Нормативы качества среды. Нормативы качества среды Нормативы качества окр среды

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий -- вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования от вредного воздействия источников загрязнения. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранения оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т. п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т. п.

Применение системы показателей предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного горного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного горного предприятия (объединения). Область регламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормативов лимитируют отходы и выбросы, в результате осуществления горных работ, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в биосферу в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем чтобы воздействие на природу было минимальным.

При оценке качества компонентов биосферы применяются различные модификации рассмотренных нормативов.

Оценка качества воздушной среды осуществляется на основе следующих нормативов.

  • 1. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны - ПДКр.з, мг/м3. При ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в неделю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.
  • 2. Предельно допустимая максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДКм.р, мг/м3. При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.
  • 3. Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест ПДКс.с, мг/м3, которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.
  • 4. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДКр. з, мг/м3. Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным уутем и действуют в течение 2 лет.
  • 5. Временно допустимая концентрация (ориентировочный / безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДКв.в, мг/м3, размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.
  • 6. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (или г/ч). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.
  • 7. Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (или г/ч). Срок действия этого норматива не более 5 лет. Он устанавливается в том случае, если по объективным причинам нельзя определить ПДВ для источника выброса в данном населенном пункте.
  • 8. Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема ПДКв, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.
  • 2. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДКв.р, мг/л. Величина последней для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКв. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
  • 3. Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДКв, мг/л. Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
  • 4. Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии со следующими основными показателями.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДКп, мг/кг. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
  • 2. Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДКп, мг/кг. Устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

При оценке шумового загрязнения биосферы используются следующие показатели.

  • 1. Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБ(а). Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой деятельности.
  • 2. Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБ(А), при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 3. Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 4. Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклонениям в состоянии здоровья, обнаруживаемым современными методами исследований, и нарушать нормальную трудовую деятельность.
  • 5. Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.
  • 6. Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ, применяемая в тех случаях, когда по объективным причинам невозможно установить уровень ПДШХ. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срока действия стандарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды проводится с использованием показателей трех видов: основного дозового предела, допустимого уровня и контрольного уровня.

К показателям основного дозового предела относятся:

  • - предельно допустимая доза радиации за год для работающих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, обнаруживаемые современными методами исследований, в настоящее время и последующие годы;
  • - предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, который на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облучения людей.

Показатели допустимого уровня:

  • - предельно допустимое годовое поступление радиоактивных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;
  • - предел годового поступления радиоактивных веществ в организм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;
  • - допустимое среднегодовое содержание радиоактивных веществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;
  • - допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т. д.) ДЗ, частица/(см2- мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирования мероприятий по защите и для оперативного контроля за радиационной обстановкой в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

  • - контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;
  • - контрольное содержание радиоактивных веществ в организме человека КС, кБк;
  • - контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м3.
  • - контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица /(см2-мин).

Регламентирование содержания вредных веществ в атмосфере . Один из важнейших вопросов проблемы охраны окружающей среды -- необходимость постоянного обеспечения строгого контроля содержания вредных веществ и регламентирование их поступления в биосферу. С этой целью разрабатываются нормативы качества окружающей среды. К настоящему времени установлено значительное число нормативов по показателям ПДК для всех компонентов биосферы. Так, для воды водоемов их установлено свыше 1000, для атмосферного воздуха--более 800, для радиоактивных изотопов -- 700, а для почвы несколько десятков.

Регламентирование содержания загрязнений в атмосферном воздухе осуществляется на основе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (предельно допустимая максимальная разовая концентрация--ПДКм. р ) и предельно допустимой среднесуточной концентрации ПДКс.с . Для вредных веществ, влияние которых на организм человека не до конца изучено, установлены временно допустимые концентрации вредных веществ ВДКа.в, регламентирующие их содержание в атмосферном воздухе.

Основная физическая характеристика содержания вредных веществ в атмосфере -- концентрация, т. е. количество вещества, содержащегося в единице объема воздуха при нормальных условиях. Как правило, ее измеряют в мг/м3. Этот показатель характеризует физическое, химическое и другие виды воздействия на окружающую среду и относится к основным параметрам при регламентировании допустимых концентраций примеси в атмосфере. Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений в воздухе населенных мест устанавливают на основе лимитирующего показателя, т. е. такой концентрации, которая оказывается наименьшей при проведении исследований на запах, раздражающие действия и специфические проявления реакций организма.

