Согласно симонову если существующей информации меньше. «Информационный подход» (в философии) и «информационная теория эмоций» П.В. Симонова. Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как:Э = П(Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных(Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10базовых (фундаментальных) эмоций:


1. радость;

2. печаль;

3. удивление;

5. отвращение;

6. презрение;

8. стыд/ смущение;

9. интерес;


Эмоциональные свойства

1. Эмоциональная возбудимость - быстрота эмоционального «включения»,- повышается, например, у больных атеросклерозом, неврозами, гипертиреозом. Сочетание избыточной возбудимости и недостатка торможения формирует импульсивность. Комбинация стеничности с возбудимостью дает картину экспансивного типа.

2. Эмоциональная реактивность - быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Комбинация астеничности и заторможенной реактивности в эмоциональных проявлениях свойственна обсессивным невротикам.


3. Эмоциональная лабильность – колебания эмоционального тонуса, эмоциональная подвижность, быстрая смена одних эмоций другими. Свойство, противоположное лабильности – эмоциональная ригидность , вязкость, патологическая стойкость эмоций – свойство эпилептоидного характера. Перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью создает, по выражению В.Н. Мясищева, «вязкие доминанты болезненных переживаний», часто приводящие у больных к фиксации на ощущениях, погруженности в соматические переживания, к уходу в болезнь. «Болезненная аффективная вязкость впечатлений», - писал В.Н. Мясищев, - «это и острота впечатления, и длительность его, и относительно недостаточная интеллектуальная переработка, и затрудненное отреагирование».

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий - в связи с тем, что в эмоциях выражается в самом общем виде непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла явлений, с помощью эмоций мы узнаем о значимости происходящих событий;

2. побуждение (стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива) –человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение; в критических условиях, при неспособности субъекта найти выход из опасных, травмирующих, неожиданных событий, развивается особый вид эмоциональных процессов – так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный, закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации: бегство, оцепенение, агрессия. Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны.

3. организация и регуляция - в норме эмоции организуют психическую деятельность человека; эмоциональная окрашенность – условие непроизвольного внимания, запоминания (при удивлении внимание сосредотачивается на причинах необычного явления, при страхе – на предвосхищении угрозы и возможности ее избежать);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль -с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когдасильная эмоция искажает восприятие, затрудняет регуляцию.

Классификация эмоций

Существует условное деление эмоций на положительные и отрицательные . Эмоции обычно отличаются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют сложное противоречивое единство: например, в ревности любовь сочетается с ненавистью.

Эмоции делятся также на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль).

Описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева приведено в книге Г.Н. Ланге «Душевные движения». Радость, по мнению Г.Н. Ланге, «сопровождается усилением иннервации в мышцах внешних движений, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении, создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Напротив, характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее воздействие на мышцы произвольного движения; возникает чувство усталости и, как это бывает при всякой усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. В то время как мышцы расслабляются, сосудодвигатели сжимаются и ткани обескровливаются. Человек постоянно ощущает озноб, с большим трудом согревается и очень чувствителен к холоду; мелкие сосуды легких при этом сокращаются и вследствие этого легкие опорожняются от крови. В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вдохами. Печального человека можно узнать и по его внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей и зубов.

Эмоции представлены в психике человека в виде трех основных феноменов : это эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные свойства. Эмоциональные реакции связаны, преимущественно, с действующими обстоятельствами: они кратковременны и, как правило, обратимы (например, реакция испуга в ответ на крик).

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, при них может не отмечаться явной связи с действующими раздражителями, характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства – наиболее устойчивые характеристики человека (например, эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная реактивность).

Эмоции сочетают в себе три компонента:

§ физиологические проявления (учащение/ замедление пульса, дыхания, изменения ритма сердца, секреции слюнных желез и т.д.);

§ чувственный уровень (психологическое переживание, внутренне состояние);

§ внешняя экспрессия (мимика, жесты, пантомимика; см. табл.);

Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза при­щурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо дина­мичное

Табл. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

В работе «Эмоции и чувства» Е.П. Ильин выделяет следующие типы эмоций:

I. эмоции ожидания и прогноза, к которым относятся: волнение, тревога, страх и отчаяние;

II. удовлетворение и радость;

III. фрустрационные эмоции: обида, разочарование, досада, гнев, исступление, печаль, уныние, одиночество, тоска и ностальгия, горе;

IV. коммуникативные эмоции: веселье, смущение, стыд, вина (отражение совести) и презрение;

V. интеллектуальные эмоции (аффективно – когнитивные комплексы): удивление, интерес, «чувство» юмора, эмоция догадки, сомнения («чувство» уверенности - неуверенности).

Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

1964 - вновь предложенная Симоновым теория эмоций, в которой говорится о том, что эмоция - производная мозга и связана с удовлетворением потребности. То есть, эмоции рассматриваются как реакция организма на информационный дефицит. Эмоции, согласно этой теории, подразделяются на отрицательные и положительные. Положительные способствуют уменьшению информационного дефицита. Отрицательные напротив - этот дефицит не ликвидируют, а усугубляют, увеличивают. Впервые именно в теории Симонова эмоции приобретают позитивный характер.

Данную теорию можно представить следующим образом:

Э = fП(Ин - Ис)

Где Э - эмоция, П - качество актуальной потребности, Ин - информация о средствах, необходимых для удовлетворения эмоций, Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Из данной формулы следует вывод о том, средства удовлетворения в совокупности с потребностью ведут к возникновению эмоции.

Влияние стереотипов поведения на потребностно-мотивационную сферу потребителей

Потребительское поведение - это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение...

