Состав (структура) населения мира. Структура строения миров Структура Мира. Событийная форма его существования

Определяют его состав, т. е. распределение людей по группам в соответствии со значениями того или иного признака. Структура населения выражает соотношение (долю) различных групп людей во всем населении. В зависимости от выбранного признака различают следующие основные структуры населения:

  • возрастной состав;
  • половой состав;
  • расовый состав;
  • этнический (национальный) состав;
  • религиозный состав;
  • социальный состав;
  • образовательный состав и др.

Возрастная структура населения соответствует его распределению по возрастным группам. Обычно в используются одногодичные, пятилетние или десятилетние возрастные группы. Для обобщенной оценки состава населения часто применяют несколько вариантов укрупненных возрастных категорий.

С учетом репродуктивных способностей, людей выделяются возрастные контингенты:

  • до 15 лет – поколение детей,
  • 15 – 49 лет – поколение родителей,
  • 50 лет и старше – поколение прародителей;

Исходя из способностей людей к трудовой деятельности выделяются:

  • население в дорабочем (0 – 14 лет) возрасте;
  • население в рабочем или трудоспособном (15 – 60 лет) возрасте;
  • население в послерабочем (старше 60 лет) возрасте.

В зависимости от соотношения различных групп населения выделяются три типа возрастного состава населения:

  • прогрессивный – с большой долей детей в общей численности населения;
  • стационарный – с почти уравновешенной долей детей и пожилых лиц;
  • регрессивный – с повышенной долей пожилых и старых людей.

Современная возрастная структура имеет следующие пропорции. На категорию лиц в возрасте до 15 лет приходится 30 % всего населения, 15 – 60 лет – 60 %, более б0 лет – 10 %. В середине ХХ в. соотношение было несколько иным – соответственно 34; 58 и 8%. В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. Процесс старения населения означает увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Так, в 1950 г. в мире на каждого человека 65 лет и старше приходилось 12 человек в рабочем возрасте, а в 2000 г. уже только 8 человек. Медианный возраст жителей Земли в 1970 г. был 21,6 года, в 2000 г. – 26,5, а к 2050 г., по оценкам ООН, составит – 36,5 года. За грядущие пятьдесят лет на планете доля людей в возрасте 65 лет и старше возрастет с 6,8 до 15,1 %, что значительно опережает рост всего человечества.

Возрастная структура людей территориально очень сильно варьирует. Страны с «рациональным» режимом воспроизводства населения или первым типом воспроизводства, т. е. с низкой рождаемостью и смертностью и с высокой средней продолжительностью жизни, относятся к числу «старых наций». Там высока доля людей в трудоспособном и пожилом возрасте и низка доля детей (ФРГ, Япония), что предопределяет низкий уровень рождаемости и прироста населения. Так, например, в странах Европы доля детей до 14 лет составляет 24%, доля взрослых (до 59 лет) – 59%, а доля пожилых людей – 17%.

В странах с высокой рождаемостью и смертностью и низкой продолжительностью жизни, наоборот, выше процент детей и очень мала доля лиц пожилого возраста. Для , например, соответствующие показатели составляют 44%, 51% и 5%. Во многих слаборазвитых странах число детей приближается к численности трудоспособного населения или даже превышает его (). Это ставит перед обществом ряд серьезных экономических проблем (значительные расходы на питание, обучение, охрану здоровья детей и т. п.) и одновременно обусловливает высокую рождаемость в будущем.

Возрастная структура населения страны во многом определяет ее трудоспособное население и демографическую нагрузку.

– соотношение между трудоспособной и нетрудоспособной частями населения.

Половой состав населения – распределение людей по полу. Для его характеристики обычно используют два показателя: доля мужчин (женщин) во всем населении или число мужчин, приходящихся на 100 женщин. Соотношение полов в целом и в разных возрастах влияет на процесс воспроизводства населения. В частности, на уровне рождаемости сказывается соотношение мужчин и женщин в возрасте 20 – 30 лет, когда заключается основная часть браков и рождаемость максимальна, а также процент женщин в детородном возрасте (15 – 49 лет).

Половая структура населения задается большой группой факторов, в том числе:

  1. Мальчиков рождается на 5 – 6 % больше, чем девочек, но так как смертность среди первых выше, чем у вторых, то к 18 – 20 годам обычно соотношение выравнивается;
  2. Разная средняя продолжительность жизни мужчин и женщин. Женщины имеют в этом отношении приоритет, и их численное преобладание с возрастом нарастает;
  3. Военные конфликты, в которых гибнут преимущественно мужчины;
  4. Разная миграционная подвижность населения. Обычно мужчины более мобильны, поэтому там, где наблюдается массовый отток (выезд) людей, повышен процент женщин, а в местах с большим положительным сальдо миграции часто увеличена доля мужчин;
  5. Характер экономики, предъявляющий разный спрос на мужской и женский труд. Например, в районах тяжелой промышленности или нового освоения доля мужчин выше, а в местах локализации непроизводственной сферы обычно больше женщин.

Ныне на Земле мужчин больше, чем женщин. По различным оценкам разница составляет от 25 до 50 млн. Это объясняется «избытком» мужчин в самых многолюдных – Китае и . Такая же ситуация в , . Одна из первых стран в мире по удельному весу мужчин в структуре населения – (53 %), значительную часть жителей которого составляют рабочие-иммигранты. Однако в большинстве стран мира доминируют женщины. В экономически развитых государствах мужчины составляют 48,7% населения, а в развивающихся – 50,8 %

Преобладание женщин особенно велико в странах, больше других пострадавших от Второй мировой войны. Например, в ФРГ, на 100 женщин приходится 96 мужчин, а в России – 88. В формировании издавна была велика роль иммиграции. Поэтому до 1950 г. здесь наблюдался мужской перевес. Но теперь в женщин на 4 млн. больше, чем мужчин. Это следствие относительного сокращения значения иммиграции в общем приросте населения, изменения полового состава иммигрантов и увеличивающегося разрыва в продолжительности жизни людей разного пола.

Для графического отображения половозрастной структуры населения используются так называемые «половозрастные пирамиды». Они наглядно иллюстрируют, например, потери населения и нарушения в соотношении численности полов, вызванные войнами; «фиксируют» сокращение рождаемости в годы политических и экономических кризисов и, наоборот, ее стремительный рост по их окончанию и т. д. В идеале такие пирамиды должны быть близки по очертаниям к равностороннему треугольнику, но в зависимости от демографической истории, разных режимов воспроизводства, социально-экономической и политической ситуации в прошлом и в последнее время пирамиды могут иметь самую разнообразную форму.

Так, половозрастная пирамида ФРГ типична для стран с «современным» режимом воспроизводства, на ней хорошо видны последствия мировых войн. Показатели Индии характерны для стран с «традиционным» режимом воспроизводства и малой средней продолжительностью жизни людей.

Возрастная и половая структура населения – важная исходная база для прогнозирования хода воспроизводства населения, его будущей численности и структуры, исчисления трудовых ресурсов, контингентов школьников и пенсионеров, воинских призывных контингентов и т. д.

