Подвижники благочестия XXI века. Блаженная Александра. Подвижники иноческого благочестия Бежецкий период жизни Александры Петровны

Православные обители и в ХVIII веке, в эпоху разорения монастырской жизни, не оскудели подвижниками благочестия, которые молитвами, «пением, бдением и пощением» стяжали бла­годатные дары Духа Святого. Своим смиренным житием они оп­ровергали хулу на монашество, столь часто раздававшуюся тог­да в правительственных и придворных кругах.

Мужем святой жизни был иеромонахФеодор(Ушаков), инок редкой духовной крепости и мудрости. Родился он в 1718 году в семье помещика Ярославской губернии. В юности служил в Пе­тербурге в гвардейском Преображенском полку. А там среди веселой и беспечной жизни на его глазах произошел знамена­тельный случай. В разгар дружеской пирушки один из его това­рищей упал замертво. Печальное происшествие открыло глаза юному гвардейцу на непрочность земного счастья, мир утратил для него свое обаяние, и юноша духовно прозрел и переродился. В 22-летнем возрасте он в нищенской одежде тайно ушел из сто­лицы и поселился в заброшенной келье на Северной Двине. На­чальство, преследуя селившихся в северных лесах старообряд­цев, притесняло заодно и православных иноков, спасавшихся там в уединенных скитах. Юный отшельник вынужден был покинуть свою хижину и отправиться на юг. Он пришел в Площанскую пус­тынь, расположенную в Орловской епархии. Настоятель пустыни поселил его в лесной келии. Вскоре его, как человека бес­паспортного, схватила сыскная команда, очищавшая леса от подозрительных людей. Пустынножитель открыл на допросе своё имя и происхождение, и был отправлен в Петербург.

С ним захотела побеседовать царица Елизавета. «Зачем ты тайно ушел из моего полка?» ¾ спросила она. ¾ «Для спасения души», ¾ смиренно ответил беглец. Императрица простила его и пожаловала его званием сержанта, но инок попросил дать ему умереть монахом. Елизавета велела ему поступить в Александро-Невскую Лавру.

В 1747 году Иван Ушаков принял постриг с именем Феодора. В Лавре он вел строгую, постническую жизнь. Слава о его под­вигах и смиренномудрии разнеслась по столице; к нему стали приходить люди всякого звания за советом и наставлением. Обращались к нему и его бывшие сослуживцы ¾ гвардейцы. У мо­нахов Лавры стечение народа к их молодому собрату вызывало зависть. Скорбя об ожесточении братии, смиренный инок просил перевести его в Саровскую пустынь.

Вместе с ним из Петербурга уехали многие его духовные ученики и ученицы. На пути в Саров, в городе Арзамасе, отец Феодор устроил своих учениц в Алексеевском женском монастыре. Два года он пребывал в Саровской обители, а затем перешел в соседнюю Санаксарскую пустынь. Эта пустынь находилась в упад­ке и разорении. Келии разваливались. Отец Феодор возобновил и починил их. В 1762 году он, несмотря на свои отговоры, по настоянию епископа был рукоположен в сан иеромонаха и назна­чен настоятелем пустыни.



Настоятелем он был твердым и строгим, в наставлениях нарочитое имел искусство, в рассуждениях был остр и пространен. Много трудов он положил на введение в обители устав­ного Богослужения. На службы в обители отводилось: в будние дни до 9 часов, а в воскресные и полиелейные ¾ до 10 и 12. Настоятель строго требовал внятного чтения во время Богослу­жения. Он говорил: «Если, по слову апостола, в воинских пол­ках труба будет издавать неопределенный звук, кто станет го­товиться к сражению. Так и мы скорочтением будем только воздух церковный наполнять, а силы внутреннего смысла читаемого не поймем. Души наши останутся голодными духовно, без назидания. Не чтение слова Божия, а внутренняя сила и дух оного, понимаемые нами, служат нам ко спасению».

Иеромонах Феодор ввел в пустыни старчество, предпола­гавшее полное откровение помыслов иноками настоятелю. Всякий монах, когда его смущали и тревожили помыслы, мог прийти к нему в любое время дня и ночи; старец выслушивал инока, ча­сами беседовал с ним, и когда отпускал его от себя, тот чув­ствовал на душе свободу и тишину.

Жизнь в обители была крайне суровой. Вкушать пищу до­зволялось только за трапезой. В свою келию можно было брать только квас. Пирогов и белого хлеба не давали и на Пасху.

На монастырские послушания ¾ на покос, на рыбную ловлю выходила вся братия во главе с настоятелем. Келейник митропо­лита Гавриила Феофан Новоезерский, в юности подвизавшийся в Санаксаре , так описывал жизнь в этой пустыни: «Обитель забо­ром огорожена, церковь маленькая, волоковые окошки, внутри и стены не отесаны, и свеч-то не было, с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили: балахоны! Ноги обертывали онучами из самой грубой пеньки... Огня в келье никогда не было».

В 1764 году, с введением монастырских штатов, Санаксарская пустынь подлежала упразднению, но по просьбе настоятеля оби­тель была сохранена. В конце жизненного пути на долю старца выпали неповинные страдания и гонения. Однажды он в присут­ственном месте укорил Темниковского воеводу Неелова, который сам пожелал раньше поступить под его духовное руководство, а потом стал пренебрегать своего духовника советами, в жесто­ких притеснениях граждан. Неелов подал жалобу на своего ду­ховного отца. И Синод перевел старца в Соловецкий монастырь.

Северный климат оказался тяжелым для него, он постоянно болел. Девять лет провел старец на Соловках, и возвращен был оттуда в Санаксар по ходатайству отца Феофана Новоезерского. Но и в Санаксаре его притесняли. Только за неделю до кончины старцу Феодору дозволили самому посетить Арзамасскую Алексе­евскую общину, в которой спасались его духовные дочери, при­ехавшие с ним из Петербурга. Преставился многострадальный старец 19 февраля 1791 года.

