Автоматизация звуков учебные пособия. Логопедические пособия по автоматизации звуков. Самодельная дидактическая игра по формированию интонационной выразительности речи «Ритмическое путешествие»

Чтобы ребенок с удовольствием посещал логопедические занятия и с интересом выполнял предложенные ему задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, сюжетами и материалом.

Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее.

Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Самодельная дидактическая игра по автоматизации звуков «Дорога приключений»

Цель: закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков.

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, восприятия; развитие зрительно-моторных координаций, ориентировки в пространстве; расширение словарного запаса

Материал: большая пустая коробка из-под конфет, вырезанные картинки из старых открыток и журналов, картинки с закрепляемым звуком.

Самодельная дидактическая игра для автоматизации звуков

Ребенку предлагается отправиться в путешествие. По дороге он будет открывать волшебные двери и выполнять задания. Если все будет сделано правильно, то в конце путешествия он получит маленький сюрприз.

В конце путешествия ребенок получает маленький приз

Например, для автоматизации звука «р» можно взять маленькую машинку. Ехать по дороге, имитируя звук мотора р-р-р-рррр, подъехав к двери, открыть ее и произнести названия картинок. За последней дверью ребенок находит сюрприз – это может быть конфетка, картинка и др.

Самодельная дидактическая игра по формированию интонационной выразительности речи «Ритмическое путешествие»

Цель: формирование ритмического рисунка в серии слогов для правильного восприятия интонационной выразительности, создающей предпосылки для постановки логического ударения, правильного чтения фразы.

Логопед предлагает ребенку поиграть с белочкой. Белочка любит прыгать по веточкам и цветочкам – это у нее хорошо получается, при этом она что-то напевает. А поет белочка разные песенки: и ла-ла, и са-са-са и ши-ши. Если цветочки расположены рядом, то звуки произносятся подряд, а если на расстоянии, надо выдержать паузу. Давай сейчас вместе с белочкой попробуем попрыгать по цветочкам.

Аналогично проводятся упражнения и с другими животными.

Самодельная дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Задачи: развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, закрепление умение согласовывать числительные с существительным.

Описание работы с пособием:

Ребенок достает из большого мешка маленький мешочек, в котором находится лента с пришитыми к ней бусинами. Медленно вытягивает ленту и на каждой бусине считает. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.

Задание можно усложнить, выполняя тоже упражнение с закрытыми глазами.

Самодельная дидактическая игра «Чудо-телевизор»

Цель: закрепление навыков чтения; выделение звука на фоне слогов, слов; закрепление звуко-буквенного анализа; формирование слоговой структуры слов; развитие фонематического слуха.

После того, как слово прочитано картинка переворачивается и ребенок видит, совпадает ли картинка с тем словом, что он прочитал. На нижней полоске можно предложить ребенку самостоятельно выложить название этого предмета, предварительно убрав его с верхней полоски.

Татьяна Гвоздева
«Автоматизируем звуки, играя!». Пособия для автоматизации звуков

Возросшее за последнее время количество детей с речевыми нарушениями требует от учителя-логопеда поиска эффективных форм и методов работы по их исправлению.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность и естественная среда ребенка дошкольного возраста. Это побуждает в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.

Приходится быть не только логопедом, но и, по совместительству, волшебником. Поколдовала немного, и в моем логопедическом сундучке появились замечательные игры:

Пособие «Логопедические головоломки»

Цель данной головоломки: автоматизация звука Ль.

Игра «Мемори»

на автоматизацию всех групп звуков

Данный вариант для автоматизации звука С.

Игра «Собери яблоки в корзину»

Цель: автоматизация звука Р.

Игра «Найди предмет».

В данном варианте автоматизация звука Р.

Игра «Помоги Буратино собраться в школу»

Цель: автоматизация и определение наличия звука Л в словах.

Игра «Забей гол Копатычу»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков Р-Л.

Игра «Спрячь сокровища от пиратов»

Цель: автоматизация звука Ж.

Игра» Подари поросенку воздушные шарики»

Цель: автоматизация звука Ш.

Думаю, с таким багажом, автоматизация поставленных звуков будет интересной и эффективной!

Методическая разработка «Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда» Педагогические возможности использования системы игровых приёмов в коррекционной работе логопеда. Одним из направлений модернизации системы.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Конспект занятия по автоматизации звука [С] с использованием логопедического пособия «Заозерье»

Конспект занятия по автоматизации звука [с] с использованием авторского Многофункционального логопедического пособия «Заозерье»

Цель: Закрепление правильного произношения [с].

Задачи:

  1. Совершенствование артикуляторных навыков посредством артикуляционной гимнастики;
  2. Закрепление навыка определения количества слогов в слове;
  3. Автоматизация звука [с] в словах, чистоговорках и предложениях;
  4. Совершенствование навыка конструирования из палочек.

Ход занятия:

I . Введение

Логопед сообщает детям, что сегодня нам предстоит отправиться в волшебную страну Заозерье.

Чтобы туда попасть, мы закроем глазки (включается релаксационная музыка), представим, что с каждым вдохом мы становимся все легче (вдох делаем носиком)…. Мы стали совсем легкими….такими легкими, что теплый ветерок подхватывает нас и несет к облакам…. И вот усевшись поудобнее на мягком облачке, мы подплываем к волшебной стране. Открываем глазки.

Посмотрите, ребята, кто нас встречает?

Это не просто Гном. Это главный житель страны Заозерье.

Ребята, посмотрите, по-моему, что-то случилось, Гном-то грустный.

II . Организация детей на игру-занятие

Логопед обращает внимание детей на грустного Гномика (главного жителя Заозерья) и рассказывает, что грустный он потому, что злая колдунья заколдовала жителей Заозерья, и теперь они блуждают по дорожкам и никак не могут найти своих домов (они заходят в чужие дома, а свои отыскать не могут). А Сова следит за всеми дорожками и никого не пускает. Но ее можно усыпить, если тихонечко насвистывать: С-с-с-с-с.

