Ткаченко Т. А.Логопедическая тетрадь. Рекомендуемая литература по ффнр - батмановой ольги васильевны Фонематическое восприятие формирование и развитие ткаченко pdf


Индивидуальный альбом содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников в возрасте от трех до шести лет.

В ходе обследования предусмотрена наглядная фиксация результатов выполнения каждого задания. Альбом может служить средством, а также документом для речевой и психолого-педагогической диагностики дошкольников с проблемами в развитии.

Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша

Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания.

В ходе упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера.

Упражнения в книге разделены на 10 блоков. В каждом блоке упражнений автор выделяет 3 уровня сложности. Такой подход заметно повышает результативность занятий, так как позволяет взрослому объективно оценить речевые возможности ребенка и с их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания.

Звуки и знаки

Звуки и знаки. Гласные

Использование дошкольником зрительных символов (знаков):

— улучшает восприятие звуков речи;
— способствует нормализации произношения;
— обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
— совершенствует внимание и память;
— повышает готовность к чтению и письму.

Звуки и знаки. Легко произносимые согласные

К Легко произносимым согласным относятся звуки, которые обычно правильно произносятся малышами даже в возрасте 2-3 лет: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г, К, X. На материале именно этих звуков построены упражнения по подготовке к чтению и письму в предлагаемом пособии.

Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные

Третьей ступенью в этом процессе является — нахождение в словах трудно произносимых согласных звуков (III часть).

К ним относятся звуки, которые чаще других искажаются детьми: С, 3, Ц, Ш, Ж, Л, Р. Слова именно с этими звуками мы использовали в упражнениях, цель которых — развить навыки звукового анализа у детей. Без них грамотное чтение и письмо не возможны.

Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь

Пособие является частью «Учебно-методического комплекта «Обновление», в котором изложен авторский подход к коррекции различных проявлений общего недоразвития речи у дошкольников. Оно предназначено для совместной работы взрослого и ребенка. В «Логопедической тетради» дан занимательный и красочный материал коррекционно-развивающей направленности.

Адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям, занимающимся с детьми 4-6 лет. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.

Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск № 1

Пособие содержит 8 цветных сюжетных картин, по которым составлены рассказы, игровые упражнения, вопросы и задания.

Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе бесед, игры, упражнений расширять запас знаний и сведений, эффективно совершенствовать логическое и творческое мышление, фантазию, лексико-грамматические представления, а также связную речь ребенка.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям детей старшего дошкольного возраста.

Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск № 2

Пособие содержит 8 цветных сюжетных картин, по материалам каждой из которых автором составлены рассказы, игровые упражнения, вопросы и задания.

Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребёнка логическое и творческое мышление, запас знаний и сведений, фантазию, лексико-грамматические представления, а также связную речь. Пособие адресовано воспитателям, логопедам, гувернёрам и родителям дошкольников 5-ти —6-ти лет.

Использование картин с проблемным сюжетом усиливает мотивацию к занятиям, вызывает яркую эмоциональную реакцию, стимулирует творческое и логическое мышление, позволяет совершенствовать связную речь, способствует пополнению знаний и сведений, обеспечивает заинтересованное общение взрослого и ребёнка.

Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск № 3

Пособие содержит 8 цветных сюжетных картин, по материалам каждой из которых автором составлены рассказы, стихи, игровые упражнения, вопросы и задания.

Необычный, проблемный сюжет картин является стимулом, который позволяет в процессе беседы эффективно совершенствовать у ребёнка логическое и творческое мышление, запас знаний и сведений, фантазию, лексико-грамматические представления, а также связную речь.

Пособие адресовано воспитателям, логопедам и родителям дошкольников 5-6 лет.

Комплексное обследование дошкольников 3-6 лет

Индивидуальная тетрадь содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников в возрасте от трех до шести лет. В ходе обследования предусмотрена наглядная фиксация результатов выполнения каждого задания. Альбом может служить средством, а также документом для речевой и психолого-педагогической диагностики дошкольников с проблемами в развитии.

Пособие адресовано воспитателям, методистам, членам медико-педагогических комиссий, логопедам и родителям детей дошкольного возраста.

Цветные иллюстрации В.В. Соколова, Н.Р. Синева, В.А. Цепилова, Р.Л. Щербина, В.А. Торопова, П.А. Пименова.

Логические упражнения для развития речи

В книге собраны игровые упражнения, которые эффективно совершенствуют логическое мышление и речь старших дошкольников.

Адресовано психологам, логопедам, воспитателям, родителям.

Логопедическая энциклопедия

«Логопедическая энциклопедия: Уникальная авторская методика; Более 1000 стихов и рассказов; Универсальное "Картинное лото" и др».

