Присоединение бурятии к россии. Присоединение Бурятии к Иркутску - кремлевский проект? Присоединение бурятии к российскому государству

- в 1552 г. было завоевано Казанское ханство, а последний казанский хан Ядигир-Махмед принял православие и стал соратником Ивана Грозного;

- после ликвидации Казанского ханства в 1554 г. башкиры, ранее находившиеся в зависимости от Казанского ханства, добровольно вошли в состав Московского государства;

- в 1556 г. Астраханское ханство добровольно капитулировало перед русской армией и вошло в состав Московской Руси;

- за Астраханским ханством соседняя Ногайская Орда, расположенная между Волгой и Уралом (Яиком), добровольно признала себя вассалом русского государства.

- окончательно была ликвидирована угроза с востока - вторжения татар и родственных им народов;

- полностью ликвидирована возможность возрождения Золотой Орды или подобного ему государства и угроза нового ига;

- в результате присоединения ханств власть Руси мирно признало множество самобытных поволжских народов - чуваши, мордва, мари, вотяки, - Русь начала превращаться в многонациональное государство;

- территория русского государства расширилась до Урала на Востоке и Каспийского моря - на юге;

- открылся путь в Сибирь и Среднюю Азию.

Присоединение Предбайкалья

Присоединение Забайкалья

Освоение Прибайкалья

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Родная литература Родной язык Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Бурятия накануне присоединения к России

Экспансия Московской Руси в Сибирь. Русское государство стремительно превращалось в централизованное и мультиэтничное.

Первым направлением экспансии стало восточное. В 1552 - 1556 гг. в состав Московского государства были включены небольшие татарские ханства, появившиеся после распада Золотой Орды:

В 1552 г. было завоевано Казанское ханство, а последний казанский хан Ядигир-Махмед принял православие и стал соратником Ивана Грозного;

После ликвидации Казанского ханства в 1554 г. башкиры, ранее находившиеся в зависимости от Казанского ханства, добровольно вошли в состав Московского государства;

В 1556 г. Астраханское ханство добровольно капитулировало перед русской армией и вошло в состав Московской Руси;

За Астраханским ханством соседняя Ногайская Орда, расположенная между Волгой и Уралом (Яиком), добровольно признала себя вассалом русского государства.

Присоединение ханств Поволжья к русскому государству имело большое историческое значение:

Окончательно была ликвидирована угроза с востока - вторжения татар и родственных им народов;

Полностью ликвидирована возможность возрождения Золотой Орды или подобного ему государства и угроза нового ига;

В результате присоединения ханств власть Руси мирно признало множество самобытных поволжских народов - чуваши, мордва, мари, вотяки, - Русь начала превращаться в многонациональное государство;

Территория русского государства расширилась до Урала на Востоке и Каспийского моря - на юге;

Открылся путь в Сибирь и Среднюю Азию.

Следующим шагом по расширению территории Руси на восток стал выход Руси за пределы Уральского хребта - открытие и завоевание Сибири.

Причины экспансии – экономические. Требовалось расширение промыслов. Строгановы были одними из главных доноров Грозного для ведения им войн. Царя не интересовали проблемы Строгановых с местным населением Урала и Сибири. Строгановым для расширения предпринимательской деятельности препятствовало Сибирское ханство и хан Кучум. Сибирское ханство было одним из удельных ханств Золотой Орды и возникло еще в XIII веке как наследственный улус пятого сына Джучи Шибана. Часто ханство называют по имени одного из потомков Шибана – Тайбуги – Тайбугинским улусом. Хан Кучум был был потомком Тайбуги. Его ставка находилась в Кашлыке (Искер, Шибир, Сибирь) на берегу Иртыша (территория Западной Сибири (Томской, Омской, Тюменской областей и т.д.) и северного Казахстана). В 1578 году Строгановы нанимают отряд казачьего атамана Ермака Тимофеевича в количестве 1000 человек. Они снабдили их провиантом, одеждой и оружием – пушками и пищалями. У противников Ермака огнестрельного оружия не было. Задачей Ермака была нейтрализация сил хана Кучума, который владел 10-тысячной армией, но не имел огнестрельного оружия. В 1582 году Ермак переваливает через Уральский хребет и в нескольких сражениях одно за другим наносит поражение войскам Кучума, входит в столицу Сибирского ханства Кашлык и вынуждает Кучума бежать на юг своих владений. Ермак в одной из битв погибает, а казаки терпят положение от Кучума, который сумел собрать новое войско.

Прошло несколько лет, прежде чем правительственные войска окончательно закрепились в Сибири и выстроили в окрестностях Кашлыка крепость Тобольск, ставшую новой столицей края. Через тринадцать лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума.

В 1598 году хан Кучум был разгромлен на Оби и Сибирское ханство было окончательно упразднено. К началу XVII века почти вся Западная Сибирь от Обской губы на севере до Тары и Кузнецка на юге стала составной частью России. Недалеко от заброшенного Кащлыка возник город Тобольск - долгое время административный центр Сибири в составе России.

Стратегией завоевания и освоения Сибири русскими казачьими отрядами предполагала использование рек для передвижения и волока судов между реками. Для закрепления на новых местах казаки строили зимовья, а в случае столкновений с местным населением - укрепленные остроги. Так возникаютТуринск, Тюмень, Тара, Сургут, Томск, Кузнецк. В 1601 году начинается освоение Восточной Сибири. После основания Енисейского (1619) и Красноярского острогов (1628) к России отошла территория от Урала до берегов Енисея. Движущей силой русской экспансии на восток - был промысел пушнины (мягкой рухляди), которая высоко ценилась не только в самой России, но и в странах Европы. Пушниной выдавалось жалование, ее дарили в качестве дорогих подарков. В середине XVII века пушнина давала казне 20% доходов. Среднегодовая добыча в середине XVII века достигала 145000 шкурок, а в период с 1621 по 1690 гг. было добыто более 7 миллионов соболей. Пушной промысел двигал русских на восток, вплоть до их выхода на берега Тихого океана и в Северную Америку вплоть до Калифорнии.

Присоединение Предбайкалья

Бурятские племена кочевали на большой территории от Нерчинска на востоке до Карсноярского края на западе. Не представляли из себя единого народа, не имели государственности. Часть забайкальских бурят находилась в орбите влияния монгольских ханов. Буряты состояли из отдельных племен и родов, крупнейшими из которых были эхириты, булагаты, хонгодоры, хоринцы и пр. Занимались кочевым скотоводством, разводя лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и верблюдов. Было и земледелие, но в очень ограниченном масштабы, в основном у западных бурят. Земля и пастбища находились в общинной собственности рода, а скот в частной собственности. Следовали традиционным культам - шаманизм, культ гор, культ предков и т.д. Были крупнейшим, наиболее организованным и развитым этносом Сибири. Еще в 1609 году от мелких тюркских племен джесаров и аринов, которые были данниками, или кыштымами, бурятских племен, русские узнали о “пыратах”. Это слово было искажением названия одного из западнобурятских племен “буряад”. Русские переиначили это слово как “брат”. Из этих сообщений буряты представлялись русским как мощное и богатое племя.

В 1625-27 гг. атаманы В. Тюменец и М. Перфильев собрали первые сведения о бурята: “братская земля многолюдна, богата соболями, бобрами и скотом и “бухарских товаров, дорогов и киндяков и зенденей и шелков… много, а серебра добро много и коней, коров, овец, вербудов бесчисленно, а хлеб пашут ячмень и гречу...”.

