Лучший учитель России Илья Демаков: «Роль учебника на уроке истории второстепенна. Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают Что бы вы поменяли в ЕГЭ

В Кремлевском дворце объявили победителя главного образовательного конкурса страны

5 октября, в главный праздник всех школьных педагогов, в Кремлевском дворце объявили победителя всероссийского конкурса «Учитель года». По итогам последнего этапа испытания - круглого стола с министром образования Ольгой Васильевой победу одержал 30-летний Илья Демаков, учитель истории и обществознания из санкт-петербургской гимназии №116. Примечательно, что в этом году педагогу удалось стать учителем года дважды. Помимо победы во всероссийском конкурсе Илья Демаков стал лучшим преподавателем своего родного Санкт-Петербурга.

Новоизбранный учитель года пришел работать в профессию 9 лет назад. После окончания СПбГУ Илья Демаков устроился в гимназию №116 преподавателем обществознания и истории. Параллельно закончил аспирантуру и подготовил диссертационную работу об административной деятельности Михаила Ломоносова. Педагогические заслуги Ильи Сергеевича не раз отмечали не только на региональном, но и на федеральном уровне. Демаков стал абсолютным победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» 2013 года.

Помимо преподавания в своей гимназии Илья Сергеевич руководит театральной студией на немецком языке и кружком любителей творчества Толкиена, а главным своим хобби называет городские прогулки. Педагогическое кредо Демакова укладывается в короткое предложение «Ясность и увлечение - основа успеха». А кредо по жизни заключено в латинском выражении Plus in nobis est («В нас заложено больше»). Своей особенной гордостью Демаков считает своих учеников, среди которых победители всероссийских олимпиад и молодые исследователи, отмеченные дипломами конкурсов и научных конференций школьников.

«Работа в школе - это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе все живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное - в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен», - так Илья Сергеевич объясняет, почему он выбрал профессию учителя.

Напомним, что история главного педагогического конкурса страны началась еще в 1989 году, когда «Учительская газета» в своих публикациях подняла вопрос о возможности проведения в России конкурса «Учитель года».

В этом году второй раз подряд в конкурсе приняли участие педагоги из всех 85 регионов России, в том числе на соревнование попали 12 педагогов из сельских школ. Средний возраст участников составил 36 лет, а педагогический стаж - 12 лет. Можно говорить о том, что конкурс молодеет: средний возраст участников прошлогоднего состязания составлял 37 лет, а стаж - 13,6. За право называться лучшим учителем России в этом году боролись 16 словесников, 14 преподавателей истории и обществознания, по 9 учителей иностранного языка и математики, по 6 учителей начальных классов и географов, 5 физиков, по 4 учителя биологии и информатики.

Несмотря на то что профессия учителя в России традиционно считается женской, в пятерку финалистов конкурса-2017 удалось пробиться только одной даме - учителю русского и литературы из Ульяновска Анастасии Мингачевой. Также в финал конкурса вышли два математика - Владимир Пономаренко из Самары и Алмаз Хамидуллин из Казани, учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Илья Демаков и преподаватель биологии из Москвы Иван Смирнов.

Учитель года родом из Петербурга молод и продвинут: понимает рэп-баттлы и не ругает за смартфоны. «Фонтанке» он рассказал, что не учитель вовсе, а исследователь. А работы своих учеников продвигает через собственный сайт.

официальный сайт гимназии 116 – gymn116.ru

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга стал . «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал , и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он убежден, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».

Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».

Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт "ВКонтакте", так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube . Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт . Его мы ведём вместе с учениками». В то же время

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Абсолютным победителем всероссийского конкурса "Учитель года - 2017" стал преподаватель истории и обществознания Илья Демаков, работающий в одной из гимназий Санкт-Петербурга, передает корреспондент ТАСС из Государственного Кремлевского дворца, где проходит торжественная церемония награждения.

"Я с трудом справляюсь с волнением. Во-первых, хочу сказать спасибо. Все мы - и учителя, и родители - знаем, что каждая награда разделяется с тем, кто рядом. И эта награда стала возможна благодаря моим наставникам и всем петербургским учителям", - сказал со сцены победитель конкурса.

"Я уверен, что мы можем все благодаря таким детям, как мои пятиклассники, которые верят в своего учителя. Большое счастье привезти "Большого хрустального пеликана" (главную награду конкурса - прим. ТАСС) на берега Невы", - заключил Демаков.

"Этот конкурс был очень сложным, было много трудных заданий, новых заданий. Но сегодняшнее окончание - это начало следующего конкурса "Учитель года". Я хочу поздравить от всей души с нашим праздником", - добавила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

Конкурсные испытания I и II очного туров федерального этапа всероссийского конкурса "Учитель года России" проходили на базе сочинской школы № 100. Конкурсантам предстояло провести открытый урок, методический совет, мастер-классы для коллег и представить собственный образовательный проект. Пять участников, которые успешно справились с заданиями, отправились в Москву на финальную дискуссию с участием Васильевой, которая прошла 4 октября. Финальный тур завершается торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя, 5 октября, в Государственном Кремлевском дворце.

В 2016 году победителем конкурса стал учитель русского языка и литературы Александр Шагалов из города Армавир Краснодарского края. Впервые конкурс "Учитель года" прошел в 1990 году.

