Инстинкты в поведении животных и человека. Инстинкт. Цепь инстинктивных действий. Целесообразность инстинктов Инстинктивная деятельность

Перевод

ИНСТИНКТ

(лат. – побуждение, стимул)

естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной. Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть или стать нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе направляются инстинктами, с др. стороны, вызывающая сожаление лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. У Паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ИНСТИНКТ

(от лат. instinctus – побуждение) – видовое приспособительное поведение, в основе к-рого лежат врожденные, безусловные рефлексы. Понятие И. ведет свое происхождение от ύρμή (стремление, побуждение ) стоиков. Хризипп впервые применил это понятие для характеристики инстинктивного поведения птиц и др. животных.

Науч. анализ проблемы И. начинается с 18 в. Франц. врач и философ Ламетри связывал проявление И. с телесной организацией животных и строением их нервной системы. Он подметил автоматичность инстинктивных действий. Далее намечаются попытки понять происхождение И. Его определяют то как редукцию ума (Кондильяк ), то как зарождающийся ум (Де Руа ). Франц. ученый Фредерик Кювье уловил нек-рые характерные признаки И. (врожденность и стереотипность). Ламарк в своей книге "Философия зоологии" (т. 1–2, 1809) выводит происхождение И. животных из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. Один из первых рус. эволюционистов Рулье доказывает происхождение И. как реакции, выработанной видом на протяжении его истории в ответ на определ. воздействия внешней среды.

Дарвин признает две возможности происхождения И.: из разумной деятельности в результате унаследования приобретенных свойств и благодаря естественному отбору, сохранявшему случайно возникшие, но полезные для вида вариации более простых инстинктов. И. определялся Дарвином как видовое приспособит. поведение. Но Дарвин не вскрыл причины изменчивости И. Дарвина затрудняло разграничение инстинктивных и "разумных" способностей животных, а в связи с этим и различение психики животных и сознания человека (см. Психика , Сознание ).

В 20 в. в связи с успехами экспериментальной биологии понимание проблемы И. углубляется. Инстинктивное поведение определяется как прирожденная видовая целесообразная деятельность, возникающая в ответ на определ. внешние стимулы и под влиянием внутр. раздражителей, изменения состава крови (гуморальных факторов) и деятельности желез внутр. секреции (половых, гипофиза, щитовидной железы и др.).

Сеченов и Павлов вскрыли физиологич. механизмы, лежащие в основе поведения животных. И. определяется Павловым как сложнейший безусловный рефлекс, посредством к-рого осуществляется постоянная связь организма со средой. Главнейшие И.: питания (пищевой), самосохранения (оборонительный), размножения (половой, родительский), ориентировочный, общения (стайный, стадный). Формирование инстинктивной деятельности связано с развитием анатомо-морфологич. структур, прежде всего нервной системы данного вида животного. Регулирование инстинктивной деятельности беспозвоночных животных осуществляется головными ганглиями, у позвоночных – подкорковыми частями головного мозга. Инстинктивные реакции животных обычно сопровождаются резко выраженными изменениями дыхания, кровообращения, секреторных функций. В чистом виде, т.е. как безусловнорефлекторная реакция, И. проявляется лишь в самом начале своего действия (нек-рые И. появляются по мере вырастания и созревания организма, напр. половой И.). По мере того как животное вступает в контакт с различными раздражителями внешней среды, на базе безусловных рефлексов образуются условнорефлекторные связи. В конкретном поведении животного имеется сложное взаимодействие видового (филогенетич.) и индивидуально приобретенного (онтогенетич.) опыта (А. Н. Промптов и Л. В. Крушинский).

У беспозвоночных животных инстинктивная деятельность преобладает по сравнению с индивидуально приобретенной и достигает большой сложности. Инстинктивное поведение в основном является стереотипным и целесообразным лишь при постоянстве внешних условий, а при резком изменении условий оно становится нецелесообразным (напр., при нарочитом продырявливании человеком ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако уже у насекомых наблюдается на фоне постоянства инстинктивной деятельности ее пластичность, изменчивость в деталях. Это дает возможность перестройки инстинктивного поведения насекомых посредством постепенного изменения внешних условий и выработки желаемых для человека навыков путем образования условных рефлексов. Так, напр., используя И. медосбора пчел, их можно выдрессировать на посещение определенных видов цветов в целях повышения перекрестного опыления полезных с.-х. растений (напр., клевера). В своих специальных исследованиях рус. ученые В. А. Вагнер и С. И. Малышев доказали эволюц. изменение И. у насекомых и паукообразных. У позвоночных животных участие условнорефлекторных связей в поведении значительнее, чем у беспозвоночных; оно возрастает в филогенезе и по мере развития особи и обогащения ее связей со средой. Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр. половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Для птиц сигнальными раздражителями являются: длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др. (Ю. А. Васильев), для млекопитающих (копытных) – резкий температурный скачок, внезапное появление зелени, особи другого пола и др. (А. А. Машковцев).

И. у человека играют подчиненную роль, т.к. его поведение определяется общественным бытием, социальными отношениями и складывается на базе специфич. форм высшей нервной деятельности, к-рые тормозят и держат под своим контролем И. Психика человека в результате его общественно-историч. развития качественно отличается от психики животных. Поведение человека носит сознательный характер. Теории определяющего влияния И. на поведение человека (фрейдизм и др.) опровергаются наукой и реакционны по социальному содержанию. См. также Поведение .

ИНСТИНКТ (лат. instinctus - побуждение) - форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы. Каждый род или вид живых существ имеет собственные инстинкты, которые определяются сложностью его анатомо-морфологических структур и в первую очередь нервной системы. Инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений, реализуемый в виде поведенческих реакций. Способность к совершенствованию инстинктивных действий передается по наследству. Инстинктивное поведение не возникает само по себе - прежде всего должно возникнуть соответствующее биологическое влечение или потребность (мотивация ), в результате которой усиливается деятельность желез внутренней секреции, изменяется состав крови, повышается или понижается температура и .. д. После этого наступает поисковая фаза, которая может продолжаться достаточно долго - до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель в виде внешнего сигнала (появление особи другого пола, запах, цвет и т. п.). Лишь в этом случае запускается инстинктивная двигательная реакция.

Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует со

знательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. Однако данный недостаток инстинктивной деятельности несколько смягчается ее пластичностью. В процессе жизни инстинкты могут ослабляться или усиливаться, что позволяет перестраивать инстинктивное поведение путем выработки условных рефлексов или изменения условий внешней среды.

К основным видам инстинктов относятся инстинкты питания, самосохранения, размножения, ориентирования и общения с себе подобными. Может наблюдаться и определенная иерархия инстинктов, когда один из них приносится в жертву другому. Напр., инстинкт самосохранения может подавляться более сильными родительским или половым инстинктами.

Впервые термин “инстинкт” в смысле стремления или побуждения употребил стоик Хрисипп (3 в. до н. э.) для характеристики поведения птиц и других животных. Но настоящее изучение инстинкта началось лишь с 18 в. благодаря трудам французских материалистов и естествоиспытателей. Некоторые из них считали инстинкт редукцией (вырождением) ума; другие, напротив, его зародышем (Ле Руа). Ламетри утверждал, что все живые организмы обладают “чисто механическим свойством” “действовать наилучшим для самосохранения образом”. Ламарк считал, что инстинкт происходит из унаследованных привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно-важных потребностей. Согласно Дарвину, инстинкт - это видовое приспособительное поведение, которое формируется благодаря унаследованию приобретенных свойств и естественному отбору, сохранившему случайно возникшие, но полезные для вида разновидности более простых инстинктов. И. Павлов рассматривал инстинкт как сложный безусловный рефлекс, посредством которого осуществляется взаимодействие организмов со средой.

Философскую концепцию инстинкта развивал Бергсон, видевший в инстинкте один из двух “рукавов”, на которые расходится сверхсознание, внедряясь в материю. В отличие от интеллекта, инстинкт - это стандартное, машинообразное действие животного со своим предметом, обусловленное самой структурой организма, а потому не нуждающееся в обучении, памяти или самосознании. Согласно Вл. С. Соловьеву, инстинкт - это “способность и стремление к таким действиям, которые соединяют целесообразность с безотносительностью и приводят к полезным результатам” (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, ст. “Инстинкт”). “В мире животных инстинкт есть единственный способ внутреннего присутствия и действия общего (род ) в единичном и целого в частях...”. Человеческие инстинкты “перестают быть темным стихийным влечением, просветляются Сознанием и одухотворяются высшим идеальным содержанием” (там же). Так, инстинкт самосохранения переходит в “охранение человеческого достоинства”, половой инстинкт - в супружескую любовь и т. д. Соловьев отмечал, что поскольку инстинкт требует “внутреннего ощущения и стремления”, постольку бессмысленно употреблять этот термин применительно к растениям.

Жизнедеятельность самых низкоорганизованных существ полностью определяется инстинктом, но по мере эволюционного развития их роль уменьшается, поскольку они заменяются более сложной условно-рефлекторной деятельностью, опирающейся на индивидуальный опыт. Человеческая деятельность определяется сознательными мотивами, поэтому инстинкты играют здесь подчиненную роль. Однако при ослаблении контроля коры головного мозга за нижележащими подкорковыми структурами (сон, опьянение, аффекты и т. п.) инстинкты могут вырываться наружу.

Здесь даны различные понятия "навык" Подробнее Вы можете прочитать в представленных работах. Навык это действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения2. Навык это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие9. Навык это автоматически осуществляемое движение, не требующее ни сознательного контроля, ни специальных волевых усилий для его выполнения. Навык это автоматизированное (без участия сознания) выполнение простейших действий (операций). Навык Навык это действие, двигательный акт, сформированный путем повторения однотипных операций и характеризую- щийся высокой степенью автоматизации при отсутствии поэлементной сознательной регуляции. Навык Навык это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. Навык это действие, достигшее уровня автоматизма, характеризующиеся, с одной стороны, целостностью, с другой - отсутствием поэлементного сознания. Навык это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, многократно выполняющегося стандартно в стандартных условиях, обеспечивающий его высокую эффективность в них. Навык это форма индивидуального прижизненного опыта, формируется на основе инстинктивного поведения. Навык это автоматическое, не контролируемое сознанием действие. Навык это … способ поведения, в основе которого лежат … рефлексы. Навык это гибкая, изменчивая форма поведения, в основе которой лежит разум. Навык это индивидуально изменчивая форма поведения. Навык Навык это результат тренировки. Навык Навык это автоматизированный компонент умения. Навык это результат тренировки. Навык это реакция на повторяющуюся, неизменную, знакомую проблему. Навык это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания. Навык это стереотипизированный способ совершения отдельных действий - операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Навык Навык это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Навык это определенные, отработанные практикой действия, в силу привычки совершаемые автоматически. Навык это сознательно приобретенное умение что либо делать. Навык это форма поведения, приобретенная живым организмом в течение его жизни, на основе накопленного опыта. Навык это автоматическое умение, когда человек выполняет нужные операции, не задумываясь, как не думает он при ходьбе, как переставлять ноги. Навык это способ выполнения действий. Навык это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Навык это умение, доведенное до автоматизма. Навык это автоматизированное действие (он формируется). Навык это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Навык это форма существования интеллектуальным образом приобретенного поведения, поэтому может быть иная последовательность развития поведения: сначала интеллект, а затем навык. Навык это частично автоматизированное действие, сформированное в ре­зультате многократных повторений. Навык это автоматическое, не контролируемое сознанием действие. Навык это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения. Навык это автоматизированное действие, которое осуществляется на неосознаваемом уровне. Навык это автоматизированное целесообразное действие. Навык это умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма путем их многократного повторения.