Расцвет аскетического подвижничества в русских монас­тырях в конце ХVIII века связан с возрождением старчества. В этом благодатном делании особенно потрудился возобновитель традиций древнего иночества великий старец схиархимандрит Паисий (в миру Петр Величковский ). Родился он в семье полтав­ского протоиерея в 1732 году. Его отец скончался в молодые годы, оставив детей сиротами. В тринадцатилетнем возрасте мальчика отдали в Киевскую Братскую школу. Мать хотела, чтобы сын стал при­ходским священником, но у мальчика рано пробудилось стремле­ние к иноческому житию. Чтение аскетических книг укрепило его в намерении принять постриг. Однажды ночью Петр тайком убежал из Киева и остановился в Любечском монастыре, куда ему советовал поступить его духовник Печерский иеросхимонах Пахомий. Несколько месяцев провел он послушником в Любече, а потом перешел за границу России и поселился в молдавском монастыре святителя Николая на реке Тясмине, где в 19 лет был пострижен в рясофор с именем Платон.

Но и из этой обители ему пришлось уйти, когда начались гонения со стороны униатов. Монастырские церкви были закрыты, а монахи изгнаны. Инок Платон вернулся в Киев и поступил в Лавру под руководство своего прежнего духовника иеросхимонаха Пахомия. Он нес послушание в лаврской типографии, занимал­ся гравированием икон на меди. Но его не оставляла давняя мечта о пустынножительстве.

И вот однажды вместе с двумя другими монахами инок Пла­тон отправился на юг, в надежде дойти до Святой Горы. Путь на Афон лежал через Молдавию, где отшельники задержались в скиту святителя Николая вблизи Трейслина, и только через три года Платон, по благословению настоятеля, отправился дальше ¾ на Святую Гору. На Афоне он получил уединенную келию вблизи Лавры преподобного Афанасия. В ней он совершал подвиг безмолвия и непрестанного творения Иисусовой молитвы.

Когда из Молдавии на Афон прибыл его бывший старец ие­ромонах Василий, он по настоятельной просьбе своего ученика постриг его в мантию с именем Паисий и дал ему совет ¾ пе­реселиться в общежительный монастырь, ибо пустынножитель­ство хорошо для опытных монахов, искушенных в духовной брани.

В 1758 году отец Паисий был рукоположен в сан иеромонаха. Вокруг него стали собираться ученики ¾ в основном это были молодые иноки из Молдавии, Валахии и славянских стран. От протоса Святой Горы отец Паисий получил для собравшейся вок­руг него братии полуразрушенный Ильинский скит вблизи монас­тыря Пантократор. Но из-за зависти монахов-греков и притесне­ния турецких властей старец вместе со своими учениками вынуж­ден был уйти с Афона.

Он поселился в приютившей его Молдавии, в Драгомирнском монастыре; в Драгомирне он ввел Афонский устав. Но совершенно новым в жизни монахов было чтение в трапезной святоотеческих аскетических творений. В своей обители иеромонах Паисий ввел за правило откровение иноками своих помыслов настоятелю. Так в Драгомирнском монастыре умножился старческий дар подвижника.

В 1774 году, когда часть Молдавии с Драгомирной отошли к Австрии, старец Паисий решил вместе с братией перебраться в Секульский монастырь, а через 4 года, по воле государя, его ученикам был отведен также и Нямецкий монастырь близ Секуля. Ученики старца разделились на две монастырские общины, но обе оставались под его духовным руководством. Слава о мудрости настоятеля разнеслась по всей Молдавии и достигла России. К опытному старцу отовсюду стекались монахи, искавшие подвиж­нического жития под старческим руководством. Перед кончиной старца в Секульском монастыре подвизалось более ста монахов, а в Нямецком ¾ около 400.

Кроме управления монастырями старец Паисий в течение пос­ледних 20 лет своей жизни деятельно занимался литературными трудами, которые обессмертили его имя. В долгие осенние и зимние ночи он, обложившись книгами, переводил с греческого языка на славянский творения святых отцов. Старец перевел творения святых преподобных отцов Исаака Сирина, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Варсанофия и, наконец, составил аскетический сборник «Добротолюбие», основой для которого послужила греческая «Филокалия» святого Никодима Святогорца . «Добротолюбие» старца Паисия было напечатано в 1793 году благодаря содействию митрополита Гавриила (Петро­ва). До появления русского текста «Добротолюбия» в переводе епископа Феофана Затворника в течение целого века славянское «Добротолюбие» Паисия (Величковского) было самой читаемой книгой у православных монахов, искавших духовного совершен­ства. В 1790 году русские войска вошли в Молдавию и взяли Яссы. Тогда архиепископ Екатеринославский Амвросий возвел старца Паисия в сан архимандрита. Скончался великий старец через 4 года после этого, в 1794 году, в возрасте 72 лет.

После него остались ученики, которые, возвращаясь в Россию, разносили весть о «благочестивом и чудном отце Паисие» и по его заветам взращивали в русских монастырях стар­чество. К числу особенно усердно потрудившихся на поприще старческого руководства учеников великого молдавского под­вижника принадлежат архимандритФеодосий (Маслов) (1720-1802), насадивший старчество в Молчанской Софрониевой пустыни, старецКлеопаВалаамский (1817), архимандритФеофанНовоезерский, иеромонахАфанасий Захаров(1823).

К сонму избранников Божиих, стяжавших благодатные дары иноческими подвигами, принадлежали и некоторые из монахов, удостоившихся архиерейского сана. Великим иноком-аскетом был святительТихон Задонский (в миру Тимофей Соколов ). Родился он в 1724 году в Новгородской епархии в семье бедного сельско­го дьячка. Его отец умер рано, и на долю мальчика выпало сиротство. Ради куска черного хлеба он нанимался в поден­щики к богатым крестьянам-огородникам. Однажды мать едва не отдала его на воспитание соседу-ямщику, и только старший брат-причетник отговорил ее от этого шага. Когда Тимофею исполнилось 13 лет, он определил его на свои последние гроши в Новгородское Духовное училище. В училище и затем в семина­рии Тимофей был одним из самых нищих студентов. Ему и там приходилось наниматься к огородникам копать грядки и часто лишать себя полпорции казенного хлеба, чтобы, продав её, ку­пить на вырученные копейки свечку для занятий. Бурсаки сме­ялись над его истоптанными лаптями, словно прообразуя свои­ми шутками будущее прославление смиренного однокашника, они, бывало, размахивали этими лаптями перед его лицом и, потеша­ясь над ним, припевали: «Величаем тя!»