III . Артикуляционная гимнастика

Чтобы песенка получилась хорошей и усыпляющей, давайте с вами, сперва, разомнем язычки (Артикуляционная гимнастика перед озером, Гном колдует и у каждого ребенка появляется свое маленькое озерцо – зеркальце ).

Теперь наши язычки стали сильными, послушными и мы можем начать убаюкивать Сову.

IV . Изолированное произнесение звука [с]

Дети протяжно произносят звук [с] и Сова засыпает.

Ну что, ребята, сова уснула. Теперь мы можем помочь жителям страны найти свои домики. Вы готовы?

V . Автоматизация звука [с]в словах

Ребенок «идет» указательным и средним пальчиком по камешкам и длительно произносит отрабатываемый звук. Дойдя до дома, называет жителя, который поселился не в своем домике.

Например: сссс-обака, сссс-лон, сссс-ом и т.д. (картинки подбираются в соответствии с отрабатываемым звуком)

Далее Гномик объясняет, как найти дом для каждого жителя (собака, слон, соболь, сурок, барсук, сом, сыч, страус, лиса, стрекоза, сова, осел, носорог ): животное, в названии которого 1 слог помести в домик с одним окошечком, в названии которого 2 слога – в домик с двумя окошечками, 3 слога – в самый большой дом, с тремя окошечками (картинки прикрепляются с помощью крепления липучка).

VI . Логоритмическое упражнение «Зверята» (Жители поют и веселятся, радуются и мы вместе с ними - динамическая физкультминутка)

VII . Сова проснулась (автоматизация [с] в чистоговорках и предложениях)

Мы с вами так шумели, что Сова проснулась и теперь она нас не выпустит из Заозерья. Что же делать? Добрый Гном, помоги нам (Повторяем за Гномом чистоговорки – заклинания, которые сделают нас невидимыми и мы сможем незаметно пройти мимо Совы ).

VIII . Строим автобус

Вот мы и помогли жителям Заозерья, теперь пора подумать и о нашем возращении. Как же нам попасть обратно, в детский сад? (Перечисляем с детьми на чем можно добраться до дома – транспорт. Гном вспоминает, что у него есть схема строительства автобуса. Дети по этой схеме конструируют из палочек автобус, на котором поедут обратно в садик).

IX . Возвращение в детский сад

Вот автобус и построен, давайте попрощаемся с жителями Заозерья.

Гном, главный житель Заозерья, благодарит детей за старания и помощь и дарит ребятам подарки из своего волшебного мешочка.

X . Подведение итогов путешествия

Ребята, понравилось вам путешествие? Расскажите о нем своим друзьям, мамам, папам? А что вы им расскажете?

Использование логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Использование эффективных логопедических игровых пособий и дидактического материала на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков в слогах и словах.

Эти игры разрабатывались, составлялись, апробировались автором на протяжении времени, поэтому могу сказать с уверенностью, что они «работают» и вызывают большой интерес у детей.

Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать зрительное внимание, расширять словарный запас.

Ход: показывать одинаковые картинки и называть определенный слог (собаки – ОЛ, поросята – АЛ, птицы – УЛ, зайцы – ИЛ). Таким образом, автоматизируются все виды слогов: прямые, обратные, со стечением согласных. Картинки могут быть как цветными, так и силуэтными, штампованными.

Цель: автоматизировать слоги и рифмуемые слова с заданным звуком.

Ход игры: логопед проговаривает рифмовку по картинкам, а ребенок повторяет за ним. Например:

Очка – очка – очка – дочка, кочка, ночка.
Учка – учка – учка – Жучка, тучка, ручка.
Ичка – ичка – ичка – яичко, птичка, рукавичка
Эчка – эчка – эчка – колечко, печка, речка.

Цель: автоматизация и дифференциация звука в словах.

Ход игры: поднимаемся и спускаемся по горе, называя слова столько раз, сколько камешков под картинкой.

«Что под листочком?»

Цель: автоматизация звука в словах, закреплять цвета, ориентироваться на листе.

Ход игры: перед ребенком листочки разного цвета, нужно поднять листок и назвать картинку. Листочки можно поднимать произвольно, по цвету, по ориентировке на листе (верхняя строчка, нижняя, перед желтым листиком, после зеленого и т. д.).

Цель: автоматизация звука в словах, ориентировка в пространстве, расширение словаря («живое – неживое») .

Важно. Для сонорных звуков пособие изготавливается для трех позиций данного звука: открытый, закрытый слог и со стечением согласных.

Ход игры: картинки раскладываются в форме змейки, у игроков фишки (мелкие игрушки) и кубик от 1 до 3 точек. Считалкой выбирается тот, кто будет первым бросать кубик и ходить. По количеству точек на кубике передвигается фишка и называются картинки. кто первым перейдет последнюю картинку, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развивать силу дыхания, зрительную память память.

Ход игры: перед ребенком карточка с картинками, закрытыми «снежным сугробом», сделанным из белой салфетки. Нужно подуть на «сугроб», чтобы он разлетелся, и можно было увидеть и назвать картинки. Потом сугроб закрывается и ребенок называет увиденные картинки по памяти.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Ход игры: в небольшой емкости с сухим горохом находятся мелкие игрушки (от киндер-сюрпризов) на заданный звук. Ребенок на ощупь находит игрушку, достает ее и называет.

Вариант I: ребенок ощупывает игрушку, называет, а потом достает.

Вариант II: поверх емкости надевается матерчатая «крышка» с одним отверстием; ребенок опускает туда одну руку и без зрительного контроля называет игрушку, а потом достает.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие координации движений.

Ход игры: ребенок «ловит рыбку (со скрепкой)» на удочку с магнитом. Кто поймает больше, тот победил.

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного внимания, ориентировки на листе.

