Проверка парных согласных на конце слова. Проверка домашнего задания

Способ проверки парных согласных на конце слова. 2-й класс

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Ход урока

    Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, моро…, гри…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

Назовите парные соглассные?

Почему их надо проверять?

Как проверить написание соглассного парного звука на конце слова

Поставьте вопросы к этим словам.

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Запишитие Ее

- Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

(Арбуз)

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

Откройте учебники на с. 111.

(Слайд 10) Упражнение 167

Какое слово подбирают для проверки? (Родственное )

А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный )

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

Сформулируйте правило проверки.

Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.

Выберите из предложенных только три слова.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

    Звуки бывают гласными и согласными.

    Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

    Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

    Согласные звуки бывают парные и непарные.

    Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с

    Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

На доске

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)

Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

Что? Какой?

холо .. (д, т) холод н ый

гри .. (б, п) …….. н

моро .. (з, с) …….. н

тру .. (з, с) …….. л

На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Составление кластера (на доске появляются карточки)

Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?

В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?

Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?

Как проверить парные согласные звуки на конце слова?

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука после согласного звука

звучит гласный звук звучат звонкие согласные

[Н], [М], [Р], [Л]

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

ТЕСТ. На доске

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: уч.с.112 правило, упр.169

В слове «ре́дька»: слогов-2 (ре-дька), букв-6, звуков-5:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий гласный согласный, парный глухой, парный мягкий гласный

В любом тексте очень важно не допускать ошибок, особенно связанных с парными согласными, потому что именно по их наличию или отсутствию будут судить об уровне грамотности человека. Иногда совсем непонятно, какая буква должна стоять в тех или иных словах, в связи с чем часто допускаются ошибки в их написании. Главной причиной, по которой это происходит, является расхождение в произношении и обозначении их на письме.

Например, в слове «гриб» при произношении мы четко слышим звук «п», однако пишем обязательно «б». Для того чтобы точно быть уверенными в этом, нужно проверить ее обозначение. В этом нам помогают проверочные слова. В нашем случае мы можем просто изменить число, в результате чего получим слово «грибы», где точно слышится звонкий звук «б». Для начала нужно сказать о том, что любой парный согласный в слове может находиться в слабой или сильной позиции. Если вслед за парным согласным стоит гласная либо сонорная согласная, среди которых Л, М, Н, Р, то можно точно утверждать, что позиция у парного согласного сильная. Если же парный согласный расположен в конце слова, либо после него идет другой парный согласный, то это значит, что он находится в слабой позиции. Совершенно понятно, что для проверки правильного написания нам придется изменить слово, чтобы привести его в сильную позицию. Чтобы быть уверенным в верном написании, можно использовать такую проверку , как изменение числа , как это было описано выше . В этом случае после проверяемого согласного слышится гласный звук . Однако обратите внимание , что если вам нужно проверить букву в середине слова , то такой способ вам не подойдет . К примеру , слово «мороз »: изменяем число и получаем «морозы », в этом слове мы четко слышим звук «з ». А вот в слове «рыбка » во множественном числе получаем «рыбки » – как видим ситуация не изменилась , мы по –прежнему слышим «п ». Многие по ошибке могут так и написать , однако такой способ для проверки этого слова использовать нельзя .


Проверка парных согласных, расположенных в середине слова, делается по-другому. Необходимо подбирать однокоренные слова таким образом, чтобы после звука, который мы проверяем, стоял звонкий согласный звук. В слове «рыбки» для правильной проверки парной «б» подбираем однокоренное слово, например, «рыбак». Теперь можно точно быть уверенным, что здесь мы будем писать букву «б». Если парная согласная буква находится в приставке, то её написание подчиняется несколько другим правилам. В приставках, которые оканчиваются на з или с, коими являются воз-, вз-, без-, раз-, низ- и так далее, перед глухими согласными пишется только с, во всех других случаях нужно писать з. Например: бесполезный, искусать, расценка, воспользоваться; но вздремнуть, безотказный, возбудить, износить, низвести и так далее.