В 1628 году Петр Бекетов впервые установил контакт с окинскими и усть-удинскими бурятами. Отряд Якова Хрипунова и красноярских казаков испортил дело и насилие взывал сопротивление бурят. Строить отношение с бурятами было поручено М. Перфильеву, который имел задачу уговорить бурять построить на их территориях “крепость”. В 1631 году строится Братский острог ниже устья реки Оки. Однако отношения с бурятами были напряженными. Русские считали подношение пушниной ясаком, тогда как буряты считали его выкупом за плененных сородичей, а не ясаком. Для закрепелния позиций русские продолжают строить остроги. Острожные действия Перфильева принесли результаты, но усиление позиций русских вызывало тревоги со стороны бурятских князей (лутчих людей). В 1635 году был взят и сожжен Братский острог, нанесено поражение отряду Б. Васильева. Отряд енисейского атамана Н. Радуковского из 100 человек вновь строит Братский острог на новом месте. Часть западнобурятских родов бежит в Монголию. Русские закрепляются на Верхней Ангаре и Лене, обойдя Байкал с восточной стороны, и соновывают Верхоленский острог. В отношениях с бурятскими князцами русские использовали аманатов, сыновей родовичей, которые находились в заложниках в острогах. Так, князь удинских бурят Ойлана находился под защитой русских от монголов, но в 1650 году потребовал освобождения своего сына из аманатства, что привело к конфликту с русскими. В 1654 году был отстроен Балаганский острог на устье реки Унги. В 1661 году при впадении Иркута в Ангару был построен Иркутский острог. Все это сопровождалось постоянными войнами с бурятами, пленением стариков, женщин и детей, продажа их в рабство. В 1658 году зверства Ивана Похабова (Багаба-хана) привели к массовому побегу Балаганских бурят в Монголию.

Присоединение Забайкалья

Русские знали, что племена братских мунгалов, проживающих за морем, сильнее и богаче. В 1638 году Максим Перфильев, два года путешествуя по Лене и Витиму, собирал ясак с витимских эвенков. В 1643 году десятник Семен Скороходов дошел по Лене и Верхней Ангаре до Баргузина, но погиб вместе со своим отрядом в столкновении с местными эвенками. Отряд Василия Колесникова в 100 человек в 1645 году переправился на лодках через Байкал и в устье Селенги встретил бурятские племена. Колесников не решился идти дальше и обошел байкал по северо-западной стороне и основал Верхнеангарский острог. Укрепившись, он послал четверых казаков в Забайкалье вверх по Селенге на поиска серебрянных рудников. Посланцы набрели у Селенги на ставку Турухая-Табуна, сильного князя, подданного монгольского Сэцэн-хана. Он встретил их приветливо. На казаков произвело глубокое впечатление богатое убранство юрты князя. Посланцы Колесникова сообщали, что в его подданстве состоит около 20 тысяч бурят. Они хотели идти дальне в Китай, но Турухай-Табун отправил их с дарами для русского царя обратно.

В 1647 году на разведку в Забайкалье был отправлен Иван Похабов, который снова занялся там зверствами, вел бои с эвенками и бурятами и пленил 70 человек. Захваченные люди оказались подданными Турухай-Табуна. Узнав об этом, Похабов решил загладить вину и отправился вместе со своими людьми в ставку Турухай-Табуна, откуда направился в ставку Сецен-хана. Там он узнал, что буряты закупают серебро и золото в Китае. В 1648 году был основан Баргузинский острог, в 1652 году - Баунтовский острог. В 1653 году Петр Бекетов уходит на восток Забайкалье, где под его руководством был выстроен в 1658 году Нерчинский острог. В Забайкалье бурятские племена были более мобильными и в случае проблем укочевывали под защиту монгольских князей. Тут, следовательно, русским нужно было проводить более осторожную политику. Они избегали вступать в противостояние с монгольскими князьми, в военном отношении представлявшими мощную силу во всей Центральной Азии. Кроме того, был интерес вступить в торговые отношения с Китаем.

В 1665 году в устье Чикоя на Селенге было построен Селенгинский острог. В этом районе жили табангуты, которые имели связи с монгольскими князьями. В 1666 году было построено Удинское зимовье, которое в 1689 году развилось в острог, а затем и в город Верхнеудинск. Таким образом, Удинский, Селенгинский, Баргузинский, Нерчинский и другие остроги создали сеть, которая помогла русским взять под свой контроль все Забайкалье. Остроги стали административными и экономическими центрами. Наиболее сильными племенами Забайкалья были хоринцы и табангуты. Хоринцы приняли подданство русских вскоре после строительства Нерчинского острога, а табангуты оказывали сопротивление,и только с помощью прикочевавших в Забайкалье в конце XVII века цонголов им удалось подчинить их своей власти. Множество военных походов и нападений монголов на остроги. Часть бурят входила в альянс с русскими для защиты от монголов из нежелания становиться двоеданниками.

В это время маньчжуры завоевывают монголов и Китай, учреждается Цинская династия. В 1665 году халхасский Тушету-хан Чахун-Дорж принимает подданство маньчжуров. Разражается война халхасцев с ойратами, что приводит к интенсивным миграциям. чжМаньчжуры претендуют на Приамурье, которое активно осваивается русскими первопроходцами. В 1657 году в верхнем течении Амруа основан острог Албазин, который был осажен маньчжурами и захвачен ими. В течение последующего столетия он находился в составе Цинского Китая. В этой ситуации обострившейся конкуренции между Россией и Китаем, большое значение имел выбор местных племен. За их лояльность разгорелась война. Дауры перешли в подданство Цинского Китая. Однако через некоторое время даурский князь Гантимур, ранее враг русских, разграбивший Нерчинский острог, в 1667 году перешел на сторону русских. Он был родственником императора, был баснословно богат и влиятелен. Цинский император пытался вернуть его, но неудачно. В 1685 году был крещен под именем Петра, а в 1686 году пожалован княжеским достоинством от Петра I.

Между тем в 70-х годах русско-монгольские отношения обостряются, и Забайкальские остроги, особенно Селенгинский, многократно осажадются монголами. Происходит постоянный отгон скота. Часть монгольских племен напротив ищет в России защиту и убежище от непрекращающихся феодальных войн в Монголии.

В 1687 году конные отряды Очирой Сайн-хана осадили Селенгинск в очередной раз. В защите крепости приняло участие все его население, гарнизон его насчитывал не более 300 человек. Отряды Тушету-хана потерпели поражение и ретировались. Такие же проблемы в это же время русские имеют с воинственными табангутами. С ними сражались русские отряды под предводительством окольничьего Федора Головина и цонголов. В результате разгрома табангутов 10 января 1689 года 6 табангутских князей перешли в подданство России. Это стало важным фактором в заключении Нерчинского договора о делимитации границ. Этот договор закреплял Забайкалье за Россией, но вопрос о южных границах оставался открытым. 20 августа на р. Буре, а затем у р. Кяхты в 1728 году были заключены Буринский и Кяхтинский договора. Была подробно описана южная граница и установлены каменные насыпи. Отныне были строжайше запрещены произвольные переходы через границу с обеих сторон. Прекратились набеги и сократились угоны скота.

