От рождения до школы тематическое планирование. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н.Е.Веракса гг

Разделы: Работа с дошкольниками

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.

В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Подтема

Итоговые мероприятия

До свиданья, лето

Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Сентябрь

День знаний

Праздник «Книга – лучший друг»

До свиданья, лето

Вечер загадок

Что нам лето подарило

Выставка поделок

Кладовая природы (Грибы, ягоды)

Кукольный спектакль

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Царство деревьев

Викторина

Золотая осень

Осенний праздники по плану музыкального руководителя

Пернатые друзья

Комнатные цветы

Выставка «Осенняя палитра»

Это наша Родина

Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Транспорт

Развлечение

Дом, семья

Выставка рисунков «Моя семья»

Мой город

Презентация

Моя страна

Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка»

Моя родина Россия

Праздник по плану музыкального руководителя

«День матери»

Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы

Зимний пейзаж

Выставка рисунков

Животные Арктики и Антарктики

Вечер открытий

Дикие животные и птицы зимой

Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».

Новый год

Новогодний праздники по плану музыкального руководителя

Зимние забавы

Кукольный спектакль. Досуг.

Зимние виды спорта

Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева»

Зима в городе

Конкурс зимних стихов.

День защитника Отечества

Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины).

Профессии пап, инструменты, бытовая техника

Фольклорное развлечение «Масленица»

Военная техника

Выставка «Мой папа – солдат»

Наша Армия

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

«День Российской армии»

Международный женский день

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Выставка детского творчества «Букет для мамы»

Мамочка, любимая, добрые дела

Народная культура, традиции

Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство

Фотовыставка «Моя мама – невеста»

Русский быт (мебель)

Родной край – Урал

Городской фестиваль «Каменская радуга»

Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Природа весной

Развлечение «День смеха»

Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»»

Сказочная неделя

Викторина

Животные весной

Вечер загадок

Моя деревня

Скоро лето

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины.

Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает.

Первоцветы

Выставка

День победы

Праздник «Светлый праздник-День Победы»

Экскурсия к обелиску

Насекомые (Водный мир)

Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка»

Летние виды спорта, (безопасность)

Выпускной праздник

Праздник «Наперегонки с летом»




ДО ШКОЛЫ

соответствует

Фгос

ПРИМЕРНОЕ

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОГРАММЕ

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Под редакцией Н. Е. Вераксы Т С. Комаровой М. А. Васильевой

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015

ББК 74.100.58 УДК 373.29

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Редактор-составитель В. Вилюнова Авторский коллектив:

В. В. Гербова, кандидат педагогических наук; Н. Ф. Губанова О. В. Дыбина М. Б. Зацепина , доктор педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; Л. В. Куцакова ; Л. И. Пензулаева , кандидат педагогических наук; В. А. Позина ; И. А. Помораева ; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук.

Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «ОТ РОжДЕНИя ДО шКОЛы». Подготовительная к школе группа / В. В. Гербова, Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина и др. - М.: МОзАиКА-СиНтЕз, 2015. - 176 с.

Данное методическое пособие содержит годовое примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В пособии наряду с планированием непосредственно образовательной деятельности рассматриваются вопросы взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности, представлена работа с родителями.

Пособие адресовано широкому кругу работников дошкольных образовательных организаций.


ISBN 978-5-4315-0715-1
© «Мозаика-Синтез», 2015

Предисловие

Примерное комплексно-тематическое планирование представляет собой пособие для воспитателей подготовительной к школе группы детского сада, работающих по примерной образовательной программе дошкольного образования «От РОЖДЕНиЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, т С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Комплексно-тематическое планирование основывается на следующих положениях и принципах программы «От РОЖДЕНиЯ ДО ШКОЛЫ».

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:


  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

  • творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;

  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  • уважительное отношение к результатам детского творчества;

  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи ;

  • соблюдение преемственности в работе групп детского сада, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, избегая давления предметного обучения.
Комплексно-тематическое планирование позволит воспитателю осуществить интеграцию разнообразного содержания, разных форм работы.

