Социальная психология в действии! Криминальная психология: основные направления дисциплины

Юридическая психология Васильев Владислав Леонидович

8.1. Предмет и задачи криминальной психологии

8.1. Предмет и задачи криминальной психологии

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также психологические пути воздействия на него.

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью.

Криминальная психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

В особом разделе рассматриваются психологические аспекты неосторожной преступности, при этом исследуется бытовая и профессиональная неосторожность.

Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так, В. Н. Кудрявцев пишет следующее: «Структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им события. Таким образом раскрывается генезис противоправного поведения, т. е. его происхождение и развитие».

Далее Кудрявцев отмечает: «Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке».

Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо, дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной основы, т. е. физиологии индивидуального организма». Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных «тормозов» и внутреннего контроля.

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию.

Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те, удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы, противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных свойств личности.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за отсутствия серьезных научных исследований в этой области. Интересны исследования состояния правонарушителя в момент деликта.

Постулирование того факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют предмет весьма острой, многолетней дискуссии таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.

Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение человека как субъекта и объекта истории от природы, не игнорирование человеческой природы как биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство истории и природы, преобразование природы историческим путем - такова традиция марксизма».

Но общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать тс или иные отклонения в сознании и поведении ребенка или взрослого. Из-за сложности, многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов: «Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других - как предпосылка, в третьих - как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма), в четвертых - как фактор, влияющий на психические явления, в пятых - как причина отдельных актов поведения, в шестых - как условие возникновения психических явлений и т. д.».

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол, тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления, как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г. Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у 74% матерей, злоупотребляющих спиртным.

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности, проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, «парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих поражающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности».

Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных, факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и воздействий. Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

Патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;

Нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;

Наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

Психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности - неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

Во-первых, потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше», охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели, касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то время как другие - существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.

Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует официальным прогнозам, а также руководствуется формулой «завтра жить не хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций и ведомств.

В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации. В этом случае действует установка «жить не хуже, чем другие».

В-четвертых, формирование потребностей подчиняется принципу «соответствия» возможностей. Характер труда, например, в сознании людей связан с более или менее определенным качеством досуга, степенью общественного признания и размерами заработка; размеры заработка, в свою очередь, - с качеством и разнообразием потребляемых благ и т. д. Соответствия такого рода имеют как объективные основания (например, необходимость полного и своевременного возмещения затрат физической и умственной энергии), так и субъективные.

Важное криминологическое значение имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано в ряде случаев с противоречиями в самом содержании социальной роли, ее двузначности.

Сама по себе противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере неизбежна: в этом отражается социальный, противоречивый характер самих процессов экономического и социального развития. Более того, осознание таких противоречий может послужить мотивирующим стимулом для их преодоления путем усовершенствования общественных связей и отношений, улучшения и развития соответствующего законодательства и т. д.

Исход внутриролевого конфликта зависит от размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных), ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости, а также от отношения индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным элементам в том числе (отождествление или отчуждение).

В случае, если противоречивые требования социальной роли не мотивируют конструктивного поведения, направленного на позитивное устранение или преодоление этих противоречий, происходит приспособление индивида к ее требованиям. Исход такого приспособления и зависит от взаимодействия указанных моментов (характер и реальность санкций, отождествление с ролью или отчуждение от нее).

Оперирование термином «личность преступника» означает, что речь идет о «социальном лице» человека, совершившего преступление.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Социальная среда - это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, - людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного специфического социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать преступления даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама, приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие препятствия.

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, в их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения. Конечно, речь идет не столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках, сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того, система ценностей общества и личности рассматривается не только как исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат, влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия их формирования, реализации, функционирования.

Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.

Преступность - это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступлений, но и контингент преступников. Обобщение субъективных данных позволяет точнее прогнозировать динамику преступности, ее влияние на социальные процессы, научно обоснованно строить организацию борьбы с преступностью, совершенствуя подсистему коррекции криминогенной деформации личности и оптимизируя взаимодействие последней с социальной средой. Преступность также можно рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности, но уже на типическом уровне среды, личности, их взаимосвязи.

Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.

Сексуальный маньяк и серийный убийца Чикатило

Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. В первом случае анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как объекта социальных влияний.

Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам; исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п. Социально-типологический подход позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т. п. Выявление того, почему негативно-отклоняющееся от социальных норм поведение приняло конкретный характер, требует этико-правовой оценки соответствующих позиций, ролей, связей и отношений, а также личностных характеристик.