Глава 9. Инстинкт

Низшей частью нашего ума является то, что мы называем инстинктивным умом. Эту часть своего ума человек разделяет с животным миром. Это - первое начало ума, оно является первым на пути эволюции. В низших фазах его едва заметное сознание и кажется, что оно состоит из простых ощущений, но на своих более высоких ступенях оно уже достигает разума или интеллекта. Инстинктивный ум совершает ценную работу, направляя и поддерживая животную жизнь в наших телах и несет на себе обязанность поддерживать внешнюю сторону нашего существования. Он заведует постоянной работой починки, переделки наших тел, обменом веществ, пищеварением и прочим.

Все человеческое тело являет собою огромную гамму, в которой каждая клетка является носителем широкого круга. Мозг является в человеческом организме парадной дверью, эта дверь открывается в Космос, а вот другие двери - внутренние, через них непрерывным потоком проходят память, ощущения, ясность, яркость и интенсивность которых зависят от состояния здоровья тела, от работоспособности этих дверей.

У каждой клетки свое собственное сознание и своя свободная воля, действующая в рамках определенных законов.

На первой стадии психической жизни природа создает инстинктивный ум. Инстинктивная деятельность человека и животных до сих пор остается до конца не выясненной. Причины этой невыясненности лежат в темноте самой инстинктивной деятельности. С инстинктами мы встречаемся на самых низших ступенях жизни, и что интересно, чисто инстинктивное поведение совершеннее у существ низшего развития. У человека, например, инстинкт не проявляется уже в своем чистом виде, а всегда выступает как элемент более сложного целого и действует как скрытая пружина всех видимых действий. Но обычно инстинктами называют все то, что мы не понимаем, - так проще исследователям. Нередко под инстинктом понимают рефлекс, только более сложный.

Инстинктивная деятельность коренится в смутных позывах тела к органическому удовлетворению и является как бы результатом самых интимных запросов организма к миру. Инстинкт есть реакция поведения всего организма, а рефлекс есть реакция отправления отдельных органов.

Психическая основа инстинктов - наше сознание, именно оно делает наши реакции сознательными, разумными, автоматическими, чтобы не затрачивать излишней энергии.

В низших формах сознательность едва заметна, путем постепенного развития сознательность поднимается вверх и в высших животных уже достигает высокой степени. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно кристаллов. В растительном царстве она уже более заметна. У людей инстинкты ослабевают по мере развития разумного пятого начала. В современном человеке пятое начало, или интеллект, обладает сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени либо подчиняется ей, либо подчиняет ее себе. Как физическое существо человек не смог бы существовать без инстинктов. Инстинкты могут стать ему полезными слугами, а могут при превалировании (господстве над разумом) завладеть человеком. Многие люди только ненамного выше животных, и ум их работает исключительно на инстинктивной основе.

Природа заключает нашу личность в рамки материальных инстинктов, награждая ими наше эфирное тело. Эти инстинкты - суть инстинкт самосохранения своей особы, инстинкт борьбы за существование, в который входят питание, продолжение рода и стадность. Инстинкт самосохранения вызывает в основном трусость, но при духовной работе превращается в геройство самозащиты во имя идеала. Инстинкт борьбы за существование - в самоутверждении себя как духовного работника, отдающего среде вместо получаемой материи духовные ценности. Из полового инстинкта сохранения рода создается одухотворенная любовь, побуждающая к творческим порождениям культурных ценностей. Инстинкт стадности преображается в социальное сотрудничество взаимообмена.

Инстинкт пола - это примитивнейшее и первоначальное преодоление эгоизма. Инстинкт пола заставляет отказаться от обособленного состояния, заставляет перенести свое сознание в другое, к которому его влечет. Половой инстинкт переносит сознание из грубого физического тела в более тонкий физический план. Половой инстинкт - самый одухотворенный из всех материальных инстинктов, и одухотворенность его подтверждается всей природой в растительном и животном царстве. Цветы растений и крылья брачного полета у насекомых - это натуральные символы его одухотворенности.

В человеке инстинкт пробуждает напряженную деятельность, в результате ускоряется эволюция. Половой инстинкт дает возможность вмещения духа в материю.

Вся жизнь нашего тела во многом еще зависит от работы инстинктивного ума. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., - все это делается инстинктивно. Вся целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела находится под управлением инстинктов. Инстинктивный ум работает и в растениях, и в животных. Но с развитием интеллекта у человека последний все больше начинает вмешиваться в работу инстинктов и посылает противоречивые внушения, порой даже совсем неполезные телу.

Инстинктивный ум учит животных вести борьбу за существование, строить гнезда и норы перед наступлением холодов или для выведения потомства, переселяться в теплый климат, проводить зиму в спячке. И мы большую часть своей деятельности осуществляем автоматически, т. е. инстинктивно. Откуда берется такой психический автоматизм? Мы овладеваем какой-то деятельностью с помощью интеллекта, а потом передаем ее на память инстинктивному уму. Если человек, например, впервые делает работу, то можно сравнить ту ступень напряжения, затрату внимания с той легкостью, когда он после многократных упражнений производит ту же самую работу. Такая автоматизация наших движений и реакций является необходимым психологическим условием для возникновения более высоких типов нервной деятельности. Ведь только автоматизированные акты представляют собой совершеннейший тип реакции. Автоматизация позволяет разгрузить нервную систему от чрезмерного напряжения. Если бы ходьба не являла собой автоматическое движение, то она потребовала бы каждый раз от нас страшнейшего напряжения всех сил. Интеллект мог бы быстро утомиться, контролируя монотонную работу, обдумывая каждый ее этап, - инстинктивный ум позволяет делать это автоматически. Инстинктивный ум можно назвать умом привычек. В нем много полученного наследственным путем, много такого, что развилось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта. Это вместилище потребностей, страстей, инстинктов, желаний, ощущений, чувств, эмоций.

Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас, например, это чувство частной собственности. Учение Жизни учит нас контролировать и обуздывать эти низшие желания, подчинять их высшим духовным велениям. Поэтому надо спокойно учиться узнавать остатки животной жизни в себе и бороться с ними, заменяя на высшие потребности. Низшие инстинкты в свое время были даны нам эволюционным развитием, но теперь мы переросли их, и нам необходимо оставить их позади. Это ступени восхождения, шагая по которым, достигнем высшего положения.

Но это небольшая часть работы нашего инстинктивного ума. В этой части ум представляется как бы складом всех наших жизненных опытов. Все, что осталось в сознании от первобытных форм животной жизни, до привычек, унаследованных от наших родителей, - все находится в заведовании инстинктивного ума. Все стороны животных инстинктов оставили следы на нашем инстинктивном уме, и эти следы нередко напоминают о себе под влиянием различных внешних обстоятельств. В инстинктивном уме сохраняются все наши желания, страсти, ненависть, зависть, ревность - словом, все, что мы унаследовали от прошлого.

Инстинктивный ум является центром, откуда исходят все вожделения, страсти, желания, мысли, чувства, ощущения, эмоции. У животных и первобытного человека инстинктивный ум не имеет над собой никакого контроля, но у развитого человека инстинктивный ум уже в значительной степени подчинен высшим началам ума, появляются стремления, которые идут от высших частей ума. Инстинктивному уму принадлежат слепые чувства, а также все желания тела. Стремление к физическому обладанию, страсти также принадлежат этой области ума.

Инстинкт есть могущественнейший стимул к действию. В воспитательной работе надо не подавлять инстинкты, ведь в природе нет ничего лишнего, а умело и рационально использовать инстинкты. Инстинкт - это природная сила, он выражает природные потребности человека (организма), он родился из приспособления к среде. Так как он возник в древнейшие времена, то некоторые инстинкты в их крайних проявлениях (например, инстинкт самосохранения может превратиться в беспринципную трусость) могут показаться излишними, грубыми. Потому инстинкт должен приспосабливаться к среде.

Высшим по отношению к инстинктивному уму является интеллект - та часть ума, которая анализирует, рассуждает и пр. Это начало принадлежит только человеку. Но резкого перехода от инстинктивного ума к интеллекту не существует. Интеллект развивается, как и все, постепенно, совершенствуясь, он озаряет инстинктивное начало и сообщает инстинктивной деятельности начало действительной разумности. И пока ясно не проявится интеллект, человек может проявлять страсти, но не разум, эмоции, но не интеллект, желания, но не разумную волю.

У некоторых животных уже пробуждена низшая ступень рассудочности, а у некоторых людей интеллектуальное начало проявляется совсем слабо, так что человек представляет собой больше животных черт, чем многие из домашних животных. Первым признаком начала развития интеллекта является пробуждение сознания или самосознания.

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) - целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершающаяся под влиянием основных биологических потребностей.

С эволюционной точки зрения И. представляет собой полезный для особи «информационный опыт» предыдущих поколений данного вида животных (или человека) по удовлетворению основных биол, потребностей, запечатленный в определенных структурах организма. Исторически главную роль в реализации наследственной информации, заложенной в генетическом аппарате клеток организма, приняла на себя нервная система, и в частности гипоталамическая область (у высших животных и человека), регулирующая все формы ритмической деятельности организма (метаболические процессы, рост, развитие и т. д.) и определяющая трансформацию внутренних биол, потребностей в поведение, направленное на их удовлетворение (см. Лимбическая система). Будучи выражением наследственных механизмов организма, И. определяет основы его поведения и индивидуального развития.

Понятие «инстинкт» впервые применил древнегреческий философ Хрисипп для характеристики поведения птиц и других животных. Франц. мыслитель и врач Ж. Ламетри положил начало научному анализу И., связав этот феномен с телесной организацией животных, со строением их нервной системы и подметив его автоматический характер. Франц. ученый Ж. Кювье подчеркнул такие особенности И., как врожденность и стереотипность. Ученые по-разному объясняли происхождение И. Кондильяк (Е. В. Condillac) характеризует И. как редукцию ума, X. Де Руа - как зародыш последнего, а Ж. Ламарк - как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. По Ч. Дарвину, существуют два источника формирования И.- унаследование свойств, приобретенных в результате разумной деятельности, а также благодаря естественному отбору случайно возникших, полезных для данного вида животных.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И. По И. П. Павлову, И.- это сложный, в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чиханье, кашель и т. д.), безусловный рефлекс, т. е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего. И. нередко просто отождествляется с безусловными рефлексами, между тем И.- это не только физиол., но и неосознанное психическое явление, физиол, механизмом которого являются безусловные рефлексы. Огромную роль в осуществлении инстинктивной деятельности играют железы внутренней секреции. Анатомо-физиол, субстрат инстинктивных реакций созревает в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни организма.

Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр, половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Так, для птиц сигнальными раздражителями являются длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др.; для млекопитающих (копытных) - резкий температурный скачок, появление зелени, а такжe особи противоположного пола и др.

Инстинктивные реакции имеют целесообразный характер лишь при постоянстве внешних условий. При резком изменении условий они становятся нецелесообразными (напр., при нарочитом разрушении человеком дна ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако на фоне стереотипности и шаблонности инстинктивной деятельности имеет место пластичность, изменчивость и развитие. Предопределяя форму поведения, врожденные механизмы у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зерна, и опилки. Выбор объекта дается индивидуальным опытом. При этом в чистом виде И. проявляется у высших животных сразу после рождения; так, у новорожденного организма включаются механизмы так наз. импринтинга (впечатывания, запечатления), с помощью которых организм вступает в первоначальное взаимодействие с окружающим миром. В дальнейшем инстинктивные реакции развиваются в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами обучения. И в реальном взаимодействии организма и окружающей среды участвуют психофизиол, механизмы как видового, так и индивидуально приобретенного опыта. При этом чем выше уровень развития ц. н. с., тем больший удельный вес в поведении занимают реакции, приобретенные в индивидуальной жизни.

