями в школе как части общеучебных умений по поиску информации и её логической обработке (формирование понятия) необходимы для повышения способности использования указанных умений в учебной, познавательной и социальной практике, для обретения самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности, для получения новых знаний в рамках учебного предмета. Закладывание основ культуры филологической работы со словарями при изучении дисциплин филологического цикла способствует формированию лингвистической и литературоведческой компетенций.

Планирование и организация учебного процесса.

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность и временные рамки рассмотрения отдельных тем. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ФК ГОС ОО, как многофакторный подход к содержанию русского языка и литературы – обеспечение баланса между различными разделами и темами; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной литературы, с привлечением литературы народов России, при приоритете изучения русской литературы.

Требования к Рабочим программам по ФК ГОС не определены, поэтому учитель литературы разрабатывает Рабочую программу по предмету для 9 и 10 – 11 классов, которые он будет вести в 2019 – 2020 учебном году, в соответствии с локальным актом образовательной организации. Учитель составляет рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских учебных программ. Допускается определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой. Единая структура календарно-тематического планирования определяется локальным актом образовательной организации и является единой для образовательной организации.

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока. В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

Моделируя гуманитарное образовательное пространство, нельзя обойти вниманием ещё один важный момент – каков бы ни был гуманитарный потенциал используемых педагогических технологий, стратегий и приёмов, он «не упакован» в самой технологии, а проявляется усилиями педагога, действия которого действительно основаны на любви к человеку и заботе о нём. Эту цель можно достигнуть только, зная и учитывая возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

2.1. О преподавании учебного предмета «Русский язык»

На изучение предмета «Русский язык» в обязательной части учебного плана предусмотрено

в 5 классе – 175 (170) часов,

в 6 классе – 210 (204) часов,

в 7 классе – 140 (136) часов,

в 8 классе – 105(102) часов,

в 9 классе – 105(102) часов.

Общеобразовательные организации самостоятельно определяют режим работы (5-ти или 6-дневная учебная неделя в соответствии с действующим законодательством РФ).

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

VIII

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

Увеличение количества часов на изучение курса русского языка в 5-9 классах может происходить за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

В большинстве образовательных организаций в 5 - 9 классах обучение ведется по УМК под редакцией Л.М.Рыбченковой и О.М.Александровой издательства «Просвещение», под редакцией Н. М. Шанского (5 – 7 класс – авторы Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др., 8 - 9 класс – Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.). Согласно приказу Минпросвещения России «О ф едеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 28. 12. 2018 г. № 345 образовательные организации в течение трёх лет имеют право при организации образовательной деятельности использовать учебники, не включённые в действующий Федеральный перечень. Это касается учебников Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой, Александровой О.М для 8-9 классов и УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

Примерные рабочие программы по предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература» размещены на сайте БИПКРО и на сайте БГИМЦ. Вариант рабочей программы по русскому родному языку с примерным тематическим планированием для 1, 5 и 9 классов размещѐн в свободном доступе на сайте www.uchlit.com

2.2. О преподавании учебного предмета «Литература»

На изучение предмета «Литература» в обязательной части примерного учебного плана отводится

в 5 классе – 105 (102) часов,

в 6 классе – 105 (102) часов,

в 7 классе – 70 (68) часов,

в 8 классе – 70 (68) часов,

в 9 классе – 105 (102) часов.

Примерный недельный учебный план основного общего образования

(при 5 и 6-дневной учебной неделе)

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

VIII

Всего

Обязательная часть

Русский язык и литература

Литература

В образовательных организациях Брянской области в 5-9 классах обучение литературе ведётся по программе и учебникам под общей редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин и др.). Рабочая программа к данному УМК размещена на сайте БИПКРО.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с редакцией от 31.12.2015 г. Приказа Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определена структура рабочих программ учебных предметов. Согласно п. 18.2.2. рабочие программы учебных предметов (курсов) должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2.3. О преподавании предметной области «Родной язык и родная литература»

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования предметная область «Родной язык и родная литература» и учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература» являются обязательными для изучения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12. 2010 г. № 1897 (в ред. от 31.12. 2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Общеобразовательная организация вправе определять объём учебного времени (количество часов) и структуру (классы) освоения предметов «Родной язык» и «Родная литература». Общеобразовательные организации могут составить рабочие программы самостоятельно или выбрать один из вариантов реализации данных программ.

