Серп описание. Что такое племя идол молитва жертва религиозный обряд. Другие вопросы из категории

СЕРП - орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Русские серпы XIX в.были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка, вставленного в рукоятку, колебалось в пределах от 21 до 35 см, ширина средней части клинка - от 1,8 до 3,5 см, высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка. Серпы различали по форме клинка и зубцов.

У одних серпов линия изгиба приближалась к правильной полуокружности, у других имела неправильную, слегка сплющенную форму. При этом свободный конец клинка был скошен, а рукоятка несколько отогнута. Зубцы на лезвии клинка делались в форме лопаток или игл. Считалось, что новыми серпами с заточкой в виде лопаток сначала трудно работать, но по мере их снашивания серп становится все более и более удобным. Жатва серпами с зазубринами в форме игл, по мнению крестьянок, сразу же давалась легко, однако зубья на серпах быстро изнашивались.

Клинок серпа изготавливали из стали или железа с наваркой стальных полос на лезвие, а затем закаляли в огне. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. Серпы, закаленные до нанесения на них зазубрин, были довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закаленный металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы с зазубринами, нанесенными на лезвие до закалки, служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным.

Рукоятку серпа всегда делали деревянной, короткой, суженной в середине, чтобы ее удобнее было держать в руке. Серпы изготавливали деревенские кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своими серпами кузнецы из Осташкова Тверской губернии, которые в год изготавливали до 20 тысяч серпов отличного качества, а также и серповщики Авдотьевской, Бережковской, Улыбышевской волостей Владимирской губернии, которые делали до 3 миллионов серпов в год. С серпами на Руси был связан интересный обычай.

В день памяти св.Захария Серповидна (8/21 февраля) русские крестьянки доставали серпы, воткнутые в переборку сеней, и кропили их крещенской водой, при этом приговаривая: «Не обережешь вовремя кривого серпа - не нажнешь в поле и снопа». После этого молились св.Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб. С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сто снопов в день сжинала».

Серп - старинное орудие земледельца. Его находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI-VII вв. Древнерусские серпы были аналогичны серпам, которыми жали русские крестьянки в XIX в., но размеры были меньше, в пределах от 19 до 33 см, меньшей была и высота дуги, составлявшая обычно не половину расстояния от острия клинка до черенка, а треть. Серп - орудие труда, часто упоминающееся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, все поле обошел и под кровельку ушел».

Слово «серп» знакомо практически каждому, даже тем, кто к работе на дачных участках и огородах не имеет никакого отношения. Герб СССР - серп и молот, является общеизвестным. Поэтому внешний вид самого инструмента тоже отложился в памяти. Из статьи вы узнаете о том, что это такое - серп, каково его предназначение, используется ли он сейчас.

Краткий экскурс в историю

Серпами пользоваться люди начали еще в первобытные времена, изготавливая его из бронзы, а затем - из железа. Кроме того, использовался этот сельхозинвентарь и как довольно грозное оружие, позволяющее смертельно ранить противника.

Поэтому сформируем первое определение. Серп - это инструмент для работы на поле, используемые для срезания трав, изготовленный из крепкого материала (бронзы, железа), а у отдельных народов считавшийся оружием.

Современное определение

Чтобы понять, что собой представляет это орудие по более современным источникам, обратимся к толковым словарям:

  • У Даля серп - это нож с кривым лезвием, предназначенный для срезания травы или сжатия хлеба.
  • У Ушакова представлена несколько иная трактовка: это ручное орудие с зазубренным острым лезвием, предназначение которого - сжатие хлеба с корня.
  • В словаре Ожегова подчеркивается форма - полукруг, а предназначение расширено - используется для сжатия не только хлеба, но и любых зерновых культур.

Таким образом, отметим, что серп - это орудие полукруглой формы, напоминающей месяц, применяющееся для сжатия под корень хлебных и зерновых культур, а также используемое для срезания трав.

Использование

Сейчас даже в отдаленных деревнях серпы не используют для сжатия хлеба, для этого есть специальные машины, позволяющее выполнить работу просто и быстро. Предназначение серпа - это следующие действия:

  1. Заготовка корма для сельскохозяйственных животных.
  2. Уборка травы в узких пространствах, не дающих возможности воспользоваться косой или триммером.
  3. Борьба с сорняками в междурядьях, под деревьями и кустами, вдоль заборов.

