Сюжетные линии. Две сюжетные линии Какова сюжетная линия онегина и ленского

РАЗДЕЛ 5 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ЖУРНАЛИСТИКА

О.В. Барский Омская гуманитарная академия

В статье идет речь о некоторых композиционных особенностях романа в стихах «Евгний Онегин». Задействованные здесь Пушкиным монтажные приемы выполняют особую функцию: они являются средством смысловой организации произведения, сообщения ему дополнительного тематического содержания. На первый план выходит сюжетная линия автора, его непростые личные отношения с героем романа.

Ключевые слова: композиция, мотив, сюжетная линия, образ автора, смысловая организация.

Ю.Н. Чумаков отмечает в «Евгении Онегине» «соединение в целостном авторском образе творца романа, рассказчика и персонажа, а также незаметность перехода этих обликов от одного к другому» . Такое разделение целесообразно, но, по крайней мере, в первой главе творец романа делает переходы от рассказчика к персонажу довольно заметными, и в этом видится композиционный прием, актуализирующий особую тематическую линию романа.

Но, и не успев застать дядю живым, Онегин становится обладателем огромного наследства. Значит, оно не зависело от скорости приезда Евгения и проявлений милосердия. Мы вполне можем предположить, что племянник любит дядю и искренне желает застать его живым, а циничные высказывания - дань модному скептицизму.

Авторская позиция заметно меняется в сцене посещения Онегиным театра. Автор здесь еще не выступает открыто в качестве персонажа, однако он уже и не прежний отстраненный повествователь, нам открываются его мир, сфера, в которой он сведущ, которая является источником его эстетического удовольствия, будит в нем приятные воспоминания и наводит на грустные размышления. По мере описания эта сфера приобретает все более осязаемые черты, и в конце лирического отступления автор - свидетель конкретного балетного представления с участием Истоминой. Происходит пересечение мира автора и мира Онегина. Мы не знаем, какого рода это пересечение: имеются в виду разные спектакли либо один, который автор представляет в воображении вместе с Онегиным, либо они оба присутствуют на одном спектакле. Ситуация выстроена так, чтобы предполагать все три возможности. Но если первые две имеют отношение только к творческому процессу, то третья открывает сюжетную перспективу - встречу автора и героя. Семантика данной ситуации, безусловно, включает в себя такое допущение. В его пользу говорит параллелизм мотивных комплексов автора и героя: оба театральные завсегдатаи и театральные эрудиты, оба обожают актрис, оба ожидают перемен на сцене, у обоих эти перемены связаны с охлаждением интереса к театру. Однако если для автора последнее - нежелательная вероятность, то для Онегина - свершившийся факт:

«.. .Всех пора на смену. Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел» .

К этим словам автор делает примечание: «Черта охлажденного чувства, достойная Чальд-Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной. Один из наших романтических писателей находил в них гораздо более поэзии, нежели во всей французской литературе» . С одной стороны, здесь можно увидеть стремление автора противопоставить себя герою, с другой - констатацию двух противоположных позиций, одна из которых со временем может перелиться в другую. Обе позиции согласуются с содержанием «балетного» эпизода. В нем автор и герой как бы примериваются друг к другу, происходит встреча их в чем-то схожих, в чем-то различных взглядов на балет, словно предвещающая будущее знакомство, обсуждения, споры, а может быть, и конфликт. Другими словами, композиционные связи внутри «балетного» эпизода дают повод увидеть в нем завязку сюжетных отношений между автором и Онегиным.

В следующем эпизоде (описание онегинского кабинета) автор возвращается к прежней объективной повествовательной манере и выдерживает ее до рассказа о дружбе с героем. Здесь тон его меняется на страстный, мечтательный, восторженный. Автор с Онегиным имеют общую точку зрения на некоторые предметы, в чем-то схожий жизненный опыт, но и некоторые различия, возможно, обусловливавшие внутреннюю динамику их отношений («Я был озлоблен, он угрюм» , «Сперва Онегина язык / Меня смущал» ). О разногласиях друзей ничего не говорится, однако текст построен так, что мы можем предполагать обострение отношений, и даже ссору.

После описания упоительных ночных прогулок («Дыханьем ночи благосклонной / Безмолвно упивались мы» ) следует строфа, в начале которой Онегин изображен переживающим едва ли не противоположное состояние:

С душою, полной сожалений,

И опершися на гранит,

Стоял задумчиво Евгений. .

Не произошло ли что-то во время этой прогулки? Обрывается эпизод разлукой друзей, о причине которой приходится строить догадки:

Онегин был готов со мною Увидеть чуждые страны; Но скоро были мы судьбою На долгий срок разведены. Отец его тогда скончался. Перед Онегиным собрался Заимодавцев жадный полк. У каждого свой ум и толк: Евгений, тяжбы ненавидя, Довольный жребием своим, Наследство предоставил им, Большой потери в том не видя Иль предузнав издалека Кончину дяди-старика .

Легко прояснить причину расставания, если вспомнить намек автора на свою южную ссылку и указание в примечаниях, что первая глава писалась в Одессе и Бессарабии. Наследственные дела Евгения начались, видимо, в то же время или немного позже. Однако автор почему-то пренебрег легко достижимой ясностью этой мотивировки и построил повествование так, чтобы разлука друзей выглядела обусловленной смертью отца, а затем и дяди Онегина. Евгений якобы был сначала занят похоронами и устройством дел, а потом уехал в деревню. Такую логику диктует наречие «тогда», связывающее тему расставания с темой онегинских наследств. Но текст же ставит ее под сомнение. Во-первых, Онегин не занимался наследством отца. Во-вторых, мы не знаем, сколько времени разделяло кончины отца и дяди; в тексте не говорится, что этот срок был небольшим; более того, «предузнав издалека» может означать, что времени прошло немало. Можно отсюда заключить, что смерти онегинских родственников не являлись причиной разлуки, а сопутствовали разным ее этапам. Зачем тогда нужно было направлять логику читателя в это сомнительное русло? Возможно, чтобы зародить мысль о конфликте между друзьями, из-за которого еще не покинувший Петербург автор прекратил отношения с Онегиным. Так или иначе, причина расставания автора и героя нарочито затемнена. Возникает сюжетная тайна, разгадку которой предполагается найти в дальнейшем действии. Эта неясность дает понять, что линия отношений автора и героя будет продолжена. Причем обозначены два направления, в которых она может развиваться: с одной стороны, ожидание отложенной на «долгий срок» встречи, с другой - прослеживание дальнейшего после расставания пути Онегина. Второе задается наречием «тогда», перебрасывающим тему разлуки к ситуации смерти отца Онегина, затем к смерти его дяди и переезду в деревню. Мы не находим ответа на вопрос о причине расставания ни в этом, ни в последующих эпизодах, но тема как бы невзначай оказывается вплетена в «деревенские» приключения Онегина и то и дело напоминает о себе некоторыми относящимися к ней мотивами.

