Ведение индивидуальных карт развития. Коррекционная работа психолога в школе. Индивидуальная программа развития ребенка

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Фамилия Заварзин_ ______________________________________

Имя Степан _____________________________________________

Отчество Иванович _______________________________________

Дата рождения_ 21.07.2008г .________________________________

ФИО родителей:

мать Заварзина Наталья Ивановна ____________________________

отец Заварзин Иван Семенович ______________________________

Сведения об образовательном учреждении: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 41 «Березка» г. Балаково Саратовской области

Индивидуальная карта развития ребенка

Фамилия имя: Заварзин Степан

Дата рождения: 21.07.2008

Информация об образовательных учреждениях, которые посещал ребенок:

Наименование ОУ МАДОУ детский сад № 41

Дата поступления 08.08.2011г

Дата отчисления 29.05.2015 г.

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Фамилия имя:Заварзин Степан

Группа №7 подготовительная к школе

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст

(3-4 года)

Средний дошкольный возраст

(4-5 лет)

Старший дошкольный возраст

(5-6 лет)

Старший дошкольный возраст

(6 - 7 лет)

Рост (см)

Вес (кг)

Группа здоровья

Семья (полная, неполная)

полная, двое детей

Степень адаптации к условиям ДОУ (заполняется в ячейке, соответствующей возрасту поступления в ДОУ)

Ведущая рука

    Физическое развитие (заполняет инструктор по физической культуре)

Группа _№7 подготовительная к школе

Инструктор по физической культуре Кукушкина С.А.

Диагностируемые параметры

2014-2015 начало года

2014-2015 конец года

результат

результат

Не следит за дыханием

высокий уровень

Не отработана сила толчка

высокий уровень

Не следит за траекторией полета

высокий уровень

Бросок набивного мяча

Нет силы в броске

высокий уровень

Гибкость

Не сформирована

средний уровень

Равновесие

Слабое статическое равновесие

Уровень выше среднего

Выносливость

Не сформирован интерес к физической культуре

занимается с интересом

недостаточный

высокий уровень

физические качества в стадии формирования

физические качества сформированы

совершенствовать физические качества: гибкость, равновесие, силовые качества

продолжать формировать гибкость

3.Психическое развитие

Фамилия имя Заварзин Степа

Воспитатели: Денисова Н.Д., Растрепина Л.В.

Педагог-психолог: Иванникова Н.В.

Диагностируемые параметры

2014 - 2015начало года

2014 - 2015 конец года

развития

Параметры развития

развития

Параметры развития

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:

Мышление :

Наглядно-действенное

преобладает

преобладает

Наглядно-образное

соответствует возрасту

соответствует возрасту

Логическое

В стадии формирования

соответствует возрасту

Внимание :

рассеянное

преобладает непроизвольное внимание

Память

Слуховая

Преобладает

Быстро запоминает

соответствует возрасту

Зрительная

формируется

Воображение

Речь

заторможенная

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Самооценка

адекватная

адекватная

Волевые качества

Пытается доводить дело до конца

Способен закончить начатое вместе со всеми

Темперамент

флегматик

флегматик

С взрослыми

Поддерживает контакт

Со сверстниками

Контактирует не со всеми детьми

Пытается дружить

Статус в группе

Часто ссорится

пытается быть лидером

Общий вывод

В стадии формирования память, мышление, коммуникативные качества

Развитие психических процессов соответствует возрасту

Развивать психические процессы: память, мышление: учить навыкам взаимодействия другими детьми

Психические процессы сформированы. ребенок вступает в контакт с детьми и взрослыми

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий (5б)

4.СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ДО ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

Фамилия, Имя ребенка:Заварзин Степан

Группа № 7 подготовительная к школе

Воспитатели: Денисова Н.Д. Растрепина Л.В.

Дата:сентябрь-май

ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП ДО

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ )

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

2014-2015 начало года

2014-2015 конец года

(1-5 баллов)

(1-5 баллов

Речевое развитие

Лексико- грамматика

затрудняется составлять рассказы по картине

составляет связанный рассказ по картине

не определяет место звука в слове

имеет богатый словарный запас

Активный словарь,

Слабый словарный запас

подбирает слова синонимы

Связная речь

торопится,не последовательно излагает свои мысли

любит пересказывать сказки

Подготовка к обучению грамоте (подгот. группа)

Недостаточно сформировано умение различать на слух и в произведениях все звуки родного языка

умеет делать звуковой анализ слова

Восприятие худ.литературы

любит слушать и рассказывать сказки

с выражением читает стихи

Познавательное развитие

Окружающий мир

Ознакомление с соц. миром

путается в названии предприятий города

закрепил знания о родном городе

Ознакомление с предмет. миром

Не классифицирует предметы

имеет представления об обобщающих словах

Ознакомление с миром природы

имеет слабое представление о полевых цветах

разобрался с классификацией растений

Нравственно-патриот. воспит-е

уважительно относится к старшим

сформированы представления о патриотизме нашего народа в ВОВ

ФЭМП

Кол-во и счет

Не владеет прямым и обратным счетом,

любит решать и составлять задачи

Ориентировка в пространстве и времени

затрудняется определить положение предмета в пространстве

определяет части суток, дни недели,времена года.