В представленном планировании раскрывается программное содержание и тема занятия или рекомендуемого мероприятия. Разумеется, этому будут предшествовать содержательная работа (наблюдение, дидактические, подвижные игры, игры-драматизации, чтение книг и др.), проводимая в повседневной жизни, в разные режимные моменты и на других занятиях. Эту работу педагог планирует исходя из своего опыта, индивидуальных особенностей детей, природного и социального окружения.

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики , экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.

Одной теме следует уделять не менее одной недели. Оптимальный период - 2-3 недели.

Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.

Комплексно-тематическое планирование следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для введения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Однако задачи, решаемые детьми в том или ином виде деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности усвоения материала и развития детей.

Планирование образовательной работы

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, не регламентируется количество занятий с детьми в дошкольном учреждении; регламентируется лишь длительность образовательной нагрузки:

«11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут».

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

В таблице 2 представлен пример планирования образовательной деятельности, которое может послужить основой для составления планирования работы ДОУ.

Режим дня, представленный в таблице 1, составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.). При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения , характер и т. д.).

В режиме дня указана общая длительность организованной образовательной деятельности, включая перерывы между ее различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

В самостоятельной деятельности детей выделяют следующие виды:


  • физическое развитие : самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

  • социально-коммуникативное развитие : индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

  • познавательное развитие : самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

  • речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, разученных ранее, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок;

  • художественно-эстетическое развитие : самостоятельное рисование , лепка, конструирование (преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы), игра на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушание музыки;

  • чтение и рассматривание книг: самостоятельное рассматривание предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым произведениям, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий.
В таблице 3 представлен пример расписания организованной образовательной деятельности по дням недели, который поможет педагогу составить соответствующее расписание с учетом специфики работы дошкольного учреждения.

В таблице 4 приведено краткое комплексно-тематическое планирование, которое можно рассматривать как примерное. Педагог может изменять его с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения. В основной части пособия дано подробное комплексно-тематическое планирование по месяцам.

Примерный режим дня

Таблица 1


Дома

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

В дошкольном учреждении

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

игры, самостоятельная деятельность

8.50-9.00

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами 1

9.00-10.50

Второй завтрак (рекомендуемый) 2

10.50-11.00



11.00-12.40



12.40-12.50

Подготовка к обеду, обед

12.50-13.15

Подготовка ко сну, дневной сон

13.15-15.00

Постепенный подъем, самостоятельная деятельность

15.00-15.25

Полдник 3

15.25-15.40

игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.40-16.40

Подготовка к прогулке, прогулка

16.40-18.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин

18.20-18.45

Самостоятельная деятельность, уход детей домой

18.45-19.00

Дома

Прогулка

19.00-20.10

Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры

20.10-20.40

Укладывание, ночной сон

20.40-6.30 (7.30)


Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Таблица 2


  1. Указана общая длительность, включая перерывы.

  2. Второй завтрак не является обязательным элементом режима и проводится по желанию администрации и при наличии соответствующего решения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.

  3. При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049-13).



Организованная образовательная деятельность

Базовый вид деятельности

Периодичность

Физическая культура на прогулке

1 раз в неделю

Ознакомление с окружающим миром

1 раз в неделю

Формирование элементарных математических представлений

2 раза в неделю

Развитие речи

2 раза в неделю

Рисование

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в две недели

Аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

ежедневно

Конструктивно-модельная деятельность

ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

ежедневно

игровая деятельность

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

ежедневно

Познавательно-исследовательская деятельность

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

ежедневно

Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Таблица 3


Пример расписания организованной образовательной деятельности по дням недели


Дни недели

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Понедельник


  1. Физическая культура.

  1. Ознакомление с природой.

  2. Физическая культура.

  1. Ознакомление с окружающим миром.

  2. Физическая культура.

  1. Ознакомление с природой.

  2. Физическая культура.



Дни недели

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

Вторник

1. Формирование

1. Формирование

1. Формирование

1. Формирование

элементарных

элементарных

элементарных

элементарных

математических

математических

математических

математических

представлений.

представлений.

представлений.

представлений.

2. Рисование.

2. Рисование.

2. Рисование.

2. Рисование.

3. Музыка.

3. Музыка.

3. Музыка.

3. Музыка.

Среда

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

2. Физическая

2. Физическая

2. Физическая

2. Физическая

культура.

культура.

культура.

культура.

