Литературная викторина «По дороге зимних сказок» план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему. Игра-путешествие по зимним сказкам для старшей группы Сценарий викторины по зимним сказкам

Игра-путешествие по зимним сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Свиридова Мария Михайловна, воспитатель МБДОУ № 54 г. Миасса Челябинской обл.
Описание материала: Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Занятие, проведенное в форме игры-путешествия, позволит закрепить знание детьми сказок на зимнюю тематику.
Цель – знание детьми «зимних» сказок.
Задачи:
1. повторить с детьми «зимние» сказки;
2. создать условия для развития логического мышления, связной речи детей;
3. закреплять умение соблюдать правила игры, внимательно слушать ответы сверстников и дополнять их.
Оборудование: игровое поле (большой лист ватмана, на который приклеены иллюстрации из различных сказок), игровой кубик.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на столе (или на полу) игровое поле и предлагает детям поиграть в игру. Де-ти по очереди бросают кубик. Затем отгадывают сказку по иллюстрации, на которую упал кубик. После этого воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания по соответствующей сказке. За правильные ответы дети получают жетоны.

Приведем примеры сказок, вопросов и заданий к ним.

«Зимовье» (русская народная сказка)

1. Воспитатель предлагает детям комплект карточек с изображением животных.
Задание: выбрать карточки с изображением животных-героев сказки «Зимовье» (бык, баран, свинья, кот, петух, волки).
2. Почему звери решили строить зимовье? (Наступила поздняя осень, стало холодать)
3. Какую работу собирались делать бык и баран? (Носить бревна, столбы тесать, щепу драть)
4. Какую работу бык и баран предложили делать свинье? (Глину месить, кирпичи делать, печку класть)
5. Какую работу предложили герои сказки коту? (Мох таскать, стены конопатить)
6. Кто из героев должен был крыть крышу? (Петух)
7. Кто нарушил спокойствие героев? (Волки)
8. Почему волк испугался, зайдя в избу? (Волк угодил на барана, все закричали – каждый своим голо-сом, бык ударил волка в бок)
9. Что сделали волки? (Убежали)

«Снегурочка» (русская народная сказка)


1. Как в доме у старика и старухи появилась Снегурочка? (Старик со старухой вышли на огород и сле-пили девочку из снега)
2. Из-за чего Снегурочка грустила, а чему, наоборот, радовалась? (Грустила из-за наступления тепла, из-за яркого солнца, а радовалась снегу, граду, холоду)
3. Как Снегурочка растаяла? (Однажды Снегурочка пошла в лес с подружками, те развели костер и стали через него прыгать. Когда Снегурочка прыгнула над костром, она обратилась в белое облачко.)

«Госпожа Метелица» (братья Гримм)


1. Почему мачеха с первых же дней возненавидела падчерицу? (Потому что падчерица была красивая, ласковая и работящая)
2. Почему падчерица прыгнула в колодец? (Однажды она уколола себе палец, и вся пряжа измазалась кровью. Нагнулась она к колодцу, чтобы сполоснуть веретено, но веретено выскользнуло у нее из рук и упало в воду. Мачеха стала бранить падчерицу и приказала ей достать веретено.)
3. Что увидела падчерица, когда очутилась в колодце? (Она оказалась на зеленом лугу, заросшем цвета-ми. Над ней было голубое небо, светило яркое солнце.)
4. Воспитатель показывает детям 3 карточки (яблоня, печка, дом). Расставьте эти объекты в том поряд-ке, в каком с ними повстречалась падчерица. (Печка, яблоня, дом)
5. Что услышала девушка, подойдя к печке? («Вытащите нас, вытащите, а то мы сгорим». Падчерица открыла печку, а там полно хлеба. Падчерица вынула хлеб из печи.)
6. О чем попросила яблоня девушку? (Потрясти ее, чтобы не сломались ветки)
7. Кто же проживал в избушке, которую увидела падчерица? (Госпожа Метелица)
8. О чем попросила девушку госпожа Метелица? (Стать ее работницей и каждый день взбивать перину, чтобы во все стороны летели белые перья – тогда на белом свете будет идти снег)
9. Почему госпожа Метелица отпустила девушку домой? (Потому что падчерица заскучала по дому)
10. Чем наградила госпожа Метелица девушку? (Золотом)
11. Почему мачеха отправила дочку к госпоже Метелице? (За золотом)
12. Что происходило, когда Ленивица прыгнула в колодец? (Она не стала вытаскивать хлеб из печи, трясти яблоню, ленилась взбивать перину госпожи Метелицы)
13. Почему госпожа Метелица отпустила Ленивицу? (Ей не нужна была такая работница)
14. Чем «отблагодарила» госпожа Метелица Ленивицу? (Когда Ленивица вышла за ворота, на нее посы-пались яблоки, налетел черный дым из печки и всю ее перемазал)

