Теория познания платона. Биография платона Платон жил в эпоху

Античность – период в человеческой истории, наполненный реформами и открытиями, которые серьезно повлияли на дальнейшее развитие человечества. Знания, полученные в те годы, стали прочным фундаментом для развития науки и техники, а античная культура стала плодородной основой для формирования культуры европейской.

Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Базовые принципы философии, как и других наук, также были сформулированы в период античности. , Архит, Платон… Эти люди - выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые и философы своего времени. Все они внесли свою лепту в развитие философии, а по поводу Платона британский логик и математик Альфред Уайтхед даже выразился, что вся европейская философия, по сути, примечание к произведениям древнего грека.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето - Аполлона.


О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако, есть и другой вариант. Согласно ему, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» - в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул позднеантичный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа был потомком царя Аттики Кодра, а мать – афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди – Критий и Хармид, они оба являлись членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.


Дети получили классическое мусическое образование – так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названо в честь муз). Учителем Платона в то время был философ-досократник Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время обучения лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее философ участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения были широко распространены трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом (под руководством Афин) и Пелопонесским (под руководством Спарты).


Аристон был политическим деятелем, пытающимся наладить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но у самого Платона были совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

Однажды, в 408 году до нашей эры, юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.


В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После смерти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.


После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ .


В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона - правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона - «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

Смерть

После убийства Диона Сиракузского, в 354 году до нашей эры, Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца своих дней. В последние дни жизни Платон начал работу над новой книгой – «О благе как таковом». Основа труда уже была сформирована, Платон делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу было не суждено.


На свой день рождения в году 348 (или 347) до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам – от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова:

«Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».

В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). Как персонаж философ появился в кино: «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодня художественный фильм, в котором фигурирует Платон, - «Смерть Сократа».

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно истинно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.


С Платоном часто спорил киник из Синопа (тот, что жил в бочке, и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал, что человек – это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «…с плоскими (широкими) когтями».

Платон - противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Свое мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами выразил в произведениях. Отсюда и берет начало термин «платоническая любовь».

Чтобы собирать учеников на занятия, Платон на основе водяных часов соорудил приспособление, подающее сигнал в заданное время. Так появился первый будильник.

Цитаты

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное - это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».

Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. в аристократической семье. Сначала он учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие.

Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Признаки влияния пифагорейцев прослеживаются и в последних произведениях Платона.

Затем Платон переехал в Сицилию, в Сиракузы, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона.

Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Влияние философии Востока на Академию еще больше усилилось с приходом Евдоха, астронома, побывавшего в различных районах Востока. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это.

Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников , и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности , что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с , и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет .

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога . Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма , поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа . Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга. С учетом этих предварительных замечаний проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум . Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли...”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее. “Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода”. У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа , которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую “мировую душу” можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”.

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума. Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о диалектике Платон выразил в диалогах “Парменид” и “Софист”. Если в целом резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что диалектика у него рассматривается как основная наука, так как с ее помощью определяется сущность всех других наук. Достигается это благодаря тому, что диалектика выступает и как наука, и как метод. В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: “Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе , которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое , а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

Великий древнегреческий философ Платон (428–348 до Р. X.) был гениальнейшим из учеников другого крупнейшего эллинского мудреца – . Основа философии Платона – учение об идеях – имело источником сократовский призыв к истинному познаванию понятий, которые не субъективны (как утверждали модные современники Сократа и Платона – софисты), а составляют самостоятельный бестелесный мир, существующий вне мира чувственного. Платон полагал, что только в мире идей и заключается действительная истина.

Великий греческий философ Платон

Сын знатных афинских граждан Аристона и Периктионы, Платон вёл происхождение от легендарного аттического царя Кодра. Многие из родственников матери Платона были видными политиками. Его дядя, Хармид, участвовал в знаменитом аристократическом правительстве «тридцати тиранов». День рождения Платона – 7-го фаргелиона (21 мая) – приходился на число, которое древние греки праздновали как день рождения бога Аполлона . Многие почитатели философа считали его воплощением этого божества. В Элладе рассказывали легенды о том, что чрезвычайное красноречие Платона было дано ему в младенчестве музами , которые послали пчёл положить на уста ребёнка чудесный мёд.

Похожие статьи