Среди нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере особое место занимают среднесуточные концентрации, превышение которых указывает на возможность неблагоприятных токсических действий вредных веществ на организм человека. Максимальные разовые концентрации устанавливают для тех веществ, которые обладают в большей степени раздражающим и рефлекторным действием. Их устанавливают с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменения биоэлектрической активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных примесей. В том случае, если токсические реакции организма проявляются при меньшей концентрации вредных веществ, чем.рефлекторные или раздражающие реакции, то среднесуточные и максимальные разовые ПДК совпадают.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере населенных пунктов, установленные эмпирическим путем, регламентированы списком Министерства здравоохранения СССР от 1 августа 1978 г. с добавлениями от 11 октября 1979 г. и от 7 мая Г981 г., в соответствии с которыми установлены класс опасности вещества, допустимые максимальная разовая и среднесуточная концентрация примесей. Эти концентрации обосновываются клиническими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законодательный характер.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в атмосферу, мг/м3

Максимальная Средняя

Разовая суточная

Диоксид азота.............……………0,085 0,04

Аммиак................…………………0,20 0,04

Сажа (копоть) .............…………….0,15 0,05

Сернистый ангидрид...........……...0,03 0,005

Оксид углерода...........…………….3 1

Фосфорный ангидрид..........……...0,15 0,05

Хлор…………………………………0,1 0,03

Пыль ………………………………..0,15-0,5 0,05-0,15

При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих эффектом суммации (совмещенного действия), их суммарная концентрация не должна превышать единицы при расчете по формуле

С1 + С2 +… + Сn 1

ПДК1 ПДК2 ПДК n

где C1, С2, ..., Сn-- фактические концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе; ПДК1, ПДК2, … ПДКn-- предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

Эффектом однонаправленного действия (суммации) обладают, например, следующие сочетания вредных веществ: ацетон и ацетофенол; ацетон и фталевый ангидрид; ацетон и фенол; ацетон, фурфурол, формальдегид, фенол, ацетальдегид, винилацетат; бензол, ацетофенол, азон, диоксид азота; диоксид серы - и сероводород; формальдегид и оксид углерода; диоксид азота, формальдегид, гексан и т. д.

Регламентирование содержания примесей в воде. Регламентирование уровня содержания примесей в воде водоемов зависит от отнесения их к различным категориям водопользования. Различают две категории водопользования. К первой относятся объекты двух видов: 1) для централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения, водоснабжения предприятий пищевой промышленности; 2) для купания, спорта и отдыха населения, а также водоемы в черте населенных мест. Ко второй категории относятся объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к кислороду; для всех других рыбохозяйственных целей.

Тип водопользования, а также ближайшие к месту выпуска сточных вод участки устанавливаются органами и учреждениями Государственного санитарного надзора с учетом перспектив использования водного объекта.

При сбросе сточных вод в водоемы в обязательном порядке должны соблюдаться нормативы состава и свойства воды водных объектов соответствующих категорий водопользования.

Наряду с ограничениями допустимого роста содержания взвеси в воде водоемов лимитируется крупность взвешенных частиц, которые могут содержаться в сточных водах. Запрещается сбрасывать в проточные водоемы сточные воды, содержащие взвеси со скоростью осаждения более 0,4 мм/с, а в водохранилища -- сточные воды с взвесями, скорость осаждения которых превышает 0,2 мм/с.

Кроме требований по фракционному и массовому составу взвешенных веществ регламентируются также состав и свойства воды водоемов по следующим параметрам: наличие плавающих примесей, запах, привкус, окраска, температура воды, значение рН, состав минеральных примесей, биохимическая потребность воды в кислороде, количество растворенного в воде кислорода, наличие возбудителей заболеваний и ядовитых веществ. На поверхности водоемов не должно быть плавающих пленок, пятен минеральных масел и скоплений других примесей.

При сбросе сточных вод в пункте водопользования вода не должна приобретать запахи и привкусы интенсивностью более 3 баллов для морей и 2 баллов применительно к водоемам, обнаруживаемые непосредственно или при последующем хлорировании, а также сообщать посторонние запахи и привкусы мясу рыб.