Илья Демаков родился в 1987 году. Работает в школе восемь лет. Закончил специалитет Санкт-Петербургского государственного университета, аспирантуру в Российской академии наук. Имеет почетные грамоты Минобрнауки, награду правительства Санкт-Петербурга, благодарность губернатора Санкт-Петербурга.

Активный участник конкурсного движения. Абсолютный победитель всероссийского конкурса "Педагогический дебют" 2013 года. Победитель конкурса "Лучший учитель" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обладатель премии президента для поддержки талантливой молодежи, 2013 и Молодежной премии Санкт-Петербурга, 2014. В своей гимназии - руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.


​Илье Сергеевичу Демакову 30 лет. В 2009 году он окончил Санкт-Петербургский государственный университет, а в 2013-м - аспирантуру Российской академии наук. Его педагогический стаж составляет 8 лет. Профессиональное кредо учителя: "Ясность и увлечение - основа успеха".

В копилке Ильи Демакова - Благодарность МГУ имени М.В. Ломоносова, Почётная грамота Министерства образования и науки РФ, Премия Президента РФ для поддержки талантливой молодёжи, Благодарность Губернатора Санкт-Петербурга, Знак "За гуманизацию школы", Благодарность Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Благодарность Департамента по молодёжной политике г. Турку (Финляндия).


Учитель является активным участником конкурсного движения. Причем, это касается не только "Учителя года России", который, смеем предположить, является кульминацией его карьеры на данном этапе. Так, в прошлом году Илья Демаков возглавил команду Санкт-Петербурга на Всероссийском чемпионате региональных учительских команд (ЧЕРУК) - его сборная заняла второе место. В 2013 году он стал абсолютным победителем всероссийского конкурса "Педагогический дебют". Кроме того, педагог был обладателем премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи и Молодёжной премии Санкт-Петербурга.


Однако особая гордость Ильи Демакова - это его ученики. Большое внимание он уделяет олимпиадному движению и исследовательской деятельности школьников. Среди учеников Ильи Сергеевича - победители Всероссийских олимпиад, десятки победителей конкурсов исследовательских работ и научных конференций школьников.

Илья Демаков руководит волонтерскими отрядами, театральной студией гимназии на немецком языке (также учитель владеет английским и испанским), а еще кружком любителей творчества Р. Дж. Толкина. В числе увлечений Учителя года России - городские путешествия и... картинг!


Абсолютному победителю Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017 помимо премии, достается традиционная награда - Большой хрустальный пеликан, а также почетная обязанность - на год стать общественным советником министра образования и науки России.

"Учительская газета" благодарит всех читателей и зрителей за внимание к главному профессиональному состязанию педагогов страны! Мы поздравляем абсолютного победителя, победителей, лауреатов и всех финалистов Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2017! До будущих встреч на профессиональных площадках!


Фото Вадима Мелешко

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал мелькать в списках лучших ещё в 2013 году, и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – всего 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он уверен, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».


Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».


Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт «ВКонтакте», так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube. Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт. Его мы ведём вместе с учениками». В то же время лучший учитель страны есть в Facebook.

Учитель года категорически против запрета интернета в школе. «Это та реальность, которая уже случилась, мы в ней живём. Сегодня бороться с гаджетами и с тем, что дети постоянно находятся в цифровой среде, – это попытки борьбы с будущим. Это неправильно, – убежден Илья Демаков. – В то же время это вызов для нас, учителей, который я вижу в том, что мы должны помочь ребятам переосмыслить гаджеты и сеть как инструмент для решения реальных, практических задач». Историк привел пример таких переосмыслений: «Если ребёнок знает, где посмотреть, как точно пишется фамилия исторического деятеля, уточнить дату, информацию, то это отлично и здорово. Пусть он лучше сделает это через google, чем он этого не сделает в принципе».

Отдых на перемене со смартфоном наперевес Илья Демаков тоже принимает как данность. «Конечно, я за то, чтобы дети больше говорили друг с другом, чтобы у них было больше физической активности. Но есть у детей такое свойство, которое меня восхищает абсолютно. Их потрясающая интуиция ко всему, что касается техники и технологий. Если это позволяет им чувствовать себя комфортно, снимает тревожность, значит, это то изменение, которое в детях уже произошло. Это изменение нужно принять», – говорит он. И концентрации на учебе это не помеха. А вот мат неприемлем в школе. Но, по мнению Ильи Демакова, это то, что должно быть объяснено ребёнку не в школе, а родителями в семье.

Сайт для продвижения

«Изначально сайт делали мои выпускники на платформе сайта гимназии, – рассказал Илья Демаков. – Он появился, так как нам нужно было куда-то помещать результаты нашей общей работы по нашему ломоносовскому проекту. Со временем он разросся, мы его совершенствовали с помощью разных платных и бесплатных платформ. Тот сайт, который работает сейчас, по-прежнему делается моими выпускниками. Мы туда не вложили ничего, кроме общего труда».

Илья Демаков считает, что общий сайт дает ученикам полезный опыт публичного представления своих работ. «Те же работы по ломоносовскому проекту видят разные организации, – поясняет он свою мысль. – Их мониторит президентская библиотека в рамках своих проектов. Заходя на наш сайт и видя там интересующие их материалы, президентская библиотека уже неоднократно предлагала моим ребятам делать концепции выставок на своей базе».

Николай Нелюбин

Похожие статьи