Таким образом, несмотря на то, что серп, казалось бы, устарел и уступил место триммерам, газонокосилкам, его все еще используют, поскольку небольшой, но очень острый инструмент способен удалить сорные растения в труднодоступных для современной техники местах.

Особенности

Итак, серп - это орудие труда, без которого на дачном участке, порой, не обойтись. Он выручит, если трава сильно разрослась, стала жесткой и не поддается лескам электрического триммера. На некоторых моделях имеются острые зубчики, благодаря которым можно без лишних усилий победить осоку, репейник и даже лопухи. Производительность работы этим инструментом поражает: при наличии опыта жнец способен всего за час обработать до 150 кв.м. поля с травой!

При покупке лучше обратить внимание на модели с классической деревянной ручкой, которая не скользит в ладони, а в качестве материала предпочтительна сталь.

Серп

ручное орудие, служащее при уборке хлебов и некоторых других культурных растений - для их срезания (жатвенный нож). От косы отличается меньшей длиной режущей части орудия, более сильною изогнутостью ее, гораздо более короткою рукоятью, а также тем, что работающий С. приводит его в действие одною рукою (правою), другая рука при работе С. служит для придерживания срезаемых растений. Острие С. в некоторых странах бывает гладким (в Германии), чаще же (в России, Англии и т. д.) - с мелкими зазубринами. Длина режущей части С. колеблется обыкновенно между 1/4 и 1/2 м, ширина же ее - между 40 и 60 мм. Употребляют С. при уборке небольших участков, а также некоторых растений (у нас, напр., в Малороссии, юго-зап. и др. губерниях при уборке высокорослых озимых хлебов) и на больших площадях. В некоторых случаях уборка С. представляет решительные преимущества перед уборкою косой или жатвенными машинами, а именно: при уборке полегшего хлеба, который косою снимается лишь с большим трудом; также при возможности воспользоваться для уборки растений женским трудом - женщины-работницы легко справляются с С., тогда как коса есть по преимуществу мужское орудие. Недостаток жатвы С. - малая производительность труда: хлеба удается сжать в день одной работнице обыкновенно лишь 1/20 - 1/10 десятины. Внутреннее производство кос и С. развито у нас слабо и не превосходит по ценности 250-300 тыс. р. в год; между тем кос и С. из-за границы (преимущественно, из Штирии) ввезено в 1894 г. на 2225 т. р.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серп" в других словарях:

    Серп, а … Русское словесное ударение

    серп - серп, а … Русский орфографический словарь

    серп - серп/ … Морфемно-орфографический словарь

    Муж. зубреный, кривой нож для срезки или сжатия хлеба с корня. Серпы затыкают в сенях, под потолок. Луна серпом, узкой вырезкой, полоской, серповидно, образно. Тупой серп руку режете пуще острого. Как серпом по шее. Сутул, горбат, все поле,… … Толковый словарь Даля

    СЕРП, серпа, муж. Ручное орудие для срезывания хлеба с корня, представляющее собой длинный изогнутый нож с зазубренным лезвием. «И сверкали в светлом поле серп и быстрая коса.» Пушкин. «Готовую жатву подрежут серпами.» Некрасов. ❖ Лунный серп или … Толковый словарь Ушакова

    СЕРП - Социалистическая еврейская рабочая партия дорев. истор., полит. СЕРП Серп Социалистическая еврейская рабочая партия дорев. истор., полит … Словарь сокращений и аббревиатур

    СЕРП, а, муж. 1. Ручное орудие изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. Жать серпом. 2. перен. Предмет, своими очертаниями напоминающий такой нож. С. луны или лунный с. (луна в начальной или последней фазе,… … Толковый словарь Ожегова

    Нож, орудие, луна, серпик Словарь русских синонимов. серп сущ., кол во синонимов: 6 луна (25) нож (107) … Словарь синонимов

    А; м. 1. Ручное сельскохозяйственное орудие изогнутый в форме дуги мелко зазубренный нож для срезания хлебных злаков с корня. Жать серпом. ● Серп и молот: государственная эмблема СССР, символизировала власть трудящихся, союз рабочего класса и… … Энциклопедический словарь

    См. Оружие и орудия труда … Библейская энциклопедия Брокгауза

    М. 1. Ручное орудие для срезывания злаков с корня, представляющее собою длинный изогнутый, мелко зазубренный нож. 2. То, что имеет форму такого предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Серп языческой богини , Екатерина Лесина. Много сотен лет пролежала в глубокой пещере под землей прекрасная девушка. Кроме великолепных украшений из золота и серебра и драгоценнейших монет в этом захоронении, месте погребения… электронная книга

Серп — это орудие, которым срезают злаки и травы, оно состоит из закругленного лезвия, сужающегося к концу и короткой деревянной рукоятке. Считается, что первый полноценный серп был изобретен в Междуречье.