Все началось с обычного ДТП, в котором никто не пострадал. 20 января 1994 г. около 17 ч на пересечении Съездовской линии и Большого проспекта Васильевского острова столкнулись «Москвич-214 » под управлением водителя М. и ВАЗ-21063, за рулем которого находился гражданин В., а в качестве пассажира ехал некто Ф. - коммерческий директор АОЗТ.

Автомобили не были серьезно повреждены, однако В., обвинив М. в нарушении Правил дорожного движения, стал требовать возмещения убытков. Прибывшие на место аварии сотрудники ГАИ констатировали, что правила-то нарушил как раз В. А пока шло разбирательство, Ф. попросил М. отвезти его в нотариальную контору.

Из нотариальной конторы Ф. Позвонил директору АОЗТ Б. и рассказал о происшествии. Директор распорядился, чтобы на место выехали трое сотрудников фирмы, в том числе и брат В., и разобрались в ситуации.

ГАИ уже уехала, и В. без опаски объявил прибывшим о том, что в ДТП виноват М., который к этому времени привез Ф. из нотариальной конторы на место аварии.

Компания стала грубо вымогать деньги на ремонт машины В. Получив отказ, соучастники отобрали у М. ключи от машины и документы, а вдобавок ударили его.

«Москвич» отогнали в офис АОЗТ на Земледельческую улицу. М., работавший экспедитором АОЗТ «Молодежный центр», вернулся в контору на городском транспорте и поведал сослуживцам о постигшем его несчастье.

Коллеги экспедитора - X., Г. и З. поехали вместе с ним выручать машину. В кабинете директора АОЗТ произошла потасовка, в которой участвовали около 10 человек. В разгар «битвы» X. вытащил пистолет ТТ и выстрелил в пол для устрашения. В ответ Ф. достал газовый пистолет и также выстрелил из него.

Обмен любезностями продолжился в коридоре. Представителям «Молодежного центра» удалось захватить зачинщика всего случившегося - нарушителя В., которого бросились спасать его друзья.

На втором этаже здания, возле столовой, потасовка разгорелась с новой силой. «Гости» требовали вернуть машину, ключи и документы без всяких условий.

В этот момент директор АОЗТ Б. решил, что настала пора решительных действий. Он достал из сейфа автомат и спустился в столовую. Четверку захватчиков удалось разоружить. Их избили, связали и кинули в спортзал. А Б. тем временем вызвал «крышу», чтобы та уладила конфликт своими методами.

К началу последнего акта драмы в офисе были уже более 15 человек со стороны хозяев и 10 представителей «Молодежного центра», шесть из которых были вооружены пистолетами.

Однако автоматная очередь раздалась прежде, чем кто-либо успел воспользоваться пистолетом. Шесть приезжих в результате разделили участь четверых предшественников. После чего представители АОЗТ решили убить всех, чтобы не оставлять свидетелей и следов.

На Большом Сампсониевском проспекте злоумышленники угнали микроавтобус «Мазда» и подогнали его к офису. После этого один из обвиняемых взял автомат и расстрелял 10 человек, каждого выстрелом в голову.

Трупы загрузили в «Мазду» и вывезли за город, в район совхоза «Пригородный». В 300 метрахотдороги на Каменкумикроавтобус и трупы облили бензином и подожгли.

Весьма существенно и то, насколько распространен в обществе тип личности, продуцирующий преступное поведение, как он соотносится с иными типами личности, каковы его социально-экономические, социально-психологические и психологические детерминанты.

Одна из основных задач криминальной психологии - выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку уже в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако, в отличие от убийц, правопослушные люди способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта либо постараться изменить свое отношение (внутреннюю позицию) к обстоятельствам.

Для многих убийц, например, ситуация принципиально иная. Контакт с кем-либо другим (в бытовых отношениях - с жертвой преступления) приобретает для них крайне важный, жизнеобеспечивающий характер. При этом сам преступник приписывает жертве способность удовлетворить его потребности, а затем в той или иной форме требует этого удовлетворения (подробнее см. раздел «Психология насильственной и неосторожной преступности» настоящей главы).

