Осознание своего места в мире. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Долгосрочный коучинг – это создание, формирование новых качеств и способностей собственной личности. Это рождение новой сильной идентичности

Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.

В современном мире каждый человек является частичкой общества, он выполняет несколько социальных ролей, непосредственно взаимодействует с другими людьми. Современное демократическое общество постепенно становится гражданским. Настоящий гражданин - это не просто человек, имеющий юридические права и обязанности, но и достигший определенного уровня самосознания. Это личность, которая осознанно относится к себе, своему месту в обществе, активно участвующая в общественной и политической жизни. Обществознание способствует формированию активной гражданской позиции, в которой представлены общественные потребности, необходимые для современного развития общества. Это осознание своей принадлежности к малой и большой Родине, готовность и способность строить достойную жизнь, выполняя свой гражданский долг, понимание того, в чем он заключается.

Не стоит забывать и об общем кругозоре. Те знания, которые дети приобретают при изучении обществознания, остаются с ними на всю жизнь, кем бы они в жизни ни стали, какую бы профессию ни получили, какое бы социальное и экономическое положение ни заняли. Обществознание дает основу для практических компетентностей, помогающих занять в обществе достойное место, способствует самореализации, а отсюда и общественному прогрессу.

Общество существует тысячелетия, но осознание его с научной точки зрения произошло не так давно. Социология как наука, изучающая общество, появилась лишь в первой половине XIX в. Предмет обществознания сродни философии, он не дан , а задан , потому что является проблемой. Изучение общества во многом состоит в нахождении все более глубокого определения самого понятия общества. В этом заключается философский аспект обществознания.

У обществознания есть одновременно и то, что сближает его с наукой. Это, прежде всего, стремление к объективному познанию своего предмета. Другая черта, объединяющая науку и обществознание - стремление выявить причинно-следственные связи, рассмотреть предмет в его становлении и развитии. То, что в обществознании нет математической строгости добытых результатов познания как в естественных науках, еще не говорит о том, что в нем отсутствует познание. Такого рода знание, например, заложено в духовных традициях человечества: в философии, религии, морали и искусстве. Оно иногда трудно поддается научному анализу и может разрушаться под его воздействием. Без проявлений духовности нет человеческого общества.

В настоящее время довольно популярна литература о духовном мире человека. Осознание - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых тем сегодня. Между тем точного его определения не существует. Попробуем разобраться с процессами осознания в статье.

Определения

По мнению Владимира Хорошина, , бытия является фундаментом сознательности человека. Автор полагает, что мудрые люди всегда ищут во всем смысл. Цель устремленного индивида - это осознание . Хорошин считает, что когда человек осознает полученное знание, он может передать его другим. Знания, приходящие без переживания, не могут применяться на практике.

По мнению Энтони де Мелло, информированность и осознание - это далеко не одно и тоже. В своих рассуждениях автор приходит к выводу, что человек, живущий осознанно, не может совершить злодеяние. В свою очередь, индивид, только информированный о различиях между злом и добром, знающий, какой поступок называется плохим, вполне может его совершить.

Из приведенных сведений можно сказать, что осознание - это :

  • Видение происходящего во внешнем и внутреннем мире. При этом имеется в виду простое наблюдение за ощущениями, мыслями. Осознание - это безоценочное видение. О нем нельзя ничего сказать, можно только войти в него и наблюдать за всем.
  • Непосредственное переживание, но не обдумывание происходящего. Оно не является ни мыслью, ни ощущением, ни чувством. Осознание можно считать чем-то, объединяющим это все.

Ключевой признак

Осознание - это состояние, включающее действие. Размышление не является осознанием. Его скорее можно назвать рефлексией, предполагающей суждение, оценку, обдумывание, поиск ответов, мотивов, определение, почему именно так, а не иначе что-то происходит. В таком случае человек совершает выбор.

При осознании несколько иная ситуация. Выбор никакой не совершается, поскольку сразу же появляется единственно верное для индивида решение. Если есть осознание деятельности , например, то вопросы "как делать?", "что делать?" не возникают.

Если человек не обладает необходимым опытом осознания, объяснить простыми словами его содержание нельзя. Осознание приходит подобно вспышке. У человека возникает способность глубоко видеть происходящее с ним.

Ментальный уровень

Обдумывание, размышление или ментальное осознание позволяет понять что-то фрагментарно. Индивид может осознавать мысли, но не осознавать действия или чувства.