Освоение Прибайкалья

В XVI веке Сибирь управлялась Посольским приказом, пока в 1637 году царским указом не был создан особый Сибирский приказ. Основной единицей был уезд. В 1677 году был создан Нерчинский уезд, в 1682 - Иркутский уезд. Всего в Сибири в XVII веке создано 20 уездов. Уезды управляются воеводами. Им подчиняются приказчики и управители острогов. Сначала Прибайкальские остроги находились в ведении Енисейского воеводы. В 1682 году учреждается отдельный Иркутский уезд. Воеводы имели неограниченные полномочия, включая судебные. Только в конце XVII века им запретили выносить смертные приговоры. Они курировали связи с монгольскими и ойратскими феодалами, а в Иркутске была даже посольская изба и посольский двор. Инородца были приписаны к острогам, которые собирали с них дань. Но внутреннее управление осуществлялось по обычаю. В 1727-1728 году в Сибири учреждается единой трехстепенное централизованное деление. Основная единица - губерния, состоявшая из провинций, а те из уездов. Сибирская губерния состояла из Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний, пока в 1736 году Иркутскую провинцию признали полноценной губернией во главе с губернатором и губернским правлением. С 1796 года губернии делились на области, области - на уезды. Вплоть до 1822 года инородцы управлялись частными актами административной практики, например услвоиями шертных присяг. В XVIII веке Савва рагузинский выпускает Посольскую инструкцию пограничным дозорщикам, в которой изложены единые принципы управления бурятским населением. Все власть и суд отдавали князцам (тайшам, зайсанам и шуленгам), так же как и сбор ясака. Основной административной единицей становился род. В 1764 году сформированы 4 бурятских казачьих полка - Ашхабадский, Сартолов, Цонголов и Атаганов. Сначала полки были добровольными, и туда хлынули добровольцы, поскольку служба освобождала от платежа ясака. Оружием и лошадьми снабжались ясачными, служи год через три. Во главе были атаманы, затем есаулы, сотники, пятидесятники и десятники.

Вслед за казаками в регион прибывали купцы и промысловики. Изначально пыталось заселить Сибирь путем насильственного переселения крестьян из европейской части России. Еще одним источником поступления переселенцев были каторжники и ссыльные. Но решающее значение имела вольная, стихийная колонизация, когда люди ехал в поисках земли и свободы. Многие предприимчивые люди (слободчики) открывали в Сибири производство и земледелие. Содействовали хозяйственному освоению края и православные монастыри, которые селили на своих землях монастырских крестьян. Заселение происходило по долинам рек, таких как Ангара, Селенга, Лена, Шилка. Постепенно из острогов путем развития торговых слобод вырастают города, самым значимым из которых был Иркутск.

В 1682 году именно Иркутск становится центром самостоятельного воеводства. К нему причисляются Верхоленский, Идинский, Балаганский, Верхнеангарский, Баргузинский, Удинский, Селенгинский, Баунтовский, Итанцинский, Еравнинский остроги. Иркутск становится первым городом в Восточной Сибири.

В 1675 году Николай Спафарий Милеску, возглавлявший первое русское посольство в Китай, проезжал по территории Забайкалья, где описал положение дел на тот момент. Спафарий описал значительные масштабы русского присутствия в Предбайкалье и Забайкалье и их хозяйственной деятельности. К тому времени по всей Сибири имелось уже 11400 дворов русских крестьян и слободчиков с населением в 27000 человек мужского пола. Главную роль в переселении играла не правительственная колонизация, а вольная, состоявшая из беглых крестьян.

В начале XVIII века уже в одной только Иркутской губернии проживает 27000 русских мужского пола, из которых 16000 крестьян. В 1762 году 62000? а в 1795 - 78000 человек мужского пола. В кон. XVIII века во всем уезде проживало более 100000 человек, включая 53512 русских, 48572 бурята и 2006 эвенков. Основная масса русских состояла из крестьян, разделявшихся на государственных, экономических (бывших монастырских) и горнозаводских (Нерчинск). К Иркутску присоединяются Нерчинская, Якутская и Охотская области.


В середине XVIII века за Байкал переселяются старообрядцы, которых тут называли семейскими. Первая партия прибывает в 1756 году, но основная масса переселяется в 60-е годы. Переселенцы получают хлебную ссуду на продовольствие и семена, лошадей, пахотные орудия и на 6 лет освобождаются от податей и повинностей. Их села превращаются в крупные хозяйственные центры - Мухоршибирь, Бичура, Тарбагатай, Урлук, Хонхолой, Никольское. В середине XVIII века Забайкалье разделяется на два уезда - Селенгинский и Нерчинский. Главными населенными пунктами Селенгинского уезда становиятся город Селенгинск, Удинский пригород (Верхнеудинск), Кяхтинский форпост с Троицкосавской крепостью, Ильинский, Кабанский, Баргузинский, Итанцинский, Еравнинский остроги, Посольский и Троицкий Селенгинский монастыри. Главным пунктом Нерчинского уезда стал город Нерчинск и заводы Нерчинского горного округа. К этим городам и острогам были прикреплены русские крестьянские деревни и бурятские и эвенкийские улусы.

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Борис БАЗАРОВ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ БУРЯТИИ К РОССИИ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ ТРАНСГРАНИЧЬЯ Б XVII-XIX вв.

Статья посвящена истории присоединения территорий национальных регионов Восточной Сибири к России в XVII-XVIII вв. Подчеркивается значение распада Монгольской империи для становления новых центров мировых сип. Дается описание процесса формирования бурятских земель, причины и значение их вхождения в состав Российского государства.

The article is devoted to the history of joining of Eastern Siberian regions to Russia in 17th-18th centuries. The importance of Mongolian empire disintegration for forming new world centers is underlined. The description of process of the Buryat lands formation and causes of its joining to Russia are given.

Ключевые слова:

Монголия, Россия, Бурятия, присоединение, казаки, геополитика, трансграничье; Mongolia, Russia, Buryatia, joining, Cossacks, geopolitics, borderlands.

Ванданович - д.и.н., чл.-кор. РАН; председатель президиума Бурятского научного центра СО РАН, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН

[email protected]

Формирование пограничных регионов страны и их развитие традиционно вызывали не только научный, но и политический интерес. Они являются зоной особого внимания государства в силу его геополитических интересов. Состояние политического климата и реакция общественности на широкий круг трансграничных проблем должны быть изучены и адекватно восприняты с точки зрения уроков региональной политики.

Формирование бурятских территорий в Сибири явилось результатом сложных процессов смены центров основных мировых систем. Доминирование кочевых сообществ, насчитывавших практически полтора тысячелетия, завершилось распадом Монгольской империи. Огромная территория основного расположения монгольских народов стала предметом раздела в сферах интересов новых государств и сообществ, а сильная инерция распада не позволила возникнуть новому политическому центру монгольской кочевой цивилизации. Реальностью стала оживленная борьба внутригосударственных межплеменных объединений за лидирующее положение в Великой степи, которая окончательно истощила некогда могущественную империю. Сформировавшееся мощное Маньчжурское государство, используя эти системные противоречия, сумело утвердить свое положение в монгольском мире и, используя древнее правило управления, воспользовалось противоречиями конкурентов. В этих условиях распад монгольского сообщества приобрел необратимый характер.

Надо отметить, что значительная часть восточносибирских земель в тот период считалась периферией политического мира Восточной Азии. Появление халхасских и бурятских самостоятельных младоэтнических образований, тяготеющих к разным полюсам новых центров мировых сил, довершило общую картину новой конфигурации внутриполитического размежевания монгольских народов и государств.

Усиление маньчжурского давления на территорию монгольских государств, аннексирование значительного пространства, небывалое ранее продвижение в Центральную Азию вызвали стремление к освободительному движению, серию драматичных столкновений, битв и сражений, еще плохо прописанных в российской историографии. Раздробленность монгольского мира, умелое дипломатическое маневрирование маньчжурского руководства,

его выверенная стратегия и тактика позволили определиться новым доминионам Азии. В этих условиях окраинные этносы были вынуждены искать выходы из сложившихся исторических тупиков. И в этой политической коллизии неожиданно проявились новые пути, которым было суждено стать магистральными в определении судьбы народов монгольского мира.

