Данте «Божественная комедия» – анализ. Анализ великой поэмы данте алигьери "божественная комедия" Сатана Мильтона и Прометей Эсхила – что общего

«В раю» Марина Цветаева


Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всё покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг,- я слез не утаю…
Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

Анализ стихотворения Цветаевой «В раю»

Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом мире. Однако, становясь взрослее, Цветаева стала осознавать, что, возможно, загробная жизнь является вымыслом. Постепенно поэтесса прониклась агностическими взглядами, не отвергая существование иного мира, но и не веря в него до конца. Поэтому неудивительно, что в своих произведениях она то признает жизнь после смерти, то утверждает, что это – миф.

В 1910 году Марина Цветаева для участия в поэтическом конкурсе, организованном Валерием Брюсовым, написала стихотворение «В раю». Именитый литератор предложил начинающим поэтам раскрыть с одном из своих произведений тему вечности любви и показать, что это чувство способно преодолеть смерть. Однако Цветаева отказалась воспринимать эту концепцию и показала в своем стихотворении, что любовь – чувство земное, и ему нет места в загробной жизни .

Свое произведение поэтесса начинает с того, что мирское существование лично ей принесло много печали и разочарований. Поэтому она пишет, что «о земном заплачу и в раю». Эти строки, судя по всему, адресованы супругу, с которым взаимоотношения Цветаевой складываются далеко не так гладко и безмятежно, как кажется со стороны. Поэтесса любит Сергея Эфронта, однако ощущает себя рядом с ним несчастной. При этом она утверждает, что не отказывается от своих чувств и отмечает, что даже в раю будет «беспокойно ловить твой взор».

Являясь натурой страстной и презирающей условности, Марина Цветаева признается, что ей совсем не место там, где «сонмы ангелов летают стройно» . В этом мире она ощущает себя чужой, и ей совсем не по душе компания «невинно-строгих дев», которых она собирается эпатировать земными напевами. При этом поэтесса подчеркивает, что жизнь после смерти лично для нее не имеет значения. Гораздо важнее то, что происходит с ней сейчас, в данную минуту. И если она несчастна на земле, то вряд ли обретет душевную гармонию в раю. Также Цветаева отвергает само понятие вечности любви, считая, что вместе с человеком этот мир покидают его чувства, мысли и желания. «И не для встреч проснемся мы в раю», — отмечает поэтесса, убежденная в том, что смерть способна разлучить возлюбленных. Особенно, если при жизни их взаимоотношения были далеки от идеала.

Тема жизни после смерти красной линией проходит в Творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом мире. Однако, становясь взрослее, Цветаева стала осознавать, что, возможно, загробная жизнь является вымыслом. Постепенно поэтесса прониклась агностическими взглядами, не отвергая существование иного мира, но и не веря в него до конца. Поэтому неудивительно, что в своих произведениях она то признает жизнь после смерти, то утверждает, что это –

В 1910 году Марина Цветаева для участия в поэтическом конкурсе, организованном Валерием Брюсовым, написала стихотворение “В раю” . Именитый литератор предложил начинающим поэтам раскрыть с одном из своих произведений тему вечности любви и показать, что это чувство способно преодолеть смерть. Однако Цветаева отказалась воспринимать эту концепцию и показала в своем стихотворении, что любовь – чувство земное, и ему нет места в загробной жизни.

Свое произведение поэтесса начинает с того, что мирское существование лично ей принесло много печали и разочарований. Поэтому она пишет, что “о земном

Заплачу и в раю”. Эти строки, судя по всему, адресованы супругу, с которым взаимоотношения Цветаевой складываются далеко не так гладко и безмятежно, как кажется со стороны. Поэтесса любит Сергея Эфронта, однако ощущает себя рядом с ним несчастной. При этом она утверждает, что не отказывается от своих чувств и отмечает, что даже в раю будет “беспокойно ловить твой взор”.