Русская народная сказка «Морозко»


1. Почему мачеха велела отвезти падчерицу? (Мачеха не любила падчерицу и хотела от нее избавиться)
2. Почему Мороз красный нос не заморозил девушку? (Ему понравились ее умные речи)
3. Что принес Мороз красный нос в подарок девушке? (Шубку, сундук с приданым, расшитое золотом и серебром платье)
4. Почему Мороз красный нос заморозил родную дочь мачехи? (Мороз не услышал от нее умных речей)

Белорусская народная сказка «Два мороза»


1. Как зовут двух морозов-братьев? (мороз Синий-нос и мороз Красный-нос)
2. Почему Морозы смогли заморозить пана, но не смогли селянина? (Селянин двигался, трудился, а пан сидел в повозке)

Словацкая сказка «Двенадцать месяцев» (в обработке С. Маршака)


1. Для чего мачеха послала падчерицу в лес? (Чтобы падчерица нарвала подснежников для родной дочки мачехи)
2. Как падчерица повстречала 12 месяцев? (Она увидела огонёк в лесу, пошла к этому огоньку и вышла к костру, у которого сидели братья-месяцы)
3. Как выглядели братья? (Братья были нарядно одеты - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате)
4. Почему братья-месяцы помогли девушке? (Потому что каждый из них видел, как падчерица трудится целый год)
5. Что произошло, когда девушка вернулась домой с подснежниками? (Мачеха и ее дочь стали ругать падчерицу за то, что она не попросила у месяцев еще подарков. Затем мачеха отправила в лес свою родную дочь)
6. Как месяцы встретили девушку? (Неприветливо, они никогда раньше не встречали ее. После того, как девушка сказала, что пришла за подарками, и ей нужны летние месяцы, Январь рассердился и засыпал девушку снегом)
7. Чем закончилась сказка? (Мачеха пошла в лес искать дочку и тоже замерзла в лесу, а падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила. И был у неё около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо. Люди говорили, что у этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят.)

Игра заканчивается подсчетом жетонов и определением «Лучшего знатока зимних сказок».

Литературная викторина «По дороге зимних сказок »

Цель : закрепить знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей

радостное, эмоциональное настроение.

Задачи

Образовательные

Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор.

Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины.

Развивающие

Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;

Воспитательные

Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа : разучивание стихотворений про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,

Рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки", драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.

Необходимый материал : иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка, два набора для аппликации снегурочки, два ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай названье сказки» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю, выберите и покажите книгу отгадку.

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

(р.н.с. Снегурочка)

При честном при всем народе

Едет печка по дороге.

Кто на печке той сидит,

Что нам сказка говорит?

И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки? (По щучьему велению)

Снег валил, клубились тучи,

Гнулись сосны до земли.

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку завезли.

Замолчать заставили,

Замерзать оставили . (Морозко)

Шла морозная зима.

Шла морозная зима.

В проруби у озера

Серый хвост лиса-кума

Волку отморозила. (Лиса и волк)

Я – королева из страны,

Где нет ни лета, ни весны,

Где круглый год метель метет,

Где всюду только снег и лед.

Безмолвие, покой люблю,

Шум и веселье не терплю. (Снежная королева)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке (Заюшкина избушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи.

Ест большие калачи!

Чай сам наливается.

По его хотенью.

А сказка называется (По щучьему велению)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой.

На первую ступеньку

Встал парень молодой. (Двенадцать месяцев)

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи. (С. Маршак «12 месяцев»)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Молодцы ребята, справились с задание. Пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции нам предстоит « исправить ошибки в названии сказок».

