Начать изучать английский язык детям. Как начать изучать английский язык с детьми дома? Как научить ребенка английскому языку дома

Павел Буртовой

Видеодизайнер питерского медиаканала «Первое популярное телевидение». Увлекается кинематографом, анимацией и всем, что с этим связано.

Сын изучает в школе английский язык уже второй год. Недавно я выяснил, что знания его в этой области просто ужасны. Проблемы обнаружились даже с алфавитом. Надо было что-то делать.

Метод запоминания слов при помощи двухсторонних карточек в нашей ситуации почему-то не работал. Наверное, из-за плохого знания алфавита. О разных программах для смартфона я вообще молчу: к изучению языка у ребёнка не нулевая, а, скорее, отрицательная, чтобы этими программами можно было его заинтересовать.

Пришлось, опираясь на опыт предшественников, разработать и обкатать свой метод. Ну и лично руководить процессом обучения.

Немного теории

Запоминание можно свести к циклическому процессу из трёх компонентов:

  1. Восприятие.
  2. Повторение.
  3. Тестирование.

Когда мы хотим, чтобы информацию запомнил ребёнок, задача усложняется: непонятно, насколько качественно он её воспринял, сколько раз повторил, а тестирование ученика приводит к стрессу и отрицательным эмоциям в случае плохого результата.

Рассмотрим все три составляющие процесса запоминания и то, как их можно улучшить.

Восприятие

Для качественного восприятия желательно задействовать как можно больше видов памяти: слуховую, зрительную, моторную. Можно ещё добавить такую разновидность, как вербальная память.

Повторение

При повторении материала, как это ни странно, действенным методом оказалась многократная запись изучаемых с одновременным их произношением.

Об этом способе я прочитал в мемуарах одного советского разведчика. Он называл такую методику самой эффективной для увеличения словарного запаса.

Объяснить эффективность сочетания многократного переписывания слов с одновременным их произношением можно тем, что в процессе задействованы все возможные виды памяти.

Переписывание позволяет автоматизировать процесс , обезличить его. Кроме того, записанные слова документально подтверждают факт повторения и позволяют выяснить, какой материал запоминается лучше, а какой - хуже.

Тестирование

При проверке знаний было бы хорошо скрыть от ребёнка сам факт тестирования, но оставить награду при его успешном прохождении. То есть спрятать кнут, но всячески выпятить пряник.

Если подтверждаются, то цикл «восприятие - повторение - тестирование» прерывается. Если нет - повторяем. Так появляется стимул быстрее выучить весь материал.

При этом знания получаются порционно и проверяются порционно, а не так: «Садись, сейчас я проверю, как ты выучил то, что вам сегодня задали».

Как работает метод

Так как алфавит сын знал не очень хорошо, мы начали именно с него. Я нашёл в интернете самые простые прописи, похожие на эти:

Сначала добился от сына полной ассоциации произношения каждой буквы с её написанием: это будет очень важно в дальнейшем. После алфавита перешли к словам. Для этого использовал и продолжаю использовать обычную ученическую тетрадь в линейку либо листы из такой тетради. На полях пишу русские значения слов (выражений), которые предстоит выучить.

На соответствующих строчках надо написать эти слова . Так как каждое слово новое, разрешаю первый раз переписать его из учебника. Затем сын пишет слово столько раз, сколько поместится в строке.

При этом он не только пишет, но и каждый раз произносит слово вслух.

По окончании лист переворачивается, а там сюрприз! На полях те же самые русские слова, а их английскими аналогами нужно заполнить все строчки, но без подглядывания в учебник.

Три важных момента:

  1. Я на ребёнка , не упрекаю его за ошибки.
  2. Если он не помнит написания, то я произношу его по буквам (вот где пригодится хорошее знание алфавита).
  3. Если ребёнок написал и произнёс слово без подсказок с первого раза, то между нами есть уговор, что он не повторяет его на всей строке. В дальнейшем слово из списков изымается. Считается, что оно выучено и цикл «восприятие - повторение - тестирование» для него завершён.

Процесс повторяется, пока все слова из первоначального списка не будут исключены. На фото внизу примерно четвёртая итерация.

Таким же образом мы ранее учили с сыном алфавит. Я на полях писал по-русски «эй», «би», «си», «ди» и так далее, а сын заполнял строки английскими прописными и строчными буквами.