Первая научная система мира начала формироваться в тру-дах Аристотеля, Гиппарха и других учёных Древней Греции . Своё завершение она получила в работах выдающегося древ-негреческого астронома Птолемея (II в. н. э.). Эта система на-зывается геоцентрической системой Птолемея (рис. 4) или пто-лемеевой системой мира .

Согласно этой системе в центре мира расположена Земля (от греч. — Гея, откуда и название «геоцентрическая»). Все-ленная ограничена хрустальной сферой, на которой располо-жены звезды (сфера неподвижных звёзд). Между Землёй и сферой движутся планеты . Движения планет, Солнца и Луны описывались сложной системой круговых движений, которые в сумме давали наблюдаемые перемещения.

На протяжении многих столетий средневековые астрономы вели тщательные наблюдения за движением планет, непрерыв-но совершенствуя и уточняя систему Птолемея. По необходи-мости вводились новые круги, смещались центры планетных орбит. Система мира все более и более усложнялась. Стано-вилось ясным, что она ложна в своей основе. Материал с сайта

Научная картина мира

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

СТРУКТУРА МИРА

Вопрос о структуре мира - это вопрос о нашей собственной структуре. Микромир как отражение МАКРОМИРА - древняя и правильная формула. В энергетической структуре нашего тела могут быть выделены все уровни, существующие в реальности, и на каждом из них действуют те же правила.

С одной оговоркой - в полной мере в нас представлены элементы и структуры только тех уровней, которые лежат ниже нас, высшие уровни для нас существуют только в той форме, которая может восприниматься в нашем собственном мире. Так, правила мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, который мы рассмотрим сейчас, в полной мере проявляются в ЗОНЕ ВОЛИ - той точке, которая может стать основой нашего "я". Есть теоретическая возможность обрести все силы этого уровня и хотя путь очень сложен и очень длинен, в принципе его можно пройти.

Мир ГАЛАКТИК, который мы рассмотрим в одной из следующих рассылок, в принципе соответствует уровню ГАММА - ритмов, уроню НАСТРОЕНИЯ, о котором мы уже говорили. В нашей жизни проявляются или могут проявится определёные правила этого уровня, что всегда изменяет её ЧУДЕСНЫМ образом, но мы не можем полностью перейти в МИР ГАЛЛАКТИК, стать одной из сил, действующих в этом мире на равных с другими СИЛАМИ. Есть одна лазейка, но о ней слишком рано говорить. Пока стоит принять тот факт, что в полной мере нам доступны силы трёх нижних уровней реальности, и, в определённых пределах - четвёртого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:

МИР ТОЖДЕСТВЕННОСТИ

МИР ТОЖДЕСТВЕННОСТИ -- мир игр, где реальность изменяется по собственному усмотрению, наслаждаясь самим процессом беспрестанных изменений. Это - царство АБСОЛЮТА в его исходной точке, это та сфера реальности, в которой возможно всё, а всё возможное моментально воплощается в реальность и так же быстро исчезает. В мире тождественности воля АБСОЛЮТА не связана никакими законами и никакими ограничениями.

На сегодняшний день физикам известно несколько сотен объектов этого мира - элементарных частиц, в действительности их неизмеримо больше. Возможности нашего познания ограничены ПРЕДЕЛАМИ РЕАЛЬНОСТИ, то есть современная наука может обнаружить какую-то частицу лишь если время её жизни превышает некий промежуток - миллионные доли секунды. По мере повышения "разрешения" научной аппаратуры число открытых элементарных частиц будет возрастать в геометрической прогрессии. И тем не менее, все они по сути одно и то же, каждая может превратиться в любую другую. Всё сущее тождественно, важен лишь сам факт существования в реальности - вот девиз этого мира. То есть этот мир является переходом от непроявленного беспредметного ("нематериального") существования к предметному существования. А главное различие между этими формами бытия - в перерыве постепенности, в разделение единого на бесчисленное множество отдельных объектов, которые хотя и могут переходить один в другой, но всё же существуют независимо друг от друга. И основное здесь - формы перехода.

Здесь стоит вспомнить то, о чём мы говорили раннее - каждой точке ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА соответствует определённое множество точек НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА и наоборот. То есть каждый квант времени или каждая "энергетическая форма" может быть воплощена в нескольких пространственных формах, а квант пространства может быть наполнен разными структурами. Число этих форм почти бесконечно, но большинство из неустойчивы, они могут существовать только в пределах мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, наполняя его непрекращающимся движением, но не могут выйти за его пределы. Срок их жизни, "квант времени" образующий диаметр их "жизненного кольца" слишком мал для тго, чтобы проявится на следующих уровнях.

Есть три устойчивых варианта соединения ПРЕДЕЛОВ, которые и образуют всё множество кирпичиков, образующих наш мир. Первый из них связан с соединением максимума СВЕТА с минимумом ТЬМЫ, второй - с соединением минимума СВЕТА с максимумом ТЬМЫ, а третий - с их соединением в равных долях. Наиболее очевидно проявление этой закономерности как раз на уровне микромира.
Он образован сотнями частиц, время жизни которых составляет менее 2 миллионных долей секунды Но среди всех них есть три частицы - долгожители: электрон, в наибольшей степени проявляющий волновые свойства, свойства ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, протон, в наибольшей степени проявляющий пространственные свойства, свойства НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА и нейтрон, в равной степени обладающий и волновыми и пространственными характеристиками, то есть пребывающий в состоянии равновесия.

Это не три различных объекта, а три формы бытия некого изначального объекта, ИЗНАЧАЛЬНОЙ СИЛЫ, при этом третья форма - нейтрон, является в определённом аспекте соединением первых двух., восстановлением равновесия, позволяющего СИЛЕ перейти на следующий уровень.

И это как раз то ГЛАВНОЕ правило мира ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, которое действует во всех других мирах, расположенных между пределами и имеет непосредственное отношение к человеку. Всё сущее имеет некую изначальную форму, которое может пребывать во множестве неустойчивых состояний и в трёх устойчивых состояниях: "СВЕТА", "ТЬМЫ" и "РАВНОВЕСИЯ".

Формы перехода

Я уже говорил, что законы каждого мира действуют во всех последующих мирах, поэтому начать разговор о формах перехода можно с примера из нашей собственной жизни. Для человека, как биологического существа, одной из наиболее близких к АБСОЛЮТУ энергий является сексуальная энергия. В своей изначальной форме она совершенно беспредметна. Если в пределах достигаемости нет партнёров противоположного пола, то сексуальное влечение может существовать лишь в "непроявленной" форме, как некая излишняя активность, возбуждение, не имеющее конкретного предметного повода.

Более того, сексуальное влечение может быть сублимировано, превращено в иные виды активности. Мы знаем, что сексуальную энергию можно использовать и для интеллектуальной деятельности и для выполнения физической работы. Если взять современного человека, то большая часть его сексуальной энергии используется им для формирования и поддержания своего "социального тела", определяющего его статус в социальной иерархии.

