Аргументы к сочинению по проблеме преодоления жизненных трудностей в годы войны. Проблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому на тему: Война Отношение человека к войне аргументы

Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей? Эту проблему рассматривает Леонид Николаевич Андреев в прочитанном тексте.

Размышляя над данной проблемой, известный писатель рассказывает о возвращении героя в родной дом после нахождения на войне и про события, которые смогли очень сильно повлиять на него. Леонид Андреевич Андреев обращает наше внимание на горе близких, встретивших своего родного человека. Жена плачет и жалеет самого близкого ей человека.

«Как жестоки люди» в нашем мире, они готовы причинить другим боль и страдания ради личной выгоды, а у большинства даже нет понимания, что такое быть участником открытых убийств, голода и других ужасающих ситуаций. Следует отметить, что автор подчеркивает такие до невозможности противоположные детали, вселяющие в душу человека тихое счастье, как «чистенькая, со взбитыми подушками, с завернутым одеялом, стояла кровать, которая была куплена четыре года назад.».

Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убеждает в том, что война калечит судьбы людей, приносит в семьи боль, горе и страдание. Такие потери невосполнимы. Они меняют людей до неузнаваемости и становятся решающими в судьбе человека.

Я полностью разделяю позицию автора. Тема текста близка и понятна мне. Действительно, нет ничего хуже войны и тех мук, которые она приносит в жизни людей. Люди, которые, так или иначе, связаны с войной, никогда не смогут смотреть на многие вещи иначе, потому что война ломает и разрушает их жизни, не щадя никого. Приведу примеры из художественной литературы.

Во-первых, в качестве аргумента можно привести произведение М. А. Шолохова «Судьба Человека». Трагическая судьба Андрея Соколова заставляет задуматься каждого из нас о влиянии войны на жизни людей. Человек потерял всех родных и близких ему людей, прошел через многие трудности, которые не каждый смог бы пережить. Предательства и убийства нанесли огромный ущерб главному герою. Война предопределила дальнейший путь развития событий в его жизни. И самое страшное, что после всего пережитого, он должен идти вперед к туманному будущему, стремиться к победе и знать, что все потери были не напрасны.

Во-вторых, давайте вспомним замечательное произведение «Тихий Дон», написанное М. А. Шолоховым. Перед нами Григорий Мелехов – человек вспыльчивый и независимый. Его жизнь тоже обернулась неожиданным образом. Привыкший к постоянной сельской жизни, главный герой считает, что война за свою Родину - это долг человека. Но находясь в центре огня, он понимает бессмысленность произошедших действий. Люди выступают в качестве «пешек», которыми играют люди свыше. Здесь человеческая жизнь приравнивается к нулю, и судьба оборачивается совершенно иным образом. Военные действия не имеют оправданий, а люди, оказавшиеся в центре событий, лишь несут в себе душевные страдания и пытаются выжить в таком ужасном положении.

Итак, можно сделать вывод, что военные события приносят огромную боль и нескончаемые страдания людям. Они выживают в таких условиях и несут тяжкое бремя на своих плечах. Влияние войны в жизни людей настолько велико, что никогда и ни с чем не сможет сравниться.

Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу матери. Одиноко и холодно и есть очень хочется. Вернувшаяся с работы уже затемно мать приносит муку и кусок мяса. Быстро и весело стряпаются пельмени. Но их ещё надо сварить. В холодную зимнюю темень выходят Ваня и мать за дровами. Холод, тяжело рубить дрова, а потом тащить их домой. Уставший Ванька засыпает, не дождавшись готовых пельменей. Мать с трудом будит детей и кормит их. Засыпая Ванька слышит, как мать строчит на машинке: завтра он пойдёт в школу в новой рубахе. Несмотря на тяжёлые годы войны, мать Вани говорит, что солдатам, сидящим где-то в окопах сейчас намного труднее, и видимо, это вселяет силы в уставшую женщину.

2. Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»

Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов хлеба на человека в день: «На фарфоровом блюдечке - пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом - зеленоватой жидкостью-болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день, оставленная родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть на весь день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в это время жарит на кухне блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть блинчика!..» Однако соседка не делится с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и оставляет на столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие и продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.