По окончании семинарии в 1754 году, Тимофей Соколов был оставлен преподавателем, а через 4 года принял постриг с име­нем Тихон и в том же году был назначен префектом семинарии. Потом его возвели в сан архимандрита и назначили ректором Тверской Семинарии. Архимандрит Тихон никогда не забывал своей нищей молодости и оставался человеком простым, доступ­ным, сострадательным к бедным простолюдинам, благотворителем нищих, голодных, бездомных.

В 1761 году святой Тихон был хиротонисан в епископа Кексгольмского, викария Новгородской епархии. Его избрание со­вершенно было чрез видимое проявление Промысла Божия. В Пе­тербурге его имя только для формы внесено было в список кан­дидатов в Новгородские викарии. Но при избрании, совершен­ном на Пасху по жребию, трижды вынималось имя святителя Ти­хона. И в тот же день Тверской архиерей Афанасий, словно по ошибке, помянул имя Тихона на Херувимской песни как епископа.

После двух лет служения в Новгороде святитель был пере­веден на Воронежскую кафедру. В Воронеже его первой заботой было заведение училищ для детей из бедных духовных семей. Местную славяно-латинскую школу он преобразовал в семинарию и сам подготовил для нее учебные программы. Много потрудился святитель над тем, чтобы поднять духовно-нравственный и об­разовательный уровень подчиненного ему духовенства. Он тре­бовал от клириков ежедневно читать Новый Завет. Святитель Тихон был совершенно чужд вельможного духа, которого изрядно набрались многие из архиереев в его время. Со всеми он был прост и любовен. При нем в епархии совершенно прекратились прежние суровые и унизительные наказания над провинившимися духовными лицами.

Духовному окормлению святителя достался обширный край с буйным казацким населением. Епископу приходилось защищать духовенство от произвола самоуправных казачьих старшин, от притеснения своевольных и невежественных чиновников. В народе сохранились языческие обряды, ежегодно устраивались праздники в честь Ярилы, но святитель Тихон своими проповедями, взы­вавшими к христианской совести полуверной паствы, сумел иско­ренить и эти суеверия.

Неутомимые труды по управлению епархией расстроили здо­ровье святителя и в 1767 году он вынужден был уйти на покой ¾ сначала в Толшевский монастырь, а через два года перешел в Задонский Богородицкий монастырь. В обители святой Тихон уе­динился для сугубых монашеских подвигов. Спал он на соломе, покрытой овчинным тулупом, всю свою архиерейскую пенсию раз­давал нищим. Несмотря на слабость и болезни, он помногу за­нимался тяжелыми черными работами. Вкушая самую скудную пищу, святой с сокрушением попрекал себя леностью, тем, что даром ест хлеб. Почти ежедневно он молился в храме, сам пел и читал на клиросе, но со временем, по смирению, совсем оставил учас­тие в совершении служб, и только молился в алтаре.

Многие из монахов, в изумлении от простоты его жизни, насмехались над ним. Об этих насмешках святой говорил со сми­рением; «Я достоин того за грехи мои». Однажды юродивый барин Каменев ударил святителя по щеке, сказав ему с укором: «Не высокоумь», ¾ и святитель, упав в ноги обидчику, просил у него прощения. В келии инок-святитель непрестанно предавал­ся молитве и чтению Священного Писания, творений святых от­цов и житийных книг. Псалтирь он знал наизусть.

Много времени он отводил литературным трудам и благодаря им стал великим учителем христианской жизни. Самые замеча­тельные его творения ¾ «Сокровище духовное, от мира собира­емое» и «Об истинном христианстве». В этих книгах святитель, в отличие от многих современных ему духовных писателей, чуж­дается диалектической игры богословскими понятиями. Для него самое важное ¾ выяснить ту или иную богословскую мысль по рассуждению Православной Церкви, опираясь на духовный опыт святых, изложить эту мысль так просто и ясно, чтобы она стала руководством для христианской жизни. Заботясь о религиозном образовании народа, святитель едва ли не первым в ХVIII веке пришел к мысли о переводе Библии на общепонятный русский язык. В последние годы своего земного жития святитель Тихон усилил аскетические и молитвенные подвиги. Не раз его видели в духовном восхищении, с просветленным лицом. За три года до кончины он каждый день в молитве просил Господа «Скажи мне кончину мою». И однажды на заре он услышал: «В день недель­ный». Вскоре после этого ему было сонное видение. Он видел чудный луч, и на луче сияющие палаты. Он хотел войти в эти палаты, но ему сказали: «Чрез три года можешь войти, но те­перь потрудись». После видения святой заперся в келии и при­нимал только самых близких ему. К своей смерти он приготовил гроб и часто приходил ко гробу сокрушенно плакать о грехах. Незадолго до преставления святитель в тонком сне увидел, как священник выносит из алтаря в царские врата Младенца под по­крывалом. Он поцеловал Младенца в правую щеку, а Тот ударил, его в левую. Наутро святой почувствовал онемение левой ноги и трясение левой руки. Скончался святитель Тихон в день недельный, в воскресенье, 13 августа 1783 года.

30. Подвижники благочестия

Монах о. Викентий (Никольский)

Родился О. Викентий (Никольский) в 80-ых годах в семье Петербургского крупного чиновника. Он кончил юридический факультет и интересовался очень философией. Философия захватила его мысли и чувства. И в то время он был далек от Церкви и от Христа. Вот в это время скоропостижно скончался один из его братьев. Смерть брата окончательно перевернула его жизнь. Первое движение было отказаться от жизни. Ницше, которого он изучал в этот момент, как бы нашептывал ему о самоубийстве. Препятствовала только любовь к матери. Он хотел подготовить мать, а потому секретно ушел из дома и скрылся в своем имении, где зимой никто не жил. Но родители узнали о его местопребывании и отправили к нему старушку-родственницу, монахиню. Как бы случайно, на столе в той комнате, где скрывался о. Викентий, она оставила книгу Владыки Феофана - «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться?»

Эту книгу о. Викентий прочитал и с увлечением стал читать произведения Владыки-затворника. Вскоре он познакомился с Архиепископом Тульским и Белевским Парфением (Левицким), о котором о. Викентий вспоминал с особой благодарностью, называя его тайным подвижником и считая его смиреннейшим человеком. Владыка Парфений и направил его в Оптину Пустынь.

