Прилагательные которые перешли из разряда в разряд. Переход слов из одного разряда в другой. Родовые окончания кратких прилагательных

Граница между лексико-грамматическими группами прилагательных подвижна, поэтому одни разряды могут переходить в другие. Представим это в опорной записи:

Относительные – качественное значение:

· каменный дом «сделанный из камня» - каменное сердце «безжалостное, жестокое»

· золотые часы – золотые руки

· стальные пружины – стальные нервы

· малиновый компот – малиновый жилет

Качественные – относительное значение:

· глухой человек – глухой звук «характеризующийся фонетической глухостью»

· скорый шаг – скорый поезд

Притяжательные – относительное значение:

· лисья нора – лисья шуба

· волчья лапа – волчья стая

Вопросы для контроля:

1. Назовите признаки качественных прилагательных.

2. Чем качественные прилагательные отличаются от относительных?

3. В чем состоит особенность притяжательных прилагательных?

4. Подвижна ли граница между лексико-грамматическими группами имен прилагательных? Докажите.

Упражнения

1. Определите разряд выделенных имен прилагательных:

1. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин)

2. В доме было много смешных и уже ненужных вещей. (К. Паустовский)

3. Каждая грань кристалла несет на себе разнообразные скульптурные украшения. (А. Ферсман)

4. Из пеликаньего клюва торчал хвост толстого окуня. (К. Паустовский)

5. С верхней стороны листья уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером. (М. Пришвин)

6. Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой. (М. Пришвин)

7. Да, жизненный путь этого человека… не был усыпан розами. (К. Паустовский)

8. Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково. (В. Песков)

9. … До самого Васиного отъезда мы часто говорили с ним об этом рояле. (К. Паустовский)

10. В Мещоре… больше всего озер с черной водой. (К. Паустовский)

11. С полей, с лугов… поднялись туманы и растаяли в небесной лазури (М. Пришвин)

12. Темная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня. (К. Паустовский)

2. Определите лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Почему прилагательные даны в словосочетаниях?

Родной город, верный спутник, медвежья лапа, лёгкая парта, медвежья походка, утренняя прогулка, охотничьё ружьё, оживлённый разговор, аккуратный товарищ, гоночная лодка, рыбачья лодка. Колина парта, правдивый рассказ, радостная улыбка, лисья нора, каменный дом, медвежий след, пастушья песня, заячья натура, горячий чай, хрустальная ваза, январский мороз, тёплый вечер, волчий аппетит, бабушкина шуба, густой лес, дальнее озеро, голодные волки, берёзовая роща, прекрасное сочинение, загородная прогулка, солнечный луч, солнечная улыбка, золотой характер, стальное перо, золотое сердце.



3. Определите, качественными или относительными являются образованные от данных слов прилагательные. Составьте словосочетания.

Завод, школа, железо, берег, дорога, станция, железная дорога, Киев, семь лет, трое, всегда, замуж, таз и бедро.

4. Замените одно из существительных притяжательным прилагательным.

След волка и зайца, шкура лисы и белки, хвост павлина и вороны, мех соболя и куницы.

5. Замените существительные в родительном падеже притяжательными прилагательными. Всегда ли это возможно?

· Дрессировка медведя ……………………………………………..

· Берлога медведя …………………………………………………..

· Шкура медведя ……………………………………………………

· Следы медведя ……………………………………………………

· Лечение медведя ………………………………………………….

· Рычание медведя ………………………………………………….

6.Что лишнее? Почему?

1) Далекий, красивый, заячий, сильный;

2) Вечерний, тяжелый, стальной, заводской;

3) Березовый, бабушкин, птичий, отцов;

4) Турецкий, фабричный, мягкий, железный;

5) Слабый, терракотовый, весенний, дерзкий.

Определите разряды имен прилагательных и укажите, какое явление мы здесь наблюдаем.

золотой перстень, золотое сердце;

красная роза, Красная площадь;

волчий хвост, волчьи законы;

платиновый браслет, платиновый цвет волос;

современная эпоха, современная одежда;

песцовый мех, песцовый воротник.