Описание прибытия Онегина в деревню вновь выдержано в бесстрастной иронической манере. Ее сменяет еще одно противопоставление автора и героя: неприятие последним деревенской жизни дает повод первому принципиально отделить себя от второго - «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной» - и буквально пропеть гимн сельским красотам. Это акцентирование разности после сообщения о разлуке вновь рождает подозрение, что она была вызвана конфликтом. Перейдя к теме поэтического творчества, автор высказывается о своем молчании, связанном с любовными переживаниями («Но я, любя, был глуп и нем» ), об утихающем «следе бури» и все большей сосредоточенности на

писательском труде. Можно отсюда предположить, что конфликт, если он имел место, был связан с женщиной, из-за чего, возможно, обстоятельства его и не конкретизированы.

Итак, светско-ироничная, отстраненная, бесстрастная, объективная манера изложения автора-повествователя несколько раз прерывается фрагментами, в которых мы слышим голос экспрессивного, полного мечтаний, планов, радостных и печальных воспоминаний автора-персонажа. Второй явно выделяется на фоне первого, контрастирует с ним, вынуждая искать причину этого различия. Оно, очевидно, обусловлено временем, прошедшим от периода описываемых событий до начала работы над романом. Недаром изменение отношения автора к некоторым сторонам жизни (в первую очередь, к женщинам) в первой главе неоднократно подчеркивается. Возникает вопрос, что могло повлиять на это изменение? Что произошло за это время? Автор-персонаж оказывается заряжен некоторой сюжетной интенцией, предполагающей переход к состоянию, в котором пребывает автор-рассказчик. Конечно, можно все свести к таким «естественным» причинам, как приобретение жизненного опыта, утрата иллюзий, усталость и т.п. Однако текст дает основания и для более конкретной мотивировки перемен, произошедших с автором-персонажем.

В первой главе романа сюжетная интенциональность реализуется, как мы видели, в рамках отношений с главным героем. Рассказ об этих отношениях актуализирует, с одной стороны, мотив разногласия между персонажами, с другой - мотив их согласия. Напряжение, создаваемое двумя данными мотивами, обозначено в «балетном» эпизоде, оно же составляет внутреннюю коллизию их дружбы. Однако о разрешении коллизии в первой главе ничего не говорится, поэтому линия Онегина и автора остается не завершена, а ее главной интригой становится результат данной коллизии. Эта интрига и заброшена в будущее - к окончанию «долгого срока» разлуки друзей, и спроецирована в основное сюжетное действие романа.

Сосредоточимся на моменте, когда должна состояться встреча автора и героя, - заключительной главе «Отрывки из путешествия Онегина». Первую главу связывает с ней ряд структурных соответствий, композиционно уравновешивающих начало и конец романа. В частности, не раз обращалось внимание на перекличку дня Онегина, описание которого дается в первой главе, и дня автора, изображенного в дополнительной главе. Причем «балетному» эпизоду, где возникает предпосылка встречи автора и героя, соответствует оперное представление с балетными танцами, которое посещает автор в конце своего одесского дня. Семантику этой и других параллелей помогают прояснить особенности композиции «Отрывков».

На первый план в данной главе выходит именно композиционное задание. Для нее, как и для всего романа, характерны «композиционная монтажность и постоянные переключения из плана в план на всех уровнях» , однако здесь, в отличие от других глав, не происходит сюжетно значимых событий. Знаменательно, что тема композиции является главной в прозаическом вступлении к «Отрывкам». В нем обсуждается вопрос, почему данный фрагмент романа расположен не перед последней главой (что соответствовало бы хронологии событий), а был опубликован отдельно. Автор подчеркивает субъективность своего выбора, сделанного, согласно его заявлению, «по причинам, важным для него, а не для публики» . Однако автор является персонажем романа, следовательно, все его действия обусловлены сюжетной функцией. В данном случае речь, в сущности, идет о том, что композиционные решения автора продиктованы личными мотивами, которые он ставит выше ясной сю-жетно-событийной логики и интересов читателей. Таким образом, уже сама по себе композиционная доминанта в художественной организации «Отрывков» указывает на центральную роль в них образа автора, актуализирует его сюжетную линию.

Композиционно «Отрывки» делятся на две почти равные части: «онегинскую» и «авторскую». В первой изображается движение Онегина от Нижнего Новгорода на Кавказ. В эту часть вставлено лирическое отступление автора, в котором он вспоминает свои былые поэтические восторги, какие-то тайные страсти, «безыменные страданья», но тут же заявляет о новых «прозаических» идеалах («Иные нужны мне картины.» ).

В «авторской» части, как пишет Ю.Н. Чумаков, «возникает картина вольнолюбивой и кипучей молодости, чуждой рефлектирующего скептицизма» . То есть мы слышим голос автора до перемены, упомянутой им в «онегинской» части. Причем оптимистический, жизнеутверждающий стиль «одесского» фрагмента не содержит признаков будущего кризиса, наоборот - он открывает широкую мировоззренческую и творческую перспективу. В.М. Маркович заметил, что стиль «одесских» строф резко выделяется на фоне всего романа. Здесь действует «закон гармонического объединения традиционно противопоставлявшихся стилистических систем» . Более того, «оказываются возможными гармонизирующие отношения между материалом и стилем, и отношения эти указывают на возможность реальной гармонии между творческой личностью и миром» . В мире, созданном в «одесских» строфах, «Запад без противоречия совмещается с Востоком, шумная городская жизнь не мешает прямому соприкосновению с природой (здесь "солнце южное", здесь "море"), деловая активность соседствует с беспечной праздностью, а колоритный местный быт уживается с интернациональной художественной культурой <...> Чем дальше, тем отчетливее прорисовываются черты идеального топоса, а еще глубже - черты гармонической модели мира» . Этот духовный прорыв «из теснин и противоречий ложной цивилизации в безграничность мирового пространства, к высшей гармонии» является, по мнению В.М. Марковича, логическим завершением темы побега, заявленной в сюжетной линии автора еще в первой главе.

