Контрольные диктанты умк "перспектива". Диктант по русскому языку на тему весна (9 класс) Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) в 11 классе

по русскому языку по итогам IV четверти

Уровень сложности средний.

Цель и задачи: 1 .Выявить уровень сформированности орфографических и пунктуационных навыков (по темам «Правописание безударных гласных, согласных в корне слов», «Правописание приставок», «Правописание окончаний в словах разных частей речи», «Правописание глаголов», «Правописание наречий», «Знаки препинания в простых и сложных предложениях»)

2 . Установить уровень развития высших психических функций: внимания, памяти.

3 . Воспитывать сосредоточенность, умение владеть собой при выполнение самостоятельной работы.

Текст диктанта.

Звуки весны.

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели издалека белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала вниз прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли.

(По И. Соколову-Микитову )

(103 слова)

Грамматические задания.

    Найти предложение по схеме:

, и О,О . ( Вот со стройной березки упала вниз прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон )

Выписать, разобрать по членам предложения и частям речи.

    Найти и выписать слова по схемам:

на ……….. ют ся

пере лёт

бел о нос ые

рас пах н ут ся

( н адуваются, перелетных, белоносые, распахнутся )

Критерии оценки диктанта:

«5» - д иктант написан аккуратно и без ошибок. Допускается 1 негрубая ошибка или описка. Каллиграфия и аккуратность оцениваются относительно индивидуальным особенностям обучающихся.

«4» - диктант написан относительно аккуратно с 1-3 ошибками.

«3» - диктант написан относительно аккуратно с 4-6 ошибками. При относительной неаккуратности при написании диктанта оценка «3» ставится и при 3 ошибках.

«2» - диктант написан более чем с 6-ю ошибками.

Примечание: Учитывая индивидуальные особенности в отклонении развития учащихся с особыми образовательными потребностями, за одну ошибку в диктанте следует считать все логопатические ошибки (связанные с заменой, пропуском букв и пр.), ошибки в одном и том же слове, в том числе и в разных его формах (но не в однокоренных словах).

Критерии оценки задания:

1 задание – предложение найдено верно – 2 балла

Подчёркнуты верно все члены предложения – 4 балла (- 1 балл каждая ошибка в отношении подлежащих и сказуемых, - 0,5 –если не все второстепенные подчёркнуты).

Определены все части речи + 8 баллов (- 1 балл каждая ошибка, - 0,5 – каждое слово, часть речи которого не определена). [ маским. 14 баллов .]

2 задание: - каждое правильно выписанное слово – 1 балл, + 0,5 баллов за каждое правильно разобранное слово [ максим. 6 баллов ]

ОЦЕНКА:

19- 20 баллов – «5»,

15-18 баллов – «4»,

9-14 баллов «3»,

8 и менее баллов – «2»

Снег давно сбежал с полей. От края весьма разъезженной дороги до ближней деревеньки стелется рожь, освещенная восходящим лучом солнца. На светло-синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении.

В вышине звенит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлица в заботе о постройке нового гнездышка для птенцов. В свежей зелени уже жужжат трудолюбивые пчелки, добывая нектар с первых весенних цветов. В ярко-зеленой чаще, в каждой бороздке слышится шепот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок, который дает им жизнь. По соломинке, как по лестнице, шествует какая-то букашка, важно расправляет свои бронзовые крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке березовой рощи, в рыхлом4 почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.

В воздухе уже не чувствуется сырости, которая так заметна в первую весеннюю пору, когда реки в бешеном разливе. Из ближних рощ, с пашен и пастбищ — отовсюду доносится радостная птичья разноголосица.

Слышится иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо щелкнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.

Нельзя не удивляться тому, как быстро преображается все окружающее. В природе творится великая тайна весеннего обновления. Это величайшее торжество той великой силы, которая льется с голубого неба и претворяется в зелень, цветы и звуки птичьих песен.

Весна — это самое лучшее и самое поэтическое время года.