Ход игры: на листе картона нарисован лабиринт, ведущий от картинки с изображением героя к другим картинкам, куда должен прийти герой. Прослеживать путь можно с помощью указки или только зрительно. В зависимости от возможностей детей, лабиринт может быть разноцветным или одноцветным.

Маховик Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБОУ специальный коррекционный Детский дом
г. Клинцы Брянской обл.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.detiam.com/логопедия/

Пособие по обучению чтению 5-7-летних детей. Формирует навык слогозвукового анализа слов, способствует развитию фонематического слуха, формированию навыка плавного чтения по слогам, а затем — целыми словами. Сочетание проверенной временем методики и особая последовательность изучения букв позволяют обучать чтению детей с нарушениями произношения звуков.

Для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, педагогов частных школ и центров по подготовке детей к школе.

«Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»

В пособии освещены структура, содержание и формы проведе­ния индивидуальных занятий с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Большое внимание уделено формулированию темы и целей занятий, их этапности, использованию разнообразно­го и красочного наглядного материала, созданию положительного эмоционального фона и постепенному увеличению сложности изла­гаемого материала. Занимательная форма занятий, игровые при­ёмы, смена видов заданий, система поощрения помогут удержать внимание детей на протяжении всего занятия и формировать инте­рес к продолжению работы с логопедом.

Пособие адресуется логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ.

«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи»

Надежда Сергеевна Жукова — известный логопед с тридцатилетним стажем работы, кандидат педагогических наук. Ей принадлежат оригинальные исследования развития речи у дошкольников. Лучшие традиции таких известных советских педагогов, логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова, нашли своё продолжение и в новой книге Н.С.Жуковой: «Уроки логопеда».

Эта специализированная книга для исправления произношения настолько просто и обстоятельно написана, что пользоваться ею могут и логопеды, и педагоги, и родители. Несколько десятилетий научно-практической деятельности нашли своё воплощение в детальной разработке методик и приёмов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребёнка, независимо от уровня запущенности, с которого придётся начинать исправление. Специально разработанные упражнения позволяют концентрировать внимание на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребёнка речевых дефектов может быть самым разным.

Учебник «Уроки логопеда» решит речевые проблемы в любом возрасте научно, обстоятельно, кардинально и навсегда.

  • Закон "О национальной безопасности Украины" вступит в силу 8 июля Документ регулирует основы и принципы политики в сфере безопасности и обороны с учетом курса страны на членство в ЕС и НАТО КИЕВ, 7 июля. /ТАСС/. Закон "О национальной безопасности Украины", подтверждающий курс страны в […]
  • Инкапсуляция, полиморфизм, наследование Все языки OOP, включая С++, основаны на трёх основополагающих концепциях, называемых инкапсуляцией, полиморфизмом и наследованием. Рассмотрим эти концепции. 1. Инкапсуляция Инкапсуляция (encapsulation) - это механизм, который объединяет данные и […]
  • Как правильно сдать анализы: рекомендации для пациента Практически все исследования проводятся натощак (не менее 8 часов после последнего приема пищи), поэтому чтобы провести анализы утром можно выпить небольшое количество воды. Чай и кофе - это не вода, пожалуйста, потерпите. […]
  • § 2. Виды административных наказаний Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний: 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без […]
  • Пенсия полицейским в 2018 году Сотрудники полиции приравнены к военным и взаимодействие с ними регулируется соответствующими законами. Какая пенсия у полицейских, особенности расчета стажа и нюансы оформления – об этом наша статья. В 2018 году (начиная с января) - планируется […] Запись на стене Ребята,а кто разбирается в семейном праве,помогите,пожалуйста с задачами)Ооооочень нужно!!Задача 3И. С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю. Н. Мак¬симову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия - ему 16 лет, а […]

Игровое пособие для автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Л]. Это пособие удобно тем, что не требует специальной подготовки картинок и позволяет внести разнообразие в затяжной этап автоматизации звуков у дизартриков.

Кроме того, игровые задания направлены на коррекцию грамматического и синтаксического строя речи. Пособие надо распечатать на цветном принтере, на листе А4 и вставить в файл или заламинировать, тогда оно прослужит не один год. Прилагаются текстовый файл с инструкцией и речевым материалом, и игровое поле в формате jpg.

Ходилка. Помоги Карлсону добраться до варенья.

Автоматизация звуков [Р] - [Л].

Цель: дифференциация звуков [Р] - [Л] в словах и фразе.

Начинаем ходить по картинкам от Карлсона по стрелочкам до банки с вареньем, изменяя слова и придумывая предложения. При ошибке (неправильном произнесении звуков) можно придумать штрафы: сделать ход назад или произнести слоговую цепочку и т.д. Варианты: ребенок бросает игральную кость и перемещается по стрелкам в соответствии с выпавшим числом; или играют несколько детей, бросая игральную кость и делая ходы (выигрывает тот, кто быстрее доберется до варенья).

Условные обозначения:

- значок жадины. Составить словосочетание со словами мой/моя/моё/мои.
нет чего?/ нет кого?
- придумать предложение с заданным словом или словосочетанием
- изменить слово, ответив на вопрос какой? /какая?/ какое?/
какие?
Или чей, чья, чьё, чьи (образование прилагательных от существительных).
- изменить слово, ответив на вопрос что делал?/ что делала?
- изменить слово, ответив на вопрос любуюсь кем?/ чем?
- У гномика маленький … Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- посчитать предмет до пяти. Например, один журнал, два журнала…. пять журналов
- составить словосочетание со словами один…. и два…
- изменить слово: один - много. Например, ведро - ведра






ВВЕДЕНИЕ


Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука ^ Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.


Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:


  1. Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

  2. ^ Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

  3. ^ Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

  4. ^ Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.
Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.


* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.


^ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.








2. ЧАШЕЧКА


1. ЛОПАТОЧКА


Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.


Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.







3. ЛОШАДКА


4. ГРИБОК


Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!







6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.


^ 5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ


«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!


Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!


^ Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)





^ Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

^ Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. ^ Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. ^ Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.



Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

^ Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

^ Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

^ Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .




Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.






^ Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...






^ Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.




^ Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?




Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ...
ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...


Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...


^ Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.




^ Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.


Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.











Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.





^ Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.







^ Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?





^ Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.




^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^






^ Образец: ча - чайник, чашка, чайка.



^ Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.






^






^ Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.




^ Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.






^ Упражнение «Лестница».






^ Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)





Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)














Лабиринт 1

Упражнение «Загадки». Я назову тебе слова-признаки, а ты покажи соответствующую картинку и назови слово. Образец: надежный, большой, красивый... - щит.

^ Упражнение «Мой, моя, мои»*. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой (моя, мои). (Составь словосочетания по образцу. Образец: мои щипцы...)

Упражнение «Придумай сам». Послушай мои вопросы. Подбери к ним как можно больше отве­тов. ^ Образец: Щека какая? - Розовая, пухлая, теплая...

Упражнение «Вчера, сегодня, завтра»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложения по образцу. ^ Образец: Вчера щенок играл. Сегодня щенок играет. Завтра щенок будет играть.




Лабиринт 2

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. ^ Образец: вещи - вещички. Есть ли такие слова, которые не изменились?

Упражнение «Половинки»*. Я загадаю слово и назову его часть (начало или конец). А ты до-
бавь недостающую часть слова и проговори его целиком. Образец: я щик, ящик.

Упражнение «Найди меня»*. Посмотри на звуковую схему и найди нужное слово. (Логопед выкла­дывает звуковую схему, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит нужное слово.)

^ Упражнение «Измени порядок слов в предложении». Придумай предложение с каждой из картинок. Измени порядок слов и назови новое предложение. (Упражнение выполняется с опорой на схему.) Например: Овощи сложили в ящики. - В ящики сложили овощи.




^ Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Щ.






^ Упражнение «Посчитай». К золотой рыбке приплыли гости. Посчитай щук, лещей. Образец: один лещ, два леща... Кого приплыло больше? Кого - меньше? Посчитай рыб в обратном порядке. Образец: шесть лещей, пять лещей...






Упражнение «Закончи предложения по картинкам». Послушай (прочитай) предложения. За­кончи их по картинкам. Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук Щ.




^ Упражнение «Исправь предложение». Весёлый щенок учился составлять предложения. Но пе­репутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки щенка.


На щеке есть лицо.

Из борща готовят овощи. Ящик лежит в клещах. Щётка тащит щенка. Плащ надевает Катю. Роща поёт в щегле. Вещи ищут Вову.





^ Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Коле и Оле по схемам с опорой на картинки. Образец: Коля... щука. - Коля поймал щуку.



Кого щенок встретил во дворе? Куда убежала от щенка ящерища? Почему Таня унесла щенка домой?


^ Упражнение «Весёлый поезд»*. Помоги пассажирам отправиться в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Щ. Прохлопай в ладоши количество сло­гов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (количество слогов в слове совпадает с количеством окошек вагончика). Проведи линию-дорожку от каждого пасса­жира к его вагончику.



^ Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Щ. Найди слова, в которых звук Щ находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.






^ Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.






^ Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ща - щавель. Придумай ещё слова на каждый слог.



^ Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги ящерице добежать до пещеры. Для этого прочи­тай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.





^ Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.





Упражнение «Собери слово». Злой Кощей спрятал слова в лабиринте. Собери слова. Запиши их в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.


Первый ход - буква, отмеченная

красной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - три клетки вверх.

Пятый ход - две клетки влево.

Шестой ход - одна клетка влево.


Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - две клетки вверх.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вверх.

Пятый ход - три клетки вправо.

Шестой ход - четыре клетки вниз.







^ Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».





УДК 376.1-058.264 ББК 74.3 К63


Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России Издание развивающего обучения
Комарова, Л.А.

К63 Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника / Л.А. Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. - 32 с.

15ВЫ 978-5-296-00931-9

В пособии предлагается система упражнений по автоматизации звуков Ч, Щ у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с их автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Автоматизация звуков Ч, Щ проводится по традиционной в логопедии схеме. Эффективность коррек-ционной работы обеспечивается использованием ряда вспомогательных приемов (работа с объемными и плоскими игрушками, счетными палочками, создание на занятии игровых ситуаций).

Мягкая игрушка "Солнышко" сшита из ткани, внутри- синтепон. Лучики прикрепляются на липучки. На каждый лучик нашит прозрачный карман.

Пособие используется как на итоговых занятиях, так и в повседневной работе. На итоговых утренниках каждый ребенок берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку, логопед прикрепляет последний лучик со словом "Молодцы!"

При работе со звуками, звукопроизношением в кармашки вставляются картинки с изучаемым звуком, лучики раздаются детям. Ребенок называет слово, определяет место звука в слове и прикрепляет свой лучик к солнышку.

При изучении темы "Предлоги" в кармашки вставляются соответствующие картики с предлогами (С коробки, НА коробку, В коробке и т.д.).

Варианты работы: дети придумывают предложение со своим предлогом-лучиком, ищут в тексте предложения с определенным предлогом и т.д. Наглядно представленное таким образом изображение предлогов способствует их лучшему запоминанию и изучению.

Пособие для работы над ритмами, слоговой структурой слова

При работе с детьми, у которых тяжелые нарушения речи (алалия, безречевые дети) большое внимание уделяется работе над ритмико-мелодико-интонационной основой языка , работе над слоговой структурой слова (по А.К. Марковой). Это долгая и кропотливая работа, разнообразить которую логопеду помогает пособие "Поезд".
Оборудование: фетр с пришитыми поездами и дорожками для выкладывания ритмичных рядов, символы ритмов (по пособию Новиковой-Иванцовой Т.Н.), шарики марблс, предметные картинки разной слоговой структуры.

Задания : 1) С опорой на картинки-символы "Зая" и "Коза" отхлопать "замочками" соответствующий ритм (две четверти с первым ударным, две четверти со вторым ударным); 2) Выложить дорожки на каждый ритм-большая капелька указывает ударность слога, маленькая безударность. Придумать слова на каждый ритм (бусы, туча,дети, лужа; рука, лиса, лицо, коты ).