Окраска воды должна обнаруживаться в столбике высотой не выше 20 и 10 см для водоемов соответственно первого и второго вида и морей.

В результате спуска сточных вод температура воды летом в водоемах первой категории не должна превышать более чем на 3° С среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет, а температура воды в рыбохозяйственных водоемах не должна быть выше естественной температуры этих водоемов более чем на 5° С.

Реакция воды водоемов по рН не должна выходить за пре-1делы 6,5<рН<8,5 после ее смешивания со сточными водами.

Полная биохимическая потребность в кислороде при температуре 20° С не должна превышать 3 мг/л для водоемов первого вида, в том числе и для рыбохозяйственных водоемов обоих видов, а для водоемов второго вида первой категории водопользования -- 6 мг/л.

Количество растворенного кислорода в воде водоемов после смешивания со сточными водами должно быть не менее 4 мг/л в любой период года в пробе, отобранной до полудня для водных объектов первой категории, и не меньше 6 и 4 мг/л в зимний период для рыбохозяйственных водоемов соответственно первого и второго видов, а также 6 мг/л в летний период.

При наличии в сточных водах возбудителей заболеваний вода должна подвергаться обеззараживанию после соответствующей очистки. При этом коли-индекс очищенных и обеззараженных сточных вод и вод водоемов не должен превышать 1000 палочек в 1 л воды при остаточном хлоре не менее 1,5 мг/л.

Основные требования к охране вод, а также комплекс требований к составу и свойствам воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, регламентируются Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в водоемах санитарно-бытового назначения -- максимальная концентрация, которая не оказывает на состояние здоровья человека сейчас и в будущем прямого или опосредствованного влияния, выявляемого современными методами исследований, при воздействии вредного вещества на организм человека в течение всей его жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования населения.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в воды водоемов, мг/л

Акриламид..………...... 0,01 Железо ………. 0,5

Барий …....…………….. 0,1 Кальций........... 180

Бензин топливный...….. 0,1 Кремний.......... 10

Бор..........……………… 0,5 Медь..........…... 1

Ванадий.......………….. 0,1 Сероуглерод....... 1

Вольфрам........……….. 0,05 Нефть.........…… 0,1

При наличии в воде водоемов вредных веществ, обладающих эффектом однонаправленного действия (суммации), санитарное состояние водоема должно определяться аналогично тому, как устанавливается суммарная концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе.

На горных предприятиях имеется множество разнообразных источников шума, влияющих на окружающую среду. В большинстве случаев уровни шума превышают нормативные. Человек по-разному реагирует на шум в зависимости от субъективных особенностей организма и привычного шумового фона. Считается, что шум с уровнем ниже 60 дБ вызывает психическое раздражение.

Раздражающее действие шума зависит от его уровня, спектральных и временных характеристик. Раздражающий эффект тональных, высокочастотных и импульсных шумов выше эффекта воздействия широкополосных, низкочастотных и постоянных во времени шумов одинакового уровня.

Нормируемыми параметрами постоянного шума являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц или уровни звука.

Непостоянный во времени шум нормируется эквивалентными уровнями звука постоянного широкополосного шума, оказывающего такое же воздействие на человека как и непостоянный шум. Значение этого уровня звука рассчитывается по результатам измерения уровней звука в дБ(А) в течение наиболее шумных 30 мин.

Стандартизация в области охраны природы . Особое место в системе мер по обеспечению охраны окружающей среды занимает стандартизация. Применительно к охране окружающей природной среды стандартизация -- это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к природе.

Стандарты качества окружающей среды представляют собой установленные компетентными органами государства научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния природы, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей его природной среды.

Стандарты деятельности промышленных предприятий, учреждений и организаций, поведения граждан, стандарты нормативно-правовых форм разрабатывают с целью развития и конкретизации законодательства об охране природы. В стандартах закрепляют требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу.

Обеспечение качества окружающей среды требует выработки двух категорий взаимно дополняющих друг друга стандартов: природоохранительных и производственно-хозяйственных. Первые призваны характеризовать качественное состояние окружающей среды, ее объектов, регионов, комплексов, т. е. ПДК вредных веществ в компонентах биосферы. Вторые устанавливаются с целью соответствующего воздействия на реальный или потенциальный источник нарушения качества окружающей среды.