Примерные рабочие программы по предметам «Родной язык (русский)» и «Родная литература» размещены на сайте БИПКРО и на сайте БГИМЦ.

Вариант рабочей программы по русскому родному языку с примерным тематическим планированием для 1, 5 и 9 классов размещ ѐ н в свободном доступе на сайте www.uchlit.com

Примерный недельный учебный план основного общего образования

(при 5 и 6-дневной учебной неделе)

Предмет

Всего

«Родной язык»

«Родная литература»

Учебное пособие «Русский родной язык» для 5-9 классов под редакцией Л.А. Вербицкой (авторский коллектив: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Загоровская О.В., Казакова Е.И., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Нарушевич А.Г.).

Учебные пособия: «Литературная Брянщина». Учебник - хрестоматия в 2 частях. Методические рекомендации и материалы. Авторы: О.В.Вороничева, Е.Э. Горяинова, Л.Л.Семенищенкова. «Брянщина литературная 20 век. Хрестоматия». Учебное пособие выпущено под общей редакцией доктора филологических наук, профессора БГУ А.В. Шаравина

3. О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» на уровне среднего общего образования (10-11 кл.)

В 2019–2020 учебном году общеобразовательные организации Брянской области приступают к реализации ФГОС среднего общего образования в 10 классах в штатном режиме. Содержание образования предметной области «Русский язык и литература» может осваиваться на базовом или углублённом уровне .

В соответствии с требованиями статьи 18.3.1 Приказа Минобрнауки России от 17.12. 2010г. № 1898 (ред. от 29.06. 2017 г. № 613) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", образовательная организация обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения :

Технологического;

Естественно-научного;

Гуманитарного;

Социально-экономического;

Универсального

Для углубления знаний обучающихся могут быть рекомендованы следующие элективные и факультативные курсы :

- «Русское правописание: орфография и пунктуация» (Автор программы С. И. Львова) Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.- М.: Дрофа, 2008

Б.А. Ланин. Современная русская литература Программа элективного курса для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений.– Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»

Об УМК по русскому языку и литературе

В 10-11 классах для изучения русского языка:

- на базовом уровне рекомендуется учебник «Русский язык (базовый уровень)» (авторы Л. М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение»);

- на углублённом уровне - учебник «Русский язык (базовый и углублённый уровень)» (авторы В.В. Львов, С.И. Львова ООО «ИОЦ Мнемозина»).

Согласно Приказу Минпросвещения России от 28. 12. 2018 г. № 345 «О ф едеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; в течение 3 – х лет образовательные организации также могут использовать для изучения русского языка на базовом уровне учебник А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык (базовый уровень)».

- на базовом уровне учебники «Литература (базовый уровень)» (автор Ю. В. Лебедев, издательство «Просвещение»); «Литература (базовый уровень)» (автор И.Н. Сухих, ООО «ОИЦ «Академия»), «Литература (базовый уровень)» (авторы Зинин С.А., Сахаров В.И., ООО «Русское слово-учебник»);

- на углублённом уровне - учебник «Литература» (углублённый уровень) (авторы Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А., издательство «Просвещение»).

Учитывая высокий научно-методический потенциал и глубину в освещении основных тем курса литературы XIX века, можно использовать учебник Ю. В. Лебедева «Литература (базовый уровень)» для изучения литературы на углублённом уровне.

