Как понять, являетесь ли вы хорошим человеком? Являетесь ли вы хозяином своей судьбы? Как защитить себя от энергетического вампира

Базовые материалы:

Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus

External control of reinforcement. Psychological Monographs, 80,

Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий или же они определяются некими внешними силами? Подумайте об этом: когда с вами случается что-то хорошее, вы хвалите себя за это или же думаете, как вам повезло? Когда случается что-то плохое, вы возлагаете ответственность на себя или списываете это на судьбу? Тот же вопрос может быть сформу-

лирован более психологично: верите ли вы, что существуют причинные отношения между вашим поведением и его последствиями?

Джулиан Роттер, один из наиболее влиятельных психологов, предположил, что люди в значительной степени отличаются друг от друга в вопросе возложения ответственности за то, что с ними происходит. Когда люди считают, что последствия их действий зависят от удачи, судьбы или других сил, это значит, что у таких людей, как это назвал Роттер, внешний (экстер-налъный) локус контроля (локус означает местоположение). И наоборот, если люди считают, что их собственное поведение и личностные характеристики ответственны за последствия их действий, у них внутренний (интернальный) локус контроля. В своей часто цитируемой статье 1966 года Роттер говорит, что тенденцию рассматривать события с позиции внутреннего или внешнего локуса контроля можно объяснить с точки зрения теории социального научения.

Согласно этой теории, в период детства, начиная с младенчества, человек усваивает определенные модели поведения, поскольку они сочетаются с какой-то формой подкрепления. Это подкрепление повышает ожидание того, что и в дальнейшем определенное поведение приведет к желаемому подкреплению. Когда подобное ожидание уже есть, подкрепление может и не появиться, и тогда ожидание угасает. Следовательно, подкрепление иногда зависит от поведения, а иногда возникает само по себе (см. обсуждение этих зависимостей в работе Б. Ф. Скин-нера). Некоторые дети в процессе развития чаще сталкиваются с тем, что их действия оказывают непосредственное влияние на появление подкрепления, а другие с тем, что подкрепление в основном является результатом действия неких внешних факторов. Роттер утверждает, что ваш общий опыт научения создает в вас обобщенное ожидание относительно того, контролируется ли подкрепление внешними или внутренними силами.

«Эти генерализованные ожидания, - пишет Роттер, - отразятся на характерных отличиях поведения в ситуации, которая в обществе может рассматриваться либо как "случай", либо как "результат умений-неумений самого человека", и могут продуцировать индивидуальные различия в конкретных условиях» (р. 2). Другими словами, вы настраиваетесь интерпретировать

последствия вашего поведения как результат или внешних, или внутренних сил, что повлияет на ваше будущее поведение практически во всех ситуациях. Роттер считал, что локус контроля, внешний или внутренний, является важной частью вашего Я, вашей личности.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале главы. Кем вы считаете себя: экстерналом или интерналом? Роттер хотел именно изучить различия по данному признаку, а не просто спросить об этом людей, и поэтому он разработал тест, измеряющий локус контроля личности. Теперь, когда стало возможным измерение данной характеристики, Роттер мог исследовать, как она влияет на поведение человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Роттер намеревался проверить две основные мысли. Во-первых, он указал на возможность такого усовершенствования теста, что он будет достаточно надежен для измерения степени экстернальности-интернальности человека в жизни. Во-вторых, он предположил, что у людей будут обнаружены достаточно стабильные индивидуальные отличия в их интерпретации причин подкрепления в одних и тех же ситуациях. Роттер решил проверить свою гипотезу с помощью сравнительного исследования людей с внешним и внутренним локусом контроля в различных контекстах.

МЕТОД

Роттер разработал шкалу, содержащую серию пар утверждений. Каждая пара содержит утверждение, отражающее внешний локус контроля, и утверждение, отражающее внутренний локус контроля. Испытуемые получали инструкции выбирать «одно утверждение из каждой пары (и только одно), которое, по вашему мнению, наиболее подходит вам. Убедитесь, что вы выбрали то, которое вы действительно считаете верным для себя, а не то, которое вы считаете правильным вообще, или то, которое вы хотели бы считать верным для вас. Это измерение личных убеждений: здесь нет правильных или неправильных ответов» (р. 26). Тест был разработан так, что каждый тестиру-

емый должен был выбрать по одному утверждению из каждой пары и не мог выбрать оба или ни одного.

Тест Роттера претерпел множество ревизий и изменений. В своей первоначальной форме он содержал 60 пар утверждений, но после разноплановой проверки на надежность и валидность был уточнен и сокращен до 23 пар. К ним были добавлены 6 пунктов, не имеющие отношения к задаче и введены, чтобы скрыть истинную цель теста. Подобные «наполнители» часто используются в подобных методиках, потому что если бы тестируемые могли догадаться, что именно измеряет тест, они могли бы изменить свои ответы в попытке показать лучший результат.

Роттер назвал свой тест 1-Е шкала (шкала интернальности-экстернальности. - Прим. ред.), под этим именем она известна и по сей день. В табл. 7.1 содержатся примеры типичных зада-

ний из I-Е шкалы, а также примеры «наполнителей». Если вы просмотрите эти задания, то увидите, какие утверждения отражают внутреннюю, а какие - внешнюю ориентацию. Роттер утверждал, что его тест измеряет степень выраженности личностной характеристики «внешний или внутренний локус контроля».

Следующим шагом Роттера была демонстрация того, что данная характеристика может быть использована для предсказания поведения человека в определенных ситуациях. Он сообщает о нескольких исследованиях (собственных и других авторов), в которых баллы по шкале I-Е (в различных формах) анализировались в связи с действиями человека в разных жизненных ситуациях. В этих исследованиях была выявлена высокая корреляция между I-Е баллами и различными ситуациями, предполагающими азартные игры, политическую деятельность, убеждение, курение, наличие мотивации достижения и конформность.

Азартные игры

Роттер сообщает о взаимосвязи поведения человека при выборе ставок в игре и его локуса контроля. Автор выяснил, что интерналы (по шкале I-Е) предпочитали ставить наверняка - на группы чисел. Люди же с внешним локусом контроля чаще рисковали. К тому же экстерналы, как правило, чаще ставили на более необычные комбинации, называемые также хитростью игрока (например, ставка на номер, который уже достаточно долго не выпадал, с той логикой, что именно сейчас пришло время).

Политическая деятельность

В 60-е годы Роттер и коллеги провели опрос афроамериканцев - студентов колледжей южных штатов в отношении деятельности, связанной с движениями за гражданские права

человека. Результаты показали, что те, кто участвовал в маршах и присоединился к группам борьбы за гражданские права человека, чаще были более ориентированы на внутренний локус контроля.

Убеждение

В довольно интересном исследовании, упомянутом Ротте-ром, с помощью I-Е шкалы были отобраны две группы студентов - высокоинтернальные и высокоэкстернальные. Для обеих групп были характерны сходные установки в отношении системы мужских и женских клубов на территории колледжа. Участников обеих групп попросили попытаться убедить других студентов изменить свое отношение к этим организациям. Интерналы убеждали более успешно. Другие же исследования показали, что люди с внутренним локусом контроля были более устойчивы к попыткам других людей манипулировать их мнением.

Курение

Интернальность взаимосвязана с высоким уровнем самоконтроля. В двух исследованиях, упомянутых Роттером, было выявлено, что: 1) курящие характеризовались большей экстернальностью, чем некурящие; 2) люди, бросившие курить после того, как Surgeon General напечатала на пачках сигарет предупреждение о вреде курения, оказались более интернальными, хотя в обоснованность этого предупреждения верили как интерналы, так и экстерналы.