Если у насекомых И. играют ведущую роль, а у млекопитающих по мере возрастания уровня организации ц. н. с. все больший удельный вес приобретает жизненный опыт, то у человека И. играют уже подчиненную роль, находясь под контролем разума и социальных норм нравственности.

Данные современной нейрофизиологии и попытки моделирования рефлекторной деятельности показали, что обычная схема безусловного рефлекса (т. е. стимул-реакция) недостаточна для объяснения И. Основу любого И. составляют внутренние биол, потребности, а они в свою очередь приводят в действие врожденные физиол, механизмы «основных влечений», или мотиваций,- голода, страха, полового возбуждения, заботы о потомстве, строительстве жилищ и т. п. (см. Мотивации).

С точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина, функциональная организация И. имеет общую с приобретенными формами поведения архитектонику (см. Функциональные системы). И. включает аппараты афферентного синтеза (см.), принятия решения, постановки цели к действию, действие, достижение результата, удовлетворяющего доминирующую потребность, и оценку достигнутого результата.

В отличие от приобретенных форм целенаправленной деятельности (см. Целенаправленные реакции), центральная архитектоника И. основывается гл. обр. на врожденных механизмах мотиваций, памяти, принятия решения, постановки цели к действию, поведения и оценки его результатов. Вместе с тем, по Тинбергену (N. Tinbergen), в реализации механизмов И. принимают участие и специальные внешние - так наз. ключевые или освобождающие, раздражители.

Любая инстинктивная деятельность, так же как и приобретенные формы поведения, строится по единой схеме: формирование соответствующей потребности - ее удовлетворение. В процессе деятельности организма, направленной на удовлетворение той или иной потребности, в ц. н. с. происходит оценка каждого этапного и конечного результата. Причем в инстинктивной деятельности на основе врожденных механизмов программируется вся цепь результатов - от промежуточных до конечного и вся сложная деятельность, обеспечивающая их достижение. При этом в отличие от приобретенных механизмов удовлетворения биол, потребностей И. характеризуется жестким программированием поэтапных результатов, ведущих к удовлетворению возникшей потребности. В случае отсутствия этапного результата (и соответственно обратной афферентации о нем) конечный результат не может быть достигнут и животное делает многочисленные попытки достичь этапного результата.

Инстинктивная деятельность, используемая из поколения в поколение для удовлетворения основных влечений организма, может быть очень сложной. Примером таких сложных И. может служить деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства, сезонные перелеты птиц и т. д. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда развертывается по шаблонному типу; только длите ль-ные изменения условий существования могут вызвать в ней некоторые сдвиги.

Инстинктивное поведение высших животных строится на основе врожденных связей подкорковых лимбических структур с минимумом корковых центров (поясная орбитальная и височная кора). И хотя участие коры головного мозга в инстинктивной деятельности ограничено, оно является основой для образования в индивидуальной жизни различных навыков, определяя важное значение И. в формировании в. н. д. человека (см. Высшая нервная деятельность).

На основе различных И. происходит обучение в любой форме. Однако в процессе обучения И. постепенно отступает на второй план; ведущая роль переходит к внешним, преимущественно социальным, факторам. Воспитание человека в значительной степени строится именно в направлении выработки способности подавлять и направлять инстинктивную деятельность, приурочивать ее к определенному месту и времени.

В процессе индивидуального обучения организм накапливает собственный опыт, который строится на основе синтеза раздражений внутреннего и внешнего мира (афферентный синтез, по П. К. Анохину). В этой синтетической деятельности ведущее значение приобретает деятельность коры головного мозга, к-рая все в большей степени способна подавлять подкорковые механизмы И.

Однако И. может проявиться в яркой форме, в частности когда деятельность коры ослаблена и нарушается контроль над нижележащими подкорковыми структурами (напр., в состоянии сна, при употреблении наркотических веществ или алкоголя).

В клин, практике имеются многочисленные примеры того, как в результате ненормального возрастания активности подкорковых центров или понижения тормозных влияний на них со стороны коры больших полушарий резко усиливается инстинктивная деятельность. При этом могут наблюдаться такие явления, как гиперсексуализм, обжорство, агрессивность и т. д.

Не менее часты случаи, когда повышенная активность подкорковых структур, ответственных за реализацию И., но имея возможности проявиться в соответствующем поведении, «прорывается» в форме ненормально повышенного влияния на деятельность внутренних органов, приводя к повышению кровяного давления, спазму различных гладкомышечных сфинктеров жел.-киш. тракта и т. п.

Описаны также патол, формы снижения инстинктивной деятельности (афагия, адипсия, импотенция и др.).

Специфика И. как объективно целесообразного действия сделала его излюбленным предметом различного рода телеологических и богословских рассуждений в доказательство мудрости творца или различного рода виталистических и спиритуалистических доктрин, противопоставляющих И. разуму как якобы более действенную силу, связанную с глубинными истоками творческого жизненного порыва и потому будто бы превосходящую разум определенностью и достоверностью своих достижений. Некоторые представители иррационализма, гипертрофирующие роль инстинкта в поведении человека (см. Фрейдизм), считают, что разум постоянно находится в поисках; он исследует и очень часто, если не большей частью, впадает в противоречия и заблуждения. И. же никогда ничего не ищет, но всегда находит. Подобные рассуждения опровергаются достижениями современной науки.

Библиография: Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии, М., 1960, библиогр.; С л о-н и м А. Д. Инстинкт, загадки врожденного поведения организмов, Л., 1967, библиогр.; он же, Среда и поведение, Л., 1976, библиогр.; Хайнд Р. Поведение животных, пер. с англ., М., 1975, библиогр.; Ш о в e н Р. Поведение животных, пер. с франц., М., 1972, библиогр.; Tinbergen N. The study of instinct, Oxford, 1955, bibliogr.