Задания : 1) Отхлопать "замочками" соответствующий ритм с опорой на картинки-символы ""Собака", "Курица" (три слога с первым ударным, три слога со вторым ударным). 2) Выложить с помощь марблс ритмические дорожки: маленькая капелька-большая-маленькая (ритм со вторым ударным слогом), большая капелька-маленькая, маленькая (ритм с первым ударным слогом). Придумать слова заданной слоговой структурой (лютики, бусина, жадина, радуга; кабина, бананы, качели. ворота ).
Дополнительно для детей младшего школьного возрста - назвать цвета капелек, цвета паровозика, дорожек, цветочков. Можно придумать историю про паровозики, которые трудятся, чтобы дети научились правильно говорить слова разной слоговой структуры.


Задание: 1) Отхлопать "замочками" ритм, указанный на картинке-символе "Какаду"(три слога с третим ударным). 2) Выложить соответствующую дорожку: две маленькие капельки, третья- большая. Подобрать картинки или придумать слова к этому ритму(сапоги, голова, решето, молоко).

Задание : 1) Логопед выкладывает ритмический ряд на первой дорожке паровозика (без картинки-символа) и просит ребенка "замочками" отхлопать соответствующие ритмы: трехсложные слова с первым и со вторым ударным слогом. 2) Из стопки картинок ребенок выбирает те, которые подходят к этой слоговой структуре (например, радуга, машина).
Аналогичная работа проводится со второй дорожкой и с ритмом "Кит".
Начальный этап работы над ритмом (задания для самых маленьких или для детей с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями)- выкладывание определенной ритмической последовательности: рыбка-бусина-рыбка-бусина. Логопед выкладывает первый ряд, ребенок самостоятельно второй. Дополнительное задание : посчитать рыбок (развитие навыка согласования существительных с числительными: одна рыбка, две рыбки, одна синяя бусина, две синие бусины (или усложнить: одна голубая рыбка, две голубые рыбки), также можно отработать понятие лево-право (сначала рыбки плывую слева-направо, затем-наоборот). С детьми младшего дошкольного возраста поговорить о том, где живут рыбки, чем питаются и т.д.

Фрагмент занятия по слоговой структуре слова с обучающейся 2 класса Кариной К.

Пособия для формирования предметной деятельности (сенсорное развитие)
("Замочки", "Посади бабочку на свою дорожку")

У большинства детей с интеллектуальными нарушениями, имеющими нарушения речи очень долгое время не формируется зрительный гнозис, к школьному возрасту дети не различают цвета их оттенки, не копируют элементы букв.

Оборудование : фетр, молнии цветов спектра.

Задания: найти нужный цвет, открыть-закрыть нужный замочек (отработка глагольной лексики, развитие мелкой моторики пальцев рук).

При автоматизации звуков можно добавить следующее задание: открой (закрой) замочек, в названии цвета которого есть звук, например, р (красный, оранжевый) или звук ж (желтый, оранжевый). Можно попросить ребенка открыть (закрыть) четвертый (второй, пятый...) замочек снизу (сверху), назвать цвет, сказать, что в природе бывает такого же цвета.

Оборудование: фетр, лента Велкро разных цветов, пришитая полосами, вырезанные из нее бабочки.

Задание: посади бабочку на свою дорожку (развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев рук).

Дополнительное задание: посадить нужное количество бабочек на дорожку, посчитать бабочек (согласование имен существительных с числительными: одна синяя бабочка, две синие бабочки и т.д).

Логопедический коврик, разделенный на квадраты, для работы над семантикой, звукопроизношением, развитием предметной деятельности

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задание: Дидактическая игра "Кто как передвигается?"

Логопед просит выложить тех, кто летает, в первый ряд (птица, бабочка, пчела, стрекоза ), тех, кто ползает, во второй ряд (улитка,червяк, ящерица, черепаха), тех, кто прыгает, на третий ряд (обезьяна, заяц, белка, лягушка ). Далее проводится соответствующая семантическая работа. Глагольная лексика отрабатывается на разных упражнениях на каждом занятии с детьми с тяжелыми нарушениями речи, поскольку глагол необходим для построения фразы, предложения.

Если проводится занятие по звукопроизношению, то квадраты заполняются предметами, в названии которых есть нужный звук.

Данное пособие также часто используется на развитие внимания, мышления при таких играх, как, "Найди пару" (все квадратики заполняются, например, бабочками, две из которых одинаковые и их нужно найти), "Четвертый лишний" и др.

Многофункциональный логопедический коврик (для развития предметной деятельности, работы над семантикой)

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Задания и упражнения :

2. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? (рыбка, девочка в красном платье, божья коровка ) , Что? ( паровоз, вишня, машина, мак, мухомор, клубника, яблоко ).

3. Назови транспорт (паровоз, машина - какой это транспорт, водный, наземный?), ягоды (вишня, клубника ), фрукты (яблоко ).Что можно приготовить из яблок, фруктов?

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори: мак, яблоко, клубника (порядок слов меняется трижды). Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет, показывает его "умным пальчиком", затем произносит слово (на последующих этапах находит только взглядом предметы и называет их).

5. Угадай предмет на ощупь (ребенок закрывает глаза, логопед при необходимости направляет руку ребенка на предмет).
6. Составить предложение с данным предметом (если школьник- записать предложение в тетрадь). Провести анализ предложения (сколько слов, назови первое, последнее и т.д.).

7. Назвать предмет, который находится справа от мака, выше клубники, слева от мухомора.

8. Вспомнить, с предметами какого цвета работали? Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть красного цвета.
9. Назвать предметы красного цвета в первом ряду, втором, третьем, четвертом.
Аналогичную работу можно проводить при изучении остальных цветов .
При работе над звукопроизношением, слоговым составом слова и другими логопедическими задачами, упражнения подбираются в соответствии с темой и целями конкретного занятия.

