Система логопедической работы по предупреждению трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников. Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Подготовила: Кузина Мария Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

План: 1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка чтения. Методика работы над пониманием произведения. 2. Характеристика средств выразительности чтения, методические приёмы, обеспечивающие овладение выразительным чтением. 3. Методика работы над правильностью чтения, типичные ошибки в чтении учащихся. 4. Приёмы отработки беглости чтения с учётом программных требований и возрастных особенностей. 5. Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. 6. Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.

3 слайд

Описание слайда:

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

4 слайд

Описание слайда:

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Показатели сформированности: а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки); б) правильные ответы по содержанию; в) верный пересказ; г) понимание лексического значения слов и выражений; д) выразительное чтение. Сознательность чтения обеспечивается следующими приёмами: словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения; беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста; работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение; пересказ прочитанного; постановка вопросов самими учащимися к тексту; работа с пословицами, близкими к содержанию текста; выполнение творческих работ. Сознательность

5 слайд

Описание слайда:

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения. Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности): правильное речевое дыхание, соблюдение орфоэпических норм, наличие силы голоса (выражается в ударении), направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи, тембр (эмоциональная окраска голоса), выражение собственного отношения к прочитанному. Выразительность

6 слайд

Описание слайда:

Под выразительностью чтения следует понимать умение использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность требую от детей при чтении любого текста, знакомого и незнакомого. Три этапа подготовки к выразительному чтению: осмысливание идейно-тематической основы произведения; разметка текста, проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удаётся голосом передать, отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам.

7 слайд

Описание слайда:

Работа над выразительностью Задания для развития интонации: Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль и т. д.). Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложение с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение), дай оценку происходящему. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (радость, гордость, вырази удивление, восторг, восхищение, и т. д.) Прочитай и дай оценку читающему (три предложения с разной интонацией и несколько предложений с разными интонационными оттенками).

8 слайд

Описание слайда:

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении; б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм. В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы: орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое, работа над лексическим значением слова, предварительное чтение «про себя», методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения; ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием), приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре), прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили, создание на уроке обстановки внимательного чтения, техническая подготовка перед чтением текста.

9 слайд

Описание слайда:

Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении. Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов: а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»); б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.); в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).

10 слайд

Описание слайда:

Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. Для проверки навыков чтения используют таблицу № Ф. И. учащегося Способ чтения Правильность чтения Темп чтения Выра зит. чтения оценка По буквам По словам По слогам и целым словам Целыми словами Без ошибок Пропуск букв Замена букв Повторы слогов Ударение в словах Окончания слов Ниже нормы норма Выше нормы Логические паузы интонация 1 + + 2 + 3

11 слайд

Описание слайда:

Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтения Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова, результаты записывают в таблицу. Применяется оригинальный приём контроля и самоконтроля учащихся. Готовятся несколько текстов. Ученик каждый день получает новый лист, чтобы не было запоминания. Каждый учащийся просчитывает количество слов в тексте. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую минуту и так до 5 минут, в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю. Учитель в свою очередь проводит контрольный замер техники чтения, он сравнивается с результатом учащихся.

12 слайд

Описание слайда:

Проверка и оценка навыков чтения Оценка «5» - ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного. правильно став ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения; умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту; твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать. Оценка «4» - ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного; правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя; пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» - ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя; не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

13 слайд

Описание слайда:

Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя. Вид чтения - чтение «про себя», является социально наиболее значимым для школьника, поскольку 90-95% получаемой учебной информации осваивается с его помощью, изучается параллельно с чтением вслух тоже дважды в учебном году. Так как чтение про себя осуществляется в более быстром темпе, чем вслух, из-за отсутствия громкого проговаривания и более быстрого движения глаз по строке в процессе чтения, то для проверки его сформированности выбраны тексты большей длины.Описание слайда:

При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость чтения. Всего существует 5 ступеней молчаливого чтения, выделение которых, из-за его протекания в невиди­мом режиме, опирается на данные определения скорости чтения. Первая, самая низшая ступень - чтение громким шёпотом (жужжащее чтение). На этой ступени учащиеся в полной мере используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, а также голосовой системы. Скорость такого чтения невысокая и часто соответствует скорости чтения вслух. Вторая ступень - чтение тихим шёпотом. В процессе этого чтения учащиеся активно используют речедвигательный и слуховой анализаторы, однако работа голосовой системы значительно ослаблена. Скорость тихого шёпотного чтения обычно самая медленная. Третья ступень - чтение, сопровождающееся беззвучной артикуляцией. На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора, однако полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Скорость такого чтения несколько быстрее шёпотного чтения. Четвёртая ступень - молчаливое чтение. В процессе такого чте­ния работа речедвигательного анализатора полностью переходит в невидимый (скрытый) режим. Скорость молчаливого чтения быстрее скорости чтения на предыдущих ступенях становления навыка. Пятая наивысшая ступень - автоматизированное чтение «про себя». Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз.

