Учение – деятельность учащихся. Обучение как вид познавательной деятельности человека Учение как особый вид познавательной деятельности

Учение можно охарактеризовать как познавательную деятельность учащихся в процессе обучения. Учение является собственной деятельностью ученика, направленной на познание окружающего мира, формирование системы действий и способов поведения. В своей деятельности учащийся является активным субъектом, усилия которого направлены на преобразование окружающего мира в результате удовлетворения познавательных и практических потребностей. Удовлетворение потребностей ученика в познании мира является конечным результатом деятельности учения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Главный смысл учения , его сущность заключается в усвоении способов практической и интеллектуальной деятельности, которые позволят обрабатывать информацию и применять ее на практике. Овладение способами, приемами, действиями в отношении получаемой информации (по ее переработке, осмыслению, формированию системы знаний, применению) является в учении первичным, а усвоение самой информации и получаемых на ее основе знаний будет вторичным, так как вне системы деятельности знания утрачивают смысл: необходимо уметь их добыть, применить, необходимо также владеть мыслительными операциями для пополнения системы знаний. Это отражается в определении учения.

Важнейшими качествами учения являются:

Ø самостоятельность;

Ø познавательная активность (интересы, стремления, потребности);

Ø готовность к преодолению трудностей, что связано с усидчивостью и волей;

Ø оперативность (понимание стоящих перед учащимися задач, выбор нужного действия, темп решения задач).


Структура учения включает три компонента: мотивы, учебные действия, действия по самоконтролю и самооценке.

1. Мотивы учения – это те по­буждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами (В.А. Сластенин):

непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоцио­нальных проявлениях личности, на положительных или отрица­тельных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподава­ние, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения зада­ния), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказан­ным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсужде­ния в классе и т.п.;

перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понима­нии значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-при­кладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятель­ной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, созда­ние семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответствен­ности;

интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на полу­чении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление повысить свой куль­турный уровень, овладеть определенными умениями и навыка­ми, увлеченность самим процессом решения учебно-познаватель­ных задач и т. п.

Необходима разумная актуализации мотивов уче­ния всех трех групп, но наиболее значимыми и действенными являются мотивы третьей группы.

Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познава­тельных интересов школьников является высокий уровень обуче­ния с его подлинно научным содержанием и педагогически целе­сообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Принято различать уровни познавательного интереса (по Г.И. Щукиной):

Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу (например, интерес к «самым-самым» растениям и животным, интерес к выполнению сложных, но уже знакомых алгоритмов деятельности, например, решение уравнений со сложной формой записи).

Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению (не просто собирать факты, а искать связь между ними, искать сходные способы решения).

Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний (создание рукописных энциклопедий, самостоятельное изучение сложных проблем, составление уравнений). Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способ­ствует широкое использование фактора новизны знаний, элемен­тов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятель­ных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т. п.

Основными условиями стимулирования и поддержки познавательных интересов являются: 1) глубокие знания преподавателя в изучаемом предмете; 2) использование аналогий и контрастов, с помощью чего учитель сравнивает, устанавливает сходства и различия с изученным ранее; 3) опора на жизненный опыт и связь с практикой.

2. Следующий компонент учения – учебные действия (опера­ции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они про­являются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся:

· предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),

· перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),

· сим­волические действия, связанные с использованием речи.

К внут­ренним :

· мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация),

· имерджентные действия (действия воображения, фантазии),

· интеллектуальные действия (действия мышления).

Главный инструмент познания – мышление. Поэтому, учиты­вая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное вни­мание в процессе руководства их деятельностью необходимо уде­лять развитию мыслительных действий и конкретных мыслитель­ных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обоб­щение и др.).

3. Действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконт­роль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школь­ники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблю­дению деятельности своих сверстников, организация взаимоконт­роля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

В процессе учения школьник совершает ряд последовательных действий. Это так называемая процессуальная структура учения (П.И. Пидкасистый).

1. Анализ поставленной задачи.

2. Принятие учебной задачи.

3. Актуализация имеющихся знаний, необходимых для решения задачи.

4. Составление плана решения задачи.

5. Практическое осуществление плана.