В такой ситуации имеет место рассогласованность между тем, что человек говорит, чувствует и делает. Он может сказать, что что-то понимает, но при этом не может объяснить, что чувствует, какую реакцию эти ощущения вызывают, какие предполагают действия.

К примеру, человек понимает, что во время конфликта голос повышать не следует, поскольку это приведет к негативным последствиям. Однако когда возникает ссора, он автоматически начинает кричать. В этом состоит основная . При полном, безоценочном видении происходящего слова, действия, чувства будут ориентированы на разрешение конфликта.

Здесь важно понимать, что размышления, выстраивание логических цепочек и прочие умственные действия не могут привести человека к осознанию. Их результатом является увеличение объема знаний. Развитие осознания предполагает выход за рамки информированности и ума.

Согласованность внешних и внутренних факторов

Она считается еще одним важным признаком осознания. Согласованность действий, чувств, мыслей приводит к тому, что индивид становится свидетелем собственных действий, своего

При этом человек способен проследить появление мысли, чувств, действия. Он на всех уровнях - эмоциональном, физическом, ментальном - осознает свои модели поведения, стереотипные ответные реакции. Человек как бы со стороны наблюдает за происходящим во внутреннем мире, может проследить за представлениями, формирующимися в уме.

Цели осознания

Способность осознавать происходящее позволяет увидеть личность в ее исходном состоянии, такой, какой она является на самом деле. Это изменяет внутренний мир, понимание человека. Когда индивид наблюдает, он может изменять то, что видит.

Можно говорить о том, что осознание является своего рода "поворотом внутрь себя". Индивид начинает видеть, что говорит он об одном, а происходит на самом деле совершенно другое. Более того, человек начинает осознавать, что его стереотипы, шаблоны перестают работать, теряют эффективность, не приводят к желаемому результату.

Все это приводит к переоценке ценностей. Осознание позволяет изменить жизнь, не прилагая к этому никаких дополнительных усилий. Задача при этом одна - научиться беспристрастно наблюдать.

Человек на самом деле не нуждается ни в каких философских разговорах, ему не нужно объяснять, правильно что-то или нет, нужно что-то ему или он сможет обойтись без чего-то. Разнообразные курсы по формированию уверенности, повышению самооценки и пр. - трата времени. Осознание способствует развитию способности отличать что правильно, а что нет.

Человек как бы соприкасается с действительностью, оставаясь при этом сторонним наблюдателем. Он воспринимает явления отстраненно, не смешиваясь с ними, не комментируя и не оценивая их, даже не пытаясь что-то изменить. Если человек сможет так понаблюдать за событиями, он увидит, как внутри него идет процесс дезинтеграции.

Психотерапия

В рамках этого медицинского направления осознание отражает достижение пациентом полного понимания собственного "Я", своей психической жизни, взаимоотношений с окружающими людьми. Оно способствует формированию адекватного самовосприятия. Достигается это за счет объединения сознанием материала, ранее не осознаваемого пациентом.

В широком смысле осознание в психотерапии предполагает формирование адекватного понимания окружающего мира.

Почти во всех существующих в настоящее время психотерапевтических направлениях осознание занимает определенную позицию. Но его удельный вес и значимость, фокусировка представления о материале, ранее не осознаваемом пациентом, приемы, методы, применяемые для достижения адекватного представления о происходящем, в полной мере определяются базовой теорией.

Основы психоанализа

Вопросы осознания "своего Я" довольно подробно изучал З. Фрейд. В психоанализе используются приемы и особое понимание функционирования психики. Специфичный подход обеспечивает выбор терапии и схему ее применения.

Желаемый эффект достигается за счет специальных технических методов:

  • Свободного ассоциирования.
  • Анализа снов.
  • Высокой частоты сеансов.
  • Интерпретации защит и переноса и пр.

Эти приемы позволяют подвести пациента к осознанию защитных механизмов, активированных его психикой.

Цель психоанализа состоит также в определении характера травмирующих переживаний, личностных конфликтов и освобождение от них.

Одним из важнейших умений психоаналитика считается его способность сопоставлять сознательные действия, мысли, импульсы, фантазии, чувства пациента с бессознательными их предшественниками.

Когнитивная психотерапия

Понимание вместе с выслушиванием пациента, ответом с последующим возвратом к выслушиванию считается одной из 4 стадий реализации методики выражения чувств и мыслей больного в процессе терапии.