О. Викентий приехал в Оптину тогда, когда настоятелем был Архимандрит Ксенофонт.

Начало жизни в монастыре - послушанием о. Викентия были кухня и чтение правила уже тогда больному настоятелю о. Ксенофонту. Руководство же духовной жизни было в руках о. Нектария, который после смерти о. Иосифа был выбран для всей братии духовником и старцем. О. Нектарий был делателем Иисусовой молитвы. В этом он был научен великим старцем о. Анатолием (Зерцаловым). Вот это делание Иисусовой молитвы, навыкновение хождения в памяти Имени Божия - и был тон всей жизни о. Викентия. Его жизнь определилась этим деланием. Вся внешность обуславливалась этим настроением жизни. Его ничего не интересовало в жизни. Одна цель - пребывание во Имени Господа. Все было радостно. В монастырском послушании не замечалось трудностей, так как трудность была в трезвенном делании духовном. Пекарня, просфорня, канцелярия и самое лучшее - почтальон. От монастыря до города Козельска, до почты было - 4 версты. Какая была отрада этот путь 8 верст (туда и обратно). В это время и совершалось послушание старческое о трезвении и молитве.

В этом фазисе жизни застала монаха Викентия революция. Он не искал выхода в эти трудные первые годы революции, когда постепенно разрушался монастырь.

Как говорил о. Викентий, его отец препятствовал поступлению его в монастырь. Он был очень огорчен, что сын разломал путь своего восхождения в гражданской жизни. В эти же революционные годы отец, бывший сановник, писал своему сыну-монаху:

«Отец Викентий, (так обращался отец к сыну), как ты был прав. О, как бы я хотел изменить свою прожитую жизнь. Как бы я хотел с юности теперь принять путь твоей жизнь. Я умираю и вижу свой гроб. Плачу. Недостойный раб Христов…»… Это письмо отца к сыну укрепляло монаха Викентия в те минуты, когда революционная волна, разрушающая монастыри, заставляла насельников монастыря искать какого-то устроения. Отец Викентий ничего не искал. Он по-прежнему был в послушании старца и творил свое духовное дело. Вот в это самое время, когда монастырь Оптинский должен был расселить своих насельников, старец Нектарий отдал священнику приходскому о. Викентия, дабы под сенью приходского храма сохранялась жизнь подвижника-монаха. Господь помог нам зреть горящую свечу, поставленную Господу, - пишет этот священник.

Трудно сказать, что делал этот монах. Одно скажу только, что сейчас я плачу, вспоминая прошлое. Знаю, что я не всегда умел хранить этот тонкий художественный сосуд Божией благости.

За два с половиной года жизни у нас, он ни разу не был по своему желанию за оградой нашей церкви. Он ни разу не сел за стол за трапезу. Он ни с кем не беседовал ради интереса своего. Он никому не навязывал своего учительства. И в то же время все чувствовали в нем Божию силу.

И безбожники, которые выслали его от меня, как-то странно обращались с ним. Казалось, они боялись его святыни. Его выслали, как и меня, в административную ссылку. Невольная была мысль: как то он будет дальше жить? Он написал старцу с точки зрения окружающих советских людей, - бессмысленность: он просил старца благословить его быть нищим. Ведь нищих в Советском Союзе не было. Старец благословил. И я знаю, что Господь не оставил своего раба. Близкие наши не оставляли о. Викентия.

Знаю, что перед его арестом один из наших киевских монахов посетил его еще в Козельске и рассказывал мне, что он жил в избушке, которая напоминала собою пещеру. Полная бедность. Нищета. Но в этот момент он был богачом. Только богатством не земли, а неба. Он уже был подготовлен, чтобы уйти преподобномучеником. О. Викентий никогда не был в сане: он всю жизнь остался только монахом. О. Архимандрит перед расселением монахов предлагал о. Викентию сан. О. Викентий подчинился, но сказал о. Архимандриту, что если бы о. Архимандрит спросил его, как он хочет, то он бы ответил, что хочет остаться просто монахом. О. Архимадрит решил тогда оставить его монахом.

Из книги Божии люди автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Крымские подвижники Архимандрит ТихонАрхимандрит Тихон, в миру Тимофей Клементьевич Богуславец, родился в 1859 году; умер в 1950 году, 30 января.Родился он в простой семье, получил техническое образование. Был на военной службе – моряком на корабле, участник в заграничном

Из книги Люди лунного света (Метафизика христианства) автора Розанов Василий Васильевич

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Новые святые подвижники «Веком святых» считает XVI в. Католическая церковь, а в расцвете гуманизма и ренессансной культуры, глубочайшем упадке Церкви и веры, победе Реформации и кризисе папства видит стимул для обновления религиозности и рождения новой святости. Святые

Из книги Русский инок № 13, июль, 1910 автора Автор неизвестен

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Глава XXV Подвижники Египта, Палестины и Сирии Пустынное подвижничество, начало которому было положено среди гонений, быстро развилось в IV веке. Развилось и иночество; возникло много обителей и пустынных, отшельнических келий. Отрекаясь от мира и всех его радостей,

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

Из книги Путь, что ведёт нас к Богу автора Чистяков Георгий

Из книги Оптинский патерик автора Автор неизвестен

ХРИСТИАНСКИЕ ПОДВИЖНИКИ XX ВЕКА Мы живем в эпоху рубежа, в эпоху действительно огромного исторического рубежа и перелома. Мы иногда это понимаем, чаще все?таки мы это забываем, но тем не менее это так. Подводить итог тысячелетию, наверное, рано. Я думаю, что это сумеют

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Глава III. Подвижники благочестия оптиной пустыни После одного из паломнических путешествий в Оптину пустынь великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь заметил: "…Нигде я не видел таких монахов, с каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не

Из книги Гены и семь смертных грехов автора Зорин Константин Вячеславович

30. Подвижники благочестия Монах о. Викентий (Никольский) Родился О. Викентий (Никольский) в 80-ых годах в семье Петербургского крупного чиновника. Он кончил юридический факультет и интересовался очень философией. Философия захватила его мысли и чувства. И в то время он был

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Приложение I Подвижники благочестия XX века о врожденных и приобретенных недугах «Страдание детей нас озадачивает больше, чем страдание взрослых. Когда страдает взрослый человек, легче увидеть ту пользу, которую могло бы принести страдание, при условии, что человек

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Как жили святые подвижники Итак, чада, обратите внимание на древние поколения и посмотрите, как жили наши отцы. Вы знаете о продолжительности их воздержания и о непреклонности их терпения. Они подвизались не один или два года, даже не один десяток лет, но тот

Из книги Великие святые. Неизвестные факты автора Семенов Алексей

Российские святые и подвижники

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Глава шестая. Святые подвижники 6.1. Преподобный Антоний Великий Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Когда ему было 18, отец и мать умерли, и Антоний остался с один с сестрой на его

16 лет нет с нами киевского старца — протоиерея Михаила Бойко.