Плюсы и минусы метода

У метода есть несколько сильных сторон. Задействованы практически все виды памяти: слуховая, зрительная, вербальная и моторная. Обучение обходится без стресса, ученика не страдает.

Правила игры простые и честные. Можно сказать, что метод работает автоматически и результат появляется как бы сам собой. Яркая демонстрация диалектического принципа перехода количества в качество. Алгоритм применим для повторения забытого материала и легко масштабируется для разных объёмов слов.

Метод даёт ученику объективные критерии достижения цели. Появляются реальные стимулы побыстрее всё выучить и пойти гулять.

Минусы такого способа обучения тоже очевидны: нужно много бумаги и «надсмотрщик».

Написание и произношение английских названий дней недели сын выучил за вечер. На следующий день получил на проверочной работе пять, похвалу и удивление учителя. И это не единственный успех.

Ещё интересно было наблюдать, как материал, если его не повторять. Первым делом улетучивается способность писать без ошибок, потом начинает страдать произношение, в последнюю очередь забывается звучание слова. Но вот способность узнавать его в тексте сохраняется надолго.

Не думаю, что метод является идеальным, но, используя описанные механизмы запоминания, всегда можно придумать что-нибудь своё.

Английский язык – это база, которой должен обладать любой уважающий себя человек. На английском языке говорит более половины земного шара, он считается универсальным и в какой-то мере международным. Чтобы привить ребенку любовь к языку и процессу его обучения очень важно заниматься английским дома. Нередко родители перекладывают ответственность за изучение языка на учителей в детском саду и в школе, на репетиторов. Однако нужно понимать, что в школе у учителя 20-30 детей и всего 45 минут. Он не может уделить достаточное количество внимания каждому, отсюда и качество образования. Репетитор зачастую занимается с ребенком индивидуально, но всего 1-2 раза в неделю. Для качественного изучения языка этого недостаточно. Вы можете посещать опытного преподавателя, но дома процесс должен продолжаться. Родители не должны пускать обучение ребенка на самотек – вы должны проверять, контролировать и направлять.

Очень важное условие, при котором мама может научить малыша иностранному языку – ее собственные знания. Если она в детстве изучала в школе немецкий, взяться с нуля за английский будет сложнее. Вы даже можете навредить ребенку, привив ему неправильное произношение, от которого трудно будет избавиться. Но если у мамы есть определенная школьная база, этого вполне достаточно для раннего изучения языка. Вы можете пригласить домой учителя английского языка на пару занятий, который поможет вам вспомнить былые знания и расскажет о методиках преподавания английского для маленьких детей.

Когда можно начать обучение

Обучение ребенка лучше начинать с раннего возраста. Самый оптимальный возраст 2-3 года. Изучение языка еще раньше оправдано только в том случае, если родитель в совершенстве владеет языком и может полностью разговаривать с малышом на английском. В остальных случаях нужно дождаться, когда у ребенка будет достаточный запас слов на родном языке. Если этого не сделать, речь ребенка застопорится. Зачастую в смешанных семьях, где родители говорят на разных языках, дети начинают говорить позже своих сверстников, однако сразу на обоих языках.

До начала обучения нужно понять, готов ли ваш ребенок к творческому процессу. Если малыш свободно изъясняется предложениями на родном языке – процесс обучения можно начинать. Кроме того, нужно учитывать наличие свободного времени на регулярные занятия. Ведь от пары часов в неделю эффекта не будет. Чтобы накопить хоть какой-то словарный запас, нужно заниматься регулярно и ежедневно хотя бы по полчаса для малышей и по часу для деток постарше.

Начиная обучать ребенка самостоятельно, будьте готовы к приготовлению методических материалов, фильмов, мультфильмов, различных карточек и картинок. Творческий подход должна проявить именно мама, чтобы обучение проходило легко, комфортно и в игровой форме.

Как научить иностранному языку маленького ребенка

Дети первых пяти лет жизни не готовы изучать грамматику, строить сложные предложения, понимать связующие фразы и анализировать их. Изучение языка у маленьких детей должно строиться точно так же, как вы учили малыша родному языку. Все должно быть предельно понятно и последовательно. Вот несколько способов, которые помогут вам накопить небольшой запас английских слов в голове ребенка 3-4 лет.