Существуют слова, в которых проверка правильного написания невозможна. К ним, например, относятся «завтра», «завтрак», «вдруг». В этом случае их надо запомнить. Если же вам трудно это сделать, всегда можете воспользоваться словарем.


Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод : чтобы точно знать, как правильно написать парную согласную , в которой вы сомневаетесь , поставьте ее в сильную позицию , то есть сделайте так , чтобы после нее шла гласная либо сонорная согласная . В случае с приставками всегда учитывайте следующий после парной согласной звук . А если проверка слова не представляется возможной , воспользуйтесь словарем .

МБОУ «Лицей № 4»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Методическая разработка урока

по теме:

«Способ проверки парных согласных на конце слова»

(2 класс)

Составила Хохлова М.П.,

учитель начальных классов

Тема : Способ проверки парных согласных на конце слова.

Цели: формировать представление о словах, которые нужно проверять,

развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные и

проверять слова с парной согласной; совершенствовать устную речь;

воспитывать в детях любовь к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наличие

орфограмм в корне слова; объяснять написание слов с парными

звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова;

применять способы проверки.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

II . Минутка чистописания.

На минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на 2 группы. Какая это буква? На какие 2 группы эта буква может разделить слова?

(ЕНОТ, СЕТКА, ЕЖИХА, ЛЕС )

Определите последовательность букв в этом ряду:

ЕРА, ЕРБ, ЕРВ…

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

III . Словарная работа.

Чем мы будем заниматься на уроке? Об этом мы узнаем из словарной

работы. Для этого надо выполнить несколько заданий, связанных с

нахождением букв.

1 буква задуманного слова является парной согласной в слове заяц;

2 является парной согласной в слове ворона;

3 ударной в слове капуста;

4 парной согласной в 3 слоге слова собака;

5 безударной гласной в слове в слове лисица.

Соедините мысленно все подчёркнутые буквы. Какое слово получилось? (Звуки). Вот и сегодня мы будем наслаждаться звуками природы.

IV . Новая тема.

И вот мы в лесу! Слышите: кричат иволги, трещат дрозды, стучат дятлы. Какие звуки вы услышали?

(Ответы детей) б в г д ж з

п ф к т ш с

Чем отличаются звуки верхнего ряда от звуков нижнего ряда?

V . Физкульминутка.

Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы делаете наклон вперед. Если слово начинается глухим согласным – вы приседаете. (Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки)

VI . Новая тема (продолжение)

С этим заданием вы справились тоже. Если слово начинается с парного согласного – для написания, согласитесь, это не так уж сложно. А вот если слово оканчивается на парный согласный – это всегда вызывает сложности. Как же проверить парный согласный на конце слова? (Ответы детей). Учитель читает правило в стихотворной форме.

Какие же слова в стихотворении требуют проверки?

Работа над словами на доске

б) Чтение правила в учебнике.

VII . Закрепление.

Сейчас нас ждёт встреча с пернатыми друзьями. Давайте познакомимся с ними. Читаем названия птиц, вставляем нужную букву и объясняем правописание. Приготовили блок-сигналы.

а) Голубь

Стриж
Ястреб

б) – А вот с представителями животного мира мы познакомимся заочно, разгадав кроссворд. И заодно узнаем, с какой просьбой обращаются к нам братья наши меньшие.

1) животное-сладкоежка

2) животное, имеющее в области носа мощное орудие – рог

3) самый лучший истребитель мух

4) самое высокое животное на земле

5) корабль пустыни, который может прожить без воды больше месяца

6) самое быстрое животное на земле

Представители животного мира хотят дружбы с нами. (Чтение стихотворения «Все на свете нужны»)

в) В качестве подарка составим предложение о животных и птицах.

(Дети составляют предложения. Лучшие записываются детьми на доске и делается полный разбор предложения по членам и объясняется написание всех слов на изученные правила)

VIII . Самостоятельная работа.

Пока вы работаете самостоятельно, наша друзья наблюдают за вами.