Мотивация достижения

Если вы верите, что сами ответственны за успех вашего предприятия, логично предположить, что вы должны быть более мотивированы к достижению успеха, нежели тот, кто считает, что все дело в удаче. Роттер ссылается на исследование, проведенное на тысяче учеников средней школы, в котором была выявлена положительная взаимосвязь между внутренним локусом контроля по шкале I-Е и 15 из 17 показателей мотивации достижения. В этом списке были планы на поступление в колледж, время, затраченное на домашнюю работу, а также то, насколь-

ко родители интересовались школьными успехами своих детей. Каждый из этих факторов достижения чаще обнаруживался у учеников с внутренним локусом контроля.

Конформность

Еще в одном исследовании люди проходили тест на конформность, предложенный Соломоном Ашем. В этом тесте готовность субъекта согласиться с неверным мнением большинства была признаком проявления конформности (см. в данной книге статью Аша). Испытуемым давали возможность делать денежные ставки (деньги выделялись экспериментаторами) на правильность своих суждений. В этой ситуации люди-интерналы реже, по сравнению с экстерналами, соглашались с мнением большинства и ставили больше денег на собственное мнение в условиях, когда оно противоречило мнению большинства.

ОБСУЖДЕНИЕ

Обсуждая полученные результаты, Роттер указал на возможные источники индивидуальных различий, выявленных в отношении внешнего-внутреннего локуса контроля. Он ссылался на несколько исследований, в которых изучалась проблема возможных причин различий. Роттер представил три потенциальных источника развития внутренней и внешней ориентации: культурные, социально-экономические различия, а также вариации стиля воспитания.

В одном из исследований были обнаружены различия в ло-кусе контроля между различными культурами. В США сравнению подверглись три изолированные друг от друга группы: индейцы в штате Юта, мексиканцы и кавказцы. Выяснилось, что аборигены штата Юта были, в среднем, высокоэкстернальны-ми, в то время как белое население отличалось высокой интер-нальностью. Мексиканцы, по шкале I-Е, находились где-то посередине между двумя другими группами. В данном исследовании, в котором не учитывался социально-экономический фактор, были продемонстрированы культурные различия в локусе контроля.

Роттер также ссылается на более ранние, предварительные результаты исследований, которые показывают существование связи локуса контроля и социально-экономического уровня даже в рамках одной культуры. Выяснилось, что чем ниже социально-экономический уровень, тем вероятнее человек будет внешне ориентирован.

Стили воспитания в семье Роттер считал очевидным источником формирования внешней или внутренней ориентации. Несмотря на то что он не приводит достоверной исследовательской информации в поддержку данного мнения, автор полагает: родители, применяющие вознаграждения и наказания непредсказуемо и непостоянно, стимулируют развитие внешнего локуса контроля. (Последние исследования по данной теме представляют ее более детально.)

Основываясь на стабильном характере полученных данных, Роттер сделал вывод, что локус контроля является определяемой характеристикой человека, которая достаточно устойчива в различных ситуациях. Более того, воздействие на поведение со стороны фактора внешней-внутренней ориентации таково, что данный фактор влияет на разных людей по-разному в сходных ситуациях. Роттер также полагает, что локус контроля можно измерить и что достаточно эффективным инструментом для этого является шкала I-Е.

И наконец, Роттер предположил, что люди с внутренним локусом контроля (те, кто считает, что они могут контролировать свою судьбу) чаще, нежели экстерналы: 1) извлекают из жизненных ситуаций информацию, полезную для повышения эффективности своего будущего поведения в сходных ситуациях; 2) чаще проявляют инициативу в отношении изменения и улучшения условий жизни; 3) больше ценят внутренние навыки и достижение поставленных целей и 4) более устойчивы к манипуляциям со стороны окружающих.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Со времени разработки Роттером I-Е шкалы были проведены сотни исследований, изучавших связь между локусом контроля и поведением. Далее мы рассмотри краткое описание ряда

исследований, имеющих дело с разнообразием человеческого поведения.

В статье 1966 года Роттер затронул тему связи локуса контроля и заботы о здоровье. Проведены и другие исследования по данной проблеме. В обзоре исследований локуса контроля Стриклэнд (Strickland, 1977) пишет, что интерналы в целом чувствуют больше ответственности за свое здоровье. Они более склонны вести здоровый образ жизни (не курят и правильно питаются) и ведут себя менее рискованно с целью избежать несчастных случаев. Также в данных исследованиях было выявлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессу и меньше страдают от болезней, связанных со стрессом.

Гипотезы Роттера о связи между стилем воспитания и локусом контроля были частично подтверждены. Исследования показали, что родители детей-интерналов больше проявляли свою любовь к ребенку, были более последовательны в отношении дисциплины, а также в большей степени старались воспитать в детях привычку брать ответственность за свои действия на себя. Родители же экстерналов оказались более авторитарными и строгими и не давали своим детям возможности контролировать свою жизнь (см. обсуждение у Davis & Phares, 1969).

В еще одном достаточно интересном исследовании было продемонстрировано, что понятие локуса контроля может иметь применение в социологии и изучении катастроф. Симе и Бауман (Sims & Baumann, 1972) применили теорию Роттера к объяснению того, почему в Алабаме от торнадо погибает больше людей, чем в Иллинойсе. Исследователи заметили, что смертность от торнадо была в пять раз выше на юге по сравнению с западной частью США, и стремились определить причину. Одно за одним они отвергали физические объяснения, такие как сила урагана и интенсивность (бури, как правило, мощнее в Иллинойсе), время дня, когда происходит данное природное явление (одинаковое количество торнадо прошли в обоих штатах ночью), тип построек (каменные дома так же опасны, как и деревянные, но по разным причинам) и качество систем предупреждения (еще до того, как появились системы предупреждения, смертность в Алабаме была такой же).

Исключив все факторы окружающей среды, Симе и Бауман предположили, что различия могут объясняться психологическими переменными, и предложили рассматривать локус контроля как вероятную возможность. В четырех округах Иллинойса и Алабамы, где бушевали торнадо и, соответственно, имелись смертельные случаи, исследователи провели опрос на основе модифицированной версии 1-Е шкалы Роттера. Они выяснили, что респонденты из Алабамы демонстрируют гораздо большую экстернальность локуса контроля по сравнению с респондентами из Иллинойса. Опираясь на эти результаты, а также по ответам на другие вопросы из опросника, посвященного поведению во время торнадо, исследователи сделали вывод, что интернальность в большей степени способствует спасению во время торнадо (эти люди серьезно относятся к новостям, представляемым в масс-медиа, и предупреждениям других). Это является непосредственным результатом внутреннего убеждения людей в том, что их поведение способно изменить ход событий. В этом исследовании алабамцы оказались «менее уверенными в себе как в источнике воздействий на события, а также в своей способности действовать достаточно эффективно... Данные... формируют убедительную картину того, как личность человека может повлиять на качество его взаимодействия с природой» (Sims & Baumann, 1972, p. 1391).

СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

Сказать, что сотни исследователей использовали теорию локуса контроля Роттера с тех пор, как она появилась в 1966 году, это значит сильно недооценить реальные масштабы ее применения. В реальности насчитываются тысячи таких исследований! Если вы рассмотрите период с 1997 по 2000 год, время от предыдущего издания этой книги, вы обнаружите более 600 статей, в которых есть ссылки на ранние исследования Роттера. Это значительно больше количества ссылок на любое другое исследование, упомянутое в этой книге. То, что так много людей опирается в своих работах на теорию Роттера, говорит в пользу общего согласия с влиянием и обоснованностью интернальности-экстерналъности как личностной характеристики. Далее мы рассмотрим несколько примеров подобных исследо-

ваний из огромного многообразия работ, опирающихся на изыскания Роттера. Закономерно, что если вы не чувствуете личной, внутренней силы и возможности управлять событиями в своей жизни, то, вероятно, чувствуете свою беспомощность и безнадежность, когда у вас что-то не получается. Что ж, беспомощность и безнадежность - это два ключевых симптома депрессии. (Данная проблема будет более детально обсуждаться далее, когда речь пойдет об исследовании Селигмана.) Связь между локусом контроля и депрессией была подтверждена и расширена в работе Янга и Клама (Yang & Clum, 2000). В этом исследовании было продемонстрировано, как детский стресс, вызванный оскорблениями, нестабильность в семье или общая негативная обстановка в ней создают низкую самооценку, экстер-нальность, а также являются причиной сильных депрессий и суицидальных тенденций во взрослой жизни.