Являясь натурой страстной и презирающей условности, Марина Цветаева признается, что ей совсем не место там, где “сонмы ангелов летают стройно”. В этом мире она ощущает себя чужой, и ей совсем не по душе компания “невинно-строгих дев”, которых она собирается эпатировать земными напевами. При этом поэтесса подчеркивает, что жизнь после смерти лично для нее не имеет значения. Гораздо важнее то, что происходит с ней сейчас, в данную минуту. И если она несчастна на земле, то вряд ли обретет душевную гармонию в раю. Также Цветаева отвергает само понятие вечности любви, считая, что вместе с человеком этот мир покидают его чувства, мысли и желания. “И не для встреч проснемся мы в раю”, – отмечает поэтесса, убежденная в том, что смерть способна разлучить возлюбленных. Особенно, если при жизни их взаимоотношения были далеки от идеала.

(No Ratings Yet)

  1. Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к...
  2. Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев после своего 29-летия, поэтесса осознала,...
  3. Марина Цветаева не застала в живых ни одну из своих бабушек, которые скончались в достаточно молодом возрасте. Однако в семейных архивах хранились их портреты. И если по линии отца бабушка...
  4. Марина Цветаева очень рано осталась без матери и долгое время испытывала панический страх перед смертью. Ей казалось, что вот так просто и внезапно покинуть этот мир – высшая несправедливость. Шли...
  5. История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик,...
  6. Не секрет, что многие поэт обладают даром предвидения, и об этом можно судить по их произведениям, каждая строчка в которых оказывается пророческой. К числу таких авторов относится и Марина Цветаева,...
  7. Знакомство Марины Цветаевой с Осипом Мандельштамом сыграло в жизни и творчестве двух ярких поэтом 20 века немаловажную роль. Они черпали друг в друге вдохновение и наряду с обычными письмами долгое...
  8. Слишком рано осознав свое жизненное предназначение, Марина Цветаева еще в подростковом возрасте поклялась стать известной поэтессой. Что именно руководило юной девушкой, когда она принимала такое решение, сказать довольно сложно. Однако...
  9. С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась...
  10. Марина Цветаева получила прекрасное домашнее воспитание и неоднократно признавалась, что ее самым любимым занятием было чтение самых разнообразных книг. Поэтому неудивительно, что свои первые стихи юная поэтесса посвящала литературным героям...
  11. В 1906 году в семье Анны Ахматовой произошло трагическое событие – от туберкулеза скончалась Инна, старшая сестра будущей поэтессы. К тому времени родители Ахматовой развелись, и ее мать, забрав детей,...
  12. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  13. Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с...
  14. Стихотворение “Генералам двенадцатого года” (1913) – одно из наиболее восторженных и романтических произведе­ний молодой М. И. Цветаевой. Оно практически все состоит из цепочки деталей, возвышающих адресата послания: Вы, чьи широкие...
  15. На стихотворение “Мне нравится, что вы больны не мной…” написан очаровательный романс. Это одно из наибо­лее музыкальных произведений раннего творчества М. И. Цве­таевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как...
  16. Зинаида Гиппиус обладала удивительным даром передавать свои мысли и ощущения при помощи ярких образов. Они могли быть совершенно фантастическими, но при этом отражали суть проблем и вещей, к которым хотела...
  17. КЛАССИКА М. И. ЦВЕТАЕВА МОСКВА В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний...
  18. Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева....
  19. Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не...
  20. После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода...
  21. Жизнь поэтессы Анны Ахматовой не была легкой и безоблачной. Однако в самые трудные и безнадежные мгновения эта удивительная женщина находила в себе силы и веру для того, чтобы идти вперед...
  22. После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила...
  23. Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях...
  24. В истории русской поэзии имя Марины Ивановны Цветаевой стоит рядом с именами таких великих поэтов, как Ахматова, Пастернак, Мандельштам. Она – поэт своеобразный, безусловно талантливый и непосредственный. Ее стихи наполнены...
  25. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ В1929 году в Медоне своему другу Марку Слониму М. Цветаева сказала: “Вот у Бодлера поэт – это альбатрос… ну какой же я...
  26. Поэт Алексей Толстой вошел в историю русской литературы как лирик и романтик. Однако среди его произведений можно найти стихи, в которых автор ищет смысл жизни и пытается понять, какими качествами...
  27. Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на Творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его...
  28. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
Анализ стихотворения Цветаевой “В раю