Четверг

1. Формирование

1. Формирование

1. Формирование

1. Формирование

элементарных

элементарных

элементарных

элементарных

математических

математических

математических

математических

представлений.

представлений.

представлений.

представлений.

2. Лепка.

2. Аппликация.

2. Лепка.

2. Аппликация.

3. Музыка.

3. Музыка.

3. Музыка.

3. Музыка.

Пятница

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

1. Развитие речи.

2. Рисование.

2. Рисование.

2. Рисование.

2. Рисование.

3. Физическая

3. Физическая

3. Физическая

3. Физическая

культура.

культура.

культура.

культура.

Разделы: Работа с дошкольниками

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При разработке «Комплексно-тематического планирования» мы основывались на задачи программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Темы, в рамках которых построено комплексно-тематическое планирование, социально значимы для общества, семьи, государства, кроме того вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное настроение.

В таблице перечислены основные темы каждой недели и итоговые мероприятия. Педагоги используют различные формы работы и виды детской деятельности в течение недели, используя все режимные моменты, для полного освоения темы детьми: интегрированная, комплексная, тематическая образовательная деятельность по теме недели, включающие в себя сопутствующие формы непосредственной образовательной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия, конструирование, математика), чтение художественной литературы, театрализация, рассказывание, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, развлечения, труд в природе, художественный труд, дидактические и ролевые игры, детские проекты и исследования, просмотр познавательных фильмов из серии «Хочу все знать», рассматривание картин и иллюстраций, самостоятельные игры в специально – подготовленной развивающей среде и другое. Перечисленные формы и виды деятельности проводятся в совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, взаимодействии с родителями и социальными партнерам, и самостоятельной деятельности детей в развивающей среде группы и в помещениях детского сада (театральный уголок, физкультурный уголок, спортивный зал, уголок книги, игровая зона, уголок для опытов, настольно-дидактические игры и др.). Одна и та же тема используется для работы в разных возрастных (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная) группах с большим или меньшим содержанием и наполнением материала. Педагог подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса имеет ряд преимуществ:

1) При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

2) Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

3) Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Комплексно-тематический принцип позволяет нам видоизменять и совершенствовать образовательный процесс в детском саде. Планирование тематического календаря осуществляли в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год. При выборе тем мы учитывали интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события (времена года, праздники). Согласно данному перспективному плану одной теме уделяется одна неделя.

Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Подтема

Итоговые мероприятия

До свиданья, лето

Развивать познавательную мотивацию, интерес к книге. Формировать положительные представления о профессии воспитателя и помощника воспитателя Продолжать знакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников детского сада.

Сентябрь

День знаний

Праздник «Книга – лучший друг»

До свиданья, лето

Вечер загадок

Что нам лето подарило

Выставка поделок

Кладовая природы (Грибы, ягоды)

Кукольный спектакль

Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Расширять знания о деревьях, грибах, овощах, фруктах. Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.

Царство деревьев

Викторина

Золотая осень

Осенний праздники по плану музыкального руководителя

Пернатые друзья

Комнатные цветы

Выставка «Осенняя палитра»

Это наша Родина

Расширять представление о своей семье, о родственных отношениях, профессиях родителей. Знакомить с родным городом, краем, его истории, культуре, видах транспорта. Расширять представления о родной стране, государственных праздниках, о флаге, гербе, гимне России, о столице Москве, о людях прославивших Россию. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Транспорт

Развлечение

Дом, семья

Выставка рисунков «Моя семья»

Мой город

Презентация

Моя страна

Осенняя ярмарка «Кот Федот и кошка Матрешка»

Моя родина Россия

Праздник по плану музыкального руководителя

«День матери»

Расширять представление детей о зиме, зимней природе. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой, снегом и льдом. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представление о безопасном поведении людей зимой. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника, знакомить с традициями празднования Нового года в разных странах. Вызвать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику. Закладывать основы праздничной культуры.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы

Зимний пейзаж

Выставка рисунков

Животные Арктики и Антарктики

Вечер открытий

Дикие животные и птицы зимой

Конкурс «Новогодняя игрушка нашей семьи».

Новый год

Новогодний праздники по плану музыкального руководителя

Зимние забавы

Кукольный спектакль. Досуг.

