Сравнительная характеристика остапа и андрия бульбы. Тема: «Две жизни, две судьбы».(сопоставительная характеристика Остапа и Андрия, героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»). Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Среди мужских характеров в повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя Андрий стоит отдельно. Он единственный из них покорился чувствам. Любовь к красавице – стала смыслом его жизни, она заменила ему Мать, Родину, Веру и преданность народу.

Образ и характеристика Андрия в повести «Тарас Бульба» помогут разобраться, каким должен быть настоящий запорожский казак.

Внешность младшего сына

В семье Бульбы младший красив и удивительно схож с утонченностью черт, привлекающих взгляды женщин. Эпитеты, которые подбирает для него автор, выделяют Андрия среди всех мужских образов литературного произведения:

«…всех (красивей) взрачней…»;

«… всех бойчее, всех красивее…»;

«… загорелые щеки блистали яркостью девственного огня…».

У молодого запорожца черные волосы,

«нежно всклоченные кудри».

Черные, как темная украинская ночь, брови, бархатная кожа, бледная и интеллигентная, подтверждающая благородство крови. Высокий и крепкий молодой человек 21-22 лет. Если знать размер сажени, то получается, что казак ростом выше 2 метров (2,13м). Его сложением любуются все: отец, брат, красавица полячка, мать и автор. Его привлекательность усиливается, когда мужчина начинает взрослеть:

«…черты лица…стали теперь грозны и сильны…»;

«…крепостью дышало…» казачье тело;

качества личности «…приобрели широкую силу льва…».

Красивый молодой человек интересно одевается: медного цвета головной убор, модный женский шарфик повязан на запястье, красные сафьяновые сапожки, серебряные подковы на каблуках. Шаровары такие широкие, что автор сравнивает их с Черным морем по ширине, переливом складок, блеском ткани. Ремешок, перетягивающий их, вышит золотыми нитями, украшен различными побрякушками и украшениями.

Андрий Бульба – воин

Младший казачок бросается в битву, как в пучину моря. Война для парня, вступающего в жизнь Запорожской Сечи, – стихия, здесь можно разгуляться, показаться и раскрыть мощь характера. Хлопец не просчитывает действия, не выстраивает схему будущей схватки, не управляет событиями.

«...Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы…».

Старый Бульба, наблюдая, «не раз дивился…». Сын,

«…понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»

Запорожец. Но судьба благоволила к молодому парню, «…бешеным натиском…» Андрий «…производил такие чудеса…», что изумляли опытных и много воевавших запорожцев, повидавших славу и смерть. Нерасчетливость и азарт увлекают, безумная схватка, благодаря смелой молодости, завершается победой.

Андрий – сын

Младший изобретателен, хитер и практичен одновременно. Он обретает лидерские черты уже с рождения. Ум помогает ему выстроить тактику так, чтобы избежать наказания, скрыть свои настоящие чувства. Он легко учится, восхищается музыкой. Для понимания учебных понятий ему не требуется стараться и напрягаться. Красавец – настоящий потомок семьи, перенявший и впитавший яркие черты личности главы дома и чувственность матери:

Гордость. Парень не представляет ситуации, где он

«…отдастся в плен живым…».

Смелость. Безумная смелость и храбрость:

«…Украйне не видать …храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее...».

Физическая сила. Словами описать мощь казака невозможно. Автор предлагает понять, насколько он силен такими строчками:

«...с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу...».

Андрий перенял от матери черты доброго и способного сострадать другим человека (

«…движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб…»

Так ведет себя Андрий в осажденном городе врагов). Ему жалко мать, парень любит быть один, тишину и гармонию с собой.

Андрий Бульба – мужчина

Любовь красавицы становится для мужчины самым важным чувством. Он так поглощен любовью, что не может реально оценивать события. Андрий выпадает из всей системы мужских характеров – сильных и увлеченных войнами и битвами. Сердце парня таяло от слов женщин. Жажда любви и потребность в чувствах появилась в 18 лет. Имя полячки заменяло ему все дорогие имена. Любовь поселилась в душе и стала смыслом, от которого казак не смог убежать. Мужчина отказывается от отца, брата, товарищей. За чувства Андрий намерен биться против всех. Не у всех читателей возникает желание осуждать парня, многим становится жалко и непонятное отношение сострадания селится в голове. Невозможно помочь. Сколько параллелей можно провести, поняв любовь мужчины.