  1. Мультфильмы. Это то, от чего не откажется любой малыш подобного возраста. Находите в сети, покупайте или просите напрокат мультфильмы с простыми английскими фразами. Поначалу дети могут не понимать речь и догадываются о смысле сюжета только по контексту и интонации. Однако регулярные просмотры приводят к тому, что ребенок начинает понимать простые фразы «Hallo», «Bye-Bye», «Thank you». Очень важно не только слушать эти слова, но и просить ребенка повторить их, чтобы тренировать произношение.
  2. Карточки. Это еще один способ обучения малышей. В канцелярских магазинах есть специальные карточки, на которых написаны названия мебели, животных, овощей, частей тела и другие группы слов. Под каждой картинкой есть название на английском языке. Можно повторять с ребенком эти названия, а потом попробовать найти эти предметы на улице или у себя дома. То есть, показываете на стол, но не тот, что на картинке, а на тот, что стоит у вас дома и спрашиваете малыша «What is this?». Малыш должен ответить по-английски «Table». Чтобы процесс был более запоминающимся, карточки можно не покупать, а изготовить самостоятельно вместе с ребенком. В то время, пока малыш рисует очередной предмет или животное, произнесите его название на английском несколько раз.
  3. Используйте фразы в повседневной жизни. Если вы уже выучили несколько слов, нужно использовать знакомые фразы в повседневной жизни. Скажите малышу «Have a nice day», когда оставляете его в детском саду, «Good evening», когда отправляете его спать и «I love you», когда хотите выразить свои эмоции.
  4. Подарите ребенку игрушку «англичанина». Это может быть заяц, кукла или плюшевый медведь. Скажите ребенку, что медведь разговаривает и понимает только по-английски. Это не только позволит вам разделить речь, но и заставит малыша заговорить, если он пока стесняется своего произношения. То есть, когда малыш говорит медведю: «Ложись спать», скажите крохе, что мишка не понимает и попросите произнести фразу на английском, предварительно подсказав ее ему. В дальнейшем подсказок потребуется все меньше. Этот метод изучения языка успешен еще потому, что вместе с медведем вы можете оказаться в различных жизненных ситуациях – на приеме у доктора, в буфете, на игровой площадке. Широкий спектр бытовых ситуаций позволит расширить знания английского языка и использовать фразы, которые могут понадобиться в том или ином случае.
  5. Стихи, загадки, песенки. Малыши лучше всего запоминают небольшие и емкие фразы, чаще всего в рифму. Поэтому возьмите на вооружение короткие словосочетания, которые легко запомнить. На прогулке предложите малышу вместе спеть те песенки, которые ему понравились. А когда папа придет с работы вечером, непременно загадайте ему одну из выученных загадок.
  6. Все части речи. Многие родители, занимаясь с ребенком самостоятельно, допускают одну распространенную ошибку. Они обучают его только существительным – dog, cat, apple. В итоге малыш не может изъясняться только предметами. Очень важно выучить прилагательные, но не говорите о частях речи столь явно. Просто скажите малышу, что «beautiful» означает «красивая» или «красивый». Садитесь, вставайте, бегайте и сопровождайте все эти действия английскими словами. В общем, используйте в обучении все части речи, которые могут пригодиться в простой беседе.

В разговоре с маленьким ребенком не старайтесь строить слишком длинных и сложных предложений. Для простых фраз и первоначальной речи вам хватит трех времен – Present, Past и Future Indefinite. Этих знаний хватит для того, чтобы помочь ребенку изучить простые разговорные фразы, которые употребляются чаще всего.

Как обучить языку школьника

Если ваш ребенок уже учится в школе, простыми фразами тут не отделаешься. Кроме этого нужно начинать изучать грамматику и орфографию. Но вы должны понимать, что весь процесс должен быть интересным, чтобы малыш не потерял любопытства к изучению языка.

Начать изучение грамматики стоит с алфавита. Буквы выучить не сложно, действуйте точно так же, как с родным языком – показываем букву, рассказываем о словах, которые начинаются на эту букву. Особенное внимание ребенка стоит уделить буквам Sh, Ch, C и т.д. Проработайте все варианты – в каких случаях произношение буквы меняется.