Влияние эмоций на жизнь человека

Информационная теория эмоций основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга. Павлов открыл ключевой механизм...

Информационные войны НАТО на восточноевропейском театре военных действий

Российско-грузинская война включала в себя жёсткое информационное противоборство на международной арене. По оценке абсолютного большинства обозревателей и экспертов, Россия, имея полную поддержку населения внутри страны...

Проблема мышления в различных теоретических подходах

В середине XX века на базе успехов в разработке идей кибернетики, информатики, алгоритмических языков высокого уровня в математическом программировании появилась возможность построения новой, информационной теории мышления...

Психологическая готовность беременной женщины к материнству

Филиппова Г.Г. Филиппова Г. Г. Психология материнства. Концептуальная модель М., 1999; Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез М., 1999...

Психологические сопровождения воспитания патриотизма и интернационализма у детей подросткового возраста

Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств...

Психологическое воздействие компьютера на человека

Психология творчества

Человека нельзя рассматривать в определенном контексте, полностью отрывая его от остального. Индивид одновременно и личность, и организм, и представитель определенной народности, и носитель психических функций. Выготский отмечает...

Современные теории личности

Теории деятельности человека

Потребность - это внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-то. Актуализация потребности свидетельствует о том, что равновесие, гомеостаз между организмом и окружающим миром нарушен. Энергия...

Теории эмоций

Согласно теории Симонова недостаток сведений или их переизбыток ведет к неудовлетворению потребностей и, как следствие, появлению эмоций...

Теории эмоций

Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э = f [П, (Ин -- Ис), …. ], где Э -- эмоция...

Чувства и эмоции

Отечественный физиолог П.В. Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э=F (П (ИнИс, …)), где Э эмоция...

Эмоции

По мнению психофизиолога П.В. Симонова, эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность, и тем, что на самом деле известно...

Эмоции человека и основные подходы к их изучению в психологии

К подобному типу подходов можно отнести и информационную концепцию эмоций психофизиолога П.В.Симонова. Согласно его теории, эмоциональные состояния определяются имеющимися у человека желанием или, как говорит Симонов...

Информационная теория эмоций П.В. Симонова

Оригинальную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов (1966, 1970, 1986). Он считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:

Э = - П (Ин - Ис),

где Э – эмоция; П – потребность; Ин – информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис – информация, которой субъект располагает в момент воз­никновения потребности.

Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение

Э = 0 (Ин - Ис) тоже ста­новится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин - Ис) = 0, т.е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потреб­ности информацией (Ис = Ин). Важность разности (Ин - Ис) Симонов обосновы­вает тем, что на ее основании строится вероятностный прогноз удовлетворения по­требности. Эта формула дала Симонову основание говорить о том, что «благодаря эмоциям обеспечивается парадоксальная на первый взгляд оценка меры незнания» (1970, с. 48).

В нормальной ситуации человек ориентирует свое поведение на сигналы высоко­вероятных событий (т.е. на то, что в прошлом чаще встречалось). Благодаря этому его поведение в большинстве случаев бывает адекватным и ведет к достижению цели. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмо­ций.

Однако в неясных ситуациях, когда человек не располагает точными сведениями для того, чтобы организовать свое поведение по удовлетворению потребности, нуж­на другая тактика реагирования на сигналы. Отрицательные эмоции, как пишет Си­монов, возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, что в жизни бывает чаще всего. Например, эмоция страха и тревоги развиваются при недостатке сведений, необходимых для защиты, т.е. при низкой вероятности избегания нежелательного воздействия, а фрустрация – при низкой вероятности достижения желаемой цели.

Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувстви­тельности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагиро­ванию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рас­сматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирова­ние на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно и незакономерно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игно­рирование которого может стоить жизни.

Все эти рассуждения П.В. Симонова вряд ли могут вызвать серьезные возраже­ния. Дело, однако, в том, что он пытается все случаи возникновения эмоций «вогнать в прокрустово ложе» своей формулы и признает свою теорию единственно верной и всеобъемлющей.

Достоинством своей теории и основанной на ней «формулы эмоций» Симонов (1970) считает то, что она «категорически противоречит взгляду на положительные эмоции, как на удовлетворенную потребность», потому что в равенстве Э = - П (Ин - Ис) эмоция окажется равной нулю при исчезновении потребности. С его точки зрения, положительная эмоция возникнет только в том случае, если поступившая информация превысит имевшийся ранее прогноз относительно вероятности достижения цели – удовлетворения потребности, т.е. когда Ис будет больше Ин. Тогда, например, спортсмен, при истинности этого постулата, в случае успеха, т.е. удовлетворения потребности стать победителем соревнований или побить рекорд, не должен испытывать никаких эмоций, если этот успех им ожидался. Радоваться он должен только успеху, т.е. когда прогноз был хуже, чем получилось. В противном случае у человека не будет ни радости, ни торжества, если он окажется у цели, достижение которой за­ведомо не вызывало сомнений. И действительно, чего, например, радоваться спорт­смену – мастеру, победившему новичка?

Таким образом, П.В. Симонов пытается опровергнуть теорию «редукции драйва» западных психологов (Hull, 1951 и др.), согласно которой живые системы стремятся к уменьшению потребности, а устранение или уменьшение потребности приводит к появлению положительной эмоциональной реакции. Выступает он и против взгля­дов П.К. Анохина, который, по существу, придерживается теории «редукции» при изложении своей «биологической» теории эмоций.

По Анохину (1976), «положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия... точно совпадает с аппаратом акцептора действия». Наоборот, «несовпа­дение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ведет к возникновению отрицательной эмоции».