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.

Но повесть «Тарас Бульба» - одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.

Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.

Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.

По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.

Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину - это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело - дело воина.

Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.

Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.

«Ей-ей, будет добрый полковник, - восхищался сыном старый Тарас. - Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.

Остап - это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.

Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел - Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.

Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».

Показывая двух братьев в своей повести «Тарас Бульба», Гоголь не сравнивает конкретных людей. Его повесть - это гимн отчизне, героизму народа, вставшему на защиту своего отечества, гимн освободительному движению запорожских казаков.

Повесть «Тарас Бульба» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным.
Но повесть «Тарас Бульба» — одно из любимых произведений Гоголя, где он показал, что главной силой в свершении исторических событий может выступить народ. Сам писатель написал о повести: «Тогда было поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».
Знание национального характера казаков, их обычаи помогли Гоголю создать яркие и выразительные образы героев. Семья Тараса Бульбы и стала этим примером. показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
Главный герой Тарас Бульба не был бедным и мог отправить своих детей учиться. Он считал, что дети должны быть образованными и сильными. В Сечи были суровые нравы. Запорожские казаки учили своих детей дисциплине, стрельбе и езде на лошадях. Но около матери они такими не будут.
Два сына Тараса Бульбы, которые были воспитаны в одинаковых условиях, совершенно разные типы. Трудно давалась учеба Остапу. Он неоднократно сбегал из бурсы. Его пороли и опять заставляли учиться. Испугавшись угроз отца, что его отдадут в монастырь, Остап решил учиться, но розги ему все-таки доставались.
По характеру Остап был добрым, прямодушным и в то же время суровым и твердым. Он никогда не «предводительствовал другими» и был хорошим товарищем. А в дерзких предприятиях и затеях всегда был первым, и, если что, брал всю вину на себя.
Остап, воспитанный на традициях Запорожской Сечи, всегда чтил их и всегда мечтал стать продолжателем этих традиций. Как и его отец, Остап считает, что защищать Родину — это его долг, поэтому для него нет выбора, кем он будет. Остап знает, что его дело — дело воина.
Андрий же был совершенной противоположностью брату. Учился охотно и без напряжения, но был более чувственный, романтичнее и мягче брата. В отличие от Остапа любил поверховодить друзьями, его тянуло на подвиги. С другой же стороны, Андрий испытывал какие-то другие чувства, и он уходил от друзей и бродил один.
Попав на Сечь вслед за отцом, они скоро начали выделяться «между другими молодыми прямою удалью и удачливостью во всем». Отец радовался, что воспитал сыновей под стать себе.
«Ей-ей, будет добрый полковник, — восхищался сыном старый Тарас. — Да еще такой, что батька за пояс заткнет». Так говорил Тарас о старшем сыне.
Остап — это воплощение отваги, мужества, любви к Родине, близким и родным людям. Эти качества всегда присущи самоотверженным защитникам своей отчизны, и многие казаки обладали этими качествами. Каждый из них, рискуя собственной жизнью, старался прийти на выручку товарищу.
Не зря его отец Тарас Бульба, обращаясь к своим воинам, сказал: «Нет уз святее товарищества». Он призывал защищать не только свой народ, но и всех христиан. И Остап, воспитанный своим отцом в традициях своего народа, не склонившего голову перед захватчиками, не посрамил его честь и не уронил свою. Он сражался, как герой, рядом со своим отцом и, погибая, хотел, чтобы отец видел — Остап не стал предателем. Он вынес все нечеловеческие пытки, но не дрогнул.
Сравнивая Андрия со старшим братом, мы считаем его предателем. Его образ стоит обособленно, но от этого его судьба не менее трагична. Андрий сражался так же отчаянно, как и брат, но без какого-либо расчета. Он совершал поступки, руководствуясь только «запальчивым увлечением». Но судьба распорядилась иначе. Любовь к польской панночке сделала младшего сына Тараса Бульбы предателем. Такого не смог простить Тарас своему сыну. Ничто не может искупить измену, а оправдать тем более. Такого позора, как предательство сына, Тарас Бульба не смог вынести. Андрия казнил сам отец, сказав перед этим: «Я тебя породил, я тебя и убью».
Показывая двух братьев в своей повести , Гоголь не сравнивает конкретных людей. Его повесть — это гимн отчизне, героизму народа, вставшему на защиту своего отечества, гимн освободительному движению запорожских казаков.

