Записки: "О здравии" и "О упокоении". О церковных записках Какие записки подают в церкви

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.
Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения

Молитвенное поминовение

Православным известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу.

Наиболее распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных и близких - молитвенное поминовение. В старину в благочестивых православных семьях существовал помянник - особая книга, в которую записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома - у божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во время богослужения в храме.

В наше время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили церковные записки. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Как совершается поминовение по запискам?

Делать это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия - это начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор: "агничная" (служит собственно для причащения), "Богородичная", "девятичинная" (в честь святых), "о живых" (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и "об усопших" (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).

Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос - круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: "Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)". Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это - великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: "Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию". Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (притче церковном) и о всей "во Христе братии нашей", о властях и воинстве...

Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом, громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по заказной записке - после окончания литургии о них возносится молитва на молебне.

То же происходит и на заказной обедне об упокоении с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи - две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой - усопших.

"На ектении же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени. Но проскомидия - самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении", - писал преподобный Макарий Оптинский.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сорокоуст - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. "Сорокоусты, - пишет св.Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом".

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)

– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?

– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.

– Когда можно подавать записки?

– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.

– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?

– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.

– Сколько имен можно упоминать в одной записке?

– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.

– Важно ли, в каком падеже писать имена?

– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.

– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?

– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.

– Как правильно записывать детей?

– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).

– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?

– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.

– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей»... нужно указывать? Чего не следует писать в записках?

– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).

– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?

– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.

– Когда подают сорокоуст?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.

Беседовала Наталья Горошкова

В настоящее время множество людей обратились к православной церкви, и это, конечно, радует. Но с другой стороны, новообращенные не знают всех тонкостей церковных обычаев и правил поведения в церкви.

Поэтому им надо где-то почерпать свои знания, и эта статья - в помощь новообращенным. В ней будет рассказано о том, как правильно писать записки. Как известно, они бывают двух видов: о здравии и об упокоении. На некоторых приходах принято самим писать записки, даже для молебнов и сорокоустов.

Записка о здравии

Так выглядит бланк записки. Все хотят иметь крепкое здоровье и желают его своим близким, поэтому одно из главных прошений на молитве - о здравии своем и своих родных.

По учению православной церкви таинственным образом Господь знает каждого человека лично, и знает того, о котором возносится молитва.

Поэтому фамилии и отчества не пишутся в церковных записках. Надо просто написать имена тех людей, которым мы желаем здоровья и долгой жизни.

Во всех записках имена надо писать только в родительном падеже! Например: Татьяны, Ольги, Иоанна, Василия и т.д.

Если имена встречаются схожие, как в мужском роде, так и в женском (например, Александр и Александра, Евгений и Евгения), то желательно для уточнения указать в скобочках - муж. или жен.

Конечно, можно и дома поминать своих родных на молитве, просить у Бога им здравия, но церковная молитва считается выше и важнее. Кроме того, записки читаются священнослужителями в алтаре перед Престолом Божиим. За тех людей, имена которых написаны в записках, совершается бескровная жертва в алтаре.

Божественная литургия состоит из нескольких частей, на которых вспоминается земная жизнь Спасителя. Начинается эта служба с , на которой священник вынимает частички из просфоры, называя те имена, которые написаны в записках.

При этом священнослужитель просит Бога простить грехи этих людей, живых или умерших. Затем эти частички опускаются в Святую Чашу. Это и есть - бескровная жертва.

Поминовение на Литургии бывает также сугубое:

Для таких особых прошений также пишутся записки с именами тех людей, за которых просят. Есть различия в том, как писать имена взрослого человека и маленького ребенка. До семилетнего возраста церковь называет человека «младенец», от семи лет до четырнадцати - отрок, от четырнадцати лет - уже раб или раба Божия.

Поэтому если пишется имя ребенка до семи лет, надо перед именем сделать пометку - «мл» (что значит - «младенец»), если пишем имя ребенка от семи лет до четырнадцати, то делается пометка - отр. (значит - «отрок» или «отроковица»).