С точки зрения Симонова, удовлетворение витальных потребностей, устраняя отрицательные эмоции, лишь способствует появлению положительных эмоций, но не вызывает их. Если под влиянием отрицательной эмоции человек или животное будут стремить­ся к скорейшему удовлетворению обусловившей данную эмоцию потребности, то с положительной эмоцией все обстоит гораздо сложнее. Поскольку ликвидация по­требности неизбежно ведет к исчезновению положительной эмоции, «гедонический принцип» («закон максимизации») побуждает человека и животное препятствовать отсутствию потребности, искать условия ее поддержания и возобновления. «Поло­жение парадоксальное с точки зрения теории редукции влечения», – пишет Симо­нов (1970) .

Отмечая различия между положительными и отрицательными эмоциями, Симонов указывает, что поведение живых существ направлено к минимизации воздействий, способных вызвать отрицательные эмоции, и к максимизации положительных эмоциональных состояний. Но минимизация имеет предел в виде нуля, покоя, гомеостаза, а для максимизации, считает он, такого предела нет, потому что теоретически он представляет собой бесконечность. Это обстоятельство, полага­ет Симонов, сразу же исключает положительные эмоции из сферы приложения тео­рии «редукции драйва».

Критический анализ теории П.В. Симонова. Начало серьезному критическому рассмотрению теории П.В. Симонова положил Б.И. Додонов (1983). Правда, значи­тельная часть его критики направлена против данных П.В. Симоновым уничижительных оценок заслуг психологии в изучении эмоций. Но все же, несмотря на некоторую горячность в отстаивании приоритета психологии по ряду моментов, Додонов дает и конструктивную критику. Он справедливо отмечает, что «формуле эмоций» ее автор дает ряд несовпадающих толкований, прежде всего, потому, что он вольно обращается с такими понятиями, как «информация», «прогноз», «вероятность», заимствованными из кибернетики, что привело к искажению понимания их сути и связанных с ними закономерностей.

Все эти, казалось бы, мелкие неточности приводят людей, придерживающихся четкого понимания кибернетической терминологии, к непониманию того, что хочет сказать П.В. Симонов. Именно неоднозначность трактовки Симоновым «формулы эмоций» и самой теории позволяет ему, как справедливо отмечает Додонов, легко парировать всякую критику в свой адрес. Додонов также находит логические несовпадения в ряде приводимых Симоновым примеров.

Поскольку многие моменты теории Симонова остались вне поля зрения Додонова, критическое рассмотрение этой теории и «формулы эмоций» дано и в одной из работ (Ильин, 2000). Эта критика осуществлена по двум направлениям. Пер­вое – это теоретические позиции П.В. Симонова, отразившиеся в его «формуле эмо­ций».

Слабости этой позиции относительно возникновения эмоций, особенно положи­тельных, видны невооруженным глазом. «Формула эмоций» не только не обладает указанным Симоновым достоинством, но и противоречит здравому смыслу и реаль­но наблюдаемым фактам.

Прежде всего следует остановиться на положении, что «нет потребности – нет и эмоции». С этим трудно спорить, если иметь в виду изначальное отсутствие потребности. Од­нако отсутствие потребности и исчезновение потребности при ее удовлетворении, т.е. достижении цели – психологически разные ситуации. Особенно это касается социальных потребностей. Одно дело – первоначальное отсутствие потребности, а отсюда – и отсутствие процесса мотивации, наличия цели. Нет их – нет повода и для возникновения эмоции. Другое дело, когда в результате имевшейся потребности и развернувшегося мотивационного процесса достигается обусловленная ими цель. В данном случае удовольствие возникает вследствие устранения потребности, а не ее отсутствия.

Вопреки утверждениям Симонова люди испытывают радость и при ожидаемом успехе, т.е. при удовлетворении своих потребностей (желаний). Симонов сам отме­чает, что «неудовлетворенная потребность необходима для положительных эмоций не менее, чем для отрицательных» (1981). А это значит, что главное в возникно­вении эмоций – не недостаток или избыток информации, которой обладает человек, и даже не наличие потребности, а значимость ее удовлетворения для субъекта .

Так, в ряде случаев наличие социальной потребности (необходимости что-то делать) и от­сутствие для этого возможностей не только не вызовет отрицательную эмоцию, но приведет к положительной эмоции. Достаточно вспомнить, как радуются школьни­ки, когда из-за болезни учителя срывается урок. И совершенно по-другому отнеслись бы школьники к срыву урока в том случае, если бы речь шла о консультации к пред­стоящему экзамену.

Ряд неясностей возникает и по поводу «избыточной информации». Зачем она нужна, если для удовлетворения потребности достаточна Ис, равная Ин? Почему шахматист должен радоваться только в том случае, если у него есть несколько вари­антов постановки мата; разве он не может радоваться только одному пути достиже­ния цели, найденному им?

А что такое «избыточная информация»? Та, которая не нужна уже для достиже­ния цели или построения прогноза? А если она нужна для прогноза, то почему она «избыточная»? И не может ли случиться так, что эта «избыточность» (например, наличие многих равноценных вариантов достижения цели) только помешает шахма­тисту достичь успеха, так как он начнет выбирать из них лучший и попадет в цейт­нот? В результате вместо положительной эмоции информационная избыточность вызовет отрицательную эмоцию.

Об этом пишет и Симонов: «Эмоции целесообраз­ны только в ситуации информационного дефицита. После его ликвидации эмоции могут стать скорее помехой для организации действий, чем фактором, благоприят­ствующим их эффективности» (1970). Поэтому в определенных условиях до­стоинства эмоций диалектически превращаются в их недостатки. Из этого высказы­вания Симонова должно следовать, что при избыточной информации возникающие положительные эмоции безусловно вредны для организации поведения человека. В чем же тогда их роль? Понять все эти противоречивые высказывания трудно.