То есть сексуальная энергия может становиться некой изначальной энергией и переходить из этой точки в любую другую форму жизненной энергии. Но это уже выход на другие уровни реальности.

В нормальных условиях сексуальная энергия сохраняет свою направленность. Но для своей реализации она должна расщепиться, превратиться в ряд элементарных поведенческих действий, определяющих некий ритуал ухаживания и ритуал самой сексуальной активности. Проблема в том, что каждый из них представляет собой лишь частичку изначальной силы, поэтому любое наше действие в сексуальной сфере всегда неполно. Секс разочаровывает, вернее он не оправдывает тех ожиданий, которые мы на него возлагаем. Каждый человек когда-либо чувствовал, что сексуальное возбуждение может и должно реализоваться в нечто большее, чем обычный оргазм.

Из этой точки, из ощущения неполноты тех элементов, на которые разделилась изначальная сила, расходятся два пути.
Первый из них направлен на разрушение этих первичных элементов, то есть на разрушение всех стереотипов и ритуалов, действующих в сфере сексуальных отношений и на соединение с изначальной силой, которая может существовать во всех обличиях одновременно. Это - путь ТАНТРЫ, путь тёмной стороны силы. Проще говоря, это более или менее эффективные способы подавления сознания человека, соединение его с той силой, которая лежит в основе сексуального инстинкта, чтобы она реализовалось в тех максимально широком диапозоне форм, позволяющих ей проявиться в полной мере. Это путь полного соединения с силами НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА в точке перехода с одного уровня на другой, в точке АБСОЛЮТА. Результат здесь - рождение рёбенка, потенциально обладающего запасом жизненных сил, на порядок превосходящего запас сил обычного человека.

Второй путь - это путь "КАМЫ-СУТРЫ", это попытка соединить все известные элементы любовных игр в некий непрерывный процесс, позволяющий задействовать их одновременно и получить искомый результат, то есть "пробиться" к изначальной силе. Найти ту "точку", в которой удастся воплотить все дремлющее внутри знание о процессе. Каждый, кто пытался сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении знает, что здесь необходимо сохранение полного сознательного контроля над всем процессом сексуальной активности. Тело человека играет подчинённую роль, роль инструмента, а дух, сознание определяет всё. И результатом может стать рождение "мудреца" - человека, в котором способность к интуитивно верному восприятию мира заложена на "генетическом" уровне.

И путь ТАНТРЫ и путь КАМА-СУТРЫ приводят к формированию устойчивых форм существования сексуальной энергии. Проще говоря, если обычный человек может совершить один-два половых акта в день продолжительностью несколько минут каждый, то человек, овладевший одним из этих искусств, может "заниматься" сексом безо всяких временных ограничений.

Проблема в том, что оба эти пути дают человеку не очень много и причина - в природе сексуальной энергии. Эта сила не принадлежит человеку, она лишь привязывает его к некой общности высшего порядка - к роду человеческому. Поэтому как бы мы не старались, в конце нас всегда ждёт пустота. Нет места, куда можно попасть, следуя по этому пути, он не ведёт даже к физическому бессмертию. Преобразование сексуальной энергии в постоянные формы безусловно полезно, но лишь как вспомогательное средство. Если это самоцель, то вы попадаете в тупик.

Есть третий путь, путь соединения тела и сознания в единое целое и достижения равновесия. Это путь встречного движения. Сознания, шаг за шагом, отказывается от тех правил и ограничений, которые лежат в основе ритуалов, высвобождая дремлющую в теле изначальную силу. А тело "обучает" сознание новым большим формам, охватывающим в конечном счёте, всю сферу сексуальной активности. Проще говоря "порог допустимости" расширяется до таких пределов, когда за этим пределами уже больше ничего не остаётся.

Это проще сказать, чем сделать. Здесь нужны громадные волевые усилия, результатом приложения которых должно стать формирование внутреннего ядра, "центра воли" в этой сфере жизненной активности, высвобождающего её из-под внешнего контроля и подчиняющего её своему "Я".

И этот путь ведёт к парадоксальным результатам. Человек обретает полную власть над сексуальной энергией, но сама эта энергия превращается во что-то большее. Возможности проявления сексуальной активности сохраняются в полной мере, но интерес к этой сфере ослабевает. Он может заниматься сексом столько, сколько захочет, но у него нет необходимости этим заниматься, власть рода, проявляющегося в данном случае в половом инстинкте исчезает почти полностью. Сейчас для него секс - это лишь средство решения каких-то иных задач, это предмет свободного выбора. То есть в сфере сексуальных отношений такой человек обретает полную свободу.

В схематичной форме всё это можно представить следующим образом:

Вернёмся к МИРУ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ, к миру элементарных частиц. Всё многообразие этого мира сводиться на его границе к появлению трёх устойчивых, "вечных" (по меркам этого мира) частиц. Это - электрон, позитрон и нейтрон. Электрон и позитрон равны по своему заряду, но при этом масса электрона меньше, чем масса позитрона почти в 2000 раз. То есть электрон почти полностью принадлежит силам ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, а позитрон - силам НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА.

Нейтрон по своей массе практически равен массе электрона и позитрона, то есть в определённом смысле он представляет собой результат их соединения. Кроме того, в определённом смысле в состав нейтрона входит нейрина - частица, исходящая из АБСОЛЮТА и являющаяся носителем его свойств во всей реальности.

В схематичной форме это можно представить следующим образом:

Как видим, принципы расщепления ЕДИНОГО на нескольких частей при его проявлении в реальности остаются неизменными во всех мирах. Всегда есть ветвь, ведущая к ВЕРХНЕМУ ПРЕДЕЛУ и являющаяся основой дальнейшего развития ВЕРХНЕГО (энергетического) МИРА или мира ВРЕМЕНИ, есть ветвь, ведущая к НИЖНЕМУ ПРЕДЕЛУ и порождающая НИЖНИЙ МИР, материальный мир или МИР ПРОСТРАНСТВА. И есть ветвь, соединяющая пределы и переводящая реальность на другой уровень.

Эти три ветви, три элемента лежат в основе всей реальности, именно их соединение символизирует изначальный священный слог АУМ (А - верхняя ветвь, У- средняя ветвь, М - нижняя ветвь).

И именно они создают основу следующего уровня реальности, следующего мира, мира КАЧЕСТВ.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ:

МИР КАЧЕСТВ

МИР КАЧЕСТВ- мир атомов (а до определённого предела - мир молекул) каждый из которых отличается от всех других атомов. Число этих различий - "кирпичиков реальности" велико, но не бесконечно. По сути это мир "клонов", абсолютно тождественных между собой, но отличающихся от всех других клонов.

ъ
МИР КАЧЕСТВ настолько многообразен, что даже краткое описание действующих в нём законов заняло бы несколько книг, подобной этой. Это и АЛХИМИЯ, это и МАГИЯ ИМЁН, это - основные законы развития всего сущего, и в том числе - ЗАКОН ОКТАВ. МИР КАЧЕСТВ определяет главные правила той реальности, в которой мы пребываем.