Форма, величина

сравнивает предметы по величине

различает и называет геометрические фигуры

Позн-иссл. деят.

Сенсорное развитие

путает оттенки цветов

Логическое мышление, д/игры

любит придумывать небылицы

соответствует возрасту

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

ребенок контактирует не со всеми детьми

пытается быть лидером

самостоятельно поддерживает порядок в группе

помощь оказывает с удовольствием

соблюдает элементарные правила поведения в детском саду

знает и соблюдает элементарные правила в природе

Художественно- эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование

закрашивает предметы не аккуратно, работать над техникой закрашивания

различает жанры изобразительного искусства

Лепка

владеет приемами лепки, но не прилагает к этому старания

любит лепить по замыслу

Аппликация

слабо владеет ножницами

любит создавать изображения по замыслу

Прикладное творчество

предпочитает природный материал

создает поделки из природного материала

Констр-модел.деятельность

с удовольствием строит из любого конструктора

развито творческое воображение

Музыка

развивать музыкальный слух

знает и называет музыкальные инструменты

Физическое развитие

приучать самостоятельно организовывать подвижные игры

ОЗОЖ

обращать внимание на особенности его здоровья и организма(мне нужно носить очки)

знаком с ТБ в спортивном зале

Выводы

Не развито внимание, не сформировано умение определять место звука в слове, не общителен

Внимание более устойчивое, речь сформирована, с деть пытается дружить

Продолжать формировать речевое развитие

развитие соответствует возрасту

Подпись педагогов

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий (5б)

5.Карта сформированности предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования

Фамилия, Имя ребенка: Заварзин Степан

Группа № 7 подготовительная к школе

Воспитатели: Денисова Н.Д. Растрепина Л.В.

2014-2015 начало года

2014-2015 конец года

(1-5 баллов)

(1-5 баллов)

Здоровье и двигательная активность

соблюдает элементарные правила приема пищи

соблюдает правила гигиены

Целевые ориентиры

Сенсорные

не ориентируется на листе в клетку

навыки сформированы соответствуют возрасту

Интеллектуальные

в стадии формирования

Регуляторные

не со всеми поддерживает контакт

на равных общается со сверстниками

Творческие

застенчивый

с удовольствием выполняет ведущие роли на праздниках

Коммуникативные

Не всегда умеет договариваться

поддерживает контакт со взрослыми

Способность к построению речевого высказывания

затрудняется в подборе слов определений

соответствует возрастной норме

Представление о себе, об окружающем мире

Знает членов семьи, недостаточны знания о родном городе, символике

Любит свой город, знает адрес, свою родословную

ребенок не коммуникабельный, не сформирован интерес к художественной литературе, бедный словарный запас

знания и умения сформированы

развивать глазомер, умение орентироваться на листе в клетку, формировать речь, учить строит отношения с детьми

к школе готов

Условные обозначения: низкий уровень 1б),ниже среднего(2б), средний (3б), выше среднего (4б),высокий

6.Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

на первое полугодие 2014-2015 учебного года

Фамилия, Имя ребенка: ЗаварзинСтепан

Группа № 7 подготовительная к школе группа

Воспитатели: Денисова Н.Д..Растрепина Л.В..

Актуальность: имеет средний уровень развития по образовательной области: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», не сформированы коммуникативные качества

Цель: Повысить уровень освоения программы по образовательной области «Речевое развитие», « Художественно - эстетическое развитие» , статус в группе

Задачи:

Формировать интерес к художественной литературе

Развивать и обогащать фонематический и лексико - грамматический строй речи Развивать продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Приобщать к изобразительному искусству

Формировать навыки общения, развивать память

Реализация индивидуального маршрута

Время проведения

Результат работы

Примечание

ежедневно

Д/и «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке» («Волшебный мешочек»), «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала. Чтение сказок Пушкина А.С. , Жуковского В.А. и др. писателей.

Наблюдается положительная динамика в развитии. На середину года имеет уровень развития выше среднего. Стал больше интересоваться художественными произведениями, развился и обогатился лексико-грамматический и фонематический строй, начал аккуратно и ровно закрашивать предметы.

2 раза в неделю

Экспериментирование с водой, песком и снегом, природным и бытовым материалом.