Системный подход дает возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать эту проблему. Главные положения этого подхода заключаются в следующем:

Личность правонарушителя познается через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;

Личность правонарушителя исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяют элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;

Наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является среда, окружающая индивида, в особенности социальная микросреда. Основная цель исследования - выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Исследования показали, что для различных видов преступлений (насильственных, корыстных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.Некоторые вопросы социальной психологии

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые

Из книги Лингвистическая психотерапия автора Калина Надежда Фёдоровна

Предмет лингвистической психотерапии и ее задачи. Психотерапия – одна из наиболее бурно и стремительно развивающихся сфер современной психологии. Ее предметная область чрезвычайно широка и неоднородна, а концептуально-теоретические основы и практические приложения

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии Предмет изучения медицинской психологии Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Предмет и задачи психологии как науки Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание - а значит, всякое, даже наивное познание - психических

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных: восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе; проблемы

Из книги автора

6.1. Предмет и задачи психологии юридического труда Психология юридического труда исследует психологические закономерности правоприменительной деятельности и изучает психологические основы: профессиограмм юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства;

Из книги автора

15.1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью.

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также психологические пути воздействия на него.

Криминальная психология исследует механизм иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

В особом разделе рассматриваются психологические аспекты неосторожной преступности, при этом исследуется бытовая и профессиональная неосторожность.

Различные научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так, В. Н. Кудрявцев пишет следующее: «Структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, объективной и субъективной сторон и субъекта. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. С этой точки зрения конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Более того, поскольку нас интересуют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и некоторые предшествующие им события. Таким образом раскрывается генезис противоправного поведения, т. е. его происхождение и развитие» .

Далее Кудрявцев отмечает: «Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке» .

Проиесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, типологии и других наук о человеке {В. Н. Кулрявиев).

Недостатки процесса социализации не могут быть понятны вне психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-эмоциональной стороны. «Причем всякий раз надо иметь в поле зрения обе смыкающиеся в психологии стороны дела: социальную и физиологическую, ибо, дойдя до индивида и его эмоций, мы всегда доходим и до их материальной основы, т. е. физиологии индивидуального организма» . Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных «тормозов» и внутреннего контроля.

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию.

Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия. Извращенные потребности и те, удовлетворения которых субъект не заслуживает или которые общество по уровню своего развития не в состоянии удовлетворить, субъективные интересы, противоречащие общественным, способствуют возникновению антиобщественных свойств личности.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Но этот вопрос неясен и остается спорным из-за отсутствия серьезных научных исследований в этой области. Интересны исследования состояния правонарушителя в момент деликта.

Постулирование того факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения. Различные стороны личности, от природы способностей и до природы отклоняющегося поведения, составляют предмет весьма острой, многолетней дискуссии таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов и др.

Б. Г. Ананьев пишет: «Не отделение человека как субъекта и объекта истории от природы, не игнорирование человеческой природы как биологического начала в человеческой организации, а диалектическое единство истории и природы, преобразование природы историческим путем - такова традиция марксизма» .

Но общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начиная с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребенка или взрослого. Из-за сложности, многомерности, взаимообусловленности связей социального и природного в личности эти вопросы представляют для исследователя весьма сложно разрешаемую проблему. На это указывает, в частности, Б. Ф. Ломов: «Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. В одних измерениях и при одних определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других - как предпосылка, в третьих - как содержание психического отражения (например, ощущения состояний организма), в четвертых - как фактор, влияющий на психические явления, в пятых - как причина отдельных актов поведения, в шестых - как условие возникновения психических явлений и т. д.» .

Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отяго- шенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального на разных иерархических уровнях структуры личности в процессе ее онтогенеза в свое время предпринял К. К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол, тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления, как «воскресные дети», «дети карнавала», дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф. Г. Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2% непьющих матерей, у 9% умеренно пьющих и у 74% матерей, злоупотребляющих спиртным .

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности, проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам: воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, «парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих поражающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности» .

Таким образом, выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, является отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитатеяьно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных, факторов, обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности. Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических, так и медицинских корректирующих мер и воздействий. Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Отсюда понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Г. А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • ? патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • ? нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, шщоаничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • ? наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • ? психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором .

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности - неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

Во-первых, потребности складываются под воздействием прошлого. Стандарты прошлого уклада жизни действуют на актуальные потребности людей благодаря их личному опыту и опыту предыдущих поколений (через непосредственный контакт и с помощью массовых коммуникаций). Установка «жить не хуже, чем раньше», охватывающая как уровень жизни в целом, так и его отдельные показатели, касается и более отдаленного прошлого. Знания о нем, однако, всегда весьма приблизительны, а представления в значительной степени искажены. Причем одни стороны прошлой социальной жизни, как правило, преувеличиваются, в то время как другие - существенно преуменьшаются, вследствие чего прошлое идеализируется и способствует неоправданному росту потребностей.