На базовом уровне учебник «Литература (базовый уровень)» под ред. Журавлева В. П. (авторы Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др., издательство «Просвещение»); «Литература (базовый уровень) » (авторы Зинин С.А., Сахаров В.И., ООО «Русское слово-учебник»);

На углублённом уровне - учебник «Литература» (углублённый уровень) (авторы Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д. и др., издательство «Просвещение»).

4. Особенности организации и содержания внеурочной деятельности по предмету

Внеурочная деятельность по предмету организуется в соответствии с требованиями ФГОС ООО по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Факультативные, элективные курсы могут носить интегративный характер (так называемые межпредметные курсы/модули), построенные на основе интеграции предметов области «Русский язык и литература».

О подготовке к устному собеседованию по русскому языку

В 2019 – 2020 учебном году девятиклассники принимают участие в такой оценочной процедуре, как итоговое собеседование по русскому языку. Цель устного собеседования по русскому языку – проверка коммуникативной компетенции девятиклассника. Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

 проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;

 принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;

 учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.

Устная часть должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов. В комплект войдут четыре задания. Задание 1 – выразительное чтение вслух небольшого научно-публицистического текста. При оценке выразительного чтения будут оценивать интонационное членение и темп речи. Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. В задании 2 предлагается пересказать выразительно прочитанный текст с привлечением дополнительных материалов, дополнив его высказыванием. За время, отведённое на подготовку, требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности. Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов. При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением). В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы. Тематическое монологическое высказывание – это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

 Монолог-описание по предложенной фотографии.

 Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.

 Монолог-ответ на поставленный вопрос.

По каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино. Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи). В задании 4 школьникам предстоит поучаствовать в беседе с экзаменатором по заданной теме. По выбранной теме ученику будут заданы 3 вопроса. Для экзаменуемого главное – правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей. В речи должны отсутствовать грамматические, речевые и орфоэпические ошибки. Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций». Общее время ответа, включая время на подготовку, – 15 минут. Для детей с ОВЗ – до 45 минут. Во время собеседования будут вести аудио- и видеозапись. Принимать экзамен должен педагог, который не учит выпускников данного класса. Порядок проведения собеседования изложен в спецификации к собеседованию.

Подготовка и написание итогового сочинения

В декабре 2019 гг. российским одиннадцатиклассникам предстоит на писать итоговое сочинение. Выпускникам нужно было создать письменное высказывание с привлечением литературного материала. Включение в школьную практику итогового сочинения актуализирует вопрос об изменении содержания концепции гуманитарного образования в школе и требует новых методологических и методических подходов в решении проблемы развития речемыслительных навыков у школьников, живущих в XXI в.

Основными недостатками содержания итоговых сочинений можно считать:

– недостаточное внимание к формулировке темы, ракурсу постановки проблемы в заданном в теме вопросе и, как следствие, несоответствие теме, её неоправданное расширение до уровня тематического направления;

– неумение выявить ключевые слова темы, чтобы направить свои рассуждения в нужное русло, подобрать к своим тезисам верную аргументацию;

– непонимание терминов и нравственно-психологических понятий в формулировке темы;

– неумение сформулировать главную мысль и последовательно доказать её в главной части сочинения;

– ошибки в подборе литературного материала для аргументации своих мыслей;

– несвязанность смыслового наполнения основных частей сочинения; – непродуманность структуры и композиции сочинения, наличие логических ошибок;

– ошибки в процессе редактирования, переписывания и проверки сочинения.

Чтобы избежать типичных ошибок в итоговом сочинении, выпускнику следует:

– обдумать все предложенные темы, стремясь чётко представить себе, какую главную мысль он будет доказывать в своём сочинении, и выбрать ту тему сочинения, которая ему интересна и для раскрытия которой он располагает прочитанным литературным материалом;

– определить ракурс выбранной темы, проанализировав её ключевые слова, сформулировать проблемы, которые он поставит во вступлении к работе, и главную мысль сочинения, которую будет раскрывать в основной части; – выбрать из прочитанных книг примеры, которыми он будет подтверждать свои аргументы;