6. Контроль и оценка решения задачи, осознание способов деятельности, имевших место в процессе решения задачи.

Учение как разновидность познавательной деятельности направлено на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. Она имеет ту же структуру и те же элементы, что и структура общей деятельности.
По мнению философа Э. Г. Юдина, она включает цель, средство, результат и сам процесс деятельности2. Некоторые другие философы-(Б. А. Грушин, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, Л. Николов и др.), занимающиеся теоретическим исследованием вопросов деятельности, придерживаются иного мнения. В частности, процесс деятельности, полагает Любен Николов, также является средством достижения цели и на этом основании этот процесс не выделяется в качестве самостоятельного структурного компонента. В данном случае мы не касаемся очень важного вопроса о цели. Мы также не будем вдаваться в полемику относительно того, является ли процесс деятельности ее самостоятельным компонентом или он входит в понятие «средства» - этот спор оставим философам. Для педагогики и педагогов важно отметить, что существует процесс деятельности вообще, а значит, и учебный процесс. Структура деятельности интересовала и таких видных психологов, как А. Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина. Деятельностный подход к вопросу о развитии личности, разрабатывающийся ими, лег в основу целого направления в мировой психологии.
Несомненный интерес представляют рассуждения педагога В.П. Беспалько об «этапах деятельности» (1977). Правда, в монографиях, изданных позже, автор называет их уже не этапами, а действиями, причем сохраняется последовательность «этапов» - «действий» (1989). Эти этапы-действия следующие:
- ориентировочные действия (Од): выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям; осмысливание условий задачи, припоминание и выбор способа действия, инструмента и т.д.;
- исполнительские действия (Ид): преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат; это - этап, представляющий собственно выполнение операций, которые обеспечивают решение задачи, осуществление деятельности;
- контрольные действия (Кд): сравнивается результат действия с эталоном и целью;
- корригирующие действия (Кор): аналитический разбор итогов контроля об окончании деятельности или о возврате на один из ее этапов - Од или Ид.
Структуру деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности (Дт) в частности символически можно изобразить в виде формулы:
Дт = Од + Ид + Кд + Кор1.
Необходимо расшифровать элемент «средства». Он включает предмет, который преобразуется в процессе деятельности. В свою очередь этот процесс состоит из четырех последовательных действий, которые и дают результат. Интересно отметить, что «средства» имеют подчиненное отношение к цели и результату деятельности и в то же время ни цель, ни результат не осуществимы без средств (Л. Николов).
Из этой структуры деятельности мы выделяем этап контрольных действий, без которого никакая сознательная и тем более учебно-воспитательная (т.е. педагогическая) деятельность немыслима.
О функциях контроля мы уже говорили в предыдущей теме. Теперь контроль будем рассматривать как элемент педагогической технологии в дидактическом аспекте. Здесь специфичны его функции обратной связи и диагностическая. Контроль в функции обратной связи выступает необходимым компонентом при алгоритмизации обучения или там, где есть алгоритмы решения педагогических задач. В частности, в программированном, модульном и модульно-рейтинговом обучении контроль включается в каждый шаг обучения. Здесь без контроля обучение в принципе невозможно.
Диагностическая функция контроля связана с установлением наличного уровня и состояния знаний, умений и навыков учащихся, степени успешности овладения ими программным учебным материалом, а также выявлением причин, которые обусловливают успехи или неудачи учащихся в учебной деятельности.






5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличение результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

а) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.

б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.

в) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.

г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

а) актуализация известных фактов.

б) накопление новых фактов.

а) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).

б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

а) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.

б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.

в) использование обобщений в измененных ситуациях.

Дидактические основы активизации учения школьников

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

(Шаламова Т.И..)

Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принципы обучения

, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности , выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

Средства активизации учения

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познава-тельной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.

Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.

Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Формы управления процессом учения

Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся.

Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.

Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.

Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №1

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.
Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:
1.Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
2.Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
3.Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
4.Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.

Основные компоненты каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1.Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).
Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
2. Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
3. Содержательно-операционный.
Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

Типы познавательного действия (Шимова Т.И.)

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

Б) накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала:

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:

Уровни познавательной активности.