  1. Вступление: Враги ли Остап и Андрий?
  2. Сравнение Остапа и Андрия
  3. Различия характеров братьев
  4. Почему Остап и Андрий — враги?
  5. Заключение (утверждение основного тезиса)

Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»

(смысл противопоставления и сопоставления образов)

Историческая повесть «Тарас Бульба» — непростое произведение, однако читается на одном дыхании. Почему? Я думаю, причина кроется в своеобразии конфликта. Кровавая распря между двумя родственными народами показана на примере вражды двух братьев. Трагизм повести в том, что люди, которые росли и учились вместе и принадлежали к одной семье, в результате раздора стали врагами. Однако, несмотря на их родство, мы видим и другое обстоятельство: и показывают, что братья очень отличались друг друга, как отличались два народа, схлестнувшиеся в битве. Может быть, их противостояние неизбежно, и Остап и Андрий – враги с самого начала?

Сравнение Остапа и Андрия должно начаться с того момента, как они вернулись в родной дом. Когда отец стал провоцировать их помериться силой, Остап сразу же принял правила игры и постоял за свою якобы задетую честь. Герой явно пошел в отца, ведь имеет такой же горячий нрав прирожденного воина, для которого драка – удовольствие, профессия и жизнь. Андрий, напротив, не согласился воевать на пороге дома, по которому он так скучал. Он такой же нежный, привязчивый и мягкий, как мать. Но это не значит, что герой не способен на подвиг. Он может воевать, и весьма неплохо, но его к этому вынуждают. Младший Бульба – защитник, но не нападающий.

Из-за этого различия характеров братья не понимают друг друга. Когда Андрий уходит к прекрасной полячке, Остап расценивает этот поступок, как предательство. Ему не постигнуть, как важна семья для такого доброго и чуткого Андрия. Герою важно созидание, а е разрушение, пусть даже ради мести. У старшего брата другие идеалы. Больше всего он дорожит воинской честью и родиной, данной ему отцом и матерью. А вот для младшего брата родина там, где его сердце, а сердце его с полячкой. То есть, герои по-разному понимают родину и жизнь, поэтому борются они по разные стороны.

Оба героя, как и два народа, воюют из-за веры. «Ляхов», может быть, и приняли бы, но они католики, а, значит, живут неправильно. Однако как понимают ли эти люди, чему учит христианство? Нет, раз они воюют и мучают друг друга. Я думаю, из всех героев к пониманию ближе Андрий. Он бросает войну ради любви, и идет убивать лишь ради того, чтобы защитить свою семью. Остап и Тарас не уберегли семью, поэтому им остается только мстить. Мотивы у них в решающей схватке разные, как и поведение. Андрий подставляет щеку, разрешая отцу убить себя, приносит себя в жертву. А вот его родственники дерутся до последней капли крови, не понимая, что все христиане – братья, и всякая война между ними – братоубийственная. Остап – это символ тех вековых заблуждений и предубеждений, которые передаются от отца к сыну. Андрий – это символ блудного сына, который, тем не менее, способен что-то изменить в мире, ведь предпочитает сам искать истину.

Синонимов (сопоставить, противопоставить).

  • Сравнивают свое понимание термина с трактовкой понятия из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Словаря литературоведческих терминов
  • Определяют роль сравнения героев

(это способ более глубокого постижения авторского замысла и понимания художественного произведения)

  • Анализируют этапы построения сравнительной характеристики

Вступление - определение проблемы, над которой предстоит работать.

Основная часть - параллельное сравнение поступков и действий героев в аналогичных ситуациях или по одним и тем же признакам (сходство и различие героев). Заключение - вывод по анализу (исследованию) характеров героев.