Кроме того, во многих случаях положительный эмоциональный фон на предстоя­щую деятельность (азарт) возникает как раз в связи с неопределенностью прогноза вследствие недостатка или вообще отсутствия информации. С другой стороны, опыт­ному шахматисту, обладающему «сверхинформацией», скучно играть с новичком. Как пишет Симонов, «стремление к сохранению положительных эмоций диктует активный поиск неопределенности, потому что полнота информации "убивает на­слаждение"» (1970) .

В более поздней работе Симонов (1987), полемизируя с Додоновым относительно того, являются ли эмоции ценностью, обсуждает случаи, когда человек испытывает положительные эмоции от ситуации риска. «Субъект наме­ренно создает дефицит прагматической информации, низкую вероятность достиже­ния цели, чтобы в финале получить максимальный прирост вероятности...» [с. 82]. Странно, однако, что, утверждая это, автор не замечает, что он вступает в противоре­чие со своей формулой эмоций, согласно которой положительная эмоция возникает вследствие избыточности информации.

И разве не противоречит он себе, когда пишет: «Нужно до конца уяснить себе, что эмоции есть лишь вторичный продукт скрывающихся за ними потребностей, лишь индикаторы степени их удовлетворения» (1981). Под­черкну, что речь не идет о том, что эмоции являются индикаторами вероятности удовлетворения потребности, на чем настаивает автор; речь идет о степени ее удов­летворения. Разве после таких заявлений логично отвергать теорию редукции драйва?

Признавая наличие сложных, бимодальных эмоций, в которых присутствуют как положительные, так и отрицательные переживания человека («Мне грустно и легко, печаль моя светла...»), Симонов далее не пытается объяснить их с точки зрения «фор­мулы эмоций». Да и как это сделать, ведь не может же у человека быть одновременно и дефицит, и избыток прагматической информации. Правда, он пытается объяснить двойственность переживаний тем, что у человека сразу актуализируется несколько потребностей с разной вероятностью их удовлетворения, но это лишь общая фраза, никак не раскрываемая автором.

В связи с развернувшейся полемикой Симонов пишет: «...мы каждый раз подчер­киваем, что наша формула представляет структурную модель, в предельно краткой и наглядной форме демонстрирующую внутреннюю организацию эмоций» (1981).

Но и в понимании формулы как структурной модели, показывающей внутреннюю организацию эмоций, Симонов опять не точен. С одной стороны, он утверждает, что эмоции и потребности – это разные феномены. С другой стороны, называя свою формулу структурной, он тем самым включает потребности (да и информацию тоже) в структуру эмоции.

Так, он считает, что основными составляющими эмоциональных реакций яв­ляются «сила потребности и прогностическая оценка эффективности действий, на­правленных на ее удовлетворение» (1970). Что последнее утверждение Симо­нова не случайно, подтверждается и его фразой «трансформация потребности в эмо­циональное возбуждение» (1970); подчеркну, что речь идет не о появлении эмоционального отклика (возбуждения) при возникновении потребности, а о транс­формации (преобразовании, превращении) последней в эмоцию .

В другой своей ра­боте он снова повторяет, что «...формула наглядно воспроизводит сложную внутрен­нюю структуру эмоций, взаимозависимости эмоций, потребности и вероятности ее удовлетворения...» (1987). Хотя в этой же работе у него можно найти и точное высказывание относительно соотношения эмоции, потребности и вероятностного прогноза: «В отличие от концепций, оперирующих категориями "отношение", "зна­чимость", "смысл" и т.п., информационная теория эмоций точно и однозначно опре­деляет ту объективно существующую реальность, тот «эталон», который получает субъективное отражение в эмоциях человека и высших животных: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения».

На самом же деле соотношения между эмоцией, с одной стороны, и потребностью и информацией – с другой, не структурные, а функциональные, и поэтому более пра­вильная формула та, которую сам Симонов (1970) представил в общем виде:

Э = f(П, ΔИ…),

где ΔИ = Ин - Ис.

Эта формула обозначает только зависимость величины эмоций как от величины потребности, так и от дефицита или избытка информации, и ничего больше. Об этом он сам пишет совершенно четко: «эмоция есть отражение мозгом человека и живот­ных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического, ранее приобретенного индивидуального опыта» (1981). Следует отметить, что в дан­ном случае он говорит лишь об отражении мозгом потребности и вероятности, а не о том, что та и другая являются структурными компонентами эмоции .

Из последней формулы уже не обязательно следует, что если (Ин - Ис) равно нулю, то эмоции нет. Она может либо иметь место, либо нет. Кроме того, из определения эмо­ции, данного Симоновым, следует, что обозначаемая им зависимость эмоции от потреб­ности и информации имеет только одностороннее направление – от причины (потреб­ность и информация) к следствию (эмоция), но вовсе не следует, что между эмоциями, потребностями и вероятностью удовлетворения последних существуют взаимозависи­мости, т.е. что П = f(Э) или f(Ин - Ис) или что (Ин - Ис) = f(Э, П). Это тот случай, когда причина и следствие не могут меняться местами. Хотя, вопреки логике, и пос­ледние два варианта рассматриваются автором.

Он полагает, что, согласно формуле, эмоционально возбужденный субъект склонен преувеличивать дефицит информации, т.е. ухудшать прогноз, и что возрастание дефицита информации во многих случаях (однако не во всех!) угнетает потребность, ослабляет ее. Это следует из равен­ства П = Э: (Ин - Ис): чем больше дефицит, тем при постоянной величине эмоции будет меньше частное от деления Э: (Ин -Ис) и соответственно меньше П. Но ведь при увеличении дефицита информации должна возрастать, как утверждает Симонов, и отрицательная эмоция, тогда частное от деления должно оставаться постоянным. Как видим, и в этом случае «формула эмоций» вступает в противоречие с логикой, развиваемой ее автором.