Упр. № 171 с.92 – с последующей проверкой (5 человек работают по карточкам)

IX . Итог урока.

Тема урока: «Способы проверки
парных согласных на конце слова»

Цель: Закрепить знания о написании парных согласных на конце слова.

Задачи:

Образовательные

    развивать фонетический слух;

    развивать умение распознавать парные согласные;

    формировать умение применять на практике правила правописания парных согласных;

    уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    формировать графическую зоркость;

    повторить слова с непроверяемыми гласными;

    осуществлять межпредметные связи.

Воспитательные

    формировать интерес к поэтическому слову, к устному народному творчеству;

    воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

    воспитывать умения чувствовать: понимать и любить красоту родной природы.

Развивающие

    развивать интерес к языку как к учебному материалу на основе изученных правил;

    развивать орфографическую зоркость, речевые умения, аккуратность;

    обогатить словарь;

    развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения;

    развивать коммуникативные навыки, любознательность, внимание, память, мышление, воображение.

Оборудование: кроссворд со словарными словами, карточки с осенними листьями, лента парных согласных, картинки на орфограмму «Звонкие и глухие согласные», карточки со способами проверки парных согласных, речёвкой, индивидуальные раздаточные карточки с пословицами, дарами осени, текстом «Озимь», плакат «Корзина с дарами осени», сигнальные карточки для обратной связи.

Ход урока

I . Организационный момент.

У. Ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а турнир знатоков грамоты. Состязаться вы будете по командам. Перед началом турнира проведем разминку. Это минутка чистописания.

II . Работа с непроверяемыми написаниями.

У. Вы хотите узнать, кто приготовил задания и награды победителям?

Для этого откройте конверт с листочком и определите, с каких деревьев эти листья.

Мы собрали их во время осенней экскурсии в экопарке.

Заполните кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то прочитаете, кто же у нас сегодня в гостях.

Д. Осень.

У. Правильно, это Осень.

Д. В платье пёстро-золотистом

Осень к нам явилась в зал,

Как прекрасная царица,

Открывающая бал.

У. Первой это задание выполнила команда №… Они получают жёлудь. В конце урока мы подсчитаем и выявим команду-победителя.

Запишите на доске.

(Дети пишут на доске, читают орфографически по одному слову).

III . Повторение.

У. А теперь выпишите в тетрадь из этих слов все буквы, обозначающие согласные звуки.

(Дети выписывают).

У. На какие группы можно разделить согласные звуки?

Д. На твердые и мягкие.

У. А ещё?

Д. На звонкие и глухие.

(Переворачиваю карточки на доске).

У. Раз мы с вами в осеннем лесу, давайте поиграем в «Эхо».

(По одному по цепочке).

У. [б] [б"] [й] [в] [в"] [л] [г] [г"] [р] [д] [д"] [м] [ж] [н] [з] [з"] [ч"] [ц] [х] [щ"]

Д. [п] [п"] – [ф] [ф"] – [к] [к"] – [т] [т"] – [ш] – [ c ] [ c "] – – – –

У. Молодцы. Кто не ошибся, получит желудь.

У. Почему «эхо» иногда не откликается?

Д. Когда вы произносили непарный согласный звук, «эхо» не откликалось.

У. Нужно ли при письме проверять непарные согласные?

Д. Нет, они звучат ясно.

У. А парные?

Д. Да, они иногда пишутся не так, как слышатся.

У. Так о чем же сегодня на уроке мы вспомним?

IV. Постановка и решение учебной задачи.

Д. Сегодня на уроке мы вспомним, какие согласные звуки при письме нужно проверять и как.

У. Угадайте, кто вам приготовил следующее задание.

Д. Опустел фруктовый сад,

Паутины вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?

Д. Сентябрь.

У. Откройте конверт «Дары осени», напишите на карточках названия первых пяти даров, докажите, что написали правильно.

Д. (Члены команды подписывают по одной карточке).

гриб - грибы

морковь - морковочка

лук - лука

виноград - винограда

арбуз - арбузы

У. Первой это задание выполнила команда №… Они получают жёлудь.