Ежедневно

по желанию

Игры: «Кто закончит правильно предложение», «выбери нужную картинку», «Отгадай загадки» «Замкни цепочку»,

2 раза в неделю

Лепка предметов с использованием приемов прищипывания (ушки у кошки), оттягивания. Игровое упражнение « Ощупай и слепи», «Режем прямо» . Закреплять приёмы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях.

ежедневно

Подвижные игры («Охотник и зайцы», «Хитрый лис», « Ловишки») В играх давать ведущие роли, отрабатывать силу броска набивного мяча

Настольные игры (мелкий конструктор).

ежедневно

Дидактические, подвижные игры по выбору В сюжетно-ролевых играх давать ведущие роли.

Педагог-психолог

Дид. Игры на внимание, релаксация, сказкотерапия, упражнения на внимание

Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.

Учитель-логопед

Дид. Упражнение «Гусеница», «Чей домик?» заучивание чистоговорок на звук «Ш»

Звуки поставлены, речевое развитие в норме

Уровень готовности к школьному обучению

.(Для групп подготовительного к школе возраста)

Ф.И. ребенка: ФИО ученика, возраст, класс

1. Общие сведения о ребенке

Девочка от 4 беременности, роды 1.

Патология - частичная отслойка плаценты, родилась в 7 месяцев. Вес: 2.900. Сидеть начала в 8 месяцев, ходить в 1 г. 2 мес. Говорить отдельные слова начала в 2,5 года.

Общее физическое развитие:

Рост и вес соответствует возрасту, двигательная активность низкая, у девочки нет ловкости движений, медлительная.

Состояние здоровья:

Зрение: 0,6\ 0,7, астигматизм. Слух - в норме. Перенесенные заболевания: частые ОРЗ, бронхит, пневмония. Группа здоровья: специальная.

1.Состав и особенности семьи : девочка из неполной семьи, проживает с мамой. Отца не знает.

2. Особенности жизни ребенка в семье: до 2-х лет {ФИО ребенка} находилась в Доме малютки из-за плохих жилищных и материальных условий в семье. Мама девочки обучалась в С(К)ОШ VIII вида, имеет начальное-профессиональное образование, работает уборщицей. Семья малообеспеченная, проживают в настоящее время в коммунальной квартире.

3. Особенности учебной деятельности : девочка дублировала обучение в 1 классе массовой школы. Из характеристики 1 класса: « Неуверенная, робкая. Восприятие не адекватное возрасту. Внимание не устойчивое, память кратковременная. Мышление конкретное». После ПМПК была направлена во 2 класс С(К)ОУ VIII вида. Диагноз: F -70 по МКБ - 10.

Из характеристики классного руководителя 8 класса: «{ФИО ребенка} с программным материалом данной школы справляется удовлетворительно. Отношение к учителям и взрослым уважительное. Отношения со сверстниками не всегда хорошие, бывают конфликты, хотя девочка в числе «принятых» в классном коллективе. Сама {ФИО ребенка} конфликтные ситуации не провоцирует и старается их избегать. Любит заниматься рукоделием, рисовать. Работу выполняет качественно, но очень медленно, часто отвлекается, «летает в облаках», быстро утомляется. Походка не уверенная, часто спотыкается, падает. Дома все свободное время проводит у телевизора.

4. Работоспособность : низкая, быстро устает, отстраненно смотрит в одну точку.

5. Сформированность социально-бытовой ориентировки : Девочка проживает не далеко от школы, поэтому посещает её самостоятельно, но в микрорайоне и городе ориентируется плохо. Не достаточно самостоятельна и социализирована. Бытовые навыки сформированы на достаточном уровне. Легко поддается влиянию, семья состоит на учете в СОП (социально-опасное положение).

Общая и тонкая моторика : тонкая моторика рук развита на уровне выше среднего. Общая моторика на среднем уровне.

6. Познавательные процессы:

Сенсорное развитие : на среднем уровне. При способах выполнения действий наблюдается нерациональные и непродуктивные манипулирования. Самостоятельная способность к переносу знаний в новые условия затруднена или отсутствует.

Восприятие: искажено и в ряде случае наблюдается отсутствие целостности восприятия.

Внимание : методика «Таблицы Шульте» - эффективность работы - 3 балла; врабатываемость - высокая (0,78); устойчивость - низкая (1,33). Результат: неустойчивость внимания.

Память : Методика «10 слов» (Лурия) - слуховая 40% - низкий уровень; зрительная (таблица с геометрическими фигурами) 7 из 9 - выше среднего.

Мышление : методика «Простые аналогии», «Опосредованное запоминание». Результат: конкретное мышление, ср.уровень. Связи образовывает медленно, т.е. нарушение динамической стороны мыслительных процессов.

Речь не выразительна, темп - медленный; в речи чаще пользуется существительными. Средний уровень самостоятельности повествования. В речи использует простые, нераспространенные предложения. Затрудняется в построении фразы. Неточность употребления некоторых слов. Словарный запас маленький.