Пациент всегда на начальных стадиях сопротивляется осознанию. Успешное преодоление этого сопротивления в ходе психотерапии заканчивается осознанием механизмов психологической защиты.

Ключевая цель когнитивной психотерапии состоит в подведении пациента к адекватному восприятию иррациональных установок ("автоматических мыслей") либо главных механизмов, провоцирующих рассогласованность между восприятием и его оценкой.

Основная мысль сводится к тому, что человек становится несчастным не от происходящих явлений, а от того, как воспринимает их. При столкновении с событием, провоцирующим проблемы в разных условиях, пациент начинает приходить к осознанию того, как иррациональные установки могут менять его восприятие.

Особенность психотерапевтического воздействия

Для описания явления, спровоцировавшего последствия, которые заставили обратиться к специалисту, не потребовалось бы особенных условий, если бы больной не смешивал само событие, свое восприятие и оценку.

При последующих столкновениях с явлением пациент учится менять свое видение происходящего. В результате у него вырабатывается стратегия рационального, многовариантного поведения. У пациента расширяется диапазон возможностей решения проблемы.

Здесь следует отметить, что обращение к психотерапевту обуславливается проблемой, вызванной, как правило, несколькими иррациональными установками. При этом между ними имеются определенные связи (параллельные, иерархические, артикуляционные и пр.). Главной задачей пациента и врача является как раз достижение осознания этих связей.

Выработка тактики

На начальной стадии вопрос о схеме действий решается обычно вместе с больным. Одним из основных приемов когнитивной психотерапии является изменение ракурса восприятия события. Этот метод позволяет подвести пациента к осознанию иррациональности установок.

Больной начинает концентрироваться не на явлении, вызывающем у него негативные эмоции, а на процессе их возникновения. По ходе терапии пациент начинает осознавать излишнюю широту использования иррациональных установок, чрезмерную их персонализацию. Вследствие этого у него формируется способность заменять их более гибкими и точными, реалистическими и адаптивными моделями.

Психотерапевту необходимо последовательно структурировать процессы, помогая больному в выработке нескольких альтернативных правил, которые он мог бы использовать.

Гуманистическая психотерапия

В рамках этого направления значение осознания и его ключевых механизмов раскрывается концепциями о личности, например, описанной Роджерсом. По его мнению, отдельные аспекты опыта, приобретенного индивидом в ходе развития, обретают характер, выраженный в осознании своего бытия и существования. Это то, что именуется Роджерсом "Я-опытом".

В процессе взаимодействия с окружающим миром, в особенности с его частью, значимой для индивида, "Я-опыт" постепенно трансформируется в "Я-концепцию". У человека формируется реальное представление о себе.

Идеальное "Я"

Это еще одно важнейшее звено развития личности. Идеальное "Я" формируется преимущественно под влиянием ценностей и норм, которые навязаны индивиду окружением. Далеко не всегда они согласуются с его личными потребностями и стремлениями, то есть, с его действительным, реальным "Я".

По ходу осознания этих обстоятельств у человека формируется потребность в получении положительной оценки. Роджерс считает, что эта потребность является ключевой для всех людей.

Чтобы сохранить положительную оценку со стороны окружающих, человек прибегает к фальсификации некоторых своих представлений, воспринимая их только по критериям ценности для других людей. Такая установка препятствует развитию психологической зрелости. В результате начинает формироваться невротическое поведение.

Тревожность

Она возникает вследствие фрустрации (неудовлетворения) потребности в получении положительной оценки. будет зависеть от уровня угрозы для "Я-структуры".

Если механизм защиты неэффективен, то переживание будет полностью символизироваться в осознании. Целостность "Я-структуры", в свою очередь, разрушается тревожностью, вследствие чего появляется состояние дезорганизации.

Реконструктивная психотерапия

Основные методы были выработаны отечественными специалистами Ташлыковым, Исуриной, Карвасарским в Психоневрологическом институте им. Бехтерева.

Осознание в рамках этого психотерапевтического направления принято изучать в трех аспектах: поведенческом, эмоциональном и интеллектуальном.

В последнем случае задачи специалиста сводятся к подведению пациента к осознанию:

  • взаимосвязей "личность-явление-заболевание";
  • генетического плана;
  • интерперсонального плана личности.

Осознание взаимосвязей между личностью, событием и болезнью определяющего влияния непосредственно на эффективность психотерапии не оказывает. Оно в большей степени способствует формированию устойчивой мотивации для активного, осознанного участия больного в процессе лечения.