Для прилагательных русского языка характерны следующие морфологические категории:

Полноты/краткости;

Степеней сравнения;



При образовании краткой формы:

1. К основе качественного прилагательного добавляются особые окончания – нулевое (м.р.),-а/-я (ж.р.),-о/-е (ср.р.), -ы/-и (мн.ч.):веселый – весел, весела, весело, веселы; синий – синь, синя, сине, сини.

2. Если на конце основы есть сочетание согласных с /н/ или /к/, то при образовании формы мужского рода единственного числа появляется «беглая» гласная: тонкий – тонОк, полный – полОн, горький – горЕк, трудный – трудЕн. Перед другими согласными «беглая» гласная обычно не появляется: быстр, смугл, толст (исключение: долОг, кисЕл, остЕр, светЕл, хитЕр).

3. У прилагательных с основами на –енн- (болезненный, искусственный, легкомысленный, многочисленный и др.) в форме мужского рода происходит усечение –н : болезнен (ср.: болезненн а, болезненн ы), искусствен. Для прилагательных безнравственный, своевременный, свойственный и др. допустимы варианты: ответствен и ответственен, свойствен и свойственен, причем усеченная краткая форма мужского рода используется все чаще.

Большинство качественных прилагательных имеет обе формы – полную и краткую.

Однако многие качественные прилагательные имеют только полную форму , от которой невозможно образовать краткую форму. К числу подобных прилагательных относятся:

1. названия некоторых цветов: коричневый, кофейный, кремовый, а также мастей животных: вороной, каурый, пегий и др.;

2. слова с суффиксами субъективной оценки: длиннющий, зелененький, толстенный;

3. слова с суффиксами –ск-, -ов-/-ев, -н- (по происхождению – из относительных прилагательных): братский привет, товарищеская встреча, передовой работник, боевой парень, кляузное письмо;

4. некоторые другие виды качественных прилагательных: давний, порожний, прежний, борзой, чужой и др.

Только краткую форму имеют прилагательные горазд, должен, рад, надобен, великоват, маловат, одинехонек (одинешенек), радехонек (радешенек) и др.

Краткая и полная формы прилагательного различаются своими морфологическими и синтаксическими особенностями.

Например:

1. Полная форма:

по числам: горячий – горячие

по родам: горячий – горячая – горячее

по падежам:

И. горячий чай

Р. горячего чая

Д. горячему чаю

В. горячий чай

Т. горячим чаем

П. о горячем чае

Синтаксическая роль:

Наша семья по утрам любит пить горячий чай.

Следующее лето будет горячим.

2. Краткая форма:

по числам: красив – красивы

по родам: красив – красива – красиво

Синтаксическая роль:

Зимний вечер был красив.

Вопросы для контроля:

1. От каких имен прилагательных нельзя образовать краткую форму?

2. Как образуется краткая форма прилагательных с основой на –н?

3. Как изменяются полная и краткая формы имени прилагательного?

Прилагательные могут употребляться в переносных значениях. При этом они могут переходить из одного разряда в другой, когда теряют свои признаки и приобретают признаки других разрядов.
Переход относительных прилагательных в качественные

Относительное прилагательное В значении качественного
малиновое (из малины) варенье малиновый (цвета малины) берет
каменный (из камня) дом каменное (неподвижное) лицо
мирное (во время мира) время мирный (спокойный) характер
наблюдательный (для наблюдателя) пункт наблюдательный (внимательный) человек
оловянный (из олова) солдатик оловянные (тусклые) глаза
свинцовая (из свинца) пуля свинцовые (тёмно-серые) тучи
стальной (из стали) нож стальные (крепкие) мышцы
янтарное (из янтаря) украшение янтарный (жёлто-оранжевый) блеск

Переход притяжательных прилагательных в относительные

Переход притяжательных прилагательных в качественные

Переход качественных прилагательных в относительные

Склонение имён прилагательных включает в себя изменение по числам, падежам и родам - в единственном числе.
Форма прилагательного зависит от существительного, к которому прилагательное относится и с которым согласуется в роде, числе и падеже .
Краткие прилагательные изменяются только по родам и числам .
Формы мужского и среднего рода различаются в именительном и винительном падежах, в остальных формах совпадают.
Различаются формы винительного падежа прилагательных в единственном числа мужского рода и во множественном числе, относящихся к одушевлённым и неодушевлённым существительным:

· В.п. = И.п. при одушевлённых существительных:
Их сёла и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам (А. Пушкин);
Тихо поют бандуристы славные песни о вас (Д. Кедрин);

· В.п. = Р.п. при неодушевлённых существительных:
Маша не обратила внимания на молодого француза (А. Пушкин);
И славить вечно вся земля должна простых людей, которым за победы я б звёзды перелил на ордена (В. Сысоев).