Зимние виды спорта

Развлечение «Ладушки-ладошки», «Сюрпризы сладкого дерева»

Зима в городе

Конкурс зимних стихов.

День защитника Отечества

Расширять представления о Российской армии. Знакомить с родами войск, военными профессиями. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Воспитывать патриотизм, любовь к родине. Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков умение быть сильными, смелыми, защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины).

Профессии пап, инструменты, бытовая техника

Фольклорное развлечение «Масленица»

Военная техника

Выставка «Мой папа – солдат»

Наша Армия

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

«День Российской армии»

Международный женский день

Организовать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативный, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) вокруг темы семьи любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать потребность радовать близких добрыми делами.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны

Выставка детского творчества «Букет для мамы»

Мамочка, любимая, добрые дела

Народная культура, традиции

Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Народная игрушка, декаративно-прикладное искусство

Фотовыставка «Моя мама – невеста»

Русский быт (мебель)

Родной край – Урал

Городской фестиваль «Каменская радуга»

Формировать обобщенные представления о весне, как времени года. Приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны, о прилете птиц, о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Природа весной

Развлечение «День смеха»

Праздник «Весна на птичьем дворе», «Это розовое слово «Привет»»

Сказочная неделя

Викторина

Животные весной

Вечер загадок

Моя деревня

Скоро лето

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям войны. Показать преемственность поколений защитников Родины.

Формировать у детей обобщенные представления о лете, как времени года, признаках лета. Расширять обобщенные представления о влиянии тепла солнечного света на жизнь людей, животных и растений, природа «расцветает», оживает.

Первоцветы

Выставка

День победы

Праздник «Светлый праздник-День Победы»

Экскурсия к обелиску

Насекомые (Водный мир)

Весеннее развлечение «Божья коровка, черная головка»

Летние виды спорта, (безопасность)

Выпускной праздник

Праздник «Наперегонки с летом»

Лариса Бегликова
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» Н. Е. Веракса»

Детский сад №18 УОА города Элиста

Примерное комплексное тематическое планирование

ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ » Н. Е. ВЕРАКСА

Первая младшая группа

Месяц Неделя по программе Тема

сентябрь 1 До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Здравствуй, детский сад!

2 Мой дом, мой город Мой дом

3 Мой дом, мой город «Я – человек»

4 Я в мире человек Дружба

октябрь 1 Я в мире человек Дружба

2 Осень Краски осени

3 Осень Урожай

4 Осень Домашние животные

3 Новогодний праздник

Новый год Здоровей-ка

4 Новогодний праздник

Новый год Кто как готовится к зиме

декабрь 1 Новогодний праздник

Новый год «Здравствуй, зимушка-зима!»

2 Новогодний праздник

Новый год Этикет

3 Новогодний праздник

4 Новогодний праздник

Новый год Новогодний калейдоскоп

январь 1 Зима «Наша кукла»

2 Зима «Наша кукла»

3 Зима В гостях у сказки

4 Зима Маленькие исследователи

февраль 1 День Защитника Отечества Профессии

2 День Защитника Отечества «Азбука безопасности»

3 День Защитника Отечества «Наши защитники»

3 Знакомство с народной культурой и традициями «Быть здоровыми хотим»

апрель 1 Весна Весна

2 Весна Встречаем птиц

3 Весна Порядок

4 Весна Волшебница вода

май 1 Лето «Праздник весны и труда»

2 Лето «День победы»

3 лето «Мир природы»

4 Лето «Вот какие мы стали большие!»

Вторая младшая группа

Месяц Неделя по программе Тема

сентябрь 1 До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Здравствуйте!

2 Мой дом, мой город Мой город - Элиста

3 Мой дом, мой город Кто построил этот дом

4 Я и моя семья Где мы живем

октябрь 1 Я и моя семья Новоселье

2 Осень Разноцветный ковер из листьев

3 Осень Что нам осень подарила. Намр.