Заюшкин- домик (избушка)

Снежная – принцесса (королева)

15- месяцев (12- месяцев)

По щучьему – разговору (веленью)

3 - мороза (2 мороза)

Девочка - метелица (госпожа)

Заморозко (морозко)

Белка - и волк (лиса)

-«По заячьему велению» «По щучьему велению»

Зимовье – зайцев (Зимовье – зверей)

Молодцы.

Угадать сказку по отрывку».

Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)

Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)

Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)

Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)

Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)

Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется; духом дохнет - валит пар густой. («Мороз Иванович».)

Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было. (Снегурочка).

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.(12 месяцев)

И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь все не так, все худо. (Морозко).

А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит Физкультминутка « Заюшкина избушка».

В лубяной избушке

Жил заяц на опушке.

(прыжки)

А в ледяной избушке-

Лисица на горушке.

(повертели «хвостиком»)

Растаяла весною

Избушка на горушке

(показать руками крышу)

Лисица побежала

К зайцу на опушку.

(бег с повиливанием «хвостом»)

Выгнала зайчишку

Из лубяной избушки

(кулачок об кулачок)

Да сама жить стала

В избушке на опушке

(хлопки в ладоши)

И ни волк (руками показали «пасть»)

И ни медведь (показать).

Не смогли помочь.

Петушок отважный

Прогнал лису прочь

(топать ногами)

Так остался петушок

У заюшки в избушке.

(прыжки)

В лубяной избушке,

Избушке на опушке.

(показать руками крышу)

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Кто много читает, тот точно отгадает».

Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

А) Надевала варежки;

Б) терла их снегом;

В) хлопала.

Что было под периной у Мороза Ивановича?

А) Жемчуга да каменья самоцветные;

Б) травка зеленая;

В) снег, который зимой на землю людям падает.

Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

А) Кубиками;

Б) снежками;

В) льдинками.

Куда девалась Снегурочка?

А) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;

Б) хищная птица унесла к синему морю;

В) прыгнула через огонь и растаяла.

Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

А) Рубил дрова;

Б) разводил костер;

В) бегал.

Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

А) Март;

Б) Апрель;

В) Май.

Молодцы и с этим заданием справились

Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит «Угадать, кто говорил…» и показать героя .

Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).

-“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»

Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная… Морозко

Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.

(падчерица из Госпожи Метелицы) .

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. (Заяц из Заюшкиной избушки).

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно .(Звери из Рукавички).

Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы . (Кай из Снежной королевы).

- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет ! (Пиражок из

Мороза Ивановича).

Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу ! (Бык из Зимовья зверей).

Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит помочь старикам. Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

Творческий конкурс «Собери из частей Снегурочку»

Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу. А у меня для вас сюрприз (вручение пазлов по сказкам). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

Литературная викторина по зимним сказкам для старшего дошкольного возраста

Жукова Наталья Алексеевна воспитатель

Цель: Закреплять и уточнять знания детей о зимних сказках.

Задачи :

Развивать у детей творческие способности, речь, память, логическое мышление;

Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок;

Воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

Создать доброжелательную обстановку, веселое настроение, желание побеждать.

Оборудование:

Рисунки с изображением героев зимних сказок: Лисичка - сестричка, Щелкунчик, Снегурочка, Серебряное копытце. ИКТ: фото - сказочные панорамы: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Серебряное копытце», «Зимовье», «По щучьему велению» . Музыкальные композиции. Атрибуты: елка, пенек, кушетка с «периной», шарфики для снежинок, сосульки для заданий (для поощрения); сундучок с предметами: лисичка, лапоть, рыбка, снеговик, конверт, Дед мороз, посох, дед, рукавичка, Емеля, печка; книги (подарки);

Предварительная работа:

Чтение зимних сказок: “Морозко”, С.Я. Маршак “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, В.И.Даль “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, Эрнст Гофман «Щелкунчик и мышиный король».

Драматизация отрывков из сказки.

Рисование вместе с родителями и в группе: «Любимый герой зимней сказки».

Просмотр дома мультфильмов и фильмов по зимним сказкам .

Дидактические игры: «Сказочная фигура замри», «Зимняя фигура», «Найди книгу по зачину», «Загадки и отгадки», «Подбери герою предмет», «Выбери правильный ответ», «Пазлы».