У. Как проверить парный согласный?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

У. Давайте проверим, как вы выполнили задание. Запишите на доске. Какие способы проверки вспомнили.

Д. «Много», «Нет», «Назови ласково».

У. Запишите в тетради и на доске.

(Открываю на доске таблицу с такими карточками, дети вписывают слова с проверочными в подходящий столбик с комментарием. Остальные пишут в тетради).

Д. [грип] - [п] на конце слова нужно проверять - [грибы]

(Выставляю на доске парные [б][б’], [п][п’].

[маркофь] - [ф] на конце слова нужно проверять - [марковочка]

(Выставляю на доске парные [в][в’], [ф][ф’].

[лук] - [к] на конце слова нужно проверять - [лука]

(Выставляю на доске парные [г][г’], [к][к’].

[винаграт] - [т] на конце слова нужно проверять - [винаграда]

(Выставляю на доске парные [д][д’], [т][т’].

[арбус] - [с] на конце слова нужно проверять - [арбузы]

(Выставляю на доске парные [з][з’], [с][с’].

(Дети, записывающие слова на доске, выставляют на доске корзину картинки с предметами, корзина заполняется дарами осени).

У. Теперь посмотрите на шестую картинку. Там нарисована картошка. Как нужно писать это слово: «картошка» или «картожка»?

Д. Картошка.

У. Докажите.

Д. Можно назвать ласково: «Картошечка».

У. Что интересное вы заметили?

Д. Оказывается, парный согласный звук «спрятался» в середину слова.

У. Да. В словах после парных согласных часто стоят глухие согласные. Тогда тоже нужно быть внимательными и использовать те же способы проверки. Назовите их еще раз хором. Запишите на доске и в тетради вместе с проверочным.

(Выставляю на доске [ж][ш]).

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложим назад.

V Закрепление

У. Кто принёс следующее задание? Угадайте.

Д. Всё мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Частый дождик льёт и льёт.

Что за месяц к нам идёт?

Д. Октябрь.

У. Октябрь принёс вам пословицы об осенних месяцах. Они в третьем конверте. Прочитайте и впишите на строчку название месяца.

(Дети читают, капитан команды вписывает в один экземпляр).

Холоден сентябрь , да сыт.

В сентябре и лист на древе не держится.

Октябрь - капустник, пропах капустой.

Октябрь - ложка воды, ведро грязи.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

У. Первыми сделали это задание ребята из команды №… . Они получают желудь. Прочитайте пословицы.

Д. (читают по одному из команды).

У. Спишите первую пословицу.

В каком слове парный согласный звук в конце? Как проверить?

Д. Сыт - сытый.

У. Да, существуют и другие способы проверки.

Мы поговорим о них позднее.

VI . Домашнее задание

У. Дома подберите три пословицы об осени или спишите эти, подчеркните буквы парных согласных, подберите проверочные слова.

Где вы можете найти пословицы?

Д. В книгах, энциклопедиях, словарях, Интернете.

У. Да.

VII . Закрепление

У. Следующее задание нам приготовил… Догадайтесь.

Д. Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

И сильней похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи.

Д. Ноябрь.

У. Задание от ноября в четвертом конверте. Это отрывок из стихотворения Алексея Плещеева. Прочитайте.

Д. Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Óзимь на полях.

У. В каком слове парный согласный звук «спрятался» в середине слова и произносится не так, как написано?

Д. Говорим [трафка], проверочное слово «трава», пишем с буквой «в».

У. Спишите четверостишие.

Д. (Пишут)

У. Как вы понимаете смысл выделенного слова?

Д. Озимь - это рожь, посеянная осенью.

У. Догадайтесь, почему озимь так называется? От какого слова образовалось слово «озимь»?

Д. От слова «зима».

У. Почему озимь и зима пишутся с буквой «и»?

Д. Безударные гласные проверяются ударными – зимушка.

У. Да, и об этом мы будем говорить на следующих уроках.

