Русские школы-пансионы в Европе (RBSM). Кто мешает «Русской школе за рубежом»? В каких странах есть русские школы

Приглашаются преподаватели русских школ в США

Мероприятия будут организованы в трех городах США – Вашингтон (округ Колумбия), Портленд (Орегон) и Сакраменто (Калифорния) в период с 9 по 16 октября 2018 года. Целевая аудитория – преподаватели русских школ (или школ с русским сегментом обучения, «чартерных» школ).

С лекциями и мастер-классами выступят ведущие лекторы Высшей школы экономики (Нижегородский филиал). Вас ожидают круглые столы и лекции-презентации, знакомство с новыми методиками обучения русскому языку школьников-билингвов. Семинары бесплатные.

Задачами, решаемыми в рамках мероприятий, являются:

  • Обсуждение актуальных проблем в сфере образования на русском языке за рубежом;
  • Вопросы формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях;
  • Формирование представления о новых наиболее эффективных подходах и технологиях в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков;
  • Знакомство с новыми электронными образовательными ресурсами;
  • Практическое освоение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании русского как иностранного (РКИ).

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Подпрограмма г. Вашингтон (округ Колумбия)

1825 Phelps Place, NW, Washington DC

9 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол:

Почетные спикеры:

Наталья Мороз – директор Российского культурного центра в Вашингтоне

Дэн Дэвидсон – Почетный президент и директор центра исследований Американских советов по Международному образованию.

Директора русскоязычных школ и образовательных учреждений с программами преподавания на русском языке.

12.10 – 13.00 Лекция:
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация:
15.00 – 15.50 Мастер – класс:
10 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие:
12.00 – 12.50 Практикум (семинар):
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар):
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская:
Торжественное закрытие семинара, выдача сертификатов участия в семинаре.

Подпрограмма г. Портленд (Орегон)

12 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
13 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

Подпрограмма г. Сакраменто (Калифорния)

15 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
16 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений.

Тематика: Современная ситуация с преподаванием русского языка и предметов на русском языке в школах региона и США в целом.

Организаторы: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Цель круглого стола – обсудить существующие проблемы и наметить пути их решения.

Основные темы обсуждения:

  • Обсуждение текущей ситуации с преподаванием русского языка в цифровой среде.
  • Положительный опыт формирования мотивации к изучению русского языка современного школьника в США.
  • Опыт внедрения новых образовательных практик и их эффективность.
  • Направления развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом.

Прогнозируемые результаты обсуждения:

  • Обсуждение и определение наиболее проблемных зон в образовании на русском языке и поиск возможных решений.
  • Выявление в ходе дискуссии наиболее успешных образовательных практик, поиск технологий и ресурсов для более эффективного преподавания русского языка и предметов на русском языке;
  • Определение в ходе дискуссии направлений развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом для повышения заинтересованности обучающихся.

Участники Круглого стола:

Преподаватели школ, педагогическая общественность, эксперты.

Прогнозируемое количество участников Круглого стола – не менее 50 чел.

Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?

Цель лекции – дать представление о способах формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях.

Основное содержание. Мотивация – сложный социально-психологический феномен, обладающий внешней и внутренней обусловленностью. Мотивация к изучению иностранного (русского) языка имеет широкую базу, куда могут быть включены самые разнообразные факторы: от географической близости страны изучаемого языка до мечты прочитать на этом языке тексты песен любимой группы. Большой проблемой является поддержание интереса к изучению русского языка на сложных этапах изучения грамматики… Как пробудить мотивацию и повысить ее по ходу изучения русского языка – пойдет речь в данной лекции.

Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Цель лекции – познакомить слушателей с новыми наиболее эффективными технологиями в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся.

Цель: продемонстрировать слушателям возможности использования экранизаций русской классики для формирования и развития культурологической «чувствительности» учащихся.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом.

Задача презентационного занятия — дать обзор современных российских электронных образовательных ресурсов, дающих представление о многообразии русского языка, типичных сложностях при его изучении, использующих игровые форматы для усвоения материала.

Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ.

Практикум будет посвящен работе с Национальным корпусом русского языка. Будут рассмотрены техники использования НКРЯ для составления заданий и упражнений, а также предложены практические задания на составление упражнений по разным темам.

Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов.

Практикум будет посвящен изучению игрового ресурса “Верные слова”, встроенных курсов и возможностей, которые предоставляет данный ресурс.

Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла.

Формат мероприятия предполагает знакомство с методическим подходом, использующим разнообразные возможности кино для увлекательного, повышающего мотивацию учащихся погружения в различные культурно-исторические пласты жизни России. Мастерская позволяет ознакомиться с конкретными материалами занятий.

Спикеры мероприятий:

  • Наталья Гронская – доктор политических наук, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Марина Цветкова – доктор филологических наук, профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации, декан факультета гуманитарных наук Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Анастасия Бонч-Осмоловская – кандидат филологических наук, доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук Московского кампуса НИУ ВШЭ.

Координатор мероприятий:

  • Наталья Артемьева – руководитель консалтинговых проектов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (e-mail: ; tel./viber/WhatsApp +79101299321).
версия для печати

Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно получить бесплатно дома. А если и уезжать за рубеж, то к чему учиться по российской программе и получать родной аттестат?
Есть несколько причин, которые заставляют одних создавать русские школы за рубежом, а других - отдавать туда детей. Например, вы переселились за границу, но хотите, чтобы ваш ребенок знал русскую культуру и не забывал родной язык. Или оказались там временно, и вашему ребенку ни к чему на короткий срок менять школьную программу. Или просто хотите, чтобы сын или дочь учились в русской школе (и, возможно, продолжили образование в России), но при этом находились в комфортной и благоприятной среде. ПРОШЛОЕ
Не так давно было всего два типа русских школ за границей: посольские и русские гимназии. И в тех, и в других обучение велось на русском и русскими людьми, но одни и те же предметы подавались с совершенно разных позиций, а программы обучения значительно отличались. Последние существенно зависели от того, кем, в какой стране и когда школы были созданы.
В посольских школах учились дети дипломатов, сотрудников посольств, и советских людей, находящихся в стране по заданию государства. Школы располагались в непосредственной близости от наших посольств или прямо в них и были недоступны для детей эмигрантов из России. По системе же обучения школы почти ничем не отличались от обычных советских. Особенность у них была только одна - местоположение на территории "враждебных" капиталистических государств. Пребывание в западной стране, безусловно, накладывало отпечаток на учеников - они больше видели, больше знали и были относительно свободны.
Учиться в посольских школах можно было и экстерном, что многие и делали. Некоторые из посольских школ были основаны еще при царе, после революции они видоизменились и подстроились под советский режим. Само собой разумеется, что школы продолжают существовать и сейчас, они стали доступны и детям бывших идеологических противников. Другое дело, что теперь неизвестно, где больше новизны и свободы - в консервативных посольских школах за границей или в новаторских - в России.
Второй тип русских школ за границей - гимназии, основанные эмигрантами первой волны. Гимназии долгое время оставались центрами русской культуры и образования за рубежом. Некоторые издавали свои литературно-художественные журналы. Эти школы считались очень хорошими как по составу учителей, так и учеников. Но сменилось не одно поколение, внуки тех первых эмигрантов из России ассимилировались, и русские школы им оказались не нужны. Сохранились они там, где был приток новых эмигрантов, но большей частью школы были все-таки закрыты или перепрофилированы.
Второе дыхание открылось с приходом в Россию перестройки. Страна стала доступной, а русский язык начал пользоваться популярностью. В школах, колледжах и университетах стало модно открывать русские отделения. Здесь изучали язык, литературу, историю, культуру.
Русские отделения изначально создавались для своих. Если же в таких школах и появлялись наши соотечественники, то случайно. Постепенно ажиотаж вокруг России и всего русского утих, и, как следствие, русские отделения стали видоизменяться: иностранцев становилось все меньше, а русских - больше. Русские отделения для иностранцев постепенно превращались в школы для русских детей. Одновременно с этим в местах, где небедные граждане бывшего СССР активно покупали недвижимость и куда ищущие лучшей доли ехали на ПМЖ, стали появляться русские школы. Их открывали и содержали наши соотечественники (бывшие и настоящие). В первую очередь они были рассчитаны на детей переселенцев, но стремились еще и привлечь школьников из России. Такие школы были созданы в Чехии, Испании, на побережье Франции и Италии, в США, Канаде, на Кипре и Мальте. НАСТОЯЩЕЕ