Сформированность представления о пространственно- временных отношениях: может ориентироваться в пространстве, владеет понятиями «справа — слева», «ввер-ху— внизу», «ближе — дальше». Умеет оп-ределять время на часах, но понимание временной протя-женности не сформировано.

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности Темперамент : (Айзенк, подростковый вариант опросника) экстраверсия -15, нейротизм - 14. Эмоционально ограниченный тип, не склонен к сопереживанию.

Социально - психологический статус : (социометрия) - «принятый» (5 выборов);

Акцентуации характера: (по Шмишеку) застревающий (20), аффективно-экзальтированный (24);

Уровень притязаний : («моторные пробы» Бороздиной) - неадекватно низкий уровень притязаний.

Личностные особенности: (многофакторный личностный опросник Кетелла) - общительный (А-4), неуверенный в себе (С-2), низкий интеллект (В-2), заторможенный (Д-3), фрустрированный (Q -9).

(проективная методика «Несуществующее животное») Результат: эгоцентризм, самоутверждение, эмоциональная незрелость, зависмиость от среды, направленность «вовне».

Уровень школьной тревожности: (Филлипс) 25% - низкая тревожность.

Профессиональное самоопределение: (по Климову) «Ч-П»- 8, «Ч-Ч»- 4, «Ч-ХО»-4; (по Голланду) «К»-10. Заключение по самоопределению: информированность о мире профессий на низком уровне, профессиональный план не сформирован, выбор профессии не осознан. Рекомендуется профессия связанная с природой, в структурированной деятельности (по плану, по пунктам).

Заключение:

Мышление нарушенное, конкретное. Внимание неустойчивое. Память кратковременная, зрительная - в норме, слуховая - ниже нормы. Работоспособность средняя. Самооценка адекватная. Уровень притязаний - не адекватно низкий. Малообщительная, не уверенная в себе, зависимая от среды. Эмоционально не зрелая, склонна к фрустрации. Тревожность низкая. Социально-психологический статус - в норме. Чувствительна к обидам и огорчениям. Инертность в проявлении аффектов, в мыслительных операциях, в моторике. Достаточно ответственна, умеет уступать, робкая, аккуратная, дисциплинированная. Не может быть организатором. Профессиональный план не сформирован.

Ирина Земскова
Карта индивидуального развития ребёнка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кирилловский детский сад №36

Карта индивидуального маршрута

развития ребёнка

Фамилия, имя

Дата рождения

Домашний адрес

2016-2017г. г.

Специалисты, работающие с семьей и ребёнком

Воспитатели группы : Земскова Ирина Сергеевна,

Музыкальный руководитель

Медицинская сестра

Заведующий детским садом

Общие сведения о ребёнке

Ребенок поступил поступил в детский сад в сентябре 2014г. До этого посещал детский сад ….

Характеристика семьи

Состав семьи Полная

Тип семьи Благополучная

Место работы

Отец :

Место работы

Другие члены семьи :

Родственная связь Ф. И. О. Возраст Место учёбы

Кто занимается воспитанием ребенка : родители

Характер взаимоотношений родителей с ребенком – сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости и горя)

Результаты комплексной диагностики ребёнка

Семья (наблюдения специалистов) .Семья благополучная, родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания. Между родителями и ребенком наблюдаются отношения взаимного уважения.

Ребёнок : Алексей

Педагогическая диагностика воспитателей группы :

* речь развита с дефектами , память на низком уровне,интерес к новому не всегда;

*средний уровень способностей к творческому преобразованию образов, импровизациям;

* развитие сенсорных способностей слабое;

*низкая обучаемость;

* слабо развита моторика рук ;

*ждёт постоянной помощи со стороны взрослого,

* не всегда самостоятелен.

(по характеристикам мышление и память страдает)

Музыкального руководителя

Обладает слабыми музыкальными данными. У него не чистая интонация, слабо развито чувство ритма . Лёша эмоционально отзывчив, проявляет интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в нее. Активно выполняет все предложенные задания.

Психологическая диагностика

Алёша– мальчик общительный, дружелюбный, позитивный, легко идет на контакт со сверстниками и педагогами. Развитие интеллекта не соответствует возрастной норме : внимание произвольное, понимание инструкций взрослого не сразу, слабо развита активная речь ребёнка , имеются дефекты речи, скудный словарный запас. Низкая осведомленность в областях окружающего мира, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, выделять главное.

Мальчику свойственны слабо развитое воображение , слабое использование мимики, жестов, речи.

Познавательная активность средняя : любит рисовать, не любит выполнять задания на логику, рассказывать по картине . Хорошая координация движений, крупная и мелкая моторика.