Продвижение казаков в сибирское пространство, в начальный период носившее спонтанный и стихийный характер, постепенно приобрело состояние продуманной политики освоения Российским государством громадной территории. Не останавливаясь на оценке и деталях этого сложнейшего государствообразующего процесса, отметим, что присоединение территорий Восточной Сибири, включавшей обширные земли «братских народов», как называли бурят русские первопроходцы, было сложным и неоднозначным, однако поступательным и восходящим. Присоединение территории этнической Бурятии к России шло в течение целого столетия. Несмотря на разнообразие методов расширения границ Российского государства, изобиловавших и силовыми, и колонизационными мерами, исследователи приходят к выводу о том, что буряты не были завоеванным народом. В сложных условиях геополитических перераспределений во второй половине второго тысячелетия бурятские племена сделали исторический выбор, определив свое развитие в рамках Российского государства.

Предбайкальскую часть территории бурят присоединяли к России казачьи отряды, которые шли из Енисейска и Красноярска вместе со стрельцами, промышленными и торговыми людьми. В конце 40-х гг. XVII в. в Восточное Забайкалье и Приамурье двинулись отряды Пояркова и Хабарова из Якутии. На восточной окраине бурятской земли в 1658 г. был сооружен Нерчинский острог. В 1665 г. на р. Селенге, против устья р. Чи-кой был заложен Селенгинский острог, а в устье р. Уды было поставлено Удинское зимовье, положившее начало острогу и затем г. Верхнеудинску (ныне г. Улан-Удэ - столица Республики Бурятия).

В среднем течении р. Селенги рядом с бурятами были расселены монгольские группы табангутов, которые кочевали до Еравнинских озер. Табангутские тайши долго и упорно сопротивлялись принятию

русского подданства, но в нескольких сражениях отряды табангутских войск были разбиты. В создавшейся обстановке тайши сочли для себя наиболее выгодным заключить с русским послом Ф. Головиным договор о переходе их в русское подданство. 10 января 1689 г. пять тайшей табангу-тов дали шерть (присягу) «о вечном оных тайшей подданстве русскому престолу».

Созданные на территории Забайкалья Удинский, Селенгинский, Баргузинский, Нерчинский и др. остроги образовали сеть военных укреплений, обеспечивавших контроль над территорией края. Но уже в скором времени эти остроги стали и административно-политическими и торгово-экономическими центрами. Строительство острогов, появление вокруг них заимок служилых людей и пашенных крестьян способствовали оживлению мирных торгово-меновых и бытовых отношений между русскими и бурятами. Складывание диалога с бурятским населением, усиление комплиментарности, а также взаимное проникновение культур фактически определили волю народов и завершили процесс присоединения Бурятии к Российскому государству. В развивавшемся геополитическом противостоянии в Восточной Азии опора на положительные отношения с местными этническими объединениями сыграла решающую роль.

До присоединения Забайкалья и Приамурья Российское государство несколько раз пыталось установить дипломатические отношения с Китаем. В 1689 г. в г. Нерчинск выехало русское посольство во главе с Ф. Головиным. Трудные и долгие переговоры завершились в августе того же года заключением Нерчинского русско-китайского договора. Современная историография не склонна преувеличивать значение этого договора не только ввиду обстоятельств, при которых он был заключен, но и при оценке смысла, вкладываемого сторонами в его подписание. Китай императора Канси фактически диктовал собственную волю Российскому государству, считая его в состоянии даннической зависимости. И если бы свободная воля населения территорий не определилась в понимании своей исторической судьбы, передел сложившейся политической карты в Восточной Азии был бы неизбежен.

Нерчинский договор первым русско-китайским договором, имевшим историческое значение для установления и развития взаимоотношений между двумя государствами. Нерчинский договор определил значительную часть восточной границы России с Китаем. Граница проходила по левому берегу р. Амур, по р. Горбице, впадающей в р. Шилку, Становому хребту, по правому берегу р. Аргуни. Вопрос о западной части границы России с Китаем, точнее, с Монголией, являвшейся тогда составной частью Китая, оставался еще открытым. Установление границы к западу от устья Амура было отложено «до иного времени». Разрешалась торговля между подданными России и Китая по проезжим грамотам. После Нерчинского, Буринского, Кяхтинского договоров между Россией и Китаем были заключены Айгунский (1858 г.), Тяньцзинский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры.

Буринский и Кяхтинский договоры 1727 г. зафиксировали закрепление Забайкалья за Россией. Эти исторические вехи и завершили процесс присоединения Бурятии к России. Усилилась охрана русско-китайской границы на всем ее протяжении. Вместе с русскими буряты и эвенки охраняли пограничные земли, которые для них были «породными землями». Русский посол С.Л. Владиславич-Рагузинский дал высокую оценку действиям бурят на пограничной службе: «Служат верою России, не уступая природным россиянам»1.

В 1728 г. был издан указ о выдаче семи родам селенгинских и одиннадцати родам хоринских бурят особых знамен «За их прилежную службу». В 1764 г. были сформированы 4 бурятских казачьих полка по 6 сотен в каждом. Российское государство уже тогда признавало бурят, считавших себя поданными, верными гражданами общего Отечества.

Присоединение Бурятии имело огромное значение для России. В ее состав вошла большая территория со значительным по тому времени населением и богатыми природными ресурсами. В увеличении Российского государства за счет присоединения Сибири, как предвидел великий русский ученый М.В. Ломоносов, немалая роль принадлежала населенной бурятами и эвенками Юго-Восточной Сибири,

1 Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа от XVII в. до 60-х гг. XIX в. - М.; Л., 1940, с. 88.

т.е. Бурятии. Через Бурятию для России открылся наиболее короткий и удобный путь в Приамурье и Приморье.

Присоединение Бурятии к России определило ее границы с Китаем и Монголией, расширив дипломатические, торгово-экономические и культурные связи с ними. Вместе с тем Бурятия посредством культурных взаимосвязей сыграла важную роль в развитии отношений России с Тибетом, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Благодаря Бурятии, стало возможным установить полномасштабные контакты с Востоком за счет взаимодействия с буддийской религией и культурой.

С вхождением Бурятии в состав России началось освоение богатств края совместными усилиями русского, бурятского и эвенкийского народов, что способствовало ускорению социально-экономического развития края.

Присоединение Бурятии к России имело историческое значение для бурятского народа. В XVII в. монголоязычное население Предбайкалья и Забайкалья не представляло собой единый народ, его консолидация только началась и была скорректирована появлением мощного экзогенного русского фактора, который способствовал развитию нового витка этногенеза бурят.

В течение длительного периода Российское государство сохраняло бурятские административно-государственные ведомства и национальное самоуправление. В 1822 г. была проведена реформа управления в Сибири. Правительством по проекту М.М. Сперанского были утверждены «Учреждения для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев» и др. законоположения.

На основании Устава 1822 г. среди иркутских бурят были учреждены Аларская, Балаганская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская и Тункинская степные думы; среди забайкальских бурят - Кударинская, Баргузинская, Селенгинская и Хоринская. В 1837 г. из Хоринского ведомства выделилось самостоятельное Агинское ведомство во главе со степной думой. Более крупные ведомства имели инородные управы, а родовые управления имелись во всех бурятских ведомствах. Особым видом управления являлись сугланы. Они представляли собой общественные собрания для обсуждения вопросов о сбо-

рах и повинностях, земельных делах и выборах должностных лиц.