В двух величайших творениях Данте Алигьери – «Новой жизни» и в «Божественной комедии» (см. её краткое содержание) – проведена одна и та же идея. Оба они связаны мыслью, что чистая любовь облагораживает природу человека, а познание бренности чувственного блаженства приближает человека к Богу. Но «Новая жизнь» – лишь ряд лирических стихотворений, а «Божественная комедия» представляет целую поэму в трех частях, заключающих до ста песен, каждая из которых содержит около ста сорока стихов.

В ранней молодости Данте пережил страстную любовь к Беатриче, дочери Фулько Портинари. Он сохранил её до последних дней жизни, хотя так и не сумел соединиться с Беатриче. Любовь Данте была трагичной: Беатриче умерла ещё в молодых летах, и после её смерти великий поэт видел в ней преобразившегося ангела.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

В зрелые годы любовь к Беатриче стало мало-помалу утрачивать для Данте чувственный оттенок, переходя в чисто духовное измерение. Исцеление от чувственной страсти было для поэта духовным крещением. В «Божественной комедии» отражается это душевное исцеление Данте, его взгляд на настоящее и прошедшее, на свою жизнь и на жизнь друзей, на искусство, науку, поэзию, на гвельфов и гибеллинов , на политические партии «черных» и «белых». В «Божественной комедии» Данте высказал, как смотрит на все это сравнительно и относительно к вечному нравственному принципу вещей. В «Аду» и «Чистилище» (второе он часто называет также «Горой умилостивления») Данте рассматривает все явления только со стороны их внешнего проявления, с точки зрения государственной мудрости, олицетворенной им в своём «проводнике» – Вергилии , т. е. точки зрения права, порядка и закона. В «Раю» все явления неба и земли представляются в духе созерцания божества или постепенного преображения души, которым конечный дух сливается с бесконечным естеством вещей. Преображённая Беатриче, символ божественной любви, вечного милосердия и истинного богопознания, ведет его из одной сферы в другую и приводит к Богу, где нет более ограниченного пространства.

Такая поэзия могла бы показаться чисто богословским трактатом, если бы Данте не усеял своего путешествия в мире идей живыми образами. Смысл «Божественной комедии», где описан и изображен мир и все его явления, а проведенная аллегория обозначена только слегка, при анализе поэмы очень часто перетолковывали. Под явно аллегорическими образами понимали то борьбу гвельфов и гибеллинов, то политику, пороки римской церкви, или вообще события современной истории. Это лучше всего доказывает, как далеко был Данте от пустой игры фантазии и как он остерегался заглушить поэзию под аллегорией. Желательно, чтобы его комментаторы были при анализе «Божественной комедии» так же осмотрительны, как он сам.

Памятник Данте на площади Санта-Кроче во Флоренции

Данте «Ад» – анализ

«Я думаю, что для твоего блага ты должен последовать за мной. Я стану указывать путь и поведу тебя через страны вечности, где ты услышишь вопли отчаяния, увидишь скорбные тени, прежде тебя жившие на земле, призывающие смерть души после смерти тела. Потом ты увидишь также и других, ликующих среди очистительного пламени, потому что они надеются выстрадать себе доступ в жилище блаженных. Если же ты пожелаешь вознестись и в это жилище, то туда проведет тебя душа, которая достойнее моей. Она останется при тебе, когда я удалюсь. Волею верховного владыки мне, никогда не знавшему его законов, не дано указывать пути в его град. Ему повинуется вся вселенная, по царство его там. Там его избранный град (sua città), там стоит его надоблачный престол. О, блаженны взысканные им!»