– записать на черновике примерный план высказывания или определить порядок изложения мыслей и логику их доказательства;

Перед написанием заключения перечитать вступление и сделать в заключении выводы, отвечая на вопрос, поставленный в теме;

– перечитать черновик и выявить случаи повторения одних и тех же мыслей; определить, все ли тезисы подкреплены аргументами и примерами, логично ли высказывание и переходы от одной части сочинения к другой;

–найти в сочинении речевые и грамматические ошибки и недочёты (для выявления речевых ошибок нужен контекст, а грамматические ошибки заметны даже вне контекста);

– проверить правописание слов, во всех сомнительных случаях обращаясь к орфографическому словарю, и выявить пунктуационные ошибки анализом внутренней структуры предложений;

– следить на экзамене за временем, так как экспертами проверяется только текст, переписанный в выданный бланк записи, а черновик не учитывается.

5. О реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности

на уровне основного общего и среднего общего образования

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) является обязательным результатом освоения основной образовательной программы на уровне основного общего и среднего общего образования.

Итоговый проект на уровне основного общего образования представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут быть представлены как в текстовом, так и мультимедийном формате.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации. Основные требования к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в 5-9 классах изложены в разделе 2.1. «Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» содержательного раздела ПООП основного общего образования.

Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся содержится в разделе 2.1.5 содержательного раздела ПООП основного общего образования.

На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. Проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр.

Индивидуальные проекты разрабатываются на уровне среднего общего образования в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом в форме элективного курса (ЭК), и сопровождается деятельностью учителя (тьютора) в соответствии с нормами пункта 11 части II ФГОС СОО: «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».

Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

  • защита темы проекта (проектной идеи);
  • защита реализованного проекта.

На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены:

  • актуальность проекта;
  • положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей;
  • ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов;
  • риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта;

В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие.

На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану:

1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

Проектная работа должна быть обеспечена тьюторским (кураторским) сопровождением. В функцию тьютора (куратора) входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости).

Регламент проведения защиты проектной идеи и реализованного проекта, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. По возможности параметры и критерии оценки проектной деятельности должны разрабатываться и обсуждаться с самими старшеклассниками.

Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:

  • оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
  • для оценки проектной работы должна быть создана экспертная комиссия, в которую должны обязательно входить педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети, представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых выполняются проектные работы;
  • оценивание производится на основе критериальной модели;
  • для обработки всего массива оценок может быть предусмотрен электронный инструмент; способ агрегации данных, формат вывода данных и способ презентации итоговых оценок обучающимся и другим заинтересованным лицам определяет сама образовательная организация;
  • результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся.

Исследовательское направление работы старшеклассников должно носить выраженный научный характер. Для руководства исследовательской работой обучающихся необходимо привлекать специалистов и ученых из различных областей знаний. Возможно выполнение исследовательских работ и проектов обучающимися вне школы – в лабораториях вузов, исследовательских институтов, колледжей. В случае если нет организационной возможности привлекать специалистов и ученых для руководства проектной и исследовательской работой обучающихся очно, желательно обеспечить дистанционное руководство этой работой (посредством сети Интернет).

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

  • естественно-научные исследования;
  • исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);
  • экономические исследования;
  • социальные исследования;
  • научно-технические исследования.

Требования к исследовательским проектам: постановка задачи, формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов.

Для исследований в естественно-научной, научно-технической, социальной и экономической областях желательным является использование элементов математического моделирования (с использованием компьютерных программ в том числе).

Защита проектных и исследовательских работ может осуществляться в рамках различных образовательных событий: научно-практические и практические конференции, конкурсные мероприятия, фестивали, предметные недели, недели науки и т.д.