3. Б.Васильев «В списках не значился»

Николай Плужников оказывается в Брестской крепости накануне начала Великой Отечественной войны. Разгромленный гарнизон уходит в подземелье. Николай и немногие выжившие защитники продолжают сражаться. Переходя из подвала в подвал, страдая от голода и жажды, Николай лишь однажды пытается покончить жизнь самоубийством. Однако в этот момент его отговаривает Мирра, девушка-еврейка, влюблённая в Николая. Осенью девушка признаётся, что она беременна. Плужников, желая спасти девушку, отправляет её на разбор завалов. Но её узнаёт немец, которого когда-то пощадил Коля. Мирра пытается отойти подальше, чтобы Плужников, который следит за всем из подвальной дыры, ничего не понял и не вмешался. Девушку жестоко избивают и протыкают штыком. Так Мирра спасает ценой своей жизни Николая. В условиях бесчеловечной жестокости в людях остаётся любовь, жажда спасти ближнего.

4. В.Г. Распутин «Живи и помни»

В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужа-дезертира. Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню. Прячась по ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше других, покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая, что уйти от погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка своего мужа. Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В войне человек проявляет как свои лучшие, так и худшие качества.

Формулировки в виде проблемного вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Какие вопросы задает человечеству война? Почему мы сегодня читаем произведения о войне? Каковы нравственные уроки войны? Можно ли остаться человеком на войне? В чем заключается подвиг? (Кого можно назвать настоящим героем?) В чем заключается нравственный выбор человека на войне? Какие нравственные качества необходимы человеку на войне? Что такое истинный патриотизм? Проблема способности человека к выживанию в экстремальных условиях. 10. Проблема взросления человека на войне. 11. Проблема предательства как духовного поражения человека.

Подбираем аргументы из художественной литературы ü Нравственная оценка войны ü Поведение человека на войне ü Героизм ü Мужество ü Патриотизм на войне ü Истинный и ложный патриотизм на войне Л. Н. Толстой «Война и мир» , «Севастопольские рассказы» Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…» В. В. Быков «Обелиск» , «Сотников» М. А. Шолохов «Судьба человека» , «Тихий Дон» Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие» Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен»

ü Международные конфликты ü Бесчеловечность и бессмысленность войны ü Нравственный выбор ü Нравственная прочность человека ü Ответственность перед самим собой М. Ю. Лермонтов «Валерик» Л. Н. Толстой «Война и мир» В. В. Быков «Одна ночь» М. А. Шолохов «Судьба человека» А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В. Г. Распутин «Уроки французского» В. В. Быков «Сотников» , «Волчья стая» В. Л. Кондратьев «Сашка»

Анализируем тексты (1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: – (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие? (12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне. – (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. (21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.

(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. – (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30)Как много во всём этом ума и чувства красоты! (По Л. Андрееву*)*Андреев Леонид Николаевич (1871– 1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Работаем с текстом 1. Внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на ключевые слова, словосочетания… 2. Определите тему текста: о чем этот текст?

3. Определите стиль и тип речи текста. 4. Подумайте, для чего автор написал данный текст. Что он хотел сказать этим текстом? Над чем предлагает поразмышлять?

5. Сформулируйте проблему текста (Проблема может быть сформулирована как вопрос к утверждению, выражающему позицию автора или как самостоятельное суждение). 6. Напишите комментарий к проблеме (Подумайте об актуальности проблемы. Ответьте на вопросы: на каком материале автор раскрывает проблему? На какие аспекты проблемы обращает внимание?)

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность войны)»

Текст из ЕГЭ

(1)В подвале было темно и тихо, но никто, наверно, не спал, это ощущалось по частым, напряжённым вздохам, скупым движениям, притихше-настороженному дыханию людей. (2)И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. (3)Утро уже будет принадлежать не им. (4)Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.

(5)Разумеется, иного он и не ждал от этих выродков: оставить его живым они не могли - могли разве что замучить в том дьявольском закутке Будилы. (6)А так, возможно, и неплохо; пуля мгновенно и без мук оборвёт жизнь - не самый худший из возможных, во всяком случае:, обычный солдатский конец на войне.