Однако можно взглянуть на соотношение «одесских» строф и романа по-другому. «Одесский» фрагмент, как неоднократно указывали исследователи, создает кольцевую композицию романа - автор изображен здесь в тот период своей жизни, когда он приступил к работе над «Евгением Онегиным». О чем свидетельствует примечание к первой главе: «Писано в Одессе» . Заметим, что оно относится к той части главы, в которой говорится о дружбе автора с героем. К этому примечанию отсылают и заключительные слова романа: «Итак, я жил тогда в Одессе.» . Они обращены, с одной стороны, к первому стиху «одесского» фрагмента «Я жил тогда в Одессе пыльной...» и как бы подытоживают «авторскую» часть «Отрывков», а с другой - к будущему произведению, становятся его зачином. Последний стих, как пишет Ю.Н. Чумаков, «дает пищу воображению читателя за пределами текста и в то же время как бы снова начинает только что оконченный роман, первые главы которого писались именно в Одессе» .

Если учесть, что устремленные к «высшей гармонии» «одесские» строфы предшествуют моменту начала работы над первой главой, где «рефлектирующий скептицизм» проявляется на каждом шагу и где вместо гармонии мы видим «разделенность и полярность двух стилей», выражающую «разделенность и полярность двух сфер самой жизни» , то напрашивается предположение, что «приобщение авторского "я" к мировой гармонии» - состояние, не обретенное, а утерянное автором, пишущим эти строки. Между финальной сценой «Отрывков» и рассказом о жизни главного героя произошло событие, в результате которого гармония разрушилась.

Вероятно, этим событием стала встреча автора с Онегиным, предвещавшаяся еще в первой главе романа. О том, что она все-таки состоялась, мы можем судить по некоторым композиционным особенностям «Отрывков». Сам переход от поступательного движения по различным районам Кавказа, наблюдающегося в «онегинской» части, к описанию одного места в «авторской» части рождает ощущение, что это место является конечным пунктом путешествия героя. Различие между прежним и нынешним мироощущением автора, объявленное в лирическом отступлении, также предполагает какое-то событие, произошедшее после «одесской» части и ставшее причиной перемены. Естественно предположить, что ее виновником является составляющий контраст жизнерадостному автору герой предыдущей части - Онегин.

В пользу такого предположения говорит и ситуационная «рифма» финалов «онегинской» и «авторской» частей. В сцене посещения Онегиным Бахчисарайского фонтана, завершающей первую, звучит последнее упоминание главного героя в тексте романа:

Зарему я воображал Средь пышных, опустелых зал. Спустя три года, вслед за мною, Скитаясь в той же стороне, Онегин вспомнил обо мне .

В этих строках, как и в последних «одесских» строфах речь идет об опустевших просторных залах: в первом случае это - Бахчисарайский дворец, опустошенный историей, во втором - театр, в котором только что закончилось представление. В обоих случаях последний стих оказывается явно обращен в прошлое и неявно в будущее. «Вспомнил обо мне» может означать не только «вспомнил нашу дружбу» или «вспомнил мою поэму», но и «захотел со мной встретиться», или даже «решил со мной расплатиться». В обоих случаях один из смысловых векторов последнего стиха связан с литературным произведением автора: «Итак я жил тогда в Одессе.» отсылает к началу работы над «Евгением Онегиным»; «Онегин вспомнил обо мне» в одном из значений - к поэме «Бахчисарайский фонтан», композиционную семантику которой, заметим, определяет конфликт между рассказчиком и героем .

Сходство ситуаций, в которых изображены герои, - это их встреча на структурном уровне, как бы предвещающая встречу в романной действительности. Аналогичное предвестие мы видели в «балетном» эпизоде первой главы. Последний рядом пунктов связан с «Отрывками». Оба фрагмента делятся на «авторскую» и «онегинскую» части, однако последовательность их разная. В начале обоих фрагментов упоминается Катенин: в «балетном» эпизоде он предстает как «возродитель величавого гения» классициста Корнеля; в прозаическом вступлении «Отрывков» Катенин изображен как приверженец ясной классической композиции. В обоих фрагментах автор предается приятным воспоминаниям: в «балетном» эпизоде -о своих прежних театральных восторгах, в «Отрывках» - о прежних романтических идеалах. В сюжетной основе обоих фрагментов лежит мотив перемен: в «балетном» эпизоде перемены касаются, в первую очередь, театра; в «Отрывках» имеется в виду перемена, произошедшая с автором. В обоих фрагментах композиционными средствами обозначен мотив встречи автора и героя.

Теперь нам становится больше понятен повествовательный перелом, происходящий в «балетном» эпизоде первой главы. Дойдя до него, автор, вероятно, припоминает встречу с Онегиным после того самого театрального представления, о котором рассказывается в последних строфах «Отрывков». Это позволяет ему более живо представить петербургские события почти четырехлетней давности, ощутить себя находящимся на одном спектакле с Онегиным (либо вспомнить одновременное с ним присутствие в театре), придать изображаемому предчувствие близкой встречи. Различие между автором-повествователем и автором-персонажем, а также динамика отношений автора и Онегина в первой главе, по всей видимости, тоже обусловлены этой встречей, точнее, тем, что на ней или после нее произошло. Что именно произошло, мы так и не знаем, но отголоски какой-то драмы «пробрезживают» в описании дружбы автора с героем, а затем и в деревенской истории.

Итак, проанализированные нами эпизоды с участием автора охвачены системой композиционных отношений, семантизация которых актуализирует сюжетную линию, развивающуюся от начала до конца романа. Фигуранты этой линии - автор и Онегин, причем автор выступает в двух ипостасях: автор-повествователь и автор-персонаж. Различие двух этих авторских состояний мотивировано каким-то событием, в котором участвовали автор и герой и которое произошло в Одессе во время или после их встречи. Результатом данного события

становится начало работы над романом. Сюжетная линия автора проходит через традиционные этапы - завязку (предвестие знакомства автора и Онегина в «балетном» эпизоде), развитие (период дружбы в Петербурге), кульминацию (одесская встреча) и развязку (начало работы над романом). Кульминационное событие остается не проясненным (возможно, в нем участвовала женщина), однако все последующее повествование, включая рассказ о деревенских событиях, в контексте данной сюжетной линии предстает как следствие одесской встречи, вытекает из нее, несет в себе ее отголоски, черты, более того - имеет целью ее осмыслить.