Киевские подвижники благочестия. Протоиерей Михаил Бойко (†2002).

Сын священника, репрессированного в годы советской власти, пошедший по стопам своего отца, он не внушал «строителям коммунизма» никакого доверия, поэтому с юных лет ощущал на себе давление системы. Даже будучи участником Великой Отечественной, подростком ушедшим на фронт и геройски защищавшим свою Родину, - Святую Русь, - он не получил ни одной боевой награды, к которым представляли однополчан, поскольку, будучи верующим, никогда не состоял в комсомоле. Правда, справедливость в итоге восторжествовала: после войны боевые товарищи и командиры добились включения его в наградной список, и он, хоть и с опозданием, но все же получил заслуженные им ордена и медали. Но жить продолжал так де скромно, как и раньше, не пользуясь никакими льготами, положенными фронтовикам. И так было на протяжении всей жизни, не только его собственной, но и его детей.

Протоиерей Михаил Бойко. Таким запомнили батюшку его чада

Там на войне, все было серьезно, по-настоящему. И воевали, отстаивая каждую пядь родной земли, не ради наград, - «была бы Родина»… Михаил, получивший, несмотря на юный возраст, благословение отца-священника, пулям не кланялся. Но душа все равно стремилась к Богу. На войне это ощущалось особенно остро. Позже он вспоминал: «Помню, наша часть стояла в резерве, и мы зашли в один немецкий дом. Все там было вверх дном, а в углу стояло пианино. Совершенно целехонькое. А я ведь человек музыкальный, практически на всех инструментах играю. Сел я за него и сыграл. «Покаяние» Веделя. Было так странно: война, смерть - и эта божественная музыка в чужой стране». После войны, следуя призванию, молодой фронтовик Михаил Бойко поступил в полтавское музыкальное училище, где ему поначалу пророчили блестящую музыкальную карьеру. Однако с карьерой не сложилось. Училище он так и не смог закончить, ибо поступило распоряжение отчислить его за чуждые идеологические взгляды, недостойные советского студента, заключавшиеся в регулярном посещении им богослужений в православном храме. Спустя десять лет директору училища было невыносимо стыдно признаваться отцу Михаилу, что при всем желании он не мог тогда отменить приказ об отчислении, поскольку таково было распоряжение свыше, и он был не вправе рисковать благополучием собственной семьи и престижной номенклатурной работой. Однако таков был Промысл Божий, и Михаил, выйдя из училища после разговора с директором, перекрестился и сказал: «Да будет воля Твоя», и поехал поступать в Киевскую духовную семинарию, где и продолжил свою учебу. И слава Богу! В его лице Церковь обрела молитвенника и старца, а вверенные ему люди - пастыря доброго, за паству свою душу полагающего. Жил он скромно, преимущественно от трудов своих, служил диаконом Вознесенского храма на Демиевке, а между службами по мере возможностей занимался хозяйством у небольшого домика, построенного собственными руками в районе киевских Совок. Но безбожный мир постоянно вторгался в его жизнь: давление не ослабевало.

Киевские подвижники благочестия. Протоиерей Михаил Бойко с сомолитвенниками: протоиереем Феодором Шереметой и диаконом Иоанном Диденко

Не один десяток лет проходил он в дьяконах за то, что заступился за своего младшего сына Георгия, которого подвергли травле за ношение нательного креста. К чести Георгия необходимо отметить, что крест свой он так и не снял, а когда вырос, то пошел по стопам отца, став священнослужителем и отцом семерых детей. А в тот день отец Михаил не остался безучастным к слезам сына и направился в школу, чтобы поговорить с директором. Держа в руках конституцию СССР, раскрытую на параграфе о свободе совести, спросил: «Скажите, уважаемый, разве главный закон страны запрещает свободу вероисповеданий? Или мне нужно ехать в Москву, в Кремль, чтобы подтвердить это?». После этого насмешки над Георгием прекратились, однако диакона Михаила Бойко практически до 50 лет не рукополагали в сан священника, пока, наконец, правящий архиерей, в отсутствие «компетентных» чиновников, отдыхавших на морях, удалось рукоположить «неудобного» диакона во иерея. Так православие обрело еще одного подвижника и духоносного старца.

Глубоко почитаемый и горячо любимый православным народом не только в Киеве, но и по всей Руси, батюшка практически до самой кончины исповедовал своих духовных чад и паломников со всего мира в Киевском Свято-Покровском женском монастыре. Несмотря на то, что из-за болезни в последнее время сам уже ходить не мог, он приезжал на исповедь, чтобы преподать Благословение и Любовь Божию людям. Все, кто приходил к нему, ощущали почивающую на нём Благодать Божию и всегда получали духовную помощь. Каждому он преподавал необходимое и полезное духовное наставление и выводил на узкий путь спасения.

Всю свою земную жизнь мужественно сражался отец Михаил за Православную Русь: более полувека назад в Великой Отечественной войне, а затем в духовной брани, ведя непримиримую борьбу с врагом рода человеческого - диаволом за спасение человеческих душ. Как добрый Воин Небесного Царя, он до последнего дня своей временной земной жизни непрестанно стоял на страже Православной Веры, ограждая в последнее время своих духовных чад от вступления в электронный концлагерь, принятия идентификационных номеров, электронных карточек и микрочипов.