В эмоциональной сфере при осознании больной начинает понимать свои чувства. В результате он может испытать к себе, раскрыть проблемы, которые его беспокоят, с соответствующими переживаниями. Кроме того, работа с эмоциональным фоном способствует самостоятельной коррекции больным своих отношений, реакций. Он приобретает способность изменять способ переживаний, восприятия взаимодействий с окружающими.

Выводы

Способность пациента корректировать неадаптивные ответные реакции, модели своих действий с учетом их роли, значения, функций в структуре психопатологических нарушений - основной результат процесса осознания в поведенческой сфере.

При использовании реконструктивной (личностно-ориентированной) психотерапии Ташлыкова, Карвасарского, Исуриной, в особенности в групповых формах, значение имеет не только осознание, но и становление адекватного самосознания, а также существенное расширение его пределов.

Почти во всех используемых в настоящее время психотерапевтических системах процессу осознания придается большое значение и уделяется особое внимание. С развитием технического прогресса, появилась возможность внедрять в практику видеотехнические средства. Это, в свою очередь, позволяет оказывать более направленное воздействие на процесс формирования осознания у пациента в разных сферах. Это, безусловно, способствует ускорению выздоровления, обеспечивает высокую эффективность психотерапевтических методик. Однако, разумеется, в нрастоящее время ведется работа по совершенствованию приемов индивидуальной и групповой психотерапии, осуществляется разработка новых концепций о личности.

Осознание личностью своего социального будущего может исследоваться в разных аспектах. Гносеологический аспект позволяет показать роль осознания будущего как составного элемента сознания; проанализировать содержание, уровни, структуру, способы, виды отражения общественных отношений в осознании будущего. Этот подход предполагает характеристику осознания личностью социального будущего с учетом отражения действительности. Он позволяет выяснить истоки осознания социального будущего, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познания будущего. Но чрезмерное «гносеологи- зирование» может привести к абсолютизации знания информации в осознании личностью будущего. Для тот, чтобы избежать подобной односторонности, необходимо использовать социологический подход. В этом случае основное внимание сосредоточивается на анализе социальной обусловленности осознания будущего, месте, роли, функциях, которые оно выполняет в обществе.

Социология рассматривает представления личности о социальном будущем с точки зрения их происхождения, развития, проявления в поведении личности как определенное общественное явление, связанное с конкретно-историческими формами общественных отношений.

Социология исследует общество на макро- и микроуровнях, но при этом особый акцент делается на изучение малых групп, так как там протекает реально жизнедеятельность индивидов. Микро- социологический анализ создает условия для сближения социально- экономического исследования с исследованием ценностей, норм поведения, картин мира, заложенных в сознании людей их культурой. При таком подходе исследователь должен уметь проникнуть в глубину сознания людей, образующих малые группы, изучить мировосприятие этих людей, их субъективное отношение к обществу. Только при таком «бинокулярном» видении можно понять социальное поведение личности в группе и в обществе.

Социологический подход позволяет исследовать проблему осознания будущего на разных уровнях. На уровне общесоциологической теории объектом исследования является социальная система в целом, а осознание социального будущего личностью рассматривается как элемент этой системы. На уровне специальной социологической теории - социологии сознания - объектом исследования выступает осознание личностью своего социального будущего как система, состоящая из подсистем и их элементов. На уровне эмпирических социологических исследований объектом становятся элементы осознания личностью своего социального будущего. Все три уровня, тесно связанные между собой, позволяют осуществить системно-структурный анализ. В данном случае осознание личностью социального будущего понимается как целостное образование, совокупность определенных взаимосвязанных элементов, представляющих его качественную особенность. Системный подход позволяет детально показать осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества, сознания, личности, раскрыть его активную роль в возникновении, функционировании и дальнейшем его развитии, а также проанализировать его как специфическую систему.

Осознание социального будущего не может существовать независимо от общественного бытия. Оно детерминировано им и отражает его. С этой точки зрения оно обладает интегративными качествами, характерными для всего общества как системы, и подчиняется его общим закономерностям. Вместе с тем, осознание социального будущего обладает известной относительной самостоятельностью и поэтому может и должно рассматриваться в качестве системы. Методология системного анализа требует, во-первых, определения места осознания личностью своего социального будущего в системе сознания данной эпохи, цивилизации; во-вторых, разработки вопроса о перспективах его развития; в-третьих, определения целей, путей, средств формирования у личности осознания ею своего социального будущего.

