Подсистемы общества и их составляющие. Подсистемы и элементы общества Элементы и подсистемы общества

Инструкция

Общество - это сложная структура, которая находится в постоянном движении. Оно состоит из групп лиц, которые объединяются по территориальному принципу, по месту работы (учебы) или профессии. В пределах одного общества представлено множество социальных позиций и статусов, а также социальных функций. Помимо этого общество включает множество разнообразных норм и ценностей. Связи, которые возникают между этими элементами, и определяют социальную структуру.

Органическая теория рассматривается общество как живой организм и считает, что он также включает разные органы и системы (пищеварительная, и пр.). О. Конт различает в качестве органов общественного организма регулятивные (управление), производственные (сельское хозяйство, промышленность), распределительные (дороги, торговая система). Ключевым институтом общественного организма считается управленческий, включающий государство, церковь и правовую систему.

По мнению сторонников марксизма, в общественной системе различают базисный и надстроечный компонент. Определяющим элементом считался экономический (базисный). Надстроечная формация в лице государства, права, церкви считалась вторичной. Понимание общественной структуры марксистами разделяло материально-производственную сферу (экономику), социальную (народ, экономические классы и нации), политическую (государство, партии и профсоюзы) и духовную сферы (психологическая, ценностная, общественная компонента).

Наиболее популярное понимание общества, которое используется современными социологами, было предложено Т. Парсонсом. Он предложил рассматривать общество как вид социальной системы. Последняя, в свою очередь, является частью системы действия. Согласно сторонникам системного подхода, общество состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Социетальная система служит способом интеграции людей и социальных групп в общество, она состоит из поведенческих норм. Именно она является ядром общества. Культурная подсистема отвечает за сохранение культурной идентичности и воспроизводства типичного поведения и включает в себя совокупность ценностей. Политическая система имеет целью достижение задач социетальной подсистемы. Экономическая подсистема обеспечивает взаимодействие с материальным миром.

Некоторые исследователи понимают общество как совокупность общественных отношений, возникающие между людьми. В их числе можно выделить две крупные группы: материальные (возникающие в процессе практической деятельности человека) и духовные отношения (идеальные отношения, которые определяются их духовными ценностями). К последним относят политические, моральные, правовые, художественные, религиозные, философские.


Лекция:


Понятие общества в узком и широком смыслах

На всех предыдущих уроках мы изучили одно из центральных терминов обществознания – человек. Далее перейдём к изучению понятия общества. Что такое общество? На этот вопрос люди отвечают по–разному. Одни говорят, что это группа людей, которых объединили общие интересы к чему-либо: к искусству, футболу, чтению книг и т.д. Другие утверждают, что общество – это исторический этап развития: первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество и т.д. Третьи считают обществом всё человечество, включающее не только настоящие поколения людей, но и прошлые, и будущие. Четвёртые приводят в пример российское общество, французское общество, тем самым подчёркивая, что общество – это население страны. Все эти определения верны. Значит, общество – это понятие многогранное, многозначное. Выучить все существующие определения, конечно, невозможно. Поэтому предлагаю вам запомнить два определения общества в узком и широком смыслах.

  • В узком смысле под обществом следует понимать группу людей, объединённую общими интересами, целями и признаками.
  • В широком смысле общество – это часть мира, состоящая из многообразных форм объединения людей и способов их взаимодействия. (Формы объединения людей – это группы, а способы взаимодействия – это общественные отношения)

Общество, какое оно? Давайте дадим краткую характеристику основных черт общества.

    Во-первых, общество целостное, потому что состоит из элементов и подсистем.

    Во-вторых, динамичное, оно не стоит на месте, изменяется со временем.

    В-третьих, самоуправляемое и саморазвивающееся, если общество прекратит управлять самим собой, организовывать и контролировать свою жизнедеятельность, то оно неизбежно разрушится.