Сама по себе противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере неизбежна: в этом отражается соииальный, противоречивый характер самих проиессов экономического и соииального развития. Более того, осознание таких противоречий может послужить мотивирующим стимулом для их преодоления путем усовершенствования общественных связей и отношений, улучшения и развития соответствующего законодательства и т. д.

Во-вторых, потребности диктуются прогнозируемым будущим. Население в своих представлениях о возможных изменениях в укладе жизни обычно следует официальным прогнозам, а также руководствуется формулой «завтра жить не хуже, чем сегодня». Дополнительный рост потребностей может быть вызван неправильным планированием, занижающим сроки выполнения тех или иных задач, поспешными обещаниями ответственных организаций и ведомств.

В-третьих, потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоев. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации. В этом случае действует установка «жить не хуже, чем другие».

В-четвертых, формирование потребностей под(как позитивных, так и негативных), ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости, а также от отношения индивида к своей социальной роли в целом и к ее составным элементам в том числе (отождествление или отчуждение).

В случае, если противоречивые требования социальной роли не мотивируют конструктивного поведения, направленного на позитивное устранение или преодоление этих противоречий, происходит приспособление индивида к ее требованиям. Исход такого приспособления и зависит от взаимодействия указанных моментов (характер и реальность санкций, отождествление с ролью или отчуждение от нее).

Оперирование термином «личность преступника» означает, что речь идет о «социальном лице» человека, совершившего преступление.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Социальная среда - это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей, которые создают и изменяют указанные обстоятельства, - людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного специфического социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и порождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе правонарушений. Такая личность способна совершать преступления даже при меняющихся условиях, если не изменилась она сама, приспосабливая при необходимости для себя среду и преодолевая возникающие препятствия.

Представляется, что отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок, т. е. в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, в их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения. Конечно, речь идет не столько о декларируемых, желаемых морально-правовых идеалах и поступках, сколько о непосредственных житейских представлениях, которые закрепляются общественной практикой в сознании и деятельности человека. Кроме того, система ценностей общества и личности рассматривается не только как исходная сторона социального взаимодействия, но и как его результат, влияющий на последующее взаимодействие. Не остаются без внимания и условия их формирования, реализации, функционирования.

Таким образом, при исследовании возникает необходимость комплексной оценки взаимосвязи различных характеристик среды и личности.

Преступность - это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступлений, но и контингент преступников. Обобщение субъективных данных позволяет точнее прогнозировать динамику преступности, ее влияние на социальные процессы, научно обоснованно строить организацию борьбы с преступностью, совершенствуя подсистему коррекции криминогенной деформации личности и оптимизируя взаимодействие последней с социальной средой. Преступность также можно рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности, но уже на типическом уровне среды, личности, их взаимосвязи.

Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.

Сексуальный маньяк и серийный убийиа Чикатило

Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. В первом случае анализируются прежде всего социальная позиция „точности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как объекта социальных влияний.

Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может выполнить их только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым конфликтам; исключают личность из сферы действия необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п. Социально-типологический подход позволяет понять, какую личность формируют обстоятельства, к каким социальным позициям и ролям она готова, как в соответствующих типичных ситуациях намерена преодолевать препятствия, разрешать конфликты и т. и. Выявление того, почему негативно-от- клоняющееся от социальных норм поведение приняло конкретный характер, требует этико-правовой оценки соответствующих позиций, ролей, связей и отношений, а также личностных характеристик.

Все началось с обычного ДТП, в котором никто не пострадал. 20 января 1994 г. около 1 7 ч на пересечении Съездовской линии и Большого проспекта Васильевского острова столкнулись «Москвич-2141 » под управлением водителя М. и ВАЗ-21063, за рулем которого находился гражданин В., а в качестве пассажира ехал некто Ф. - коммерческий директор АОЗТ.

Автомобили не были серьезно повреждены, однако В., обвинив М. в нарушении Правил дорожного движения, стал требовать возмещения убытков. Прибывшие на место аварии сотрудники ГАИ констатировали, что правила-то нарушил как раз В. А пока шло разбирательство, Ф. попросил М. отвезти его в нотариальную контору.