Заканчивается осень, скоро в гости придёт зима. Заканчивается урок, настала пора подводить итоги.

VIII . Подведение итогов

У. Что новое вы узнали сегодня, в чем убедились, что вспомнили?

Д. - Я вспомнил парные согласные звуки и буквы, их обозначение.

Сегодня я убедился, что парные согласные при письме нужно проверять.

Я знаю, что существуют разные способы проверки парных согласных.

Я узнал, что парный согласный в середине слова может слышаться не так, как пишется.

Я догадался, что парный согласный в середине тоже можно проверить, назвав ласково.

У. Молодцы. А теперь, подсчитайте, какая команда получила больше желудей. Это наши победители. Они получают за урок «5». На втором месте команда №… . Они получают «4». Остальные тоже хорошо работали. Они получат оценки, когда я проверю тетради. И последний подарок от осени, веселая рифма. Давайте прочтем дружно.

(Выставляю карточку на доске).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Самоанализ урока

Класс - 2 по программе 1-4.

Тема: «Способы проверки парных согласных

на конце слова»

Это III урок по данной теме. Цель данного урока: закрепить знания учащихся о написании парных согласных на конце слова.

Для проведения урока-закрепления я выбрала нетрадиционную форму -турнир знатоков. Урок-турнир позволяет создать положительную мотивацию; обеспечивает ситуацию успеха для всех групп учащихся, в том числе и слабоуспевающих; активизирует познавательную деятельность учащихся; приучает детей к умению договариваться, то есть сотрудничать.

В планировании урока имели место элементы инновационных технологий. Например, в задании «Дары осени» использовался проблемно-диалогический метод при обсуждении написания слова «картошка». Дифференцированный подход в обучении реализован в объеме заданий и в домашнем задании: дети сами могут выбрать уровень сложности задания (подобрать самостоятельно или списать имеющиеся пословицы об осенних месяцах). В процессе урока создавались проблемные ситуации, которые разрешались детьми самостоятельно при руководящей роли учителя.

На уроке сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся. Выбранные методы обучения были подчинены целям и задачам урока и соответствовали уровню обученности учащихся. Этапы урока были логичны и последовательны. Учебная деятельность на уроке была разнообразной: фронтальная, групповая, индивидуальная. Литературный материал урока позволил реализовать воспитательные задачи, основная из которых - бережное отношение к окружающему миру. На данном уроке у учащихся формировались такие умения и навыки как развитие фонетического слуха, умение распознавать парные согласные, применять на практике правила правописания парных согласных.

Выполнялись и психолого-педагогические требования, предъявляемые к уроку. Считаю, что мне удалось создать доброжелательную атмосферу на уроке. На протяжении урока ученикам не раз представлялась возможность проявить свою индивидуальность.

В соответствии со здоровьесберегающими технологиями обучения класс был проветрен, чередовались устные и письменные формы работы, для снятия усталости проводилась физкультурная минутка, по смыслу связанная с содержанием урока. Время урока использовалось рационально, намеченный план выполнен.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что цель урока достигнута, задачи реализованы.

Класс: 2

Цель урока:

1. ознакомление с проверкой парных согласных на конце слова путём изменения формы слова;

2. развивать внимание, память; навыки грамотного письма, работать над каллиграфией;

3. формировать умение обосновывать написание путём подбора проверочного слова.

Оборудование: доска, тетради для письма, сигнальные карточки, карточки со словарными словами, учебник “Русский язык” для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева, презентация .

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

(Слайд №1)

Шка…, дру…, кру…, мор…, тру…

На какую орфограмму эти слова? (Парный согласный на конце слова.)

Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Подобрать проверочное слово.)

Скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Сегодня на уроке мы будем учиться находить проверочные слова).

(Слайд №2)

2. Чистописание.

Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Отгадайте загадки:

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он... (Артист)

(Слайд №3)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
А сам похож на мяч.

На какую букву начинаются слова? (На букву А.)

Какое из этих слово нужно проверить, что бы правильно написать? (Арбуз)

Придумайте, однокоренное слово к слову АРБУЗ, в котором будет проверяемая парная согласная. - Запишите, обозначьте орфограмму. - Проверим.