К концу 2 четверти в 8 классе уже изучены типы словосочетаний, способы выражения главных членов, виды сказуемых, типы односоставных предложений. В 9 классе основное внимание уделялось сложносочинённым предложениям и сложноподчинённым с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными образа действия, меры и степени, места и времени.

Диктанты с грамматическими заданиями помогут провести итоговый контроль в 8-9 классах.

8 класс

Зимнее зеркальце

Морозно. Трещат в лесу, раскалываясь от холодов, де-ревья. А под склонившейся в инее ивой блестит небольшое зер-кальце лесного ручья. Овально-круглое, оно красиво в своей бело-мраморной оправе искристых снегов. Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз.

Зимнее зеркальце! Смотрится в его живую тёмную гладь сонная ива. И снится ей весёлая весна, ласковое солнце и звонкие песни лесного вольного ветра.

Зябко. Колюче искрится высокий снег на спя-щем лугу. Кругом безмолвие. Звенящая зимняя тишина. А возле полыньи вороний грай. Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье.

Заинтригованный, замираю под кустом ивы. И вижу, поражённый, как две бойкие вороны азартно рвут силь-ными клювами длинную жидкую ниточку водо-рослей, только что добытую ими из тёплых струй голубо-го ручья. Да ведь это же птичья столовая! Не простая. Диетическая. С витаминами. (138 слов.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); в 3 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Вертлявые сороки-белобоки то взмывают на верхушки черноталов, то резко падают к самой полынье. (1 вариант); Живые зелёные травинки на дне ручья, как первые вестники будущей весны, так радуют и веселят глаз. (2 вариант).

8 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

Жизнелюбивое растение

Мороз. В бахроме узорчатых кружев заснув-шие леса. Тихо. Нигде ни души. Иду лесной просекой по пухлым высоким снегам на широких кленовых лы-жах к реке. Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её теплые воды блестящую мормышку 1 .

Кругом белым-бело. От снежной голубизны на душе спокойно. Только нет радости: ведь до весны далеко! Когда ещё увидишь и сможешь полюбоваться зе-лёной веточкой, травинкой, нежным цветочком?

Из-под осыпавшегося на лыжне крупитчатого от мороза снега пружинисто выстрелила зелёная веточка в огрубевших от холода лакированных листиках. Срезал я перочинным ножом тонкий деревянистый стебе-лек, поднёс к губам и ласково дохнул на растеньице.

И тут же увидел вытаявшие из-под седой изморози ру-биновые ягоды брусники. Глянцевые, румяные, они лежа-ли на моей тёплой ладони.

Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (138 слов.)

1 Сказать о правописании слова "мормышка". Это рыболовная снасть: крючок, впаянный в свинцовую или оловянную дробинку.

Грамматическое задание

1. Обозначьте разные виды сказуемых в 1 абзаце (1 вариант); во 2 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Хочется посмотреть на парующие быстрины неугомонной речки, забросить раз-другой в её тёплые воды блестящую мормышку. (1 вариант);

Я несказанно был рад неожиданной встрече с жизне-любивым растением, способным сохранить в лютые мо-розы нежно-зелёный цвет и рубиновую прелесть зрелых ягод. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.

8 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

Солнце Севера

Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. Не бойся обжечься! Солнце Севера ласковое и не такое яр-кое, как в южных широтах. Иногда оно розового цвета, чаще белого. Порой думаешь, что солнцу самому холодно.

Приблизительно с восьми часов ве-чера солнце начинает устраиваться на ночлег, будто бы понимает, что земля за Полярным кру-гом теплее воздуха. И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов.

Каких только растений здесь нет! Вполне можно было бы решить, что ты попал в безмолвное царство арктиче-ской ромашки, цветки которой величи-ной с блюдце.

Самые различные промысловые суда можно встретить у причалов Мурманско-го порта: стоят на якорях, прижавшись друг к другу бортами, средние рыбо-ловные траулеры. Их называют малыша-ми. Ведь команда — всего 24 человека. Рыболовный траулер покрупнее. Такие суда оповещают ба-систыми гудками о заходе в порт в отличие от мелких. (120 слов.)