Из нотариальной конторы Ф. позвонил директору АОЗТ Б. и рассказал о происшествии. Директор распорядился, чтобы на место выехали трое сотрудников фирмы, в том числе и брат В., и разобрались в ситуации.

ГАИ уже уехала, и В. без опаски объявил прибывшим о том, что в ДТП виноват М., который к этому времени привез Ф. из нотариальной конторы на место аварии.

Компания стала грубо вымогать деньги на ремонт машины В. Получив отказ, соучастники отобрали у М. ключи от машины и документы, а вдобавок ударили его.

«Москвич» отогнали в офис АОЗТ на Земледельческую улицу. М., работавший экспедитором АОЗТ «Молодежный центр», вернулся в контору на городском транспорте и поведал сослуживцам о постигшем его несчастье.

Коллеги экспедитора - X., Г. и 3. поехали вместе с ним выручать машину. В кабинете директора АОЗТ произошла потасовка, в которой участвовали около 10 человек. В разгар «битвы» X. выташил пистолет ТТ и выстрелил в пол для устрашения. В ответ Ф. достал газовый пистолет и также выстрелил из него.

Обмен любезностями продолжился в коридоре. Представителям «Молодежного центра» удалось захватить зачинщика всего случившегося - нарушителя В., которого бросились спасать его друзья.

На втором этаже здания, возле столовой, потасовка разгорелась с новой силой. «Гости» требовали вернуть машину, ключи и документы без всяких условий.

В этот момент директор АОЗТ Б. решил, что настала пора решительных действий. Он достал из сейфа автомат и спустился в столовую. Четверку захватчиков удалось разоружить. Их избили, связали и кинули в спортзал. А Б. тем временем вызвал «крышу», чтобы та уладила конфликт своими методами.

К началу последнего акта драмы в офисе были уже более 15 человек со стороны хозяев и 10 представителей «Молодежного центра», шесть из которых были вооружены пистолетами.

Однако автоматная очередь раздалась прежде, чем кто-либо успел воспользоваться пистолетом. Шесть приезжих в результате разделили участь четверых предшественников. После чего представители АОЗТ решили убить всех, чтобы не оставлять свидетелей и следов.

На Большом Сампсониевском проспекте злоумышленники угнали микроавтобус «Мазда» и подогнали его к офису. После этого один из обвиняемых взял автомат и расстрелял 10 человек, каждого выстрелом в голову.

Трупы загрузили в «Мазду» и вывезли за город, в район совхоза «Пригородный». В 300 метрах от дороги на Каменку микроавтобус и трупы облили бензином и подожгли.

Учебная литература по юридической психологии

Пастушеня А.Н.
Криминальная психология.

Учебно-методическое пособие.
Мн., 2007.


Тема 1. Предмет, задачи и методология криминальной психологии

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов - психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания. На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности. Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны. Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе - установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния. Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений. Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия. Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

3. Методология криминальной психологии.

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту. Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе. Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей. К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др. Криминальная психология также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность. В качестве таковых выступают категории уголовного права - "личность преступника", "преступная группа", "преступная организация", "преступное деяние", "умысел", "неосторожность", "потерпевший" и др. Используются также категории криминологии - "преступное поведение", "криминогенная личность", "преступность", "причины и условия преступности", "виктимное поведение", а также категория теория государства и права - "правосознание" и т.д. Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

В свою очередь научные разработки в области криминальной психологии используются перечисленными отраслями психологической науки, юридическими, социальными и гуманитарными науками. Так, для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности - противоправного поведения. То же самое относится к научной проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Ее раскрытие требует знаний о противоположных явлениях - криминогенных дефектах личности и закономерностях их формирования. Что касается юридических наук, то данные криминальной психологии позволяют глубже развивать криминологические учения о личности преступника, причинах и условиях преступности, ее предупреждении; теорию уголовного права - о субъективной стороне преступления, личности виновного, отдельных обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность; теорию уголовно-исполнительного права - о личности осужденного, степени его исправления; теорию государства и права - о правосознании и т.д.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат. В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: "психологический механизм (и генезиз) преступного поведения", "криминогенный комплекс личности", "криминогенная склонность личности", "антикриминальная устойчивость личности", "криминогенная мотивация", "криминогенные социально-психологические явления", "криминогенные дефекты правосознания", "криминогенные психологические свойства группы", "психологический генезис криминогенной личности" и др.

Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности - психическая деятельность детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и посупков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

Что изучает криминальная психология?

Какие психические явления относятся к объектам криминальной психологии?

Что является предметом криминальной психологии?

Какие теоретические задачи стоят перед исследованиями в области криминальной психологии?

Какие прикладные задачи решает криминальная психология?

На какие юридические категории опирается криминальная психология? Назовите основные понятия криминальной психологии?

На какие философские принципы опирается криминальная психология?

На какие общепсихологические принципы опирается криминальная психология?

Какие конкретно-научные принципы используются в исследованиях в области криминальной психологии?

Какие методы исследований используются в криминальной психологии?

Анализ уголовной статистики

Анкетный метод

Анализ периодической печати

Экспертный метод

Психологический анализ уголовных дел

Наблюдение

Метод обобщения независимых характеристик

Социометрия

Использование данных судебно-психологической экспертизы

Эксперимент

Тест

Изучение личности преступника, преступных сообществ и психологии преступности в целом должно быть не эпизодичес­ким, а систематическим, плановым, осуществляемым по научно обоснованной программе 12 . Руководствуясь изложенными требо­ваниями, необходимо выбирать в каждом исследовании соот­ветствующие методы для получения объективных данных о кон­кретной личности правонарушителя, о психологии криминальной группы в той или иной области преступности.

В криминальной психологии имеет значение взаимосвязь двух аспек­тов применения системно-структурного метода при анализе преступника и преступных групп . Во-первых, рассмотрение преступности как множества вза­имодействующих составляющих (преступлений, лиц, их со­вершающих, преступных формирований и т. п.), обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется психологическая структура преступности, характеристики различных элемен­тов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более об­щей системы - общества. Выявляются внешние связи пре­ступности с различными характеристиками общества и личности, выде­ляются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность. При этом определяются особен­ности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема обще­ства.

Преступность рассматривается в данном аспекте во взаи­мосвязи с иными негативными социально-психологическими отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой, теневой юстицией и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в рамках выделения такой системы, как соци­альные отклонения. Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалек­тика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой - обществом и другими его структурами.

Для изуче­ния психических явлений в области преступности в криминаль­ной психологии и практики профилактики правонарушений ис­пользуются различные методы. Под мето­дами понимается путь, способ исследования или деятельности. Все используемые в криминальной психологии методы принято делить на: 1) методы сбора информации и 2) методы анализа первичных данных 11 . Функции сбора информации реализуются посредством ме­тодов наблюдения, разнообразных опросов (беседы, анкетирова­ние), экспериментов, обобщения независимых характеристик, экспертных оценок, социометрии, тестов и т.д. Методами же анализа первичных данных являются: содер­жательный (качественный) и количественный (статистический); описательный; исторический; экспериментальный; моделирова­ние.


Методы сбора и анализа информации тесно связаны и вза­имодействуют, нередко взаимно перекрывая друг друга. Так, эксперимент или социометрический опрос могут служить и сбору информации, и ее обобщению, и внедрению в практику.

Различают также методы научного исследования (применяе­мые учеными для изучения проблемы) и методы, применяемые в практической деятельности, например, психологом школы, для "изучения степени криминализации подростковой среды или изучения конкретной личности подростка с деликвентным по­ведением и воздействия на него.

В процессе системно-структурного анализа обычно ши­роко используются математические методы. Ограниченно ис­пользуются методы математического моделирования. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа и применения некоторых других матема­тических методов с использованием мультимедийных программ.

Рассмотрим основные методы криминальной психологии.

1.3.1. Анализ уголовной статистики. Чтобы иметь общее представ­ление о современной преступности (и в частности - о подрост­ковой), психологи изучают общую уголовную статистику, выде­ляя в ней такие параметры:

Динамика преступности по времени, месту и объектам преступного посягательства;

Структура и характер совершаемых преступлений;

Степень организованности;

Профессионализация преступных проявлений;

Социально-демографическая характеристика преступни­ков;

Виды и характеристика групповой преступности;

Влияние взрослых на подростковую преступность;

Проявление новых видов и способов преступного про­мысла;

Степень коррумпированности преступности;

Связь отечественной преступности с зарубежной.

Можно выделять и другие параметры для анализа. Прове­денный анализ позволяет выделить приоритетные направления для криминально-психологического исследования.

Однако данные уголовной статистики лишь приблизительно отражают общую картину состояния преступности, поскольку в нее не входят данные о латентной преступности. Поэтому ана­лиз уголовной статистики дополняется различными опросами (анкетированием, интервью и др.).