Названные черты иллюстрируют качественную определенность общества, то есть его отличие от других систем, которое заключается в особой организации мира людей. Человек для реализации своих планов и желаний взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями, соседями. У каждого из которых есть свои интересы, планы и желания. Об этом нужно помнить всегда! Потому что, если действия одного человека будут противоречить интересам окружающих людей, он не сможет реализовать задуманного.


Система общества, её элементы и подсистемы

Общество – это система. Это понятие может показаться сложным для вас. Но разобраться в нём стоит. Что же такое система? В переводе с греческого это слово означает "целое, состоящее из частей". Человеческий организм – это система? Конечно, да. Это даже больше, чем просто система. Это система систем! Потому что организм человека состоит из известных вам элементов: сердечно– сосудистой, пищеварительной, скелетно–мышечной, нервной и других систем. Если человеческий организм в целом, это система, то перечисленные элементы являются для него подсистемами. В свою очередь, каждая из этих подсистем является системой других элементов, например, сердечно–сосудистая система включает в себя сердце, вены, артерии, капилляры.


Общество тоже не просто система, а система систем. Р ассмотрим из каких элементов состоит система общества. Учёные делят общество на четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждая из названных подсистем общества является системой для других элементов. Поэтому и говорят, что общество - это система систем (суперсистема). Мы подробно разберём каждую из этих сфер на следующих уроках. А на этом уроке кратко охарактеризуем каждую из них. Итак:

    Экономическая сфера – это сфера производства экономических товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Она включает процессы производства, распределения, обмена и потребления. Значит для этих процессов экономическая сфера является системой.

    Политическая сфера – это сфера управления обществом и государством. Является системой таких элементов, как государство, власть, закон, президент, парламент, правительство, суд, местное самоуправление, правопорядок, безопасность и т.д.

    Социальная сфера – это сфера ежедневных взаимоотношений индивидов и групп, к примеру, в семье, в образовании, здравоохранении и пр. Эта система состоит из социальной стратификации (деление индивидов по группам), социальной мобильности (возможность перехода индивидов из одной группы в другую), социальных норм (правил и норм поведения индивидов в группах и обществе).

    Духовная сфера – это сфера нематериального пространства – система, включающая в себя образование и воспитание, науку, культуру, религию, искусство, мораль. Наиболее внимательный читатель обратил внимание на то, что в социальной сфере я уже называла образование. Тогда почему оно относится и к духовной сфере? В чём разница? А в том, что под образованием в социальной сфере подразумевается посещение школы, отношения с одноклассниками и учителями. Под образованием в духовной сфере имеется в виду передача и получение знаний, формирование и развитие личности.

Ни одна из перечисленных сфер не является главной. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проиллюстрируем это на примерах:

1) правительство проводит реформы в области здравоохранения (связь политической и социальной сфер);

2) экономический кризис обусловил рост безработицы и депрессивное состояние населения (связь экономической, социальной и духовной сфер);

3) верующие собрали пожертвования для строительства храма (связь социальной и духовной сфер).

Общество, природа, культура


Из определения общества в широком смысле стало ясно, что общество является частью природы и тесно с ним связано. Природа – это естественная среда обитания общества. Она существует независимо от человека, а вот существование общества без природы невозможно. Общество взаимодействует с природой с самого своего зарождения. И это взаимодействие было и может быть гармоничным или конфликтным. Древний человек, обладавший мифологическим сознанием, ощущал своё единство с растениями, животными и природными явлениями. Он считал, что связан с природой родственными отношениями и очень бережно относился к ней. Такое отношение связано с тем, что на заре человеческой цивилизации человек не умел ничего для себя производить, он только потреблял то, что ему давала природа. Но со временем человек научился создавать орудия труда и производить необходимые для жизни блага. Постепенно общество стало обособляться от природы. Люди начали изменять естественную среду обитания для своих хозяйственных нужд: вырубать леса, осушать болота, орошать пустыни, разводить животных, строить дома. Так, обществом начал создаваться особый мир – культура – искусственная среда, называемая "второй природой". До перехода общества к индустриальному этапу развития негативное воздействие культуры на природу носило локальный характер и не было столь пагубным. Но с появлением и всё большим развитием промышленного производства эксплуатация природных ресурсов становилась настолько сильной и масштабной, что современное общество столкнулось с экологической проблемой. Это будет темой отдельного урока

    пример взаимосвязи сфер жизнедеятельности общества;

    пример отрицательного и положительного воздействия общества на природу;

    пример отрицательного и положительного воздействия природы на общество.