по русскому языку на уровне среднего общего образования

  1. Активные процессы в русском языке на современном этапе.
  2. Явления переходности в грамматике русского языка.
  3. Фразеологическая система русского языка. Источники фразеологизмов.
  4. «Синонимика - сфера бесконечных возможностей речевого творчества» (А. Ефимов).
  5. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
  6. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
  7. Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
  8. Роль односоставных предложений в лирике И.А. Бунина.
  9. Роль осложнённых предложений в лирике К.Д. Бальмонта.
  10. Футбольный сленг в русском языке.
  11. Компьютерный сленг в русском языке.
  12. Этикетные формы обращения в русском и иностранном языках.
  13. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
  14. Особенности языка современных СМИ (на примере газетных и журнальных публикаций, новостного сайта в интернете и т.д.).
  15. Языковой портрет ученика нашей школы (гимназии, лицея).
  16. Невербальные средства общения. Взаимодействие вербальных и невербальных средств общения.

Примерные темы проектных и исследовательских работ

по литературе на уровне среднего общего образования

  1. Библейские мотивы в русской литературе.
  2. Тема «маленького человека» в отечественной литературе.
  3. Роль архетипов в произведениях русской литературы.
  4. Страницы истории в произведениях русской литературы.
  5. Антология современной отечественной поэзии.
  6. Судьбы современной отечественной драматургии.
  7. Традиции и преемственность в литературе конца 20 – начале 21 веков.
  8. «Герой времени» в русской прозе конца 20 – начала 21 веков.
  9. Интерактивная литературная карта Брянщины.
  10. Языковая палитра современной отечественной литературы.
  11. Песенный текст как культурный феномен.
  12. Читательское досье современника.
  13. Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде?
  14. Явления постмодернизма в зарубежной литературе.
  15. Перевод как средство транскультурного взаимодействия.

В рамках нормативного сопровождения общеобразовательные организации самостоятельно разрабатывают следующие локальные акты:

Об утверждении «Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10–11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения …….»;

Об утверждении «Рабочей программы элективного курса «Индивидуальный проект (10–11 классов)» ;

Приказ «Об утверждении тем индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов и о назначении руководителей проектов».

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект (10-11кл.) включается в содержательный раздел ООП среднего общего образования.

  1. Об итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов

по русскому языку и литературе в 2019-2020 учебном году

РУССКИЙ ЯЗЫК

Государственная итоговая аттестация должна в первую очередь продемонстрировать усвоение обучающимися программ по русскому языку, и подготовка к ней ведётся в течение всех лет обучения в школе. Этот принципиальный подход не исключает специальной направленности в предметном обучении, учитывающей содержание КИМ, изменения в измерительных материалах.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна выстраиваться в обязательном соответствии с нормативно-документальной базой, сопровождающей организацию и проведение государственной аттестации в текущем году.

Учитель выпускного класса должен быть знаком с федеральными и региональными нормативными документами, использовать в работе материалы банка открытых заданий и рекомендованные ФИПИ пособия. Учителям выпускных классов необходимо ознакомиться с региональными материалами результативности прошедшей итоговой аттестации по предмету и выявленными проблемами, «зонами риска», чтобы акцентировать внимание обучающихся на возникших в процессе аттестации сложностях.

Учителям, осуществляющим подготовку школьников к ЕГЭ по русскому языку, необходимо в работе придерживаться следующих рекомендаций:

1. Внести изменения в учебные программы по русскому языку и календарно-тематическое планирование, обязательно включив в них разделы культуры речи (изучение литературных норм русского языка) и стилистики (включая языковые средства выразительности).

2. Всю работу на уроках русского языка проводить на основе связного текста. Активно включать в работу тексты научно-популярного, учебно-научного, делового, публицистического, художественного и разговорного стилей.

3. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умение чувствовать подтекст.

4. На уроках русского языка и литературы совершенствовать знания изобразительно-выразительных средств языка с целью более свободного владения ими.

5. Формировать у учащихся четкое понимание различия между сочинением по литературе и сочинением по русскому языку на основе исходного текста; постоянно знакомить их с особенностями и критериями оценки сочинения по русскому языку; учить их уместному использованию средств выразительности.

6. Формировать орфографические, пунктуационные и речевые навыки на протяжении всего периода обучения в школе.