Логопедические коврики для автоматизации поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи)

При работе над звукопроизношением, несмотря на то, что постановку звуков (вызывание), рекомендуется выполнять в слогах (как в онтогенезе), крайне мало задерживаясь на этапе автоматизации звука изолированно, часто приходится иметь дело с детьми, с которыми необходима именно изолированная отработка звуков. Особенно, если у детей тяжелые речевые нарушения. В логопедической литературе не так много пособий на отработку изолированного произношения звуков.


Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, декоративные пуговицы- символы звуков (паровозик [ч], собака, мотоцикл [р], пчела [ж], сердитая кошка, лопнувший шарик [ш], кораблик [л]

Цель: отработка изолированного произношения вызванных (поставленных) звуков [ч,р,ж,ш,л]

Задания и упражнения:

Помоги большому паровозику доехать до маленького паровозика. Проведи "умным пальчиком" по дорожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч.

Аналогично орабатываются другие звуки. Произносить нужный звук, можно и идя обратно, например, от шарика, который лопнул и издает звук ш-ш-ш- к кошке.

Произносить звук можно в двух вариантах: длинно, коротко.

Дополнительно можно придумать истории про "героев": про сердитую кошку, про большую пчелу, которая летела к маленькой божьей коровке и т.д. С детьми, которые не различают цвета, поработать с цветом дорожек, цветом предметов.

Оборудование : фетр, нашитые дорожки из тесьмы разных цветов, на каждой дорожке 6 цветочков (по количеству гласных звуков первого ряда)
Цель: отработка произношения вызванных (поставленных) звуков в слогах, словах.

Задания и упражнения:

Ребенок самостоятельно выбирает дорожку, по которой он пойдет. Логопед спрашивает: кто к кому сегодня пойдет в гости? В зависимотсти от того, какой звук отрабатывается, ребенок шагает пальчиками по цветочкам выбранной дорожки, произнося, например: РА-РЫ-РО-РУ-РЭ (если мягкий вариант произношения есть, то он тоже отрабатывается РИ, если нет, то ребенок шагает только по пяти цветочкам). Также отрабатывается произношение в обратных слогах.

При отработке произношения звука в словах , ребенок называет слово и нажимает на цветочек (можно одним указательным пальчиком, можно всеми пяти пальчиками по очереди). Как вариант усложнения задания: логопед называет несколько слов (в зависимости от возможностей ребенка и возраста), ребенок повторяет слова, нажимая на цветочки по порядку, слева-направо, затем логопед просит назвать, какое слово было на третьем, втором цветочке. Можно попросить ребенка придумать шесть слов(или три-четыре, а остальные логопед поможет) и тогда, например, Мишка попадет в свой домик.



Фрагмент занятия "автоматизация звука р изолированно и в слогах"

(с использованием символов Фомичевой М.Ф), Артур Л.. 3 класс.

Автоматизация звуков [с ], [с"]

Оборудование : фетр,декоративные пуговицы.

Список : свинья, слон, соска, носорог, часы, самолет, коляска, велосипед, следы, снеговик, собака, ананас, доска, краски, сумка, глобус, апельсин, осьминог, сердце, смайлик.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, показывая на каждый предмет "умным пальчиком". Четко произноси звуки [с ], [с"] в словах.

2. Назови слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Найди слова заданного ритма (например, двусложное слово со вторым ударным: следы ).

3. Назови слова, в которых звук [с ] находится в начале слова, в середине, в конце слова.

4. Послушай и запомни цепочку слов, повтори слова в том же порядке.

6. Игра "Четвертый лишний". Назвать в каждом ряду лишний предмет:

первый ряд- соска, так как не животное;

второй ряд- часы, т.к. не транспорт;

третий ряд- ананас, т.к. звук [с ], находится в конце слова, а не в начале;

четвертый ряд- сумка, т.к. доска, краски, глобус- школьные принадлежности;

пятый ряд- смайлик, т.к. в остальных словах звук [с"].

7. Упражнение на развитие пространственной ориентировки: Что находится под снеговиком? Справа от сумки? Над коляской? (ответы детей должны быть полными предложениями).

8. Назови слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?

9. Назови транспорт, школьные принадлежности, животных, фрукты.

10. Закрыть глаза, вспомнить, какого цвета глобус, сумка и пр. Вспомнить, какой предмет был последним в первом ряду, первым во втором ряду и т.д.

11. "Угадай на ощупь". Ребенок закрывает глаза, ощупывает предмет и угадывает его. При необходимости логопед помогает, задает наводящие вопросы.

12. Составление предложений со словами, запись их в тетрадь. Анализ предложений.

13. Работа над семантикой: объяснить смысл предложенных логопедом слов. Например, если занятие проводится в зимнее время, логопед спрашивает: Кто (что) такой снеговик? Когда его делают? Из каких частей его делают? Он круглый или квадратный? Что с ним происходит весной? Почему? и т.д.

Автоматизация звука [Ч]


Оборудование: фетр, декоративные пуговицы.

Список: овечка , девочки. учебник, черепаха, мяч голубой, чайник, чашка. часы, ключик, мяч черный, мяч красный, пчела, летучая мышь, червяк, мяч желтый, бабочки.

Задания и упражнения:

1. Назови картинки, нажимая "умным пальчиком" на кажlый предмет. Чётко произноси звук [ч] в словах.

2. При нарушении слоговой структуры- отхлопать замочками слова (о-веч-ка, де-воч-ки, у-чеб-ник). Назвать длинные слова, короткие (бабочка, мяч).

3. В словах чайник, часы, учебник назвать только гласные звуки.

4. Узнай слово по гласным звукам: логопед произносит только гласные звуки в слове, например, А,Ы (при этом можно выделить голосом ударный звук), ребенок угадывает слово и произносит его: часы.