Батюшка, как истинный ревнитель Православия, постоянно приезжал на молитвенные стояния к Верховной Раде против идентификационных кодов, которые впоследствии (16 июля 1999 г.) привели к принятию Закона № 1003-XIV, дающего право жить без кодов. Он, как и протоиерей Мефодий Финкевич, последовательно боролся против электронного концлагеря. И именно за эту проповедь Евангельской Истины, за его пламенную Веру, за огненную ревность о Правде Божией и Правде Церковной очень многие враги Божии возненавидели Батюшку и делали всё возможное для того, чтобы он прекратил свою борьбу против бесовских кодов грядущего антихриста и замолчал… Но, несмотря на это, он не пошёл на поводу у сильных мира сего и до конца стоял за Истину, свидетельствуя перед всем народом: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец Ваш дати вам Царство» (Лук. 12, 32). И все мы глубоко верим и надеемся на его молитвенное предстательство пред Господом нашим Иисусом Христом за нас грешных.

Татиана Лазаренко

Фотографии предоставил Сергий Фрич (сайт Fotopaterik. org.)

1)Детство старца.
Старец Василий родился в селе Большие Ключищи Симбирской губернии в 1845 году, в семье бедных поселян Даниила и Феодосии. Со смертью родителей Василий сполна испил горечь раннего сиротства. Го¬лод, холод и крайняя нужда заставили его наняться в пастухи обще-ственного скота. Работа была очень трудная, но давала возможность про¬кормиться. Грамоте мальчик так и не научился.
2)Семейная жизнь.
По достижении совершеннолетия Василий обзавелся семьей, женив-шись на бедной девушке Агафий. Она оказалась хорошей супругой -любящей, скромной и трудолюбивой, и вскоре подарила своему мужу заме¬чательную дочку Дуняшу. Но не долго Василий радовался семейному счастью, ибо нет на земле ничего постоянного. Когда дочери исполнилось три года, Агафья простудилась и отошла в вечность. Ради дочери Василий решил бросить пастушество и заняться кресть¬янским хозяйством, чтобы чаще бывать дома и самому воспитывать си-ротку.Сельское общество вошло в положение молодого вдовца и освободило его от прежней работы.
Василий быстро освоился в новой роли домохозяина и ухаживал за землей, огородом, домашним скотом, нянчил дочку, стирал и стряпал. Но вскоре на опыте убедился, что, несмотря на все старания, ему одному не прожить. Полевые работы по-прежнему заставляли надолго отлучаться из дома. Дуняшу приходилось нести к чужим людям, а избу запирать на замок. Василий понимал, что так долго продолжаться не может — всем соседям надоешь, а дело не поправишь. Нужно искать хозяйку. Надумав жениться во второй раз, Василий оказался в трудном положении. Кто пойдет замуж за вдовца — бедняка, да еще с малюткой-дочерью? Разве толь¬ко та, которая сама попала в тяжелую ситуацию…
3)Новая супруга.
Таковая нашлась. Это была бойкая, молодая, красивая вдова — Наста-сья Ивановна, которой была внебрачная дочка Устинья.
Настасья Ивановна оказалась для Василия доброй супругой. Искупая свой прошлый (может быть, и невольный) грех, она смирилась, все силы отдавала ведению домашнего хозяйства и, сохраняя верность мужу, ода¬ривала его ласковой привязанностью.Зажили они на редкость ладно и хорошо. Вскоре родилось у них и славное дитя — дочка Анюта.
4)Приход к вере.
Василий стал даже бояться за свое вновь обретенное счастье: не зати-шье ли это перед новой ужасной бурей? Не пошлет ли Господь очередное испытание? Сколько раз убеждался Василий в непрочности всего земного.
Лишь сердце подсказывало: источник всей жизни и благополучия -Господь Вседержитель. Приблизься к Нему, и Он одарит тебя милостью и любовью и укрепит твое земное бытие.
И вот, почти охладевший к вере, Василий все чаще стал посещать в свободные и праздничные дни один из местных храмов (село Ключищи было большое, расположено на главной проезжей дороге и имело два храма с особыми причтами).Встав рано утром, Василий спешил в церковь, где молился о всех своих сродниках, об усопшей Агафий, каялся в содеянных прегрешениях и про¬сил Бога продлить милосердие к тем, за кого так болела его душа.
5)Просветители Василия.
Старцу помогали: юродивый Михаил Семенович,другой старец — Иван Филиппович-был простецом и отличался удивительной прозорливостью. А старица-девица Варварушка являла собой образец необыкновенного милосердия. Были и другие люди Божий, у которых можно было поучиться благочестивому житию.Постепенно Василий стал возгревать в себе молитвенный дух. Это давалось ему нелегко. Надо было сильно нудить себя, трудиться и тер¬петь. Видя его постоянство и всегдашнее сердечное горение, Господь од¬нажды дал ему воочию вкусить неизъяснимую сладость молитвы, которая часто посылается ревнителям благочестия не ради их заслуг, а для того, чтобы пробудить в них непрестанное тяготение к Богообщению.
6) Лучше беседы с Господом нет ни чего.
С той поры все земные утехи отошли у Василия на второй план. Лучше беседы с Господом он ничего не хотел знать. Молитвенное прави¬ло его было несложным; он был неграмотен и знал по памяти лишь основное: «Отче наш…», «Царю Небесный…», «Богородице Дево…», «До¬стойно есть…», «Символ веры», Иисусову молитву, и т.д. Особенно любил Василий взывать к Царице Небесной и к святителю Николаю, архиепис¬копу Мир Ликийских, чудотворцу - молниеносному заступнику и хода¬таю всех православных христиан. Часто призывал архистратига Божия Михаила со всеми Бесплотными Силами; обращался и к своему соимен¬ному святому покровителю.
7)Необычный гость.
Господь, видя смирение и молитвенность старца, открыл ему такое, о чем и помыслить страшно и что описывается только в Житиях некото-рых великих Божиих угодников. Однажды в ночной тишине, когда все домашние спали, Василий по обыкновению молился, изливая перед Госпо¬дом свои просьбы. Внезапно он был поражен необычайным светом -перед ним явился боголепный Старец — сам святитель Николай, который, обратившись к Василию, сказал: «Идем со мною!»
8)Происходящее в аду.
Каких только видов мучений здесь не было — этого нельзя было выра-зить ни одним человеческим языком, ибо любое описание будет лишь слабым подобием действительности. Одни грешники находились на льду в жутком холоде; другие — в разных положениях были скованы льдом; третьи — стояли под напором сильнейшего осеннего ветра; четвертые — во власти зимней пурги с непрерывно летящим снегом и воющим ветром; пятые — находились в огненном пламени: кто по пояс, кто по шею, а некоторые — черные, как уголь, — и вовсе были погружены с головой; шестые — кипели в какой-то клокочущей черной массе, подобной асфаль¬ту или смоле; некоторые были связаны, скорчены или подвешены. Кру¬гом непрестанно шныряли демоны и нещадно избивали всех, кто попадал к ним….
Увидел я среди мучившихся грешников и одного близкого мне поселянина — горького пьяницу, еще живущего на земле, но душой уже ввергнутого в ад.
Многие и вовсе незнакомые мне души просили не забывать упоминать их в молитвах. Долго я пробыл там, много слышал просьб от скорбящих, много видел страшного и ужасного…
— Когда свт. Николай выводил меня из ада, демоны вновь обступили нас у выхода и, злобно крича, бросали мне в лицо страшные угрозы: «Не вздумай рассказывать кому-либо о виденном, иначе растерзаем тебя и отплатим тебе так, что не рад будешь. Помни это!»
9)Происходившее после посещения ада.
…Кое-как я поднялся, ноги мои дрожали, в теле чувствовалась разби-тость, адский смрад словно застрял в моих ноздрях, и началась неукроти¬мая рвота. Четыре дня не мог я принимать никакой пищи, так как все еще ощущал адское зловоние.
10)Раскрытие своей тайны.
Некоторое время спустя, немного поправившись, Василий решает от-крыть свою тайну людям. Надеясь на Божию помощь, он стал приглашать к себе тех поселян, чьих усопших родственников он видел в аду. Теперь Василий ничего не скрывал и подробно рассказывал о страшных мучениях грешников. Он просил живых оказать сострадание и помочь умершим милостыней и литургийным поминовением. Многие, даже са¬мые равнодушные и беспечные из поселян, встрепенулись и приняли сло¬ва старца близко к сердцу.
11) Вторичное посещение ада.
Через некоторое время Василий задумался о том, как изменилась участь тех, за кого приносились молитвенные труды. Долго просил он Господа открыть ему это. И Господь внял воплю старца, хотя и не сразу. Ведь полученное легко так же скоро и теряется, а добытое тяжелым, долгим трудом и хранится намного дольше.
Однажды, во время напряженной ночной молитвы, Василий вновь нео¬жиданно для себя очутился в пределах ада. Он узнал прежнее место, но многих его обитателей здесь уже не было.В этот раз Василий узрел и нечто новое для себя. Вся область разнооб¬разных мучений разделялась как бы на две части. В одной из них -собственно аде — страдают такие грешники, которые не считают Бога виновником своих несчастий. Они не теряют надежды на благое измене¬ние своей участи ради совершения по ним Святейшего Таинства Евхари¬стии, молитв Святой Церкви и милостыни, поданной в память о них живыми. И так — вплоть до Страшного Суда.
12)Последствия после увиденного.
Очнувшись после вторичного посещения ада, старец Василий не мог, как и раньше, принимать пищу и питие в течение четырех дней. Въев-шийся в организм «смрад преисподней» выходил очень медленно. Все повторилось так же, как и в первый раз: Василия тошнило, рвало, его тело ныло от боли, и он снова занедужил и слег в постель.
13) Картина ада.
Как-то раз Василий оказался среди погрешивших против Святаго Духа. Он увидел страшную участь творцов и проповедников лжерелигий, вождей сектантства и изменников Христу, всех лютых богоборцев, богоненавистни¬ков и самоубийц. Велико их число, и все они находятся рядом с сатаной. Безобразия их неописуемы, смрад, исходящий от них, превосходит даже адское зловоние. Они черны, покрыты язвами, всегда в нечистоте и в испраж¬нениях. Охваченные огнем, они скрежещут зубами, и их поедают черви.
Видел я основателей и других религий, и все они также неимоверно страдают».Василию были показаны мучения Ария — хулителя Сына Божия, Ма¬кедония — хулителя Духа Святаго, Нестория — хулителя Пренепорочной Девы Богородицы и иных еретиков, в том числе и Лютера — основателя протестантства, отца «немецкой» веры.
14) Жизнь в молитве.
Старцу было явлено будущее двух его родных дочерей.Они еще беззаботно жили в отцовском доме, но Василий, к своему неописуемому ужасу, увидел их души в аду! Ему была указана и причина их падения, о которой он решил поведать девушкам. Но предупреждение, к величайшему горю старца, не принесло желаемого результата, и жизнь дочерей закончилась трагически.
15) Молитвенный подвиг.
…Между тем, извещенный в видении о судьбе родных дочерей, старец Василий решил усугубить свой молитвенный подвиг. С этой целью у местного кузнеца были заказаны тяжелые, скованные из толстого железа вериги, которые Василий собственноручно заклепал на себе и носил, не снимая, до самой смерти. О веригах никто из домочадцев не знал, но долго недоумевали, отчего родительская рубаха всегда была в сплошной крови и гное. Молитва старца теперь сопровождалась непрерывным плачем. Слезы лились потоком, орошая старые, утружденные бдением глаза. В такие минуты душа Василия обнимала не только своих непосредствен¬ных близких, но и всех тех, кто когда-либо просил его помолиться и ходатайствовать за них перед Богом. Василий не мог забыть неотступных просьб живых и усопших и благодарных откликов от всех, получивших отраду и утешение.
16) Жигулевские горы.
Как-то раз под осень старец вознамерился покинуть село и удалиться в затвор, Василий с помощью надежного человека тайно переправляется в Жигулевские горы и поселяется в одной из многочисленных пещер.
Наступила зима. Старец непрестанно молился и отдыхал лишь при крайнем изнеможении. Диаволу стал несносен под¬виг отшельника. Он со всей злобой ополчился на старца, яростно нападал на него и жестоко мстил. Пока горела лампада перед св. иконою, освещая мрачные своды пещеры, подвижник держался и отражал вражеские приражения. Но вот масло иссякло, и в наступившей тьме, демонские удары стали непереносимы. С великой скорбью он ушел из затвора и вернулся в свою келью.Через год Василий снова собрался зимовать в жигулевской пещере. В этот раз он захватил большое количество лампадного масла, но его опять не хватило. И Василий навсегда вынужден был покинуть ставшую для него дорогой пещеру из-за невыносимой брани с демонами, которые нещадно осаждали подвижника в окружавшей его непроницаемой тьме. Господь, как чадолюбивый Отец, смирял старца и оберегал его от возноше¬ния, посылая непреодолимые препятствия и тяжелые испытания.
17) Конец жизни.
Васи¬лий Данилович до конца жизни продолжал свой молитвенный подвиг. По рассказам домашних, «молился он непрестанно, был ласков, никого не обижал и не оскорблял».
1 мая 1920 года старца не стало. Прожив на земле 75 лет, он мирно предал свою душу Господу. Только на смертном одре ближние узнали о том, что их отец носил вериги. Последние так срослись с телом, что снять их было невозможно. В них и похоронили блаженного старца на деревен¬ском погосте в с. Анненково.