16 слайд

Описание слайда:

Процедура проведения. Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца без заголовка. Инструкция: «Громко назови свою фамилию, имя, класс. Пожалуйста, начинай читать текст по моей команде, но без названия. Название прочитаю я. Читай внимательно, так как потом тебе нужно будет его пересказать. Обязательно скажи, когда ты закончишь читать». Экспериментатор включает диктофон на запись сразу, как только ребенок сел за стол. Когда ребенок начинает читать текст, включается секундомер. Особо тщательно следует следить за тем, чтобы ребенок не начал читать до включения секундомера. Скорость чтения может быть определена и при повторном прослушивании записи с диктофона. Дополнительно фиксируются случаи прослеживания по тексту пальцем.

17 слайд

Описание слайда:

Правильность чтения - по безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов.

Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).

2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).

3. Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпическое чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит»), собственно орфоэпические ошибки связанные с незнанием нормы, интонационные ошибки. Причины непонимания лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различим между орфографическим и орфоэпическим чтением.

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а) упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.


Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения.

2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

Приемы выработки беглости чтения:

а) упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к.р.д.р. В нашей квартире узкий к..

б) зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

в) прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше(читать не больше 3-х раз)

г) ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

д) «жужжащее пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

з) игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда- нибудь поймешь!»)

В современной методике обучения чтению термин «сознательность» («осознанность») чтение употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего смысла всего текста. Во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному. В-третьих, это осознанность индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои возможности (осознание себе как читателя).

Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов, от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного), от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает), от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности чтение, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту.

Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность - это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:

3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз).

4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

Умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения:

1) соблюдение знаков препинания,

2) соблюдение логич.ударений.

3) Соблюдение пауз.

4) соблюдение ритма и темпа чтения.

5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи:

1. Орфоэпическая работа.

2. Образец чтения.

3. Составление разметки текста, т.е. графического плана.

4. Упражнения в чтении.

5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

Анализ разных УМК по литературному чтению в начальной школе: а) чтение в УМК Л.В. Занкова; б) чтение в УМК «Школа 2100»; в) чтение в УМК «Начальная школа 21 века» и др. (на выбор).

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

Учебник «Живое слово» (автор Романовская З.И.). Соответствуя главной установке дидактической системе на общее развитие детей, уроки чтения нацелены как на общее, так и на специальное развитие, предполагающее формирование культуры чтения детей, приобщение детей к литературе, как искусству слова, представления широкой картины миры на основе литературы и науки. В «Живом слове» 2 раздела: художественный и научно познавательный, что соответствует делению учебного предмета на 2 вида чтения: эстетическое и логическое. Исходя из принципа природосообразности, авторы включают в учебник много текстов близких детскому опыту.

В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. - не ниже 70сл., 3 кл. - не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

«Моя любимая азбука», «Букварь» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) УМК школа 2100

Данный учебник является составной частью серии «Свободный ум», выпущен в 1996 году как пробный,

Особенности:

Главная особенность - ориентация на разный уровень разви-тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо-минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот-ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

Методика работы с таким текстом строится с учетом формиро-вания у детей типа правильной читательской деятельности;

В учебнике два раздела: 1) «Говорим, рассказываем» (добуквенный этап) и 2) «Учим буквы - учимся читать» (букварный этап); это учебник-тетрадь, в котором ребенок

Самостоятельно работа-ет (печатает, рисует и т.д.);

Последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.

Качества навыка чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умения думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светловская). Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно понимать, что навык чтения – залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных за единицу времени; обычное количество слов в 1 минуту.

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой страницы нельзя уяснить их связь, а без видения внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознание идеи произведения. В свою очередь понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя навыками чтения. Данный подход реализуется уже в период обучения грамоте, еще важнее такую систему работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.