Просмотр выставок панорам по зимним сказкам.

Ход мероприятия –

Дети под музыку вбегают в зал и выполняют движения, садятся на свои места.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости. Меня зовут Сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки ?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. Чем сказка отличается от других жанров? Сказка – это

Дети удивительный, волшебный мир, в сказке происходят самые необыкновенные чудеса, превращения, животные разговаривают, вещи оживают...

Воспитатель. У сказок бывают разные авторы. А кто сочиняет сказки?

Дети . Народ, писатели и поэты.

Воспитатель. Значит, какие бывают сказки?

Воспитатель. Сказки – это древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. Народ их передавал из уст в уста, из поколения в поколение. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный и таинственный мир. Поможет нам попасть в этот мир музыка П.И.Чайковского «Нянины сказки» . (Звучит музыка «Нянины сказки» Чайковского)

Закрывайте все глаза, Отправляемся, друзья,
В чудо сказку – вы и я!

Воспитатель . А вы много сказок знаете? Есть сказки, в которых царствует зима: волшебная, чарующая, задорная. Вы их, без сомнения, хорошо знаете, и я предлагаю вам провести литературную викторину по зимним сказкам. Давайте поприветствуем друг друга, команду – «Снежинка» и команду – «Снеговик».Ваша задача внимательно слушать задания и правильно их выполнить. За каждый правильный ответ, команда получает сосульку.

1. Разминка. «Быстрый вопрос – быстрый ответ»

1.В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (Р.н.с.«Зимовье зверей») .

2.В какой сказке лапоть помог голодной кумушке наесться досыта? («Лиса – лапотница»В.И.Даля) .

3.В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (Р.н.с.«Лисичка сестричка и серый волк»).

4.Кто из лесных обитателей спас ворону от собак? (Заяц – хваста).

5.Назовите «волшебные» слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика) .

6.Какие слова помогли лисе напугать защитников зайца? («Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»).

2.«Живые картинки»

Я предлагаю вам посмотреть театральные этюды и отгадать название сказок.
Этюды из сказок: «Морозко», «Мороз Иванович».

Морозко:

Что за шум в моем лесу? Вижу девицу – красу. Закружусь и засвищу. (Под музыку обегает елку). Холодно ли тебе, девица? Холодно ли тебе, красная?

Настенька:

Тепло Батюшка, тепло родненький.

Этюды из сказки «Метелица», «Бабушка Вьюга»

Поскорей взобью перину, Пух взлетит под облака. Полетят вокруг снежинки, Вся покроется земля.

Танец снежинок.

Воспитатель

Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

Внимание на экран.

« Снежная Королева», «Серебряное копытце».

3.«Узнай по описанию этого героя».

Воспитатель Вы рисовали любимых зимних сказочных героев. А теперь дети одной команды дают описание сказочного героя, не называя его, а другая команда отгадывает, а потом наоборот.

1.«…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2.«Этот персонаж рыжий, хитрый, льстивый, лукавый, жадный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться». («Лисичка »)

3. Забавная игрушка для колки орехов, которую подарили на рождество. Большая голова с шапочкой рудокопа, тонкие ножки, добрые глаза, ласковая улыбка (Щелкунчик).

4. У него на правой передней ноге необычное копытце. Летом шерстка буренькая, а зимой серенькая. Всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой, и рожки о пяти ветках. (Серебряное копытце).

Физкультминутка.

Песня - хоровод «Шел по лесу Дед Мороз». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

4.«Угадай картинку» .

Воспитатель. Внимание на экран. Картинка откроется, если вы определите название сказки, прослушав зачин.

(Дети отгадывают сказку по одной строчке, на экране открывается картинка, фото - панно по сказкам)

1.Жил – был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля. (По щучьему велению»).

2. Жили себе дед да баба. Как – то раз дед и говорит бабе: »Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.» («Лисичка – сестричка и серый волк»).

3. Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу. (Зимовье») .

4.Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. («Серебряное копытце»).

Воспитатель.

Все загадки отгадали и героев всех назвали.

5. «Сундучок». (В нем предметы и герои из сказок).