5. Игра "Загадки". Логопед начинает слово, ребенок- заканчивает, например, чай-....(ник), клю-...(чик).

6. Если у ребенка нет нарушений слоговой структуры слова, то можно поиграть в игры "Перевёртыши" и "Добавлялки".

"Перевёртыши". Логопед меняет слоги местами, а дети называют слово правильно, например, ла-пче (пчела), ка-чаш (чашка).

"Добавлялки". Логопед добавляет один лишний слог, ребенок должен назвать слово правильно, например: пчемала (пчела).

7. Назвать предметы, в названии которых звук [ч] стоит в начале, середине, конце слова.

9. Внимательно посмотреть ("сфотографировать") предметы во втором ряду и назвать их по памяти (школьники могут записать слова в тетрадь).

10. Назвать предметы, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?

11. Придумать предложение с одним из слов, записать в тетрадь, проанализировать его.

12. Для детей с дисграфией (либо в целях профилактики дисграфии) составить схему слов с последующей записью в тетрадь: чайник, чашка, часы.

13. Узнать предмет на ощупь.

Автоматизация звука [Р]

Оборудование : фетр, декоративные пуговицы.

Список : роза, шар,жираф, верблюд, подарок, краб, бобёр, рыба, рак, ракушки, грабли, торт, мороженое, виноград, кукуруза, арбуз, морковь, паровоз, карандаш, ролики, мухомор, ромашка, помидор, груша, мартышка, сердце. крокодил, корабль.

Задания и упражнения:

1. Задания могут быть аналогичными тем, которые используются при работе с логопедическими ковриками на другие звуки.

2. Выучить чистоговорки, скороговорки, стихотворения, показать предмет, о котором идет речь:

а) ар-ар-ар- красивый красный шар

ор-ор-ор- в огороде помидор

ор-ор-ор-в лесу мухомор

б)поговорить с ребенком в начале, кто такие бобры, раки, крабы, где они живут, чем питаются.

Все бобры добры до своих бобрят.

У бобра- не нора,

Не берлога, не дыра!

Он-работник, он-творец!

У бобра в реке- дворец!

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Хвастал храбрый краб два дня:

"Краба нет храбрей меня!"

На горе Арарат

Рвёт Варвара виноград.

С утра до вечера играл,

Потом в кровать ракетку взял!

После росы розы выросли!

Во мраке раки шумят в драке.

На рынке Кирилл грабли купил.

3.Игра "Один-много". Логопед называет один предмет, ребенок, много: красная роза- красные розы, большой шар- большие шары, высокий жираф- высокие жирафы, горбатый верблюд- горбатые верблюды, оранжевая ракетка- оранжевые ракетки, интересный подарок- интересные подарки и т.д.
Про какой предмет нельзя сказать "один-много" (мороженое, грабли).

4. Дидактическая игра " Моя, мой, мои". Логопед спрашивает, про какие предметы можно сказать "Моя" (если обращается к девочке): моя роза, моя рыба, моя морковь, моя кукуруза....

Если логопед обращается к мальчику, то спрашивает: "Про какие предметы можно сказать "мой": мой корабль, мой торт, мой виноград, мой крокодил...

Логопед спрашивает у всех детей, присутствующих на занятии, про какие предметы можно сказать "мои"? (мои ролики, мои грабли).

5. Работа над семантикой. Логопед спрашивает: Что общего между раком и рыбой? Между морковью и розой? Между тортом и мороженым? Между крокодилом и жирафом?

6. Отгадать загадку, посчитать предмет-отгадку до 10:

П од плотными листками,
Жёлтые камни,
Упругие, гладкие,
На вкус сладкие! (кукуруза)

7. Посчитать предметы с помощью цифр , которые выкладываются перед каждым рядом, например, перед рядом с розой -1, перед рядом с крабом-2, перед рядом с тортом- 5, перед рядом с паровозом- 7, перед рядом с грушей-9 (цифры меняются на каждом занятии).

Счет по рядам: например, одна роза, один шар, один жираф, один верблюд, одна ракетка, один подарок.
Счет по столбикам: например, одна роза, два краба, пять тортов, семь паровозов, девять груш.
Счет предметов по порядку на карточках (прямом и обратном): одна роза, две розы, пять роз, семь роз, девять роз и наоборот.

8. Упражнение на развитие пространственной ориентировки. Логопед спрашивает, какой предмет находится под жирафом, над бобром, между мухомором и помидором, слева от мороженого, справа от винограда и т.д.
9. Игра "Съедобное-несъедобное". Логопед спрашивает, что из предметов является съедобным, а что-нет.
10.Звукослоговой анализ слов с последующей записью в тетрадь: роза, шар, рыба, рак, грабли, торт, кукуруза, карандаш, ролики, груша, мартышка, ракушка.
11. Составление предложений с полным анализом.
12. Назвать предметы красного цвета, желтого, коричневого и т.д. Можно попросить дополнительно назвать предметы, которые могут быть таких цветов.

Автоматизация звука [Р] с помощью звуковых полянок

Оборудование: листы, игрушки (собачки, тигр, машинка, мотоцикл)

Лист №1. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении (без опорных звуков т, д).

Игра" Поможем собачкам собрать все косточки".
Ребенок выбирает собачку, которой он будет помогать собирать все косточки в будку и ставит ее в начало дорожки. Идя к "косточке" , собачка рычит [р-р-р], возле косточки - отдыхает. Упражнение выполняется на длинный звук рррр-рррр и короткие звуки: р-р-р.

Можно играть вдвоем, используя игровой кубик.

Лист № 2. Автоматизация звуков [р,р"] в изолированном произнесении и в обратных слогах (разные дорожки- прямые, с остановками).

Игра" В гости" (или вариант "В гости с песенкой").

Ребенок выбирает, кто из персонажей (собака, тигр) пойдет в гости.

При изолированном произношении, передвигая игрушки по фигурным линиям, ребенок произносит изолированный звук в зависимости от фигуры на листе (коротко, отрывисто, с остановками или длинно, без остановок).