В книге представлена оригинальная и эффективная система из 500 игровых упражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников и младших школьников. Задания предусматривают плавное нарастание сложности упражнений, прочность произносительных навыков, доступность, занимательность и высокую эффективность обучения.

В книге предлагаются уже готовые формулировки к заданиям, с которыми взрослый обращается к детям.

Последовательно изложенный методический, текстовой и наглядный материалы позволят взрослым стойко закрепить у ребенка правильное произношение наиболее часто искажаемых звуков речи, а также улучшить внимание, память, воображение, логику, пополнить запас его знаний.

Книга адресована родителям, логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

Логопедическое лото в картинках

Повышает интерес к знаниям, формирует логическое мышление, обеспечивает стойкость речевых навыков.

Лото в картинках является универсальным материалом для логопедических занятий и поможет обеспечить стойкость речевых навыков, улучшить произношение и предупредить типичные ошибки чтения и письма.

Материал для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста,который может быть использован как в логопедических группах, так и в общеразвивающих группах детских садов.Очень полезен для дальнейшего обучения грамоте,является фундаментальным для коррекции слоговой структуры у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материал состоит из теории и приложения - альбом "Фонематического восприятие(формированте и развитие)"Т.А.Ткаченко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №18 детский сад «Ласточка» комбинированного вида Елабужского муниципального района

Выступление на тему:

Развитие фонематического восприятия у детей

дошкольного возраста.

Место проведения : семинар для воспитателей средних общеразвивающих групп, логопедов дошкольных образовательных

учреждений города Елабуга на тему: «Актуальные проблемы речевого развития дошкольника»

Дата проведения : 19.12.2013г.

Провела : учитель-логопед Жилина А.А.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и, казалось бы, нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматически правильной речью, тормозит развитие связной речи. Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Дети путают фонемы близкие по звучанию при их звуковом воспроизведении и буквенной заменой. В дальнейшем несформированность фонематического слуха проявляется при изучении иностранного языка в средней школе: дети трудно воспринимают иностранные слова на слух, неправильно их произносят. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие, о котором так много говорят и пишут в последнее время?

Фонематическое восприятие- специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова(фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию)

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом , что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Практикой доказано, что правильное произношение звуков родного языка в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Так, например, ребенок пяти лет, чисто произнося все звуки речи, при проверке фонематического восприятия (повтор близких по звучанию слов: бак – бок – бык, миска – мишка – мышка, слоговых рядов: па-ба-па, ша-жа-ша, слов со сложной слоговой структурой: велосипедист, мотоциклист, транспорт, фотографироваться, выполнил эти задания с многочисленными ошибками.

Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине произношения формирование фонематического восприятия ребенка запоздало и не соответствует возрастной норме. Проявляется ли такое отставание в произношении? Безусловно, да. Но только в фонетически более сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях ребенка. Например, при произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно-близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль, столяр, и т.д. Сможет ли ребенок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать? Конечно, нет.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия проводится в определенной последовательности, их можно разделить условно на 6 этапов. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1 этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и памяти(без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №1-5)

2 этап-различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №6-10)

3 этап- различение слов, близких по звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова(рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста. (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №11-23)

4 этап-дифференциация слогов.

На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза, то есть их произношение не вызывает затруднений у детей 5 лет(см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №24-31)

5 этап- дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков А,У,И. Согласные звуки должны произноситься кратко(не в коем случае не БЭ,МЭ,ЭР, а Б,М,Р) (см.приложение- «Фонематическое восприятие» Т.А.Ткаченко (логопедическая тетрадь), упражнения №32-34)

6 этап-развитие навыков элементарного звукового анализа .

На этом заключительном этапе по формированию фонематического восприятия дети знакомятся и практикуются в слоговых и звуковых анализах слов, что является основой для обучения чтению и навыкам письма. Знакомятся со следующими понятиями и их обозначениями: речевые звуки делятся на гласные и согласные; согласные, в свою очередь, бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими; слова состоят из слогов, а слоги из букв;буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки- слышим и произносим.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Похожие статьи

  • Что такое чувство времени?

    Организм человека очень многое унаследовал от своих далёких предков, которые вели дикий образ жизни. Их среда обитания ограничивалась пещерой и прилегающей территорией, на которой водились самые разнообразные виды животных. Древние люди...

  • Большая энциклопедия опытов и экспериментов для детей

    «, и сегодня я хочу рассказать о книгах, которые помогают мне проводить интересные опыты вместе с моим сыном. Надо сказать, что сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество , и, по большому счету, для того чтобы начать...

  • Сравнительные размеры вселенной от протона до галактик

    Знаете ли вы о том, что наблюдаемая нами Вселенная имеет довольно определённые границы? Мы привыкли ассоциировать Вселенную с чем-то бесконечным и непостижимым. Однако современная наука на вопрос о «бесконечности» Вселенной предлагает...

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...