Когда ребенок узнает все буквы, научите его читать простые слова. Будьте внимательны к произношению и правильному воспроизведению звуков. Здесь очень важно готовиться не только ребенку, но и самой маме, регулярно восполняя пробелы в знаниях. Ведь если вы однажды пропустите неправильное произношение того или иного слова, малыш будет уверен, что говорит правильно. Это влечет к привычке, которую довольно сложно искоренить.

После чтения простых слов переходим к простым текстам. Читая текст, спросите у ребенка, все ли он понял, что осталось для него неизвестным и непонятным. Не стоит постоянно подсказывать ребенку перевод слова, дайте ему возможность учиться самостоятельно. Предложите вместе найти интересующее вас слово в словаре и узнать его значение. Когда малыш начнет понимать небольшие простые тексты, попросите рассказать его, о чем шла речь. В процессе изучения грамматики очень важно уделять достаточное внимание устной речи, которая обычно всегда хромает.

Чтобы привлечь ребенка к чтению на английском языке, купите ему интересную книгу. Это могут быть простые сказки, но лучше всего приобрести детектив или детские приключения. Если ребенку около 8-10 лет и у него достаточный словарный запас английского, подарите ребенку Том Сойера в оригинале. Сама по себе книга очень завораживает, ребенок будет стараться узнать, что произойдет дальше, даже если некоторые слова для него пока непонятны. Интерес и любопытство – вот, на чем должно строиться обучение.

В дальнейшем, учить ребенка самостоятельно целесообразно только тогда, если вы сами знаете язык на профессиональном уровне. Более серьезный навык разговорной и письменной речи поможет привить только опытный педагог или носитель языка. Ваша же задача, как родителя, дать ребенку ту базу, на которую вы способны. Если занятия будут интересными, а главное, регулярными, вы сможете добиться внушающих результатов.

Видео: как научить ребенка читать на английском, за 2 месяца

Кто из нас, родителей, не мечтал, чтобы наш ребенок знал английский язык. И мы готовы приложить все усилия, лишь бы он выучил английский язык. Сначала мы отдаем его в детский сад, где учат английскому языку, затем водим в лингвистическую школу, отдаем в частные школы и нанимаем репетиторов. Но не всегда эти действия приносят нам желаемый результат. Эти действия не гарантируют, что ребенок будет с удовольствием учить английский язык . Необходимо понять, что изучение английского должно начинаться дома, а не в классе . Привить любовь к английскому языку могут только родители. Ни один педагог не сможет так заинтересовать малыша английским языком, как мама и папа. Никто лучше родителей не знает, что сможет заинтересовать их ребенка. Особенно, когда это происходит в форме увлекательной игры.

Изучение английского должно стать для вас игрой, в которую вы будете играть вместе с вашим малышом. Это ваше совместное общение должно приносить обоюдное удовольствие. Бывает, что из-за повседневных забот, в нашем распоряжении не так уж много времени, чтобы побыть вместе с ребенком. Однако тем не менее, мы можем подарить ребенку потрясающую возможность — провести время с пользой и побыть вместе. Я думаю при желании это вполне осуществимо. Вы вполне сможете отвлечься хотя бы на полчаса в неделю от кухни, стирки, глажки и провести это время с малышом. Уверяю вас, ваш ребенок это оценит. Это так увлекательно изучать язык вместе! И никогда не позволяйте телевизору занять ваше место в жизни ребенка.

Когда начинать изучать английский язык?

Большинство мам и пап обеспокоены вопросом: с какого возраста можно обучать ребенка английскому языку . Многие лингвистические школы начинают обучать английскому языку с 3 лет . Раньше этого возраста не рекомендуют, так как у ребенка должна сформироваться речь на родном языке.

У вас есть много способов помочь вашему ребенку изучить английский язык .

Главное, чтобы у вас было огромное желание заниматься вместе.

Если вы познакомите своего ребенка с другой культурой, это уже будет отличным началом в изучении языка. Расскажите своему ребенку, что на Земле существует множество стран, где люди говорят на разных языках. Можно сделать это в виде сказки или в виде игры. К примеру: «К нам в гости из Англии приехал зайка. Он умеет разговаривать только на английском языке».