Слова раб Божий или раба Божия перед именем писать необязательно. Если пометки не будет перед именем, значит, батюшка поймет, что поминается взрослый человек. Иногда можно поставить перед именем пометку «бол.», это значит, что имеется ввиду болящий человек (смотрите на фото образец такой записки о здравии). Но и это делать совсем не обязательно.

Образец записки о здравии

Для сорокоустов в церкви имеются особые бланки, на которых сверху написано «сорокоуст».

Это поминание отличается от обыкновенного тем, что имя человека, указанное в записке, будет поминаться на Божественной Литургии в течение сорока служб, т.е. сорок раз будет вынута частичка с поминанием о здравии этого человека.

Также есть в церкви годовые поминания, т.е. имя человека будет поминаться на молитве в церкви в течение всего года. Для таких поминаний тоже имеются отдельные бланки. Если же таких бланков нет, то на обычной бумаге можно сверху написать: «годовая» или «сорокоуст».

Но обычно такие пометки делают работники церковной лавки, надо просто им объяснить, какое поминание заказывается.

Еще есть поминание о здравии на специальных молебнах.

Молебны бывают:

  • о здравии;
  • благодарственный;
  • перед начинанием всякого дела;
  • о путешествующих;
  • перед родами жене;
  • об отроках, плохо учащихся;
  • о примирении находящихся во вражде и др.

В записках на молебен тоже пишется имя человека, о котором надо помолиться. Вид молебна указывается самостоятельно сверху на записке, или это напишет работник церковной лавки (смотря на то, как это принято в отдельно взятом приходе).

В церкви поминаются имена только крещеных людей в православной церкви, т.е. прошедших Таинство Крещения. Некрещеных людей следует поминать дома, но в церкви подавать за них записки нельзя.

Об упокоении

Православное учение о загробной жизни гласит, что после смерти каждая душа получает соответственную участь, которую заслужила во время земной жизни. За многие грехи человек может отправиться в ад, но всякую душу можно вымолить после смерти. Молиться об усопшем должны живые родственники и знакомые. Именно поэтому в церкви подаются записки об усопших.

Поминание усопших в церкви бывает нескольких видов:

На проскомидии поминание тоже бывает нескольких видов:

  • годовая;
  • сорокоуст;
  • обычная обедня.

Подавая записку в церковь об умерших родственниках, надо уточнить, какое именно поминание имеется в виду (панихида или проскомидия и т.д.). После смерти сразу обычно служится лития или панихида, на третий день уже можно служить отпевание (в некоторых случаях покойника можно отпевать сразу же).

Лития - это сокращенный вариант панихиды. Обычно на третий, девятый и сороковой день служится панихида или лития.

Образец записки о упокоении

Отпевание - это главная заупокойная служба, при которой священником читается молитва о разрешении души от тела (разрешительная молитва).

В церкви не разрешается поминать некрещеных усопших и самоубийц. За них нельзя подавать записки в церковь, но можно молиться за них дома. Это касается и умерших без крещения младенцев.

Также существуют особые дни для поминовения усопших, они называются «родительскими субботами». Таких дней в году несколько (Дмитриевская родительская суббота, Троицкая и т.д.). В этот день принято служить литии на кладбище и в церкви, а также подавать продукты для поминания.

Если неизвестно, был ли усопший крещен, и это невозможно выяснить, то лучше не подавать за него записки в церковь, а поминать дома.

Если покойник не был отпет, то прежде чем подавать за него записки, лучше заказать заочное отпевание.

Отличие простой и заказной записки

Простая записка обычно читается в народе во время ектеньи о живых и об усопших, она не попадает в алтарь. Заказная же обязательно читается в алтаре, при этом вынимается частичка на проскомидии за этого человека, имя которого указано.

Заказные записки бывают:

  • годовая;
  • сорокоуст;
  • обедня.