Системное строение общества: элементы и подсистемы.

Общественный прогресс.

1. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

  1. система
  2. весь материальный мир
  3. формы и способы взаимодействия людей
  4. этап исторического развития человечества

2. В отличие от природы, общество

  1. является системой
  2. находится в развитии
  3. выступает в качестве творца культуры
  4. развивается по собственным законам

3. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

  1. систему
  2. часть природы
  3. материальный мир
  4. цивилизацию

4. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризуют общество как

  1. часть материального мира
  2. социальную среду обитания человека
  3. целостную систему
  4. совокупность общностей

5. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием

  1. культура
  2. общество
  3. природа
  4. цивилизация

6. Обществом в широком смысле называют

  1. всех жителей государства
  1. группу людей, объединившихся для совместной деятельности
  1. окружающий мир в целом
  1. все способы взаимодействия людей и формы их объединения

7. Одной из подсистем общества как целого является

  1. биосфера
  2. духовная культура
  3. природа
  4. трудовой коллектив

8. Общество, в отличие от природы

  1. развивается закономерно
  2. подвержено изменениям
  3. творит культуру
  4. является динамической системой

9. К главным институтам общества относится

  1. искусство
  2. государство
  3. личность
  4. мораль

10. К основным функциям школы как социального института относится

  1. развитие научных знаний
  2. социализация личности
  3. создание новых рабочих мест
  4. углубление социальной дифференциации

11. Верны ли следующие суждения о сферах жизни общества?

А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.

Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

12. Направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называют

  1. социальной стратификацией
  2. общественной мобильностью
  3. социальной революцией
  4. общественным прогрессом

13. Общественный прогресс выражается в

  1. поступательном развитии общества
  2. связях общества и природы
  3. устойчивости форм общественной жизни
  4. системном устройстве общества

14. Понятию «общественный прогресс» противоположно понятие

  1. социальная революция
  2. общественный регресс
  3. общественное развитие
  4. социальная мобильность

15. Революция и реформа являются

  1. социальными институтами
  2. формами общественных преобразований
  3. элементами общества как системы

4) видами социальных связей

16. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. В современную эпоху прогресс охватил все области общественной жизни.

Б. Традиционному обществу не свойственен общественный прогресс.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о характере общественных изменений?

А. Все изменения в обществе идут в русле общественного прогресса. Б. Темп общественных изменений возрастает.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

18. И традиционное, и индустриальное общества характеризуются

  1. низкой социальной мобильностью
  2. преимущественным развитием промышленности
  3. сословным типом социальной стратификации
  4. связью всех сфер жизни общества

19. Что является отличительной чертой индустриального общества?

  1. приоритет ценностей коллективизма
  2. превращение науки в общественный институт
  3. широкое использование компьютерных технологий

20. Какой признак характеризует индустриальное общество?

  1. низкая социальная мобильность
  2. глобализация экономики
  3. сословный тип стратификации
  4. зарождение массовой культуры

21. Для аграрного (традиционного) общества свойственно

  1. влияние церкви на общественную жизнь
  1. преобладание серийного производства продукции
  1. осуществление научно-технической революции
  2. доминирование семьи партнерского типа

22. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

  1. коллективистский тип сознания
  2. высокая ценность науки
  3. преобладание семьи партнерского типа

23. Традиционное общество, в отличие от индустриального,

  1. имеет классовую стратификацию
  2. является открытым
  3. базируется на религиозном мировоззрении
  4. поддерживает науку как социальный институт

24. Какой признак характеризует аграрное (традиционное) общество?