Важное место в социологическом изучении осознания личностью своего социального будущего занимает историко-типологический подход, предполагающий характеристику конкретно-исторических условий, в которых оно формируется, функционирует. Здесь мы имеем дело с формационной характеристикой осознания личностью социального будущего. Каждой общественно-экономической формации соответствует конкретный тип осознания личностью будущего. Это направление предполагает анализ формационной зрелости личности, сознания, формационных качеств человека, ценностей.

Указанные подходы к исследованию сознания весьма распространены в социологической литературе и признаны основополагающими. Но в социологии возможны и другие аспекты исследования сознания, которые в настоящее время еще недостаточно разработаны. Выделим некоторые из них. В рамках нормативного (регулятивного) подхода осознание социального будущего анализируется как система норм деятельности личности, ее поведения в труде, быту, сфере межличностных отношений и т. д. В этом плане оно выступает как требование к своей деятельности.

Наряду с нормативным подходом существует и адаптивный, который рассматривает осознание социального будущего как средство приобщения всех социальных групп к создаваемым общественным отношениям, к принимаемым ими нормам, ценностям.

Осознание личностью своего социального будущего может быть изучено и в аксиологическом аспекте, так как оно имеет ценностную природу, т. е. включает оценку социального будущего с точки зрения понятий добра и зла, справедливого или несправедливого и т. д. Согласно гуманистическому подходу оно представляет собой мир ценностей. В данном случае необходимо раскрыть активнотворческую природу осознания будущего, характер и значимость его «творцов» и «потребителей», учитывая при этом его цели, ценности, идеалы.

Совокупность указанных подходов дает возможность социологии обеспечить целостный анализ осознания личностью своего социального будущего в современном обществе. Вычленение какого-то аспекта - не самоцель, а всего лишь процедура, позволяющая более углубленно анализировать какую-либо сторону осознания. Рассматривая осознание личностью своего социального будущего как целостное явление, систему, социология анализирует его в процессе возникновения, становления, функционирования и последующего развития личности. Социологическая теория исследует этот процесс пре>кде всего комплексно, т. е. в данном случае осознание личностью будущего рассматривается многопланово, в едином контексте познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности.

Рассматривая процесс осознания личностью своего социального будущего, исходим из разработанной отечественной школой человековедения современной концепции личности, которая сводится к следующим общим моментам: человек личность рассматривается как целостность; среда, в которой личность живет и действует, есть совокупность конкретно-исторических общественных отношений; сущность личности проявляется в существовании, деятельности, в ее субъективных свойствах: мотивах, ценностях, потребностях; личность является одновременно объектом и субъектом общественных отношений; в историческом процессе происходит становление личности как субъекта общественных отношений, условиями которого являются коллективные действия в социальной группе на основе познанных законов исторического развития. Таким образом, личность понимается как единство индивидуального выражения социально значимых качеств и свойств человека, как индивидуальная форма бытия общественных отношений, как мера социальности человека.

Соответственно предмету нашего анализа необходимо прежде своего уточнить понятие «социальное будущее». В данном исследовании «социальное» рассматривается как синоним термина «общественные отношения». Под социальным будущим понимается перспектива, вырастающая из деятельности в настоящем. Социальное будущее - это такое состояние, потенциальная возможность которого обеспечивается его предыдущим развитием.

Осознание социального будущего является одним из элементов осознания социального времени. Осознание будущего фиксируется в осознании векторности времени. Деление процесса развития объекта на прошлое, настоящее, будущее возможно только в сознании. Историческая последовательность развития общества, отраженная в личности, выступает как объективное основание исторического времени, которое необходимо индивиду для того, чтобы отличить прошлое от будущего, чтобы понять, что наша история всегда с нами, внутри нас. Осознание социального будущего находится в противоречивом взаимодействии с прошлым и настоящим. Настоящее преломляется в будущем через тенденции развития общества, личности.

В осознании социального будущего выделяется ближайшее, отдаленное и сверхотдаленное будущее. Формирование личности предполагает развитие у нее представлений о ближайшей и отдаленной перспективе как общества, так и своей личной жизни. В социальном времени выделяется время индивида, поколения, истории.

Осознание личностью своего социального будущего включает и осознание будущего развития общества, т. е. включает и осознание современного общества, содержания эпохи, социального прогресса, нового типа цивилизации. Индивидуальными потребностями, интересами, ценностными ориентациями личности определяется избирательность в сознании тех или иных аспектов социального будущего. Ее представление о будущем не всегда совпадает с традиционным, т. е. таким, которое принято в науке или на которое ориентируется государственная власть и политические движения. Будущее неоднозначно, потенциально, альтернативно, плюралистично.