Библиографический список

1. Чумаков, Ю.Н. Пушкин. Тютчев: Опыт имманентных рассмотрений / Ю.Н. Чумаков. - М. : Языки славянской культуры, 2008. - 416 с.

2. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: в 17 т. / А.С. Пушкин. - М. : Воскресенье, 1994. - Т. 6. -

3. Маркович, В.М. О значении «одесских» строф в «Евгении Онегине» / В.М. Маркович // Пушкин и другие. - Новгород: НовГУ, 1997. - С. 80-92.

4. Барский, О.В. Семантика композиции в поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» / О.В. Барский // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2012. - № 1(9) - С. 90-96.

Рецензент - Е.С. Савельева, кандидат филологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

Тема романа «Евгений Онегин» (1831) - изображение русской жизни первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 9), потому что Пушкин в своём романе «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества» (там же). Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.

Сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, «предмет любви» Ленского. Причём сама сцена первой встречи главных героев в романе не описывается: о ней, возвращаясь из гостей домой, рассуждают Онегин и Ленский. Из их разговора понятно впечатление, которое Татьяна произвела на заглавного героя. Из двух сестёр он выделил именно Татьяну, отметив необычность её внешнего облика и заурядность Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она... (3, V)

Татьяна же с первого взгляда влюбилась в Онегина, в чем призналась в своём письме:

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! (3, XXXI)

Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в «вихре» светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошёлся с ней благородно, и оценила этот поступок:

Но вас
Я не виню; в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (8, ХLIII)

Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.

Помимо главной сюжетной линии — истории любви Онегина и Татьяны — Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию — историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся, так как Ленский

С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. (2, XIII)

Сюжетная схема истории дружбы может быть выстроена так: кульминация — поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка —дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, «содрогнуться» (6, XXXV).

В романе присутствует ещё одна побочная сюжетная линия — история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно:

Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав... (2, XXXI)

Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.

Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна.

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны? Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа — изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь.

Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше

Шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался... (8, ХLVIII)

Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет:

И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда. (8, ХLVIII)

За такой финал современники часто упрекали автора и считали недостатком отсутствие определённой развязки. На эту критику Пушкин ответил в шутливом отрывке «В мои осенние досуги...» (1835):

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча прерывать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить...

Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же даёт такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?

Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу «зеркального отражения» (Г.А.Гуковский), но и его отношения с друзьями. У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчёмную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьёзное занятие. С таким конном романа без конца вполне согласился В.Г.Белинский, который задаётся вопросом: «Что стало с Онегиным потом?». И сам отвечает: «Не знаем, да и что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 8).

Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. История любви Ленского и Ольги даёт возможность автору сравнить главных героев с второстепенными. Татьяна умеет любить «не шутя» (3, XXV), а Ольга быстро утешилась после смерти Ленского и вышла замуж за улана. Разочарованный Онегин изображается рядом с мечтательным, влюблённым Ленским, который ещё не охладел к жизни.

Все три сюжетные линии удачно переплетаются: кульминация-развязка в истории дружбы (дуэль) становится одновременно и развязкой в истории любви молодого поэта и Ольги. Таким образом, в трёх сюжетных линиях присутствуют только две завязки (в основной и в истории дружбы), три кульминации (две в основной и одна (бал) для двух побочных) и одна развязка (совпадает в побочных сюжетных линиях).

Четвёртой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Эти эпизоды ещё более усложняют композицию, но не слишком затягивают действие романа. Особо следует отметить, что лирические отступления являются важнейшей составной частью произведения, потому что именно благодаря им в романе создаётся широчайшая картина русской жизни указанного исторического периода и складывается образ автора, третьего главного героя романа.

Подводя итог, отметим, что роман «Евгений Онегин» в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, «лишнего человека»). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, «зеркальное отражение»-повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился «свободный роман» (8, L), в котором мастерски переплетаются несколько сюжетных линий и присутствуют отступления различного типа (вставные эпизоды, более или менее тесно связанные с сюжетом; шутливые и серьёзные рассуждения автора обо всём на свете).

Построение «Евгения Онегина» нельзя назвать логически безупречным. Это касается не только отсутствия формальной развязки в романе. Строго говоря, между событиями, описанными в седьмой и восьмой главах, должно пройти несколько лет, пока Татьяна превратится из провинциальной барышни в светскую даму. Первоначально Пушкин решил заполнить эти несколько лет путешествиями Онегина по России (глава «Путешествие Онегина»), но позже поместил их в приложение к роману, в результате чего логика сюжета оказалась нарушенной. На этот формальный недостаток автору указывали и друзья, и критики, однако Пушкин пренебрёг этими замечаниями:

Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу. (1, LX)

Автор очень точно назвал своё произведение «собранье пёстрых глав» (вступление): в нём отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.


Пушкин нашел новый тип проблемного героя - "героя времени". Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, характер, взаимоот­ношения с людьми определяют совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг "вечных", общече­ловеческих проблей» с которыми он сталкивается. Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В подробной предысто­рии (глава первая) Пушкин отметил основные социальные факторы, обу­словившие его характер. Это принадлежность к высшему слою дворянст­ва, обычные для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт "однообразной и пестрой" жизни в течение восьми лет. Жизнь "сво­бодного" дворянина, не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, - укладывается в один утомительно длинный день. Онегин в ранней юности - "забав и рос­коши дитя", "добрый малый, / Как вы да я, как целый свет". На этом этапе своей жизни Онегин - человек по-своему оригинальный, остроумный, "ученый малый", но все же вполне обычный, покорно следующий за свет­ской "чинною толпой").

В чем же отличие Онегина от других, ему подобных?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии. Уже в первой главе мы видим переломный момент в его судьбе: он смог отка­заться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пус­того "обряда жизни". Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная лич­ность. Социальное чутье подсказало поэту, что не жизнь "на старый обра­зец", а именно способность свергнуть "бремя" ее условий, "отстать от суе­ты" - главный признак современного человека.

Вспомним затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй - шестой главах - только ли это "причуда", вызванная сугубо индивидуальными причинами: скукой, "русской хандрой", разочарованием в "науке страсти нежной"?

Это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что онегинская "неподражательная странность" - своеобразный протест против социаль­ных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные цен­ности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, пытается писать, общается с немногими близкими по духу людьми (среди них - Автор и Ленский). В деревне он даже попытался "порядок новый учредить", заменив барщину "оброком легким".