Обедня - записка читается один раз и один раз вынимается частичка. Сорокоуст - поминание бывает в течение сорока служб, годовая - имя поминается в течение года.

Как рисовать крест на записках

Обычно сверху на записках рисуется восьмиконечный крест, на некоторых бланках он уже имеется. На самом деле рисовать его совсем не обязательно.

О здравии + о упокоении:

Постовая… обычно это поминание принимается за умерших и только во время Великого поста. Дни Великого Поста — это время особой молитвы и время особого поминовения усопших. Особой формой молитвы за усопших является Постовая записка. Такие записки священники с читают на протяжении всего поста до Среды Страстной Седмицы.

Вечное поминание … В нашем храме не принимается этот вид поминовения. Вечное поминание — это поминание человека в течение того времени, пока стоит этот храм. Когда большевики разоряли старинные монастыри, храмы, они находили поминальные списки еще домонгольских времен. То есть человека в этом храме поминали многие столетия ежедневно.

Когда разрушенный храм восстанавливается, то, если это возможно, разыскиваются вечные поминания, и поминание опять начинает совершаться.

Один священник кафедрального Казанского собора Санкт-Петербурга, рассказывает: «Моим послушанием было как раз читать вечное поминание, которое, на счастье, было напечатано до революции типографским способом. Когда храм снова начал действовать, это поминание (оно было выпущено небольшим тиражом) взяли, отксерокопировали, переплели и ежедневно поминали. Среди многих имен (а там каллиграфически были выписаны имя, отчество, фамилия поминаемого) там встречались имена отца Иоанна Кронштадтского, блаженной Ксении, многих видных отечественных деятелей культы, искусства, аристократии».

Вечное поминание обычно совершается за значительное пожертвование храму или совершается вследствие особых заслуг человека перед этим храмом (монастырем). Автоматически включаются в вечное поминание храма и имена священнослужителей, трудившихся здесь.

Сегодня существует традиция «вечного поминания» — приобретение «кирпичиков» для строительства храма. Узнать более подробную информацию об этом можно в интернете.

Отдельно отметим: на всех церковных службах мы молимся только за крещеных православных христиан. Отлученных от Церкви, еретиков, раскольников, некрещеных, самоубийц мы в храме не поминаем. За таких людей молимся лишь дома.

В отдельных случаях церковное священноначалие или священник принимают особое решение.

Поминание усопших на панихиде Димитриевской субботы

А здесь – как раз поминание на Литургии, во время произнесения ектении. Какую-то небольшую часть записок читает вслух диакон, а остальные записки – священники в алтаре. Это делается для того, чтобы не затягивать службу. Если читать вслух все записки, то это растянется не менее, чем на полчаса.

Вечером прочитанные за день записки сжигаются. Также сжигаются и православные газеты, чтобы они не были осквернены неблагоговейным использованием.

Как часто следует подавать записки для поминания в Церкви?

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.

Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.

Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.

Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16).

Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.

За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг.

Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (189795) раз

Каждый христианин сталкивался с необходимостью подачи в церковь просьб о молитвенном поминовении близких ему людей. Это может быть связано с болезнью кого-то из близких, одержимостью дорогого человека какой-либо страстью, например, наркомании, пьянства, лудомании (одержимостью игровой зависимостью) и в прочих нуждах.

Передаваемые записки называют заказными требами, или кратко – заказными записками, так как христианин при подаче передает в церковь определенную, рекомендованную, сумму денег (пожертвование), но это не значит, что мы покупаем исцеление в церкви – деньги, переданные нами, являются нашей бескровной жертвой, которая по традиции используется на нужды церкви.

Фото с сайта palomnik-tour.ru

Каким образом происходит исцеление при подаче заказных записок

Механизм исцеления от болезней и страстей в Церкви кардинально отличается от «лечения» у целителей, использующих различные оккультные практики (экстрасенсорику, магию и проч.). Несмотря на то, что у оккультных целителей зачастую присутствует церковная атрибутика (свечи, иконы и др.), они, иногда сами того не подозревая, помощь получают от сил, противопоставивших себя Богу. По этой причине церковь не рекомендует пользоваться услугами таких «целителей». Опасность обращения заключается в том, что человек, хотя и может получить временное улучшение состояния, но губит свою душу, а болезнь обычно возвращается.