Сейчас бум на русские школы за рубежом стал понемногу проходить. Как, впрочем, и бум на покупку недвижимости и переселение за границу. Если уж родители посылают своего ребенка учиться в другую страну, то делают это целенаправленно, как правило, четко представляя его дальнейшую карьеру. Почти всегда конечная цель - зарубежный университет и престижная высокооплачиваемая работа.
С переменой отношения к русским школам поменялись и их функции. На данный момент существует несколько типов русских школ за рубежом.
Первый - школы для детей эмигрантов. Они почти всегда играют роль "ступеньки", "временного убежища" для школьников, которые в недостаточной мере владеют иностранным языком. Здесь легче адаптироваться, приспособиться к непривычной жизни и подучить язык страны. Преподавание в школе ведется на русском языке и русскими учителями. Параллельно преподается местная программа. Школьник через некоторое время "доучивается" до определенного уровня, а потом меняет русскую школу на иностранный колледж.
Эти школы в основном небольшие, один преподаватель ведет несколько дисциплин. Как правило, такие школы недолговечны. К тому же многие из них не имеют права выдавать российский аттестат зрелости. Это право нужно заслужить, то есть получить аккредитацию Министерства образования РФ. А это целая проблема: комиссия министерства должна выехать на место и определить, соответствует ли учебная программа школы принятым в России стандартам. Но даже если и соответствует, аккредитацию школа получит только после трех выпусков. И если родители хотят, чтобы у их детей был российский аттестат зрелости, выход один: дети учатся там по российским программам, параллельно получая западное образование, а потом приезжают сюда и сдают экстерном выпускные экзамены. Сейчас в Москве 32 школы-экстерната. Правда, надо сказать, что для многих учеников российский аттестат зрелости не является конечной целью: практически никто не доучивается до выпуска.
Тип второй - русские школы для детей, родители которых живут в России. Услугами этих школ пользуются и те, кто работает в стране по контракту 2-3 года. По возвращении в Россию ребенок не будет испытывать неудобств от того, что отстал от своих сверстников и забыл родной язык. В этих школах учебная программа "идет в ногу" с программой государственной российской школы. Плюс к этому углубленно изучается язык страны, в которой школа находится.
Две таких школы расположены на Мальте, одна - на Кипре. Школы созданы сравнительно недавно. Местоположение обусловлено мягким климатом и отсутствием криминала. Еще один плюс: второй государственный язык на обоих островах - английский.
Эти школы - зарубежные филиалы российских. По окончании последнего класса каждая выдает аттестат зрелости той школы Москвы, подразделением которой является. Начали выходить на зарубежный рынок образования и отечественные частные школы. Например, в Чехии появился филиал московской школы "Диалог".
Есть еще одна разновидность русских школ за рубежом. Она создается на основе партнерского соглашения о сотрудничестве между российской школой и иностранным учебным заведением. За границу едут сформированные группы (классы) вместе с преподавательским составом и учатся там по нашей обычной программе. Некоторое время назад школы проводили такие эксперименты в Турции, Греции, Египте, на Кипре. Иногда российский организатор просто снимал помещение (например, гостиницы) и работал там по своему плану.
Подобная школа открылась в этом году в Англии. Программа называется Top level 2000 (см. №6(7), 1999) и рассчитана на российских школьников 9, 10, 11 классов. Они будут учиться на базе языкового центра Yes по программе российской средней школы. Единственное отличие - углубленное изучение английского языка. Для начала берется всего 45 человек. По окончании учебы школьники получат российский аттестат 129 школы города Москвы и диплом центра английского языка Yes.
Возможен и такой вариант: школа просто выписывает преподавателей из России для русских детей, обучающихся в ней. Так делают уже некоторые частные колледжи, в частности британские, в которых образовались целые русские общины. Учат в основном русскому языку и литературе. Все остальное - по местной программе. Считается, что иностранные дети в обычных зарубежных школах ориентированы на интеграцию и дальнейшую жизнь в стране.
Встречаются и нестандартные русские школы за рубежом. Например, несколько лет назад в Новой Зеландии открылась камерная школа для девочек, а в Испании - русская теннисная школа (см. №6(7), 1999).