В степные думы входили: главный родоначальник (тайша), два его помощника (в более населенных ведомствах), заседатели и головы. Они должны были вести учет населения, составлять статистические сведения о количестве скота, посевах, сенокошении, урожае хлебов, производить раскладку денежных сборов и распределение повинностей внутри ведомства, учет приходов и расходов общественного имущества. К нему относились помещения степных дум, хлебные экономические магазины, постовые станки, начальные училища при степных думах. Степные думы ведали вопросами землепользования в своих ведомствах, рассматривали дела о калыме, долговых взысканиях, потравах посевов и покосов, мелких кражах. В центре внимания степных дум находились вопросы вероисповедания, строительство дацанов, деятельность буддийских храмов, организация и работа учебных заведений, проблемы здравоохранения, соблюдение народных обычаев и традиций.

Таким образом, Российское государство не только сохраняло, но и совершенствовало местное самоуправление бурят. Бурятские ведомства во главе со степными думами являлись самыми крупными административно-территориальными единицами, которые приравнивались к русским уездам. Степные думы обладали достаточно широкими правами и полномочиями, чтобы решать все основные вопросы жизни общества. По Уставу об управлении инородцев за ними были закреплены в постоянное пользование места их кочевий; на этих землях русским крестьянам было запрещено селиться без разрешения бурятских и эвенкийских родовых органов управления. О действенности этого запрета говорит тот факт, что чуть ли не до конца XIX в. почти вся долина р. Уды находилась в основном в пользовании

хоринских бурят, в долине существовало лишь несколько небольших русских сел. Местным органам царской власти без особой надобности запрещалось вмешиваться в дела степных дум. Эта система самоуправления просуществовала до конца XIX в.

С установлением государственных границ ранее совершавшееся кочевание бурят в Монголию упорядочилось и фактически прекратилось. Усилилось взаимное общение бурятских племен и родов, знакомство с особенностями быта и хозяйства, культурой, обычаями и традициями. В результате в рамках Российского государства бурятские племена завершили свою консолидацию в бурятскую народность со своим языком и культурой.

Находясь в составе России, буряты приобщились к новому уровню и способу экономического развития, земледельческому и промышленному труду, успешно развивали животноводство и промыслы. В связи с этим они постепенно переходили от кочевого образа жизни к полуосед-лому и оседлому. В состав Российского государства буряты вошли с ценностями буддийской религии и культуры, освоив вместе с ней письменность, образование, науку, медицину, литературу и искусство. Непреходящее значение имела русская культура, сыгравшая ведущую роль в цивилизационном развитии народов Бурятии на стыке выдающихся цивилизаций мира. При этом преемственность и диверсификация кочевой культуры не только наложили печать на общее развитие бурятского народа, но и повлияли на усиление диалога культур Запада и Востока.

Таким образом, в начале XVII в. имелось три сценария трансграничья: манчьжурс-кий, русский и бурят-монгольский, которые сошлись во времени и пространстве, и объективное развитие исторических событий завершилось присоединением Бурятии к Российскому государству.

Юбилей — событие по определению знаменательное и приковывающее к себе особое внимание. Тем более если речь идет о круглой дате, знаменующей собой важное историческое событие. Вхождение Бурятии в состав России, 350-летний юбилей которого официально будет праздноваться в следующем году, безусловно, к таковым относится.

Дата — условна

Для начала о самой дате. Выбранная правительством Республики Бурятия дата — 350 лет — во многом носит условный характер. Причем научной общественностью Бурятии в свое время было предложено несколько вариантов. Сначала предполагалось отметить юбилей в 2009 году, опираясь на тот факт, что в 1959 году уже праздновали 300-летие добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства.

Однако позже, в связи с изменениями в руководстве республики и проведенными дополнительными консультациями с научным сообществом, эта дата была перенесена на два года вперед, и за точку отсчета было принято основание в 1661 году Иркутского острога как символа власти "белого царя" в "землях братских". При этом необходимо понимать, что процесс вхождения Бурятии в состав России был продолжительным и не может быть локализован во времени с точностью до конкретной даты.

Накануне прихода русских в Предбайкалье и Забайкалье в середине XVII века родоплеменные объединения бурят (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры и другие) проживали на огромной территории, простиравшейся от реки Аргунь (современный Забайкальский край) на востоке до притоков Ангары на западе, от современного Братска на севере до долины реки Селенги на юге. Учитывая состояние дорог (а точнее, их фактическое отсутствие) и иных средств коммуникации той эпохи, процесс распространения власти "белого царя" растянулся едва ли не на столетие.

Помимо собственно бурятских племен и родов, компактно проживали по обе стороны Байкала эвенки, небольшие племена тюркского и иного происхождения (качинцы, арины, тофалары и другие). Все эти сообщества были носителями различных хозяйственных укладов, занимаясь кочевым и полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, а некоторые племена осваивали земледелие. Основой социальной организации бурят были кровнородственные объединения, как правило, управлявшиеся главами родов. Соответственно отсутствовало и политическое единство, не было центров управления, способных представлять от своего имени большинство бурятского населения.

Геополитика

Международная обстановка, в которой происходило присоединение Бурятии к России, была также не из простых. Присоединение Бурятии к России было составной частью политики Российского государства по продвижению на восток. Преодолев феодальную раздробленность и встав на путь создания централизованного государства, Московское царство укреплялось за счет расширения собственной территории и получения новых природных богатств. "Земли за Камнем" (т.е. за Уралом) рассматривались в качестве своеобразного "сибирского Эльдорадо", где главным золотом считалась пушнина, особенно ценившаяся на европейских рынках. В результате в конце XVI—начале XVII веков Российское государство территориально увеличилось за счет обширнейших территорий Сибири — от Урала до отрогов реки Енисей, соприкоснувшись с землями бурят.

В свою очередь, большинство бурятских племен до прихода русских находилось в различной степени зависимости от монгольских Тушэту-ханства и Цэцэн-ханства. Бурятские племена регулярно доставляли дань монгольским ханам, а также посылали своих детей в ставки местных правителей в качестве заложников (аманатов). Это был старинный способ, известный еще со времен Чингисхана, гарантировавший повиновение кыштыма (данника) своему сюзерену.

380 лет соседству

Первые зафиксированные историками контакты русских с бурятами носили мирный характер. Стрелецкий сотник Петр Бекетов, придя к окинским и усть-удинским бурятам в 1628 году, был встречен там миролюбиво. Однако вскоре из-за самоуправства красноярских казаков в отношения был внесен раздор, нередко приводивший к вооруженным столкновениям. Апогеем конфликта между казаками и местным населением стала осада и сожжение бурятскими воинами Братского острога в 1635 году.

В целом, на первых порах взаимоотношения между казаками и местным населением носили крайне противоречивый характер. "Вхождение под руку белого царя" и "отложение от царской власти" были частым явлением той эпохи. Например, в 1647 году в Красноярский острог приезжал булагатский князец Ойлан (Илан) и дал шерть (присягу) на верность царю Алексею Михайловичу.

Более того, этот князец попросил построить на его земле острог для защиты от набегов монгольских ханов и князей ("приходили на них мунгальские люди войною"). Так появился Удинский острог (ныне Нижнеудинск). Однако уже в 1650 году он потребовал освобождения его сына (по другим источникам, племянника) Узуна, сидевшего в Красноярске в качестве заложника. Не добившись своего, он отказался от уплаты ясака и перестал быть послушным "белому царю". Узнав о походе против него монгольского Мергень-тайши, Ойлан возвращается обратно в российское подданство ("побежал вверх по Осе в большие браты").

Помимо противоречий между пришлыми и местными, нередкими были военные столкновения и между самими русскими острогами, в которых с обеих сторон активное участие принимали бурятские князцы. Параллельно устанавливались торгово-экономические связи между острогами и бурятскими и эвенкийскими улусами.