Осознание личностью своего социального будущего всегда критично, выступает как протест против существующего, взывает к его диалектическому отрицанию. В результате разрешения противоречия между будущим и настоящим рождается новое. От осознания социального будущего зависит целесообразная практическая деятельность человека; оно является элементом культуры. В связи с этим возникает необходимость выяснить его место и роль в системе индивидуального сознания личности современного общества. Решение этой проблемы возможно посредством конкретно социологического исследования, проведенного по специально разработанной методике.

Методика социологического исследования , с помощью которого можно получить представление о реальном осознании личностью своего социального будущего, предполагает прежде всего, определение основных понятий. Таким понятием является «осознание личностью своего социального будущего», определение которого дано ранее. Но для целей конкретно-социологического исследования это определение необходимо свести к операциональной характеристике его содержания и структуры. Осознание индивидом своего социального будущего, его содержание и направленность фиксируем в следующих операциональных формах: осведомленность личности об общественном и своем индивидуальном будущем, характеризуемую объемом информации о нем; избирательность личности в вопросе об общественном и индивидуальном будущем, характеризуемую конкретным содержанием, направленностью информации о нем; степень активного отношения к будущему, характеризуемую трудовой, общественно-политической, духовной активностью личности; степень влияния осознания личностью на поведение, ценности, образ жизни, самосознание, мировоззрение личности.

Современное общество требует предвидения, поэтому личность постоянно находится в сфере оперирования информацией о будущем. Б той или иной форме эта информация усваивается индивидом. Эмпирическое социологическое исследование должно исходить из факта наличия в социальной сфере этой информации и выяснения ее истоков, формы и уровней, отношения к ней индивида.

Поскольку индивиду свойственно дифференцированное отношение к будущему, отражающему специфику его положения, уровень культуры, особенность интересов и ценностных ориентаций, то социологическое исследование должно выявить избирательность личности в отношении к социальному будущему, соотношение в каждом отдельном случае общего социального будущего и планов на будущее данного индивида.

В основу данной методики положен метод составления сценариев. Выбран этот метод потому, что, только он способен обеспечить возможность увязать воедино частные прогнозные выводы, создать целостную картину социального будущего. В сценарии дается описание основных сторон предполагаемой картины социального будущего, тем самым опрашиваемому задается реальнопроективная ситуация. Опрашиваемый должен определить степень своей информированности о данной ситуации, свое понимание данной ситуации, соотношения ее с его собственными жизненными ожиданиями, его ценностями. В основу этой ситуации положены главные направления социального прогнозирования: экономическое, экологическое, научно-техническое, урбанизации, демографическое, образование, развития культуры и образа жизни.

Тип осознания личностью своего социального будущего рассматривается через систему показателей, характеризующих место будущего в системе ценностных ориентаций, жизненных планов; отношение ее к будущему общества, планированию своей жизни, удовлетворенность осуществлением своих жизненных планов; информированность о более отдаленном и близком социальном будущем через структуру источников информации о будущем, взаимосвязь информированности о будущем и активности личности.

Осознание тенденций экономического развития анализируется через вопросы о будущих сферах занятости, предпочитаемом содержании труда, о мотивах будущей производственной деятельности.

Осознание тенденций экологического, демографического развития, образования, урбанизации анализируется через осознание личностью своего будущего места жительства и мотивов выбора его, желаемого количества детей в семье, факторов, определяющих развитие семьи, будущих форм обучения и воспитания детей.

Осознание тенденций развития культуры и образа жизни личности рассматриваются через отношение ее к формам проведения свободного времени, к образу жизни.

Задав реально-проективную ситуацию, мы получаем возможность вести анализ осознания личностью своего социального будущего с учетом времени. Изменение типа и объема информации есть косвенный показатель изменения уровня и содержания осознания будущего в современном обществе.

В задаваемой реально-проективной ситуации акцент при выяснении типа осознания будущего сделан не столько на осознание ближайшего, сколько на осознание отдаленного будущего. Этот вид осознания невозможен без теоретического знания, социальной информации. Поэтому вопросы распространения теоретического социального знания и восприятия социальной информации индивидом занимают одно из главных мест в эмпирическом анализе осознания личностью своего социального будущего.