Очень часто при обсуждении исследований Роттера возникает вопрос религиозной веры. Многие религиозные люди считают, что порой необходимо вложить свою судьбу в руки Бога; в рамках теории Роттера это означает склонность к внешнему локусу контроля с соответствующими негативными последствиями. В Journal of Psychology and Religion описано довольно изящное исследование на эту тему (Welton, Adkins, Ingle & Dixon, 1996). Используя различные шкалы и субшкалы теста на локус контроля, исследователи оценивали степень интернальности у испытуемых, ощущаемый контроль со стороны иных сильных, веру в судьбу и веру во власть Бога. У респондентов, имеющих высокие оценки веры во власть Бога, были, тем не менее, выявлены преимущества, связанные с внутренним локусом контроля. Авторы утверждают, что если человек - экстернал по шкале Роттера, но внешняя власть воспринимается им как исходящая от могучего высшего существа, то такие люди гораздо реже сталкиваются с проблемами, обычно ассоциируемыми с внешним локусом контроля (например, бессилие, депрессия, низкие достижения, низкая мотивация к изменениям).

Во многих кросскультурных исследованиях было использовано понятие локуса контроля как личностной характеристики. К примеру, российские ученые изучили локус контроля и приверженность правым политическим установкам авторитаризма у студентов колледжей в России и Америке (Дьяконова

и Юртайкин, 2000). Результаты показали, что у американских студентов больший внутренний локус контроля коррелировал с более высоким уровнем приверженности авторитаризму; у российских студентов подобной корреляции не наблюдалось. В другом кросскультурном исследовании, использовавшем шкалу 1-Е Роттера, изучалась психологическая приспособляемость к поставленному диагнозу «рак» в глубоко суеверной коллективистской культуре (Sun and Stewart, 2000). Интересно, что результаты этого исследования показали: «даже в культуре, где широко распространены убеждения о существовании сверхъестественного, он [внутренний локус контроля] положительно связан, а установка на судьбу отрицательно связана с приспособляемостью» к таким серьезным диагнозам, как рак (р. 177). Внимание исследователей, обращавшихся к работам Роттера, было также направлено на следующие проблемы: посттравматические стрессы, проблемы контроля и старение, методики помощи при деторождении, совладание с неожиданным стрессом, зашумленность среды, академическая успеваемость, преступления в среде «белых воротничков», взрослые дети алкоголиков, домогательства в отношении детей, связь умственного здоровья и природных катастроф, использование контрацептивов, а также предотвращение ВИЧ и СПИДа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экстернальность-интернальность в целом признана относительно стабильным аспектом человеческой личности, которая может быть измерена и имеет важное значение для предсказания поведения в самых разных ситуациях. Словосочетание относительно стабильный используется по причине того, что локус контроля человека может меняться в определенных обстоятельствах. Экстерналы часто приобретают значительную интернальность, когда по ходу своей профессиональной карьеры им доверяются власть и ответственность. Люди высокоин-тернальные могут стать более внешне ориентированными в период стресса и неопределенности. Более того, человек может научиться быть более интернальным, если предоставить ему такую возможность.

Концепция Роттера подразумевает, что интерналы лучше приспосабливаются и более эффективны в жизни. Несмотря на то что основная часть исследований подтверждает это предположение, Роттер в своих последних работах высказывает некое предупреждение (см.: Rotter, 1975). Каждый человек, а в особенности интернал, должен внимательно относиться к окружающей среде. Если человек пытается изменить неизменяемое, ему обеспечены фрустрация, разочарование и депрессия. Когда внешние силы фактически контролируют последствия поведения человека, наиболее реалистичным и здоровым подходом в данном случае было бы взять один из внешних ориентиров.

ЛИТЕРАТУРА

Davis, W, & Phares, E. (1969). Parental antecedents of internal-external control of reinforcement. Psychological Reports, 24,427- 436.

D"yakonova, N., & Yurtaikin, V (2000). An authoritarian personality in Russia and in the USA: Value orientation and locus of control. Voprosy Psikhologii, 4, 51-61.

Rotter, J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external reinforcement. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 56-67.

Sims, J., & Baumann, D. (1972). The tornado threat: Coping styles in the North and South. Science, 176, 1386-1392.

Strickland, B. (1977). Internal-external control of reinforcement. In T. Blass (Ed.), Personality variables in social behavior. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Sun, L., & Stewart, S. (2000). Psychological adjustment to cancer in a collective culture. International Journal of psychology, J5(5), 177- 185.

\\elton, G., Adkins, A., Ingle, S., & Dixon, W. (1996). God control - The 4th dimension. Journal of Psychology and Theology, 24(1), 13-25.

Yang, В., & Clum, G. (2000). Childhood stress leads to later suicidality via its effects on cognitive functioning. Suicide and Life-Threatening Behavior, 30(3), 183-198.

Насколько вы нравственны?

Базовые материалы:

Невероятные факты

Практически в каждом из нас в разное время просыпается маленький энергетический вампир.

Как узнать, тянете ли вы жизненную энергию из других людей и используете чужие эмоции в своих целях?

Этот быстрый тест поможет вам узнать ответ на этот вопрос.

Ответьте "да" или "нет" на следующие 10 вопросов. Постарайтесь отвечать честно!


Тест: Являетесь ли вы энергетическим вампиром?

1. Считаете ли вы, что другие не понимают вас и ваших проблем?

2. Кажется ли вам, что в вашей жизни столько препятствий, что вы над ними не властны?

3. Часто ли просите о помощи, и вам кажется, что мало людей отзывается на ваши просьбы?

4. Кажется ли вам, что вы не получаете должного внимания и признания, которого заслуживаете?

5. Жалуются ли другие, что вы их не слушаете, хотя вам кажется, что они вас не слушают?

6. Считаете ли вы, что у других людей жизнь намного легче, чем у вас?

7. Вы часто ссоритесь с друзьями и близкими?

8. Если это так, думаете ли вы, что это обычно их вина?

9. Бывает ли так, что люди внезапно обрывают с вами контакты без объяснений и отказываются с вами общаться?

10. Часто ли вы чувствуете себя беспомощным, и вам кажется, что вы не можете изменить свою жизнь?

Результаты:

0-2 балла – Поздравляем! У вас нет признаков энергетического вампиризма.

3-5 баллов – У вас есть склонность к энергетическому вампиризму. Пришло время пересмотреть свое поведение и что-то менять. Если вы зациклены на себе, начините интересоваться другими людьми. Не вините себя, вы были честны с собой, а значит находитесь на пути к положительным изменениям.

6-8 баллов – Вы - энергетический вампир. Возможно, ваши близкие чувствуют себя истощенными, когда вы демонстрируете определенное поведение – например, пребываете в унынии, но отказываетесь от помощи. Возможно, такое поведение стало результатом травм прошлого. Будьте к себе снисходительнее и начните с небольших изменений.

9-10 баллов – Вы - сильный энергетический вампир, который высасывает энергию из других людей. Что побуждает вас вести себя таким образом? Страх? Гнев? Не бойтесь обратиться за помощью. Люди будут ценить ваше стремление измениться.

Люди-энергетические вампиры


Вампиров часто представляют как мистических существ из фильмов ужасов. На самом деле, энергетические вампиры живут среди нас, хотя и выглядят они не так, как мы их себе представляем.

По сути, энергетические вампиры - это люди, которые вытягивают из вас жизненные силы . Знаете ли вы человека, который одним своим присутствием распространяет негатив? Чувствуете ли вы себя истощенным после разговора с определенным знакомым или членом семьи? Если вы ответили утвердительно на эти вопросы, в вашей жизни может присутствовать энергетический вампир .