7. Практиковать текущий контроль в форме тестирования, комплексного анализа текстов различных жанров, мини-сочинения на базе исходного текста.

8. Развивать все виды речевой деятельности в их взаимосвязи и включать в ежеурочную комплексную работу с текстом.

9. Учить устному и письменному пересказу, интерпретации информации и созданию текстов.

10. Использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическим материалом: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры «Сдаем ЕГЭ» и др.

11. Развивать умение анализировать и редактировать собственные письменные работы.

12. Приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму.

13. Учить заполнять бланки ЕГЭ по русскому языку.

14. Вести мониторинг успешности усвоения тем, проводить самостоятельные, контрольные и репетиционные работы по предмету в форме и по материалам ЕГЭ, своевременно знакомить с результатами учащихся и их родителей.

15. Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению учебный материал на обязательный, дополнительный и факультативный.

16. Использовать эффективные приемы современных педагогических технологий и методик, способствующих развитию интереса к изучаемому материалу, формированию навыков исследовательской деятельности, осознанному применению теоретических знаний на практике.

17. Не подменять теоретико-практическую направленность обучения тренировочными упражнениями в формате ОГЭ и ЕГЭ.

1. «Конструирование учебного процесса с учетом использования результатов ЕГЭ и ОГЭ 2019 по русскому языку»;

2. «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся как условие успешности итоговой аттестации»;

3. «Проектирование уроков русского языка в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования (практикум по моделированию урока, мастер-классы);

4. «Неделя профессионального мастерства как средство раскрытия творческого потенциала учителей и повышения их профессиональных компетенций (аукцион методических идей)»;

5. «Перспективные модели ГИА по русскому языку»;

6. «Использование ресурсов УМК и открытых банков заданий ОГЭ и ЕГЭ для успешной подготовки обучающихся к ГИА на уроках и во внеурочной деятельности»;

7. «Современные стратегии чтения. Смысловое чтение и работа с текстом».

– целесообразно обратить особое внимание на повторение и закрепление материала, который из года в год вызывает затруднение у многих выпускников; – следует обеспечить в учебном процессе развитие у учащихся умений анализировать информацию литературного содержания, осмыслять и определять верные и неверные суждения, определять и описывать сущность идейно-художественного своеобразия произведений. Для достижения положительных результатов целесообразно увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе; акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий; – при текущем и тематическом контроле более широко использовать задания, связанные с реальными жизненными ситуациями, требующие от учащихся применять теоретические знания на практике, объяснять результаты при решении задач. – систематизировать информацию о прочитанных произведениях с обязательным выделением темы, проблемы и идеи произведения, периодически проводить повторение изученного по темам, проблемам, мотивам и т.д.; – объединить изученные программные произведения по группам в зависимости от темы и проблемы; – регулярно проводить сравнительный анализ художественных произведений, близких по тематике, проблематике, идее, особенностям жанра, художественной речи и пр.; – обучать умению анализировать готовые сочинения и выявлять их сильные и слабые стороны (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т. п.); – включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос.

ЛИТЕРАТУРА

Анализ результатов государственной итоговой аттестации по литературе в 2019 году выявил ряд проблем, а именно отсутствие сформированности в полной мере следующих умений:

  • анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, формулировать личностную оценку произведения;
  • сопоставлять (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одно произведение с другими произведениями того же автора или произведений того же жанра других авторов в заданном направлении анализа;
  • обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

1. На заседаниях районных и городских методических объединений провести подробный анализ результатов ЕГЭ по литературе и осуществить корректировку рабочих программ с учетом выявленных проблем.

2. Проводить научно-практические семинары по эффективным приемам анализа текста в единстве формы и содержания на уроке литературы.

3. Организовывать и проводить методические дни для учителей литературы ОО, на которых рассматривать вопросы теории и практики продуктивной работы с текстом.