Воспитатель. А посмотрите, какой сундучок я вам приготовила . В нем лежат сказочные герои и предметы, которые им принадлежат. Подойдите к сундучку и возьмите только один предмет. Я предлагаю вам погулять и найти пару, каждому герою свою вещь.

6. Сказки-перевертыши. (Воспитатель говорит сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки). Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

Воспитатель. Я вам произнесу название, а вы исправьте ошибки.

​ «Лиса Патрикеевна и зеленый волк»; («Лисичка -сестричка и серый волк»)

​ «По китову веленью»; («По щучьему веленью»)

​ «Дарьюшкина избушка»; («Заюшкина избушка»)

​ «Варежка»; («Рукавичка»)

​ «Одиннадцать месяцев»; («Двенадцать месяцев»)

​ «Три Мороза», («Два Мороза»).

Воспитатель . Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали

7. «Сказочная фигура замри».

Воспитатель Дети, я предлагаю вам поплясать. А как только музыка закончится, вы превращаетесь в зимнего сказочного героя, и замираете. Оживает тот, до кого я дотронусь волшебной снежинкой.

Воспитатель . Время подвести итоги. Давайте посчитаем ваши сосульки Дети, вот и закончилось наше путешествие в мире чудес и волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь и справились со всеми заданиями. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

И в дар от меня прошу принять эти книги, стоит вам открыть ее и вы снова, отправитесь в сказочный мир. Ну а мне пора, до новых встреч.


Внеурочное занятие по литературному чтению в начальной школе на тему: «Любимые зимние сказки»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Назначение: литературная игра-викторина предназначена для детей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования и родителей. Разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия.
Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках.
Задачи:
1. Организовать активный досуг учащихся.
2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.
3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.

Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1. Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)


Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.
2. В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)


3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)


4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)


5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)



6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)



7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)


8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)


9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)


10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)


11. Сколько детей было у Деда Мороза в русской народной сказке «Дети Деда Мороза»? Назовите их имена:(Ветер, Лед, Иней, Снежинка)
«Дети Деда Мороза» (р.н.с)
У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.
Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:
- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?
Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер:
- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.
Лёд сказал:
- Я на реках мосты построил.
Иней говорит:
- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!
Снежинка рассказала:
- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.
- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.



12. В сказке К. Д. Ушинского задумала Старуза-зима «всякое дыхание со света сжить». Что она делала? (Добралась сначала до птиц,а они улетели в теплые страны. Запорошила зима снегом поля, завалила снегом леса. Посылает мороз за морозом,а звери не испугались зимы. Захотела Зима людей заморозить, а люди затопили печки, пекут блины, смеются. Даже дети ее не боятся:ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.И заплакала Зима от злости).


13. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)


14. Какие животные сбежали в лес от старика и старухи в сказке «Зимовье зверей»?
(У старика со старухой были бык, баран, свинья, гусь да петух).


15. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).


16. В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)



17. Эта грустная сказка Г.Х.Андерсена всем известна. Мечты маленькой ёлочки о прекрасном будущем сбылись, её забрали из леса и нарядили, но вот что будет с ней потом? Как называется эта сказка? Придумайте свое продолжение этой истории.(Г.Х.Андерсен"Ель")


"Мне хотелось бы закончить эту сказку немного по-другому. Закончились новогодние праздники и елочку вынесли на улицу. Теперь здесь ее место. Елочку поставили рядом с беседкой во дворе. На ней остались одни лишь шишки. Чтобы елочка была нарядней, ребятишки повесили на елочку птичек, сделанных из бумаги и картона, небольшие кормушки из бросового материала. В кормушки детвора насыпала разного корма для зимующих птичек. Для елочки наступила теперь новая жизнь. Будет она радовать детей во время прогулок, на ее ветках станут щебетать птички, находить себе корм и укрытие от холода. Скоро рядом с елкой детвора вылепит снеговика – он будет охранять елочку.
Теперь елочка наслаждалась каждой минутой, радовалась каждому мгновению. «Я живу, я буду радовать детей каждый день, - обрадовалась ёлка. До лета еще далеко. Я верю, что и летом я буду полезна!» (Жиляева Елизавета, 3 класс)
18. За что звери и птицы устроили суд над декабрем в сказке Н.Сладкова «Суд на Декабрем»? (Декабрь день сократил)


19. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)


20. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена») .
«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)



Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский.
Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учиться жить в ней. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.
Читайте детям, читайте вместе с детьми народные и литературные сказки!


