Тест богоявленской на диагностику творческих способностей. Экспериментальное изучение проблемы развития творческой активности детей младшего школьного возраста. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Творчество - явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества - тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

На первоначальном этапе работы я провела с детьми следующие диагностики:

  • 1) “Воображение”, целью которой стало определение уровня воображения учащихся;
  • 2) «Придумай игру» Цель данной методики - определение уровня развития фантазии ребенка;
  • 3) «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение). После подсчета баллов делается вывод:

  • 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов - высокий уровень;
  • 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его - средний уровень;
  • 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе - низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Для определения уровня развития фантазии учащихся я использовала методику «Придумай игру» (см. Приложение), где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора. В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему -- постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Диаграмма 1. Воображение ребенка

  • · высокий уровень - 15%;
  • · средний уровень - 40%;
  • · низкий уровень - 45%.

Придуманная ребенком игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;
  • 8-9 баллов - высокий уровень;
  • 6-7 баллов - средний уровень;
  • 4-5 баллов - низкий уровень;
  • 0-3 балла - очень низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • *очень высокий уровень - 10%;
  • *высокий уровень - 15%;
  • *средний уровень - 43%;
  • *низкий уровень - 20%;
  • *очень низкий - 12%.

Диаграмма 2. Фантазия учащихся


Чтобы оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества - высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете - средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему - низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Диаграмма 3. Творческий потенциал


Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • *высокий уровень - 22%;
  • *средний уровень - 41%;
  • *низкий уровень - 37%.

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

Цель моей работы: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

  • - подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;
  • - разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;
  • - использовать данные виды заданий на разных этапах урока;
  • - способствовать повышению интереса к урокам технологии.

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Почти столь же ожесточенной, как и спор о природе творческих способностей, является дискуссия о подходах к диагностике креативности.

Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей:

Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас - конвергентное мышление - направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.

В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.

Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.

Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:

а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;

б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;

в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.

Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:

отсутствие ограничения по времени;

минимизация мотивации достижения;

отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;

отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.

Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.

В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.

Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.

В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торранса, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда и Торранса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

Тест дивиргентного мышления Гилфорда предназначен, в основном, для взрослой популяции, тесты творческого мышления Торренса являются весьма трудоемкими при проведении и обработке данных. Поэтому возникла необходимость в разработке креативных тестов, рассчитанных на широкий возрастной диапазон подростков, являющихся тестом надежным, валидным, с национальными нормами, а также не требующим больших затрат времени и сил при тестировании и обработке данных.

Всем вышеприведенным требованиям удовлетворяет набор креативных тестов Вильямса. Адаптированный Е. Туник вариант предназначен для подростков от 9 до 17 лет. Он состоит из 3 частей.

Первая часть - это тест дивиргентного мышления. Данный тест по форме проведения является образным. Требует 20-25 мин. на проведение. Способ проведения - групповой (тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью).

Вторая часть - опросник личностных, творческих характеристик. Опросник состоит из 50 утверждений, задания опросника - задания закрытого типа с множеством вариантов ответов. Опросник направлен на сомооценку качеств личности, которые тесно связаны с креативностью.

Третья часть - это оценочная шкала Вильямса для учителей и родителей, направленная на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях данного ребенка. Это позволяет проводить сравнительный анализ результатов всех трех частей наборов тестов.

Я остановилась на первой части - тесте дивергентного мышления. На базе МОУ СОШ №8 г. Богородицка в 4 «А» классе совместно с классным руководителем Фетисовой Ларисой Эдуардовной был проведен данный тест. Обследование детей мной проводилось строго по инструкции и в соответствии с рекомендациями автора методики (приложение 1). После того, как подростки выполнили задание в тестовых тетрадях (приложение 2), я перешла к обработке и анализу полученных данных.

При анализе работ учащихся я обратилась к модели Вильямса - модели творческого поведения ребенка:

1. беглость мышления - генерирование большого количества идей, беглость мысли;

2. гибкость мышления - разнообразие типов идей, способность перемещаться с одной категории на другую, направлять мысль по обходным путям;

3. оригинальность мышления - необычные ответы, нестандартные идеи, отступление от очевидного или общепринятого;

4. разработанность мышления - приукрашивание простой идеи или ответа, расширение или добавление чего-то к основной идее.

По результатам проделанной работы мною была составлена справка - анализ о результатах обследования развития творческого мышления учащихся 4 класса. Из справки-анализа можно увидеть, что в целом уровень развития креативности хороший.

Но развитие дивергентного мышления у подростков происходит не само по себе. Подобный тип мышления может сформироваться только при целенаправленном и систематическом развитии. Поэтому учителя школы работают в тесном контакте с психологом. Педагоги узнают об уровне развития дивергентного мышления у детей и используют эти знания в продуктивном направлении на своих уроках, так как это одно из основных требований целостного развития ребенка, пришедшего в школу.

Хочется привести в данной работе еще две методики диагностики творческих способностей.

ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика Е. Торренса, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Условия проведения

Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте. Для создания благоприятных условий тестирования руководителю необходимо минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на свободное проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются именно творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в образном стиле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1 - 2 мин. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

В тесте используются следующие показатели креативности:

Оригинальность (Ор), выявляющая степень непохожести созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых (статистическая редкость ответа). При этом следует помнить, что двух идентичных изображений не бывает, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации данного теста, отражающие общую существенную характеристику изображения. Следует учесть, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, названия картинок, предложенные испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Уникальность (Ун), определяемая как сумма выполненных заданий, не имеющих аналогов в выборке (атласе рисунков).

ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

(методика С. Медника, адаптирована А.Н. Ворониным, 1994)

Методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемых, но часто скрытого или блокируемого вербального креативного потенциала. Методика проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Время на выполнение заданий не ограничивается, но поощряются временные затраты на каждую тройку слов не более 2-3 мин.

Инструкция к тесту

Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. Например, для тройки слов «громкая - правда - медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете изменять слова грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом стимульные слова как части речи.

Постарайтесь, чтобы ваши ответы были как можно оригинальнее и ярче, попробуйте преодолеть стереотипы и придумать нечто новое. Постарайтесь придумать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.

Интерпретация результатов тестирования.

Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных (не имеющих аналогов в типовом перечне) ответов.

Используя процентильную шкалу, построенную для этих индексов и показателя «количество ответов» (индекса продуктивности), можно определить место данного человека относительно контрольной выборки и, соответственно, сделать вывод о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников

Изучив теоретический материал, мы провели педагогический эксперимент.

В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2 класса МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ.

Нам предстояло выявить творческих детей, умение их логически мыслить, совершать умозаключения, определить их творческие возможности.

Цель констатирующего эксперимента:

Определение уровня развития творческих способностей.

В экспериментальной работе принимали участие 11 детей.

Исследованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей».

При проведении исследования в классе были созданы одинаковые условия для всех детей, влияющие на результаты тестирования:

сложность вопросов;

время, отводимое на ответы.

В качестве показателей были выбраны следующие:

По методике П. Торренса: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность;

по методике Х. Зиверта: находчивость и дивергентное (нестандартное) мышление.

Методика П. Торренса

Цель: исследование развития одаренности учащихся.

Таблица 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Наглядно результаты методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1 и рисунка 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:

72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне, что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Методика Х. Зиверта .

Цель: определение творческих способностей личности.

Испытуемым предлагаются некоторые задачи, которые дети должны выполнять как можно быстрее. Для контроля используйте секундомер.

Задание 1. На определение уровня «находчивости».

В левой колонке в таблице множество пустых строк. В каждую из этих строчек нужно написать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «св»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно написать разборчиво. В распоряжении детей одна минута для заполнения каждой колонки.

Задание 2. «Дивергентное (нестандартное) мышление» (Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) (шкала Д)

Выполнение этого теста должно показать, насколько развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.

Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может пригодиться и в других случаях, например, чтобы провертеть в бумажном листе. Если ручку развинтить, то она пригодится для «духового ружья», пружину можно использовать как «стартовую установку» и т.д.

Придумать, что можно с каждым из трех предметов, названия которых будут даны детям. Сколько возможных вариантов они найдут.

На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения задания составляет 3 минуты.

Результаты тестирования по методике Зиверта представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение результатов тестирования по методике Х. Зиверта

Находчивость

Дивергентное (нестандартное) мышление

Проанализировав полученные данные таблицы 2 и рисунка 2, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень по обоим критериям - 0 человек (0%).

Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению - 0%.

Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).

Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.

По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.

Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец...

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза...

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать...

Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте

Высокое качество знаний и навыков учащихся, сформированности УУД, развитие мышления и личности ребенка - необходимый результат успешного обучения и воспитания - в значительной степени определяются теми методологическими приемами...

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

дифференцированный школьник информационный коммуникационный Одна из наиболее важных тем в математике - «Сложение и вычитание в пределах 100»...

Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Настало время подготовить и провести на практике уроки по теме «Пейзаж». Для работы с пейзажем на уроках изобразительного искусства мы будем использовать акварельные краски, они саамы безопасные и интересные...

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

Первый этап экспериментального исследования состоит в изучении творческого мышления младших школьников. Было проведено тестирование на выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Практическая часть исследования была проведена в Центре внешкольной работы " Маяк" Ленинского района г. Минска. В связи с тем, что я являюсь в этом центре преподавателем хореографии...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения

1.1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие...

Развитие теоретического мышления младших школьников

Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина - Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности...

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Краснодарского Края «Ейский Полипрофильной Колледж»

Диагностики на выявление творческих способностей младших школьников

Подготовила:

Студентка Ш-31 группы

Рябенко Анастасии

Г.Ейск,2016г.

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

2)​ Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

Продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

Гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

Оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

Разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов.

ОПРОСНИК

Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

Особенности ребёнка

1

2

3

4

5

Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

Точно, правильно использует много слов в своей речи

Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

Легко справляется с загадками и может их придумывать

Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

Понимает значение чисел от 1 до 10

Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

Проявляет острую наблюдательность

Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

Диагностика - 5.

I задание.

Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

Почему их так зовут?

Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

II задание .

Разворот учебника Музыка «Три подружки»

Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

Определить характеры по позе, жесту (схематично)

Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

Дай имена, созвучные характеру персонажа.

III задание.

«Клее» - название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

IV задание.

Методика Роршаха «Чернильные пятна».

Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

Оценка в баллах:

1 балл - ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

Диагностика – 6

Анкета для родителей

1)​ Ф. И. ребёнка

2)​ Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

3)​ Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

4)​ Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

5)​ Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

6)​ Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

7)​ Всегда ли доделывает свою работу до конца?

8)​ Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

9)​ Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

10)​ Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

7. Творческое задание «Три краски»

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч​ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за​полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не​много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

8. Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

Похожие статьи