К. В. Судаков, А. Г. Спиркин.

В организации целостного поведения животных огромную роль играют инстинкты. Определенное значение они имеют и в организации поведения человека, но, как правило, в их проявление вмешивается умственная деятельность. Человек может сознательно сдерживать или резко сглаживать проявления инстинктов.

Инстинкты - сложный комплекс взаимосвязанных рефлексов, включающий двигательные и поведенческие реакции, свойственные животному определенного вида, возникающих в ответ на раздражение внешней и внутренней среды и протекают на фоне высокой возбудимости нервных центров, ответственных за осуществление этих актов. Инстинкты - это целесообразная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами. Это комплексы простых безусловных рефлексов, включающих целостную реакцию всего организма. В осуществлении их принимают участие многие отделы ЦНС, в том числе ретикулярная формация, аміноспецифічні системы мозга, лимбическая система, кора полушарий большого мозга. Они характеризуются постоянством ответных реакций на действие определенных раздражителей. Как составляющие безусловных рефлексов инстинкты имеют цепной характер, то есть окончание одного рефлекса начинают другой.

Говоря об инстинктах, необходимо выделить две их составляющие - возникновения и проявление.

Есть три основных группы инстинктов:

1) витальные, обеспечивающие физическое выживание особи (питьевой, пищевой, оборонительный и т. п);

2) ролевые (зоосоціальні), охватывают половой, родительский, территориальный, иерархический рефлексы;

3) саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и др).

В проявлении последнего типа инстинктов можно обнаружить некоторые механизмы, которые стали основой для формирования таких врожденных форм поведения, как условные рефлексы, а затем и умственной деятельности.

Хотя инстинкты и считают видовыми, но в их проявлении можно выделить элементы индивидуальности поведенческих реакций, которые обусловлены:

1) врожденными особенностями нервной системы;

2) опытом, приобретенным в период предыдущей жизни.

Но самое четкое индивидуальность в функциях ЦНС отмечают при формировании инстинктов - комплексов рефлексов. Выраженность инстинкта обусловлена многими факторами внешней и внутренней среды (конкретной ситуацией, интенсивностью метаболизма, гормональными воздействиями и др.). К тому же индивидуальность инстинкта больше относится к выраженности инстинктивного поведения, чем к изменению ее самой.

Фазы проявления инстинктивной деятельности

Проявление цепочки рефлекторных актов, составляющих инстинкт, происходит в две фазы: 1-а - поисковая; 2-я - завершающая.

Модуляция выраженнее на уровне 1-й фазы. В этот период проявление инстинктивного поведения достаточно пластичен, зависящий от конкретных реальных условий.

Завершающая фаза инстинкта, наоборот, отличается жесткой стереотипністю, обусловленной анатомо-физиологическими особенностями нервной системы (жесткий цепь рефлекторных дуг). В отличие от 1-й фазы приобретенные компоненты здесь играют несущественную роль, а нередко их вообще нет.

Довольно наглядно вышесказанное можно проследить на примере пищевого рефлекса в хищника. При возникновении ощущения голода начинается активная поисковая фаза, проявление которой целиком и полностью зависит от конкретной окружающей ситуации, приобретенных в течение жизни навыков. Но когда жертву выявлено, преследование, нападение и пожирание ее четко регламентированы врожденным комплексом рефлексов. В этот момент у животного притупляется даже ориентировочный рефлекс, и она может легко попасть в засаду.

Четкая видовая однообразие инстинктов обеспечивает сохранение жизненно важных функций, направленных на выживание особи и вида, независимо от случайных условий среды, в которых животное может отінитися. По сути, инстинкты - это врожденно закреплен итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Естественно, что эти генетически закрепленные программы не могут и не должны легко меняться под воздействием непостоянных внешних воздействий.

Биологическое значение инстинктов не ограничивается лишь организацией врожденных форм поведения. Процессы, обеспечивающие проявление инстинктов, особенно их 1-й поисковой фазы, стали эволюционным основой формирования более сложных форм поведения. Поэтому можно утверждать, что инстинкты - это своеобразный переходный этап к более сложной формы условно - рефлекторной деятельности.

Мотивации

Выполнение рефлекторных актов, составляющих инстинкт, направлено на удовлетворение соответствующей потребности, которая возникает в результате нарушения внутреннего гомеостаза или сложного взаимодействия организма со средой (как, например, чувство голода в указанном выше примере). Эта внутренняя потребность - результат возбуждения ряда нервных центров под влиянием метаболитов крови или метаболизма самих нервных клеток, гормонов или каких-то внешних факторов.

Важнейшую роль в проявлении инстинктивного поведения играет соответствующая потребность, обусловленная так называемой мотивацией. Мотивация поведения - это такое состояние организма, когда возникает внутренняя потребность, побуждающая к действию, активного поведения при отсутствии видимых внешних раздражителей. Однако мотивация не всегда вызывает немедленную реакцию, поскольку инстинктивное поведение обычно "заблокирован" специальной системой "врожденных пусковых механизмов", обеспечивающих точное соответствие поведенческих актов биологически адекватным условиям среды. Как только организм оказывается в такой ситуации, пусковой механизм распознает ее и после этого наступает растормаживание, снятие блокировки с активацией нервных центров. Таким образом, цепь рефлексов, складывающихся в инстинктивный акт, может запускать только определенное комбинирование раздражителей. Причем этот акт оказывается без предварительного обучения конкретного животного, без индивидуального опыта. Инстинктивное поведение, направленное на удовлетворение потребности, обеспечивает ликвидацию указанного мотивационного возбуждения.

Основные центры, контролирующие возникновение побуждений, расположенные в гипоталамусе и лимбической системе (см. ниже). Эти центры участвуют в регуляции вегетативного статуса организма, а также в возникновении эмоций. Формирование очага возбуждения в этих центрах, как правило, обусловлено нарушением гомеостаза или гормональных перестроек. В этих отделах (особенно в гипоталамусе) практически нет ГЕБ, и содержимое крови легко достигает нейронов. В свою очередь, мембрана нейронов содержит широкий спектр рецепторов к гуморальных регуляторов, поступающих с кровью или образуются местно (здесь много нейронов вырабатывают различные гормоны, медиаторы).