(7)А он, дурак, всё боялся погибнуть в бою. (8)Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны.

(9)Правда, в эти несколько партизанских месяцев он всё-таки что-то сделал, исполняя свой долг гражданина и бойца. (10)Пусть не так, как хотел, - как позволили обстоятельства: несколько врагов всё же нашло смерть и от его руки. (11)И вот наступил конец.

(12)Всё сделалось чётким и категоричным. (13)И это дало возможность строго определить выбор. (14)Если что-либо ещё и заботило его в жизни, так это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. (15)Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его «я» перед тем, как оно навсегда исчезнет.

(16)На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрёл какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. (17)Теперь он мог полной мерой позволить себе такое, что в другое время затруднялось обстоятельствами, заботой о сохранении собственной жизни- теперь он чувствовал в себе новую возможность, не подвластную уже ни врагам, ни обстоятельствам и никому в мире. (18)Он ничего не боялся, и это давало ему определённое преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже. (19)Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять всё на себя. (20)Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. (21)Остальные здесь ни при чем.

(22)По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому. (23)Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. (24)Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. (25)Иначе зачем тогда жизнь? (26)Слишком нелегко даётся она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу.

(27)Было холодновато, время от времени он вздрагивал и глубже залезал под шинель. (28)Как всегда, принятое решение принесло облегчение, самое изнурительное на войне - неопределённость больше не досаждала ему. (29)Он уже знал, когда произойдёт его последняя битва с врагами, и знал, на какие станет позиции. (30)С них он не отступит. (31)И хотя этот поединок не сулил ему лёгкой победы, он был спокоен. (32)У бобиков оружие, сила, но и у него тоже есть на чем постоять в конце. (33)Он их не боялся.

(По В. Быкову)

Вступление

Война и мир – два противоположных понятия, являющих собой состояние общества в разные периоды истории.

Война – самое страшное, что только испытывало человечество за всю свою историю. Война калечит человеческие судьбы, разрушает, убивает. Война антигуманна, противоестественна, она словно направлена на уничтожение всего самого святого, что есть у людей – человечности.

Проблема

В. Быков рассматривает проблему осознания человеком смысла жизни в военное время, перед лицом смерти. Осознание скорого наступления конца заставляет человека думать совершенно иначе, чем в мирное время. Хочется хоть как-то осмыслить собственную гибель, сделать напоследок хоть что-то хорошее.

Комментарий

Находясь с остальными пленниками в подвале, Сотников понимает, что вряд ли доживет до утра. Его начинают одолевать мысли о том, как же провести свои последние часы так, чтобы встретить кончину с достоинством.

Он начинает жалеть о том, что ему не удалось погибнуть в бою, чтобы его смерть была наполнена смыслом. Он даже завидовал сотням счастливцев, которым удалось покинуть жизнь таким способом.

Но потом он осознал, что ему многое удалось совершить – от его руки погибло несколько врагов. Но теперь конец.

В процессе мучительных раздумий для него все вдруг стало понятным и простым. Скорая смерть давала ему преимущества перед другими – он перестал бояться всего на свете. Если раньше он мог опасаться за собственную жизнь или какие-либо нежелательные последствия, то теперь он чувствовал себя абсолютно свободным.

Чтобы оправдать свою безвременную кончину, он решил взять ответственность за окружающих на себя – утром он признает свою вину, и расстреляют только его.

Авторская позиция

Автор размышляет над тем, что каждая смерть должна быть осмысленна. Он уверен, что отношение к смерти не должно быть так упрощено, как во время любой войны, когда во благо общей цели смерть отдельного человека ничего не значит.

Своя позиция

Хоть автор и не заявляет этого прямо, я думаю, он хотел рассказать о бессмысленности войны и смертей людей на войне, об ее антигуманности и противоестественности. Я считаю, что мысли, приходящие Сотникову в холодном подвале, противоестественны. Они не придут в голову человеку, живущему мирной спокойной жизнью. Они характерны лишь для смертника – преступника, приговоренного к смертной казни. Хотя и смертная казнь бесчеловечна.