В свое время мы поговорим о нём более подробно, пока же нам достаточно определить суть отличий, отгораживающих МИР КАЧЕСТВ от предыдущего уровня реальности.

Во - первых, при переходе от первого уровня реальности ко второму уровню качественно меняются свойства НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, пространственные свойства реальности. Мир качеств по сравнению с миром тождественности почти пустотен, а размерность предельно малых квантов пространства увеличивается на несколько порядков. То есть плотность материи снижается настолько, что она уже не удерживается силами НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, действующими на первом уровне реальности.

Основная масса любой единицы данного уровня - атома - более, чем на 99,9% сосредоточена в его ядре, размер которого составляет 10-13 см, то есть в 105 раз меньше размеров самого атома (10-8 см). Так, если размеры атома представить в виде футбольного поля (с диаметром 100 м), то атомное ядро будет соответствовать дробинке с диаметром лишь 1 мм.

Во-вторых, принципиально меняются свойства ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА, волновая характеристика существующих здесь объектов реальности. Волновые свойства элементарной частицы определяются предельным диаметром её "энергетического кольца", позволяющего энергии принимать материальную форму, то есть на первом уровне реальности любой объект существует только в одном измерении времени, определяющим его собственный жизненный цикл. На втором уровне к этому измерению добавляется ещё одна координата, связанная с взаимодействием нескольких объектов, в данном случае - протонов, нейтронов и электронов, с тем местом, которое они занимают относительно друг друга. Это - координата КАРМИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ, о котором мы уже говорили.

Рассматривая волновую структуру объектов реальности, можно сказать что если в МИРЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ каждому объекту соответствует три ноты, "три звука", то в МИРЕ КАЧЕСТВ каждый объект представляет собой некую гармонию, некий "слог", а иногда даже "слово" со своей собственной уникальной структурой.

Рождение имени

Всё, что мы знаем о рождении ИМЕНИ - это спектральная характеристика элементов второго мира. Известно, что каждый атом, каждая молекула обладает собственным уникальным спектром, то есть он излучает энергию и поглощает энергию в строго определённых диапазонах электромагнитного излучения. Учитывая, что энергия, СВЕТ есть одна из характеристик ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА можно сказать, что каждый объект второго уровня соприкасается с ВЕРХНИМ ПРЕДЕЛОМ в неком уникальном наборе точек. И именно этот набор является отражением объектов второго уровня на ВЕРХНЕМ ПРЕДЕЛЕ, их изначальной формой или их уникальной временной характеристикой. Это "ключ" к каждому элементу.

Каждый ключ - это то, что можно назвать "огненным именем" объектов второго мира. Все известные нам элементы и химические соединения характеризуются своей собственной волновой характеристикой, собственным уникальным "именем". Эти имена могут соединяться, образуя более сложные гармонии, распадаться на составляющие их простые гармонии, поддерживать звучание других гармоний или заглушать их. Здесь открываются врата и алхимии, и магии образов.

Мы знаем, что подобный ключ может быть создан и для гораздо более сложных объектов. Всем знакомы голограммы, заключающие в себе записанную в волновой форме полную информацию об объекте. Мы знаем, что даже крошечный кусочек голограммы по прежнему позволяет воспроизвести внешнюю форму объекта во всей его целостности, меняется только интенсивность, плотность изображения. Если бы мы могли применять более мощную энергию, то используя тот же "ключ" мы могли воссоздать не только внешний вид объекта, но и сам объект. Современной физике это недоступно, хотя есть другие пути, позволяющие получить тот же результат.

Способ прост - использование наших собственных возможностей восприятия мира, которые позволяют нам фактически создавать его из ничего. То количество информации, которое поступает к нам через органы чувств недостаточно даже для создания самого схематичного образа простейшего предмета. Тем не менее, мы умеем видеть мир во всей его целостности и во всех его красках.
Причина в том, что любой воспринимаемый нами объект на 99,9% плод нашего собственного творчества. Поступающая извне информация играет роль только "спускового крючка", а внешний вид, форму объекта мы воссоздаём сами, используя некую накопленную нами базу данных. Поэтому каждый из нас имеет гораздо более мощный инструмент для сотворения мира, чем любая голографическая техника. И убедиться в этом достаточно просто.

Возьмите большую цветную фотографию или плакат, сделанный с хорошим полиграфическим качеством с чётко выраженным дальним планом. Сложите ладони в некое подобие бинокля, ограничивающего ваше поля зрения так, чтобы края фотографии или плаката не были видны. Вы сразу же увидите, как плоское изображение приобретает внутренний объем, превращается в кусочек реального мира. Несколько раз переведите взгляд от близких предметов к удалённым, зафиксируйте ощущение перспективы, а потом рассматривайте фотографию или плакат обычным взглядом. Она станет как бы многослойной, причём каждый следующий слой отчётливо воспринимается как более удалённый. То есть вы сможете видеть объёмные картины мира, используя только их плоские изображения.

Этот навык легко развивается: если уделить тренировке восприятия некоторое время, то вы без труда научитесь превращать любую плоскую картину в "окно" в объёмный мир. А дальше всё определяется количеством личной силы, той свободной энергии, которую вы сможете использовать для дальнейшего "оживления" изображения. В принципе этот путь может увести очень далеко, в том числе - очень далеко от правильной цели, поэтому пока мы не будем рассматривать все раскрывающиеся здесь возможности. Достаточно лишь убедиться в том, что это возможно.

Пока же остановимся на главном:

Во-первых, каждый объект второго мира находиться (звучит) в состоянии постоянного резонанса со всеми другими тождественными ему объектами и это звучание тем громче, тем "чище", чем меньше расстояние между объектами. При предельно малом расстоянии имя, гармония объекта воплощается в то, что мы называем кристаллической структурой каждого элемента и химического соединения. В определённом смысле целью существования объектов второго мира является увеличение "громкости их звучания" в общем гармоническом строе второго мира. Поэтому все элементы стремятся к соединению с тождественными им элементами, что и является основой их перехода на следующий уровень реальности.

Во-вторых, волновая структура большинства объектов второго мира характеризуется некоторой "неполнотой", неустойчивостью и взаимодополняемостью. С точки зрения их внутреннего строения это выражается в неполноте некоторых уровней электронной структуры, в первую очередь - внешнего, валентного уровня. Проще говоря, большинство химических элементов изначально представляют собой "половинки" некой более устойчивой гармонии, при этом одна из них является проводником сил ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА,проявляя себя при взаимодействии как электрон, а вторая - проводником сил НИЖНЕГО ПРЕДЕЛА, проявляя себя при взаимодействии как протон. Постоянное стремление этих элементов к взаимодействию является вторым правилом этого мира.