Человек рождается с инстинктами. Это врожденные качества, которые помогают индивиду с самого детства бороться за свое выживание. Несомненно, без помощи взрослых ребенок не выживет, даже используя свои инстинкты. Однако при совместном тандеме человек выживает.

Инстинкты даются с рождения каждому. Базовыми являются инстинкты сосания, хватания, плача. В первые дни жизни человек нуждается только во сне, еде и опорожнении. Только потом он начинает постепенно развивать свои навыки, создавая свою жизнь более разнообразной.

Человек никогда не теряет своих инстинктов. Просто он перестает ими пользоваться по мере своего развития. Все больше на первый план выходят навыки, которые он развил и превратил в привычки. Однако в особо стрессовых ситуациях, когда индивид не контролирует своего поведения, инстинкты управляют его поведением. Давайте вспомним желание побежать, когда на вас нападает собака, или поиск еды, когда вас одолевает чувство голода.

К инстинктам можно отнести такие примеры, как:

  • Съесть что-нибудь сладкое, поскольку это успокаивает.
  • Выпить алкоголь, чтобы снизить умственную деятельность.
  • Обнять себя, укутаться или окружить себя приятными людьми, когда плохо.

Инстинкты могут менять форму своего проявления. Однако сами по себе они не исчезают. В каждой ситуации человек ищет способ себя успокоить, удовлетворить физиологические потребности и дать отдых. Без этого другими целями и стремлениями человек не будет заниматься.

Что такое инстинкт?

Инстинкты являются частью любого человека. В бессознательном состоянии или при отсутствии умственной деятельности человек полностью подчиняется инстинктам. Можно сказать, что даже взрослые люди порой совершают автоматические поступки, которые диктуются инстинктами..


Автоматическое действие, которое не требует контроля со стороны сознания человека, называется инстинктом. Он является врожденным качеством, направленным на удовлетворение базовых потребностей организма. Человек хочет кушать, отдыхать, размножаться и защищать себя – это базовые инстинкты, которые удовлетворяют желания организма.

На уровне инстинктов человек практически не отличается от животных. Высшие виды животного мира идут дальше. Они удовлетворяют не только свои физиологические потребности теми способами, которые заложены в них природой, но и развивают свои навыки. К примеру, хищники отрабатывают навыки охотничьей деятельности.

Человек же начинает контролировать свои действия по мере развития. Все больше становятся главными привычки, которые она вырабатывает и вытесняют инстинктивные действия. Порой человек осознанно действует, то есть контролирует свое поведение. Однако и инстинкты не дремлют. В ситуации стресса или неосознанности человек действует на автомате.

Автоматические действия следует отличать между собой, поскольку ими являются:

  1. Инстинкты – безусловные рефлексы.
  2. Привычки – условные рефлексы.

Инстинкты человека

У каждого человека есть инстинкты. Они являются базовыми и первыми движущими силами, которые способствуют выживанию. Однако со временем человек подавляет их путем научения социально приемлемому поведению, которое входит в привычку. Даже в такой ситуации инстинкты не пропадают и не забываются. Порой можно отметить, как люди неадекватно себя ведут в конкретных ситуациях. О чем это говорит?


Инстинкты никуда не исчезают, они просто подавляются условными рефлексами или сознательной, волевой деятельностью. Если же система блокировки в конкретной ситуации не срабатывает, тогда человек начинает себя инстинктивно вести. Он не становится сумасшедшим, а просто действует автоматически, где единственной целью является защита или выживание.

По мере развития инстинктивные проявления могут меняться. Однако они всегда остаются в человеке. Основными инстинктами являются:

  1. Самосохранение.
  2. Власть.
  3. Размножение.

Если человек подвержен своим инстинктам, то им легко управлять.

Особенностью инстинктов является то, что они могут подавлять друг друга. Возьмем пример сексуальных измен, когда мужчина идет на риск спать с женщиной, не будучи уверенным, что их не застанет ее муж. Инстинкт размножения подавляет инстинкт самосохранения, однако они потом могут переключиться, если появится муж (человек перестанет заниматься интимом и начнет себя защищать).

Также инстинкты являются основой для развития страхов. Если человек не совершает действия, поскольку это ему чем-то грозит, тогда он развивает в себе страхи.

Человеческое поведение под влиянием инстинктов может очень сильно отличаться от поступков, которые он совершает осознанно. Автоматические действия являются грубыми, примитивными, необдуманными, что может отрицательно восприниматься обществом.

Инстинкты являются важными биологическими рефлексами, которые заложены в человека. Они помогают в его выживании. Остальное уже приходится на то, как человек желает жить. Тогда он начинает развивать в себе определенные навыки и повадки. Инстинктам не нужно учиться, они уже есть в человеке. Однако прогрессирование общества сказалось на том, как дальше люди использовали свои врожденные действия.


Необходимость социализации заставляет людей отказываться от своего инстинктивного поведения и развивать другие навыки. В некоторой степени это сказывается на здоровье человека. Не используя свои естественные стимулы, человек перестает использовать свой физиологический потенциал. Это приводит к снижению зрения, слуха, появлению мышечной слабости, развитию различных болезней в виде атрофии отдельных клеток и пр.

С другой стороны, человек не может жить на уровне инстинктов, поскольку тогда он будет полностью отвергнутым обществом. Ему необходимо учиться ходить, говорить, читать и совершать прочие действия, чтобы быть адаптированным к тем условиям, которые придумало общество.