Или же можно начать играть в игру «дочки-матери», но в этот раз куклы будут жить в Англии и разговаривать только на английском языке. Благодаря этой игре ребенка можно познакомить с названием таких слов, как:

Mother-мама, father-папа, sister-сестра, brother-брат, grandmother-бабушка, grandfather-дедушка, uncle-дядя, aunt-тетя, cousin- двоюродный брат, niece-племянница, nephew-племянник.

Закрепить в памяти новые слова поможет песенка-рифмовка The finger family (семья пальчиков)

Father finger, where are you?

Father finger, father finger, where are you?

Mommy finger, Mommy finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?

Brother finger, Brother finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?

Sister finger, Sister finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?

Baby finger, Baby finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?

Так же с помощью игры в «дочки-матери» можете озвучить ситуации из жизни семьи (завтрак, обед, вечерний чай, сервировка стола, беседа за столом, помощь по дому и многое другое) более подробно об этом в следующей статье.

Так что, если вы хотите помочь своему ребенку изучить английский язык, постарайтесь вписать следующие 10 правил в вашу повседневную жизнь. И я уверена в скором времени вы увидите желаемый результат.

1) Сделайте английский частью вашей повседневной жизни.

Пойте, читайте и играйте с ребенком на английском языке каждый раз, когда вы этого хотите. Не ограничивайте себя временными рамками. Прочитайте стишок за обеденным столом, спойте песенку на английском в ванной, посмотрите вместе мультик на английском и прочитайте сказку на ночь. Подумайте об изучение английского языка как о части вашей игры, а не как об уроке. Петь песенки, читать книги и смотреть мультфильмы на английском языке – это самые увлекательные и важные дела, которые вы можете делать вместе с малышом при изучении английского языка. Чем больше ваш малыш слышит английскую речь, тем легче ему будет выучить английский язык.

2) Смотрите мультики, детские телепередачи на английском языке.

Если ребенок смотрит телеканал Дисней, вы можете обратить внимание ребенка на то, что главные герои мультфильма разговаривают на английском языке. Вы можете поболтать с малышом о том, что происходит на экране, но старайтесь делать это на английском. И не беда, что вы сами не знаете многих слов в английском языке. Мы все учили в школе названия животных и глаголы действия, такие как: run-бегать, jump- прыгать, fly-летать, can-уметь, smile-улыбаться, cry- плакать.

3) Прочитайте сказку на английском вечером.

Большинство родителей читают на ночь сказку своим детям. Почему бы не прочитать сказку на английском языке или полистать детский словарь с яркими иллюстрациями?

4) Вдохновляйте вашего ребенка

Проявите интерес в изучении английского вместе с ребенком. Осуществляйте поддержку, вдохновляйте и мотивируйте.
Это самый важный пункт. Когда вы показываете интерес к тому, как ваш ребенок изучает английский язык, вы проявляете интерес к нему самому. Ребенку нужно ваше одобрение, поддержка и воодушевление. Для него очень важна ваша реакция на его достижения в языке. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок выучил английский язык, необходимо научить его испытывать чувство гордости за свои достижения. Подбадривайте его, говоря, что вы гордитесь им. Спрашивайте о том, как прошли занятия (если ребенок изучает язык в детской студии).

Для создания коммуникативной обстановки во время игры поддерживайте высокую активность малыша.

5) Не критикуйте каждую ошибку ребенка, сфокусируйтесь лучше на его достижениях.

Это одна из самых частых ошибок родителей. Очень часто я слышу родителей, критикующих своих детей, которые действительно стараются говорить на английском. НЕ отбивайте у своего ребенка желание изучать английский язык . Исправлять ошибки нужно так, чтобы ни в коем случае не обидеть ребенка. Ведь он переносит оценку своих действий на оценку себя как личности. Ваша фиксация внимания на ошибках может отбить всякий интерес к занятиям английским языком. Прежде всего, вы оцениваете успехи ребенка, а не его недоработки. Постарайтесь поддерживать в нем чувство успеха. Даже самая маленькая победа должна быть замечена и оценена. Ведь интерес к изучению языка теряется, тогда, когда пропадает чувство успеха.

Мотивация играет ключевую роль в изучении иностранного языка. Сделайте так, чтобы вашему ребенку было интересно и увлекательно изучать английский язык.