Прилагательные мужского рода на -ой склоняются так же, как и на -ый , но всегда имеют ударное окончание: серый, молодой - серого, молодого - серому, молодому - о сером, о молодом.
Буквенное обозначение окончаний прилагательных в ряде случаев резко расходится со звуковым составом: бел-ого - бел[ъвъ], летн-его - летн [ьвъ].
Окончания именительного падежа полных имён прилагательных

Родовые окончания кратких прилагательных

2. Ошибки при употреблении степеней сравнения.

Степени сравнения есть у большинства качественных прилагательных.

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную .

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени проявления признака называется положительной степенью: красивый (положительная степень) - красивее (сравнительная степень) -красивейший (превос­ходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных.

Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом: Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

Сравнительная степень бывает простая и сложная .

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей) : красивый - красивее, смелый - смелее, холодный - холоднее ;
: большой - больше, короткий - короче, сладкий - слаще ;
-ше : старый - старше, молодой - младше .
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший - лучше, плохой - хуже, маленький -меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний . В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее .

Сложная сравнительная степень более и менее :большой - более/менее большой, красивый - более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных.

Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени: Она самая красивая девочка в нашем классе.

Превосходная степень бывает простая и сложная .

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш- : красивый - красивейший, мягкий - мягчайший, добрый - добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший - лучший, плохой - худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее инаименее : большой - самый/наиболее/наименее большой, красивый - самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

В) Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший .

Такаяошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.
Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .
2. Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, и др.
Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.
3. Использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным. Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России . Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторимы, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России .

Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести когда-то прозвучавшее высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».

Обратимся теперь к таким случаям, где адъективный и субстантивный элементы одной и той же группы могут более или менее свободно меняться местами. Кутюра (Couturat), который в целом склонен умалять различие между прилагательными и существительными, возможно, из-за небольших формальных различий между этими разрядами слов в его родном языке, приводит такие примеры: un sage sceptique est un sceptique sage «cкeптичecкий мудрец - это мудрый скептик»; un philosophe grec est un grec philosophe «греческий философ - это философ грек» и делает вывод, что отличие здесь лишь в оттенке; одно из качеств выделяется как более существенное или более важное и интересное в данной ситуации: ведь очевидно, что человек - прежде всего грек, а потом уже философ, «но тем не менее мы скорее говорим о греческих философах, чем о философских греках» («Revue de mйtaphysique et de Morale», 1912, 9).

Трудно сказать, которое из этих двух понятий важнее или интереснее. Но если применить упомянутый выше критерий, станет ясно, почему, выбирая между двумя способами обозначения (греки, которые являются философами, или философы, которые являются греками), мы, естественно, делаем философов (более специальное понятие) существительным, а греков (более общее понятие) прилагательным и говорим греческие философы (les philosophes grecs), а не наоборот - les Grecs philosophes. Известная немецкая книга носит название «Griechische Denker» «Греческие мыслители». «Denkende Griechen» «мыслящие греки» звучало бы гораздо слабее, поскольку прилагательное denkend имеет более широкое и неясное значение, чем существительное Denker. Последнее сразу же выделяет тех, кто мыслит глубже и профессиональнее, чем обычные «мыслящие» люди.

Еще один пример. Голсуорси где-то пишет: Having been а Conservative Liberal in politics till well past sixty, it was not until Disraeli"s time that he became a Liberal Conservative «Он был консервативным либералом в политике, пока не достиг седьмого десятка, и только во времена Дизраэли стал либеральным консерватором». Слова conservative и liberal становятся существительными (и принимают - s во множественном числе), когда они обозначают членов двух политических партий; очевидно, это более специальное понятие, чем то, которое передается данными словами, когда они являются прилагательными Другие примеры (например, у Честертона: Most official Liberals wish to become liberal officials „Большинство официальных либералов хотят стать ли-беральными чиновниками“), см. в „Modern English Grammar“, II, 8.14..