Древние люди считали серп символом земледелия, а греки считали, что такое приспособление как серп, было подарком богини плодородия Деметры.


Древний серп.

Постепенно современный человек забывает о таком орудии труда, как серп, он попросту уходит в историю. В наши дни его еще можно приобретать в специализированных магазинах, но по назначению его уже практически никто не использует. Учёные точно не знают когда, и как был изобретен первый древний серп


Скорее всего, первые примитивные серпы древние люди делали из костей или камней, именно в них вставлялись заостренные куски из кремния. Такие орудия труда, как серпы, скорее всего появились в распоряжении у древних собирателей. Ведь таким орудием достаточно удобно не только жать пшеницу, но и срезать плоды, травянистые и камышовые побеги для строительства жилищ, а так же колоски доисторических сортов зерновых культур.

Бронзовые серпы.

Наступил бронзовый век и серпы стали изготавливать из бронзы, но бронзовые серпы значительно отличались от их современных аналогов. Так как в те времена металл был очень дорогим и добывался в очень малых количествах, такие серпы были очень маленькими, лезвие делалось шире, бронзу расклепывали до нужной ширины. Хотя такие бронзовые серпы и мели дугообразную форму, она была далека от идеала, серп больше напоминал бумеранг.

Археологи находят серпы с небольшими загнутыми крючками. По мнению некоторых исследователей с помощью таких крючков серпы крепили на поясе или запястье, чтобы освободить руки во время погрузки скошенных снопов.

Железные серпы.

В период раннего средневековья, во времена Хазарского Каганата появляются железные серпы Но вряд ли сами хазары производили такие орудия труда либо вели ими сельскохозяйственные работы. Благодаря военному правлению хазаров вассальные племена ранних славян, булгар и аланов имели возможность вести оседлую жизнь и выращивать различные одомашненные культуры, такие как горох, рожь, просо, ячмень и пользовались железными серпами для покоса.

По хазарским законам часть собранного урожая приходилось отдавать завоевателям, остальное разрешалось продавать купцам, которые двигались через территорию донского края по обновленному шелковому пути.

Серп как оружие.

Такое орудие как серп древние люди изобретали для мирных целей, но иногда он мог превратиться в смертоносное оружие. Историкам известны случаи, когда крестьяне поднимали восстание и их главным оружием становился именно серп. В восточных странах до наших дней сохранились боевые виды серпов. Поэтому мы не исключаем, что в древности железные и даже бронзовые серпы могли использоваться людьми как оружие для защиты.

После разгрома хатской культуры, ухода её представителей на север, начинается новая эпоха. Гибель федерации Арцавы характеризуется глобальными катаклизмами. Всё Средиземноморье окрашено взрывами вулканов. Одним из центральных взрывов был Санторин. Вызванные взрывами вулканов цунами омывают острова и побережья. Это огромные жертвы. Это трупы. Это вызванные разложением трупов эпидемии.



Кроме того, согласно данным, выбитым на камне в Египте, согласно хроникам Кореи, в это время происходит смена вращения Земли. Вызвано ли это целенаправленным взрывом вулканов либо столкновением с космическим объектом сейчас могут сказать только астрофизики. Но в этот момент Солнце стало вставать с другой стороны. Поменялись местами стороны света. Восток стал Западом, а Запад – Востоком. Всё это вызвало глобальную катастрофу на земле. Это привело к гибели не только много тысяч людей, но и целых культур. В мифологии Эллады это названо Девкалионовом потопом.
Лишённые населения Балканы заселялись заново. Согласно мифологии Эллады, их заселяли заново потомки Девкалиона и Пирры. Часть нового населения пришла из Та-кемет (Египта), часть с севера, часть с разоренных катастрофой земель Малой Азии. Были здесь и племена, пришедшие с гор Ирано-Иракского нагорья, не принявшие новой там религии – Зороастризма. На Балканы, через Крит шли племена, поклонявшиеся бычьим культам, имевшие корни в Месопотамии. Оголённые до камня Балканы принимали всех.
Территорию Балкан начинают обживать ахейские племена. Образуется государство Аххиява. Позднее, с севера, в ахейцев вливались племена эллинов – оленей. Создаётся новая культура. С новыми ценностями, новыми культами. Изменяется вооружение. Народы Балкан всё ещё не приемлют луков. Ахейские вожди "охотятся" на лучников псовых культов. Собираясь на Небо, в Страну героев, воины как можно больше стараются захватить с собой трофейного оружия (луков и стрел), чтобы было чем похвастаться на загробном пиру. Очень большое значение в это время имеет мореплавание. Лоси и олени на носах кораблей заменяются белыми лошадьми. Повсеместно распространяется культ Посейдона Ипполита. Именно он считается основным божеством.