Принятая в СССР система государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ) в области охраны природы включала стандарты: качества окружающей среды; деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан; соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы. Эта система состоит из комплекса стандартов в области охраны и рационального использования вод (кодовое название "Гидросфера"), защиты атмосферы ("Атмосфера"), рационального использования биологических ресурсов ("Биологические ресурсы"), охраны и рационального использования почв ("Почвы"), улучшения использования земель ("Земля"), охраны флоры ("Флора"), охраны фауны ("Фауна"), охраны и преобразования ландшафтов ("Ландшафты"), рационального использования и охраны недр ("Недра").

К настоящему времени разработана система государственных стандартов, определяющих основные положения по стандартизации в области охраны природы, установления предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, правил по охране вод при бурении морских скважин для добычи нефти и газа, показателей качества вод различных видов водопользования, мер по охране недр и рационального использования минеральных ресурсов, по защите атмосферы от загрязнений, охраны флоры и фауны, рационального использования восстанавливающихся ресурсов и т. д.

В рамках этой системы разработано свыше 30 государственных общесоюзных стандартов. К их числу относятся: ГОСТ 17.5.1.01--83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения"; ГОСТ 17.2.1.04--77 "Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения"; ГОСТ 17.2.4.02--81 "Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ", ГОСТ 17.1.1.01--77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения"; ГОСТ 17.1.4.01--80 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах", и т. д.

В то же время работу по разработке системы стандартов нельзя считать законченной. Последующие этапы работы по стандартизации в области охраны окружающей среды должны быть направлены на дальнейшее решение вопросов, связанных с сохранением и повышением ресурсного потенциала страны, охраной ландшафтов, флоры, фауны, почв и использованием земель и т. д.

Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и условия его жизнедеятельности);

научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам).

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии: методическая и расчетная. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, а на второй производятся расчеты.

Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.

Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов (табл. 1.12.).

Таблица 1.12.

Система норм и нормативов

Примечание: * Область природоохранной деятельности почвенного слоя и продуктов питания здесь не рассматривается.

Природоохранные натуральные нормативы – это экономически обоснованные и технически достижимые величины наиболее эффективного использования природных ресурсов (вода, воздух, земля, почва, минеральные ресурсы и т.д.), рассчитываемые, исходя из возможностей научно-технического прогресса. С помощью натуральных нормативов осуществляются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, вводу в действие технологических агрегатов и процессов, отвечающих современным экологическим требованиям, внедрению малоотходных технологий и производств.

Стоимостные нормативы в условиях рыночной экономики призваны осуществлять экономическое стимулирование природоохранной деятельности. В состав этих нормативов входят базовые нормативы платы за выбросы и сбросы вредных веществ, а также за размещение отходов. Данные нормативы являются основой экономического механизма природопользования, действующего в Казахстане. Они функционально связаны с натуральными нормативами. Уточнение (ужесточение) последних часто ведет к необходимости корректировок стоимостных нормативов.

Природоохранные нормы и нормативы характеризуют соотношение общества и природы. Эти нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего принципа – естественная адаптационная возможность организма.

Нормативы качества окружающей природной среды, устанавливаемые в соответствии с этим направлением, делятся на санитарно-гигиенические, экологические и производственно-хозяйственные .

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питьевого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают самостоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентрации загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уровни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромагнитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны.

Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ устанавливают предел допустимого вредного антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу оптимальным условиям совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы. Поэтому должны быть гораздо жестче гигиенических и обеспечивать нормальную жизнедеятельность всей совокупности живых организмов, с которыми человек прямо или косвенно трофически связан.

Эколого-защитные нормативы преследуют цель сохранения генофонда Земли, восстановления экосистем, поддержания сложившегося природного равновесия. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НОРМАТИВЫ предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива.

Такие нормативы имеют разные величины для разных предприятий и производств, отличающихся профилем работы, объемом и характером загрязнений, климатическими особенностями, исходной характеристикой элементов природной среды района размещения промплощадки. С помощью этих нормативов лимитируются отходы и выбросы, производимые в результате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В тех случаях, когда не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. Временные нормативы подлежат регулярной корректировке. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на природу было минимальным.

Классификация нормативов качества окружающей природной среды требует некоторого уточнения по структуре нормативов, которая позволяет подразделить последние на три группы.