Известный психолог Т.Г. Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» «1953» рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания того, что ими обозначено, и осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Е. Егоров пишет: «Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». Как следует из приведенного высказывания, исследователь технику чтения «то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом восприятия и озвучивания» не противопоставляет осмыслению читаемого. Что бы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Об этом же писал С.П. Редозубов: « Еще и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки «техники» чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения».

Таким образом, уже в 50-е годы ХХ столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, поминание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения. Однако становление навыка чтения – процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять эти этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца .

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом – слиянием, прочитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, чтобы узнать слово и понять его. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Однако учитель должен помнить, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии вообще и в овладении навыком чтения в частности.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтение синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, что бы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в школе. Этап автоматизации описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи проведения, его композиции, художественных средств и т.д.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

1. Упражнения в чтении должны быть каждодневными.

2. Отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен проводиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текста.

3. Учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения.

4. Учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок.

5. Специально должно быть организованно обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение», собственно чтение про себя.

Работа над правильностью и беглостью чтения .

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют места два направления:

1) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания.

2) Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения;

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

Замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще непрочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В тоже время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца ведет к ошибкам, искажающий смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связанны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение повторов в чтении учащихся может помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) Ошибки собственно орфоэпические. Среди них неправильное ударение – самый распространенный вид. Такие ошибки связанны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются.

2) Ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становление навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения, тем скорее откажется от орфографического чтения. Поэтому работа помогающая ребенку осмыслить читаемое, будет способствовать и устранению орфографического чтения.

3) Интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) Несовершенство зрительного воспитания.

2) Неразвитость «недостаточная гибкость» артикуляционного аппарата.

3) Нехватка дыхания.

4) Незнание орфоэпических норм.

5) Незнание лексического значения слов.

6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическим пометами: по | д | c | не | ж | ни | к.

Или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатанные разными шрифтами: поТруДИлиСЬ

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное воспитание, предложена Л.Ф. Климановой. Приведем некоторые из них:

1. Пары слов отличаются одной буквой: коза – коса, ветер – вечер, трава – травы, вбежал – сбежал.

2. Цепочки слов, близкие по графическому облику: вслух – глух – слух, вьют – вьюн – вьюга.

3. Слова, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, угол – уголь, галка – галька, полка – полька.

4. Чтение цепочек родственных слов: труд – трудился – трудящийся, бег – бегать – бегство.

Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем – в разговорном, потом – в скороговорночном. В тренировке дыхания могут помочь такие задания:

На одном выдохе произнести четверостишие;

Такие упражнения могут проводится на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важно также и гибкая система исправления ошибок. При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки, сразу же дается образец правильного прочтения. И для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого, учитель привлекает ребенка к перечитыванию слов посредством вопроса или прямого указания на ошибку. Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:

Постановка вопроса, ответ на которые требует перечитывания;

Составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

Чтения с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанные;

Печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

Перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учитель, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т.п.

Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложенным учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой атмосфере, которая необходима на уроке входе этой работы.

Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Норма беглости указанны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120 – 130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительность остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения или «угол чтения» - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка «фиксация». Во время этой остановки происходит осознание схваченного взглядом т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысления. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текстов, которые схватываются его взглядом за один прием равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него неодинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова

И словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связанны и повороты в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы создать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упражнения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям предложенным М.И. Омороковой, И,А. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей»:

Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;

В медленном, с плавным, протяжным произношением гласных, в среднем, разговорном темпе, в скороговорном темпе;

Чтение отрывков на время;

Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.

После чтения отрывков на время обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение текста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.

В пособии М.О. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

1. На доску вывешиваются гласные буквы, а дети по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги.

2. Тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э, у, о, э.

3. Чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три.

4. После этого – чтение слов си предложений: электрификация, портфель, в январе много снегу во дворе.

5. Чтение диалога:

-Собака, / что делаешь?

-Волков пугаю.

-А что хвост поджала?

-Волков боюсь.

Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем с разными корнями: вода – водный – водяной, чистота – частота, девушка – дедушка, булка – белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например «пирамидок»:

Бури

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:

- «чтение с помехами»;

- «быстро найди слово»;

Чтение через «решетку».

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко. Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых постепенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.

Известное письменное упражнение, когда дети должны вставить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.