4 Осень Листопад, листопад, засыпает старый сад

ноябрь 1 Мониторинг Ветер-ветерок

2 Мониторинг Как звери к зиме готовятся

3 Новогодний праздник

Новый год Магазин «Одежда»

4 Новогодний праздник

Новый год Праздник «Зул»

декабрь 1 Новогодний праздник

Новый год Наступила зима

2 Новогодний праздник

Новый год Зима в степи

3 Новогодний праздник

Новый год Как мы дружно все живем

4 Новогодний праздник

Новый год Праздник с игрушками

январь 1 Зима Дикие животные Калмыкии

2 Зима Морозные деньки

3 Зима День и ночь

4 Зима Поможем зайке

февраль 1 День Защитника Отечества Большие и маленькие звезды

2 День Защитника Отечества Самолет построим сами

3 День Защитника Отечества Мы поздравляем наших пап

2 Знакомство с народной культурой и традициями Цаган Сар

3 Знакомство с народной культурой и традициями Гостеприимство

4 Знакомство с народной культурой и традициями Чайная церемония

апрель 1 Весна Солнечные зайчики

2 Весна Мы космонавты

3 Весна Деревья и кустарники

4 Мониторинг «Весна шагает по планете »

май 1 Лето Шестиногие малыши

2 Лето Где ночует солнце

3 лето Кто живет рядом с нами

4 Лето Наш друг - светофор

Средняя группа

Месяц Неделя по программе Тема

2 Осень Осень

3 Осень Овощи

4 Осень Фрукты

октябрь 1 Я в мире человек Игрушки.

2 Я в мире человек Семья.

3 Золотая осень Золотая осень.

4 Мой город, моя страна Моя страна

ноябрь 1 Мониторинг Деревья.

2 Мониторинг Посуда.

3 Новогодний праздник

Новый год Поздняя осень.

4 Новогодний праздник

Новый год Профессии людей (новогодние игрушки)

декабрь 1 Новогодний праздник

Новый год Дикие животные.

2 Новогодний праздник

Новый год Домашние животные.

3 Новогодний праздник

Новый год Домашние птицы.

4 Новогодний праздник

Новый год Праздник Новый год.

январь 1 Зима Зима.

2 Зима Зимние забавы

3 Зима Одежда, обувь.

4 Зима Книги.

февраль 1 День Защитника Отечества Наземный транспорт

2 День Защитника Отечества Воздушный и водный транспорт

3 День Защитника Отечества День защитника Отечества

2 Знакомство с народной культурой и традициями Птицы. Масленица

3 Знакомство с народной культурой и традициями Цветы. Цаган Сар

4 Мониторинг Мониторинг. ПДД

апрель 1 Весна Насекомые.

2 Весна Пресмыкающиеся.

3 Весна Комнатные растения

4 день Победы Моя страна

май 1 день Победы Город – столица.

2 Лето Мебель

3 Лето Ягоды.

4 Лето Грибы.

Старшая группа

Месяц Неделя по программе Тема

2 Осень Осень

3 Осень Во саду ли, в огороде

4 Осень Гуляй да присматривайся!

октябрь 1 Я вырасту здоровым Моя родословная

2 Я вырасту здоровым Вода в жизни человека

3 День народного единства Мой город – моя малая Родина

4 День народного единства Государственные символы России

ноябрь 1 Мониторинг Мониторинг «Дом в котором я живу»

2 Мониторинг Мониторинг «Дом в котором я живу»

3 Новогодний праздник

Новый год Зул

4 Новогодний праздник

Новый год Как звери готовятся к зиме?

декабрь 1 Новогодний праздник

Новый год Новый год у ворот

2 Новогодний праздник

Новый год Проказы матушки Зимы

3 Новогодний праздник

Новый год Животный мир Калмыкии зимой

4 Новогодний праздник

Новый год О характерных особенностях января, февраля

январь 1 Зима -

2 Зима Народные праздники на Руси - Рождество

3 Зима Приметы зимы

4 Зима Наши друзья пернатые

февраль 1 День Защитника Отечества Шурупчик и его друзья

2 День Защитника Отечества Военные профессии

3 День Защитника Отечества Наши защитники – Герои Калмыкии

2 Знакомство с народной культурой и традициями Народные праздники Масленица и Цаган Сар

3 Знакомство с народной культурой и традициями Признаки начала весны

4 Мониторинг Мониторинг «Человек – часть природы»

апрель 1 Весна Весна

2 Весна Покорение космоса

3 день Победы Эти удивительные насекомые

4 день Победы Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

май 1 день Победы Этот День Победы

2 лето Цветущая весна

3 До свидания, детский сад! Цветущая степь

4 Здравствуй. школа Лето красное пришло !