Грамматическое задание

1. Обозначьте разные виды сказуемых во 2 абзаце (1 вариант); в 4 абзаце (2 вариант).

2. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Поднимись на вершину небольшой сопки и почти прикоснёшь-ся к солнцу ладонью. (1 вариант);

И наконец, облюбо-вав себе место между двумя сопками, садится оно, словно большая птица, в гнездо, свитое из ярких и пышных цветов. (2 вариант).

3. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.

4. Обозначьте в тексте типы односоставных предложений.

9 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

Звуки рояля

Анна сидела на скамейке, в саду, в том его месте, куда выходило окно комнаты, где стоял рояль. Было слышно стрекотание цикад, хлопанье крыльев голубя, взлетевшего в воздух, крик ночной птицы, далёкий звон колокола из деревни, находившейся в двух километрах от их дома.

Слышался иногда лёгкий треск туго пригнанных половиц паркета, когда в вечерней тишине кто-нибудь проходил через комнаты. 4 По хрусту гравия в саду можно было знать, в каком направлении шёл её отец, совершавший одинокие прогулки в поздний час. 4 В её комнате было отворено окно, и она не могла заснуть от смутного и непонятного волнения.

Кроме того ощущения, что она выздоровела после очень долгой и тяжёлой болезни, Анна впервые чувствовала теперь, насколько жизнь может быть спокойной и счастливой. Она садилась за стол и начинала сочинять. Незаметно для неё самой страницы шли за страницами, и перед ней возникали зрительные воспоминания, потом всё наполнялось звуками. (170 слов.)

(По Г. Газданову.)

Грамматическое задание

1. Сделайте полный синтаксический разбор указанного предложения.

9 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

Этюд настроения

Те, кто любит природу, знают, как изменчив её облик и как много прелести в её мимолетных настроениях. Вот массивные серые тучи заволокли небо, и листья деревьев кажутся свинцовыми, тяжёлыми, неподвижными. В этом есть суровая, строгая красота, затаённое ожидание грозы. А стоит сквозь тучи глянуть солнцу — и всё вокруг будто осветит лёгкая светлая улыбка.

Если вы попытаетесь изобразить всё до последней чёрточки, точно выписать то, что видите, у вас получится только жалкая копия.

А может быть, лучше попытаться ухватить что-то основное, особенно яркое, много вам сказавшее? Именно так делают многие художники. К таким работам относится и та, которую мы сегодня показываем вам. 4 Автор её — Михаил Владимирович Маторин.

«Луч солнца» — этюд настроения. Вы не рассмотрите трещины коры, не узнаете, есть ли на снегу следы птиц. 4 Но зато, глядя на картину, вы вспомните то настроение, какое бывает в солнечный морозный день, когда воздух кажется особенно лёгким, а снег почти звенит под ногами и рассыпается суховатыми блёстками.

Из огромного арсенала средств, которыми располагают художники, Маторин придирчиво отобрал только самое необходимое, подсмотренное в самой природе.

Грамматическое задание

2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите вид придаточной части.

9 класс

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 2 четверти

Звонкий день

Утром, когда я встаю, уже почти рассветает. 4 Небо постепенно светлеет и из тёмно-фиолетового превращается в серовато-голубое, с редкими грязноватыми облачками. Солнце не такое тягучее и ослепительное, как летом или весной, а тускловатое.

Белоснежные сугробы, как накрахмаленные простыни, покрывают землю. Лёгкие снежинки, почти не касаясь друг друга, лежат на земле, чуть шевелясь под порывами ветра, блестя, как крохотные осколки алмазов. Снег переливается искрящимися чудесными оттенками. Кажется, что он отражает ослепительные лучи солнца и охлаждает их в своём белоснежном пуху 4 .

В морозный зимний день ветви деревьев и провода в колючем инее. Он опушает голые ветки деревьев, торча во все стороны иголочками-кристаллами, сияет и переливается множеством огоньков. Ветви деревьев становятся похожими на ветви какой-то чудной, ослепительно белой ёлки.