Учитывая однонаправленность функциональной зависимости эмоций от потреб­ности и прогноза, из формулы не следует и противоположное его утверждение, что эмоции усиливают потребность. Какое же утверждение справедливо? Если оба, то при каких условиях и почему это не отражено в формуле, не пояснено в тексте?

Вообще, утверждение Симонова, что эмоции усиливают потребность, довольно рискованное. Ведь если следовать ему, не забывая «формулу эмоций», то взаимоот­ношения между ними должны выглядеть следующим образом: потребность приво­дит к появлению эмоции, эмоция усиливает потребность, но чем сильнее потребность, тем, по формуле, больше эмоция, однако чем больше эмоция, тем больше она усили­вает потребность, и т.д. до бесконечности. Возникала бы система с положительной обратной связью, которая непременно приводила бы нервную систему к срыву.

Возможно, что эмоция возникает не для усиления потребности, а для усиления активности мотивационного процесса и побуждения, направленного на удовлетво­рение потребности. Б.И. Додонов правильно подметил, что в «формуле эмоций», исходя из рассуждений Симонова, следовало бы П заменить на М (мотив).

Из формулы должно также следовать, что потребность влияет на прогнозирова­ние (оценку) вероятности достижения цели. Спрашивается – почему? И разве не сам автор утверждает, что прогноз зависит от разности (Ин – Ис), т.е. от информации, а не потребности? Вызывает сомнение и утверждение автора, что «для огромного мно­жества эмоций характерно прогнозирование вероятности достижения цели (удовлет­ворения потребности) на неосознаваемом уровне» (1983).

Критика «формулы эмоций» как инструмента измерения интенсивности эмоци­онального напряжения. Первоначально П.В. Симонов считал, что эта формула мо­жет быть как структурной, т.е. показывать, что именно составляет основу эмоции, так и количественной, т.е. выражать и интенсивность эмоции. Автор отмечает, что его формула «это отнюдь не чисто символическая запись факторов, взаимодействие ко­торых ведет к возникновению эмоционального напряжения. Формула отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональных реакций от силы потреб­ности и размеров дефицита или прироста информации, необходимой для ее удовлет­ворения» (1970).

Опуская неточности, допускаемые автором (информация не может удовлетворить биологическую потребность, она лишь исполь­зуется для построения плана удовлетворения потребности), отметим главное: с по­мощью этой формулы, как полагает Симонов (1970, 1983), можно измерять интен­сивность эмоций (правда, пока лишь самых простых). Для этого нужно лишь изме­рить величину потребности, а также необходимую и наличную информацию. Однако здесь и становятся особенно очевидными как теоретические, так и практические слабости «формулы эмоций».

Совершенно не ясно, как можно определить Ин в каждом конкретном случае. Откуда мозг и человек знают, какой должна быть Ин, – из генетической памяти? Чаще всего человек может лишь осознавать, что он не знает, как достичь цели, а не сколько Ис ему не хватает, чтобы ее достичь. Ведь наличие знания, что нужно иметь и делать для удовлетворения потребности – это частный случай поведения человека в стереотипных ситуациях. Во многих случаях человек вынужден принимать реше­ния и действовать в неопределенной среде, заранее не зная Ин. А не зная эту величи­ну, нельзя определить и разность между нею и Ис.

Кроме того, чтобы эмоция полу­чила отрицательное значение, нужно, чтобы знак минус сопутствовал не потребнос­ти (сама по себе потребность не может быть ни отрицательной, ни положительной, эту окраску она получает при возникновении эмоции), а разности между Ин и Ис. Но это будет только в том случае, если в формуле будет записано (Ис - Ин). Тогда при Ин > Ис разность действительно станет отрицательной, как и все произведение П(Ис - Ин).

Имеются в этой формуле и другие логико-математические неувязки. Одной из них, например, является утверждение Симонова, что положительная эмоция будет возникать и в том случае, если будет уменьшаться разность между Ин и Ис, т.е. если будет повышаться вероятность достижения цели. Но ведь, согласно его же заявлению и «формуле эмоций», чем ближе (Ин - Ис) будет к нулю, тем меньше будет отрица­тельная эмоция, и только.

Ситуация появления положительной эмоции при возрас­тании вероятности достижения цели (если генезис эмоций рассматривается в дина­мике) не укладывается в предложенную им «формулу эмоций», так как при любом дефиците информации, даже если он прогрессивно уменьшается, эмоция, согласно формуле, все равно должна иметь отрицательный знак. По Симонову получается, что чем меньше отрицательная эмоция, тем больше положительная эмоция (получа­ются некие компенсаторные отношения между положительными и отрицательными переживаниями). Но ведь он подчеркивает специфичность положительной эмоции и механизмов ее возникновения по сравнению с отрицательными эмоциями. Где же в этом случае истина?

П.В. Симонов и сам понимает всю сложность осуществления возможности изме­рения эмоционального напряжения с помощью предложенной им формулы. Отсюда его оговорки: «Разумеется, наша формула идеализирует и упрощает реальную слож­ность изучаемых явлений»; «Существование линейной зависимости эмоционально­го напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений. Кроме того, здесь, конечно, участвует фактор времени, индивидуальные (типологи­ческие) особенности субъекта и множество других, в том числе неизвестных факто­ров» (1970; 1983).

Но в то же время Симонов пишет: «После всех огово­рок и разъяснений мы будем настаивать на том, что "формула эмоций" отражает не только логические, но и количественные соотношения между эмоцией, потребностью и прагматической информацией, определяющей вероятность достижения цели (удов­летворения потребности)» (1970).