В-третьих, взаимодействие элементов второго уровня реальности может происходить по двум противоположным направлениям. В первом случае (то, что называют эндотермическими реакциями или реакциями, идущими с выделением энергии) волновая, гармоническая структура МИРА КАЧЕСТВ упрощается, при этом высвобождающаяся энергия рассеивается в пространстве или аккумулируется какими-то сущностями более высокого порядка. Конечным завершением этого направления становиться формирование абсолютно стабильного и "мертвого" мира устойчивых химических соединений, мира, неспособного ни к какому изменению. Формирование этого мира - "смерть" для большинства элементов. Во втором случае (то, что называют экзотермическими реакциями или реакциями, идущими с поглощением энергии) волновая, гармоническая структура МИРА КАЧЕСТВ усложняется, но становиться, при этом и более неустойчивой. Возникает мир, бесконечно более сложный, но способный существовать лишь в условиях постоянного притока энергии извне.

В-четвёртых, есть элементы, изначально обладающие почти завершённой волновой структурой, почти совершенным "именем" и именно эти элементы являются представителями сил второго мира, аккумулятором его энергии во всех остальных уровнях реальности. Самым известным элементом этой группы является ЗОЛОТО. Но, обладая собственной устойчивостью, эти элементы не оказывают и никакого влияния на все остальные объекты второго мира.

Считается, что есть ещё один элемент, объединяющий в себе свойства полноты и свойства активности - ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ. Этот элемент не вступает в реакцию с другими элементами, но изменяет их внутреннюю структуру, превращая её в стабильную, "вечную" гармонию. С точки зрения волновой структуры он представляет собой некий устойчивый источник "белого шума", содержащий в себе "имена" всех объектов второго мира, в том числе - в их совершенной форме. С точки зрения материального субстрата этот элемент в определённом смысле напоминает радиоактивные элементы, являясь неисчерпаемым источником элементарных частиц, необходимых для перевода нестабильных элементов в стабильное состояние, но испуская их только при взаимодействии с этими элементами и только в соответствии с их уникальным "ключём". Именно этот элемент является "АБСОЛЮТОМ" второго уровня реальности.

С момента формирования второго уровня реальности, МИРА КАЧЕСТВ реальность становится многообразной, раздёленной на множество маленьких реальностей, в своей совокупности охватывающих всё многообразие возможных в ней изменений. Большинство из них находятся в процессе постоянного взаимодействия с друг другом и результатом этого процесса становится расщепление реальности на восходящую ветвь, в рамках которой волновая структура реальности усложняется почти до бесконечности,и нисходящую ветвь, связанную с упрощением волновой структуры реальности до предельных значений. Эти ветви образуют в своей совокупности цикл существования МИРА КАЧЕСТВ.

Но в обоих случаях результатом становится формирование неких устойчивых элементов, существующих параллельно друг другу и практически не взаимодействующие между собой.


Есть мы и есть другие
- вот девиз этого мира. Точка, из которой исходят ветвь РАЗРУШЕНИЯ другого для увеличения "громкости" собственного звучания и ветвь СОЕДИНЕНИЯ с другим для создания новых, совершенных гармоний. Но это тема следующих рассылок.

На основании учения Большой и Малой колесницы

Структура строения Миров в буддизме.

Победоносный не основывал свои учения на вере в правильность какой-то одной системы,
но учил сообразно запросам и способностям тех, кого вёл.


Множество буддийских текстов, написанных на основе опыта полученного благодаря практики Правильного Самадхи и достижении Мудрости, содержат описания различных миров вселенной. Эти тексты дают лишь простое толкование содержания миров, так как оно слишком велико для детального описания и заняло бы громадный объём, потеряв простоту понимания. Будда говорил по поводу подробного объяснения миров вселенной, "... бессмысленно говорить о такого рода вещах с людьми, не имеющими соответствующего опыта".

Когда что-то подаётся непривычным для вас способом, у вас может возникнуть множество сомнений. Например, когда вы делаете подношение мандала, вам говорят, что вы подносите вселенную, которая состоит из осевой горы, окружённой четырьмя великими континентами, к каждому из которых примыкает по два субконтинента и так далее. Вы можете подумать, что это довольно-таки странное описание, ведь никто и никогда всего этого не видел. Но Будда сказал в одной сутре, что то, как живые существа воспринимают мир, зависит от их кармы и что нельзя сказать, будто-бы одно описание достовернее другого.

Даже нашу планету Земля можно воспринимать многими разными способами: некоторые видят её плоской, другие – шарообразной, кто-то – как линейную, ещё кто-то – как треугольную и так далее, в зависимости от различной кармической предрасположенности. Осевая гора, четыре континента и так далее, как описано в подношении мандала, – это также одно из возможных восприятий мира. Во время подношения мандала вы думаете, что подносите Трём Драгоценностям самое лучшее из всего, что существует: самые прекрасные образы, самые мелодичные звуки, лучшие запахи и тому подобное. По той же причине вы подносите эту особую модель вселенной, поскольку считается, что она отражает наиболее совершенный из всех возможных способов видения мира, наиболее гармоничный и прекрасный. Очевидно, что это не отрицает возможность описания земли как шарообразной планеты, раз люди видят её такой. Всё это относительно истинно. Если сотня людей заснет, то каждому приснится свой мир, каждый сон можно назвать истинным, но было бы бессмысленно утверждать, что только в чьём-то сне мир настоящий, а у всех других ложный. Для каждого наблюдателя есть своя истина, в соответствии с кармической структурой, обуславливающей его восприятие.

Для йогина знание структуры вселенной даёт возможность более полного понимания закона кармы – какие действия тела, речи и ума приводят к рождению в каких мирах, а также к более глубокому пониманию того, к какому результату приводят различные системы и направления духовных практик.

(


Описания Миров.


Мир Страстей или мир/сфера желаний (санскр. kāma-dhātu – "желание" + "сфера, область") состоит из грубой субстанции, где доминирует Тепло.
Миры Страстей основаны работой сознания, работой сознания захваченного такими желаниями как; аппетит, секс, стремление к высокому положению и известности, привязанности к другим существам.
Миры Страстей подразделяются на шесть частей, их порядок расположения таков; Мир Ада, Мир Голодных Духов, Мир Животных, Мир Людей, Мир Асуров, Небеса Мира Страстей или; Мир Ада, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Мир Асуров, Небеса Мира Страстей – не имеет значения.


Необходимо понимать, что Ад описанный в буддийских сутрах, формировался во времена будды Сакьямуни , задолго до начала современной эпохи. Информация или данные, которые образуют Шесть Миров Страстей, за этот период сильно изменились и в современную эпоху Каузальный мир отражает информацию существующего мира. Поскольку наука в Аду постоянно развивается, Ад естественным образом изменился. Если раньше существа могли просто кормить ядом, то сейчас, если человек распылял яд над насекомыми убивая их, в Аду он также будет опрыскиваться ядом и умирать, корчась от боли.

Средняя продолжительность жизни на Втором Небе – 36 миллионов лет.