Все энергетические вампиры страдают от низкой самооценки, но не все люди с низкой самооценкой являются вампирами.

Для эмоционального вампира свойственны 3 основные черты:

    Чрезмерная потребность в признании и внимании

    Убеждение, что все, что с ними случается, не является их виной

    Неспособность осознать у себя механизмы самозащиты

Современные вампиры не высасывают кровь, а вытягивают ваше счастье, энергию и даже желание жить. Они питаются негативными эмоциями, и они сознательно или подсознательно ощущают себя счастливыми, только когда вы несчастны.

Как распознать энергетического вампира:

    Вы чувствуете себя эмоционально истощенным рядом с определенными людьми

    У вас бывают головокружения и слабость в присутствии или во время разговора с человеком (даже по телефону)

    У вас часто болит голова, или вы чувствуете себя уставшим после встречи с энергетическим вампиром, даже в людном месте

    Вы ощущаете тяжесть рядом с энергетическим вампиром

    Ваши веки становятся тяжелыми, и вам сразу хочется заснуть после общения с энергетическим вампиром

    После встречи с человеком вы подавлены, пессимистичны и лишены мотивации

Признаки энергетического вампира

1. Считают свое мнение фактом

Энергетические вампиры убеждены в том, что их мнение превыше всего, и оно всегда правильное. Они даже могут преподносить свое мнение, как факт или данность.

Например, вы купили себе новое платье. Ваша подруга-вампир может произнести фразу: "Боже, где ты достала такое ужасное платье? Оно уродливое, никогда больше не надевай его".

Кто-то может подумать, что это проявлением честности, но правду можно сказать разными способами. Энергетический вампир не задумывается о последствиях своих слов или действий, и о том, заденут ли они человека.

2. Постоянно жалуются на свои проблемы

Вспомните, когда вы говорите с кем-то из членов своей семьи или друзьями, о чем заходит разговор в первую очередь? Вы начинаете с хороших новостей и спрашиваете собеседника, как прошел его день, или тут же начинаете жаловаться и критиковать других? Если человек, с которым вы говорите, вежливо кивает, пока вы продолжаете описывать свой плохой опыт, вы, скорее всего, энергетический вампир.

Проанализируете ваше общение с остальными и вспомните свои разговоры. Если они состоят сплошь из жалоб, пора переключиться и начать искать плюсы в любой ситуации.

3. Играют на чувстве вины, чтобы получить желаемое

Многие из нас используют чувство вины, когда нам нужно что-то получить. Если это ваша постоянная тактика, окружающие будут ощущать, что вы забираете их энергию.

Такие фразы как: "Иди развлекайся, пока я сижу здесь и занимаюсь домашними делами" или "Ради тебя мне пришлось оставить свою больную мать" энергетические вампиры используют, чтобы вызывать у вас чувство вины. С помощью эмоциональных манипуляций они забирают энергию у других, оправдывая свои действия, повышая самооценку или используя для достижения своих целей.

4. Выставляют себя несчастным

Для энергетического вампира важно получать сочувствие и жалость других. Он может постоянно говорить о неудачах в своей жизни, часто преувеличивая свои несчастья, ожидая, что другие будут утешать и жалеть его.

Такой человек может спрашивать совета в сложной ситуации, при этом, не проявляя никакого интереса, когда окружающие предлагают конструктивное решение. По сути, вампир не нуждается в совете, а лишь хочет получить энергию за счет остальных.

5. Считают себя лучше других



Он может часами говорить о том, что он делал, что считает правильным, не давая другим возможности вклиниться в монолог.

6. Внушают страх

Энергетические вампиры любят распространять страх. Конец света, заговоры, несчастные случаи – все эти темы живо обсуждаются кровососами с теми, кто готов их выслушать.

Нет ничего плохого в том, чтобы делиться информацией, которая поможет предотвратить плохие или опасные события. Однако такое поведение часто заставляет других людей испытывать страх и истощает их энергию.

7. Считают, что всегда правы

Некоторые вампиры настолько упрямы и самоуверенны, что не верят ничему, что им говорят, даже если вы представляете им факты в лицо.

Такие люди не любят признавать себя неправыми или следовать указаниям других людей. Такая позиция блокирует поток энергию между вампиром и другими людьми, мешая вампиру расти и развиваться.

8. Не считают себя виноватыми в своих проблемах

Эмоционально зависимое поведение вампиров часто вызывает негативную реакцию у других и отталкивает людей. Но вместо того, чтобы задуматься о том, что их высказывания были оскорбительными, грубыми или неприятными, они предпочитают думать, что вокруг них одни идиоты, подлецы, обманщики и так далее.

Как защитить себя от энергетического вампира

Очень важно знать, как защитить свою энергию и благополучие, когда вы находитесь рядом с энергетическим вампиром. Следующие меры помогут вам избежать тревоги, истощения и недомогания после общения с вампирами.


1. Вычеркните энергетического вампира из своей жизни (если это возможно)

Если вы не можете избежать общения с энергетическим вампиром (например, с вашим начальником или членом семьи), существенно ограничьте контакты с ними. Если это ваш бывший муж, и вы вынуждены с ним общаться из-за детей, сведите контакты к минимуму и используйте технологии. Например, напишите сообщение вместо того, чтобы договариваться по телефону.

2. Установите границы

Планируйте встречи с ними так, чтобы у ваших встреч было строго ограниченное время и пространство. Например, вы можете встретиться в кафе, но не приглашать этого человека к себе домой. Обозначьте время окончания вашей встречи.

3. Не питайте больших надежд

Если вы имеете дело с нарциссом, помните о том, что такие люди не способны на сопереживание. Не стоит этого ожидать от них. Не раскрывайте душу такому человеку, чтобы избежать дальнейшего разочарования от того, что не нашли в нем нужного понимания.

4. Станьте занятыми для вампира

Этот подход называется стратегией "сломанного крыла". Когда вампир пытается надоедать вам разговорами, скажите, что вы чувствуете себя нездоровым или очень уставшим. Энергетический вампир начнет искать себе другой источник, так как не хочет быть рядом с человеком, из которого нельзя вытянуть энергию.

5. Метод "серого камня"



Ведите себя как "серый камень" рядом с вампиром. Не развлекайте его. Не отдавайте энергию. Давайте скучные, односложные ответы. Не отвечайте им, пытаясь быть хорошим слушателем, предоставляя свое сочувствие и поддержку, и он потеряет интерес.

6. Не реагируйте слишком остро

Оставайтесь спокойными, собранными и невозмутимыми, когда имеете дело с энергетическим вампиром. Когда вы теряете самообладание, это может раззадорить вампира и ухудшит ваше состояние.

7. Трезво оценивайте ситуацию

Попросите кого-то из своих друзей или членов семьи трезво оценить ситуацию – человека, которому вы доверяете, который сможет со стороны оценить, когда другой начинает на вас вампирить.

40 исследований, которые потрясли психологию Хок Роджер Р.

ЯВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ХОЗЯИНОМ СВОЕЙ СУДЬБЫ?

Базовые материалы:

Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 80,1-28.

Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий, или же они определяются некими внешними силами? Подумайте об этом: когда с вами случается что-то хорошее, вы хвалите себя за это или же думаете, как вам повезло? Когда случается что-то плохое, вы возлагаете ответственность на себя или списываете это на судьбу? Тот же вопрос может быть сформулирован более психологично: верите ли вы, что существуют Причинные отношения между вашим поведением и его последствиями?

Джулиан Роттер, один из наиболее влиятельных психологов, предположил, что люди в значительной степени отличаются друг от друга в вопросе возложения ответственности за то, что с ними происходит. Когда люди считают, что последствия их действий зависят от удачи, судьбы или других сил, это значит, что у таких людей, как это назвал Роттер, внешний (экстерналъный) локус контроля (локус означает местоположение). И наоборот, если люди считают, что их собственное поведение и личностные характеристики ответственны за последствия их действий, у них внутренний (интерналъный) локус контроля. В своей часто цитируемой статье 1966 года Роттер говорит, что тенденцию рассматривать события с позиции внутреннего или внешнего локуса контроля можно объяснить с точки зрения теории социального научения.