Первую составляют показатели качества окружающей среды, в первую очередь нормы ПДК вредных веществ в воздухе, водных объектах и почве.

Вторая группа устанавливает требования к источнику вредных воздействий: нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС в водные объекты.

Третья группа содержит так называемые вспомогательные нормы и правила, цель которых – обеспечить единство употребляемой терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании природоохранной работы.

Нормативами качества окружающей природной среды являются предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на природную среду как своего рода компромисс между природой и социально-экономической средой жизни общества. В то же время данный компромисс базируется на нормах, устанавливаемых в законодательном порядке или рекомендованных компетентными учреждениями.

Для канцерогенов и ионизирующих излучений ПДК не устанавливают, а ограничивают его в данном районе природным фоном.

Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего прин­ципа - естественная адаптационная возможность организма.

При воздействии вредного вещества на организм вначале воз­никает адаптация, затем - «предболезнь» и далее, при сохра­нении той же интенсивности воздействия, развиваются различ­ные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, тератогенные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.

Нормы и нормативы качества окружающей среды подразде­ляются: на санитарно-гигиенические, экологические, производ­ственно -хозяйственные и временные .

2.10.1. Санитарно-гигиенические нормативы

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиени­ческие и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в ат­мосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий - вибраций, шума, электромагнитного и радиоактив­ного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдален­ном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм че­ловека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для за­щиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водо­пользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

2.10.2. Экологические нормативы

Экологические нормативы определяют предел антропоген­ного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий со­вместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые норма­тивные нагрузки на окружающую среду.


При установлении эколого-гигиенических нормативов сле­дует учитывать, что многие живые организмы более чувстви­тельны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно опреде­лять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедея­тельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение па­мятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповед­ников, природных национальных парков, биосферных заповед­ников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических свя­зей, обеспечение рационального использования и воспроизводст­ва природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой на­учно обоснованные предельно допустимые антропогенные воз­действия на определенный природно-территориальный комплекс.

2.10.3. Производственно-хозяйственные нормативы

Производственно-хозяйственные нормативы предназна­чены для ограничения параметров производственно - хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся тех­нологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допус­тимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника по­ступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкрет­ного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия. Область рег­ламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормати­вов лимитируются отходы и выбросы, производимые в резуль­тате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допус­тимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных систе­мами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим си­стемам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обес­печения экологической безопасности при планировке и за­стройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользова­ния природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В тех случаях, когда по тем или иным объективным причи­нам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совер­шенствования техники и технологии их регулярно пересматри­вают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на при­роду было минимальным.

2.10.4. Виды нормативов при оценке качества воздушной среды,

водных ресурсов, почвы, шума и радиоактивного загрязнения

Оценка качества воздушной среды осуществляется на ос­нове следующих нормативов.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДК рз, мг/м 3 . При ежедневной восьми-, семи- и шестичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в не­делю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами ис­следований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.

Предельно допустимая максимальная разовая концентра­ция загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДК мр, мг/м 3 . При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

Предельно допустимая среднесуточная концентрация вред­ного вещества в воздухе населенных мест ПДК сс, мг/м 3 , которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоя­щего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.

Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДК рз, мг/м 3 . Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным путем и действуют в течение 2 лет.

Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДК ав, мг/м 3 , размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (г/ч). Этот показатель должен обеспечи­вать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в возду­хе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеи­вания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.

Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (г/ч) устанавливается в том случае, если по объективным причинам нель­зя определить ПДВ для источника выброса в данном населен­ном пункте. Срок действия этого норматива не более 5 лет.

Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водных ресурсов осуществляется с по­мощью системы основных показателей.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих ве­ществ в воде водоема ПДК В, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на ор­ганизм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиениче­ские условия водопользования.

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДК вр, мг/л. Для подавляющего большинства нормируе­мых веществ величина этого показателя всегда значительно меньше ПДК, в связи с тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количе­ствах без влияния на их жизнедеятельность.

Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДК„, мг/л. Нормативы, определяемые этим показате­лем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.

Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламен­тирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого показателя должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормати­вов, установленных для водных объектов. Величина ПДС опре­деляется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекра­щения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвы проводится по нормативам, установ­ленным в соответствии со следующими основными показателями.

Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДК П, мг/кг. При такой концентра­ции не должно оказываться прямого или косвенного отрица­тельного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищаю­щую способность почвы.

Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДК П, мг/кг, устанавливается расчетным путем и дейст­вует в течение 3 лет.

Оценка шумового загрязнения окружающей среды осуще­ствляется с помощью следующих показателей.

Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБА. Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоя­нии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой дея­тельности.

Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБА, при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.

Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.

Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклоне­ниям в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами исследований, и нарушать нормаль­ную трудовую деятельность.

Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать со­блюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.

Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ применяется в тех случаях, когда по объек­тивным причинам невозможно установить ее уровень. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срок действия стан­дарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей, среды проводится с использованием показателей трех групп: показа­тели основного дозового предела и допустимого уровня, а так­же контрольные показатели.

Показатели основного дозового предела:

Предельно допустимая доза радиации за год для работаю­щих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, которые могут быть обнаружены современ­ными методами исследований, в настоящее время и в после­дующие годы;

Предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, ко­торый на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облуче­ния людей.

Показатели допустимого уровня:

предельно допустимое годовое поступление радиоактив­ных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;

Предел годового поступления радиоактивных веществ в ор­ганизм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;

Допустимое среднегодовое содержание радиоактивных ве­ществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;

Допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т.д.) ДЗ, частица/(см 2 ×мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирова­ния мероприятий по защите и для оперативного контроля ра­диационной обстановки в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

Контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;

Контрольное содержание радиоактивных веществ в орга­низме человека КС, кБк;

Контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м 3 ;

Контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица/(см 2 ×мин).

ªВопросы для самопроверки

1. Как подразделяют нормы и нормативы качества ОС?

2. В чем отличие санитарно-гигиенических и экологических нормативов?

3. Какие нормативы применяют для ограничения воздействия параметров производственно – хозяйственной деятельности на ОС?

4. Чем отличаются среднесуточная, максимально разовая и временно допустимая концентрации?

5. В каких случаях устанавливают ВСВ для источника выброса загрязняющих веществ?

6. Какие нормативы применяют при оценке качества воздушной среды, водных ресурсов, почвы, шума, радиоактивного загрязнения?

Оценка качества окружающей среды осуществляется дифференцированно по следующим направлениям: качество воздушного бассейна, водного бассейна, почвенного слоя, продуктов питания и др. Для оценки используют нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов, в основе обоснования которых лежит общий принцип: естественная адаптационная возможность организма. При воздействии вредного вещества на организм вначале возникает адаптация, затем предболезнь и в дальнейшем при сохранении той же интенсивности воздействия развиваются различные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсические, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, гонадотропные и эмбриотропные. Эти болезненные эффекты могут вызывать болезни и даже приводить к летальному исходу.

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни допустимых физических воздействий -- вибрации, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также не влияющие на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма.

Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории бывшего СССР. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы допустимых воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья населения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования при неблагоприятном вредном воздействии источников загрязнения. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду. При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.п.

Применение системы показателей предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс. консумент экосистема норматив кислотный

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного горного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного горного предприятия (объединения). Область регламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормативов лимитируют отходы и выбросы в результате осуществления горных работ, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в биосферу в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем чтобы воздействие на природу было минимальным.

При оценке качества компонентов биосферы применяются различные модификации рассмотренных нормативов.

Оценка качества воздушной среды осуществляется на основе следующих нормативов.

  • 1. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКр.з), мг/м 3 . При ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч. в неделю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.
  • 2. Предельно допустимая максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест (ПДКр.з), мг/м 3 . При вдыхании в течение 30 мин. эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорньгх) реакций в организме человека.
  • 3. Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест (ПДКс.в), мг/м 3 которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.
  • 4. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны (ВДКр.з), мг/м 3 . Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным путем и действуют в течение 2 лет.
  • 5. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере (ВДКв.в), мг/м 3 , размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.
  • 6. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), кг/сут (или г/ч). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.
  • 7. Временно согласованный выброс (ВСВ), кг/сут (или г/ч). Срок действия этого норматива не более 5 лет. Он устанавливается в том случае, если по объективным причинам нельзя определить ПДВ для источника выброса в данном населенном пункте.
  • 8. Предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ), т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема (ПДКв), мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.
  • 2. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, (ПДКв.р), мг/л. Величина последней для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКв. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
  • 3. Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов (ВДКв), мг/л. Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
  • 4. Предельно допустимый сброс (ПДС), г/ч (кг/сут), регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она

подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии со следующими основными показателями.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы (ПДКп), мг/кг. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
  • 2. Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы (ВДКп), мг/кг. Устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

При оценке шумового загрязнения биосферы используются следующие показатели.