По словам Вергилия, Данте предстоит познать в «Аду», не на словах, а на деле, все бедствие человека, отпавшего от Бога, и увидеть всю тщету земного величия и честолюбия. Для этого поэт изображает в «Божественной комедии» подземное царство, где он соединяет все, что ему известно из мифологии , истории и собственного опыта о нарушении человеком нравственного закона. Данте населяет это царство людьми, никогда не стремившимися достигнуть трудом и борьбой чистого и духовного бытия, и разделяет их на круги, показывающее своим относительным отдалением друг от друга различные степени грехов. Эти круги Ада, как он сам говорит в одиннадцатой песни, олицетворяют нравственное учение (этику) Аристотеля об уклонении человека от божественного закона.

Марина Ивановна Цветаева


Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всё покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг,- я слез не утаю…
Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

Тема жизни после смерти красной линией проходит в творчестве Марины Цветаевой. Будучи подростком, поэтесса потеряла мать, и некоторое время верила в то, что непременно встретится с ней в том, другом мире.

Мария Цветаева, мать поэтессы

Однако, становясь взрослее, Цветаева стала осознавать, что, возможно, загробная жизнь является вымыслом. Постепенно поэтесса прониклась агностическими взглядами, не отвергая существование иного мира, но и не веря в него до конца. Поэтому неудивительно, что в своих произведениях она, то признает жизнь после смерти, то утверждает, что это - миф.

В 1910 году Марина Цветаева для участия в поэтическом конкурсе, организованном Валерием Брюсовым, написала стихотворение «В раю».

Валерий Брюсов

Именитый литератор предложил начинающим поэтам раскрыть с одном из своих произведений тему вечности любви и показать, что это чувство способно преодолеть смерть. Однако Цветаева отказалась воспринимать эту концепцию и показала в своем стихотворении, что любовь - чувство земное, и ему нет места в загробной жизни .

Свое произведение поэтесса начинает с того, что мирское существование лично ей принесло много печали и разочарований. Поэтому она пишет, что «о земном заплачу и в раю». Эти строки, судя по всему, адресованы супругу, с которым взаимоотношения Цветаевой складываются далеко не так гладко и безмятежно, как кажется со стороны. Поэтесса любит Сергея Эфронта, однако ощущает себя рядом с ним несчастной.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева

При этом она утверждает, что не отказывается от своих чувств и отмечает, что даже в раю будет «беспокойно ловить твой взор».

Являясь натурой страстной и презирающей условности, Марина Цветаева признается, что ей совсем не место там, где «сонмы ангелов летают стройно» . В этом мире она ощущает себя чужой, и ей совсем не по душе компания «невинно-строгих дев», которых она собирается эпатировать земными напевами. При этом поэтесса подчеркивает, что жизнь после смерти лично для нее не имеет значения. Гораздо важнее то, что происходит с ней сейчас, в данную минуту. И если она несчастна на земле, то вряд ли обретет душевную гармонию в раю. Также Цветаева отвергает само понятие вечности любви, считая, что вместе с человеком этот мир покидают его чувства, мысли и желания. «И не для встреч проснемся мы в раю», — отмечает поэтесса, убежденная в том, что смерть способна разлучить возлюбленных. Особенно, если при жизни их взаимоотношения были далеки от идеала.

В своем творчестве Марина Цветаева часто возвращалась к вопросам жизни и смерти. Если внимательно читать стих “В раю” Цветаевой Марины Ивановны, можно узнать о ее религиозном мировоззрении.

Стихотворение было создано в 1910 г. С ним Цветаева выступала на литературном конкурсе, организованном В.Брюсовым. Воспитанная в православной вере, по мере взросления поэт стала склоняться в сторону агностицизма. Признавая существование Бога, она сомневается в том, что после физической смерти есть жизнь вечная. Текст стихотворения Цветаевой “В раю”, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, рассказывает о земной любви. Лирическая героиня сомневается, что ее страстной, метущейся душе найдется место среди “невинно-строгих дев” и стройно летающих сонмов ангелов.

Скачать это произведение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.


Я о земном заплачу и в раю,
Я старых слов при нашей новой встрече
Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,
Где арфы, лилии и детский хор,
Где всё покой, я буду беспокойно
Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг,- я слез не утаю…
Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!

Похожие статьи