13.01.2014 491

Продолжение II главы книги «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках».

Подвижники благочестия

Восстал Христос. Надо и нам со Христом восстать…

Святитель Тихон Задонский
Из книги «Сокровище духовное, от мира собираемое»

Среди елецких духовных подвижников XVIII века нужно упомянуть схимонахиню Елизавету, ради служения Богу оставившую супружескую жизнь по обоюдному согласию с мужем, который стал впоследствии известным схимонахом Митрофаном. Елизавета постриглась в Знаменском монастыре и стала жить в отдалённой келье, куда приходили нищие, разбойники, беглые солдаты. Всем она раздавала имеющуюся у неё пищу. Аскетизм и благочестие её вызывали уважение среди ельчан. После смерти Елизаветы Никандр Бехтеев поставил по благословлению Тихона Задонского над её могилой памятник в виде высокого каменного столпа с фонарем наверху, внутри которого перед распятием всегда горела лампада.

В 1769 году в Ельце родилась известная своими подвигами Матрона Наумовна Попова, чей отец был бедным дьячком Космодемьянской церкви Ламской слободы. Этот дьячок имел четырех детей и жил в большой нужде до самой смерти. Вскоре горе, болезни и постоянная бедность сразили и мать Матроны. Старшая сестра её в раннем возрасте вышла замуж за бедного елецкого мещанина. Юная Матрона осталась одна с младшим братом, поражённым болезнью, делавшей его неподвижным.

Матрона Попова «Христовым именем и посильными трудами добывала дневное пропитание». Она, например, караулила женщин, идущих на реку Сосну стирать бельё, чтобы предложить свои услуги в этом деле. Три года прожила Матрона таким образом, пока брат её не скончался. После смерти брата она продолжала работать в домах у ельчан, выполняя самую черную домашнюю работу.

Наконец, один из ельчан, крестьянин Абрамов, взял её к себе в дом вместо дочери. Жизнь в его доме была тяжела для Матроны, поскольку ей приходилось отрабатывать свой хлеб, заменяя няньку и работницу. Хозяйство у Абрамовых было очень большое, Матрона старалась во всём подражать Меланье, которую она знала лично, на все предложения о браке она отвечала твёрдым отказом.

В 1795 году, вероятно, от физических перегрузок самочувствие Матроны резко ухудшилось, и в ней «обнаружились признаки истерической болезни». Периодически с ней случались припадки, которые довели её до того, что она в своем ещё молодом возрасте стала напоминать старуху. Матрона стала слаба и оказалась неспособна к домашним работам.

Абрамовы были рады избавиться от Матроны, переставшей быть хорошей работницей. Выгнав её из дома, ей не дали ничего, кроме платья. Матрона отправилась жить к своей старшей сестре. Постепенно припадки у девушки усиливались. Ельчане считали её совсем безумною, так как часто видели её бегавшей по улицам почти голой. Сестра Матроны, отчаявшись, обратилась за помощью к святому Тихону Задонскому, больная приложилась к его гробу и выпила масла из лампады над его могилой. В тот же час больная Матрона исцелилась.

Выздоровев окончательно, Матрона обратилась к Меланье за благословением уйти в Знаменский женский монастырь. Однако Меланья не дала благословения, а отправила её в Задонск, «питать сирот и принимать странных».

Придя в Задонск, Матрона решила помогать приходящим сюда странникам и богомольцам, несмотря на то, что сама была очень бедной. Вскоре её заметили старцы монастыря и приняли в её жизни некоторое участие. Однако часто ей приходилось проводить всё свое время на улице, исключая те случаи, когда местная полиция забирала её в тюрьму за бродяжничество.

Тем не менее, стойкость Матроны не была сломлена. Она твердо встала на путь «странноприимствования»: принимала больных для ухода, помогала странникам найти жилье, успокаивала и вселяла уверенность в пришедших в монастырь на Богомолье.

Примечания:

5. Полозков Ю.П. Христианская культура и духовные подвижники Елецкой земли // История и культура Ельца и Елецкого уезда. Вып.2. Елец, 1994, с.28.
6. Святые Лики над Ельцом… с.56-58.

Статья подготовлена по материалам книги Д.А. Ляпина «История Елецкого уезда в XVIII — начале XX веках», изданной в 2012 году. В статье воспроизведены все изображения, использованные автором в его работе. Пунктуация и стиль автора сохранены.

Похожие статьи

  • Большая энциклопедия опытов и экспериментов для детей

    «, и сегодня я хочу рассказать о книгах, которые помогают мне проводить интересные опыты вместе с моим сыном. Надо сказать, что сегодня в книжных магазинах можно увидеть огромное количество , и, по большому счету, для того чтобы начать...

  • Сравнительные размеры вселенной от протона до галактик

    Знаете ли вы о том, что наблюдаемая нами Вселенная имеет довольно определённые границы? Мы привыкли ассоциировать Вселенную с чем-то бесконечным и непостижимым. Однако современная наука на вопрос о «бесконечности» Вселенной предлагает...

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...