Существа этого мира живут в облако образном пространстве, находящемся над Горой Меру (Мировой Горы Совершенства).
Правителем этих небес является Выдающийся Бог Богов-Близнецов Управления Метемпсихозом бог (Яма санскр.; Эмма яп.). Боги этих небес управляют жизнью и смертью существ, живущих в нижних мирах, вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. Они судят живые существа в соответствии с их кармой и предрешают их последующее перерождение. Судя живые существа после смерти, боги Богов-Близнецов Управления Метемпсихозом берут на себя их карму, а так как они не могут наказывать с любовью и состраданием, по истечению Заслуг они попадают в Ад. Страдания в Аду не приносят пользы их духовному росту, та как они думают только об осуждении. Только существа, начиная с Небес Эммы и более высоких миров, способны взять на себя карму человеческих существ.



Священнослужители Брахмы. Рождение на этом небе возможно благодаря глубокому овладению первой дхьяной. Боги этих Небес поддерживают Великое Святое Небо.



Н ебо Махабрахмана (кит. Да Фань тянь). Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению первой дхьяной. В тысяче вселенных существует лиш одна такая душа, как Великое Святое Небо. Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы огнём.




Небеса Света и Звука (санск. Abhasvara, Абхасвара). "Кроме того, монахи, когда с прекращением обдумывания и взвешивания тот человек достигает и пребывает во второй дхьяне, удовольствие и лёгкость порождаются внутренним спокойствием ума и однонаправленной концентрацией, свободной от обдумывания и взвешивания. Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди лучезарных богов". ( .)
Эти небеса ещё называют "землёй будд". К этим небесам относятся: Небеса Света, Небеса Красоты и Небеса Святого Безразличия. Важная особенность этих Небес заключается в том, что эти Небеса во время разрушения вселенной в конце кальпы, не разрушаются. Существа с этих Небес падают, но сами Небеса не разрушаются, в отличие от четырёх уровней Святых Небес, созданных Святой Любовью, находящихся уровнем ниже.
Что такое Мир Света и Звука? Он создан из света и звука. Это место происхождения, источник астральной музыки. Считается, что в этом Мире Света и Звука один день равен трём миллиардам шестистам миллионам лет. А жить можно до трёх миллиардов шестисот миллионов лет по три миллиарда шестьсот миллионов лет. Там нет ничего, кроме света и чарующей музыки. Войти в этот мир вы можете, если полностью достигнете Йоги Тела Вознаграждения и перейдёте к Каузальной йоге.




Небеса Света включают в себя три уровня Небес это; Небеса Наличия Света Богов Страсти, Небеса Малого Света Богов Страсти и Небеса Неизмеримого Света Богов Страсти. Души обитающие в этих мирах зовутся "лучезарные боги".
Сутки Брахмы равны 4 320 000 000 земных лет, а продолжительность жизни на Небесах Света равна 2 кальпам.


Н ебо Париттабха (кит. Шао Гуан тянь) – Небеса Ограниченного Сияния или Небеса Наличия Света Богов Страсти. Эти небеса излучают сильный свет. Рождение на этом небе возможно благодаря грубому овладению второй дхьяной.



Н ебо Апраманабха (кит. Улян Гуан тянь) – Небеса Неограниченное Сияние или Небеса Малого Света Богов Страсти. Эти небеса излучают свет гораздо более сильный, по сравнению с предыдущим уровнем Небес. Рождение на этом небе возможно благодаря среднему овладению второй дхьяной.



Н ебо Абхасвара (кит. Гуан Инь тянь) – Лучезарные Небеса или Небеса Неизмеримого Света Богов Страсти. Эти небеса излучают неизмеримый свет, по сравнению с которым предыдущие уровни Небес излучают света гораздо меньший. В "Саддхарма-пундарика-сутре " Будда Сакьямуни называет эти Небеса – Небом Повсеместная Чистота.
Чем выше расположены Небеса, тем больше света и тем он сильнее. Сострадания по отношению к другим живым существам увеличивает свет в нашей душе. Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению второй дхьяной.
Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы водой.




"Кроме того, монахи, отъединившись от удовольствия, тот человек пребывает в беспристрастности; внимательный и осознающий, он чувствует лёгкость в теле, – так он достигает и пребывает в третьей дхьяне, о которой святые говорят: "Тот, кто беспристрастен и внимателен, пребывает в лёгкости". Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди богов, относящихся к Небесам Красоты". (Ангуттара никая II.23 Пуггала сутта .)
Небеса Красоты включают в себя четыре уровня Небес это; Небеса Наличия Красоты Богов Страсти, Небеса Малой Красоты Богов Страсти, Небеса Неизмеримой Красоты Богов Страсти и Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти.
Продолжительность жизни на Небесах Красоты равна 4 кальпам.





Н ебо Шубхакритсна (кит. Бань Цзин тянь) – Небеса Всецелого Наслаждения или Небеса Богов Всеобщности Красоты Как Сущности Страсти. На этих Небесах всё в совершенстве красиво. Слово "сущность" в названии Небес указывает на то, что сущность пристрастия происходит от красоты. Рождение на этом небе возможно лиш благодаря совершенному овладению третьей дхьяной.
Это небо является высшим из небес, разрушаемых в конце кальпы ветром.




"Кроме того, монахи, отдалившись от лёгкости и отдалившись от боли, подобно тому, как ранее перед этим он оставил душевное удовольствие и неудовольствие, тот человек достигает четвёртой дхьяны и пребывает в ней в состоянии без боли и без лёгкости, в чистоте беспристрастности и внимательности. Тогда он получает опыт этого состояния. У него возникает желание переживать это. Это приносит ему наслаждение. Если продолжительное время сохранять стремление к этому и достичь в этом стабильности, то когда человек умрёт, он переродится богом среди богов, относящихся к Небесам Великого Вознаграждения". (Ангуттара никая II.23 Пуггала сутта .)

Эти миры, созданные Святым Безразличием, приводят существа намного ближе к нашей истинной сущности – к состоянию сущностного удовольствия, свободы и радости, чем все другие вышеперечисленные Небеса.
Небеса Святого Безразличия включают в себя шесть уровней Небес это; Небеса Богов Великого Вознаграждения Сущностью Страсти, Небеса Сверхпространственных Богов Страсти, Небеса Превзошедших Горение Богов Страсти, Небеса Добра и Благополучия Богов Страсти, Небеса Богов Страсти Проявления в Виде Добра и Небеса Вечной Юности Богов Сущности Страсти.

Небеса, начиная с Небес Сверхпространственных Богов Страсти и выше, зовутся , что означает, что на этих небесах полностью отсутствуют загрязнения.
Продолжительность жизни на Небесах Святого Безразличия равна 500 кальпам.
Существуют две интерпретации значения неба предельной границы форм: экзотерическое считает его пятым в "чистом пределе" небес среди небес четвёртого сосредоточения в мире форм; эзотерическое же толкует о "сознании сосредоточения адхиштхана само-пребывания" (яп. дзидзай-кадзи-дзэнсин), которое есть Тело Дхармы Исходной Земли (яп. хондзи-хоссин). Поскольку это тело есть Земля Само-пребывания (яп. дзидзай-дзи), оно ассоциируется с небом бога Махешвара ("Великий Повелитель", иероглифически транслитерируется как "Макэйсюра" или "Дайдзидзайтэн" ("Великий Небожитель Само-пребывания"; "Свободный")), также называемая дворцом Дхармадхату. Как сказано в комментарии к Махавайрочана сутре : "В этом месте, именуемом "Дворцом Махешвара", будды обретали просветлённость с древних времён".