Аргумент №1

В другом рассказе «Одна ночь» В. Быков представляет случай на войне, когда русский боец Иван Волока оказался в подвале с немцем Фрицем. Из подвала поодиночке выбраться было невозможно, так как вход в него был завален землей.

Чем дольше они находятся наедине друг с другом, тем скорее пропадает чувство ненависти к врагу. Иван понимает, что немец – такой же человек, как и он. Они выяснили, что между ними много общего: мирные профессии, тоска по дому, ненависть к войне.

Но единение их душ завершилось утром, когда им удалось выбраться наружу. Фриц кинулся к своим, а Волока автоматически поднял ружье и застрелил его. Когда он понял, что произошло, он проклял войну.

Аргумент №2

Л. Н. Толстой в «Севастопольских рассказах» утверждает мысль о том, что война противоречит всем человеческим чувствам – и разуму, и человеческой природе. Она стирает все границы между добром и злом.

Люди вынуждены калечить друг друга, подчиняясь приказам и животным инстинктам выживания. Картины, которые предстают взору солдат, навсегда ломают их мировосприятие. На войне нет правых и виноватых. Экстренные ситуации каждый преодолевает так, как может, порой утрачивая человеческое лицо.

Заключение

Война – явление страшное, не укладывающееся в голове. Она нарушает все библейские заповеди, все утверждения гуманистов. Насилует представления человека о добре и зле, которые во время военных действий находятся по одну сторону баррикад – смерть одного предполагает спасение другого. Либо убивай сам, либо будешь убит врагом.

Проблема влияния войны на мировосприятие и характер человека. По В. П. Астафьеву

Как война меняет мировосприятие и характер человека? Как изменяется человек под влиянием войны? Можно ли утверждать, что под воздействием этого трагического и бесчеловечного, жестокого события происходит переоценка ценностей, внутреннее изменение человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского русского писателя В. П. Астафьева.

Раскрывая проблему влияния войны на мировосприятие и характер человека, автор даёт описание разбитого войной небольшого польского городка. Все детали в описании говорят о разрушительном влиянии войны: запах гари, трупов, пыли, изуродованные дома, улицы, заваленные «ломью», купол пожара над городом. Рассказчику, стоявшему на посту возле пушек, чудилось, что он один в этом догорающем городе, что ничего живого не осталось на земле. Особенное сочувствие вызывают люди, появившиеся к вечеру с узлами в городе, бездомные, плачущие у развалин, переживающие неимоверные страдания.

Чтобы показать, как меняет война мировосприятие человека, автор приводит эпизод, где рассказчик слышит музыку польского композитора Огинского, которую слышал когда-то в детстве. Но теперь он по-новому воспринимает знакомую мелодию. Если в детстве ему от этой музыки хотелось умереть от непонятной печали и восторга, то теперь эта мелодия звала его на бой, заставляла что-то делать, чтобы не горели мирные города, чтобы не страдали от войны люди.
Автор подводит своих читателей к мысли о том, что война изменяет человека, заставляет переосмыслить прежние ценности, занимать в жизни более активную позицию, сострадать людям и делать всё, чтобы война не повторилась.
Мне близка позиция автора, и я тоже считаю, что война не проходит для человека бесследно, она заставляет пересмотреть свои прежние идеалы. Война делает человека более восприимчивым к чужой боли и страданию, заставляет переживать горе окружающих людей глубоко лично.

В русской советской литературе тема войны и человека раскрывается во многих произведениях. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» война во многом изменила героинь, девушек-зенитчиц, которые в конце этого произведения гибнут в неравной схватке с фашистскими диверсантами. Рита Осянина до войны вышла замуж за пограничника, родила сына. Муж погиб в первый же день войны. Это полностью изменило Риту, и она поставила себе целью месть врагам за разрушенное счастье. У каждой из девушек был свой, личный счёт к врагам, но главное - они любили Родину и отдали жизнь за неё.

Таким образом, война не может не повлиять на сознание, характер и мировосприятие человека.

Текст В. П. Астафьева

(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.
(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.
(11) Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось
на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно
при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только
перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.
(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками
на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь
укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.
(18 (Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.

(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи...
(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.
(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (ЗО)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

(По В. П. Астафьеву)

Похожие статьи