1.3.2. Анкетный метод - это опрос определенной группы людей по заранее разработанным вопросам с целью получения количе­ственных данных. Например, анкетным опросом можно изучить интересы, мнения девиантной группы подростков, мнения осужденных в колонии по тем или иным нравственным, право­вым и другим вопросам, законопослушных граждан в оценке современной преступности, мер профилактики и т.д. Анкетиро­ванием можно охватить большую группу лиц, провести иссле­дование в кратчайшие сроки. Однако к результатам анкетного опроса надо подходить осторожно, так как они в известной мере носят субъективный характер. При этом опрашиваемые (особенно правонарушители) должны быть убеждены, что ан­кетный опрос не будет использован им во вред и тайна опроса будет сохранена.

1.3.3.Анализ периодической печати. В периодической печати ши­роко освещаются вопросы борьбы с преступностью. Многие из­дания специально имеют раздел «Криминальная хроника», где освещаются совершаемые преступления, дается характеристика личности или группы преступников, методы и способы совер­шения преступлений, способы сокрытия следов, поведение за­держанных обвиняемых и подозреваемых и т.д. Данные прессы и телевидения подвергаются контент-анализу (качественному и количественному анализу). Для этого исследователь разрабаты­вает схему такого анализа исходя из исследуемой проблемы. К сожа­лению, контент-анализ СМИ пока мало используется для изу­чения криминально-психологических проблем.

1.3.4.Оценка экспертов. Это метод опроса компетентных людей в области борьбы с теми или иными видами преступлений. В изучении организованной преступности такими экспертами могут быть сотрудники подразделений по борьбе с организован­ной преступностью. В изучении преступности несовершенно­летних такими экспертами часто выступают сотрудники отделов профилактики преступности несовершеннолетних, члены ко­миссий по делам несовершеннолетних, сотрудники специаль­ных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых ус­ловиях воспитания, воспитательных коло­ний и др.

1.3.5.Психологический анализ уголовных дел. Для изучения психоло­гических особенностей отдельных видов преступлений или катего­рий преступников отбираются соответствующие уголовные дела. Дальше разрабатыва­ется схема их анализа. Собранная информация подлежит обработке, для чего составляется програм­ма и данные вводятся в компьютер. Полученные данные подлежат интерпретации.

1.3.6. Наблюдение - основной метод криминально-психологичес­кого исследования. С помощью этого метода личность делинквента изучается в реальных условиях без вмешательства иссле­дователя.

Наблюдение должно отвечать следующим требованиям:

Целенаправленность - т.е. иметь определенную програм­му и план наблюдения, в которой отражается: что наблюдать и в каких условиях;

Систематичность - быть постоянным, а не от случая к случаю;

Репрезентативность - количество наблюдений и число наблюдаемых должно быть достаточным для получения значи­мых результатов и позволять использовать математические ме­тоды обработки материала;

Результаты наблюдения подлежат точной фиксации в протоколе наблюдения, используются также магнитофонные и видеозаписи;

Наблюдать одно и то же лицо или группу надо в разных, закономерно меняющихся условиях.

Недостатком этого метода является то, что само по себе на­блюдение далеко не всегда позволяет отделить случайные факты от закономерных, а истолкование этих фактов может быть субъ­ективным.

1.3.7. Метод обобщения независимых характеристик. С любым под­ростком-правонарушителем общается большой круг людей: дру­зья по месту жительства, классный руководитель школы, инспектор ОППН органов внутрен­них дел, врач, преподаватели конкретных учебных дисциплин и т.д. Суть метода заключается в учете этих независимых характеристик одним лицом, например, классным руководите­лем или инспектором ОППН, и использовании их в научных и практических целях. Методом обобщения независимых характе­ристик можно изучать не только отдельную личность, но и кри­минальную группу.

1.3.8. Социометрия - как способ измерения контактных взаимо­отношений (в переводе с лат. socius означает товарищ, компа­ньон, metrum - измерять, мерить) применяется и в криминаль­ной психологии. Она позволяет получить одномоментные «снимки» структуры неформальных, межличностных отношений в группе, сообществе.

Но в криминальной психологии не всегда можно использо­вать социометрию в чистом виде при исследовании криминаль­ной группы. И тут на помощь приходит разновидность этого метода, называемая «пространственно-знаковая социометрия».

Похожие статьи