Виды инстинктов

Рассматриваются такие виды инстинктов:

  1. Репродуктивная: родительские и половые.
  2. Социальная: родственная, конформная, вертикальная и горизонтальная консолидации, клептомания, неродственная изоляция.
  3. Адаптация к окружающей среде: территориальные, поиск и собирательство, конструктивные, миграция, ограничение численности видов, вет- и агрокультурные, ландшафтные предпочтения, охота и рыболовство.
  4. Коммуникативная: жесты и мимика, невербальные, лингвистические.

Инстинкты вложены в каждого индивида. Они могут проявляться как самостоятельно, так и при взаимодействии с другими людьми. В свою очередь они направлены исключительно на удовлетворение физиологических потребностей. То есть инстинкты являются кратковременными по периоду своего проявления (как только человек удовлетворил свои желания, инстинкт совершения нужного действия пропадает).


В первую группу относят инстинкты размножения и проявления родительских качеств. Человек нуждается не просто в оплодотворении женщины, чтобы у нее появился ребенок, но и в поддержке, помощи ребенку на период его беспомощности (в противном случае он бы погиб). Отсутствие данных инстинктов уже погубило бы человечество, поскольку люди не размножались и не заботились бы о собственном потомстве.

Во вторую группу относят социальные инстинкты, которые побуждают каждого человека объединяться с другими людьми. Отсутствие данного стимула привело бы к гибели индивида, который не справился бы со всем грузом окружающей среды. Объединяясь в группы, человек инстинктивно соглашается на некоторое подавление самого себя, подчинение, соблюдение иерархии. В такой ситуации очень легко манипулировать теми, кто стремится к сохранению группы.

Человек в первую очередь стремится к сохранению своего генома. Он поэтому объединяется в семьи. При этом существует агрессия и конкуренция с теми, кто не является членом семьи. Человек борется за то, чтобы сохранить чистоту своего гена.

Помимо этого индивид всегда стремится к объединению с другим человеком. Сотрудничество – там, где никто никому не подчинен. Однако люди объединяются, потому что вместе выполнить какое-то задание или решить проблему намного легче, чем по отдельности.

Объединяясь, люди создают:

  • Вертикальные консолидации – когда индивид согласен подчиняться и ущемлять свою свободу, чтобы быть частью группы. Коллектив при этом имеет лидера и подчиняется четким правилам, которые невозможно разрушить.
  • Горизонтальные консолидации – когда люди объединяются по доброй воле на основе альтруизма. Человек будет делать что-то хорошее ради другого индивида, чтобы впоследствии получить от него тоже какое-то благо или помощь. О бескорыстном альтруизме здесь речи не идет.

При контакте со своими противниками человек проявляет клептоманию – обманывает, обкрадывает, ворует. Это считается вполне нормальным со стороны биологии, когда человек заботится о себе и своих близких, приносит им то, что мог забрать у других.


Инстинкты по приспособлению к окружающей среде на сегодняшний день неактуальны. Однако в былые времена человек всегда стремился найти такое место, где ему будет удобно выживать и удовлетворять свои потребности.

При объединении с людьми человек вынужден искать способы коммуникации с ними. Здесь используются вербальные и невербальные знаки. Если ранее они были примитивными, то со временем общество создало свой язык, который помогает людям понимать друг друга. Это делает их цивилизованными людьми, хотя с рождения человек не знает своего языка.

Примеры инстинктов

Самым часто проявляющимся инстинктом является стремление к самосохранению. Его яркие примеры проявляются практически повсюду:

  1. Человек занимается собственным оздоровлением, когда заболевает.
  2. Он избегает тех мест и ситуаций, где может угрожать ему смерть.
  3. Защищается физически и словесно, когда на него нападают.
  4. Человек тепло одевается, когда чувствует, что замерзает.
  5. Человек раздевается настолько, чтобы его температура тела была комфортной.
  6. Он начинает искать еду, чтобы утолить чувство голода, и пить, чтобы устранить жажду.

Проще говоря, инстинкт самосохранения направлен на то, чтобы сохранить в целостности и жизнедеятельности организм человека.

Инстинкт размножения направлен на то, чтобы сохранить род. Для природы необходимо, чтобы человек сохранял свой вид. Для семьи важно, чтобы появлялись новые поколения, которые продолжат их род. Здесь проявляется инстинкт не только зачать ребенка, но и защитить его, воспитать, сделать самостоятельной личностью. Порой родительская любовь переходит границы, когда взрослые чрезмерно опекают своих детей, даже когда они уже сами стали взрослыми и самостоятельными, либо безответственно относятся к их развитию.

Желая стать частью социума, где будут даваться привилегии, можно кем-то манипулировать и даже жить за чужой счет, заставляет человека заботиться о том, чтобы быть привлекательным внешне и владеть полезными коммуникативными навыками. Человек может жертвовать собой и даже подчиняться, когда это нужно, если в итоге это позволит ему получить определенные блага от окружающих.

Итог

Инстинкты являются врожденными рефлексами, которые человек не может исключить из своей жизни. Периодически каждый человек подчиняется своим инстинктам, что заставляет его поступать нелепо и примитивно. Однако инстинкты являются частью, которую лучше изучать и наблюдать за собой, нежели бессмысленно с ней бороться.

Похожие статьи

  • Что такое чувство времени?

    Организм человека очень многое унаследовал от своих далёких предков, которые вели дикий образ жизни. Их среда обитания ограничивалась пещерой и прилегающей территорией, на которой водились самые разнообразные виды животных. Древние люди...

  • Большая энциклопедия опытов и экспериментов для детей

    «, и сегодня я хочу рассказать о книгах, которые помогают мне проводить интересные опыты вместе с моим сыном. Надо сказать, что сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество , и, по большому счету, для того чтобы начать...

  • Сравнительные размеры вселенной от протона до галактик

    Знаете ли вы о том, что наблюдаемая нами Вселенная имеет довольно определённые границы? Мы привыкли ассоциировать Вселенную с чем-то бесконечным и непостижимым. Однако современная наука на вопрос о «бесконечности» Вселенной предлагает...

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...