Через десять с небольшим лет под влиянием обрушившейся на него критики (Бехтель, 1968; Додонов 1978; Ломов, 1971; Парыгин, 1971; Путляева, 1979; Раппопорт, 1968; и др.), в которой отмечалось, что «формула эмоций» не является всеобъемлющей и количественной в строгом смысле, Симонов (1981) вынужден написать: «Ра­зумеется, у нас нет универсальных единиц измерения потребностей, эмоций и праг­матической ценности информации» (1981).

Таким образом, «формула эмоций» не может служить для измерения степени эмо­ционального напряжения.

Странно, что, проводя эксперименты на людях, которые должны были подкрепить информационную теорию эмоций, Симонов совершенно игнорировал самоотчеты испытуемых и больше доверял изменению КГР и ЧСС при предъявлении испытуе­мым тех или иных раздражителей. Но можно ли любое изменение этих показателей непременно считать доказательством возникновения эмоции? Ведь они реагируют и на интеллектуальное напряжение, которое в экспериментах Симонова не исключа­ется.

Пытаясь доказать недоказуемое, любым фактам он дает только те объяснения и делает из них только те выводы, которые укладываются в его «теорию». Например, ссылаясь на данные М.Ю. Кистяковской (1965), он утверждает, что удовлетворение витальных потребностей (голод, жажда) ведет к покою и дремоте младенца, а не к положительным эмоциям. Но разве первое мешает второму? И откуда известно, что у младенца при утолении голода и жажды не появляется положительный эмоцио­нальный тон ощущений? Может быть, об этом у него можно узнать?

Не убеждают в правоте формулы и многие из «жизненных» примеров, приводи­мых Симоновым для подтверждения его теоретических выкладок относительно ме­ханизма появления эмоций, в частности – положительных. Например, почему при обнаружении собственного заблуждения человек должен смеяться над ним, как пишет автор, «с высоты только что приобретенного знания», а не досадовать? Разве шах­матист, анализирующий проигранную партию и обнаруживший ошибку, весело сме­ется над своим промахом? Но если это и так, то это будет смех сквозь слезы.

Или другой пример с летчиками, впервые испытывающими состояние невесомо­сти. В первые секунды им кажется, что они терпят катастрофу, но затем, поскольку они видят, что самолет не падает, у них возникает эмоция радости. Как считает Си­монов, это происходит потому, что они получили сверхинформацию, что ситуация не опасна. Но причем здесь наличие прагматической информации (т.е. информации о том, как спастись) и тем более сверхинформации, если в это время летчик ничего не делал и не планировал делать, а был просто пассивным наблюдателем происходя­щего с ним в состоянии невесомости?

Рассматривая эту теорию, нельзя не отметить подчас вольное обращение Симо­нова с основными понятиями, раскрывающими его формулу, что существенно за­трудняет понимание того, о чем конкретно идет речь.

Много неясного в использовании автором таких понятий, как «прагматическая информация», «прагматическая неопределенность». В одном случае это «истинный объем предстоящей деятельности» (1970), в другом – информация о том, как удовлетворить потребность, т.е. о средствах и способах достижения цели.

«Дефицит или избыток информации» вдруг становится у него идентичным «про­гнозу», хотя очевидно, что прогноз вторичен по отношению к информации. Так, утверждая, что положительные эмоции «возникают в ситуации избытка прагматиче­ской информации (т.е. информации о том, как удовлетворить потребность) по срав­нению с ранее существовавшим прогнозом (при "мгновенном срезе")» (1987), он некорректно противопоставляет информацию прогнозу. Информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности (Ис), у него превращается в гипотезу, достижение цели (подкрепление правильности прогноза) он рассмат­ривает как увеличение вероятности правильности гипотезы, не указывая, что это име­ет значение для будущего (для настоящего увеличение вероятности прогноза уже не имеет значения, так как потребность удовлетворена).

Существенно затрудняет вопрос и то, что Симонов не разделяет два случая воз­никновения эмоций – по поводу прогноза в процессе мотивации и по поводу реаль­ного достижения или не достижения цели при действиях, направленных на удовле­творение потребности. Кроме того, следовало бы четче обозначать, в каком случае речь идет о возникновении эмоционального тона ощущений, а в каком – об эмоции, так как эти явления не равнозначны. Например, человек еще не начал удовлетворять потребность в воде, но уже обрадовался, потому что нашел в пустыне объект удов­летворения потребности – воду в колодце. Нахождение объекта вызывает эмоцию. Когда же человек начнет пить, т.е. удовлетворять потребность, то у него возникнет эмоциональный тон ощущений – удовольствие, наслаждение.

Итак, можно сделать следующие выводы. Теория эмоций, названная П.В. Симо­новым «информационной», объясняет некоторые частные случаи возникновения эмоций в процессе мотивации, а именно при построении вероятностного прогноза удовлетворения потребности. Поэтому скорее она должна была бы называться «мотивационной». Справедливости ради надо отметить и то, что «формула эмоций» встретила у ряда авторов поддержку (Горфункель, 1971; Смирнов, 1977; Шингаров, 1970; Шустик и Сержантов, 1974). Д. Прайс и Дж. Баррелл (Price, Barrell, 1984) даже подтвердили в одном из экспериментов с самооценкой существование зависимости между эмоцией, силой потребности и вероятностью ее удовлетворения.

Собственно, это и не требует особого подтверждения, так как зависимость эмоций от двух других факторов очевидна. Вопрос в том, могут ли предложенные Симоновым гипотеза и формула объяснить все случаи возникновения эмоций, может ли эта зависимость считаться общим законом человеческих эмоций.