В поведении Алёши - стремится придерживаться правил и социальных норм. Переживает из-за того, как его оценят взрослые, старается оправдать их ожидания.

Необходимо проводить специальную работу по дальнейшему развитию способностей ребенка, объединяя усилия музыкального руководителя, воспитателей, родителей.

Индивидуальная программа развития ребенка

Актуальность : уровень освоения программы по развитию речи ниже среднего .

Цель индивидуального маршрута :

способствовать формированию грамматически правильной речи, её активизация и обогащение.

Задачи индивидуального маршрута :

1. Развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. обогащение активного словаря ребёнка ;

3. развитие речевого творчества ;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

5. знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

6. формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7. реализация самостоятельной творческой деятельности;

Работа воспитателей группы с ребенком

Дата Индивидуальная работа Самостоятельная деятельность Работа с родителями

Сентябрь-

Упражнения для развития фонематического слуха и развития артикуляционного аппарата : «Оркестр» ,

«Что звучит?» ,

«Найди пару» ,

«Тихо – громко» ,

«Запомни слова» ,

«Телефон» ,

«Назови первый звук слова» ,

«Сломанный телевизор»

Проговаривание

скороговорок,

артикуляционная гимнастика Создать условия для игры с другими детьми «Оркестр» , «Что звучит?»

(музыкальные инструменты, мешочек или коробочка)

(картотека № 4 , №5)

Обогащение словаря.

Подбирается лексический материал :

Слова обозначающие предметы;

Слова обозначающие качества и свойства предметов;

Слова обозначающие различные действия

Игра «Картина- корзина » ,

«Едим, летим, плывём» ,

«Что вы видите вокруг?» ,

«Скажи какое?» ,

«Высокий – низкий» ,

«Найди точное слово» ,

«Назови одним словом» ,

«Кто у кого» ,

.

Создать условия для игр с дидактическим материалом в речевом уголке

(разместить дидактический материал к игре «Назови одним словом» и «Найди точное слово» ) Рекомендовать игры для обогащения словаря

«Давай искать на кухне слова»

февраль Упражнения для развития мелкой моторики рук .

Самомассаж кистей и пальцев рук, завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и замков, опознание предметов на ощупь, лепка из пластилина,

Перекатывание карандаша с гранями между пальцами Создать условия для развития мелкой моторики

(варежки с пуговицами, ребристые карандаши, пластилин, шнуровки и т. д.) Рекомендовать дома самомассаж с помощью массажного мяча.

Март-апрель Развитие словесного творчества

игра в рассказчика;

Деформированные слова;

«Продолжи стих» ;

«Рисунок в несколько рук»

«Перевирание сказки» ;

«Сказки на изнанку»

«Салат из сказок» ;

«Карты на стол »

«Начало и конец» Создать условия для игр

«Придумывание историй» ;

Игра "Зачем?"

Зачем детям - детский сад? Родителям? Воспитателям? Другим сотрудникам? Познако

Мить маму Алёши с рекомен-

дациями Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей.

Май Упражнения на формирование грамматических умений и навыков.

Пересказ текста по вопросам,

«Заполни пропуски» ,

Игра «Один – много» , «Почини сломанные игрушки» , «Накорми животное» , «Кто самый наблюдательный» ,

«Закончи предложение» ,

«Приготовим сок»

Разместить в речевом уголке сюжетные картинки для составления рассказа и дидактического материала к играм

«Накорми животное» , и др. Предложить родителям картотеку игр и упражнения на формирование навыков словообразования

(картотека №2 )

Ожидаемый результат работы воспитателей с ребенком

В результате проведенной работы наблюдается повышение общих интеллектуальных умений, обогащение активного словаря ребёнка , развитие речевого творчества , овладение коммуникативными навыками общения со сверстниками, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной речи .

Динамика развития (сентябрь, октябрь) :

на начальном этапе мониторинга показатели фонематического слуха находились на низком уровне, т. е. нарушено звукопроизношение 3-5 звуков. Речь, мимика и пантомимика были невыразительны. Замечены ошибки в различении звуков родного языка. После проведения индивидуальных занятий с воспитателем и работы родителей по рекомендациям, показатели развития фонематического слуха улучшились, т. е. сейчас нарушено произношение 2-3 звуков. Ребёнок обладает достаточно выразительной речью, мимикой и пантомимикой.

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Организация работы психолого-педагогической службы»

Образец карты индивидуального развития ребенка
Скачать в.docx

В современных условиях, требующих постоянного повышения качества образования, становится важна индивидуализация обучения, возможность оценки индивидуальной подготовки школьника.