(Шаламова Т.И..)

Принципы обучения

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип научности

Принцип сознательности и прочности

Принцип наглядности

Принцип индивидуального подхода

Предварительный просмотр:

Лекция №1

Учение, как самоуправляющий процесс активизации деятельности .

Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной.
Советский философ М.С. Коган выделяет четыре блока:
1.Выработка мотивации – субъект должен иметь внутреннюю мотивацию.
2.Конкретная ориентация выражается в целеполагании и разработке плана, программы, технологии действия.
3.Психика должна обеспечить владение субъектом исполнительскими механизмами, умение оперировать ими.
4.Блок оценки результативности действий, благодаря которым становится возможной обратная связь.

Основные компоненты каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения:

1.Мотивационный компонент (потребности, интересы, мотивы).
Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
2. Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
3. Содержательно-операционный.
Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения. (Инструменты получения и переработки информации и применение знаний на практике).

4. Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю.

5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличение результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.

Типы познавательного действия (Шимова Т.И.)

1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:

А) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.

Б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.

В) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.

Г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.

2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:

А) актуализация известных фактов.

Б) накопление новых фактов.

3. Действия по обобщению фактического материала:

А) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).

Б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.

4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:

А) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.

Б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.

В) использование обобщений в измененных ситуациях.

Дидактические основы активизации учения школьников.

Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.

Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.

Уровни познавательной активности.

(Шаламова Т.И..)

Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Принципы обучения

Принцип связи обучения с жизнью , является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности , выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.

Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.

Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.

Учение как познавательная деятельность

Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Любен Николов же предполагает, что процесс деятельности также является средством достижения цели и на этом основании этот процесс не может выделяется в качестве отдельного, самостоятельного структурного компонента. Структура деятельности интересовала многих психологов, таких как: А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина. Несомненный интерес представляют рассуждения педагога В.П. Беспалько об “этапах деятельности”, созданный в 1977 году. Эти этапы деятельности следующие:

Ориентировочные действия (Од): выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям; осмысливание условий задачи, припоминание и выбор способа действия, инструмента и т.д.;

Исполнительские действия (Ид): преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат; это -- этап, представляющий собственно выполнение операций, которые обеспечивают решение задачи, осуществление деятельности;

Контрольные действия (Кд): сравнивается результат действия с эталоном и целью;

Аналитический разбор итогов контроля об окончании деятельности (Кор) или о возврате на один из ее этапов -- Од или Ид.

Структуру деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности (Дт) в частности символически можно изобразить в виде формулы:

Дт = Од + Ид + Кд + Кор1

Из этой структуры деятельности выделяют этап контрольных действий, без которого никакая учебно-воспитательная (т. е. педагогическая) деятельность немыслима. Контроль в функции обратной связи выступает необходимым компонентом при алгоритмизации обучения. В частности, в программированном, модульном и модульно-рейтинговом обучении контроль включается в каждый шаг обучения. Здесь без контроля обучение в принципе невозможно. Диагностическая функция контроля связана с установлением уровня знаний учащихся, степени успешности овладения ими учебным материалом, а также выявлением причин, которые обусловливают успехи или неудачи учащихся в учебной деятельности.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути познания. Учитель создает все необходимые условия для осуществления целей обучения (продумывает эффективные формы организационные обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. и т. д.).

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Перед составлением планов преподаватель выполняет работу, которая включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, продумывание методов, форм работ, расшифровка темы занятия, состояния материальной базы и методического оснащения, определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Продумывание форм домашних заданий и многое другое.

Организация деятельности учащихся состоит из постановки учебных задач перед учащимися и создании благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Дидактикой сформированы правила постановки познавательных задач:

Текст задачи должен содержать полезную информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов

Необходимо заинтересовать ученика в выполнении задания.

Необходимо научить учащихся решать поставленную задачу.

Учитывать уровень подготовки учеников к данной задаче.