  • 1. Предельно допустимый уровень шума, (ПДУШ), дБ(А). Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой деятельности.
  • 2. Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) (ДУШ), дБ(А), при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 3. Допустимый уровень ультразвука (ДУУ), дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 4. Предельно допустимый уровень инфразвука (ПДУИ), дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклонениям в состоянии здоровья, обнаруживаемым современными методами исследований, и нарушать нормальную трудовую деятельность.
  • 5. Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов (ПДШХ). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.
  • 6. Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов (ТДШХ), применяемая в тех случаях, когда по объективным причинам невозможно установить уровень ПДШХ. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срока действия стандарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды проводится с использованием показателей трех видов: основного дозового предела, допустимого уровня и контрольного уровня.

К показателям основного дозового предела относятся: предельно допустимая доза радиации за год для работающих с источниками радиоактивного излучения (ПДД), Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, обнаруживаемые современными методами исследований, в настоящее время и последующие годы; предел дозы радиации за год для населения (ПД), Дж/кг, который на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облучения людей.

Показатели допустимого уровня:

  • - предельно допустимое годовое поступление радиоактивных веществ в организм работающих (ПДД), кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;
  • -- предел годового поступления радиоактивных веществ в организм человека (ПГП), кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;
  • - допустимое среднегодовое содержание радиоактивных веществ в организме (критическом органе) (ДС), при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;
  • - допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т.д.) (ДЗ), частица/(см/мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирования мероприятий по защите и для оперативного контроля за радиационной обстановкой в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся".

  • - контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;
  • - контрольное содержание радиоактивных веществ в организме человека (КС), кБк;
  • - контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека, (КК), кБк/м 3 .
  • - контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами (КЗ), частица/(см-мин). 1

Несовершенство рыночных механизмов России, как и других членов СНГ, обусловленное осуществляемыми структурными изменениями в экономике, привело к тому, что эти страны лишились могущества хозяина-монополиста в лице государства, которое могло бы решать экономические проблемы, но не развили понимания важности этих проблем у частного сектора. В результате региональные эколого-экономические проблемы России и других стран СНГ приобретают катастрофические размеры.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и используется при защите экологических прав граждан в суде. 1

В нашей стране данная группа нормативов сложилась одной из первых в мире, установив ПДК сотен вредных веществ в атмосфере, почвах, воде и т.д. Первые нормативы ПДК вредных веществ по питьевой воде были установлены в 1939 г., а к 1991 г. их было 1925. ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху были установлены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их было уже 479. Нормы ПДК в почве были введены с 1980 г., и к 1991 г. их было 109 .

Данная группа экологических нормативов введена с целью оценки состояния окружающей среды для сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Однако до недавнего времени при определении величины ПДК специально уполномоченные органы ориентировались на экологически обусловленные показатели охраны здоровья человека, не учитывая особенности охраны растительного и животного мира. В связи с этим разрабатываемые и принимаемые нормативы качества окружающей среды были скорее гигиеническими, чем экологическими.

В системе нормативов качества окружающей среды выделяются следующие подгруппы:

Во-первых, нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и среднесуточную величину ПДК для каждого загрязняющего вещества. Если норматив ПДК, согласно данным мониторинга, превышается, то в результате соответствующих замеров определяется во сколько раз, например, 1,3 ПДК, 5 ПДК, 10 ПДК и т.д.

Во-вторых, нормативы ПДУ воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий.

В-третьих, нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

В-четвертых, иные нормативы качества окружающей среды.

При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ОДУ содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ.

Как следует из ст. 6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсного законодательства.

Так, согласно и. 5 ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Согласно ст. 47 Закона о рыболовстве, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна", находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения "Азот", были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее .

Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 "Об утверждении Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации").

Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения – специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

  • См.: Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 66.
  • См.: Колбасов О. С. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. 1987. № 3. С. 75.

Похожие статьи