Работая так или иначе над совершенствованием навыка чтения, и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для снижения строчки, на хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги, размер полей, длину строки, соотношение текста и иллюстраций.


Похожая информация.


Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;

· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;

· предварительное чтение текста про себя;

· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3 класса - 60-75 слов, к концу 4 - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.


24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.

Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»

· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)

· Чтение по ролям

· Драматизация развернутой формы

1. Анализ иллюстраций

ü Восприятие иллюстративного материала

ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)

ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)

Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?

2. Постановка живых картин

«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.

3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения

· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)

· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.

· Демонстрация поведения героя (со словами)

· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника

· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению

4. Чтение по ролям

ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия

ü Определение количества действующих лиц

ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов

ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.

ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев

ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям

ü Разбор достоинств и недостатков

ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям

ü Подведение итогов и оценки работы

Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

5. Драматизация развернутой формы

Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком


25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Правильность чтения - правильная раскодировка текста, чтение без ошибок, без искажений звуко-буквенного состава слов текста.

В методике обучения чтению выделяют разные типы ошибок в чтении.

На начальных этапах становления навыка чтения имеют место грубые ошибки в чтении - те, которые проявляются в искажении звуко-буквенного состава слов и приводят к дефектам понимания текста младшими школьниками. Виды грубых ошибок: пропуск элементов текста (строчек, фраз, слов, слогов); перестановка элементов текста (букв и слогов в слове, слов, строчек текста); произвольная вставка новых элементов (букв и слогов в слова, слов в предложения); замена элементов текста. Чтению младших школьников свойственны также и негрубые ошибки: повторы элементов текста (букв, слогов, слов); неправильное ударение или чтение слов без ударения (по слогам); непредвиденные паузы, остановки в середине текста (в середине фразы, слова и т.д.). К таким же недочетам чтения младших школьников можно отнести орфографическое чтение - озвучивание текста в соответствии с написанием, а не с нормами произношения; со временем учащиеся овладевают орфоэпическим чтением. Данные ошибки считаются серьезными недочетами в чтении опытного чтеца. Для младших же школьников подобные факты при чтении являются закономерными в процессе становления целостной структуры навыка чтения. Частые повторы можно квалифицировать как регрессии на ранних этапах формирования навыка чтения, частые паузы -это необходимые в процессе чтения остановки (фиксации), во время которых происходит забор воздуха в легкие (дыхание младших школьников не отрегулировано), а также осмысление оперативных единиц чтения.

Причинами грубых ошибок в чтении младших школьников являются: несовершенство психических процессов, задействованных при чтении - зрительного восприятия, памяти, внимания (особенно произвольного), мышления, воли, воображения; слабо отработанные процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии текста.

Часто причиной ошибок является несовершенство процессов антиципации у читателей этого возраста. Антиципация (предвосхищение, догадка) - важное читательское качество, которое характеризует весь процесс восприятия текста - содержания, стиля, авторской принадлежности, жанра; формируется данное качество в течение длительного времени. Догадка в младшем школьном возрасте действует на уровне восприятия отдельных элементов текста - группы букв, слова, синтагмы, предложения; это приводит к неверным результатам раскодирования текста. Так, второклассники при чтении рассказа Л. Толстого "Котенок" допустили такие грубые ошибки в чтении: вместо ветер дети прочитали вечер (замена); вместо котенка - кота (пропуск), вместо мяучит - мучает (пропуск и вставка одновременно); вместо солома - сомола (перестановка слогов).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, прочитанных в единицу времени, например к концу первого учебного года школьник должен читать со скоростью - 30-40 слов в минуту. Скорость чтения должна приближаться к скорости устной речи. У человека темп речи индивидуален. Скорость (беглость) чтения зависит от темперамента, скорости реакции, биологических и возрастных особенностей человека.

Беглость как техническая сторона навыка чтения не может быть самоцелью, скорость чтения непосредственно связана с осознанностью. Л. С. Выготский писал: "Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью, скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения" . Быстрое чтение - это сплошное чтение, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество понимания, нежели медленное.

Методисты начального обучения ввели понятие порогового уровня скорости чтения младших школьников - чтения со скоростью не ниже 50 слов в минуту. Для чтения ниже порогового уровня характерно отставание понимания (осознания содержания) от непосредственного процесса чтения. Для увеличения беглости чтения следует систематически работать над устранением нежелательных явлений в чтении младших школьников, например уменьшать количество регрессий и фиксаций. Скорость чтения можно также повысить за счет увеличения поля чтения. При чтении вслух сдерживающим фактором выступает несовершенная артикуляция младших школьников, поэтому необходимы упражнения для тренировки артикуляции.