Подготовительная группа

Месяц Неделя по программе Тема

2 Осень ДАРЫ ОСЕНИ. НАМР

3 Осень ЛИСТОПАД, ЛИСТОПАД- ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЫЕ ЛЕТЯТ

4 Осень ПРИШЛА ОСЕНЬ, ПРИВЕЛА ПОГОД ВОСЕМЬ

октябрь 1 Мой город, моя страна, моя планета С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ЭЛИСТА?

2 Мой город, моя страна, моя планета ЗЕМЛЯ- НАШ ОБЩИЙ ДОМ

3 День народного единства НАША ПЛАНЕТА

4 День народного единства «ЗНАКОМЬТЕСЬ, МОЙ ДРУГ - КАЛМЫК»

ноябрь 1 Мониторинг МОНИТОРИНГ «МЫ ЖИВЕМ НА ЗЕМЛЕ, В РОССИИ, КАЛМЫКИИ»

2 Мониторинг МОНИТОРИНГ «ОСЕНЬ»

3 Новогодний праздник

Новый год ГДЕ ЗИМУЮТ ЛЯГУШКИ?

4 Новогодний праздник

Новый год КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ?

декабрь 1 Новогодний праздник

Новый год УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

2 Новогодний праздник

Новый год ВСТРЕЧА ЗИМЫ. ЗУЛ

3 Новогодний праздник

Новый год ОТКУДА ЁЛКА К НАМ В ГОСТИ ПРИШЛА?

4 Новогодний праздник

Новый год

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

январь 1 Зима -

2 Зима ВРЕМЕНА ГОДА

3 Зима РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР КАЛМЫКИИ

4 Зима ОДЕЖДА

февраль 1 День Защитника Отечества ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

2 День Защитника Отечества НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ

3 День Защитника Отечества НАША АРМИЯ РОДНАЯ

2 Знакомство с народной культурой и традициями НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «ЦАГАН САР»

3 Знакомство с народной культурой и традициями НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА»

4 Мониторинг МОНИТОРИНГ «ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»

апрель 1 Весна ВЕСНА (НРК)

2 Весна ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА

3 день Победы ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

4 день Победы Царство растений

май 1 день Победы ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ «ОНИ ПРОСЛАВИЛИ КАЛМЫКИЮ»

2 лето ЦВЕТУЩАЯ ВЕСНА

3 До свидания, детский сад! ЦВЕТУЩАЯ СТЕПЬ

4 Здравствуй. школа ЛЕТО КРАСНОЕ ПРИШЛО !

Похожие статьи

  • Докучные сказки Докучная сказка про кота

    Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Не хочу! Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Отстань! Я отстань, ты отстань. Не сказать ли...

  • Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари

    СОВ Е Т Ы М А Л Е НЬКИ М Ш К О Л Ь Н И К АМ Ответы к стр. 30 Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем: особенности волшебной сказки; построение сказки (присказка, зачин, концовка); сказочные герои;...

  • Викторина для подростков "все обо всем" классный час на тему

    Кросс - вопрос. Интеллектуальный марафон Предварительно формируются 3—4 команды по 10—12 человек, которые придумывают себе названия и делают эмблемы. Ведущий. Поспешите все на кросс! Начинаем «кросс-вопрос»! Участники кросса, Не бойтесь...

  • Кавказцы в армии и идеалист акопов

    Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после...

  • Дамба Три Ущелья в Китае: интересные факты

    Самая крупная в мире гидроэлектростанция на сегодняшний день построена в Китае в провинции Хубей на реке Янцзы - "Длинная река", самой длинной реке не только Китая, но всей Евразии. "Гений инженерной мысли", "чудеса инженерии", так...

  • Орбитальный телескоп Хаббл: история великих открытий Что такое хаббл

    Телескоп «Хаббл» (Hubble) находится на низкой околоземной орбите, высота которой над уровнем моря составляет примерно 569 километров. «Хаббл» был запущен 24 апреля 1990 года для исследования космических объектов, наблюдение которых с Земли...