При произнесении звуков [р,р"] в обратных слогах, "идя в гости" , поём песенки:

ар-ор-ур (первая дорожка)- арь-орь-урь

ыр-ер-ир-юр-ер-яр (вторая дорожка)- ырь-ерь-ирь-юрь-ерь-ярь

ер-яр (третья дорожка)- ерь-ярь

ер-ёр-ир-юр-ур (шестая дорожка)- ерь-ёрь-ирь-юрь-урь

Если ребенку сложно произнести и запомнить разные слоги, можно петь одну-две песенки. Следить за правильным произношением звуков.

На первоначальном этапе постановке звука [р] можно использовать упражнение "Мотор". Ребенок произносит звукосочетания тр, др (т, д -выступают как звуки-"помощники"). В этом случае этот лист используется с игрушками машинками и мотоциклом. Ребенок "едет" в гости по дорожкам-линиям, выполняя упражнение "Мотор": длинно ТР-Р-Р-Р; коротко: ТР-ТР-ТР-ТР.

Лист №3. Автоматизация в обратных слогах.

Игра "Прятки". В будке "спит" какая-то собачка. Если логопед занимается вдвоем с ребенком,то игрушка-собачка может быть у него, если это подгрупповое занятие, то игрушка "спрятана" у другого ребенка.
На полянку в гости к собачке, которая "спит", пришла другая собачка, которая ходит ее будит, зовет, произнося слоги или слова, например:
АР,ОР,УР,ЭР,ЫР; ЯР, ЁР, ЮР, ЕР, ИР или мягкие варианты звука [р] (каждая пара слогов повторяется ребенком отраженно вслед за логопедом, если звукопроизношение четкое, правильное, собачка в будке "просыпается", и игрушка отдается ребенку.
Слова для "Повторялок" в начале берутся со звуком в конце слова, затем в ударном слоге в середине слова, далее- в обратном безударном:
Базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, двор, мотор, забор, помидор, мухомор, топор, шнур, бобёр, актер. ковер, боксёр, монтер; карп, парк, март, армия, баржа, бархат, карта, марка, парта, фартук, корм; арбуз, артист, барсук, карман, картон, ветер, сахар и т.д.
Все незнакомые слова нужно обязательно объяснить ребенку.
Если отрабатываем мягкий вариант произнесения звука [р" ], то слова сначала берем с ударением на слоге ( ряд, моря, наряд, коряга, порядок ), затем без ударения на слоге(буря, рябина, жарят, варят ), затем со стечением согласных (крик, гриб, грелка, крем и т.д.).

Пособие для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]

Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам и заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация звуков [с], [ш], [л] и [р] в словах и предложениях.
Задачи:
- развивать зрительное внимание
- учить детей отвечать полным ответом на вопросы
- закрепить умение употреблять существительные в винительном падеже.
После постановки звука начинается еще один немало важный этап – этап автоматизации. Для того чтобы звук появился во фразовой речи потребуется достаточно много усилий. На этом этапе вырабатывается новый навык, который требует длительной систематической тренировке. Коллеги согласятся со мной, что порой поставить звук бывает значительно быстрее, чем ввести его в обиходную речь ребенка. Детям очень быстро надоедает отраженно повторять за взрослыми слова или называть картинки. Как правило, большинство детей-логопатов - это дети дошкольники. А, как известно, ведущей деятельностью в этом является игра. Поэтому на этапе автоматизации перед логопедом и родителями стоит задача предложить ребенку как можно больше игр, играя в которые ребенок непроизвольно введет поставленный звук в свою речь.
Современный мир компьютерных технологий позволяет изготовить различные игровые пособия самостоятельно. Создавая пособие, я всегда пытаюсь сделать его максимально многофункциональным, для того чтобы была возможность использовать его несколько раз по-разному.
Вашему вниманию предлагается игра «Магазин» , которая предназначена для автоматизации звуков [с], [ш], [л] и [р]. Использовать эту игру можно во время изучения лексической темы «Магазин», «Овощи – фрукты». Пособие помогает развивать зрительное внимание ребенка.
Правила игры.
Начните беседу с ребенком, задавая ему наводящие вопросы типа «Кем работает эта женщина?», «Где работает продавец?», «Что он делает в магазине?», «Кому он продает товары?», «Продавец продает, а покупатель…?». «Сегодня первым покупателем в магазине была кто? Что она купила?». Задавая вопросы, просите ребенка отвечать полным развернутым ответом. Таким образом, поставленный звук постепенно начнет попадать во фразовую речь.
В магазин последовательно приходят три покупателя, каждый из которых совершает определенную покупку. Задача ребенка назвать покупателя и те предметы, которые он купил.
Если данное пособие понравится, я могу с удовольствием отправить на почту скиншоты, т.к. при выкладывании материала на картинках появляется логотип сайта. Вам только нужно будет распечатать и, при желании, заламинировать их.
Магазин со звуком [С].




Речевой материал: маска, часы, сапоги, кастрюля, кактус, глобус, сумка, самовар, капуста, санки. Покупатели: лиса, снеговик, снегурочка.
Магазин со звуком [Ш].





Речевой материал: шляпа, чашка, машинка, мешок, шапка, кувшин, неваляшка, подушка, башмаки, кошка. Покупатели: петушок, мышка, дедушка.
Магазин со звуком [Л].





Речевой материал: флажки, яблоко, лампа, одеяло, юла, елка, платочки, полотенца, влажные салфетки, кукла.
Покупатели: клоун, белочка, слоник.
Магазин со звук ом [Р].





Речевой материал: корзина с виноградом, морковь, корзина со смородиной, персики, арбуз, кукуруза, груши, помидоры, картофель, огурцы. .
Покупатели: Петрушка, Буратино, дракон.

Уверена, что многие из Вас найдут свое применение моему пособию. Удачи!

Похожие статьи