Это система психологических и педагогических воздействий педагога на ученика, направленная на выявление уровня мотивации и повышение эффективности обучения. Она позволяет добиться того, чтобы школьнику было легче учиться, чтобы он меньше уставал, достигал лучших результатов в соответствии со своими возможностями.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Данная система предполагает повышение качества обучения каждого ученика благодаря: опоре на личностные и познавательные ресурсы обучающихся, т.е.:

  • актуализации их на уроке;
  • созданию условий для развития познавательного интереса или личностных качеств;
  • минимизации последствий познавательных и личностных ограничений обучающихся.

Индивидуальная карта развития учащегося

Личностные и познавательные ограничения - это качества, которые могут мешать школьнику учиться на уровне своих возможностей, блокировать его стремление к высокому учебному результату.
Индивидуализация обучения предполагает знание педагогами индивидуального и познавательного стиля (ИПС) обучающихся.

ИПС проявляется в следующих аспектах:

  • форма, в которой ученик оперирует информацией (язык познавательных процессов - образы, символы, слова);
  • "путь", которым обрабатывается информация (логика, интуиция, ассоциативные связи);
  • скорость обработки информации;
  • время и условия осуществления полноценной познавательной деятельности;
  • способ и эффективность управления процессом познавательной деятельности;
  • распределение продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности;
  • условия и способы преодоления неудач и достижения целей;
  • условия и факторы, влияющие на повышение или снижение познавательной активности.

Индивидуализация осуществляется по трем основным линиям: учебное взаимодействие, организация учебного времени обучающихся и формы учебных заданий. Индивидуализация обучения необходима на всех этапах урока - при опросе для проверки домашнего задания, объяснении нового материала.

Необходимо отличать индивидуализацию от дифференциализации обучения. Последняя определяет трудность или легкость, уровень доступности задания. Разные формы заданий при дифференциализации направлены на изменение уровня трудности, при индивидуализации - на повышение эффективности выполнения учебных заданий.

Индивидуальная карта развития учащегося ребенка составляется по следующей схеме:

1. Сотрудник психологической службы проводит диагностику личностных и познавательных особенностей обучающихся, организует информационные встречи с детьми, родителями, классруками. На основании полученной информации составляется карта индивидуального развития ребенка по установленной форме.

2. Сотрудник психологической службы и классруки совместно проводят подготовку к консилиуму, разрабатывают рекомендации по классу и отдельным обучающимся.

3. На консилиуме учителя-предметники знакомятся с рекомендациями по классу и отдельным обучающимся.

4. В случае возникновения учебных и поведенческих трудностей на уроке у отдельных обучающихся учителя-предметники обращаются к рекомендациям, представленным индивидуальной карте учащегося.

При недостаточности информации в индивидуальной карте развития учащегося ребенка учителя-предметники делают запрос педагогу-психологу с просьбой:

  • выяснить причину этих трудностей;
  • разработать рекомендации по оптимизации обучения и учебного взаимодействия;
  • пригласить родителей для совместного консультирования в целях координации действий;
  • найти литературу для повышения эффективности преподавания в данном классе;
  • помочь в установлении эффективного взаимодействия с учеником.

5. Классрук и педагог-психолог осуществляют наблюдение за тем, как учителя-предметники организуют индивидуальный подход на уроках.

Учителям-предметникам удобно пользоваться не индивидуальная карта учащегося, а картами класса.

Как составляется карта индивидуального развития ребенка можно посмотреть в представленных образцах.

  • Фамилия, имя: Семенов Саша.
  • Тип нервной системы: слабый.
  • левое.
  • Темп деятельности: в начале учебного дня - резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня - резкий спад темпа деятельности, к концу первой половины дня - небольшой подъем, к началу второй половины дня - снижение, к концу дня темп деятельности повышается.
  • из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, время наибольшей работоспособности - первая половина дня, иногда - самоподготовка.
  • аудиальная, кинестетическая.
  • Мотивация к обучению: средняя.
  1. Умение выполнять инструкции - очень низкий уровень.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - низкий уровень.
  3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - ниже нормы.
  1. Положение в классе - пренебрегаемый.
  2. Уровень тревожности в школе - повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки взрослых.
  1. Для выравнивания темпа деятельности необходимо избегать высоких нагрузок в начале учебного дня. Вместе с тем это наиболее удачное время для контрольных работ. Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы. Полезны дополнительные занятия по развитию мышления. Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе.
  2. Необходимо проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его достижения как в учебе, так и в других сферах, с ней не связанных, особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов переключать внимание, например, попросить мальчика помыть доску или сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним разговаривал тихо или же использовал юмор.
  1. Объем домашнего задания. В связи с быстрой утомляемостью необходимо учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания.
  2. Устные предметы. Саше полезно использовать наглядные образы при ответах.
  3. Письменные предметы. Из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых.
  4. Табу (категорически запрещено). Нельзя игнорировать любое поведение Саши, важно понять, что именно он этим поведением хочет сказать.
  5. "Предвестники бури" - поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. В ситуациях сильного эмоционального возбуждения может громко кричать, драться, отказываться выполнить любые просьбы, ругаться.