Если мы сравним два выражения: a poor Russian «бедный русский» и a Russian pauper «русский нищий», мы увидим, что существительное Russian более специально, чем существующее прилагательное, поскольку оно означает «мужчину или женщину». С другой стороны, pauper более специально, чем poor, которое можно применить к целому ряду предметов, кроме людей; pauper имеет значение еще более специальное, чем a poor person, поскольку первое обозначает человека, который имеет право на милостыню или получает ее Милль пишет („Logic“, 15), что «не существует никакого различия между значением round „круглый“ и a round object „круглый предмет“». Это до не-которой степени справедливо для тех случаев, когда round является предикативом (The ball is round „Шар круглый“ = is a round object „является круглим предметом“), но к другим случаям определение не подходит: так, в применении к круглому шару оно было бы бессодержательной тавтологией. Только тогда, когда происходит полная субстантивация прилагательного, можно сказать, что прилагательное подразумевает понятие „предмета“..

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока «Разряды имен прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой».

Тип урока : комбинированный;

Форма урока: исследование;

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

обучающие:

    пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

    продолжить отработку навыков сравнения, сопоставления прилагательных, обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

    наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой;

    учить распознавать разряды имён прилагательных в разных контекстах

    развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;

    содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

    воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

    создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные:

    устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

    стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

    формулировать собственное мнение;

    осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

    владение различными видами аудирования;

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    смысловое чтение;

    извлечение необходимой информации из текста;

    анализ текста, умение приводить доказательства своей точки зрения.

Регулятивные:

    планирование самостоятельного выполнения заданий;

    выбор темпа работы;

    умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

    уметь определять разряды имён прилагательных в разных контекстах;

    уметь отличать в контексте качественные и относительные, качественные и притяжательные прилагательные;

    различать эпитеты и определительные прилагательные.

Метапредметные:

    проводить наблюдения над языковым материалом;

    давать определение понятиям;

    исследуя языковой материал, устанавливать причинно-следственные связи;

    сравнивать, делать вывод;

Личностные:

    формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

    воспитание чувства прекрасного.

Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная, индивидуальная

На уроке используются обучающие структуры: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, МИКС-ФРИЗ-ГРУПП, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.

Оборудование:

    Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013г.

    «Дорожная карта» (во время изучения темы «Разряды имён прилагательных» учащиеся заполняли данную карту: записывали теоретические сведения, приводили примеры, составляли предложения, выполняли творческие задания).

    комплект карточек для работы в группах (карточки для игры «Конструктор», тексты, задание для подведения итогов, «Билетик на выход», контрольный листок для проверки.

    мэнэдж мэт, таблички с номерами для групп;

    репродукция картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» формата А3, для каждой группы по одному экземпляру формата А5.

    музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» «Январь. У камелька», песня «Пропала собака» (автор стихов П.А.Ламм, композитор В.Я.Шаинский).

    компьютер, колонки.

Технологическая карта урока по русскому языку

I . Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, приветствуют друг друга.

Коммуникативные УУД:

речевое воздействие

II. Актуализация

Организует повторение теоретического материала, используя «Дорожную карту»

Ребята, в жёлтом конверте вы найдёте карточки. Изучите записанные на них сведения.
- Как вы можете применить их на сегодняшнем уроке? Какой способ действия вы предложите? (Так как на карточках записаны теоретические сведения о разрядах имён прилагательных, то для удобства их нужно разложить по разрядам).

Изучают карточки, обсуждают в группах ответы на вопрос учителя.

Делают общий вывод.

Раскладывают карточки по признакам разрядов имён прилагательных.

Сверяют результат работы с контрольным листком. Исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные УУД: контроль знаний

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

Удалось ли вам справиться с заданием?

В чем же причина?

Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке.

Слово учителя:

Мы проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай- запиши – обсуди в команде»).

В синем конверте вы найдёте текст и репродукцию картины.

Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

Эти строки написал художник Игорь Эмманулович Грабарь. Перед вами одна из его картин «Февральская лазурь». (Кстати, у этой картины интересная история. Расскажете на следующем уроке? Найдёте информацию?)

Как возникает образ? (Человек, умело владеющий словом, может создать образ с помощью необычного употребления прилагательных).

Обратите внимание на выделенные прилагательные.

При помощи толкового словаря выясняем значение слов.

Лазоревое (небо) – сине-голубое; жемчужные (берёзы) – белые, коралловые (веки) – ярко-красные, сапфировые (тени) – синие или зелёные.

Сохранилось ли прежнее очарование художественной речи? Почему? (подобранные нами синонимы не передают красоты увиденного. Прилагательные жемчужные, коралловые, сапфировые употреблены в переносном значении, а значение это проявляется в необычном сочетании жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени. Данные эпитеты придают образность, дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения).

Сравним: жемчужные берёзы - жемчужное ожерелье, сапфировые тени - сапфировые серьги, коралловые ветки - коралловые бусы. Какие сочетания звучат привычнее? Почему?

Приведите подобные примеры.

Именно в этом необычном контексте происходит изменение лексического значения прилагательного, и оно переходит из одного разряда в другой.

Вывод: разряд прилагательного можно определить только в контексте, т.е. в словосочетании или в предложении.

Рассматривают репродукцию, читают текст. При необходимости пользуются толковым словарём.

Обсуждают в группах свои выводы.

Делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют устно цель урока.

Участники обдумывают ответ на вопрос, записывают, по очереди обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Один ученик работает у доски.

Обсуждение.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.

Вывод.

Рассуждают.
Приводят примеры. Записывают в тетради.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

п остановка, формулирование и решение задачи

IV . Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.

1.Выполнение упр.353.

Для проверки проводится КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (организовывается обсуждение в команде по очереди более одного круга).

2. Придумайте и запишите 2-3 словосочетания.

Выполняют упражнение, указывая над прилагательными разряд по значению. После выполнения обсуждают сначала в команде, затем в классе.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Закрепление изученного материала .

Цель этапа: зафиксировать новые знания.

Выборочный диктант

Задание: слушаем песню «Пропала собака» (автор стихов П.А.Ламм, композитор В.Я.Шаинский) , записываем прилагательные (сущ. + прил.- словосочетания), определяем разряд по значению.

Я уверена, что эту песню вы все знаете. Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг?

А теперь проверим, насколько внимательно вы поработали с песней. Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту. Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет

2. Тематическая физкультминутка.

Вариант №1. Предлагает упражнение для снятия напряжения.

Ребята, предлагаю взбодриться. Встаём, задвигаем стулья.

Дети выполняют комплекс упражнений под музыку.

Вариант №2. МИКС-ФРИЗ-ГРУПП.

1.Сколько разрядов у прилагательных?

2.Сколько падежей у существительных?

3.Сколько корней в слове светловолосый?

4.Сколько второстепенных членов предложения?

5. Сколько морфем в слове сегодняшний?

1. К какому разряду, опираясь на справочный материал учебника, вы отнесли бы прилагательные отцовский, солдатский, стеклянный, вчерашний ? На каком основании?

2. Запишем предложения (комментированное письмо) и определим, какой признак передают эти прилагательные в записанных предложениях.

А) Ваня надел отцовский пиджак. В отцовском пиджаке Ваня походил не на ребёнка, а на взрослого.

Выводы: В первом предложении прилагательное отцовский обозначает принадлежность, то, что пиджак принадлежал отцу. Во втором – важнее не то, кому принадлежал пиджак, а внешние качества предмета – фасон, размер.

Б) Мальчик был подпоясан солдатским ремнём. Сквозь стеклянную стену было видно огромное фойе. Маша купила в магазине не свежий, а вчерашний хлеб.

Выводы:

1. Выделенные имена прилагательные авторы учебника относят к разряду относительных. Но все они выражают еще и качества предметов. Например: стеклянная - не только сделанная из стекла, но и прозрачная, вчерашний не только приготовленный вчера, но и зачерствевший, солдатский - не обязательно имеющий отношение к солдату, но уж точно широкий, кожаный, с большой пряжкой.