Для анализа социальной информированности личности разработаны специальные метрики, в которых показатели, характеризующие ее, разделены на следующие группы: фиксирующие содержание социальной информированности; характеризующие материально-техническую базу социальной информированности; отражающие социальную активность; характеризующие специалистов, занимающихся вопросами социальной информированности.

Осознание личностью своего социального будущего в системе современного общества. Будущее в той или иной мере присутствует во всех видах деятельности и как знаковая форма в самых различных текстах. Поэтому его осознание происходит не только в многообразных формах, но и на разных уровнях сознания. Будущее отражает не только обыденное, но и теоретическое осознание. Высшей формой и уровнем теоретического осознания будущего является наука, смысл которой заключается в объективном предвидении будущего. Научное осознание социального будущего - одна из тенденций развития сознания в современном обществе. Такое осознание будущего чаше всего проявляется в форме специализированного сознания, но в то же время оно начинает становиться элементом массового сознания.

Теоретическое осознание будущего отражается не только в науке, но и в идеологии, которая своей прогностической функцией взаимосвязана с наукой. Взаимодействие идеологии с социальной психологией свидетельствует о том, что теоретическое осознание личностью своего социального будущего взаимосвязано и с этой сферой сознания. Социальная психология вбирает в себя также эмоционально-чувственную сторону обыденного сознания. Поэтому осознание будущего опирается не только на теоретический уровень познания, но и на эмпирический. Теоретическое осознание не может вместить в себя всю индивидуальную жизнь личности, особенно ее житейские интересы, ввиду этого оно находится в противоречивом взаимодействии с обыденным осознанием будущего.

Осознание личностью своего социального будущего подчиняется логике, но в то же время оно шире и глубже рациональных моделей. Осознание личностью своего социального будущего является элементом всех форм сознания современного общества: философии, религии, морали, искусстве и т. д. В каждой из них оно отражается в специфической форме. Форме сознания соответствует форма идеала.

Взаимосвязь осознания социального будущего со всеми формами сознания построена на широкой вариативности форм предвидения. Последнее может быть выражено не только в форме идеала, но и прогноза, проекта, плана, программы, цели, стратегии и т.д. Осознание личностью своего социального будущего опирается не только на научные, но и на ненаучные формы предвидения: фантазию, мечту, догадку, интуицию, миф, утопию..

Осознание личностью своего социального будущего включает осознание цели и смысла жизни, жизненную стратегию, жизненную линию, жизненную программу, жизненные планы, жизненный путь, социальные установки, ценностные ориентации личности. Социологические исследования, проведенные нами в начале 70-х и начале 90-х годов, выявили у личности конкретную иерархию ценностных ориентаций личности, которые изменяются в процессе развития общества. Личность современного общества имеет конкретные ориентации на будущее во всех сферах жизни. В частности, выявленные нами с помощью эмпирического исследования представления личности о предполагаемых ею в будущем видах труда, профессиях, сферах занятости населения, типах поселения и т.д. позволили зафиксировать у нее четкие ориентации на будущее. Ориентация на будущее в личной жизни достаточно конкретно взаимосвязана с ориентацией на будущее развитие общества.

Сформировавшиеся ценностные ориентации личности отражают не только ее настоящие потребности, но и будущие, которые она оценивает как реальную программу социального и индивидуального совершенствования. В этом проявляется специфическое свойство самосознания личности современного общества: наличие в социальном самосознании личности закономерной и обязательной социальной прогностической ориентации, опирающейся не только на обыденное, но и на теоретическое осознание будущего.

Осознание будущего является не просто формой логических размышлений личности, но и предпосылкой конкретной практической деятельности. Оно выполняет целую систему функций: познавательную, планирующую, воспитательную, ориентирующую, регулятивную. Между уровнем осознания своего социального будущего и активностью личности фиксируется конкретная взаимосвязь, что особенно интересует нас.

Приходит в этот мир? Каково предназначение человека? В чем смысл жизни? Все это так называемые вечные вопросы. Они никогда не могут быть разрешены окончательно. Мир и человек постоянно меняются. Следовательно, меняются и представления людей о мире, человеке. Все представления и знания человека о самом себе называются его .

Мировоззрение — сложное явление духовного мира человека, и сознание является его фундаментом.

Различают самосознание индивида и самосознание человеческой общности, например конкретного народа. Формами проявления самосознания народа являются мифы, сказки, анекдоты, песни и т. д. Самый элементарный уровень самосознания — первичное представление о себе . Нередко оно определяется оценкой человека другими людьми. Следующий уровень самосознания представлен глубоким пониманием самого себя, своего места в обществе. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение — представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.