Образец 1
Скачать в.docx

Индивидуальная карта развития учащегося ребенка: образец

  • Фамилия, имя: Иванов Гриша.
  • Тип нервной системы: средний.
  • Доминирующее полушарие головного мозга: правое.
  • Темп деятельности: в начале учебного дня - максимальный резкий скачок, к середине первой половины дня происходит резкий спад темпа, который длится до конца дня.
  • Утомляемость и работоспособность: работоспособность сохраняется в первой половине дня.
  • Ведущая репрезентативная система: визуальная.
  • Мотивация к обучению: средняя.

Уровень сформированности познавательных процессов:

  1. Умение выполнять инструкции - ниже нормы.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - ниже нормы.

Личностно-коммуникативные особенности:

  1. Уровень тревожности в школе - в норме, но может повышаться в ситуациях предъявления себя перед классом и выражается в агрессивном поведении по отношению к одноклассникам.
  1. Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы. Целесообразны дополнительные занятия по развитию мышления. Полезно повышать учебную мотивацию через демонстрацию успехов мальчика классу и вызывание у сверстников одобрения его учебных успехов.
  2. Поддерживать начинания Гриши, отмечать успехи перед классом, возлагать на него ответственность за выполнение какого-либо задания и поддерживать проявления мужского начала.
  1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный его объем, но индивидуально (без помощи друзей) и при тщательном контроле взрослого.
  2. Устные предметы. При их подготовке необходимо несколько раз проговаривать вслух прочитанное взрослому (учителю).
  3. Письменные предметы. Необходимо учить мальчика планировать выполнение заданий, поощрять правильно сделанное.
  4. Табу (категорически запрещено). Оставлять без внимания пошлые шутки в адрес девочек (важно показать Грише, как он выглядит в этот момент со стороны).

Образец 2
Скачать в.docx

Карта индивидуального развития ребенка: образец

  • Фамилия, имя: Петров Вася.
  • Тип нервной системы: средне-слабый.
  • Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (лево-право).
  • Темп деятельности: максимальный скачок в начале учебного дня сменяется спадом темпа деятельности до середины второй половины дня, затем происходит небольшой подъем и далее окончательный спад темпа деятельности.
  • Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа сильной утомляемости в течение дня не наблюдается.
  • Ведущая репрезентативная система: аудиальная.
  • Мотивация к обучению: очень высокая.

Уровень сформированности познавательных процессов:

  1. Умение выполнять инструкции - в норме.
  2. Математические способности (умение выполнять математические действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - в норме.
  3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - в норме.

Личностно-коммуникативные особенности:

  1. Положение в коллективе - популярный.
  2. Уровень тревожности в школе - повышается в ситуациях, в которых Васе необходимо отстаивать свое достоинство и право на собственное мнение, а также при ответе у доски перед классом на уроке.
  1. Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий.
  2. Полезно на уроках по возможности давать мальчику творческие задания, результат которых необходимо предъявлять перед классом. Можно привлекать его к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием или украшением кабинета, т. е. давать задания, где он может проявить свои творческие способности.
  1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный объем после продолжительного активного отдыха.
  2. Устные предметы. Мальчику необходимо тренироваться перед публичными устными ответами, к примеру, воспроизводить пройденный материал в присутствии других людей (учителей, одноклассников).
  3. Письменные предметы. Давать возможность выполнять задания своим способом.
  4. Табу (категорически запрещено). Говорить при одноклассниках: "Ты, Вася, как всегда, молодец, ты справился лучше всех!"
  5. "Предвестники бури" - поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. Не наблюдаются.

Образец 3
Скачать в.docx

Групповая карта индивидуального развития: психологический профиль класса 9«Б»

1. Тип нервной системы (НС) и работоспособность

В классе преобладают средне-слабый (35%) и слабый (35%) типы НС. Значительная часть класса (47%) способна выдерживать нагрузку только в первой половине дня. Для профилактики преждевременного утомления учеников со средне-слабым типом НС не допускать неожиданного изменения распорядка дня. Необходимо четко выполнять режимные моменты, заранее сообщать об изменениях в распорядке дня.
Для учеников со слабым типом НС (35%) характерны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в течение всего . Для таких учеников очень важны позитивные отношения с учителем. Отрицательное оценивание может вызывать психосоматическое реагирование на учебные трудности. Для профилактики быстрой истощаемости и психосоматических проявлений желательно спрашивать учеников в начале урока, учебного дня, недели. Создавать спокойную обстановку, по возможности избегать перевозбуждения. По возможности поощрять, эмоционально поддерживать во время контрольных мероприятий.