проект концепции

В соответствии с решением Всемирной тематической конференции российских соотечественников "О статусе русского языка в зарубежных странах" портал "Русский век" публикует проект концепции "Русская школа за рубежом" и приглашает соотечественников к активному обсуждению документа на страницах нашего ресурса. Вы можете оставить свои комментарии к тексту концепции посредством соответствующего сервиса, расположенного под публикацией, или же выслать на электронный адрес редакции нашего портала ([email protected]), указав тему "Русская школа за рубежом", свои мысли, предложения и пожелания в форме статьи или аналитической записки, которые также будут опубликованы.

Концепция «Русская школа за рубежом»

Проект

1. Актуальность проблемы

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 21 января 2011 года № Пр-141 МИД России и Россотрудничеству поручена разработка государственной концепции поддержки русского языка за рубежом и концепции «Русская школа
за рубежом».

В условиях глобализации в XXI веке назрела необходимость в разработке ориентированных на практическое решение подходов организации сферы основного общего образования на русском языке в мировом культурно-образовательном пространстве. Это стало особо актуальным в силу присоединения Российской Федерации в 2003 году к Болонской декларации и вступления в единое европейское образовательное пространство, которое позволяет обеспечить свободное передвижение учащихся и педагогических работников высшей школы, а также объективно признать их квалификацию.

Получение основного общего образования по программам современной российской школы за рубежом позволит учащимся быть конкурентоспособными как на российском, так и на зарубежном образовательном и трудовом рынках.

2. Нормативная база

Настоящая Концепция учитывает положения Основ стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г., Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г., Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, одобренной Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. № Пр-1040, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, а также международные соглашения Российской Федерации, в частности, документы Болонского процесса, участницей которого Россия является с 2003 года.

Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в сфере внешней политики
и внешнеэкономической деятельности, а также ряд других нормативных актов (Приложение 1).

3. Цели и задачи

Цели:

Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке;

Обеспечение широкого доступа соотечественников за рубежом к российским образовательным программам и основному общему образованию на русском языке;

Целенаправленное воздействие на мировоззрение проживающих за рубежом детей и подростков, базирующееся на российских культурных традициях и моральных ценностях;

Создание условий для формирования новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России.

Задачи :

Обеспечение предоставления за рубежом качественного основного общего образования на русском языке, способного конкурировать
с образовательными структурами других зарубежных стран;

Модернизация школ основного общего образования за рубежом с преподаванием на русском языке как института социального развития российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

Развитие за рубежом системы оценки качества русскоязычного образования и обеспечение востребованности российских образовательных услуг;

Культурное и эстетическое воспитание учеников, основанное на российских традициях;

Социализация и воспитание у школьников нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

4. Основные положения

4.1. Название

В современном глобальном мире имеется немало примеров распространения национальных систем образования в других странах - Международная Британская школа, Школа международного бакалавриата, Международная украинская школа, Американская школа. В качестве рабочего определения в рамках настоящей Концепции предлагается утвердить название . Это название подчеркивает, с одной стороны, приверженность школы российским образовательным традициям и стандартам, и с другой стороны - международный характер их деятельности.

4.2. Основные критерии организации школ

К основным критериям относятся:

Обучение на русском языке, основанное на российских культурных традициях и моральных ценностях;

Соответствие структуры и содержания образовательных программ государственным образовательным стандартам Российской Федерации;

Конкурентоспособность основного общего образования на русском языке на зарубежном образовательном рынке.

Критерии расположены в порядке приоритетности.

Все школы за рубежом, соответствующие одному, нескольким или всем критериям, могут на основе добровольной регистрации в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество), получить статус (сертификат) «Русская школа за рубежом» различного уровня.

Это станет условием их последующего участия в реализации специальной подпрограммы «Русская школа за рубежом» к государственной программе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» (далее - Программа) и получения поддержки, соответствующей каждому уровню.

4.3. Типология школ

Для формирования подходов к выработке и реализации Программы и придания статуса «Русской школе за рубежом» предлагается ввести типологию зарубежных школ, выделив следующие основные типы.