Внеурочное занятие в начальной школе на тему: волшебные зимние сказки
Автор: Исакова Лидия Васильевна, воспитатель ГПД МБОУ «Выездновская средняя общеобразовательная школа», Нижегородская область, Арзамасский районНазначение: разнообразные задания и вопросы помогут детям вспомнить и закрепить свои знания о зимних сказках и их героях, а также принесут им положительные эмоции от занятия. Цель: закрепление у детей ранее полученных знаний о любимых сказках. Задачи:1. Организовать досуг учащихся. 2. Привлечь внимание детей к литературному творчеству, воспитывая интерес к чтению.3. Вспомнить и закрепить знания детей о названиях, авторах и героях детских сказок о зиме.Все дети любят сказки. Есть множество сказок, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В данной литературной игре по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок.
1.Что увидела Рукодельница в колодце у Мороза Ивановича, когда взбивала ему перину (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»)? (Зеленую травку-озимые хлеба)

Озимые культуры - это однолетние растения (озимые пшеница, рожь, ячмень, рапс, рыжик, вика и др.), высевают на полях осенью; дают они урожай на следующий год. Более урожайны, чем культуры, посеянные весной.2.В какой сказке лишь храброму Петушку удалось выгнать Лису из домика Зайки? (Заюшкина избушка)

3. Каким образом волк из русской народной сказки «Лиса и волк» ловил рыбу в проруби? (Хвостом)
4. Какое транспортное средство в русской народной сказке «По щучьему велению» отправилось домой само по желанию Емели? (Сани:«Ступайте, сани, домой сами…»)

5. Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? (Зима в Простоквашино)

6. Профессор учит своенравную девочку - Королеву. Когда речь заходит о Новом годе, она желает, чтобы завтра на праздничном столе были подснежники, чтобы она могла посмотреть, что же это за цветы. Профессор уверяет её, что это невозможно, однако Королева издаёт указ - тот, кто принесёт во дворец корзину этих цветов, получит такую же корзину золота. Кто автор и как называется эта сказка, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? (С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»)

7. Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? (Зеркало)

8. Какое слово нужно было собрать Каю из осколков льда в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева», чтобы стать «самому себе господином», и чтобы получить от королевы «весь свет и пару новых коньков»? (Вечность)

9. Как звали главную героиню австрийской сказки «Госпожа Метелица»? (Мария)

10. Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу под елью?(«Тепло ли тебе, девица?»)

А сейчас послушайте сказку, о детях Деда Мороза»(р.н.с)У Деда Мороза было три сына и одна дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка.Позвал Дед Мороз своих детей и говорит:- Скоро зима. Кто из вас лучше людям поможет?Дети пошли к людям. Долго ждал их Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.Начал рассказывать Ветер:- Я нагнал холода. Пусть люди знают, что идёт зима. Пусть топят печки.Лёд сказал:- Я на реках мосты построил.Иней говорит:- Я лес украсил. Он теперь белый. Как это красиво!Снежинка рассказала:- Мне стало землю жалко. Я покрыла её белым снегом.- Хорошо, дети, - сказал Дед Мороз. - Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.
12. Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? (Мороз Красный нос и Мороз Синий нос)

13. Какое чудо увидела девочка Даренка в сказке П.Бажова «Серебряное копытце»?(Она увидела, как Серебряное Копытце ножкой постукивал, и как драгоценные камни-хризолиты сыпались вокруг).

14.В какой сказке и почему уточка осенью не смогла улететь на юг? (Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», у уточки было сломано крыло)
15. Самый известный новогодний балет был написан П.И. Чайковским по мотивам сказки Т.А. Гофмана. О каком балете идёт речь? (Щелкунчик)

16. Вспомните сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка». Из чего была скатана Снегурочка, чем пригрета?(«Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена»).«Вот и вечер пришёл. Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костёр из хворосту, стали через костёр прыгать… Разбежалась Снегурочка и прыгнула…» Что случилось со Снегурочкой в этой сказке? (Снегурочка растаяла)


Приложенные файлы

Похожие статьи