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он сумел увидеть во "влюбленной деве" подлин­ные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Нельзя упрекать героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны, - сердцу, как известно, не прикажешь. Но дело в том, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. Еще в первой главе Автор отметил в Онегине «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудочный человек. Эта душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него "наукой стра­сти нежной" или "домашним кругом", ограничивающим свободу человека.

Испытания дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: "Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь". И на именинах Татьяны, и перед дуэлью Онегин показал себя "мячиком предрассужде­ний", глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах - обычная "светская злость", а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия "старого дуэлиста" Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин не заметил, как стал пленников своего старого кумира - "общественного мненья". После убийства Ленского Онегиным овладела "тоска сердечных угрызений". Только трагедия смогла открыть ему преж­де недоступный мир чувств.

Встреча Татьяны и Онегина в Петербурге - новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека - он пылкий влюблен­ный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулась новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла от­ветить на его запоздалую любовь.

Как и прежде, на первом плане в характеристике героя - соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побежден - Онегин любит, "ума не внемля строгим пеням". Он "чуть с ума не своротил / Или не сделался поэтом", не без иронии замечает Автор. В восьмой главе нет итогов духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Онегин не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом. Пушкин оставляет его характер открытым, незавершенным, подчеркнув саму способность Онегина к рез­кой смене ценностных ориентиров и, заметим, готовность к действию, к поступку.


и дружбе, проводит Онегина через горнила обеих чувств?

Любовь и дружба для Пушкина - два оселка, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Онегин закрылся от фальшивых ценностей "света пустого", презрев их ложный блеск, но ни в Петербурге, ни в деревне не открыл для себя под­линных ценностей - общечеловеческих. Автор показал, как трудно дви­жение человека к простым и понятным, казалось бы, жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять - и умом и серд­цем - величие и значительность любви и дружбы. От сословной ограни­ченности и предрассудков, внушенных воспитанием и праздной жизнью, через рассудочный демонический нигилизм, отрицающий не только лож­ные, но и подлинные жизненные ценности, к открытию любви, высокого мира чувств - такой путь духовного развития героя прочерчивает Пуш­кин.

Обратите внимание, как отражается "общественное мненье" в характеристиках Онегина (главы первая, третья, восьмая). (Ленского (главы вторая, четвертая, шестая), Татьяны Лариной (главы вторая, третья, пятая, седьмая и восьмая)).

Облик Онегина, Татьяны Лариной, Ленского складывается не только из характеристик, наблюдений и оценок Автора - творца романа, но и из толков, пересудов, слухов. Каждый герой предстает в ореоле обществен­ного мнения, отражающего точки зрения самых разных людей: друзей, знакомых, родственников, соседей-помещиков, светских сплетников. Об­щество - источник молвы о героях. Для Автора - это богатый набор жи­тейской "оптики", которую он превращает в "оптику" художественную. Читателю предлагается выбрать тот взгляд на героя, который ему ближе, кажется наиболее достоверным и убедительным. Автор, воссоздавая кар­тину мнений, оставляет за собой право расставить необходимые акценты, дает читателю социальные и нравственные ориентиры.

Ленский и Татьяна Ларина не только сюжетные партнеры заглавного героя. Это полнокровные образы современников, в судьбе которых тоже "отразился век". Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Оне­гина, исключительным героем, полностью оторванным от быта, от русской жизни. Житейская неопытность, пылкость любовных чувств к Ольге, "реки" элегий, напи­санных в духе "унылого романтизма", - все это отделяет восемнадцатилетнего помещика от бывшего петербургского повесы. Автор, сообщая об их знакомстве, сначала возводит различия между ними в абсолютную степень ("Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень, / Не столь различны меж собой"), но сразу же указывает, что именно "взаимной разнотой" они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба "от делать нечего"

Не только крайности соединили героев - между ними немало общего. Оне­гин и Ленский отчуждены от помещичий среды, каждый из них выражает одну из тенденций русской духовной жизни: Онегин - "разочарованность и скептицизм, Ленский - романтическую мечтательность и порыв к идеалу. И та и другая тенденция - часть европейского духовного развития. Кумиры Онегина - Байрон и Наполеон. Ленский - поклонник Канта и Шиллера. Ленский тоже ищет цель жиз­ни: "Цель жизни нашей для него/. Была заманчивой загадкой, / Над ней он голову ломал / И чудеса подозревал". А самое главное - характер Ленского, как и характер Онегина, - дисгармоничный, незавершенный. Чувствительный Ленский столь же далек от пушкинского идеала человеческой гармонии, как и рационалист Онегин.

С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, сердечного "невежества", преданности чувствам, юношеской отваги и благородства. Стремясь защитить Ольгу от "развратителя", герой заблуждается, но это искреннее заблуждение. Ленский- поэт (еще одним поэтом в романе является сам Автор), и хотя в авторском комментарии к его стихам много иронии, добродушных насмешек, подтрунивания, Автор отмечает в них подлинность чувств и остроумие:

Не мадригалы Ленский пишет

В альбоме Ольги молодой,

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет

И, полны истины живой,

Текут элегии рекой.

Необычность героя объяснена автором с социальных; позиций. Душа Ленского не увяла от "хладного разврата света", он воспитывался не только в "Германии туманной", но и в русской деревне. В "полурусском" мечтателе Ленском больше русского, чем в толпе окрестных помещиков. Автор с грустью пишет о его гибели, дважды (в шестой и седьмой главах) приводит читателя на его могилу. Печалит Автора не только смерть Ленского, но и возможное оскудение юношеского роман­тизма, врастании героя в косную помещичью среду. С этим вариантом судьбы Ленского иронически "рифмуются" судьбы любительницы сентиментальных рома­нов Прасковьи Лариной и "деревенского старожила" - дяди Онегина.

Татьяна Ларина - "милый Идеал" Автора. Он, не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных от­ношений. Как и Онегина, ее можно назвать "гением любви". Татьяна - участница основного сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.

Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, - динамичный, разви­вающийся. Обычно обращают внимание на резкое изменение ее социального ста­туса и внешнего облика в последней главе: вместо деревенской барышни, непо­средственной и открытой, перед Онегиным предстала величественная и холодная светская дама, княгиня, "законодательница зал". Ее внутренний мир закрыт от чи­тателя: Татьяна вплоть до своего заключительного монолога не произносит ни сло­ва. Автор также хранит "тайну" о ее душе, ограничиваясь "визуальными" характе­ристиками героини ("Как сурова! / Его не видит, с ним ни слова; / У! как теперь окружена / Крещенским холодом она!"). Однако в восьмой главе показана третья, завершающая стадия духовного развития героини. Ее характер существенно меня­ется уже в "деревенских" главах. Эти изменения связаны с ее отношением к любви, к Онегину, с представлениями о долге.