Преподавание предполагает регулирование процесса обучения на основе текущего контроля, т.е. получения информации о ходе обучения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Текущий контроль осуществляется педагогом посредством письменных заданий, устных ответов, проверки самостоятельных и домашних работ. Контроль успеваемости учеников необходим для корректировки собственных действий учителя. Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Педагогическая эффективность состоит из достижения трех основных целей:

1 . образовательной

2 . воспитательной

3. развивающей

При этом необходимо следить за принципом оптимальности, чтобы не перегружать учеников и учителя.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности структурно организовано. Целью учения является приобретение новых знаний, навыков и умений.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия. Процесс обучения происходит, если возникают мотивы, ведущие детей к получению новых знаний. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов, каждый из которых взаимодействует с другими.

Три группы мотивов:

1) Перспективно-побуждающие мотивы. В основе этих мотивов лежит понимание учениками конкретных навыков и знаний и связь их с персональным будущим (выбор профессии и т.п.).

2) Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой таких мотивов является удовлетворение от познавательной деятельности, стремление расширить кругозор, и т.п.

3) Непосредственно-побуждающие мотивы. Построены на эмоциональных состояниях личности и строятся на эмоциях, положительных либо отрицательных (страхом получить плохую оценку, стремлением заслужить похвалу учителя и родителей, и т.п).

4) Среди интеллектуально-побуждающих мотивов главное место занимает потребность учеников в получении новых знаний, удовлетворение познавательного интереса. Развитие познавательного интереса проходит несколько уровней (ступеней), в соответствии с ними определяются дальнейшие пути развития учебной деятельности.

Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми. Но существует мнение, что систематический контроль над действиями ученика может вызвать нежелание учиться, поэтому необходимо развивать внутренние мотивы у обучающегося. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям.

Высокий уровень обучения является объективной основой развития познавательного интереса учащихся. Развитие познавательных интересов учащихся проходит несколько уровней:

1. Низкий уровень познавательного интереса. Соответствует вниманию к конкретным описаниям и фактам, учащийся действует по заданному шаблону.

2. Второй уровень характеризуется желанием ученика узнать взаимозависимости между конкретными фактами, причинно-следственными связями.

3. Третий уровень это творческое усвоение полученного материала, глубокое теоретическое знание.

О наличии у учащегося познавательной потребности говорит сформированность третьего уровня познавательного интереса.

6. Стимулирование творческой деятельности учащихся, ориентация на ученика не только знающего, но и умеющего.

7. Разнообразие форм и методов обучения, недопущение универсализации отдельного средства или формы.

Обращение к конкретному педагогическому опыту мастеров позволит выявить и другие не менее важные признаки и положения технологии преподавания. Для более детального изучения вопроса рекомендуется учебное пособие В. М. Коротова "Технология преподавания" (Самара, 1998).

9.3. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения

Учение определяется как специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества. (СНОСКА: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/Под ред. А. И. Щербакова. - М. : Просвещение, 1987. - С. 182.)

Понятие "учение" носит многосторонний характер. (СНОСКА: См. : Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Изд-во "Феникс", 1997. -С. 120-125 ) Многообразие входящих в этот сложный процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических, медицинских и др.) свидетельствует о междисциплинарном характере учения. Остановимся на педагогическом аспекте этой проблемы.

В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других авторов учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков. Деятельностный подход к учению был основательно разработан А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. В теории А. Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая занимает большой период времени (часто до 15-16 лет) и в русле которой формируется сама личность ученика, а также более частные виды деятельности.

Похожие статьи

  • Что такое чувство времени?

    Организм человека очень многое унаследовал от своих далёких предков, которые вели дикий образ жизни. Их среда обитания ограничивалась пещерой и прилегающей территорией, на которой водились самые разнообразные виды животных. Древние люди...

  • Большая энциклопедия опытов и экспериментов для детей

    «, и сегодня я хочу рассказать о книгах, которые помогают мне проводить интересные опыты вместе с моим сыном. Надо сказать, что сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество , и, по большому счету, для того чтобы начать...

  • Сравнительные размеры вселенной от протона до галактик

    Знаете ли вы о том, что наблюдаемая нами Вселенная имеет довольно определённые границы? Мы привыкли ассоциировать Вселенную с чем-то бесконечным и непостижимым. Однако современная наука на вопрос о «бесконечности» Вселенной предлагает...

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...