Соперничество с монгольскими ханами

На 40—60-е годы XVII века приходится проникновение русских уже дальше в Забайкалье. Первым острогом здесь становится Баргузинский (1648 г.). Далее возникают такие важные опорные пункты российской власти, как Баунтовский острог (1652 г.), Нерчинский острог (1658 г.), Селенгинский острог (1665 г.), Удинское зимовье, будущий Верхнеудинск (1666 г.). По мнению большинства историков, в отличие от Предбайкалья в Забайкалье практически не отмечены факты вооруженного сопротивления со стороны местного населения русским казакам. Наиболее многочисленная группа забайкальских бурят — хори — приняла русское подданство мирно.

На то были объективные причины. В отличие от Западной Бурятии в Забайкалье население вело кочевой образ жизни, часто передвигалось с места на место, что позволяло ему в случае необходимости (опасности) сняться с места и откочевать в другие районы. Это требовало от российской администрации вести более осторожную политику в отношении местного населения — ведь если подданные от тебя убегают, то и дань собирать не с кого. Кроме того, за время присоединения Предбайкалья у казаков накопилось немало информации о быте и традициях забайкальских бурят, что также позволяло избежать крупных конфликтов.

Неизменно важным фактором русско-бурятских отношений того периода были связи с монгольскими и ойратскими ханствами. До 1690-х годов именно монгольские ханства были основными соперниками русских за влияние в Байкальском регионе. В этой борьбе казаки нередко вступали в союзные отношения с бурятским населением. Например, в 1674 году совершил нападение на бурятские улусы в районе Братского, Балаганского и Идинского острогов монгольский тайша Гыган, вытесненный обратно в Монголию усилиями ангарских бурят и русских служилых людей.

Граница на века

По мере нарастания междоусобиц в монгольских степях, а также территориальной экспансии Цинской державы влияние монгольских ханств в Байкальском регионе снижалось. После окончательного подчинения монгольских ханств маньчжурской империи Цин начинается долгий и сложный процесс территориального размежевания между двумя великими державами — Россией и Китаем. Земли Бурятии были важной составляющей в этой "большой игре", богатой военными столкновениями, спорами о границах и суверенитете над территориями и народами, их населяющими. Исторической точкой в деле присоединения Бурятии к России следует считать подписание 20 августа 1727 года на реке Бура (приток реки Аргунь) Буринского русско-китайского договора, установившего границы двух держав от Саянских гор до реки Аргунь. В результате была определена южная граница Бурятии, существующая практически без изменений и по сей день.

Попытка облагородить, отретушировать историю колонизации бурят, показать, что «присоединение Сибири к Русскому государству означало включение отсталых во всех отношениях народностей в жизнь могущественного Русского государства с бурно развивающейся культурой и экономикой» есть подход не научный, не исторический, а политический, причем расистский; он не соответствует кровавой истории завоевания и покорения бурят, льет воду на мельницу современных «реформаторов», стремящихся упразднить национальные республики и автономии.

Нет ни одного факта-документа говорящего о добровольном вхождении бурятского народа в «вечное холопство» к русским. Выдающийся сын бурятского народа, один из основателей бурятской государственности Элбэг-Доржи Ринчино, первый председатель знаменитого Бурнацкома, глубоко исследовавший колонизацию Сибири, писал: «Источники категорически свидетельствуют о том, что не может быть и речи о присоединении Сибири путем «естественного расселения». Сибирь была завоевана, но не Ермаком, а в течение последующих после него 200-250 лет «огнем и мечом». Ни одна из крупных народностей Сибири не подчинилась добровольно бородатым завоевателям. В течении десятилетий в отдельных районах приходилось вести настоящую партизанскую войну с татарами, киргизами, монголо-бурятами, якутами, тунгусами и даже камчадалами и чукчами на крайнем севере».


Растиражированные факты «добровольного принятия шерти» рядом бурятских князей (конкретно, «Кодогоня да Кульза да Алдая с товарыщи» ) в Предбайкалье и Забайкалье не говорит о добровольном характере вхождения Бурятии в состав Московии. Кодогань дал ясак в 1629 году, но уже в 1634 вырезал почти весь отряд Дунаева. Это добровольность?

Поход хоринцев в 1703 г. к Петру также нельзя рассматривать как Акт вхождения бурят или этого племени бурят в Московское государство: это жалоба и не более. Кстати, эта жалоба как раз доказывает кровавые захваты земель, погромы и прочие бесчинства и насилия колонизаторов, в том числе русских крестьян против бурят.

Э.-Д. Ринчино: «У сибирского крестьянства нет иного отношения к инородцу, как «твари бездушной»; крестьянство систематически, из века в век путем открытого насилия и захвата лучших земель загнало инородцев в степи, тундру и горы» .

«Браты» и «братские» в своей Бурятии для всех колонизаторов - казаков, воевод, «промышленников», семейских, «поселенцев», каторжан и уголовников, как правило, авантюристов были центральным объектом и средством нажиться : их землями, их природными ресурсами, скотом и, наконец «девками» и т. д. Бурятия, как и вся Сибирь рассматривались как область где можно и должно только наживаться, а потому денно и нощно шел грабеж ее. Ни один воевода Московского государства, ни бесчисленные затем губернаторы не уходили из Сибири с пустыми руками», отмечал русский профессор Ф. Г. Виноградов в 1927 году.

Главный аргумент, опровергающий сочинения о добровольном вхождении бурят в империю, это само свидетельство непосредственных колонизаторов-казаков: «Государев ясак с братцев по вся годы имали за саблею и за кровью». (Ф. А. Кудрявцев. С. 46).

Русские советские историки Бурятии Г. Н. Румянцев и Ф. А. Кудрявцев в 1930-40-е гг. придерживались этой концепции, живописали о насильственном присоединении бурят-монголов, привели десятки фактов зверств казаков. Но к 1954 году в угоду власти они дружно сменили эту концепцию на добровольную. Отсюда и идет излюбленное утверждение, что буряты пошли за защитой к русскому царю от «монгольских и ойратских феодалов, жадных до чужого добра, которые притесняли, грабили и убивали, стремились закабалить». (История БМАССР. Т.1 1954.С. 94).

В 1959 году Бурятия широко отметила 300-летие добровольного вхождения, и в знак образцового самоуничтожение, получила советский металлический знак. Этот период 1658-1661 гг. были самые «зверские годы» правления Багаба-хана (Иван Похабов, в то время приказчик Братского острога), зверства которого над бурятами были изощреннее зверств диких «душегубов» Христофора Кафтырова и Ерофея Хабарова.

Новые историки вывели новую дату «добровольного» входа - 1661 год. 1 июля 2011 года с размахом отмечалось 350-летие добровольного вхождения Бурятии в состав России. Таким образом оказалось, что буряты дважды вошли в одну Россию; у бурят в отличие от всех колонизованных народов мира, две даты «безвозмездного» и дружного вхождения.

Но в эти годы не было исторического события, что характеризовало бы хоть какое-то действие, похожее на «добровольное вхождение». Если не считать полное обезлюдение огромной Балаганской степи, как раз в 1659-1661 гг. вследствие бегства тамошних булагатов от зверств Багаба-хана, знаменитого своими «зверствами и диким блудом»

Платеж «ясака» улусами или князцами это не критерий вхождения народа в Московию. Строительство зимовьев и острогов также не является этим критерием. Это были русские плацдармы захвата бурятских земель и богатств, которые неоднократно сжигались дотла бурятами.

Безграничье, позволяющее беспрепятственно перекочевывать целыми родами бурят по территории нынешней Восточной Сибири и Монголии есть главный аргумент, разрушающий факт присоединения-пристегивании Бурятии к России.