Ученики со средним типом НС (7%) способны продуктивно работать только одну часть дня (первая или вторая половина), затем происходит снижение работоспособности до минимума.
При равномерном распределении нагрузки в течение дня 20% учеников способны сохранять работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Необходимо учитывать, что у 20% учеников работоспособность снижается к середине первой половины дня; у 7% - эффективна первая половина дня, а сильная утомляемость наступает к середине дня.

2. Познавательная сфера

Тип репрезентативной системы (РС).
Ведущая система восприятия информации (64% учеников) -аналитическая. Для данной категории учеников характерно доказывать, аргументировать, убеждать, спорить, дискутировать. Эффективнее усваивается материал, если он логичен, имеет доказательную базу, аргументирован.

Кинестетический тип - 42%. Для этой категории учеников характерно стремление к двигательной активности на уроке (крутить ручку, листать тетрадь, перебирать подставку и т. д.). Необходимо в допустимых пределах разрешать. Эффективнее усваивают материал, когда делают что-либо: строят, чертят, рисуют и т. д.
Аудиальная (восприятие информации в виде знаков) и визуальная (восприятие информации в виде зрительных образов) РС - ведущие у 28 и 7% учеников соответственно. При аудиальной РС эффективно повторение вслух, чтение вслух, проговаривание слов, дискутирование по теме и т. д. При визуальной РС эффективно в обучении использовать наглядные материалы (схемы, таблицы, картины, фильмы и т. д.).

Четко выполнять инструкции и действовать по указаниям учителя (учебника) способны 72% учеников; 28% - испытывают затруднения при выполнении заданий по инструкции.

Вербальное мышление - в норме у 85% учеников. Низкий уровень - у 16%. Для развития вербального мышления эффективно использование схем, графиков; для решения задач целесообразно применять алгоритмы,проговаривать условия задания.

3. Социальная сфера

Характерные черты - демонстративность, стремление к эффектности, необычности, конкуренция в самовыражении и привлечении внимания к себе.
Сильная сторона класса - высокий творческий потенциал и желание его реализовывать.
- хорошая интуиция. Ученики четко разделяют взрослых на искренних и неискренних. Иногда лучше высказать им что-то резко и открыто, чем рассуждать о морали. Класс живо реагирует на примеры взрослых из собственной жизни или другие жизненные примеры. В коллективе полезно проводить диспуты, дискуссии.

Эмоциональный фон класса характеризуется неустойчивостью, высоким уровнем чувствительности, острыми эмоциональными реакциями на ситуации, которые воспринимаются как несправедливые.
В классе много лидеров, конкурирующих за влияние, что приводит к частым сменам социальных ролей и перестройке взаимоотношений.

Авторитетом для данного коллектива выступает последовательный, четкий, справедливый, уравновешенный, не заражающийся бурными эмоциями, передающимися от класса, взрослый. Сводная карта индивидуальных 9-го класса для учителя-предметника.

Скачать карту в большем разрешении могут авторизованные пользователи в конце статьи.

Организация работы психолого-педагогической службы

Ольга Дониченко, директор окружного центра МПП сопровождения

Вложенные файлы

  • Сводная карта индивидуальных психологических параметров.doc

Похожие статьи

  • Полная сказка дикие лебеди читать

    Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых...

  • Буквы "о и а" в корнях с чередованием -раст-, -ращ-, -рос

    Тема, рассматриваемая ещё в 5 классе школы. Однако часто можно встретить ошибочное использование корней с В чём же причина того, что вызывает затруднение написание, например, корней -зар-/-зор- или -раст-/-ращ-/-рос-? Правило, которое...

  • Какую планету первой увидел галилео галилей

    Галилео Галилей - величайший мыслитель эпохи Ренессанса, основоположник современной механики, физики и астрономии, последователь идей , предшественник .Будущий ученый родился в Италии, городе Пиза 15 февраля 1564 года. Отец Винченцо...

  • Буклеты "информационно-разъяснительная работа при подготовке к егэ по русскому языку" но не связанные по смыслу

    Фразеологизмы в художественной литературе Я верю: под одной звездою Мы с вами были рождены. (Михаил Юрьевич Лермонтов. «Графине Ростопчиной») Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обычно выходил ранним...

  • Медведицкая гряда: в поисках аномалий

      Никому точно неизвестно, когда в этих местах появились первые люди. Скифы существовали здесь достаточно долго еще до нашей эры, что подтверждают многочисленные курганы в округе. Но кроме них здесь же (возможно и раньше, но никак не...

  • Что нужно для поступления в институт?

    Поступление в вуз - сложная пора, которая наступает в жизни человека, решившего получить высшее образование. В это время возникает множество вопросов. От того, насколько хорошо человек знаком со всеми правилами и нюансами поступления,...