В мировоззрении человек осознает себя не через свое отношение к отдельным предметам и людям, а через обобщенное, интегрированное отношение к миру как целому, частью которого является и он сам. В мировоззрении человека отражаются не просто его отдельные свойства, а то главное в нем, что принято называть сущностью, что остается наиболее постоянным и неизменным, в течение всей его жизни проявляясь в его мыслях и действиях.

В реальности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей. Оно используется и в качестве общих воззрений на жизнь. Мировоззрение представляет собой интегральное образование, в котором принципиально важна связь её компонентов. В состав мировоззрения входят обобщенные знания, определенные системы ценностей, принципы, убеждения, идеи. Мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его поступки; ориентирами при выборе способов поведения служат убеждения, т. е. взгляды, активно воспринимаемые людьми, особо устойчивые психологические установки человека.

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой синтез различных черт человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Коренные вопросы всякою мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.

Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.

Компоненты мировоззрения человека

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Например, житейские знания помогают ориентироваться в обыденной жизни — общаться, учиться, строить карьеру, создавать семью. Научные знания позволяют осмысливать факты на более высоком уровне и строить теории.

Наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями , связано с чувствами, трансформировано страстями. Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею.

Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Ради дружбы и любви, ради семьи и близких человек может действовать вопреки здравому смыслу, рискуя жизнью, преодолевать страх, выполняя то, что считает своим долгом. Убеждения и принципы вплетены в саму ткань человеческой жизни и часто их влияние на поступки бывает намного сильнее, чем влияние знаний и эмоций вместе взятых.

Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях.

Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный. Конечно, такое деление весьма условно: компоненты никогда не существуют в чистом виде. Мысли всегда эмоционально окрашены, поступки воплощают ценности человека и т.д. В реальности мировоззрение — всегда целостность, а разделение его на компоненты применимо только в исследовательских целях.

Типы мировоззрения

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения :

  • мифологическое;
  • религиозное;
  • философское.

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

Роль мировоззрения в жизни человека

Мировоззрение дает человеку целостную систему ценностей, идеалов, приемов, образцов для жизни. Оно упорядочивает окружающий мир, делает его понятным, указывает на самые короткие пути достижения целей. Напротив, отсутствие цельного мировоззрения превращает жизнь в хаос, а психику — в совокупность разрозненных переживаний и установок. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. В такой ситуации важно восстановить мировоззренческую целостность личности, иначе ее место будет заполнено химическими или духовными суррогатами — алкоголем и наркотиками или мистикой и сектантством.

С понятием «мировоззрение» сходно понятие «менталитет» (от фр. mentalite — склад ума). Менталитет — это уникальный сплав психических качеств, а также особенностей их проявлений. По сути это духовный мир человека, пропущенный через призму его личного опыта. Для нации это духовный мир, пропущенный через исторический опыт народа. В последнем случае менталитет отображает национальный характер («душу народа»).

Похожие статьи

  • Таис Сотер - Факультет боевой магии

    Факультет боевой магии. Сложные отношения Таис Сотер (Пока оценок нет) Название: Факультет боевой магии. Сложные отношенияО книге «Факультет боевой магии. Сложные отношения» Таис Сотер Нелегко стать примерной спутницей жизни, особенно...

  • Осознание человеком своего места в окружающем мире

    Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения,...

  • Являетесь ли вы хозяином своей судьбы?

    Базовые материалы: Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus External control of reinforcement. Psychological Monographs, 80, Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий или же они определяются...

  • Историко-архивный институт российского государственного гуманитарного университета

    Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об открытии при Центральном архивном управлении Союза ССР Института архивоведения и о передаче Кабинета архивоведения при Центральном архивном управлении РСФСР в ведение Архивного управления Союза ССР» по...

  • Как отвечать на «How are you?

    Возможно, сама популярный вопрос при встрече двух людей — простое выражение «как дела?». Или — «Привет. Как дела?». Особенно часто употребляется данная фраза именно по-английски, ведь английский — один из самых интеллигентных языков в мире...

  • Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей физики

    Наш образова­тельный портал предостав­ляет онлайн курсы по физике бесплатно. Online курс содержит как учебный, так и провероч­ный материал в полном соответ­ствии с действую­щей школьной программой. Видео уроки представля­ют собой...