6) Поддерживайте интерес у ребенка к английскому языку

Самое лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку выучить английский — сделать этот процесс увлекательным. Ваш ребенок должен быть уверен, что занятие английским языком — это веселая и увлекательная игра вместе с мамой. Подкрепляйте интерес к английскому различными играми. Найдите и выучите несколько английских игр такие как: игры с алфавитом, игры в лото, пальчиковые игры . Они будут идеальны для начинающих изучать язык. Для малыша выучить язык — не проблема. Самое главное – заинтересовать его. Заинтересовать ребенка смогут занятия, на которых он рисует, поет, разговаривает и много двигается.

7) В изучении языка важно — не «давить» на своего ребенка

Если по какой-то причине у вашего ребенка нет желания изучать язык, то не настаивайте. Попробуйте отложить занятие на определенное время. Если ребенок чувствует давление с вашей стороны при изучении языка, то это даст только отрицательный эффект.

8) Разговаривайте с малышом на английском языке.

Если у вас неплохой английский, тогда постарайтесь чаще разговаривать со своим малышом на английском. Даже короткие фразы: “I love you ”, или команды “come here ” (иди сюда) or “sit down ” (садись) ,“give me ” (дай мне) “find ” (найди) — великолепное начало. Сейчас ваш ребенок воспринимает всю информацию визуально и на слух, поэтому, чем чаще он будет слышать уже знакомые ему слова и выражения, тем быстрее он запомнит их произношение. Не забывайте, что дети очень любят подражать; так что уделите немного времени малышу и потренируйтесь произносить слова, которые вы хотите, чтобы он запомнил. Возможно, ваш малыш не всегда будет правильно произносить слова, но со временем у вас все получится.

И еще один совет лучше переводить малышам значения слов с помощью картинок

В три года у ребенка есть способность к аудированию, которую с возрастом он постепенно утрачивает. Чем больше ребенок слышит английскую речь, тем проще ему ее запомнить. Привыкнув слушать английскую речь, в школе ему будет проще понимать и выполнять инструкции во время урока английского языка.

9) Детям быстро становится скучно

Если вы видите, что ребенок потерял интерес к заданию, не настаивайте на продолжении. Лучше сделайте перерыв, а потом вернитесь к прежнему заданию, при условии, что ребенок захочет это делать. Делайте ваши уроки яркими и разнообразными.

10) Сделайте свои занятия по английскому регулярными

Самое главное правило в изучении английского языка – игра в английский язык должна быть регулярной. Иначе все ваши старания будут напрасными.

Многие родители нашли для себя свой успешный способ обучения детей английскому языку. Они выбрали определенное время для игры с малышом в английский язык. Например, каждую среду вы можете беседовать с малышом на английском, смотреть мультики все, что угодно, главное, чтобы все это было на английском языке. И не важно, выбираете ли вы определенное время для игры в английский язык или занимаетесь этим тогда, когда у вас появляется свободная минутка. Главное, чтобы это было регулярно.

И помните: ребенка ни в коем случае нельзя принуждать к занятиям на английском языке, сначала он просто должен его слышать и наблюдать, как веселую игру, в которой он хочет поучаствовать вместе с мамой.

Павел Буртовой

Видеодизайнер питерского медиаканала «Первое популярное телевидение». Увлекается кинематографом, анимацией и всем, что с этим связано.

Сын изучает в школе английский язык уже второй год. Недавно я выяснил, что знания его в этой области просто ужасны. Проблемы обнаружились даже с алфавитом. Надо было что-то делать.

Метод запоминания слов при помощи двухсторонних карточек в нашей ситуации почему-то не работал. Наверное, из-за плохого знания алфавита. О разных программах для смартфона я вообще молчу: к изучению языка у ребёнка не нулевая, а, скорее, отрицательная, чтобы этими программами можно было его заинтересовать.

Пришлось, опираясь на опыт предшественников, разработать и обкатать свой метод. Ну и лично руководить процессом обучения.

Немного теории

Запоминание можно свести к циклическому процессу из трёх компонентов:

  1. Восприятие.
  2. Повторение.
  3. Тестирование.

Когда мы хотим, чтобы информацию запомнил ребёнок, задача усложняется: непонятно, насколько качественно он её воспринял, сколько раз повторил, а тестирование ученика приводит к стрессу и отрицательным эмоциям в случае плохого результата.