В церкви заказные требы, независимо от вида, подразумевают совместную молитву верующих о том человеке, чье имя указано в записке. Молитва эта, даже если служится молебен у иконы свт. Вонифатия об избавлении от страсти пьянства, обращена ко Господу, и исцеление даруется по нашим молитвам Богом. Молясь о здравии, церковь просит Бога исцелить человека не только телесно, но и духовно, избавив не от внешних проявлений болезни, а от ее духовных истоков, поэтому в случае, если исцеленный начинает самосовершенствоваться духовно, стараясь не допускать ошибок, совершенных ранее, то о своей болезни он уже никогда не вспоминает. Желание в дальнейшем следовать Христу можно назвать одним из основных условий исцеления.

Почему именно церковная молитва имеет большую благодатную силу

Известно много случаев исцелений от самых тяжких недугов, которые были дарованы по молитвам единственного человека, совершаемых келейно (дома). Однако если сравнить их с общим количеством исцелений, полученных по совместным молитвам в храмах и монастырях, то они будут единичны. Такое соотношение совершенно не означает, что Господь не слышит кого-то из нас, Бог всеведущ, но именно в храмах и монастырях мы можем приобщиться к совместной молитве. А о соборной молитве Господь говорил, что “…чего бы ни попросили, будет им…” (Мф. 18:19). Причем, здесь говорится, что даже двоих, согласившихся просить об одном деле, достаточно, а в храмах и монастырях на совместную молитву обычно собирается гораздо большее число верующих. А значит, с молящимися пребывает и Сам Бог. Такая молитва имеет особенную силу еще и по той причине, что возносится священником. Так, в 1-м послании Ап. Павла Тимофею, как непреложный долг служителя церкви, прописаны обязанности, подразумевающие совершение молитв, прошений, молений и благодарений за людей (1 Тим. 2:1). Ап. Иаковом в обращении к христианам говорится, что в болезнях необходимо обращаться к священнослужителям для того, чтобы они помолились над больным (Иак. 5: 14).

Виды заказных церковных записок (треб)

В храмах и монастырях, помимо записок на проскомидию (записок о поминовении), принимаются и заказные записки, которые призваны помочь верующим в их насущных нуждах (требах).

Отличие заказной записки от обычного церковного поминовения о здравии (записки, в которой перечисляется до 10 имен) заключается в том, что, кроме изъятия из просфоры частицы диаконом, гласно прочитываются имена поминаемых на ектенье, а позже они повторяются священником у святого престола. Подавая в церковь жертву на заказную обедню, христианин, который молится о своем ближнем, к своей молитве присовокупляет не только молитву священника, но и всех участвующих в богослужении. Написанные в записках имена произносятся во время общей молитвы сразу после чтения Евангелия. Диаконом во время ектений произносятся имена нуждающихся в особой молитвенной помощи, призывается благословение Божие, священником прихода о них читаются особые молитвы. Далее священником возносится молитва перед престолом Божиим и произносятся имена, указанные в записках. Таким образом, о тех, кто поминается в заказной обедне, молится вся церковь на протяжении всего богослужения. Однако поминовение не оканчивается и на этом. Поминаются имена из заказных записок и после окончания литургии. Так, на молебне о них возносится особая молитва. Поэтому традиционно заказавший заказную обедню должен находиться в церкви на протяжении всего богослужения, а также на молебне, проводящемся после окончания литургии.