Мир-без-образов/форм (санскр. arūpa-dhātu; кит. Цзинтянь – букв. Чистейшие небеса). Мир Без-Форм состоит из тонкой субстанции, где доминирует свет который существует в виде информации. Этот мир подразделяется на три части: Верхний Мир Без-Форм, Средний Мир Без-Форм и Нижний Мир Без-Форм. Нижний Мир Без-Форм перекрывается Миром Страстей и Нижним Миром Форм, Средний Мир Без-Форм перекрывается Верхним Миром Форм. Верхний Мир Без-Форм не перекрывается другими мирами. В Писании сказано: "Те, кто будет рождён на Небесах Без Формы, не будут иметь переживания Бардо – сразу же после смерти они воплотятся на Небесах Без Формы". Однако указывается, что те живые существа на Небесах Без Формы, которым суждено родиться в низших мирах, будут вновь иметь переживание бардо.

В ерхний Мир Без-Форм состоит из четырёх областей сферы бесформенного – (санскр. arūpadhātu catvāri āyatani; кит. Усэ сы чу) – Область Бесконечного Пространства, Область Бесконечного Различения, Область Несуществования, Область Не-познания и Не-непознания.




Область Бесконечного Пространства (санскр. Akāsanantyāyatana; кит. Кун Убянь чу) – это состояние, в котором душа (сознание) расширяется безгранично. Подобно воздуху, сознание может свободно расширятся или сжиматься. Души, испытавшие это состояние, постепенно расширяют это пространство в соответствии со своей кармой и в дальнейшем пребывают в этом мире. Другими словами, это ступень развития на пути совершенствования Четырёх Великих Неизмеримых Состояний Души – Маха Вихары.
Продолжительность пребывания в Состоянии Безграничного Пространства равна 20 тысячам кальп.




Область Бесконечного Различения (санскр. Vijñānānatyāyatana; кит. Ши Убянь чу) – находясь в состоянии этой области душа, исходя из опыта, которым она обладает, может испытывать к объекту злобу, или иметь по отношению к нему какие-либо заблуждения или же захваченность. Но тот, кто практикует Четыре Великих Неизмеримых Состояния Души, может постепенно уменьшить эти три яда: захваченность, ненависть и невежество, и сила различения ослабнет. В конечном счёте, страдание уже не воспринимается как страдание, и печаль больше не заставляет печалиться. Состояние Бесконечного Различения – это как бы конечный пункт, к которому приводит подобное отсутствие ощущений. Существа, достигшие этого состояния, полностью отказались от удовольствия и страдания.
Продолжительность пребывания в Состоянии Безграничного Различения равна 40 тысячам кальп.




Область Несуществования (санскр. Ākiñcanyāyatana; кит. У Сою чу) или Область Отсутствия Собственности. В Состоянии Отсутствия Собственности, таких понятий как Захваченность, Захваченность внешними факторами, не существует. Но, хотя этого и не существует, из-за прошлого опыта душа полностью не прекратила действия тела, речи и мыслей. Войти в Состоянии Отсутствия Собственности можно только будучи в состоянии глубокого Самадхи.
Продолжительность пребывания в Состоянии Отсутствия Собственности равна 60 тысячам кальп.




О бласть Ни познания ни Не-непознания (санскр. Naivasamjnñānasamjñāyatana, Найвасамджнянасамджняаятана; кит. Фэй сян фэй фэй сян чу). Когда душа достигает этого состояния, в какой бы мир она ни переместилась, все миры она воспринимает одинаково. В Состоянии Ни познания ни Не-непознания полностью отсутствует познание каких-либо объектов.
У достигшего Области Ни познания ни Не-непознания продолжительность пребывания в этом состоянии считается неподдающейся исчислению.

Если великая душа, способная к познаванию всей Вселенной, опыт которой распространяется на всю Вселенную, полностью искоренит все свои познания и опыт. Это будет называться великим искоренением познания и великим искоренением опыта, тоесть Махо Нирваной, нирваной без остаточных проявлений.

По мере продвижения по мирам снизу вверх плотность населяющих эти миры существ уменьшается.
Следует заметить, что в практике буддизма основное внимание направлено на развитие зрелости души, а второстепенное – на развитие духовного уровня практикующего. По этой причине практикующие буддизм не получают опыта Нижнего Мира Форм, Нижнего Мира Без-Форм и Среднего Мира Без-Форм. В йоге и тантре большее внимание уделяется развитию духовного уровня, а не развитию зрелости души. Поэтому практикующие учение йоги и тантры получают опыт Нижнего Мира Форм, Нижнего Мира Без-Форм и Среднего Мира Без-Форм.
Необходимо учитывать, что наряду с уменьшением средней продолжительности жизни людей с 80000 лет до 80 лет, продолжительность жизни богов также значительно уменьшается.

Границ научного познания и предсказания предвидеть невозможно.

Д. И. Менделеев

5.1. Структурное строение материального мира

В окружающем нас пространстве материя существует в форме вещества и поля. Вещество в природе находится в виде различных структур, которые определяют строение и свойства окружающего нас материального мира. Слово "строение" в данном случае отражает лестницу объектов, качественно отличающихся или характеризующихся степенью сложности.

Окружающий нас мир современная наука разделяет на три области: микромир, макромир и мегамир (рис. 5.1). Это стало возможным в результате многовекового изучения природы человеком. Микромир - это область природы, доступная человеку через посредство приборов (микроскопы, рентгеноанализ и др.). Закономерности здесь для нас непонятны, и мы экстраполируем сюда наши понятия. Макромир - это область природы, доступная нам, т. е. область наших закономерностей. Мегамир нам труднодоступен; это область крупных объектов, больших размеров и расстояний между ними. Эти закономерности мы изучаем опосредованно. В этих областях имеется следующая иерархия объектов: микромир - это вакуум, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, клетки; макромир - это макротела (твердые тела, жидкости, газы, плазма), индивид, вид, популяция, сообщество, биосфера; мегамир - это планеты, звезды, галактики, Метагалактика, Вселенная.

5.2. Краткая характеристика микромира

На случаи наталкиваются именно те ученые, которые делают все, чтобы на них натолкнуться.