4. Проводить взаимопосещение уроков, мастер-классы по обмену опытом применения современных педагогических технологий, способствующих развитию интереса обучающихся к чтению и самостоятельной продуктивной работе с текстом художественного произведения.

5. Ежеурочно практиковать письменные интерпретации художественного произведения (фрагмента, эпизода), а также написание коротких и развёрнутых ответов на основе литературных произведений.

6. Организовывать на уроках литературы работу сопоставительного характера с текстами произведений одного или других авторов.

7. Стимулировать осознанное, творческое чтение школьниками художественных произведений разных жанров с последующим обсуждением на уроках самостоятельно прочитанных произведений.

8. Проводить на уроках тренинги по устному и письменному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения; мотивы поступков героев и сущность конфликта.

9. Предусматривать задания на выявление средств художественной выразительности и определение их роли в раскрытии авторской позиции.

10. Фиксировать типичные ошибки в раскрытии темы устного и письменного высказывания, аргументации высказанных тезисов, следить за соблюдением языковых норм.

11. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся в зависимости от уровня их читательской культуры, предусматривать дифференцированные задания для школьников с разным уровнем предметной подготовки.

11. Проводить элективные курсы для учащихся старших классов с целью подготовки к ЕГЭ по литературе.

При планировании подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА рекомендуем ознакомиться с результатами и анализом ОГЭ и ЕГЭ прошедшего учебного года на официальном сайте Брянского института повышения квалификации (), где будут размещены «Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе по образовательным программам основного, среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»

Нормативно-правовое обеспечение ГИА и материалы для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru .)

Напоминаем, что на сайте ФИПИ существует Открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ по предметам, к началу учебного года размещаются проекты КИМов и перспективные модели КИМ на 2020 год.

С целью более эффективной подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в Брянской области рекомендуются следующие варианты использования одного часа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений:

Изучение факультативного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»

С целью более эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах рекомендуются спецкурсы С. И. Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» (общеобразовательные классы), С. С. Вартапетовой «Стилистика русского языка» (профильные гуманитарные классы) и курс «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ». (Для системной работы по подготовке к ЕГЭ по литературе предлагается использовать спецкурсы «Подготовка к ЕГЭ по литературе» и «Искусство анализа художественного текста».

Итоговое сочинение (изложение) выпускники образовательных организаций Брянской области будут писать в декабре 2019 года.

Открытые тематические направления итогового сочинения и краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, будут размещены на сайте www.fipi.ru к началу учебного года. В сентябре 2019 года будет подготовлено информационно-методическое письма «Подготовка и проведение итогового сочинения (изложения) для выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, в 2019-2020 учебном году».

7. О проведении просветительских и конкурсных мероприятий в 2019 году

Мероприятия для педагогов:

Роль библиотеки в формировании читательской и речевой культуры учащихся. август 2019

Научно-практическая конференция «Язык. Мышление. Диалог культур» . (По поддержке русского языка и языков народов России в рамках Международного года языков коренных народов в 2019 году, запланированных в Брянской области)» - ноябрь 2019 г.

Мероприятия для обучающихся:

В сентябре – октябре 2019 г. будет проводиться Всероссийский конкурс сочинений.

Этапы проведения ВКС в Брянской области:

Школьный этап - 1.09–20. 09,

муниципальный этап - 21.09–30.09,

региональный этап - 1–10. 10.

Приказ о проведении Всероссийского конкурса сочинений и вся необходимая информация разослана в муниципалитеты и размещена на сайте БИПКРО в августе 2019 г.

Точное количество часов на изучение предметов в текущем году определяется в соответствии с Годовым календарным планом - графиком образовательной организации на 2018 – 2019 учебный год и может быть рассчитано на 34 или на 35 учебных недель.