I типа - это общеобразовательная школа, где преподавание ведется на русском языке в соответствии
с российскими образовательными стандартами. Школы этого типа соответствуют полному набору критериев. К ним относятся:

Школы Министерства иностранных дел Российской Федерации;

Школы Россотрудничества.

Эти школы функционируют в соответствии с заявленной целью Концепции - обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке.

Следует также отметить, что эти школы являются российскими в силу их ведомственной принадлежности и нахождения их в собственности Российской Федерации. Процедура аккредитации этих школ и лицензирования их деятельности определяется действующим законодательством Российской Федерации и не требует согласования с местными органами власти. Учебный процесс в них строится на основе российского базисного учебного плана. Документ об образовании (аттестат российского государственного образца) и об успеваемости, эти школы должны выдавать в установленном порядке, то есть по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы I типа принимать на обучение, прежде всего граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, а также на платной основе - граждан страны месторасположения школы из числа российских соотечественников.

II типа - этообщеобразовательная школа, где преподавание ведется по интегрированным образовательным программам в соответствии с российскими и национальными образовательными стандартами. Школы этого типа соответствуют полному набору критериев. К ним относятся:

Школы с русским языком обучения, созданные за рубежом
при участии Российской Федерации.

Деятельность таких школ регулируется межправительственными (межгосударственными) соглашениями. Эти школы реализуют конституционное право граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, на получение доступного основного общего образования на русском языке, способного конкурировать на зарубежном образовательном рынке.

Процедура аккредитации таких школ и лицензирования их деятельности производится в соответствии с национальным законодательством и с учетом процедур, предусмотренных межправительственными (межгосударственными) соглашениями.

По окончании таких школ выпускники получают документы об образовании страны месторасположения школы, а также дополнительно российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы II-го типа принимать на обучение не только граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, но также граждан страны месторасположения школы, в том числе из числа соотечественников, желающих получить образование на русском языке. При этом обеспечивается уровень образования, способный конкурировать с образовательными учреждениями других зарубежных стран, на территории которых расположена школа.

Важнейшим конкурентным преимуществом таких школ станет организация доступа выпускников школы к процедурам сдачи ЕГЭ в соответствии с требованиями нормативной базы Российской Федерации.

III типа - это национальные общеобразовательные школы с преподаванием на русском языке и классы
с преподаванием на русском языке в национальных школах. Школы этой группы соответствуют полному или частичному набору критериев, при этом обязательным является обучение на русском языке. К ним относятся:

Государственные национальные начальные, основные и средние школы с русским языком обучения в странах Содружества Независимых Государств (СНГ);

Негосударственные национальные начальные, основные и средние школы с русским языком обучения;

Классы с русским языком обучения в национальных школах.

Таких школ в настоящее время подавляющее большинство. Их деятельность регулируется национальным законодательством страны пребывания. Школы реализуют местные программы обучения. При этом уровень освоения в них образовательных программ в целом и/или по отдельным предметам соответствует требованиям российских образовательных стандартов.

Деятельность этих школ соответствует целям формирования мировоззрения новых поколений за рубежом, позитивно настроенных к современной России и базирующихся на российских культурных традициях и моральных ценностях.

Процедура аккредитации таких школ и лицензирования их деятельности производится в соответствии с национальным законодательством. По окончании школы выпускники получают документы об образовании страны месторасположения школы.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать школы III типа к организации учебного и воспитательного процесса, направленного на обеспечение качественного конкурентоспособного образования на русском языке, социализацию и воспитанию у школьников нравственных норм, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

Выпускникам таких школ предоставляется возможность дополнительно получить российский документ об образовании (аттестат) государственного образца.

IV типа - это учреждения дополнительного образования, реализующие образовательные программы, соответствующие требованиям стандартов основного общего образования Российской Федерации. Школы этой группы соответствуют частичному набору критериев, при этом обязательным является обучение на русском языке. К ним относятся:

Курсы дополнительного образования;

Школы выходного дня;

Воскресные школы;

Организации соотечественников и ассоциации учителей русского языка и литературы, реализующие образовательные программы.

Деятельность таких учреждений дополнительного образования регулируется национальным законодательством.