Работа над правильностью и беглостью чтения состоит в систематических упражнениях, проводимых на уроках литературного чтения. Правильность и беглость тесно связаны, имеют общую психофизиологическую природу, для совершенствования этих сторон навыка чтения могут использоваться одинаковые комплексы упражнений.

В последнее время созданы специальные пособия для отработки технической стороны навыка чтения. Так, О. В. Джежелей подготовила книги, которые помогут в формировании у младших школьников правильности и беглости чтения, совершенствовании процессов зрительного восприятия и антиципации. Это учебник-задачник "Почитай-ка", задачник "Я расту", пособия "Подскажи словечко" и "Помогайка". Подобные пособия созданы Л. Ф. Климановой , М. И. Омороковой , Л. А. Павловой .

В учебной хрестоматии О. В. Кубасовой имеются упражнения для отработки правильности и беглости чтения, составленные на материале читаемых текстов. Особенно много таких упражнений в учебниках для учащихся первого и второго классов. В первой части учебника для второклассников имеются специальные разделы "Читаем правильно", "Читаем быстро", упражнения которых помогают организовать работу над совершенствованием зрительного анализатора учащихся. Для этого группируются слова с одинаковым корнем: мороз - морозить - заморозить (например, в упражнении к сказке "Два мороза") . К слову из текста можно подобрать не только однокоренное слово, но и слово-пароним или слово, отличающееся одной-двумя буквами: увидел - увидал, зарылась - закрылась. Такие упражнения формируют произвольность восприятия, нацеливают учащихся на внимательное отношение к слову. Часто используется упражнение на многократное прочтение слов: сначала плавное, по слогам, а потом целыми словами. Такие упражнения составляются из длинных слов читаемого текста: при-го-ва-ри-ва-ю - приговариваю.

Для тренировки беглости чтения в учебнике О. В. Кубасовой приводятся ритмичные стихи М. Бородицкой, Е. Благининой, а также скороговорки. Подобные упражнения позволяют вовремя снимать возникающие в процессе чтения технические трудности, способствуют формированию положительного отношения к чтению. К сожалению, не во всех современных учебниках имеются такие упражнения, поэтому учителю их приходится составлять на основе текста литературного произведения из учебной хрестоматии.

Приведем примеры упражнений, которые целесообразно провести при работе над рассказом М. Пришвина "Ребята и утята".

Похожие статьи

  • Что означает выражение "посыпать голову пеплом"?

    Тип и синтаксические свойства сочетания Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы. Произношение МФА : [pəsɨˈpadʲ ˈɡoɫəvʊ ˈpʲepɫəm ] Семантические свойства Значение быть в отчаянии, печали, сильно...

  • Биологические объекты животного происхождения

    краткое содержание других презентаций «Сельскохозяйственная биотехнология» - Нарушение формирования волосяного покрова. Фитобиотехнология. Сельскохозяйственная биотехнология. Трансформация растений. Метод получения изолированных...

  • Образование государства Израиль

    В одном из недавних номеров «Российской газеты» опубликован очередной комментарий неисправимого оптимиста Михаила Горбачёва. Предлагаю вниманию отдельные выдержки из него. Михаил Сергеевич поныне нигде и никогда словом не обмолвился...

  • Составлена подробная карта расположения лунных кратеров

    11 РАБОТА 2 ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЛУНЫ Цель работы: Изучение топографии Луны и определение размеров лунных объектов. Пособия: Фотография лунной поверхности, схематические карты видимого обратного полушарий Луны, списки лунных объектов...

  • Николай рубцов Темы и мотивы лирики

    Слайд 1ЛИТЕРАТУРА 50–90-х годов. ПОЭЗИЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ В РУСЛЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КЛАССИКИ. НИКОЛАЙ РУБЦОВСлайд 2Вечное и прекрасное сливаются у Николая Рубцова в пленительно неповторимом образе Родины: вечна красота отчизны и прекрасен дух...

  • Кванторы общности и существования Кванторы общности и существования

    Оператор, с помощью которого о к.-л. отдельном объекте преобразуется в высказывание о совокупности (множестве) таких объектов. В логике используется два основных К.: К. общности, «V», и К. существования, «Э». В естественном языке...