Согласно этой теории, в период детства, начиная с младенчества, человек усваивает определенные модели поведения, поскольку они сочетаются с какой-то формой подкрепления. Это подкрепление повышает ожидание того, что и в дальнейшем определенное поведение приведет к желаемому подкреплению. Когда подобное ожидание уже есть, подкрепление может и не появиться, и тогда ожидание угасает. Следовательно, подкрепление иногда зависит от поведения, а иногда возникает само по себе (см. обсуждение этих зависимостей в работе Б. Ф. Скиннера). Некоторые дети в процессе развития чаще сталкиваются с тем, что их действия оказывают непосредственное влияние на появление подкрепления, а другие с тем, что подкрепление в основном является результатом действия неких внешних факторов. Роттер утверждает, что ваш общий опыт научения создает в вас обобщенное ожидание относительно того, контролируется ли подкрепление внешними или внутренними силами.

«Эти генерализованные ожидания, - пишет Роттер, - отразятся на характерных отличиях поведения в ситуации, которая в обществе может рассматриваться либо как “случай”, либо как “результат умений-неумений самого человека”, и могут продуцировать индивидуальные различия в конкретных условиях» (с. 2). Другими словами, вы настраиваетесь интерпретировать последствия вашего поведения как результат или внешних, или внутренних сил, что повлияет на ваше будущее поведение практически во всех ситуациях. Роттер считал, что локус контроля, внешний или внутренний, является важной частью вашего Я, вашей личности.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале главы. Кем вы считаете себя: экстерналом или интерналом? Роттер хотел именно изучить различия по данному признаку, а не просто спросить об этом людей, и поэтому он разработал тест, измеряющий локус контроля личности. Теперь, когда стало возможным измерение данной характеристики, Роттер мог исследовать, как она влияет на поведение человека.

Теоретические основания

Роттер намеревался проверить две основные мысли. Во-первых, он указал на возможность такого усовершенствования теста, что он будет достаточно надежен для измерения степени экстернальности-интернальности человека в жизни. Во-вторых, он предположил, что у людей будут обнаружены достаточно стабильные индивидуальные отличия в их интерпретации причин подкрепления в одних и тех же ситуациях. Роттер решил проверить свою гипотезу с помощью сравнительного исследования людей с внешним и внутренним локусом контроля в различных контекстах.

Метод

Роттер разработал шкалу, содержащую серию пар утверждений. Каждая пара содержит утверждение, отражающее внешний локус контроля, и утверждение, отражающее внутренний локус контроля. Испытуемые получали инструкции выбирать «одно утверждение из каждой пары (и только одно), которое, по вашему мнению, наиболее подходит вам. Убедитесь, что вы выбрали то, которое вы действительно считаете верным для себя, а не то, которое вы считаете правильным вообще, или то, которое вы хотели бы считать верным для вас. Это измерение личных убеждений: здесь нет правильных или неправильных ответов» (с. 26). Тест был разработан так, что каждый тестируемый должен был выбрать по одному утверждению из каждой пары и не мог выбрать оба или ни одного.

Тест Роттера претерпел множество ревизий и изменений. В своей первоначальной форме он содержал 60 пар утверждений, но после разноплановой проверки на надежность и валидность был уточнен и сокращен до 23 пар. К ним были добавлены 6 пунктов, не имеющих отношения к задаче, которые вводились, чтобы скрыть истинную цель теста. Подобные «наполнители» часто используются в подобных методиках, потому что, если бы тестируемые могли догадаться, что именно измеряет тест, они могли бы изменить свои ответы в попытке показать лучший результат.

Роттер назвал свой тест I-Е шкала (шкала интернальности-экстер-нальности. - Прим. ред.), под этим именем она известна и по сей день. В табл. 1 содержатся примеры типичных заданий из I-Е шкалы, а также примеры «наполнителей». Если вы просмотрите эти задания, то увидите, какие утверждения отражают внутреннюю и внешнюю ориентацию. Роттер утверждал, что его тест измеряет степень выраженности личностной характеристики «внешний или внутренний локус контроля».

Следующим шагом Роттера была демонстрация того, что данная характеристика может быть использована для предсказания поведения человека в определенных ситуациях. Он сообщает о нескольких исследованиях (собственных и других авторов), в которых баллы по шкале I-Е (в различных формах) анализировались в связи с действиями человека в разных жизненных ситуациях. В этих исследованиях была выявлена высокая корреляция между I-Е баллами и различными ситуациями, предполагающими азартные игры, политическую деятельность, убеждение, курение, наличие мотивации достижения и конформность.

Таблица 1

Примеры заданий и «наполнителей» в I-Е-шкале Роттера

Задание # Утверждения

2а. Многие несчастья, которые происходят с людьми, частично объясняются отсутствием удачи.

б. Неудачи являются результатом совершенных ошибок.

11а. Успех достигается через усердие в работе; удача тут ни при чем.

б. Чтобы получить хорошую работу, нужно оказаться в нужное время в нужном месте.

18а. Большинство людей не осознают, насколько их жизнь зависит от случайных событий.

б. В действительности не существует такого явления, как «удача».

23а. Иногда я не могу понять, почему учителя ставят мне такие оценки.

б. Существует прямая связь между тем, как усердно я работаю, и моими оценками.

Задание # «Наполнители»

1а. У детей возникают различные проблемы, потому что родители их часто наказывают.

б. Источник проблем с современными детьми в том, что родители слишком мягко обращаются с ними.

14а. Есть на свете действительно плохие люди.

б. В каждом есть что-то хорошее.

(Взято из базовых материалов, с. 13–14)

Азартные игры

Роттер сообщает о взаимосвязи поведения человека при выборе ставок в игре и его локуса контроля. Автор выяснил, что интерналы (по шкале 1-Е) предпочитали ставить наверняка - на группы чисел. Люди же с внешним локусом контроля чаще рисковали. К тому же экстерна-лы, как правило, чаще ставили на более необычные комбинации, называемые также хитростью игрока (например, ставка на номер, который уже достаточно долго не выпадал, с той логикой, что именно сейчас пришло время).

Политическая деятельность

В 60-е годы Роттер и коллеги провели опрос афроамериканцев - студентов колледжей южных штатов в отношении деятельности, связанной с движениями за гражданские права человека. Результаты показали, что те, кто участвовал в маршах и присоединился к группам борьбы за гражданские права человека, чаще были более ориентированы на внутренний локус контроля.

Убеждение

В довольно интересном исследовании, упомянутом Роттером, с помощью I-Е шкалы были отобраны две группы студентов - высокоинтер-нальные и высокоэкстернальные. Для обеих групп были характерны сходные установки в отношении системы мужских и женских клубов на территории колледжа. Участников обеих групп попросили попытаться убедить других студентов изменить свое отношение к этим организациям. Интерналы убеждали более успешно. Другие же исследования показали, что люди с внутренним локусом контроля были более устойчивы к попыткам других людей манипулировать их мнением.

Курение

Интернальность взаимосвязана с высоким уровнем самоконтроля. В двух исследованиях, упомянутых Роттером, было выявлено, что 1) курящие характеризовались большей экстернальностью, чем некурящие; 2) люди, бросившие курить после того, как Surgeon General напечатала на пачках сигарет предупреждение о вреде курения, оказались более интернальными, хотя в обоснованность этого предупреждения верили как интерналы, так и экстерналы.

Мотивация достижения

Если вы верите, что сами ответственны за успех вашего предприятия, логично предположить, что вы должны быть более мотивированы к достижению успеха, нежели тот, кто считает: все дело в удаче. Роттер ссылается на исследование, проведенное на тысяче учеников средней школы, в котором была выявлена положительная взаимосвязь между внутренним локусом контроля по шкале I-Е и 15 из 17 показателей мотивации достижения. В этом списке были планы на поступление в колледж, время, затраченное на домашнюю работу, а также то, насколько родители интересовались школьными успехами своих детей. Каждый их этих факторов достижения чаще обнаруживался у учеников с внутренним локусом контроля.