2. Значение имени прилагательного можно определить лишь в контексте . Прилагательные, традиционно классифицируемые как относительные, могут называть признаки, обозначающие различные качества предметов , и то, что эти признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени, не является критерием для определения разряда. Этими же свойствами, мы видели на предыдущем уроке, обладают и так называемые качественные прилагательные . Установить, является ли прилагательное относительным или качественным , можно, опираясь только на контекст.

Слушают песню, записывают словосочетания, указывают разряд.

Взаимопроверка.

Обсуждение

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ученики двигаются под музыку, замирают, когда музыка останавливается, объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на вопрос.

Записывают слова в дорожную карту, комментируют выбор разряда.

Записывают предложения, рассуждают.

Совместный вывод.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

ф ормирование навыков речевой деятельности . Освоение способов совместной деятельности

V I . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

1.Выполнение письменной работы (см. приложение).

После выполнения ученики получают контрольный листок для самопроверки

Выполняют письменную работу с самопроверкой по контрольному листку.

Проводится СИНГЛ-РАУНД-РОБИН.

Делают вывод.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ; коррекция; оценка.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

Организует фронтальную беседу.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли ее достичь?

Каким образом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

Я узнал…

Я запомнил …

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

Учитель выставляет оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Рефлексия. Готовят «билетик на выход»

Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Проводит инструктаж по выполнению

домашнего задания. Предлагает право выбора.

1 уровень: упр.354(по учебнику);

2 уровень: подобрать фразеологизмы с притяжательными прилагательными;

3 уровень: выписать из художественного текста предложения с прилагательными – эпитетами (указать источник).

Задания 2-3 уровня дети выполняют в «Дорожной карте».

Вы показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

Ребята, всем большое спасибо за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.


Приложение.

1вариант.

1. Подчеркните относительные прилагательные

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

2. Подчеркните притяжательные прилагательные

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

2 вариант

1. В каком ряду все прилагательные качественные

А) приморский (поселок), зеленый (шар), спортивная (площадка)

Б) изумрудная (зелень), правильный (ответ), сложный (вопрос)

В) плавательный (бассейн), чистые (руки), звонкий (голос)

2. В каком ряду все прилагательные качественные

А) волчий (вой), заячий (тулуп), лисья (речь)

Б) прекрасные (слова), пушистый (снег), радостная (новость)

В) стиральная (машина), мясной (бульон), лисья (нора)

Со́бственные и нарица́тельные существи́тельные - лексико-грамматические разряды существительных, выделяемые на основе различий в способе называния предмета. Собственные имена существительные обозначают предмет единичный, уникальный в своем роде (Волга, Санкт-Петербург, Александр Сергеевич Пушкин и т. д.), нарицательные имена существительные называют предмет из ряда ему подобных (река, город, поэт и т. д.).

Своеобразие значения собственных существительных отражается в их морфологических особенностях; эти существительные не имеют соотносительных форм числа: они употребляются либо только в ед. (Байкал, Кавказ, Антарктида ), либо только во мн. числе (Афины, Карпаты, Дарданеллы ). Нарицательные существительные обычно изменяются по числам (озеро - озера, гора - горы, материк - материки, пролив - проливы и т. д.). Исключение составляют слова, обозначающие: а) предметы, которые состоят из двух или нескольких частей (весы, грабли ); б) совокупность чего-либо как множество (кудри, припасы ); в) однородные массы, представляющие собой вещества, материалы, кушанья, отходы (духи, щи, очистки ); г) сложные действия, игры, обряды (дебаты, прятки, крестины ); д) отрезки времени (сутки, каникулы ).

Иногда имена собственные употребляются в форме мн. числа. Это происходит при обозначении группы лиц или предметов, имеющих одинаковые имена, фамилии, названия (в нашем классе три Маши; разговор о трех Тунгусках - притоках Енисея ), или при наименовании лиц, находящихся в родственных отношениях (братья Васильевы, супруги Ушаковы, семья Ивановых ). Также форма мн. числа собственных существительных может использоваться как название лиц, имеющих общую черту (Обломовы, Плюшкины, Базаровы ). В этом случае имена собственные сближаются по значению с нарицательными.