  1. преобладание семей демократического типа
  2. автоматизация промышленного производства
  3. преобладание религиозных ценностей в общественном сознании
  4. интенсивное развитие науки и научных технологий

25. Характерной чертой постиндустриального общества является

  1. расширение промышленного производства
  2. замедление темпов развития
  1. создание массовой культуры
  2. использование компьютерных технологий

26. Широкое внедрение компьютерной техники характерно

  1. только для постиндустриального общества
  2. для индустриального и аграрного общества
  3. только для индустриального общества
  4. для постиндустриального, индустриального и аграрного общества

27. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

  1. появление массовой культуры
  2. развитие информационных технологий
  3. сословный тип стратификации
  4. преобладание сельского хозяйства

28. Какое слово пропущено в схеме?

29. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. приоритет коллективистских ценностей
  2. рост численности рабочего класса
  3. высокая социальная мобильность
  4. использование информационных технологий
  5. глобализация экономики и финансов
  6. резкий подъем рождаемости

30. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются

  1. эволюцией
  2. развитием
  3. прогрессом
  4. реформами

31. Реформа, в отличие от революции,

  1. носит всеобъемлющий характер
  2. является формой социальной динамики проводится, как правило
  3. правило, по инициативе сверху
  4. приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

32. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

  1. затрагивает все сферы общественной жизни
  2. обычно осуществляется властью
  3. представляет собой резкие качественные изменения
  4. предполагает радикальное обновление социальных отношений

33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются)

  1. скачкообразность
  2. революционный характер перемен
  3. постепенность
  4. насильственные методы

34. Как называется направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему?

  1. социальная стратификация
  2. общественный прогресс
  3. социальная адаптация
  4. общественная мобильность

35. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

- « Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки» (Г. Лихтенберг).

- « Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).

- « Общество- свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)


Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах. Функции образования: экономическая формирование социально-профессиональной структуры общества; социальная осуществление социализации личности социальная функция; культурная использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида. Сеть образовательных учреждений в России: дошкольные ясли детские сады...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9495. Классификация, характеристика ассортимента пушно-мехового сырья и пушно-мехового полуфабриката, строение пушно-меховой шкуры, строение волоса и разновидность его форм, технология изготовления пушнины 1.05 MB
Меховые пластины полосы определенной формы сшитые из подобранных выделанных шкурок и предназначенные для раскроя на детали меховых изделий. К зимним видам пушного сырья относятся шкурки и шкуры пушных зверей добыча которых производится преимущественно в зимнее время когда качество шкурок особенно высоко. СТРОЕНИЕ И ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ШКУРОК ПУШНОМЕХОВОГО и овчинношубного СЫРЬЯ ПОНЯТИЕ О ТОПОГРАФИИ ШКУРКИ Шкуркой называют наружный покров животного отделенный от его тушки и состоящий из кожной ткани и волосяного покрова. У...
7631. Обеспечивающие подсистемы ЭИС 20.34 KB
Обеспечивающие подсистемы ЭИС Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от конкретных функциональных подсистем в которых применяются те или иные виды обеспечения. Подсистема Организационное обеспечение ОО является одной из важнейших подсистем ЭИС от которой зависит успешная реализация целей и функций системы. Первая группа включает важнейшие методические материалы регламентирующие процесс создания и функционирования системы: ∙ общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС ∙ типовые...
7532. Функциональные подсистемы ЭИС 23.23 KB
Функциональные подсистемы ЭИС Функциональная подсистема ЭИС представляет собой комплекс экономических задач с высокой степенью информационных обменов связей между задачами. Функциональные подсистемы ЭИС могут строиться по различным принципам: ∙ предметному; ∙ функциональному; ∙ проблемному; ∙ смешанному предметнофункциональному. Так с учетом предметной направленности использования ЭИС в хозяйственных процессах промышленного предприятия выделяют подсистемы соответствующие управлению отдельными ресурсами: ∙ управление сбытом готовой...
11599. Реализация подсистемы управления процессами 186.71 KB
Признаками отделяющими один структурный элемент от другого могут служить определенные кодовые последовательности или просто известные программе значения смещений этих структурных элементов относительно начала файла. В данной курсовой работе необходимо реализовать подсистему управления файлами использующую в качестве способа физической организации файла связанный список блоков. Постановка задачи Реализовать средствами языка программирования C модуль операционной системы для управления файлами произвести эмуляцию работы файловой системы....
6612. Обеспечивающие подсистемы, стадии и принципы разработки САПР ТП 11.71 KB
Основное свойство САПР как системы проектирования состоит в том что она обеспечивает получение законченных проектных решений и соответствующих этим решениям проектных документов. САПР состоит из компонентов выполняющих определенную функцию в системе их называют обеспечением. Для полноценной работы с использованием САПР пользователь должен освоить лингвистическое и методическое обеспечение конкретной системы.
13036. Строение скелета 11.8 MB
В строении кости выделяют надкостницу periosteum компактное вещество substnti compct и губчатое вещество substnti spongios. Внутренний слой обеспечивает рост кости в толщину и восстановление костной ткани при переломах. Сосуды и нервы надкостницы проникают в толщу кости питая и иннервируя последнюю. Компактное вещество покрывает периферию кости и состоит из плотно упакованных костных пластинок состоящих в свою очередь из структурных единиц кости остеонов.
3662. Строение клетки 43.57 KB
Молекула белка представляет собой цепь из нескольких десятков или сотен аминокислот, поэтому она имеет огромные размеры и называется макромолекулой (гетерополимером).
2729. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕНННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 76 KB
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести.
21572. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ 227.74 KB
Содержание белков в организме человека выше чем содержание липидов углеводов. Преобладание в тканях белков по сравнению с другими веществами выявляется при расчёте содержания белков на сухую массу тканей. Содержание белков в различных тканях колеблется в определённом интервале.
17723. Мозжечек, строение и функции 22.22 KB
3 Общее строение головного мозга. В нервной системе выделяют также центральную часть ЦНС которая представлена головным и спинным мозгом и периферическую часть в которую входят нервы нервные клетки нервные узлы ганглии и сплетения топографически лежащие вне спинного и головного мозга. Объектом исследования является анатомия головного мозга. Данная цель предмет и объект подразумевают постановку и решение следующих задач: описать общий план строения головного мозга изучить анатомическое строение мозжечка выделить...

Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество в узком смысле слова – это:

– круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);

– отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);

– исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);

– человечество в целом.

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Основные принципы системы: целое не сводимо к сумме частей; целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов; структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем; элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами; существует взаимосвязь системы и среды.



Соответственно, общество – это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни основные сферы общественной жизни.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.



3. Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

5. Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем, в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга. Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Похожие статьи

  • "Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация Основная педагогическая задача –

    Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации...

  • Докучные сказки Докучная сказка про кота

    Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Не хочу! Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Отстань! Я отстань, ты отстань. Не сказать ли...

  • Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари

    СОВ Е Т Ы М А Л Е НЬКИ М Ш К О Л Ь Н И К АМ Ответы к стр. 30 Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем: особенности волшебной сказки; построение сказки (присказка, зачин, концовка); сказочные герои;...

  • Викторина для подростков "все обо всем" классный час на тему

    Кросс - вопрос. Интеллектуальный марафон Предварительно формируются 3—4 команды по 10—12 человек, которые придумывают себе названия и делают эмблемы. Ведущий. Поспешите все на кросс! Начинаем «кросс-вопрос»! Участники кросса, Не бойтесь...

  • Кавказцы в армии и идеалист акопов

    Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после...

  • Дамба Три Ущелья в Китае: интересные факты

    Самая крупная в мире гидроэлектростанция на сегодняшний день построена в Китае в провинции Хубей на реке Янцзы - "Длинная река", самой длинной реке не только Китая, но всей Евразии. "Гений инженерной мысли", "чудеса инженерии", так...