Во второй - пятой главах Татьяна предстает человеком внутренне противо­речивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами. Автор, характеризуя героиню, указывает прежде всего на круг ее чтения. Романы, подчеркивает автор, ей "заменяли все". Действи­тельно, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает ге­роиней любимых книг. Отвлеченность мечтаний Татьяны оттенена книжно-бытовой параллелью - биографией ее матери, которая тоже в молодости была "от Ричардсона без ума", любила "Грандиозна", но, выйдя замуж "по неволе", "рвалась и плакала сначала", а потом превратилась в обычную помещицу. Татьяна, ожидав­шая "кого-нибудь" похожего на героев романов, увидела в Онегине именно такого героя. "Но наш герой, кто б ни был он, / Уж верно был не Грандисон", - иронизи­рует Автор. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, - эхо любовных посланий геро­инь романов. Автор переводит письмо Татьяны, но его роль "переводчика" этим не ограничивается: он все время вынужден как бы высвобождать подлинные чувства героини из плена книжных шаблонов.

Переворот в судьбе Татьяны происходит в седьмой главе. Внешние перемены в ее жизни - только следствие сложного процесса, который шел в ее душе после, отъезда Онегина. Она убедилась, наконец, в своем "оптическом" обмане. Восста­навливая облик Онегина по "следам", оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный - человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала. Главным итогом "исследования" Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни. Оказавшись в новых обстоятельствах, не на­деясь на новую встречу и взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Заметим, что это свободный выбор героини, для которой были "все жребии равны". Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей. Таким образом, слова Татьяны в последнем монологе - "Но я другому отдана; / Я буду век ему верна" - новость для Онегина, но не для читателя: героиня лишь подтвердила вы­бор, сделанный ранее.

Не следует упрощать вопрос о влиянии на характер Татьяны новых обстоя­тельств ее жизни. В последнем эпизоде романа становится очевидным контраст между светской и "домашней" Татьяной: "Кто прежней Тани, бедной Тани / Теперь в княгине б не. узнал!" Однако монолог героини свидетельствует не только о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и сво­ему супружескому долгу. "Урок Онегину" полон несправедливых замечаний и не­лепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в ко­рысти. Любовь Онегина для нее "малость", "."чувство мелкое", а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и "не узнает" подлинного Онегина. Ее ложное представление о нем порождено светом, тем "утеснительным саном", приемы которого, как заметил Автор, она "скоро приняла". Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл этой драмы не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, а в той "коррозии" чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Татьяна живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего ее чело­века. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила и Татья­ну. "Свет пустой", словно напоминает мудрый Автор, враждебно относится ко вся­кому проявлению живого, человеческого чувства.

Главные герои "Евгения Онегина" свободны от заданности, однолинейности. Пушкин отказывается видеть в них воплощение пороков или "совершенства образ­цы". В романе последовательно реализованы новые принципы изображения героев. Автор дает понять, что у него нет готовых ответов на все вопросы об их судьбах, характерах, психологии. Отвергая традиционную для романа роль "всезнающего" рассказчика, он "колеблется", "сомневается", порой непоследователен в своих суж­дениях и оценках. Автор как бы приглашает читателя дорисовать портреты героев, представить себе их поведение, попробовать посмотреть на них с другой, неожи­данной точки зрения. С этой целью в роман введены и многочисленные "паузы" (пропущенные строки и строфы). Читатель должен "узнать" героев, соотнести их с собственной жизнью, со своими мыслями, чувствами, привычками, суевериями, прочитанными книгами и журналами.

Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А.С. Пушкина « ». Что объединило этих двух героев в деревенской тиши, а затем развело, заставив одного переступить черту и стать преступником, а другого - жертвой преступления?

Если вкратце охарактеризовать Евгения в период знакомства с Владимиром Ленским, то можно сказать, что это был молодой человек, рано насладившийся всеми прелестями столичной жизни, разочаровавшийся пустым блеском столичной мишуры, а потому холодный, рассудительный и даже в некоторой степени жестокий в обращении с окружающими. Он хандрил и, как следствие этого, был чужд искусству: «охлажденное чувство» мешало переживать восторг. Напротив, Владимир - «красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»:

  • Он из Германии туманной
  • Привез учености плоды:
  • Вольнолюбивые мечты,
  • Дух пылкий и довольно странный.

Ленский оптимистично относится к жизни, веря, что она полна чудес. Он ожидает пламенной любви, верит в искреннюю дружбу, в свою будущую славу. Все эти наивные ожидания, по словам Пушкина, «в нем рано волновали кровь». Смыслом его жизни была поэзия:

  • Он пел разлуку и печаль,
  • И нечто, и туманну даль,
  • И романтические розы.

Характеризуя своего героя , говорит, что Ленский воспитывался на чтении и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:

  • Он пел любовь, любви послушный,
  • И песнь его была ясна…

Но понимание «простоты» и «ясности» у поэта Пушкина и поэта Ленского несколько различалось. У Ленского эти качества происходят от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены «поэтическими предрассудками души», в то время как Пушкин имел в виду простоту и ясность поэзии, основанные на трезвом взгляде на жизнь, стремлении понять ее закономерности, найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.

Пушкин указывает на еще одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства. Придя на могилу отца Ольги, Ленский уныло произносит: «Роог Уопск…» - что является цитатой из Шекспира. Несмотря на существенные различия в характерах и своем отношении к жизни, Ленский и Онегин быстро подружились:

  • Они сошлись. Волна и камень.
  • Стихи и проза, лед и пламень
  • Не столь различны меж собой.

Автор определяет эту дружбу так: «от делать нечего друзья». Противоречия сопровождают друзей вплоть до трагической развязки. Интересно, что Онегин первое время ведет себя с другом довольно осторожно. Он с улыбкой слушает пламенные речи Ленского, при этом старается особо не выражать свое «охладительное слово». «В любви считаясь инвалидом», Евгений с важным видом выслушивает откровения Ленского о его любви к Ольге, однако, в первый раз увидев девушку, не удерживается от комментария:

  • … Я выбрал бы другую,
  • Когда б я был, как ты, поэт.
  • В чертах у Ольги жизни нет.