Фото с сайта useknovensky-kharkov.church.ua

Исцеления, даруемые Господом по общей церковной молитве, неисчислимы. Каждый воцерковленный христианин сможет рассказать не один десяток историй о чудесных исцелениях даже очень больных людей, а иногда и об излечении тех, кого врачи признавали обреченными, сообщив при этом оставшееся количество времени жизни. О тяжелобольных, помимо заказной обедни, в православных традициях принято заказывать особые требы на длительное время. Одной из таких традиций является подача в храм, монастырь или в несколько монастырей сорокоустов о здравии (в том числе, дистанционно, через интернет).

Сорокоустами же называют моления, совершаемые Церковью на литургии, которые проводятся ежедневно на протяжении сорока дней. В храмах или монастырях, принимающих заказные обедни о здравии, на протяжении сорока дней производится вынимание за болящего частиц из просфоры. Сама традиция поминания на протяжении сорока дней имеет евангельское обоснование. Именно на сороковой день был вознесен Господь после своего Воскресения. Практически во всех храмах можно заказать поминовение и на другие сроки: месяц, полугодие, год. Некоторые монастыри и храмы принимают также записки на вечное поминовение. Оно означает, что молитвы за человека будут возноситься на протяжении всего времени, что будет существовать храм. В этом отношении у многих верующих возникает вопрос: а как же быть, если человек, который поминается в храме, закончил свой земной путь? Ответ достаточно прост: сообщить в храм или монастырь об этом. Если же такой возможности нет, то нужно помнить, что у Бога живы все, у Него, по словам Ап. Луки, нет мертвых (Лк.20:38).

Широкое распространение у верующих, имеющих нужду в чем-то, получили молебны. Они относятся к частному богослужению (требам), так как совершают их по нуждам верующих (или верующего). Молебном называют особое богослужение, на котором священник и нуждающийся обращаются совместно в молитве ко Господу, Богородице, святым, где просят о ниспослании милости или благословения в каком-либо деле, а также благодарят Бога за полученное. Традиция благодарственных молебнов основывается на словах Ап. Павла о необходимости благодарения Бога: «За все благодарите» (1 Фес.5:18). Совершаются молебны в храмах перед и после Литургии, а также после утренней и вечерней служб. Часто во время молебнов проводится и малое освящение воды, которая обладает уникальными целебными свойствами в случае благоговейного к ней отношения. Подавая записку на молебен, уточните, можно ли в вашем случае провести водосвятный молебен. Если можно, то дополнительно будет проведено малое освящение воды.

Кого нельзя писать в заказных записках

Заказные записки традиционно не подаются за явных отступников веры и самоубийц. Нужно помнить, что в случае обмана со стороны подающего поминовение будет вменено ему в сугубый (особый) грех. Об этом условии говорил и преп. Лев Оптинский. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также рекомендовал воздерживаться от подачи треб за сознательных богохульников, сектантов и еретиков.

Хотя в некоторых храмах сегодня можно подать заказную записку о католиках, такая практика сложилась далеко не везде. Так, в монастырях часто можно увидеть предупреждение о том, что этого делать нельзя. Преп. Иосиф Оптинский о католиках и протестантах, не принявших православие, говорил, что этого делать нельзя. Обосновывал это преподобный тем, что празднуя Торжество Православия, в 1-ю неделю Великого Поста, Святой Православной церковью изрекается анафема (отлучение от единения) еретиков и отступников, отошедших от Православия: латинян, римских католиков и протестантов. А может ли церковь одновременно анафематствовать еретиков и молиться за них? Поэтому в случае, если это необходимо, лучше уточнить детали заранее при подаче записки.

Похожие статьи

  • Большая энциклопедия опытов и экспериментов для детей

    «, и сегодня я хочу рассказать о книгах, которые помогают мне проводить интересные опыты вместе с моим сыном. Надо сказать, что сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество , и, по большому счету, для того чтобы начать...

  • Сравнительные размеры вселенной от протона до галактик

    Знаете ли вы о том, что наблюдаемая нами Вселенная имеет довольно определённые границы? Мы привыкли ассоциировать Вселенную с чем-то бесконечным и непостижимым. Однако современная наука на вопрос о «бесконечности» Вселенной предлагает...

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...