  • Ознакомительное чтение памятки при построении сравнительной характеристики
  1. Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить.
  2. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис - доказательство - вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
  3. Нужно составить план сочинения.
  4. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения.
  5. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы.
  6. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.
  • Обычно сочинение - сравнительная характеристика - это сочинение-рассуждение, основанное на сравнении двух персонажей того или иного художественного произведения

Теперь давайте более подробно рассмотрим, как правильно писать сочинение–рассуждение.

Части сочинения

Выдвинуть тезис, полное опровержение или доказательство которого будет детально разобрано в основной части нашего текста.

Вступление следует начинать с какого-нибудь вводного слова. Однако использовать вводные слова вовсе необязательно. Вступление может состоять из трех предложений. Также важно правильно заканчивать вступление. Последним предложением нужно закончить первую часть и начать основную. К примеру, фразы: "давайте поговорим об этом" или "давайте разберемся" являются отличным логическим завершением вступления.

Теперь переходим к написанию основной части. В ней нужно доказать тот тезис, который мы выдвинули во вступлении. Нужно дать два доказательства и ограничиться этим количеством. Аргументы должны быть весомыми и опираться на заданную тему. Необходимо очень грамотно оформлять фрагменты из текста. Вы можете использовать цитаты, если их объемы позволяют это сделать. Как и в случае с прямой речью, мы точно так же расставляем знаки препинания, используя кавычки. Если цитата внушительная, то можно взять отрывок из цитируемого источника, заключить его в кавычки и поставить перед ним и после него многоточие. Многоточие означает, что отрывок начат и закончен по середине предложения. Если же выбранный Вами отрывок имеет в конце знак препинания, то также ставьте его в цитате без многоточия, но в кавычках.

Третьей частью является заключение. Зачастую Ваша оценка зависит именно от концовки. Именно она может испортить все сочинение, или же, наоборот, исправить некоторые допущенные неточности. Как и вступление, заключительная часть не должна превышать объем основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений. В этой части сочинения весьма желательно использовать те самые вводные слова. Целью заключительной части является подведение итога основной части и соединение аргументов, приведенных до этого, воедино. В заключении не должно быть вопросов. Нужно просто подтвердить те аргументы, которые Вы приводили в основной части.

План сочинения-рассуждения

  1. Сначала пишем введение.
  2. Далее занимаемся постановкой проблемы.
  3. Пишем комментарий к данной проблеме.
  4. Описываем позицию автора.
  5. Высказываем свою позицию.
  6. Приводим аргументы, опираясь на текст.
  7. Пишем заключение.

2. Закрепление материала.

1. Сопоставление Остапа и Андрия (в таблице)

1. Что общего у героев

  • Учащиеся выделяют 4 сходства

(оба вышли из семьи запорожского казака, оба получили одинаковое воспитание в бурсе, оба увлекались боевой жизнью и обычаями запорожской Сечи, оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью).

2. Чем отличаются друг от друга

1.Внешность

Остап суровый на вид, мужественный. – Андрий более нежный, красивый.

2.Отношение к учёбе

Остап был способен к учению, но желания учиться не имел. – Андрий учился охотно и без напряжения.

3.Проявление характера

Остап умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. – Андрий более изобретательный, хитрый, умел увёртываться от наказания.

3. Поведение в бою

Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. – Андрий - горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое преобладает у него над рассудком.

4. Отношение к Отечеству

Остап отличался горячей любовью к родине, был готов за неё отдать свою жизнь. – Андрий изменил родине. Любовь к полячке стала ему дороже отчизны.

5. Выдержка, воля

Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки – мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. – Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.

  1. Отношение автора к своим героям

Н.В.Гоголь осуждает Андрия за измену родине. Герой умирает, по его словам, «бесславно, как подлая собака» (с.199).

Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь автора. Писатель изображает его как былинного богатыря, защитника родины, сравнивает со львом, говорит, что ему «на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Как и в Тарасе Бульбе, в Остапе воплощены лучшие черты русского человека, готового умереть за родину.

(попутно отбирают материал для выборочного цитирования (словосочетания, предложения) и вписывают в таблицу)

2. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением жизни казаков Запорожья конца XVI и в первой половине XVII века является повесть Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях казака перед отчизной, товарищами, вопросы долга, чести.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Остапа и Андрия. Ставя их раз за разом перед серьезным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу перед родиной, дорога чести и глубокого патриотизма (идея сочинения).

Похожие статьи