Рассмотрим все три составляющие процесса запоминания и то, как их можно улучшить.

Восприятие

Для качественного восприятия желательно задействовать как можно больше видов памяти: слуховую, зрительную, моторную. Можно ещё добавить такую разновидность, как вербальная память.

Повторение

При повторении материала, как это ни странно, действенным методом оказалась многократная запись изучаемых с одновременным их произношением.

Об этом способе я прочитал в мемуарах одного советского разведчика. Он называл такую методику самой эффективной для увеличения словарного запаса.

Объяснить эффективность сочетания многократного переписывания слов с одновременным их произношением можно тем, что в процессе задействованы все возможные виды памяти.

Переписывание позволяет автоматизировать процесс , обезличить его. Кроме того, записанные слова документально подтверждают факт повторения и позволяют выяснить, какой материал запоминается лучше, а какой - хуже.

Тестирование

При проверке знаний было бы хорошо скрыть от ребёнка сам факт тестирования, но оставить награду при его успешном прохождении. То есть спрятать кнут, но всячески выпятить пряник.

Если подтверждаются, то цикл «восприятие - повторение - тестирование» прерывается. Если нет - повторяем. Так появляется стимул быстрее выучить весь материал.

При этом знания получаются порционно и проверяются порционно, а не так: «Садись, сейчас я проверю, как ты выучил то, что вам сегодня задали».

Как работает метод

Так как алфавит сын знал не очень хорошо, мы начали именно с него. Я нашёл в интернете самые простые прописи, похожие на эти:

Сначала добился от сына полной ассоциации произношения каждой буквы с её написанием: это будет очень важно в дальнейшем. После алфавита перешли к словам. Для этого использовал и продолжаю использовать обычную ученическую тетрадь в линейку либо листы из такой тетради. На полях пишу русские значения слов (выражений), которые предстоит выучить.

На соответствующих строчках надо написать эти слова . Так как каждое слово новое, разрешаю первый раз переписать его из учебника. Затем сын пишет слово столько раз, сколько поместится в строке.

При этом он не только пишет, но и каждый раз произносит слово вслух.

По окончании лист переворачивается, а там сюрприз! На полях те же самые русские слова, а их английскими аналогами нужно заполнить все строчки, но без подглядывания в учебник.

Три важных момента:

  1. Я на ребёнка , не упрекаю его за ошибки.
  2. Если он не помнит написания, то я произношу его по буквам (вот где пригодится хорошее знание алфавита).
  3. Если ребёнок написал и произнёс слово без подсказок с первого раза, то между нами есть уговор, что он не повторяет его на всей строке. В дальнейшем слово из списков изымается. Считается, что оно выучено и цикл «восприятие - повторение - тестирование» для него завершён.

Процесс повторяется, пока все слова из первоначального списка не будут исключены. На фото внизу примерно четвёртая итерация.

Таким же образом мы ранее учили с сыном алфавит. Я на полях писал по-русски «эй», «би», «си», «ди» и так далее, а сын заполнял строки английскими прописными и строчными буквами.

Плюсы и минусы метода

У метода есть несколько сильных сторон. Задействованы практически все виды памяти: слуховая, зрительная, вербальная и моторная. Обучение обходится без стресса, ученика не страдает.

Правила игры простые и честные. Можно сказать, что метод работает автоматически и результат появляется как бы сам собой. Яркая демонстрация диалектического принципа перехода количества в качество. Алгоритм применим для повторения забытого материала и легко масштабируется для разных объёмов слов.

Метод даёт ученику объективные критерии достижения цели. Появляются реальные стимулы побыстрее всё выучить и пойти гулять.

Минусы такого способа обучения тоже очевидны: нужно много бумаги и «надсмотрщик».

Написание и произношение английских названий дней недели сын выучил за вечер. На следующий день получил на проверочной работе пять, похвалу и удивление учителя. И это не единственный успех.

Ещё интересно было наблюдать, как материал, если его не повторять. Первым делом улетучивается способность писать без ошибок, потом начинает страдать произношение, в последнюю очередь забывается звучание слова. Но вот способность узнавать его в тексте сохраняется надолго.

Не думаю, что метод является идеальным, но, используя описанные механизмы запоминания, всегда можно придумать что-нибудь своё.

Похожие статьи