Наличие сертификата «Русская школа за рубежом», участие в Программе позволят и будут стимулировать к активизации процессов культурного и эстетического воспитания учеников, основанного на российских традициях.

4.4. Поддержка образования на русском языке за рубежом

Характер, формы и масштабы поддержки образовательных учреждений за рубежом определяются наличием сертификата «Русская школа за рубежом» и включают в себя следующие виды.

4.4.1. Информационная поддержка

Информационная поддержка включает набор мероприятий, обеспечивающих русские школы за рубежом информацией образовательного, просветительского, научного, культурно-эстетического, нормативно-правого характера, которая способствует:

Укреплению престижности российского образования;

Пропаганде современных российских методик организации
и содержания учебного процесса, научных и методических разработок российских педагогов;

Разъяснению нормативных основ и преимуществ российского образования для молодежи в зарубежных странах;

Обоснованию экономической эффективности организации
и функционирования международных российских школ.

Мероприятия информационной поддержки реализуются путем комплексного использования современных информационных технологий - Интернета, телевидения, печатных и электронных СМИ - и включают создание специализированного интерактивного портала «Русская школа
за рубежом», несущего основную нагрузку в информационном обеспечении подготовки и реализации Концепции.

Индикатором эффективности мероприятий информационной поддержки является динамика роста количества интерактивных пользователей информационными ресурсами, представленными в рамках Программы.

4.4.2. Методическая поддержка

Мероприятия методической поддержки содействуют организации и осуществлению образовательного процесса в русских школах за рубежом на основе современных методических разработок российских педагогов, что включает:

Передачу русским школам за рубежом образовательных методик
и технологий, в том числе на лицензионной или лизинговой основе;

Разработку для русских школ за рубежом современных инновационных учебно-методических комплексов по программам российской школы;

Организацию использования русскими школами за рубежом российских сетевых коллекций цифровых образовательных ресурсов.

Индикатором эффективности мероприятий методической поддержки являются количественные и качественные изменения в образовательных программах, реализуемых за рубежом.

4.4.3. Поддержка материально-технической базы

Комплекс мероприятий по формированию и развитию материально-технической базы русских школ за рубежом позволяет организовать обучение на современном конкурентоспособном уровне, который включает в себя:

Содействие в улучшении учебных помещений русских школза рубежом (I и II типов), в том числе - проведение строительных и ремонтных работ;

Содействие в совершенствовании информационно-коммуникационного оборудования, учебной, компьютерной техники и специализированного программного обеспечения;

Содействие в создании инновационных учебно-методических комплексов по программам российской школы, учебников, учебно-методических пособий, книг и образовательных мультимедиаресурсов.

Индикатором эффективности мероприятий поддержки материально-технической базы русских школ за рубежом является увеличение количества таких школ и их учащихся.

4.4.4. Поддержка в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Перечень мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров формируется в виде процесса непрерывного образования для учителей и организаторов образования русских школ за рубежом, включающего очные и заочные формы, основанные, в том числе, на широком применении технологий дистанционного обучения в полном объеме, а также:

Среднесрочные и долгосрочные программы профессиональной подготовки и переподготовки, реализуемые с помощью технологий дистанционного обучения;

Краткосрочные программы повышения квалификации и культурного просвещения зарубежных учителей в российских образовательных учреждениях;

Выездные методические и научные школы повышения квалификации в странах расположения международных российских школ.

Индикаторами эффективности мероприятий поддержки в области профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации являются качественные показатели состава преподавателей русских школ
за рубежом.

Приложение 1

Действующая нормативная база,

обеспечивающая функционирование Концепции

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г.

4. Основы стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

6. Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ
«О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

7. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 года № 1681 «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом».

8. Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников
за рубежом на современном этапе, утвержденная Президентом Российской Федерации 30 августа 2001 года.

24.01.2014

На недавней пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о том, что Россия будет открывать за границей свои школы. Создаваться они будут на средства из российского бюджета, преподавание будет вестись на русском языке, и программа в них также будет российской. «Мы одобрили — и в скором времени он начнёт реализовываться на правительственном уровне — проект под названием “Русская школа за рубежом”. Мы будем договариваться не только со странами Балтии, но и с другими государствами, где проживают наши соотечественники, о том, чтобы там создавать за наш счёт русские школы, в которых будет вестись преподавание на основе наших стандартов», — заявил глава внешнеполитического ведомства.