Эти слова становятся первым предвестником надвигающейся трагедии: они вывели Владимира из состояния равновесия, которое прежде ему было даровано любовью, раздосадовали и, скорее всего, разозлили. Далее поэт отходит от изображения дружбы Ленского и Онегина, сосредоточиваясь, главным образом, на развитии любовного сюжета.

После объяснения в саду Татьяна отнюдь не разлюбила Онегина. Ее сердце разрывается от печали и безотрадной страсти. В это же время отношения Ольги и Владимира выходят на новый уровень: влюбленный Владимир играет локоном своей возлюбленной, целует край ее одежды, читает нравоучительный роман, прилежно украшает листки ее альбома незатейливыми рисунками и нежными стихами.

Поэт акцентирует внимание на том, что Ленский в альбоме Ольги пишет не мадригалы, а элегии, которые полны «истины живой». И этот факт напрямую связан с последующими событиями, а именно ранней смертью Ленского. Дело в том, что тема ранней смерти молодого человека (поэта) была распространена в русской романтической поэзии первой трети XIX века. Сам Пушкин в 1816 году написал «Элегию» («Я видел смерть…»), мотивы которой перекликаются со стихами Ленского, введенными автором в роман «Евгений Онегин».

Мотив предчувствия ранней смерти свидетельствовал о тягостном ощущении непрочности бытия. В начале XIX века, в связи с событиями в Европе, в этом мотиве выражалось одиночество человека, окруженного враждебным ему обществом. Впоследствии эта тема стала расхожей, с ее помощью культивировалась пассивность личности, осознание бесплодности борьбы. В среде будущих декабристов возник протест против унылой элегии, распространение которой приписывалось самому Пушкину. Задетый этими обвинениями, поэт включил в четвертую главу « Евгения Онегина» слова в защиту элегии как жанра. Стихи Ленского очень важны для объективной характеристики данного персонажа как поэта и определенного типа молодого человека - мечтателя.

Ленский влюблен безумно , эти чувства волнуют его, будоражат его кровь. В то же время Онегин «жил анахоретом», ведя размеренный, подчиненный определённому порядку образ жизни: прогулки, чтение, глубокий сон, случайный поцелуй, прихотливый обед. Этот порядок нарушают события, произошедшие на именинах Татьяны. Онегина раздражает все: глупая влюбленность Ленского, отблеск неразделенных чувств Татьяны на ее поведении. Он негодует - жизнь, непонятная ему жизнь, проходит мимо него. Но Онегин уверен, что сумеет доказать всем свою правоту, разрушив казавшиеся такими прекрасными чары любви. Месть Онегина и по отношению к другу, и по отношению к влюбленной в него девушке жестока. Он решительно приглашает Ольгу на вальс и во время танца шепчет ей на ушко « какой-то пошлый мадригал ». Ленский негодует, он не способен вынести такого удара судьбы: его прекрасная возлюбленная - изменница. Исход один - защитить свою честь и достоинство, вызвав обидчика на поединок. При этом Ленский предчувствует трагический для себя финал. По мере приближения рокового часа усиливается его тоскливое настроение:

  • …Сжалось В нем сердце, полное тоской;
  • Прощаясь с девой молодой,
  • Оно как будто разрывалось.

Онегин полон искреннего раскаяния, но он не способен дать ход этому раскаянию и помириться с Ленским. В сцене дуэли в авторском комментарии звучит призыв к разумному разрешению конфликтной ситуации. Почему же друзья, которые недавно щедро делились друг с другом и трапезой, и мыслями, и делами, вдруг предались злобному отмщению? Ответ прост: «светская вражда боится ложного стыда». Таким образом, сцену дуэли можно считать кульминацией в развитии основного конфликта романа. Чувство превосходства Онегина мнимое, он подчинился общественному мнению, убив друга. Однако выжив физически, он был сломлен нравственно: предрассудки среды, презираемой им, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Тема романа «Евгений Онегин» (1831) - изображение русской жизни первой четверти XIX века. В.Г.Белинский назвал это произведение «энциклопедией русской жизни» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 9), потому что Пушкин в своём романе «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества» (там же). Идея «Евгения Онегина» — оценить распространённый в дворянском обществе тип современного молодого человека, который не может найти достойного применения своим способностям в окружающей жизни, так как привычные для дворянского круга жизненные цели его не устраивают, кажутся недостойными и мелкими. По этой причине подобные молодые люди оказываются «лишними» в обществе.

Сюжет романа строится на истории любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Следовательно, завязкой сюжета будет их первая встреча в доме Лариных, куда Онегин попадает случайно: он захотел посмотреть на Ольгу, «предмет любви» Ленского. Причём сама сцена первой встречи главных героев в романе не описывается: о ней, возвращаясь из гостей домой, рассуждают Онегин и Ленский. Из их разговора понятно впечатление, которое Татьяна произвела на заглавного героя. Из двух сестёр он выделил именно Татьяну, отметив необычность её внешнего облика и заурядность Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне.
Кругла, красна лицом она... (3, V)

Татьяна же с первого взгляда влюбилась в Онегина, в чем призналась в своём письме:

Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он! (3, XXXI)

Первая встреча Онегина и Татьяны происходит в третьей главе. Значит, первые две главы романа являются экспозицией сюжета, где автор подробно рассказывает о двух главных героях: об их родителях, родственниках, воспитателях, их любимых занятиях, характерах, привычках. Кульминацией сюжета является объяснение Онегина и Татьяны в саду, когда герой равнодушно отказывается от любви необыкновенной девушки, а Татьяна теряет все надежды на счастье. Позже, приобретя богатый опыт в «вихре» светской жизни, героиня поняла, что Евгений обошёлся с ней благородно, и оценила этот поступок:

Но вас
Я не виню; в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной. (8, ХLIII)

Второй кульминацией становится объяснение главных героев в Петербурге через несколько лет после первого. Теперь Татьяна, блестящая светская дама, продолжая любить Онегина, отказывается ответить на его пламенную страсть и скандальное предложение, и теперь Онегин, в свою очередь, теряет надежду на счастье.