Эта теория игнорирует эмоциональные реакции, не связанные с мотивационным процессом (например, возникающие при достижении цели, т.е. удовлетворении по­требности), или эмоции, возникающие без участия интеллектуальной деятельности и сравнения Ин с Ис (например, испуг, возникающий мгновенно и осознаваемый нами постфактум).

«Формула эмоций» порой просто вступает в противоречие с ре­альностью. Она не является ни количественной, ни структурной; это функциональ­ная формула, показывающая зависимость величины эмоции от силы потребности и наличия прагматической информации, используемой при прогнозировании достиже­ния цели. Объясняя возникновение положительных эмоций, автор исходит из маги­ческой силы придуманной им формулы, а не из реально имеющихся фактов. Отсюда появление в его теории сверхинформации, практическую необходимость которой для прогноза он не обосновывает, а рассуждает по принципу: она необходима, потому что этого требует «формула эмоций».

В то же время оказывается, что положительные эмоции, исходя из того, что пишет Симонов, могут возникать не только при избыточ­ной информации, но и при простом уменьшении дефицита информации, т.е. при улучшении прогноза. Вообще, создается впечатление, что, когда автор забывает про пресловутую «формулу эмоций», он высказывает разумные и логически непротиво­речивые суждения о причинах и роли положительных и отрицательных эмоций.

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоции, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных.

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов, - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

На основании... опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».

«Нужно думать, - говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, - что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации ннтенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования - скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций.

Отражательно-оценочная функция эмоций

Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес­кого и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = 1[П,{И„-И С ),...].

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И с - информация 6 средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

Индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т.п.; - фактор времени, в зависимости от которого эмоциальппя реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями; - качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию и т.д. и т.п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми <и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения.

Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т.п.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму "жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

Низкая вероятность удовлетворения потребности (И н больше, чем И с) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (И с больше, чем И н) порождает положительные эмоции.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно.

Попробуем подойти к теме эмоций с научной точки зрения. Существует великое множество разных психологических теорий эмоций. И первая проблема, с которой я столкнулся, это их классификация. С детства я привык подходить к изучению какого-либо вопроса с построения некой системы. Приведу классификацию, понравившуюся мне.

В ней выделяется восемь основных подходов к эмоциям, на каждом мы остановимся подробнее:

  • Биологические теории эмоций;
  • Психоаналитические теории эмоций;
  • Мотивационная теория эмоций У.Липера ;
  • Когнитивные теории эмоций ;
  • Адаптационная теория Плутчика ;
  • Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда ;
  • Информационная теория эмоций Симонова ;
  • Эмоции в рамках учения А.Н.Леонтьева .

С некоторыми другими классификациями можно ознакомиться, пройдя по следующим ссылкам:

  1. http://www.emotionlabs.ru/view/klassifikaciya-emocij/
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B9

В этой работе я попытаюсь осветить взгляды разных ученых на проблему эмоций. К сожалению, эта область психологии изучена мало, поэтому нельзя точно утверждать об абсолютной верности той или иной теории и противоречивости другой. Все они правильны, но большинство из них рассматривает эмоции с какой-то одной стороны, не обращая внимания на другие аспекты. Тогда как логичнее было бы, на мой взгляд, рассматривать их в купе, все вместе и заниматься построением новой, более полной теории на основе уже существующих.

Биологические теории эмоций.

Эта теория была разработана и развивалась советским физиологом , Пётром Кузьмичом Анохиным (14.01.1898 – 5.03.1974).

Он утверждал, что теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного.

Из сказанного выше можно видеть, что он был убеждён в необходимости эмоций у человека и посвящал свои исследования раскрытию того, в чём состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

Чтобы было понятнее рассмотрим пример, который приводит П.К. Анохин. Он говорит, что ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Объясняя свою позицию, Пётр Кузьмич Анохин приводит пример, когда хищник в течение многих дней, целенаправленно преследует свою добычу, что сопровождается как негативными переживаниями (чувство голода), так и позитивными (процесс насыщения). Таким образом: «ведущие эмоции участвуют в формировании функциональной системы, определяя вектор, то есть направленность поведения, постановку цели, формирование акцептора результата действия. Ситуативные эмоции, возникающие при оценке отдельных этапов действия, позволяют корректировать поведение и достигать поставленной цели».

Психоаналитические теории эмоций.

Э то теория о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии.

Развивал эту теорию преимущественно Зигмунд Фрейд. Он рассматривал в основном негативные аффекты* . Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства.

Психоаналитическая теория эмоций - "теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении".

Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, "не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…".

Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «бессознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

___________________________

* Аффект
Нем.: Affekt. - Франц.: affect. - Англ.: affect. - Исп.: afecto. - Итал.: affetto. - Португ.: afeto.
Термин, заимствованный психоанализом из немецкой психологической традиции: всякое эмоционально-аффективное состояние - приятное или неприятное, смутное или отчетливое, - проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке. По Фрейду, всякое влечение находит свое выражение на двух уровнях: аффекта и представления. Аффект - это качественное выражение количества энергии влечения и ее разновидностей.

Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887-1902. Нем., 95; англ., 84; франц., 76-77.

http://www.psyoffice.ru/1292-affekt.html

_________________________________________________________________________________________________________________________________


Мотивационная теория эмоций Роберта Уарда Липера

Он выносит на обсуждение тот факт, что, "не прибегая к мотивационному критерию, мы не способны различать те процессы, которые мы называем эмоциями, и ряд других процессов, которые мы к эмоциям не относим".