Конформность

Еще в одном исследовании люди проходили тест на конформность, предложенный Соломоном Ашем. В этом тесте готовность субъекта согласиться с неверным мнением большинства была признаком проявления конформности (см. в данной книге статью Аша). Испытуемым давали возможность делать денежные ставки (деньги выделялись экспериментаторами) на правильность своих суждений. В этой ситуации люди-интерналы реже, по сравнению с экстерналами, соглашались с мнением большинства и ставили больше денег на собственное мнение в условиях, когда оно противоречило мнению большинства.

Обсуждение

Обсуждая полученные результаты, Роттер указал на возможные источники индивидуальных различий, выявленных в отношении внешнего-внутреннего локуса контроля. Он ссылался на несколько исследований, в которых изучалась проблема возможных причин различий. Роттер представил три потенциальных источника развития внутренней и внешней ориентации: культурные, социально-экономические различия, а также вариации стиля воспитания.

В одном из исследований были обнаружены различия в локусе контроля между различными культурами. В США сравнению подверглись три изолированные друг от друга группы: индейцы в штате Юта, мексиканцы и кавказцы. Выяснилось, что аборигены штата Юта были, в среднем, высокоэкстернальными, в то время как белое население отличалось высокой интернальностью. Мексиканцы, по шкале I-Е, находились где-то посередине между двумя другими группами. В данном исследовании, в котором не учитывался социально-экономический фактор, были продемонстрированы культурные различия в локусе контроля.

Роттер также ссылается на более ранние, предварительные результаты исследований, которые показывают существование связи локуса контроля и социально-экономического уровня даже в рамках одной культуры. Выяснилось, что чем ниже социально-экономический уровень, тем вероятнее человек будет внешне ориентирован.

Стили воспитания в семье Роттер считал очевидным источником формирования внешней или внутренней ориентации. Несмотря на то что он не приводит достоверной исследовательской информации в поддержку данного мнения, автор полагает: родители, применяющие вознаграждения и наказания непредсказуемо и непостоянно, стимулируют развитие внешнего локуса контроля. (Последние исследования по данной теме представляют ее более детально.)

Основываясь на стабильном характере полученных данных, Роттер сделал вывод, что локус контроля является определяемой характеристикой человека, которая достаточно устойчива в различных ситуациях. Более того, воздействие на поведение со стороны фактора внешней-внут-ренней ориентации таково, что данный фактор влияет на разных людей по-разному в сходных ситуациях. Роттер также полагает, что локус контроля можно измерить и что достаточно эффективным инструментом для этого является шкала I-Е.

И наконец, Роттер предположил, что люди с внутренним локусом контроля (те, кто считает, что они могут контролировать свою судьбу) чаще, нежели экстерналы, (1) извлекают из жизненных ситуаций информацию, полезную для повышения эффективности своего будущего поведения в сходных ситуациях, (2) чаще проявляют инициативу в отношении изменения и улучшения условий жизни, (3) больше ценят внутренние навыки и достижение поставленных целей и (4) более устойчивы к манипуляциям со стороны окружающих.

Дальнейшие исследования

Со времени разработки Роттером I-Е шкалы были проведены сотни исследований, изучавших связь между локусом контроля и поведением. Далее мы рассмотри краткое описание ряда исследований, имеющих дело с разнообразием человеческого поведения.

В статье 1966 года Роттер затронул тему связи локуса контроля и заботы о здоровье. Проведены и другие исследования по данной проблеме. В обзоре исследований локуса контроля Стриклэнд (Strickland, 1977) пишет, что интерналы в целом чувствуют больше ответственности за свое здоровье. Они более склонны вести здоровый образ жизни (не курят и правильно питаются) и ведут себя менее рискованно с целью избежать несчастных случаев. Также в данных исследованиях было выявлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессу и меньше страдают от болезней, связанных со стрессом.

Гипотезы Роттера о связи между стилем воспитания и локусом контроля были частично подтверждены. Исследования показали, что родители детей-интерналов больше проявляли свою любовь к ребенку были более последовательны в отношении дисциплины, а также в большей степени старались воспитать в детях привычку брать ответственность за свои действия на себя. Родители же экстерналов оказались более авторитарными и строгими и не давали своим детям возможности контролировать свою жизнь (см. обсуждение у Davis & Phares, 1969).

В еще одном достаточно интересном исследовании было продемонстрировано, что понятие локуса контроля может иметь применение в социологии и изучении катастроф. Симс и Бауман (Sims & Baumann, 1972) применили теорию Роттера к объяснению того, почему в Алабаме от торнадо погибает больше людей, чем в Иллинойсе. Исследователи заметили, что смертность от торнадо была в пять раз выше на юге, по сравнению с западной частью США, и стремились определить причину Одно за одним они отвергали физические объяснения, такие как сила урагана и интенсивность (бури, как правило, мощнее в Иллинойсе), время дня, когда происходит данное природное явление (одинаковое количество торнадо прошли в обоих штатах ночью), тип построек (каменные дома так же опасны, как и деревянные, но по разным причинам) и качество систем предупреждения (еще до того, как появились системы предупреждения, смертность в Алабаме была такой же).

Исключив все факторы окружающей среды, Симс и Бауман предположили, что различия могут объясняться психологическими переменными, и предложили рассматривать локус контроля как вероятную возможность. В четырех округах Иллинойса и Алабамы, где бушевали торнадо и, соответственно, имелись смертельные случаи, исследователи провели опрос на основе модифицированной версии I-Е шкалы Роттера. Они выяснили, что респонденты из Алабамы демонстрируют гораздо большую экстернальность локуса контроля, по сравнению с респондентами из Иллинойса. Опираясь на эти результаты, а также по ответам на другие вопросы из опросника, посвященного поведению во время торнадо, исследователи сделали вывод, что интернальность в большей степени способствует спасению во время торнадо (эти люди серьезно относятся к новостям, представляемым в масс-медиа, и предупреждениям других). Это является непосредственным результатом внутреннего убеждения людей в том, что их поведение способно изменить ход событий. В этом исследовании алабамцы оказались «менее уверенными в себе как в источнике воздействий на события, а также в своей способности действовать достаточно эффективно… Данные… формируют убедительную картину того, как личность человека может повлиять на качество его взаимодействия с природой» (Sims & Baumann, 1972, с. 1391).

Современные разработки

Сказать, что сотни исследователей использовали теорию локуса контроля Роттера с тех пор, как она появилась в 1966 году, это значит сильно недооценить реальные масштабы ее применения. В реальности насчитываются тысячи таких исследований! Если вы рассмотрите период с 1997 по 2000 год, время от предыдущего издания этой книги, вы обнаружите более 600 статей, в которых есть ссылки на ранние исследования Роттера. Это значительно больше, чем ссылки на любое другое исследование, упомянутое в этой книге. То, что так много людей опирается в своих работах на теорию Роттера, говорит в пользу общего согласия с влиянием и обоснованностью интерналъности-экстерналъности как личностной характеристики. Далее мы рассмотрим несколько примеров подобных исследований из огромного многообразия работ, опирающихся на изыскания Роттера. Закономерно, что если вы не чувствуете личную, внутреннюю силу и возможность управлять событиями в своей жизни, то, вероятно, чувствуете свою беспомощность и безнадежность, когда у вас что-то не получается. Что ж, беспомощность и безнадежность - это два ключевых симптома депрессии. (Данная проблема будет более детально обсуждаться в этом разделе книги, когда речь пойдет об исследовании Seligman.) Связь между локусом контроля и депрессией была подтверждена и расширена в работе Янга и Клама (Yang & Clum, 2000). В этом исследовании было продемонстрировано, как детский стресс, вызванный оскорблениями, нестабильность в семье или общая негативная обстановка в ней создают низкую самооценку, экстерналь-ность, а также являются причиной сильных депрессий и суицидальных тенденций во взрослой жизни.