К вечеру вдруг пойдёт снег. Пушистыми хлопьями опускается он на землю и мягко ложится на белые сугробы. Невесомый, как пух тополя, он долго кружит в воздухе, выделяясь на темнеющем небе, но теперь он уже не такой, как днём. Только изредка в свете вечернего фонаря блеснёт та или иная снежинка, и снова падают крупные хлопья, покрывая землю новым ковром. (172 слова.)

Грамматическое задание

1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

2. Составьте схему выделенного курсивом предложения, укажите его вид.

Звуки и запахи весны врываются в открытое окно, манят на улицу, в парк, в лес. Во дворе можно услышать крик синиц, которые первыми оповещают о том, что весна идет. А в парке очень странные звуки! Это дятлы-барабанщики наперебой стучат и будто перекликаются друг с другом. Некоторые люди, нечасто бывающие в лесу и в парке, считают, что это скрипит дерево. На самом деле это стук дятла-труженика, который ранней весной становится особо активным и создает эту музыку, звучащую так громко и торжественно.

У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам. Драчуны и щебетуны целый день не дают покоя, непонятно, что они там делят, о чем спорят. Стоит близко подойти к кустам, как эта пугливая стайка порхнет и рассыплется. А какой-нибудь смельчак сядет поодаль, чтобы снова вернуться в это место, где у него важные воробьиные дела. Чуть позже они разлетятся по парам и начнут вить гнезда, кормить птенцов, неутомимо таская им червяков и жуков.

Эти общительные и задорные птички устраивают искусные гнездышки под крышами домиков, а вот пара несмышленышей свила гнездо на макушке водосточной трубы. Долго любуюсь, как неутомимые труженики теребят оставшиеся на виноградной лозе прошлогодние гроздья, как что-то внимательно ищут на древесной коре. Волнуясь, они садятся поодаль от меня и ждут момента рвануться к гнезду с червяком в клюве.

Осторожно ступая, медленно отхожу. Не хочу им мешать.

Грамматические задания

  1. Фонетический разбор слова: Ему
  2. Сделать разбор слова по составу: Ступая, подающих
  3. Найти в тексте односоставные предложения и указать их тип.
  4. Выполнить синтаксический разбор предложения: У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам.

Звуки и запахи весны врываются в открытое окно, манят на улицу, в парк, в лес. Во дворе можно услышать крик синиц, которые первыми оповещают о том, что весна идет. А в парке очень странные звуки! Это дятлы-барабанщики наперебой стучат и будто перекликаются друг с другом. Некоторые люди, нечасто бывающие в лесу и в парке, считают, что это скрипит дерево. На самом деле это стук дятла-труженика, который ранней весной становится особо активным и создает эту музыку, звучащую так громко и торжественно.

У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам. Драчуны и щебетуны целый день не дают покоя, непонятно, что они там делят, о чем спорят. Стоит близко подойти к кустам, как эта пугливая стайка порхнет и рассыплется. А какой-нибудь смельчак сядет поодаль, чтобы снова вернуться в это место, где у него важные воробьиные дела. Чуть позже они разлетятся по парам и начнут вить гнезда, кормить птенцов, неутомимо таская им червяков и жуков.

Эти общительные и задорные птички устраивают искусные гнездышки под крышами домиков, а вот пара несмышленышей свила гнездо на макушке водосточной трубы. Долго любуюсь, как неутомимые труженики теребят оставшиеся на виноградной лозе прошлогодние гроздья, как что-то внимательно ищут на древесной коре. Волнуясь, они садятся поодаль от меня и ждут момента рвануться к гнезду с червяком в клюве.

Осторожно ступая, медленно отхожу. Не хочу им мешать.

Грамматические задания

  1. Фонетический разбор слова:
  1. Сделать разбор слова по составу:

Ступая, подающих

  1. Найти в тексте односоставные предложения и указать их тип.
  1. Выполнить синтаксический разбор предложения:

У домов неугомонные воробьи рассыпались по деревьям, устроив в ветвях шум и гам.

Похожие статьи