К Российской империи буряты были присоединены лишь в 1728 году. Отсчет от 1727, когда был принят т.н. Буринский договор, нельзя считать верным, так как в этом договоре не были прописаны реальные границы и реальные запреты на перемещение племен и родов из Халхи в Бурятию и обратно.

Один из самых блестящих монголоведов современности Роберт Артур Рупен, автор известной книги «Монголы ХХ века» выявил, что переходы в Монголию и обратно прекратились, и то формально, лишь в 1728 году по Кяхтинскому договору России и Китая. Юридически зафиксировавшему российско-внешнемонгольскую (т.е. китайскую в то время) границу, которая включила Бурят-Монголию в Россию и запретила эмиграцию бурят во Внешнюю Монголию. С этого времени, справедливо, на наш взгляд, считает Рупен, «буряты образовали часть многонациональной Российской империи».

Таким образом, только в 2028 году следует исторически справедливо отмечать 300-летие присоединения Бурятии к России.

Период с XIV до начала XVII в. считается относительно "темным" в истории Бурятии из-за отсутствия конкретных источников, поэтому о событиях этого времени можно говорить лишь предположительно, на основании косвенных фактов. Очевидно, в этот период происходил процесс консолидации различных мелких родоплеменных групп, в том числе тюркского и тунгусского происхож­дения, в рамках нескольких крупных территориально-этнических объединений. Судя по всему, в Прибайкалье, особенно в Западном, как и в некоторых других периферийных регионах, после распада Монгольской империи этнокультурные процессы начали развиваться автономно. Однако не подлежит сомнению, что прибайкальские племена в этот период продолжали находиться в довольно тес­ных отношениях с населением собственно Монголии.

Примечательно, что маньчжурская экспансия на монгольские земли по вре­мени в целом совпала с появлением русских в Восточной Сибири. Прибайкалье, таким образом, оказалось в зоне политических и экономических интересов двух могущественных держав того периода и это безусловно сказалось на характере и особенностях этнической ситуации в регионе.

Присоединение Бурятии к России явилось закономерным следствием коло­низаторской политики Московского государства, кровно заинтересованного в расширении сфер своего влияния, в освоении новых территорий, богатых при­родными ресурсами. В особенности русскую администрацию интересовали зале­жи золотых и серебряных руд, запасы пушнины.

Присоединение Бурятии, как и Сибири в целом, явилось достаточно дли­тельным по времени и сложным по содержанию историческим процессом. До революции и в советское время вплоть до 40-х годов присоединение Бурятии (и национальных окраин вообще) к России рассматривалось преимущественно как имеющее насильственный характер. В послевоенные годы вплоть до недавнего времени господствовала теория о добровольном присоединении, имевшая безу­словно и политическую подоплеку.

Для объективной оценки данного процесса необходимо восстановление при­мерной хронологии, характера и содержания основных событий того времени на базе имеющихся фактов.

Первые сообщения о "братах" начали появляться в русских источниках с 1609 г. Поначалу эти сведения весьма смутны и неопределенны, в них "браты" изображены как народ достаточно многочисленный и воинственный, имеющий своих кыштымов и собирающий "ясак со многих с малых землиц".

Поскольку это обстоятельство вступало в противоречие с коренными инте­ресами царской администрации, заинтересованной в сборе своей дани с местно­го населения, кроме того, представляло угрозу жизнедеятельности самих рус­ских острогов, русские начали снаряжать разведывательные отряды в направле­нии "брацких" земель. Первая такая поездка, судя по источникам, состоялась в 1623 г., организованная енисейским воеводой Яковом Хрипуновым. Ждану Коз­лову "с товарищи", руководившим отрядом, было наказано "накрепко смотрети и всякими мерами проведываты: какие они люди: сидячие или кочевые, ...и ка­кие у них крепости и бои, и сколько у них воинских людей на конь садитца, и ка­кие промыслы промышляют, соболи у них добрые или иной какой зверь есть ли, и часть ли от них великому государе прибыли". Кроме того, казакам вменялось в обязанность "брацких людей в Енисейский острог ко государевой милости призывати" (Сборник документов... 1960. С. 12-13). Как видно из приведенного текста, он наглядно свидетельствует о степени заинтересованности русской ад­министрации в состоянии дел в бурятском обществе и возможности их приведе­ния в свое подданство.

Хотя первые разведывательные экспедиции не сумели достичь непосредст­венно бурятских земель, в частности, из-за сложности перехода через пороги на , все же удалось собрать относительно подробные сведения о "братах" путем расспроса соседствующих с ними тунгусских и прочих племен.

Первая их непосредственная встреча произошла примерно в 1629 г. на Анга­ре в низовьях р. Оки. Привел "под государеву царскую высокую руку князцей Кодогоня да Кулзаса да Алдая с товарыщи" и взял с них ясак енисейский сотник Петр Бекетов. Примерно в том же году во время похода енисейских казаков во главе с пятидесятником Васькой Чермениновым "ис Тасеевы реки по Чюне ре­ке" были приведены под "государеву высокую руку" "братцкие князцы" Кохань и Кадым со своими людьми". С упомянутых "брацких людей" в следующем году был взят повторный ясак. По данным на 1630 г. в списке объясаченных упоми­наются также имена князцев Братая, Кандукана, Букия и некоторых других, обитавших вверх по р. Ока (Сборник документов... 1960. С. 16, 18, 19, 20, 22, 26).

Относительно мирный характер контактов отдельных групп бурят с русски­ми казаками на первых порах можно попытаться объяснить несколькими обсто­ятельствами. Во-первых, местное население было заинтересовано в установле­нии торгового обмена в пришельцами, поскольку оказалось отрезанным от тра­диционных рынков ввиду сложившейся в то время напряженной военно-полити­ческой обстановки в Центральной Азии в результате маньчжурского нашествия и междоусобиц монгольских ханов.

Во-вторых, свою роль сыграло и стремление царского правительства к мир­ным средствам, что также диктовалось реальными политическими в соображе­ниями. Не располагая на первых порах в Восточной Сибири крупными военны­ми силами, русские не могли рассчитывать на вооруженное покорение такой многочисленной и воинственной народности, какой, особенно по предваритель­ным слухам, представлялись буряты.

Однако дальнейшие события в целом развивались не столь однозначно. С одной стороны, среди бурятских князцов, особенно из среды так называемых "больших брацких людей", встречались и такие, которые воспринимали приня­тие русского подданства как угрозу своему собственному положению и всячески пытались противостоять этому. Но в значительной мере причиной тому послу­жили действия отдельных представителей местной администрации и предводи­телей казачьих отрядов, далеко не всегда движимых интересами большой поли­тики, а во многом стремлением к личной наживе и возможностью безнаказанно пограбить отдельные беззащитные стойбища аборигенов.

Положение усугублялось еще и тем, что разгорелось соперничество между Енисейским и Красноярским острогами за сферы влияния среди ясашного насе­ления. Нередко случались факты двойного обложения ясаком, что вызывало ес­тественное сопротивление у местного населения, которое старалось теперь по мере возможности уклониться от уплаты повинностей вообще.

К середине XVII в. территория Западной Бурятии в основном была подчине­на. Однако, как выяснилось, принятие "вечного холопства" местным населени­ем еще не было гарантией спокойной и безмятежной жизни под "высокой госу­даревой рукой". Скоро наступила эпоха правления страшного "Багааба хана", как прозвали буряты наместника Братского острога Ивана Похабова за его про­извол и лихоимства. Горькой обидой и болью отдают строки челобитных писем бурят о том, что "де тот Иван Похабов чинил нам великие насильства - жен и детей наших имел к себе на постелю и блудом позорил и наругался. А иных де ясачных людей бил и мучил, и скот: кони и коровы и овцы сильно поймал" (Ок­ладников. 1937. С. 53). Как известно, в конце концов доведенные до отчаяния бу­ряты были вынуждены совершить массовое бегство в Монголию в 1638 г. Отме­тим, что от Похабова в неменьшей степени доставалось и русским крестьянам, которые "стали наги и босы и на нове месте до конца разорены".