При приходе к ахейцам эллинов общим названием народов становится Эллада. В Элладе опять появляется культ Ареса и других пеласгических богов.
Закончилось время титанов и гигантов. Небольшие остатки их всё же ещё имеются в Элладе. Но на смену уже приходят новые культы. Это время архаичной Эллады. С приходом кельтов и укоренением их в новой Элладе, возникает культ героев – клитов. Это время знаменуется сильнейшим всплеском культа Геракла. Возникает соперничество между культом Геракла и культом Посейдона Ипполита (в образе жреца Тесея). Но всё ещё встречаются культы пеласгов. Начинается время героев.
В это время в Элладе очень холодный климат. Замерзает не только Эвксинский понт, новообразованное Мраморное море, но и в Эгейском море встречаются айсберги. Всё это вызвано прошедшей катастрофой.
Только с потеплением на Балканы переселяются люди бычьих культов. Их земледельческие общины (евро) массово переселяются на согретые солнцем территории Эллады. Ведомые культом Зевса и других бычьих богов, они подминают под себя эллинское и ахейское население, только кельты Эллады оказывают им сопротивление. Эллинские племена люди бычьих культов загнали на север. Ахейские народы частично выбиты, частично попали от людей культа быка в экономическую зависимость. Даже кельтов, последователей культа героев, пришельцы смогли себе подчинить, связав их браками со своими женщинами.

Следом за культом быка, Эллада попадает под власть культа псовых богов. Повсеместно строятся храмы Аполлона и Артемиды. Арес совмещается с Эниалием. Даже Царство Мёртвых с Неба переносится на землю, и охранять его ставится трёхглавая собака Кербер. Культ героев теряет свою актуальность. Теперь ни слава, ни сила, ни разум не вершат политику в Элладе. Все решает золото, сакральный металл быков. А быков "доят" люди псовых культов. Образуется банковская система в виде храмов Аполлона. Под залог храмы ссуживают деньги. Храмы новых культов обогащаются, отдавая под суд, обвиняя в безбожии тех, кто не делает в храмы (банки) пожертвования.
Кончилось время героев, началось время царей и людей. Древняя история стала забываться. От неё остались только мифы, в которых сохранялись исторические события, зашифрованные мифологическим языком. Это то немногое, что осталось от архаичной Эллады. Забыты стали ахейцы, данайцы, дорийцы. Полностью стерлась из памяти людей история кельтов (славян) на Балканах. Все это осталось в мифах. Кое-где в недоступных местах продолжали служить прежние культы. Но прежней Эллады уже не было, хотя имя постарались сохранить. Элладу сменила Классическая Греция.
Сменилась политика, вооружение, обычаи и нравы. Согласно Фукидиду, эллины только за сто лет перед "Греко-персидской войной" сняли штаны. Изменился бытовой костюм. Изменилось положение женщин в социальной жизни многих полисов (городов-государств). Но сакральное оружие древних культов всё ещё оставалось живо. Оно передавалось от хранителя к хранителю вместе с сакральными знаниями. Каждый из сохранившихся предметов сакрального вооружения ждал своего носителя, друга и жреца. Иногда они появлялись, люди-носители древней крови, имеющие природную силу. Тогда могли быть даже восстановлены ушедшие культы, всплывали генетически заложенные знания. Люди словно просыпались ото сна. Появлялись новые мифы, т.к. саму историю, саму жизнь этих людей старались забыть, вычеркнуть из памяти из-за собственной ничтожности. Ведь, поклоняясь "Золотому тельцу", трудно поверить и в воинскую доблесть, и в песню Славы, и в честное единоборство, и во всезнающего и всевидящего бога Истинуса.
Эллада не была единым государством, как в политическом, так и в религиозном плане. Не было единого пантеона богов, который потом приписало эллинам римское общество. В каждом полисе (городе-государстве) был свой культ. Где-то культы сохранялись с пеласгического времени, где-то были ахейскими, где-то это был культ Геракла. Были полисы, принявшие бычьи культы, и верховным богом там был Зевс. Где-то стояли военные лагеря Аполлона. То же касалось и политического устройства. Большая часть полисов сохранила двоецарствие, как древний способ правления. Этот институт покачнулся только во время "Греко-персидских войн".