В качестве примера он рассматривает ситуацию, когда вы едете на машине с человеком, который крайне неосторожно управляет ей. При этом Липер отмечает то, что вы не будете любоваться окружающим вас пейзажем, а будете сосредоточенно смотреть на дорогу и пытаться сообразить, что бы вам такого сделать, чтобы машину вели более аккуратно. Здесь на лицо влияние эмоции страха за свою жизнь на активность всего организма. И именно этот факт послужил основой того, что Липер рассматривает эмоциональные процессы как мотивы.

Пример, описанный Робертом Уардом Липером, очень ярко изображает эмоции человека в подобной ситуации. Когда едешь с неаккуратным, невнимательным или агрессивным водителем, постоянно чувствуешь себя не комфортно. Я часто ловил себя на мысли, что инстинктивно, сидя на пассажирском сидении, как бы нажимаю на педаль тормоза (сильно жму ногой в пол, имитируя нажатие педали). При этом сильно меняется мимика лица. Это происходит непроизвольно, осознание приходит чуть позже, а в этот момент, мне кажется, что я действительно торможу.

Автор полагает, что среди мотивов возможно выделение двух типов. Это эмоциональные и физиологические мотивы. При этом Липер подчеркивает, что физиологические мотивы могут зависеть от внутреннего состояния организма (голод, жажда), а могут зависеть от внешней стимуляции (боль от механического удара). А эмоциональные мотивы зависят от психических процессов. Основным различием между этими типами мотивов Липер предлагает считать то, что эмоциональные мотивы - "это процессы, которые зависят от сигналов, … напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные * или когнитивные процессы; это процессы, которые могут возбуждаться даже очень легкими и слабыми внешними раздражителями…". А физиологические мотивы - это процессы, которые зависят либо от особенных, специфических химических условий внутри организма, либо от сильного раздражения извне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Перцепция (восприятие) - это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств.

http://www.psyperm.narod.ru/K15_151.htm

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Когнитивные теории эмоций ( Когнитивность* )

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов

Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок.

"Термин "восприятие" Арнольд толкует как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно.

Шехтер: Когнитивно-физиологическая т е ория

Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис. 4).

В одном из экспериментов, направленных на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Рис. 4. Факторы возникновения эмоций в когнитивно-физиологическойконцепции С. Шехтера

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

Теория эмоций Дж.Келли

Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс - это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

*Когнити́вность (лат. cognitio , «познание, изучение, осознание») - термин, используемый в нескольких, значительно отличающихся друг от друга контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптационная теория эмоций Плутчика

Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. Ниже мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Номер Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция
1.
Инкорпорация - поглощение пищи и воды.
Принятие.
2. Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота.
Отвращение.
3. Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения.
Гнев.
4. Защита - первоначально на боль или на угрозу боли.
Страх.
5.
Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению.
Радость.
6.
Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие.
Горе.
7.
Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом.
Испуг.
8.
Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды.
Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…".

Интересно, что для некоторых животных таблица может выглядеть несколько иначе. Например, некоторые обезьяны склонны рушить и ломать всё вокруг, когда испытывают страх.

Теория дифференциальных эмоций Изарда Эдди Кэролла

Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов:

  • Основную мотивационную систему человека составляют десять+одна базовых эмоций (далее будет более подробно объяснено какие эмоции являются базовыми и почему).
  • Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.
  • Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.
  • Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние.
  • В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса

В рамках дифференциальной теории эмоций, последние рассматриваются не только как мотивационная система организма (как в теории Липера), но и в качестве базовых личностных процессов, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты. Нейрофизиологический аспект определяется в терминах активности центральной нервной системы. Здесь предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии, на основе которых Изард определяет базовые эмоции следующие:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как:
  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Гнев
  5. Отвращение
  6. Презрение
  7. Горе-страдание
  8. Стыд
  9. Интерес-волнение
  10. Вина
  11. Смущение
Все остальные эмоциональные состояния, по версии Изарда, являются производными или составными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

Информационная теория эмоций Симонова

Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций:

ЭМОЦИЯ = НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ - ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева

"В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс/минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Заключение.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций - столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

В когнитивных теориях возникновение эмоций связывается с деятельностью cognito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова - информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы, адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным.

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции - это "специфическое личностное отношение", а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным. Теории эмоций

Похожие статьи

  • Онлайн тесты гиа по русскому языку Демо версия огэ фипи

    Модуль "Алгебра" 1 . Найдите значение выражения 2. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9 класса. Какую отметку получит девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5,62 секунды? 1) отметка «5» 2) отметка «4» 3)...

  • Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов

    Тема урока: Творческие задания в вариантах ГИА Место урока: обобщающий урок в 9 классе (при подготовке к ГИА по химии). Длительность урока: (60 мин.). Содержание урока: Урок структурно разбит на 3 части, соответствующим вопросам в...

  • Пансион искусных фавориток

    Эта книга посвящена предыстории установления гитлеровской диктатуры в Германии, которое произошло 30 января 1933 г. и имело тяжелейшие последствия для народов Европы и всего мира. Различные аспекты нацистского господства, катастрофические...

  • Зарубежная литература сокращено

    Рассказ «Маугли» Киплинга входит в знаменитый сборник писателя «Книга джунглей», в котором главными героями выступают животные. Это удивительная история о мальчике, который был воспитан стаей волков и жил среди диких обитателей джунглей....

  • Почему присяжные оправдали террористку веру засулич Вера засулич совершила покушение на

    Засулич Вера Ивановна является весьма неоднозначной исторической личностью. Те, кто особенно не интересовался подробностями биографии этой женщины, скорее всего, вспомнят ее в образе героини, которая стреляла в бесчинствующего чиновника...

  • Примеры интеллигентных людей

    Держи, тут явно больше 60-80 слов.Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию...