Учитель в жизни человека эссе. Аргументы на тему "учитель" к сочинению егэ. История возникновения профессии

Роль учителя в жизни каждого человека трудно переоценить. Нет, ну правда, вдумайтесь: в каждый значимый период жизни рядом с вами всегда был человек, готовый дать дельный совет, смотивировать на важные поступки и направить в нужное русло. Мы можем сколь угодно убеждать себя и других в собственной самостоятельности и состоятельности, исключительности и неиссякаемой житейской мудрости, но такой человек, явно и скрыто, всегда рядом с нами. Иногда меняются лица и пол, но учитель всю жизнь рядом с нами, по крайней мере, пока мы готовы учиться. Иногда такие отношения перестают в долгую дружбу и приятное времяпрепровождение, иногда - в брак…

Как утверждает известный британский оратор, автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях Кен Робинсон, учителя в жизни человека играют четыре главные функции:

1. Признание. Сущность данной функции заключается в том, чтобы среди многообразия посредственных талантов ученика найти в нем индивидуальную "изюминку", уникальную способность, которая есть в каждом их нас. И, найдя ее, развивать и совершенствовать в дальнейшем.

2. Поощрение, то есть работа по подъему наших внутренних сил, способных поднять человека, когда тот уже готов опустить руки. В том случае учитель выступает в роли тренера на соревнованиях, не позволяя вам свернуть на полпути и бросить все к чертям в сантиметрах от намеченной цели.

3. Содействие. На пути к достижению успеха учитель всегда рядом, подбадривая нас и даже позволяя делать ошибки и учиться на них как бы "самостоятельно", а затем получать огромное удовольствие от разрешения своих же ошибок.

4. Расширение наших возможностей. Учитель всегда "поднимает наш потолок", шаг за шагом помогая достигать целей, которые казались нам недостижимыми. При этом учитель всегда старается донести до ученика, что его конечной целью не могут и не должны быть средние показатели.

Я всегда любила учиться. В первых классах школы учеба мне давалась довольно трудно, и в аттестате успеваемости часто мелькали тройки. Годы спустя, примерно с шестого класса, я выровняла успеваемость и школу окончила почти отличницей. Но независимо от этих грубых цифр и оценок, меня всегда прельщал сам процесс, познание чего-то нового и неизведанного. А если при этом всем еще и получалось выделиться хорошей оценкой, наградой за проделанную работу - это был настоящий успех. Помню свою первую учительницу - Пономаренко Ларису Николаевну, высокую крупную женщину средних лет с крупными чертами лица, довольно властную и жесткую. Заслужить у нее высокую оценку было весьма трудной задачей, и от этого желанная пятерка обретала еще больший смысл. Старательно выводя в тетрадке каракули в первом классе, я и предположить не могла, что буду заниматься в жизни тем, чем занимаюсьJ Но любовь к процессу обучения привила мне именно Лариса Николаевна - научила быть усидчивой, старательной и прилежной, не сдаваться и достигать в выбранном деле новых высот, совершенствовать свои навыки шаг за шагом. Так и было в последующей жизни: я поменяла несколько работ в абсолютно различных сферах деятельности, и каждому своему делу старалась максимально отдаваться и вникать в самую суть. Этому качеству я обязана своей первой учительнице и всю жизнь буду ей благодарна.

Следующим, и пожалуй, самым суровым учителем, стала моя собственная семья. В одной их свои предыдущих статей я писала об отношениях с отцом. Повторяться не буду - они не сложились, он рано развелся с матерью, и вся последующая жизнь чем-то напоминала наезжий брак. Отец приходил, когда хотел, и уходил по тому же принципу. Но пока я еще не сформировалась окончательно как личность, он был для меня чуть ли не Богом. Конечно, что еще нужно было девочке из небогатой семьи, как немного внимания от родного мужчины, и леденец на закуску. Когда он появлялся, у меня был праздник: мы много разговаривали, он давал мне советы о жизни и взаимоотношениях с ровесниками, искренне интересовался всеми делами. А потом уходил - иногда на неделю, иногда на месяц. Теперь, многие годы спустя, я где-то понимаю мать, которой было тяжело самой, без мужа поднимать себя и дочь, и иногда она срывалась на мне. Поэтому с пятнадцати лет моей единственной и недосягаемой мечтой было вырваться из дома. К тому моменту у матери уже был новый муж, и моими проблемами она не очень-то интересовалась. Слава Богу, этот период своей жизни я пережила без потерь и попаданий в плохие компании. Но я все равно стою на том, что для человека главное - это семья: та, из которой он вышел, и та, которую создал сам. Моя же семья научила самому, на мой взгляд, главному - рассчитывать только на себя, без оговорок и исключений. С того момента, как мы все-таки разъехались с мамой шесть лет назад, я ни разу не попросила ее о материальной помощи, а все, что брала - отдавала с процентами, как в банке. Так меня выучили: рассчитывай на свои силы, запасай впрок, не клянчь. Не могу сказать, что этот урок дался мне легко и просто, но его я никогда не забуду и считаю очень полезным для каждого. Уверенна, рано или поздно к такой мысли приходят многие из нас, но искренне хотелось бы пожелать всем, чтобы учителя были помягче, чем у меня.

Ну и последним пока из учителей в моей жизни стал муж. Он значительно старше и опытнее меня, к тому же любит делиться своими познаниями - возможно, в этом и кроется успех наших отношений, ведь я больше люблю и умею слушать. Хотя в нашем случае и мне есть чему его научить. Например, умению обращаться с материальными ценностями. Взамен я получаю неизведанный доселе духовный опыт. Муж в прошлом музыкант, очень талантливый человек, наделенный способностью тонко чувствовать и по-своему воспринимать музыку, к тому же, довольно начитанный и духовно развитый. С ним никогда не бывает скучно или неинтересно, он поддерживает меня и принимает такой, какой я являюсь на самом деле. Именно он научил меня ничего не бояться: ни общественного мнения, ни потери псевдодрузей и псевдоподруг. Поступать так, как велит сердце, не оборачиваться назад, в надежде найти ответы. Прошлого нет, оно лишь фотографические отпечатки на глянцевой бумаге, на которые иногда приятно взглянуть вечером под любимый чаек, но не более того. И для того, чтобы на эти отпечатки было смотреть приятно, нужно жить так, как хочется именного тебе, здесь и сейчас, и попутно готовить плацдарм для завтрашнего дня. В общем, всю суть урока, полученного мною от собственного мужа, можно вместить в одну великую фразу известного писателя Марка Твена: "Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали". С путешествиями пока не очень складывается, но на исправление данного факта, хотелось бы верить, у нас еще есть время. Зато насчет любви могу с уверенностью сказать, что если бы на завтра (а в наше неспокойное время все возможно) пришлось бы умирать, я не пожалела бы о своем выборе, и каждый день вспоминала бы с огромной благодарностью и душевным теплом.

Такими были и есть мои учителя. А кто в вашей жизни является учителем, если таковой имеется, и любите ли вы учится? Будет очень интересно почитать.

13 книг об учителях. О том, какую роль играет учитель или наставник в жизни человека, о нелегкой профессии, героизме и об истинном призвании.

Л.Сашар "Я не верю в монстров"

Почти в каждом классе есть такой человек. Как говорится, отпетый. Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врет по делу и без дела, частенько противореча сам себе.

То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят. Но знает ли кто-нибудь, что чувствует он сам? Оказывается, есть способ выяснить это наверняка. Какой? Подружиться с ним. Неужели найдется человек, готовый дружить с таким монстром?

А.П. Платонов "Песчаная учительница"

Кто сказал, что один в поле - не воин? Воин! Да еще какой! О человеческой несгибаемости автором было сказано уже много в других его книгах. Этот рассказ явился очередной крепкой сваей, умело установленной для поддержания взглядов, мыслей и философии Платонова.
В основе сюжета - фрагменты биографии Марии Кашинцевой, ставшей прототипом главной героини. По мотивам произведения был снят художественный фильм «Айна».

А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"

Широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А. С. Макаренко. В нём рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20?е годы XX века был автор. Книга адресована широкому кругу читателей.

В.Г. Распутин "Уроки французского"

Один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы.

1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за своё существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих.

Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

Б.Кауфман "Вверх по лестнице, ведущей вниз"

Героиня книги, молодая учительница Сильвия Баррет, приходит в школу в надежде заинтересовать учеников своим предметом - английской литературой, но быстро обнаруживает, что ученики по большей части равнодушны, большинство коллег совершенно безучастны к жизни школы, а сам ход этой жизни подчиняется бессмысленным бюрократическим нормам. Постепенно, однако, она понимает, что именно здесь перед ней открывается возможность действительно повлиять на умы и сердца учеников. Роману придаёт динамичность избранная писательницей форма: он почти целиком состоит из записок, документов, школьных сочинений, писем.
Книга основана на реальных событиях из жизни писательницы.

Ч.Айтматов "Первый учитель"

Широкоизвестная повесть народного писателя Киргизии о комсомольце двадцатых годов, организовавшем первую школу в глухом киргизском селе. Эта маленькая повесть о большом человеке. Об Учителе с большой буквы, пусть, может, и прозвучит банально.

Тема, которую поднимает в повести мудрый писатель и философ Ч.Т. Айтматов, – образование детей, взрослеющих в глухих аилах, точнее – его отсутствие. В герое Дюйшене автор создаёт идеальный образ народного учителя (или учителя из народа) – доброго, самоотверженного, честного. Нетрудно представить, какими были школы в Киргизии в начале XX века. Простой народ был сплошь неграмотным. Первые попытки обучать детей элементарным навыкам письма и счёта зачастую терпели крах ещё на этапе сбора детей в школу, поскольку родители не понимали, зачем их ребёнку учиться. Поэтому подвиги всех Дюйшенов – первых учителей киргизских детей – настоящие, невыдуманные.

Шутка ли учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны?

Кроме того, хочется отметить другие темы, поднимаемые автором в этой небольшой по объёму повести, – тему первой любви, тему малой Родины, тему уважения к людям, которые самоотверженно встали на защиту нашей страны от фашистской заразы... Чингиз Торекуловеч Айтматов, как всегда со свойственным ему писательским даром, прекрасно справился со своей задачей.

«Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани

Хайтани написал несколько книг для детей, среди них - «Взгляд кролика», роман, получивший признание далеко за пределами Японии. Героиня романа - молодая учительница Фуми Котани, которой предстоит найти общий язык с младшеклассниками заурядной школы промышленного района. Среди них больше всего хлопот доставляет сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный, который запросто может раздавить лягушек и не интересуется ничем, кроме мух. А название книги указывает вовсе не на наличие в ней кролика, а на старую японскую пословицу: «Не нужно быть Буддой, чтобы взглянуть в глаза кролику и увидеть мир его глазами».

Вардгес Петросян "Последний учитель"

Большинство героев повести «Последний учитель» (1979) - десятиклассники одной из ереванских школ. Несмотря на свой возраст, они значительно взрослее персонажей предыдущих повестей. Новое поколение героев Петросяна смотрит на жизнь пристальнее и практичнее, а главное - оно научилось бороться за свою любовь, за друзей, за свои убеждения.

Ученики десятого «Б» класса возмущены пренебрежительным отношением к ним некоторых учителей. И в самом деле, директор школы видит в каждом из них лишь нечто «среднее арифметическое», а преподаватель математики заявляет в учительской: «Не поколение, а уравнение с десятью неизвестными... Впрочем, я для себя уже давно его решил. В ответе нуль. Нуль!» Естественно, что симпатии ребят завоевывает уважающий человеческую индивидуальность учитель литературы Мамян. и в его конфликте с администрацией они дружно выступают в его защиту, и это помогает ему в его праведной борьбе.

Значительную роль в становлении их характеров сыграл учитель литературы Мамян. Появление этого важного персонажа в творчестве Петросяна весьма знаменательно. Именно с его помощью писатель переходит к действительно глубокой разработке проблемы связи и преемственности поколений.

Его новый герой прежде всего искренне любит своих учеников. Он знает, что не только учителя они хотят видеть в нем, но в первую очередь человека. Его главная задача - не передать им определенный объем информации, а научить их самостоятельно мыслить, чувствовать, действовать. Мамян верит в своих воспитанников. За показной оболочкой их дерзости он угадывает смятение души и жажду самостоятельности. Он понимает, что несостоявшаяся попытка стриптиза, предпринятая Мари Меликян в химическом кабинете школы, на самом деле объясняется не распущенностью, а трагедией девушки, у которой отец бросил семью. Теперь она «мстит за мать всем мужчинам», в том числе и любящему ее однокласснику Ваану, старается показаться хуже, чем она есть. Вспомним, что уже Артур в «Аптеке Ани» догадывался о скрытой пружине подобных поступков: «Вдруг мне приходит в голову, что мы вовсе не такие уж пошляки, а скорее стараемся казаться пошлыми».

Умение проникнуть в глубины сознания своих младших друзей, готовность на деле, в совершенно конкретной ситуации выступить в их защиту обеспечили Мамяну нравственную победу над равнодушно встретившим его классом.

Создавая портрет современного Дон-Кихота - упомянем это имя в его основном, гуманистическом звучании, - Петросян поставил перед собой не легкую цель. Образ Мамяна - это во многом удавшаяся попытка соединить в одном персонаже богатую фантазию и деловитость, широту мышления и глубину специальных знаний, гражданское мужество и нежность к людям. Благодаря этим качествам Мамяну и удается преодолеть барьер отчуждения, нередко существующий между недостаточно вдумчивыми и человечными учителями и их воспитанниками. Проблемы «отцов и детей» для него по сути дела нет, он порой кажется моложе, чем его ученики.

Тюльменкова Анастасия Александровна,

соискатель Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

The role of the teacher in the life of man

Tyul’menkova A. A.

В данной статье речь пойдет о педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, т. е. о тех, кто по праву заслуживает носить благородный титул учителя. Статья посвящена описанию и раскрытию роли учителя в жизни человека, в формировании его личностных качеств, которые приобщают ученика к науке, удовлетворяют базисные потребности, радости открытий, собственные удачи и достижения.

Ключевые слова: учитель, профессия учитель, роль учителя.

In this article, we will focus on teachers, teachers, educators, mentors and trainers, i.e. those who rightfully deserves to wear the noble title of teachers. The article is devoted to the description and the disclosure of the teacher"s role in human life, in the formation of his personal qualities, which educate the student to science, meet basic needs, joy of discoveries own fortunes and achievements.

Keywords: teacher, profession teacher, role of the teacher.

Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием.

Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни. В народе принято говорить: «Кто войдет в мир знания один, тот один оттуда и выйдет». Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых, обладающих престижем и компетентностью. И учитель фактически призван удовлетворять стремление человека к знанию, а так же максимально мотивировать его на этот путь.

В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.

Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: «В воспитании все дело в том, кто воспитатель».

У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования. И важно помнить при этом, что помимо общеобразовательного развития индивидуума, педагог берет на себя ответственность за его духовно-нравственное образование.

Главная функция учителя, скорее всего, именно в этом и заключается – в формировании духовного мира молодежи, в определении правил и убеждений общежития человечества в целом. Учитель с малолетства прививает понятия общечеловеческих ценностей, прав, эстетики и культуры, воспитывает правильные представления о мире, учит регулировать свое поведение в соответствии с этими представлениями, учит жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Немецкий педагог, живший в середине 1800 годах, Адольф Дистервег, на основе личного опыта утверждал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

Особо надо отметить роль учителя в формировании отношения к самому себе, в формировании личной самооценки. И не смотря на то, что развитие человека происходит на протяжении всей жизни, основы социализации человека происходят именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Преподаватель должен мастерски проявлять рационализацию и сочувствие, уметь выравнивать культурно – образовательные возможности каждого ребенка индивидуально. А ведь это колоссальный труд.

Период начальной школы – это период интенсивного роста, укрепления организма, и развитие всех основных его функций. Именно в школе дети впервые попадают в различные конфликтные ситуации, и здесь авторитет педагога и его личный пример и позитивное воздействие помогают ребенку вовремя корректировать и преодолевать трудности общения со сверстниками, повышая тем самым статус ребенка.

Подростковый возраст для учебно – воспитательных процессов может быть более сложным для учителя. В таком возрасте у молодых людей возникает раннее чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по – своему. И здесь учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.

Нельзя оставить без внимания отношение ученика к учителю, ведь если учесть ту огромную роль, которую педагог играет в жизни человека, то ученик должен оставаться на всю жизнь благодарным учителю.

Учитель в жизни человека, в его формировании выполняет огромную функцию. Это тот, кто содействует превращению ребенка в полноценную гармоничную личность. Профессия учителя, безусловно, трудная, ведь очень тяжело бывает разбудить в детях стремление работать над собой и воспитывать отзывчивость сердца.

Родители, доверяя свое чадо, как правило, малознакомому учителю в школе, должны максимально ответственно подойти к выбору первого преподавателя. Это ключевой, кардинально важный момент. По всей видимости, лучше даже познакомить ребенка с будущим учителем заранее, чтобы по возможности можно было определить, наладится ли между ними контакт, установится ли внутренняя связь, совпадает ли темперамент, потому как первое впечатление – самое важное, оно формирует последующее восприятие всего процесса обучения.

Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «…и душа, и одежда, и мысли…». Для формирования эстетического восприятия классная дама должна быть приятна на глаз, не как серый сухарь, в скучно коричнево – черном, и не как клоун на маскараде! В одежде все должно быть в меру: скромно и красиво. Ее голос должен приятно радовать слух, интонации не убаюкивать, а заинтересовывать. Поверьте, слушать писклявый голос, напоминающий комариный писк, не только бесполезно для усваивания материала, но и вредно для формирования слуха.

Необходимо преподавателю обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем! Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога, то есть его умение передавать знания, доносить их в понятной и легко усваиваемой форме, для этого надо любить свой предмет, как минимум. Наверное, учитель должен сам постоянно учиться, иначе как может научить детей человек, который не умеет этого делать сам?

Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой – то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель – надежный фундамент для нашего будущего поколения. Как сегодня говорят молодые, open – minded: свободный, непредубежденный, открытый.

Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Литература

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст]/ И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.

2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. – М., 1996. – 420 с.

3. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя [текст]. М.: Академия, 2004.

4. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей [текст]/ А. М. Новиков – М.: Эгвес, 2010.

5. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.

6. Резапкина Г. В. Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики [текст] // Практика административной работы в школе. – 2006.

7. Роботова А. С., Шапашникова И. Г. Профессия учитель [текст]: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005. – 365 с.

8. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

9. Шингаев С. Психологический портрет педагога: взгляд с точки зрения социального здоровья [текст] // Психология обучения. – 2009. – № 10.

Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников.
Талмуд

В наши дни в интернете можно найти ответ практически на любой вопрос. Есть автоматическое исправление ошибок в тексте, калькулятор, Яндекс карты и всевозможные приложения в помощь при разных ситуациях. Не обязательно что-либо запоминать, а при необходимости просто ввести запрос в Google…

Знания, накопленные человечеством за несколько сотен тысяч лет, вмещают огромный объем информации. А прорывы и открытия в различных областях за последнюю сотню лет показывают, на сколько развитие науки, культуры и техники ускорилось в своем прогрессе.

Разрыв между человеком, родившимся с нулевым представлением об этом мире, и объемом информации, что нужно пропустить через себя, увеличивается с каждым годом все больше и больше. Попросту говоря - мы не успеваем учить ни то, что было до нас, ни все, что появляется во время нашей жизни.

Возникает вопрос о том, на сколько актуальна система образования в школах и высших учебных заведениях, которая остается неизменной на протяжении десятилетий?

А также, лично я хочу разобраться нужны ли учителя, наставники и гуру, для изучения какого-либо направления? Или же можно научиться самому, при помощи интернета, бесплатных курсов, книг и своего опыта?

Кто такой наставник?

У Юлия Цезаря был учитель Александр Македонский, у Македонского - Аристотель, у Аристотеля - Платон, у Платона - Сократ.

Пожалуй, правильнее будет сказать, что наставник передает не столько знания, сколько свой опыт, обучая жизненной мудрости.

Собери всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Собери вместе их учеников, и они во всём будут спорить друг с другом.
Брюс Ли

Хороший Плохой пример

Психологи утверждают, что ребенку не нужно говорить, как именно он должен себя вести, поскольку он скопирует модель поведения родителей. Поэтому, к примеру, если родители в семье курят и запрещают своему чаду иметь эту вредную привычку, то скорее всего, ребенок тайком будет также курить, поскольку пример сильнее слов.

Та же история в вопросе учителя и ученика. Я считаю, что наставник должен, прежде всего, своим примером убедить человека доверять ему.

Согласись, странно слушать бедного бизнес-тренера или бездарного педагога по рисованию, не умеющего держать кисть в руках)) Безусловно, есть примеры, допустим в спорте, когда тренер ни разу не становясь чемпионом Мира, воспитывает чемпионов один за одним.

Иногда педагогический дар сильнее исполнительского. Одно другому не противоречит, а как раз наоборот - дополняет!

Чтобы проверить, на сколько грамотный и успешный наставник - посмотри на результаты его подопечных, его учеников.

Когда информация доходит лучше всего?

На этот вопрос, на мой взгляд, наиболее удачно ответил консультант по вопросам руководства, управления жизнью, лектор и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови:

Быстрее всего учишься в трех случаях: до 7 лет, на тренингах и когда жизнь загнала тебя в угол.

В каждом из этих случаев может присутствовать наставник, и не один. В детстве это родители и учителя в школе. На тренингах и обучающих программах - успешные люди, которые делятся своим опытом, инструментами и стратегиями достижения результатов. В экстремальных ситуациях главный учитель – это само событие и опыт, который мы из него выносим.

Хоть в детстве и закладывается фундамент личности, но нет той жизненной осознанности и ответственности за свои действия, как во взрослом возрасте. Соответственно, обучение может быть малоэффективным, да и среднее образование лично у меня вызывает множество спорных вопросов.

В ситуациях, когда жизнь загнала в угол, конечно, уроки бывают очень ценными, но и плата иногда слишком велика - здоровье психическое, физическое, финансовые и моральные потери. В общем, не совсем экологично, да и не факт, что эти «жизненные углы» не встретятся вновь.

Говорят дважды в одну реку не ходят. А я и трижды вошел, да еще и на грабли там наступил.

Что же касается осознанного решения образовываться и обучаться, то я считаю, что тренинги дают возможность за короткий промежуток времени получить ответы на волнующие вопросы. Найти позитивное окружение и, что наиболее важно, иметь возможность обучаться у наставника, имеющего огромный опыт и знания.

Танцуют все

По своему опыту участия в телевизионных танцевальных проектах, я давно научился различать (думаю, что не только я, а и обычные телезрители тоже) участников-самоучек и тех, кто пришел со школьной базой знаний. Самоучки бывают уникальными и неповторимыми, но это случается очень редко, при условии большого таланта от природы, а в остальных случаях это всегда смотрится очень смешно.

Та же ситуация и на вокальных проектах, цирковых, актерских… Да и не только в творческих профессиях.

Зачем самому изобретать велосипед, если можно найти того, кто уже знает как его сделать, собрать, научит ездить, да еще и продать)) Эти функции выполняет учитель и наставник.

Поэтому, подводя итог нашим размышлениям на эту важную тему, можно сделать вывод, что учитель необходим, при двух условиях:

  1. Ты хочешь обучаться быстро и качественно.
  2. Твой наставник опытный, успешный и воспитал уже не одного чемпиона.

А когда станешь наставником Ты, не забывай учиться у своих учеников!

Благодарю своих педагогов и учителей, благодаря которым я стал тем, кем являюсь сейчас.

Желаю найти и Тебе хороших учителей по жизни и приобрести ценный опыт.

Будь Экстраординарным!

Дата публикации: 25.04.2017

Аргументы для сочинения по слеждующим проблемам:

Проблема роли учителя в жизни человека

Роль учителя в формировании личности ребенка

Какую роль играет учитель в формировании личности?

Какова роль учителя в жизни человека?

Каким должен быть настоящий учитель (педагог)?

Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?

Пробелама отношения к учителям.

Как относятся выпускники к своим учителям?

