Обучение дошкольников грамоте дурова журова. Дурова Н.В. Раздел IV. Обучение чтению

Методическое обеспечение:

  • «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)

Пояснительная записка

В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.

В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников - обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4-5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.

СПЕЦКУРС

«Обучение дошкольников грамоте»

Подготовительная к школе группа

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

2. Звуковой анализ слова "Книга".

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их / гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную фишку/.

книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

Вопросы и задания детям:

Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.

Какой ударный гласный звук? /и/.

Произнесите слово с ударением /книиига/.

Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как теперь будет звучать слово? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

Какой твердый согласный звук? /к/

Игра с заданиями:

1. Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить слово «книга».

2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

3. Задание звукам дают дети.

Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

4. Работа с предложением.

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/.

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

Игра с заданиями:

1) На игру вызывается ребенок, который отгадает «загадку» воспитателя. Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

2) Назвать: 3-й звук слова, 6-й звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

3) Задания звукам дают дети.

2. Игра «Назови пару». Воспитатель называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

В игре должны принять участие все дети. Игра проводится в быстром темпе. Во время игры дети находятся за столами.

3. Работа над предложением. Воспитатель показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

4. Игра «Назовите слова». Воспитатель предлагает назвать слова со звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов.

ЗАНЯТИЕ 3.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

Ход занятия.

1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

Вопросы к детям после анализа слова:

Какие согласные звуки в слове «кран» ? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

3. Звуковой анализ слова «Алена». У доски слово разбирают 5 детей и обозначают все звуки фишками.

Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это слово? /имя девочки/. Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

4. Работа над предложением: Воспитатель берет зайца, выполняет с ним разные движения /заяц пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/, а дети называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 4.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить с гласными буквами «я», «Я» и правилами написания «Я» после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

Ход занятия.

1. Работа над предложением.

Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

2. Звуковой анализ слов.

Каждому ребенку, в зависимости от степени его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.

ПОИГРАЕМ В СЛОВА


ОТ ЗВУКА К БУКВЕ


Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится...

Читать полностью

ПОИГРАЕМ В СЛОВА
Пособие ориентировано на занятия с детьми четырех-пятилетнего возраста, наиболее подходящего для введения детей в мир звучащей речи. Книга поможет показать детям, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, научить их различать твердые и мягкие согласные звуки. Все это необходимо для последующего обучения сознательному чтению.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ ЗВУКА К БУКВЕ
В пособии, ориентированном на работу с детьми от шести до семи лет, содержится практический материал для ознакомления детей с гласными буквами и правилами их написания.
Знания, умения и навыки, которые приобретут дети в процессе занятий, необходимы для овладевания слитным чтением.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, называть слова с определенным звуком или определенной звуковой модели.
Знания, умения и навыки, которыми овладеет ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения чтению и грамотному письму.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ЧИТАЕМ САМИ
Эта книжка представляет собой подбор методически организованных материалов (слоги, слова, тексты) для обучения детей слитному осмысленному чтению (можно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе предыдущего предварительного обучения, проводимого по первым трем пособиям).
Предназначена для чтения родителей с детьми.

Скрыть
Пособие содержит 2000 простых заданий и рассчитано на период обучения чтению.
Материал сгруппирован по буквам. Каждый раздел выстроен по принципу "от простого к сложному".
Работа с книгой по 10-15 минут в день будет способствовать интенсивному развитию навыка чтения целыми словами, обогащению словарного запаса детей, развитию речи.
Пособие адресовано педагогам детских учебных учреждений, воспитателям, родителям.


Название: Чтение с увлечением.
- Учим буквы, читаем слоги и первые слова. Книга 1,
- Читаем слова с прямыми и обратными слогами. Книга 2,
- Читаем трудные слова. Книга 3,
- Читаем словосочетания, предложения и тексты. Книга 4.


В пособии представлен цикл занятий по обучению детей 5-6 лет грамоте. В увлекательной сказочной форме малыши смогут познакомиться с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями. материал может использоваться на занятиях в группах детского сада, при подготовке к школе, при индивидуальной работе с дошкольниками.


Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам
автор Светлана Прудовская.
М. : Чистые пруды, 2007
Библиотечка «Первого сентября»,
серия «Дошкольное образование»
Брошюра содержит уникальный материал, помогающий ребенку взглянуть на книгу глазами художника. Беседы и практические задания могут быть использованы как на занятиях по изобразительному искусству, так и в процессе начального обучения грамоте. Они способствуют развитию пространственных представлений и совершенствованию практических умений старшего дошкольника в области ручного художественного труда.
Занятия адресованы детям шести-семи лет и могут проводиться в подготовительной группе детского сада, на курсах подготовки детей к школе, в системе дополнительного и надомного обучения.


Электронный вариант книги "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте " 1-год обучения старшая группа.
Конспекты, дидактический материал.
О.М. Ельцова
В данном материале представлены практический мате­риал по подготовке детей 5-ти лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Конспекты занятий в старшей группе, литературный и дидактический ма­териал, помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших групп ДОУ, может быть полезно родителям для самостоятель­ных занятий с детьми.


Автор: Кусова М.Л.
""Букварь для дошкольников"", рассчитанный на совместную работу взрослого с ребенком, поможет вашему малышу познакомиться с буквами и без обычных затруднений легко научиться читать, а различные логические упражнения """"Букваря"""" будут способствовать развитию его мышления. Особенностью нашего ""Букваря"" является то, что он не дублирует школьные буквари, его цель: подготовить ребенка к обучению грамоте, познакомить с принципом чтения, слоговым чтением, сформировать представление об основных единицах языка, а главное - привить интерес к учебе. С помощью нашего ""Букваря"" вы сможете успешно подготовить ребенка к школе, так как он соответствует программному содержанию подготовки детей к обучению грамоте и системе дошкольных образовательных учреждений. Понятие гласных и согласных звуков, изучение алфавита, навыки послогового чтения и др." выпущена в издательстве "Эксмо" в 2007 году.


В пособии серии «Дошкольник» представлены планы занятий по обучению грамоте детей подготовительной группы детского сада. В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей, работа над узнаванием, выделением и различием фона; обучение детей первоначальному чтению, введение понятия "слог", затем предложения как целого; подготовка базы для успешного овладения навыками написания приписных букв; обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемыми детьми в процессе наблюдения и экскурсий, и на этой основе расширение и уточнение представлений детей о жизни; обеспечение общего развития детей путем углубления содержания изучаемого материала.
Пособие предназначено воспитателям детских садов и учителям начальной школы, может быть полезно родителям.


Прописи для успешного обучения математике помогут развить мелкую моторику рук, научить печатать и писать цифры и математические знаки, примеры. В процессе обучения дети усваивают понятие состава числа. Прописи по математике для детей 5-7 лет рекомендуются для подготовки детей к школе.
Прописи для успешного обучения грамоте помогут развить мелкую моторику рук, научить печатать буквы русского алфавита, анализировать звуковой состав слова.
Рекомендуются детям старшего дошкольного возраста массовых, логопедических детских садов, окажут помощь в подготовке к школе детям, не посещающим дошкольные учреждения.

Похожие статьи