Ни в чем не уступал, а кое в чем даже превзошел по изощренности самого Похабова другой управитель того же Братского острога Христофор Кафтырев. Тогда доведенные до предела местные, пашенные крестьяне и даже часть слу­жилых людей поднялись на всеобщий бунт в 1696 г.

Как видно даже из некоторых приведенных фактов, события, сопутствую­щие процессу присоединения, развивались весьма сложно и противоречиво и не допускают возможности какой-либо однозначной оценки. Несмотря на то, что в целом можно говорить о преимущественно насильственном характере присое­динения территории Предбайкалья, нельзя не учесть то обстоятельство, что часть бурятского населения была изначально заинтересована в мирном урегули­ровании отношений с русскими. Примечательно в этом отношении следующее сообщение, донесенное через тунгусов, что у "братцких людей промеж собой драки, половина хочет государю ясак давать, а иные хотят с государевыми людь­ми дратца" (Сборник документов... 1960. С. 45). Поэтому очевидно, что только жесткие действия со стороны русских служилых людей спровоцировали бурят на ответные действия. Затем сказалось неумение или нежелание царской адми­нистрации оперативно уладить конфликтные ситуации и идти на компромисс в отношении отдельных воинственно настроенных улусов. Особенно агрессивны­ми и менее разборчивыми стали действия пришельцев по мере усиления их во­енной мощи, и хорошо вооруженные и организованные казачьи отряды стали одерживать убедительные победы над разрозненными, плохо вооруженными и обученными силами туземцев.

С 1640-х годов отряды русских служилых людей начали наведываться на южную сторону оз. Байкал. В 1638 г. из Енисейска был снаряжен отряд под ко­мандованием Максима Перфильева, который, в течение двух лет продвигаясь вверх по Лене и Витиму, дошел до устья р. Ципа. Путем расспроса местных эвен­ков были собраны интересные сведения о жизни и быте населения и природных богатствах края. В частности, русские здесь впервые услышали о даурском князце Ботоге, проживавшем "на Витиму реке на усть Карги реки, на одном месте улусами", у которого "соболя много, и серебро... есть" (Сборник документов... 1960. С. 38).

Весной 1645 г. в низовьях Селенги появился казачий отряд численностью в 100 чел. под командованием Василия Колесникова, который на лодках перепра­вился на южный берег озера. Однако встретив здесь многочисленные кочевья бурят, стоявших "вряд с мунгальскими людьми", казаки не решились идти даль­ше и вернулись обратно. В следующем 1646 г. четыре казака, отправленные В. Колесниковым на разведку "по Селенге реке в Мунгальскую землю", добра­лись до ставки "мунгальского большево князя Турокая Табунана", где вручили ему "государево жалованье", состоящее из шкур бобра, выдры, рыси и пары со­болей да "сукна лазоревого вершек".

Согласно "распросным речам" казаков, монгольский князь весьма благоже­лательно отнесся к их визиту, "жалованье" принял стоя и даже выразил свою го­товность служить русским. Относительно серебряной руды выяснилось, что ее в Монголии нет, а золотые и серебряные изделия они покупают в Китае. На про­щанье Турухай-Табунан передал в дар русскому царю "усечек золота весом четыре золотника с тремя деньгами да чашку серебряную весом двадцать четыре золотника, торель серебряную и двадцать два золотника" (Сборник докумен­тов... I960. С. 109-112).

В начале 1650-х годов русские начали прокладывать путь через Яблоновый хребет. В 1653 г. вверх по Селенге, затем по ее притоку Хилку двинулся сотник П. Бекетов со своим отрядом и возле оз. Иргень основал острог с одноименным названием. Здесь они вошли в контакт с людьми князя Култуцина, которые при­няли русских вполне дружелюбно (Залкинд. 1958. С. 48-49). С этого времени, особенно с основанием Нерчинского острога, в сферу влияния России вошла и часть территории Восточного Забайкалья.

Таким образом, в 50-60-х годах XVII в. территория Забайкалья стала после­довательно покрываться сетью острогов, что позволило русской администрации взять под свой контроль значительную часть этого региона. Очевидно, что при­соединение Забайкалья в отличие от Предбайкалья носило совершенно иной ха­рактер. Прямые вооруженные столкновения между местным населением и рус­скими казаками носили скорее случайный, нежели закономерный характер. То­му, естественно, были свои причины. С одной стороны, русские отдавали себе отчет в том, что население Забайкалья находилось под более тесным сюзерени­тетом монгольских феодалов, которые были несравненно могущественнее бу­рятских князцов. Необходимо было учесть и более подвижный образ жизни за­байкальских племен, которые легко могли уйти в случае возникновения кон­фликтных ситуаций. С другой стороны и сами монгольские князья в условиях разгоревшихся в то время феодальных междоусобиц и угрозы вторжения Цинского Китая, видимо, не прочь были найти в лице Российского государства союз­ника или покровителя. Немаловажную роль сыграло также стремление мон­гольской стороны к установлению выгодных торговых отношений с русскими.

Однако и здесь события разворачивались далеко не всегда однозначно и гладко. После того, как маньчжуры установили свое господство над территори­ей Халхи, местные владетели, уступая их давлению, начали проводить политику резкого обострения отношений с русскими. Особенно усердствовал в этом пла­не пришедший к власти в 1668 г. новый правитель Тушетухановского удела Хал­хи Чахунь-Доржи, именуемый в русских источниках как Очирой Саин-хан. До­кументы 70-80-х годов XVII в. буквально пестрят сообщениями о набегах раз­личных групп монголов на территорию не только Забайкалья, но и Предбайка­лья (Залкинд. 1958. С. 60-75). Особенно угрожающим стало положение к 1688 г., когда многие остроги, в том числе Селенгинский и Удинский, оказались в осаде. Ситуация изменилась, когда на помощь забайкальцам пришел окольни­чий Федор Головин, шедший во главе полутора тысячи казаков в Нерчинск для ведения переговоров с Китаем. Активное совместное участие в борьбе против нашествия монголов приняло также местное население - буряты и эвенки. Вско­ре после этого монгольская сторона запросила мира, и часть их тайшей даже приняла русское подданство. Правда, к этому их принудило и другое существен­ное обстоятельство: вторжение в Халху войск ойратского Галдан Бошогту хана. Поэтому не удивительно, что большинство этих тайшей, как только ойраты на­чали отступать под натиском превосходящих сил маньчжуров, предпочли быст­ро забыть о достигнутой договоренности с русскими.

Для верной оценки сути происходивших в то время в Забайкалье весьма сложных событий, очевидно, необходимо учесть еще одно обстоятельство. Как выясняется, среди халхаской правящей верхушки, как, впрочем и бурятской, не было единства во взглядах на отношения с Россией. Как отмечает Ш.Б. Чимит-доржиев, "антироссийскую, воинственную группировку, куда входило большинство крупных светских феодалов, князей, возглавлял влиятельный Тушээтэ-хан Чахундорж. Во главе второй группировки, придерживающейся в целом лояль­ной по отношению к русским политики, стоял глава ламаистской церкви Ундур-гэгэн (Джебзун Дамба-хутухта)" (Чимитдоржиев. 1997. С. 77).

Таковы некоторые основные перипетии событий, связанных с присоедине­нием Забайкалья к России.

Похожие статьи