Помимо главной сюжетной линии — истории любви Онегина и Татьяны — Пушкин разворачивает побочную сюжетную линию — историю дружбы Онегина и Ленского. Здесь присутствует завязка: два молодых образованных дворянина, оказавшись в деревенской глуши, быстро знакомятся, так как Ленский

С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. (2, XIII)

Сюжетная схема истории дружбы может быть выстроена так: кульминация — поведение Онегина на именинах Татьяны (его кокетство с Ольгой), развязка —дуэль приятелей и смерть Ленского. Последнее событие является одновременно кульминацией, так как заставило Онегина, кажется первый раз в жизни, «содрогнуться» (6, XXXV).

В романе присутствует ещё одна побочная сюжетная линия — история любви Ленского и Ольги. В ней автор опускает завязку, лишь упоминает вскользь, что нежное чувство родилось в сердцах молодых людей уже давно:

Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук ещё не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав... (2, XXXI)

Кульминацией в этой истории любви является бал на именинах Татьяны, когда характер Ольги раскрывается вполне: тщеславная, самолюбивая и пустая кокетка, она не понимает, что своим поведением оскорбляет жениха. Смерть Ленского развязывает не только сюжетную линию дружбы, но и историю его короткой любви.

Из всего сказанного выше понятно, что и главная, и второстепенные сюжетные линии построены довольно просто, однако сама композиция романа чрезвычайно сложна.

Анализируя главную сюжетную линию, следует отметить несколько особенностей. Первая из них — довольно затянута экспозиция: она составляет две главы из восьми. Зачем Пушкин так подробно описывает становление характеров главных героев — Онегина и Татьяны? Можно предположить, для того чтобы поступки обоих героев были понятны читателям, чтобы наиболее полно выразить идею романа — изображение умного, но бесполезного человека, впустую проживающего свою жизнь.

Вторая особенность — основная сюжетная линия не имеет развязки. Ведь после финального бурного объяснения с Онегиным Татьяна уходит из своей комнаты, а герой остаётся на месте, потрясённый её словами. А дальше

Шпор внезапный звон раздался,
И муж Татьянин показался... (8, ХLVIII)

Таким образом, действие обрывается на полуслове: муж застаёт Онегина в неурочный час в комнате жены. Что он может подумать? Как повернётся сюжет дальше? Пушкин не объясняет ничего, а заявляет:

И здесь героя моего
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда. (8, ХLVIII)

За такой финал современники часто упрекали автора и считали недостатком отсутствие определённой развязки. На эту критику Пушкин ответил в шутливом отрывке «В мои осенние досуги...» (1835):

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча прерывать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить...

Из приведенных строк следует, что решение прервать роман было у Пушкина вполне осознанным. Что же даёт такой непривычный финал для осмысления содержания произведения?

Муж, родственник и друг Онегина, увидев героя в комнате жены, может вызвать его на дуэль, а дуэль, перевернувшая всю его жизнь, у Онегина уже была. Иными словами, Онегин буквально оказывается в замкнутом круге событий; не только история его любви строится по принципу «зеркального отражения» (Г.А.Гуковский), но и его отношения с друзьями. У романа нет конца, то есть он построен по кольцевой композиции: действие начинается и обрывается в Петербурге, весной, герой так и не обретает любовь, в очередной раз пренебрегает дружбой (ухаживает за женой друга). Такое композиционное построение удачно соответствует главной идее романа: показать безысходную, никчёмную жизнь заглавного героя, который сам страдает от своей ненужности, но не может выбраться из замкнутого круга пустой жизни, найти себе серьёзное занятие. С таким конном романа без конца вполне согласился В.Г.Белинский, который задаётся вопросом: «Что стало с Онегиным потом?». И сам отвечает: «Не знаем, да и что нам знать это, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца?» (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», статья 8).

Третьей особенностью композиции является наличие в романе нескольких сюжетных линий. История любви Ленского и Ольги даёт возможность автору сравнить главных героев с второстепенными. Татьяна умеет любить «не шутя» (3, XXV), а Ольга быстро утешилась после смерти Ленского и вышла замуж за улана. Разочарованный Онегин изображается рядом с мечтательным, влюблённым Ленским, который ещё не охладел к жизни.

Все три сюжетные линии удачно переплетаются: кульминация-развязка в истории дружбы (дуэль) становится одновременно и развязкой в истории любви молодого поэта и Ольги. Таким образом, в трёх сюжетных линиях присутствуют только две завязки (в основной и в истории дружбы), три кульминации (две в основной и одна (бал) для двух побочных) и одна развязка (совпадает в побочных сюжетных линиях).

Четвёртой особенностью композиции является наличие вставных эпизодов, которые прямо не связаны с развитием сюжета: сон Татьяны, стихи Ленского, песня девушек и, конечно, многочисленные лирические отступления. Эти эпизоды ещё более усложняют композицию, но не слишком затягивают действие романа. Особо следует отметить, что лирические отступления являются важнейшей составной частью произведения, потому что именно благодаря им в романе создаётся широчайшая картина русской жизни указанного исторического периода и складывается образ автора, третьего главного героя романа.

Подводя итог, отметим, что роман «Евгений Онегин» в истории русской литературы был новаторским и сточки зрения описания жизни (реалистическое изображение действительности), и сточки зрения создания характера заглавного героя (образ пушкинского современника, «лишнего человека»). Глубокое идейное содержание выразилось в оригинальной форме: Пушкин применил кольцевую композицию, «зеркальное отражение»-повторение главных сюжетных эпизодов, опустил финальную развязку. Иными словами, получился «свободный роман» (8, L), в котором мастерски переплетаются несколько сюжетных линий и присутствуют отступления различного типа (вставные эпизоды, более или менее тесно связанные с сюжетом; шутливые и серьёзные рассуждения автора обо всём на свете).

Построение «Евгения Онегина» нельзя назвать логически безупречным. Это касается не только отсутствия формальной развязки в романе. Строго говоря, между событиями, описанными в седьмой и восьмой главах, должно пройти несколько лет, пока Татьяна превратится из провинциальной барышни в светскую даму. Первоначально Пушкин решил заполнить эти несколько лет путешествиями Онегина по России (глава «Путешествие Онегина»), но позже поместил их в приложение к роману, в результате чего логика сюжета оказалась нарушенной. На этот формальный недостаток автору указывали и друзья, и критики, однако Пушкин пренебрёг этими замечаниями:

Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу. (1, LX)

Автор очень точно назвал своё произведение «собранье пёстрых глав» (вступление): в нём отразилась реальная жизнь, устроенная не по строгим законам логики, а, скорее, по теории вероятности. Однако роман, следуя за реальной жизнью, не потерял ни динамичности, ни художественной цельности, ни законченности.

Похожие статьи