Стоит пояснить, о чём идёт речь. Концепция «Русская школа за рубежом» была разработана в российском МИДе по распоряжению президента и Правительства России ещё в 2011 году. Она предусматривает открытие за границей школ четырёх типов.

Первый тип — это обычные общеобразовательные школы, обучение в которых ведётся по российским программам, выпускники которых сдают обычные государственные экзамены и получают государственные дипломы.

Второй тип — это школы, где преподавание ведётся на русском языке, но лишь часть программ являются российскими. Такие школы создаются на основе межгосударственных договоров, а их выпускники получают как российский диплом об образовании, так и диплом страны проживания.

Третий тип — это школы, где преподавание будет вестись только по-русски или будут открыты классы, в которых уроки будут проходить на русском языке. Работу таких школ будет регулировать то государство, где они находятся, устанавливая образовательную программу. Выпускники этих школ получат документ об образовании страны проживания, но смогут сдать также российские экзамены и получить диплом этой страны.

Наконец, школы четвёртого типа должны обеспечивать возможность получения основного образования на русском языке в соответствии со стандартами образования России. Это будут воскресные школы, работающие согласно законам страны пребывания.

Заявление Лаврова вызвало немедленную реакцию в странах Балтии. Особенно жёсткую позицию заняла Латвия, где проживает более полумиллиона российских соотечественников. О том, что Латвия не позволит открывать у себя российские школы, уже заявил министр иностранных дел республики Элдгар Ринкевич. В латвийском министерстве образования заявили, что возможным является открытие только школ четвёртого типа, а в Государственной службе качества образования считают, что намерение России о школах, которые работали бы в соответствии с российскими стандартами образования, в Латвии реализовать невозможно, сообщает «ИноСМИ» .

Настороженно к инициативе России отнеслись и в Литве. Местное министерство образования и науки выпустило пресс-релиз, в котором говорится, что открытие подобных школ может быть осуществлено только «с одобрения правительства и согласия министра просвещения и науки», сообщает РИА «Новости» . Представители образования Эстонии также считают, что подобные школы могут появиться только в случае подписания между Эстонией и Россией соответствующего соглашения.

Понятно, почему заявление Сергея Лаврова вызвало бурную реакцию прежде всего в этом регионе: местные элиты давно рассматривают образовательную политику как политический инструмент, направленный, в частности, на ассимиляцию больших русскоязычных общин.

Между тем наладить цивилизованный диалог в сфере образования между странами — не столь уж сложная задача. В случае, конечно, наличия доброй воли у каждой из сторон. В той же Эстонии работают немецкие гимназии, ученики которых получают образование на двух языках и дипломы как Германии, так и Эстонии. Действуют они на основании двустороннего соглашения, и эстонское правительство относится к таким немецким школам так же, как и к эстонским. Следовательно, вопрос лишь в подписании соответствующих межправительственных соглашений.

Координатор Совета латвийских общественных организаций Виктор Гущин считает, что названная программа не коснётся общеобразовательных школ национальных меньшинств в Латвии. По его мнению, она в большей мере касается общественных организаций, работающих в сфере образования, то есть школ дополнительного образования. И здесь, уверен Гущин, латвийское правительство не должно чинить препятствий, поскольку дополнительное образование на русском языке не противоречит законодательству. «Мы можем обучать и русскому классическому искусству, и русской классической музыке, предлагать религиозное образование — всё что угодно. В том числе готовить детей в рамках программы средней школы», — цитирует правозащитника Mixnews .

Открытие Россией своих школ за рубежом — часть государственной программы поддержки русскоязычного образования, принятой в прошлом году. Напомним, помимо прочего, речь идёт и о создании при правительстве , наделённого координирующими функциями, а также сети русских культурных центров за рубежом — .

Очевидно, Россия не намерена «класть все яйца в одну корзину» и пытается увеличить поддержку соотечественников за рубежом разными путями. На этом полу уже работают такие структуры, как правительственное агентство «Россотрудничество» и неправительственный фонд «Русский мир», осуществляющие собственные программы за рубежом.

Похожие статьи