Очень часто при обсуждении исследований Роттера возникает вопрос религиозной веры. Многие религиозные люди считают, что порой необходимо вложить свою судьбу в руки Бога; в рамках теории Роттера это означает склонность к внешнему локусу контроля с соответствующими негативными последствиями. В Journal of Psychology and Religion описано довольно изящное исследование на эту тему (Welton, Adkins, Ingle & Dixon, 1996). Используя различные шкалы и субшкалы теста на локус контроля, исследователи оценивали степень интернальности у испытуемых, ощущаемый контроль со стороны иных сильных , веру в судьбу и веру во власть Бога . У респондентов, имеющих высокие оценки веры во власть Бога, были, тем не менее, выявлены преимущества, связанные с внутренним локусом контроля. Авторы утверждают, что если человек - экстернал по шкале Роттера, но внешняя власть воспринимается им как исходящая от могучего высшего существа, то такие люди гораздо реже сталкиваются с проблемами, обычно ассоциируемыми с внешним локусом контроля (например, бессилие, депрессия, низкие достижения, низкая мотивация к изменениям).

Во многих кросс-культурных исследованиях было использовано понятие локуса контроля как личностной характеристики. К примеру, российские ученые изучили локус контроля и приверженность правым политическим установкам авторитаризма у студентов колледжей в России и Америке (Дьяконова и Юртайкин, 2000). Результаты показали, что у американских студентов больший внутренний локус контроля коррелировал с более высоким уровнем приверженности авторитаризму; у российских студентов подобной корреляции не наблюдалось. В другом кросс-культурном исследовании, использовавшем шкалу I-Е Роттера, изучалась психологическая приспособляемость к поставленному диагнозу «рак» в глубоко суеверной коллективистской культуре (Sun and Stewart, 2000). Интересно, что результаты этого исследования показали: «даже в культуре, где широко распространены убеждения о существовании сверхъестественного, он [внутренний локус контроля] положительно связан, а установка на судьбу отрицательно связана с приспособляемостью» к таким серьезным диагнозам, как рак (с. 177). Внимание исследователей, обращавшихся к работам Роттера, было также направлено на следующие проблемы: посттравматические стрессы, проблемы контроля и старение, методики помощи при деторождении, совладание с неожиданным стрессом, зашумленность среды, академическая успеваемость, преступления в среде «белых воротничков», взрослые дети алкоголиков, домогательства в отношении детей, связь умственного здоровья и природных катастроф, использование контрацептивов, а также предотвращение ВИЧ и СПИДа.

Заключение

Экстернальность-интернальность в целом признана относительно стабильным аспектом человеческой личности, которая может быть измерена и имеет важное значение для предсказания поведения в самых разных ситуациях. Словосочетание относительно стабильный используется по причине того, что локус контроля человека может меняться в определенных обстоятельствах. Экстерналы часто приобретают значительную интернальность, когда по ходу своей профессиональной карьеры им доверяются власть и ответственность. Люди высоко интерналь-ные могут стать более внешне ориентированными в период стресса и неопределенности. Более того, человек может научиться быть более ин-тернальным, если предоставить ему такую возможность.

Концепция Роттера подразумевает, что интерналы лучше приспосабливаются и более эффективны в жизни. Несмотря на то что основная часть исследований подтверждает это предположение, Роттер в своих последних работах высказывает некое предупреждение (см.: Rotter, 1975). Каждый человек, а в особенности интернал, должен внимательно относиться к окружающей среде. Если человек пытается изменить неизменяемое, ему обеспечены фрустрация, разочарование и депрессия. Когда внешние силы фактически контролируют последствия поведения человека, наиболее реалистичным и здоровым подходом в данном случае было бы взять один из внешних ориентиров.

Литература

Davis, W., & Phares, Е. (1969). Parental antecedents of internal-external control of reinforcement. Psychological Reports, 24 f 427 436.

D’yakonova, N., & Yurtaikin, V. (2000). An authoritarian personality in Russia and in the USA: Value orientation and locus of control. Voprosy Psikhologii, 4, 51–61. Rotter, J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external reinforcement.Journal of Consulting and Clinical Psychology, 43, 56–67.

Sims, J., & Baumann, D. (1972). The tornado threat: Coping styles in the North and South. Science f 176, 1386–1392.

Strickland, B. (1977). Internal-external control of reinforcement. In T. Blass (Ed.), Personality variables in social behavior : Hillsdale, NJ: Eribaum.

Sun, L., & Stewart, S. (2000). Psychological adjustment to cancer in a collective culture. InternationalJournal of psychology, 35(5), 177–185.

Welton, G., Adkins, A., Ingle. S.. & Dixon, W. (1996). God control - The 4th dimension. Journal of Psychology and Theology, 24(1), 13–25.

Yang, B., & Clum. G. (2000). Childhood stress leacis to later suicidality via its effects on cognitive functioning. Suicide and Life-Threatening Behavior, 30(3), 183–198.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Я знаю, что нужно бабам! [Уроки соблазнения от крутого парня] автора Белуши Джим

Из книги Когда поверишь, тогда увидишь автора Дайер Уэйн

Из книги Лечение самогипнозом [Нетрадиционная методика для бойцов спецназа] автора Уфимцев Вадим

Упражнение Хозяин своей судьбы 1. Сядьте в позу для самогипноза.2. Закройте глаза и отпустите на волю внимание, позволив ему гулять там, где вздумается, дожидаясь расслабления психики.3. Полностью расслабьте все тело.4. На 3–5 минут сконцентрируйтесь на своем естественном

Из книги Как привести дела в порядок [Искусство продуктивности без стресса] автора Аллен Дэвид

Из книги Торговля на победу. Психология успеха на финансовых рынках автора Киев Ари

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Станьте хозяином своей жизни Итак, вы уже знаете шесть основных препятствий, встречающихся на пути к той жизни, которую мы хотим вести.Но знать их - это еще полдела. Теперь попробуем научиться их преодолевать. Не думайте, что они непреодолимы.Преодолеть можно все - даже

Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей Владимирович

Стать хозяином своей жизни Биологическое взросление не гарантирует психологического. Чтобы стать действительно взрослым, необходима внутренняя работа. Важная ее часть - это пересмотр отношений с родителями. Изменения часто происходят через кризис привычной модели

Из книги Бог никогда не моргает. 50 уроков, которые изменят твою жизнь автора Бретт Регина

УРОК 25 Твое счастье в твоих руках - и только в твоих. Ты - исполнительный директор своей судьбы Мужчины не умеют читать мысли.Все женщины об этом знают, но столь многие подталкивают своих мужей, парней, любовников к тому, чтобы попытаться совершить этот неосуществимый

Из книги Школа сновидений автора Панов Алексей

Часть III. СНЫ СУДЬБЫ И ФОРМЫ СУДЬБЫ. ПУТИ УДАЧИ То трудно определимое, что именуется судьбой, видимо, и есть основное действо каждой жизни. Это действо не сводится и не обобщается просто в тот или иной сюжет. Ибо бытийная ценность любой судьбы определяется не столько

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги 50 упражнений, чтобы научиться отказывать автора Брекар Франс

Упражнение 24 Являетесь ли вы Спасителем? С помощью этого упражнения вы сможете определить, позиционируете ли вы себя, отвечая согласием на просьбу, как Спаситель. Чтобы понять, являетесь ли вы Спасителем, ответьте на вопросы. Анализ результатов и

Из книги Ангелы среди нас автора Вирче Дорин

Как определить, являетесь ли вы земным ангелом? «Земной ангел» – это термин, который я использую для описания людей, которые: обладают высокой чувствительностью; простодушно смотрят на любовь и жизнь (иногда это называют наивностью); верят в Божественную силу любви

Из книги Как поверить в себя автора Дайер Уэйн

Вы уже являетесь всем Вы уже полноценны, уже совершенны. Вы не становитесь этим всем, вы уже есть это все! Основываясь на личном опыте, всерьез задумайтесь над этим. Если вы не радуетесь жизни сейчас, с тем, что вам удалось накопить до сих пор, с теперешним состоянием

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Если вы являетесь жертвой Не позволяйте тиранам торжествовать победу. Обращайтесь с жалобами к руководству или властям. Поделитесь с кем-то своими переживаниями. Держать их в себе вредно. Кроме того, вам самим при этом становится яснее, что это тирану, а не вам надо

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Деловому человеку очень важно уметь правильно вести переговоры. Исход совещания очень часто зависит от дипломатичности обеих сторон. Искренне и объективно ответив на вопросы теста, вы сможете оценить свои способности к ведению деловых переговоров как с партнерами, так и с сотрудниками фирмы.