Имена собственные могут состоять из одного слова (Москва ) или из нескольких (Великая Отечественная война ). Такие сочетания иногда называют собственными наименованиями. В предложении они выступают как одно целое, т. е. являются одним членом предложения.

Собственные существительные можно подразделить на следующие группы:

  1. имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы (Николай Васильевич Гоголь, Вильям Шекспир, Илья Муромец, Тэффи );
  2. клички животных (Барсик, Каштанка, Буцефал );
  3. географические названия (Россия, Черное море, Сибирь, Эверест, Сахара );
  4. астрономические названия (Сатурн, Млечный Путь, Большая Медведица );
  5. названия исторических событий, периодов (Куликовская битва, Реформация, Возрождение );
  6. названия праздников (Рождество, Новый год, День независимости );
  7. названия произведений искусства (в том числе литературных произведений, картин, кинофильмов, спектаклей), статей, газет, журналов («Разгром», «Преступление и наказание», «Царевна-лебедь», «Броненосец Потемкин», «Жизель», «Мильон терзаний», «Известия», «Знамя» );
  8. названия магазинов, кафе, предприятий, учреждений, обществ (универсам «Пятерочка», кафе «Теремок», завод «Электросила», издательство «Азбука», кинотеатр «Аврора» );
  9. названия средств передвижения (поезд «Красная стрела», пароход «Виссарион Белинский», самолет «Юрий Темирканов», ракета-носитель «Протон», крейсер «Варяг» );
  10. сорта и марки различных предметов, в том числе кодовые наименования (автомобиль «Волга», конфеты «Грильяж», стиральный порошок «Аист», самолет «Суперджет 100», истребитель «Су-37» ).

Собственные существительные могут переходить в разряд нарицательных, при этом они приобретают обобщенное значение, свойственное нарицательным существительным. Такой переход осуществляется в результате переноса признаков одного предмета на другой на основе их сходства или смежности (метонимический перенос). Напр., Геркулес (римское название героя древнегреческих мифов Геракла, отличавшегося необыкновенной физической силой) - геркулес (человек, обладающий громадной физической силой и атлетическим телосложением); Ампер (французский физик) - ампер (единица измерения силы электрического тока, названная в честь Андре Ампера).

Разряд собственных имен также пополняется за счет нарицательных: весы (прибор) - Весы (созвездие), орел (птица) - Орел (город), гроза (природное явление) - «Гроза» (драма), кулик (птица) - Кулик (фамилия). При переходе нарицательного существительного в собственное, как и при переходе имени собственного в нарицательное, меняется значение слова: название класса предметов становится названием отдельного предмета.

При переходе существительных из одного разряда в другой меняется не только значение, но и морфологические свойства слов. Так, имя Геркулес не имеет формы мн. числа, но, перейдя в разряд нарицательных существительных, это слово может употребляться и во мн. числе: Пусть я не принадлежал к геркулесам , но мне вовсе не составляло труда донести ее и уложить на свое место (Е. Пермяк). Слово орел как название птицы изменяется по числам, название города Орел имеет только форму ед. числа. Фамилия генерала Галифе принадлежит к существительным м. рода, а название брюк, изобретенных им для кавалеристов и получивших имя создателя, употребляется либо как существительное ср. рода, либо как существительное, имеющее форму только мн. числа (форменное / форменные галифе ).

По общему правилу имена собственные пишутся с заглавной буквы, а имена нарицательные - со строчной. Имена собственные, которые называют предметы, созданные человеком, при написании, как правило, заключаются в кавычки (см. выше, группы 7-10).

В отличие от нарицательных, собственные существительные редко включаются в обычные толковые словари, они обычно представлены в специализированных словарях имен собственных (словарях географических названий, словарях личных имен и т. п.). Состав собственных имен в языке и их историю изучает лингвистическая дисциплина ономастика.

Навигация
    • Разделы сайта

      • Дополнительные образовательные программы

        • Повышение квалификации

          Профессиональная переподготовка

          Общеразвивающие

          • Биология

            Образование и педагогика

            Русский и иностранные языки

            • Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский язык как иностранный (начальный курс)

              • Участники

                Общее

                Маршрут 1

                Маршрут 2

                Маршрут 3

Похожие статьи