Преподавание татарского языка и литературы

в 5-11 классах в МАОУ «Тарманская СОШ»

Обучение татарскому языку в школе с этнокультурным компонентом имеет свои особенности. Цели и задачи, поставленные в работе учителя Ильчибакиевой Васили Тимербаевны, — это формирование умений и навыков устной речи, чтения и письма с опорой на коммуникативный подход к изучению родного языка; включать обучающихся в диалог культур, ознакомить их своеобразием: дать понять, что именно через родное слово, родной язык человек познает мир. Родной язык является связывающим звеном сохранить самобытность народа, культуру, обычаи. По учеб­ному плану школы на изучение татарского языка и литературы отводится 2 часа в неделю (1 час на изучение татарского языка и 1 час на татарскую литературу).

Как прививается обучающимся интерес к родному языку? Для решения данной проблемы учитель применяет нетрадиционные формы обучения, использует новые эффективные методы и приемы, которые активизируют детей к самостоятельному приобретению знаний.

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, учитель работает над формированием и развитием творчески мыслящей личности ребенка, способной принимать нестандартные решения. Основным результатом является, получение детьми прочных знаний, умений и навыков по предмету, умение их применять на практике. На уроке использует активные виды деятельности: слушание детьми образцовой речи с многократным повторением, озвучивание небольших текстов (сказок, рассказов) в сопровождении музыкальных произведений. Их воспроизведение, занимательные упражнения. Заучивание наизусть, пение, элементы народных игр, упражнения по изучению диагностической речи, закрепление содержания услышанного текста.

Особое внимание в преподавании татарского языка и литературы уделяется коммуникативной методике. Использование данной методики дает желаемые результаты. Анализ посещенных уроков показывает развитие навыков и умений учащихся излагать свои мысли на родном татарском языке.

На уроках учитель применяют поисковый, исследовательский, проблемный методы, применяет следующие приемы, как наблюдение, сравнение, сопоставление. Использование ИКТ технологий формирует и развивает учебно-познавательные компетенции, усиливает мотивацию к изучению предмета. У обучающихся повышается уровень обученности, развиваются коммуникативные способности.

Динамика качества знаний по татарскому языку и литературе в 2010-2011 учебном году

1 четверть КПУ

2 четверть КПУ

3 четверть КПУ

4 четверть КПУ

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

татарский язык

татарская литература

Сравнивая качественную успеваемость обучающихся, мы видим стабильность работы учителя по предмету. Сформированность языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания общего образования по татарскому языку и литературе.
В целях совершенствования качества образовательного процесса и осуществления контроля качества преподавания согласно плану внутришкольного контроля проводились контрольные работы, срезы знаний по татарскому языку в 5-х, 6-х, 9-х. классах. Были проверены тетради учащихся 5-х,11-х классов.

Результаты проверок в целом удовлетворительные, но учителю, следует обратить внимание:

1. На типичные ошибки, допущенные учащимися, такие как недостаточное усвоение форм неправильных глаголов, видовременных форм глаголов, словообразования, на порядок слов в вопросительных предложениях и т.д.

2. Необходимо работать над повышением качества обучения в этих классах, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися и учащимися с низкой мотивацией к учению.

Уровень обученности позволяет многим обучающимся успешно участвовать в олимпиадах, конкурсах по татарскому языку и литературе. Развитие творческого потенциала учащихся способствует умение правильному изложению своих мыслей в сочинениях различных жанров. Например: результаты работы учителя в данном направлении подтверждают участие в различных конкурсах сочинений, где за последние три года из 14 конкурсантов 9 учащихся стали лауреатами и призерами.

Материально-техническая база кабинета татарского языка соответствует типу образовательного учреждения, реализуемой образовательной программе. Кабинет оснащен необходимым учебно-дидактическим комплексом. Есть паспорт, перспективный план развития кабинета. В кабинете татарского языка установлен персональный компьютер, подключенный к единой локальной сети школы. Информационные технологии эффективно используются как в учебном, так и в воспитательном процессе. Решая задачу использования новых компьютерных и информационных технологий в УВП, учителем татарского языка и литературы в течение текущего учебного года проведены более пятидесяти уроков с применением ПК.

Похожие статьи