Возможные тезисы:

  1. Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка
  2. Настоящий учитель стремится не только передать детям знания, но и привить важные нравственные качества
  3. Для некоторых людей именно учитель становится эталоном доброты и человечности
  4. Истинный педагог искренне любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого из них
  5. Многие выпускники всю жизнь с благодарностью вспоминают некоторых учителей

Готовые аргументы:


В повести «Первый учитель» Чингиз Айтманов демонстрирует влияние учителя на будущее ребенка. Герой произведения Дюйшен, сам читавший по слогам, организовал школу для бедных детей. Он верил, что детей ждет совсем другая жизнь. Именно этот учитель сыграл огромную роль в жизни сироты Алтынай. Дюйшен наполнил ее сердце теплом, переживал за нее. Благодаря ему Алтынай уехала учиться в город, а после стала академиком.

Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»

Учитель Дюйшен считал своей обязанностью не только учить детей грамоте, но и заботиться об их будущем. Алтынай, одной из учениц, было всего пятнадцать, когда тетка отдала ее в жены жестокому мужчине. Дюйшен, рискуя жизнью, защищал девочку, но не справился. Чуть позже он появился с милиционерами, спас Алтынай, отправив ее учиться в город.

В. Распутин повесть «Урок французского»


Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной, зная, что ее ученик «недоедает». После тщетной попытки, отправить посылку Володе, педагог решается на риск: она играет с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Узнав об этом, директор школы уволил Веру. Поступок учительницы навсегда остался в памяти мальчика: это был главный урок в его жизни - урок человечности и великодушия.

В. Быков повесть «Обелиск»

До последней минуты жизни нес ответственность за своих учеников Алесь Иванович. Мороз продолжал вести уроки, несмотря на войну. Узнав, что его ребят схватили немцы, он отправился к фашистам, осознавая возможные последствия. Алесю удалось спасти только одного мальчишку Миклашевича, и он принял смерть вместе с остальными учениками.

А. И. Куприн рассказ «Тапер»


Жизнь четырнадцатилетнего тапера Юрия Агазарова решительно изменил А. Г. Рубинштейн. Мальчик не мечтал о великом будущем, но композитор, услышав его игру на балу, забрал парнишку с собой. Видимо, Антон Григорьевич разглядел в мальчике талант и, что очень важно, поверил в него. Впоследствии Юра стал известным композитором, но никому не поведал о «священных словах», которые сказал ему наставник в день знакомства.

Евдокия Савельевна никогда не была равнодушна к ученикам, именно поэтому она старалась выделять «незаметных» ребят, а для выпускников устраивала встречи, куда приходили повара, сантехники, слесари - в общем всякая «серость». Этого никак не могла понять Оля, учившаяся в элитной художественной школе. Учительница же считала, что важно не только передать детям знания, но и привить такое важное качество, как человечность.

А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»


Евдокия Савельевна была внимательна к каждому ученику, в том числе и к избалованной Оле. Девочка не любила «классную» и прозвала ее Безумной Евдокией. Несмотря на упрямство родителей, учительнице удалось донести до них, что девочка любит только себя, и заставить их задуматься об этом.

Похожие статьи

  • Докучные сказки Докучная сказка про кота

    Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Не хочу! Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Отстань! Я отстань, ты отстань. Не сказать ли...

  • Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари

    СОВ Е Т Ы М А Л Е НЬКИ М Ш К О Л Ь Н И К АМ Ответы к стр. 30 Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем: особенности волшебной сказки; построение сказки (присказка, зачин, концовка); сказочные герои;...

  • Викторина для подростков "все обо всем" классный час на тему

    Кросс - вопрос. Интеллектуальный марафон Предварительно формируются 3—4 команды по 10—12 человек, которые придумывают себе названия и делают эмблемы. Ведущий. Поспешите все на кросс! Начинаем «кросс-вопрос»! Участники кросса, Не бойтесь...

  • Кавказцы в армии и идеалист акопов

    Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после...

  • Дамба Три Ущелья в Китае: интересные факты

    Самая крупная в мире гидроэлектростанция на сегодняшний день построена в Китае в провинции Хубей на реке Янцзы - "Длинная река", самой длинной реке не только Китая, но всей Евразии. "Гений инженерной мысли", "чудеса инженерии", так...

  • Орбитальный телескоп Хаббл: история великих открытий Что такое хаббл

    Телескоп «Хаббл» (Hubble) находится на низкой околоземной орбите, высота которой над уровнем моря составляет примерно 569 километров. «Хаббл» был запущен 24 апреля 1990 года для исследования космических объектов, наблюдение которых с Земли...