5 баллов - верно в высшей степени,
4 балла - почти всегда верно,
3 балла - неопределенная оценка,
2 балла - обычно так не бывает,
1 балл - так не бывает никогда.

1. Я не боюсь давать подчиненным поручения и брать на себя ответственность за их невыполнение.

3. Я стараюсь принимать во внимание чужие замечания.

4. При обсуждениях и спорах мне удается логически обосновать свою точку зрения.

5. Я считаю, что мои сотрудники должны справляться со своими задачами без посторонней помощи.

6. Когда меня критикуют, я всеми силами отстаиваю свою правоту.

7. В споре я прислушиваюсь к аргументам противников.

8. Любое мероприятие я планирую заблаговременно.

9. Мне свойственно признавать свои ошибки.

10. Когда от сотрудников поступают какие-либо предложения, я высказываю свои варианты.

11. Я всегда стараюсь помочь тем, у кого есть проблемы.

12. Мои аргументы по большей части убедительны.

13. Мой энтузиазм передается другим.

14. Я выслушиваю все предложения и стремлюсь по возможности воплотить их в жизнь.

15. Я признаю свою точку зрения единственно верной.

16. Я с полным пониманием отношусь к критическим замечаниям, даже если они высказываются в жесткой форме.

17. Свои мысли я стараюсь выражать четко и ясно.

18. Я не стесняюсь признаться в своей некомпетентности, если она имеет место.

19. Я активно отстаиваю свою позицию.

20. Чужие идеи я преподношу как свои.

21. Решая какую-либо задачу, я всегда обдумываю, как бы поступили в этой ситуации другие. Стараюсь искать веские аргументы.

22. Я готов(а) посоветовать сотрудникам, как лучше организовать труд.

23. Когда я планирую перспективы своей профессиональной деятельности, мне совершенно безразлично, что думают по этому поводу другие. Их планы меня не касаются.

24. Меня всегда интересует чужое мнение, даже если оно не совпадает с моим.

25. Если кого-то не устраивает мое решение, я стараюсь его изменить.

26. Я настаиваю на своих проектах и пытаюсь заставить других согласиться со мной.

27. Я не скрываю своих проблем, планов и замыслов.

28. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы мои проекты получили поддержку.

29. Чувства окружающих мне не безразличны.

30. Я не стремлюсь выслушивать собеседников. Плавное для меня - высказать свое мнение.

31. Я прислушиваюсь к критике и только после этого привожу аргументы в свою защиту.

32. Я последовательно высказываю свои мысли.

33. Считаю, что другие тоже имеют право изложить свою точку зрения, и всегда предоставляю им такую возможность.

34. Я внимательно слушаю рассуждения своих оппонентов и стараюсь обнаружить в них непоследовательность.

35. Чтобы показать собеседникам, что я слежу за ходом их рассуждений, мне приходится менять свою точку зрения.

36. Мне не свойственно перебивать собеседников.

37. Я не настаиваю на своей точке зрения, если не уверен в ней.

38. Я всегда советую людям, как им следует поступать в той или иной ситуации, даже если они не интересуются моим мнением.

39. Моя эмоциональная речь побуждает людей работать активнее.

40. На совещаниях я всегда стараюсь заставить выступить всех своих коллег, даже тех, кто обычно не просит слова.

Результат

Чтобы определить, является ли ваш стиль ведения переговоров дипломатичным, потребуются два показателя: сумма А и сумма Б. Чтобы получить первый результат, подсчитайте общее число баллов по пунктам 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18,20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40. Просуммировав баллы по пунктам 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39, вы получите второй результат. Оба числа должны находиться в пределах от 20 до 100.

Затем сравните полученные результаты. Если сумма А хотя бы на 10 баллов больше суммы Б, вы - прекрасный дипломат. Это означает, что вы стремитесь учитывать чужую точку зрения и придаете большое значение мнению сотрудников по поводу ваших проектов. Людям приятно работать под вашим руководством, потому что благодаря вам они ощущают свою причастность ко всем делам компании.

Если же сумма Б более чем на 10 баллов превышает сумму А, скорее всего, ваш стиль ведения переговоров авторитарен и бесцеремонен. На совещаниях вы стараетесь удержать инициативу в своих руках. Главное для вас - воплотить собственные проекты. Мнение партнеров вам не интересно, и они практически не получают возможности его высказать. Вы излагаете свою точку зрения жестко и категорично, не дожидаясь одобрения сотрудников. При этом у вас всегда есть множество новых планов и идей.

В некоторых ситуациях авторитарный стиль ведения совещания допускается. Необходимость в таком поведении возникает, как правило, тогда, когда на обсуждение всех деталей проблемы не хватает времени. И все же прибегать к нему следует только в крайних случаях, особенно если в дальнейшем вам придется еще неоднократно иметь дело с данными партнерами.

Дипломатичный подход к делу уместен в ситуациях, когда решение может быть принято только после одобрения всех участников совещания, а также тогда, когда по данному вопросу возникают большие разногласия. Дипломатичный стиль обсуждения проблемы хорош только при условии, что обе стороны располагают достаточным временем и одинаково понимают суть вопроса.

Иными словами, выбирать стиль ведения переговоров следует с учетом поставленных задач и конкретных обстоятельств. Как утверждают психологи, положительно повлиять на исход совещания может как дипломатичный, так и авторитарный способ поведения (разумеется, при условии, что он соответствует ситуации).

Если разница между суммой А и суммой Б составляет менее 10 баллов, ваш стиль поведения неоднозначен и может меняться в зависимости от обстоятельств.

Похожие статьи

  • Таис Сотер - Факультет боевой магии

    Факультет боевой магии. Сложные отношения Таис Сотер (Пока оценок нет) Название: Факультет боевой магии. Сложные отношенияО книге «Факультет боевой магии. Сложные отношения» Таис Сотер Нелегко стать примерной спутницей жизни, особенно...

  • Осознание человеком своего места в окружающем мире

    Обществознание - это наука, которая изучает развитие человеческого общества и место в нём человека. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения,...

  • Являетесь ли вы хозяином своей судьбы?

    Базовые материалы: Rotter J. В. (1966). Generalized expectancies for internal versus External control of reinforcement. Psychological Monographs, 80, Контролируете ли вы последствия ваших собственных действий или же они определяются...

  • Историко-архивный институт российского государственного гуманитарного университета

    Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об открытии при Центральном архивном управлении Союза ССР Института архивоведения и о передаче Кабинета архивоведения при Центральном архивном управлении РСФСР в ведение Архивного управления Союза ССР» по...

  • Как отвечать на «How are you?

    Возможно, сама популярный вопрос при встрече двух людей — простое выражение «как дела?». Или — «Привет. Как дела?». Особенно часто употребляется данная фраза именно по-английски, ведь английский — один из самых интеллигентных языков в мире...

  • Дистанционные курсы повышения квалификации для учителей физики

    Наш образова­тельный портал предостав­ляет онлайн курсы по физике бесплатно. Online курс содержит как учебный, так и провероч­ный материал в полном соответ­ствии с действую­щей школьной программой. Видео уроки представля­ют собой...