К. Тимирязев

Вакуум. По представлениям современной науки, вакуум - это отнюдь не пустота или "отсутствие всякого присутствия". Вакуум представляет собой физический объект, в котором непрерывно происходит рождение и уничтожение виртуальных частиц (материализованные порции энергии). Вакуум является динамической системой, обладающей какой-то энергией, которая все время перераспределяется между виртуальными (воображаемыми) частицами. Однако воспользоваться энергией вакуума мы не можем, так как это есть наинизшее энергетическое состояние полей. При наличии внешнего источника энергии можно реализовать возбужденные состояния полей - тогда будут наблюдаться обычные (не виртуальные) частицы. Вакуум способен порождать не только частицы, но и миры. Самопроизвольные флуктуации вакуума рождают вселенные с разным набором

фундаментальных постоянных. В одной из таких областей, видимо случайно, получился набор, годный для появления разумных существ. В ней мы и живем. О других вселенных мы пока ничего не знаем и можем лишь догадываться об их существовании.

Элементарные частицы. По современным представлениям, все элементарные частицы являются наименьшими "кирпичиками", из которых создан окружающий мир. Однако это не означает, что их свойства просты. Для описания поведения элементарных частиц используют наиболее сложные физические теории, представляющие синтез теории относительности и квантовой теории.

Все известные элементарные частицы подразделяются на две группы: адроны и лептоны. Предполагается, что адроны имеют составное строение: состоят из истинно элементарных частиц-кварков. И причем допускается существование шести типов кварков.

Стабильными, т. е. живущими в свободном состоянии неограниченно долго, частицами являются протон, электрон, фотон и, по-видимому, нейтрино всех типов. Время жизни протона составляет 10 31 лет. Самыми короткоживущими образованиями являются резонансы - их время жизни порядка 10 -23 с. В самой природе короткоживущие элементарные образования могут играть роль при самых экстремальных условиях существования вещества и поля, например: в "начальных" стадиях эволюции Вселенной, при образовании таких астрофизических объектов, как "черные дыры", в формировании сердцевины нейтронных звезд.

Объединение релятивистских и квантовых представлений, осуществленное в значительной степени еще в 30-е годы, привело к одному из наиболее выдающихся предсказаний в физике - открытию мира античастиц. Частица и соответствующая ей античастица имеют одинаковые времена жизни, одинаковые массы, их электрические заряды равны, но противоположны по знаку. Самым характерным свойством пары частица-античастица является способность аннигилировать (самоуничтожаться) при встрече с превращением в частицы другого рода. Античастицы

могут собираться в антивещество. Несмотря на микроскопическую симметрию между частицами и античастицами, во Вселенной не обнаружены области со сколько-нибудь заметным содержанием антивещества. Частицы и их античастицы одинаково взаимодействуют с полем тяготения, что указывает на отсутствие "антигравитации".

Ядра. Атомные ядра - это связанные системы протонов и нейтронов. Массы ядер всегда несколько меньше суммы масс свободных протонов и нейтронов, составляющих ядро. Это релятивистский эффект, определяющий энергию связи ядра. Известны ядра с зарядом, равным от одного заряда протона до 109 зарядов протона и с числом протонов и нейтронов (т. е. нуклонов) от 1 до примерно 260. Особенно устойчивыми ядрами, т. е. обладающими наибольшей энергией связи, являются ядра с числами протонов и нейтронов 2,8,20,28,50,82,126, называемых магическими. Плотность числа частиц в многонуклонных ядрах порядка 10 44 нуклонов/м 3 , а плотность массы 10 17 кг/м 3 . "Радиусы" ядер изменяются от2х10 -15 м (ядро гелия) до 7 х 10 - 15 м (ядро урана). Ядра имеют форму вытянутого или сплюснутого эллипсоида (или еще более сложную).

Ядро как квантовая система может находиться в различных дискретных возбужденных состояниях. В основном состояния ядра могут быть стабильными (устойчивыми) и нестабильными (радиоактивными). Время, за которое из любого макроскопического количества нестабильных ядер распадается половина, называют периодом полураспада. Периоды полураспада известных нам элементов изменяются в пределах примерно от 10 18 лет до 10 -10 с.

Атомы. Они состоят из плотного ядра и электронных орбит. Ядра имеют положительный электрический заряд и окружены роем отрицательно заряженных электронов. В целом атом электронейтрален. Атом есть наименьшая структурная единица химических элементов. В отличие от "плотной упаковки" ядерных частиц атомные электроны образуют весьма рыхлые и ажурные оболочки. Существуют жесткие правила "заселенности" электронами орбит вокруг ядра. Электроны, находя-

щиеся на самых верхних этажах "атомного дома", определяют реакционную способность атомов, т. е. их способность вступать в соединение с другими атомами. Здесь мы вступаем в область химии, и условность границ раздела между физикой и химией в данном случае очевидна. У большинства элементов атомы химически нестабильны. Атом стабилен, если его внешняя оболочка заполнена определенным числом электронов (2,8 и др.). Атомы с незаполненными внешними оболочками вступают в химические реакции, образуя связи с другими атомами.

Молекулы. Не всякие атомы способны соединяться друг с другом. Связь возможна в том случае, если совместная орбита целиком заполнена электронами. Такое образование называют молекулой. Молекула есть наименьшая структурная единица сложного химического соединения. Число возможных комбинаций атомов, определяющих число химических соединений, составляет миллионы. Качественно молекула - это определенное вещество, состоящее из одного или нескольких химических элементов, атомы которых за счет обменного химического взаимодействия объединены в частицы. Поскольку электроны в молекулах обобществлены, атомы теряют свою индивидуальность. При затрате определенной энергии устойчивая молекула может быть разложена на атомы.

Некоторые атомы (например, углерода и водорода) способны образовывать сложные молекулярные цепи, являющиеся основой для образования еще более сложных структур (макромолекул), которые проявляют уже биологические свойства, т. е. свойства живого (рис. 5.2).

Клетка. За 3 млрд лет существования на нашей планете живое вещество развилось в несколько миллионов видов, но все они - от бактерий до высших животных - состоят из клеток. Клетка - это организованная часть живой материи: она усваивает пищу, способна существовать и расти, может разделиться на две, каждая из которых содержит генетический материал, идентичный исходной клетке. Клетки служат элементарными структурами на онтогенетическом уровне организации жизни. Клетка состоит из ядра и цитоплазмы (рис. 5.3). От окружающей

среды клетка отделена плазматической мембраной, которая регулирует обмен между внутренней и внешней средой и служит границей клетки. В каждой клетке содержится генетический материал в форме ДНК, регулирующей жизнедеятельность и самовоспроизведение. Размеры клеток измеряются в микрометрах (мкм) - миллионных долях метра и нанометрах (нм) - миллиардных долях. Например, соматическая животная клетка средних размеров имеет 10-20 мкм в диаметре, растительная - 30-50 мкм; длина хлоропласта цветкового растения - 5-10 мкм, бактерии - 2 мкм. Клетки существуют как самостоятельные организмы (простейшие бактерии) или входят в состав многоклеточных организмов. Половые клетки служат для размножения, соматические (от греч. soma - "тело") клетки отличаются по строению и функциям (нервные, мышечные, костные). Клетки отличаются своими размерами, формой. В клетках имеются органеллы, выполняющие свой набор функций.

Похожие статьи