Оружие на Медузу.

В истории Средиземноморья известен подвиг Персея, сына золотого дождя. Несмотря на то, что эта история уже до греческих историографов дошла в качестве мифа, в ней прослеживается не только зооморфный код развития этих племён, участвующих в событиях, но и код мифологический. В качестве мифа до нас дошли взаимоотношения племён тотема Белой лошади (позднейший символ Пегас) с племенами, проживающими на территории Греции во II тыс. до н.э. Кто же такие были Персей и Медуза Горгона? Каким серпом Персей срезал голову "этому чудовищу"?
Видимо, этот миф являлся сценарием одной из мистерий, разыгрываемых в ритуальных представлениях в Элладе. Это рассказ о войне и смерти жриц Медузы Горгоны (Белой Богини – луны) от ритуального оружия племён, чьим жрецом был Персей. Попытаемся расшифровать эти мифологический и зооморфные коды и события, зашифрованные в них.
Все изображения и мифы сходятся на том, что Персей был вооружён ножом в форме серпа – ;;;;;. ;;;;; – скобель, долото, а также серповидный нож или кинжал Лакедемонский. У Аполлодора этот серп назван "кривой стальной меч" , в то же время Грейвс по своим источникам называет его "адамантовый серп" . А Тит Ливий считает, что оружием Персея был медный (жёлтого метала) серп в железных ножнах.
Подобное же оружие было на территории Загроса (Ирано-Иракское нагорье) и в Палестине (Нигеве). Это были деревянные ножи в форме серпа с кремневыми или обсидиановыми вставками. Оружием Персея, видимо, был серп уже не с кремневыми вставками, а с более прочными. Бронзовый или металлический серп с алмазными вкраплениями мог быть таким сакральным оружием.

Два божества покровительствуют Персею: Гермес, давший ему этот меч, и Афина Палестинская богиня, в отличие от эллинской Алии давшая зеркальный щит. К тому же он получил чёрную шапку невидимку бога Аида. Учитывая, что меч Персею был дан богом магии и колдовства, можно предположить, что это оружие и само не было лишено сокровенных знаний Гермеса. Было выковано в должное время согласно астрологии, чтобы срезать голову Лунной богине (Горгоне). Видимо, и форма оружия в виде серпа была избранна по этой же причине. Вполне возможно, что рукоять того сакрального серпа, которым уничтожили культ Белой Богини, был украшен адамантами – алмазами, а само лезвие было железное, сделанное из самого дорогого метала того времени. Серповидная форма такого оружия встречается в Та-кемет (Египте) – хопш (копис). Серповидное лезвие египтяне называли так же "хроби". Такой же меч использовался в Абиссинии и по всей Африке. Меч-серп был известен в Индии под именем "кубья", у гуркских народов он потерял свой изгиб и получил имя "куккри".
Серп Персея был выкован против богини Луны, имеющей три ипостаси: Стено, Эврила и Медуза. Именно Медуза считалась смертной. Масками Медузы в древности отгоняли злые силы, саму голову (луну) персей спрятал в сумку;;;;;;; . Это было доброе божество ночной воды и лунной дорожки. После уничтожения культа Медузы её знания и сакральные места переходят к Гекате, узурпировавшей этот культ. Если зооморфным образом Горгоны была белая лошадь, то символом Гекаты стала белая сука.
После того, как Персей обезглавил Медузу, "как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуза родила их от бога Посейдона" . До Олимпийского периода серп, которым свергли культ Луны, видимо, был почетаем. Изображения его остались. Но ничего неизвестно о том, где он хранился. Согласно легенде, свой меч Персей вернул Гермесу, и, чтобы не было попытки повернуть историю вспять, он мог быть уничтожен, подобно тому, как был уничтожен меч Батраза. А, возможно, что он с потомками Персея переехал в Азию, где послужил прообразом акинака и поклонения ему.
С этой историей связанны ещё два меча, меч Медузы – ритуальный меч "Белой лошади" в Грузии, и меч Хрисаора, попавший в Ирландию. В IV веке жрецы Хрисаора, приняв христианство, не оставили поклонение своему мечу. Епископ Ирландии, проповедуя христианство, крестил новообращённых мечём Хрисаора и именем Хри-Ария.

Похожие статьи