Какие еще однокоренные слова вы можете придумать к этому слову?

Доп. вопрос: какие слова называются однокоренными?

Сегодня поработаем над заглавной буквой А.

На доске:

Аля, Алла, Анна, Арина.

Что общего у этих слов? (Они все пишутся с большой буквы, обозначают имена девочек)

Алеет за лесом закат.

(Слайд №4)

Что такое закат? (Солнце заходит за линию горизонта.)

Что значит алеет? (Становится алым, ярко красным.)

3. Проверка домашнего задания.

Найти в предложении главные члены.

При проверке домашнего задания дети зачитывают пары слов, объясняют написание согласного в слове.

Прочитайте слова, которые требуют проверки.

Почему их надо проверять? (Звонкие парные согласные на конце слова оглушаются.)

Найдите проверочные слова к следующим словам. Проверочные слова называем хором, согласный, который стоит на конце слова, показываем сигнальной карточкой.

Морковь, шкаф, шарф, шалаш, суп, зуб, жираф, мак.

4. Физкультминутка.

Это лёгкая забава -
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно -
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

5. Работа по теме урока.

1.Сопоставление букв в проверочном и проверяемом словах.

Выполняется упр. 168.

Перед выполнением упражнения дети отвечают на вопрос Почемучки. Для этого читают правило на с. 98. Затем читают образец ответа и комментируют написание слов по очереди.

2.Упражнение в изменении слова для проверки парного согласного.

Дети возвращаются в начало урок, записывают правильно слова вместе с проверочным словом. (Слайд №5)

3. -Молодцы, а сейчас закончите мои предложения:

  • Звуки бывают гласными и согласными.
  • Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
  • Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
  • Согласные звуки бывают парные и непарные.
  • Парные согласные это б в г д ж з
    п ф к т ш с
  • Непарные согласные. Всегда звонкие л м н р й

Всегда мягкие ч щ х ц

4.-Сейчас проведём тест, который покажет, как вы усвоили правило проверки парных согласных в конце слова. (Слайд №6)

Выпиши парные согласные:

Б, З, Ч, Ж, Й, Х, Ф

Выпиши слова с парной согласной на конце:

Глаз, кот, лук, гном, воз:

Вставь букву:

Моро…, жира…, пиро…, бага….

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проведём взаимопроверку.

(Слайд № 7)

6. Словарно-орфографическая работа.

1.Игра “Фотограф”.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Фотограф”. Я буду показывать словарные слова, а вы должны будете очень быстро прочитать слово, вспомнить, как оно пишется, вставить пропущенную букву, записать.

Ягода, девочка, лисица, воробей, заяц, медведь, тетрадь.

2.Работа над новым словарным словом.

Отгадайте: кто мы?

Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Будет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Сапоги.) (Слайд №8)

Запишите слово сапоги. Поставьте ударение.

Что обозначает это слово? (Обувь.)

Можно купить в магазине один сапог?

Сапоги это вещь парная. Поэтому мы просим показать нам сапоги, подать примерить сапоги, хочу купить сапоги.

Парный согласный на конце слова сапог можно проверить, словом сапоги. А вот безударную гласную а в этом слове надо запомнить.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

3.Работа над фразеологическим оборотом.

Кто из вас слышал выражение “Клевать носом” ? Когда так говорят?

-“Клевать носом” - выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидящем положении. Клонить голову, очень хотеть спать. (Слайд №9)

Вышла на небо луна,

Ночь за окнами темна,

Стали носом все клевать…

Не пора ли засыпать?...

Составьте устно предложение с выражением “Клевать носом”.

7. Закрепление изученного материала.

(Слайд №10)

Найдите на этой картине слова, в которых встречается парная согласная на конце слова. Подберите проверочные слова.

8. Итог урока. (Слайд №11)

Как проверить парный согласный на конце слова?

Приведите примеры.

Домашнее задание: упр. 171.

Похожие статьи