Партийная система кнр 20 21 век. Политические партии и общественные организации. Общественные организации в КНР

08:32 — REGNUM Разобраться в различиях некоммунистических партий Китая, столь непонятных для иностранцев, и понять их содержание и цели предлагает 6 марта агентство «Синьхуа» в разгар сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Агентство отмечает, что удачный шанс поднять тему возник 6 марта, когда лидеры некоммунистических партий Китая выступили на пресс-конференции, представляя, каким образом они планируют интегрировать свои организации в китайскую систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций, а также, какой вклад они намерены внести в модернизацию страны.

Пресс-конференция проводилась в кулуарах продолжающейся первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 13-го созыва, являющего главным консультативным органом Поднебесной.

Кто же они?

  • Революционный комитет Гоминьдана (RCCK ) — партия создана в 1948 году в Гонконге левыми сторонниками Гоминьдана, порвавшими с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае.
  • Китайская демократическая лига (CDL ) — основана в 1941 году в Чунцине и состоит в основном из интеллектуалов, работающих в сфере культуры, образования, науки и техники. Изначально была сторонником «третьего пути» между коммунистами и националистами в период гражданской войны, однако сблизилась с КПК под давлением авторитаризма лидера Гоминьдана Чан Кайши .
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая (CNDCA) — была основана в 1945 году одним из бывших членов Китайской демократической лиги. Состоит преимущественно из патриотических промышленников, бизнесменов и интеллектуалов.
  • Ассоциация содействия развитию демократии (CAPD) — основана в 1945 году, преимущественно состоит из интеллектуалов сферы культуры, образования, печати и науки.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (CPWDP) — основана в 1930 году и состоит преимущественно из ведущих интеллектуалов в сфере здравоохранения, социальных ресурсов и экологической защиты.
  • Китайская партия стремления к справедливости была основана в 1925 году в Сан-Франциско. Состоит из китайцев, вернувшихся в Поднебесную, а также их родственников и китайцев, живущих за рубежом и связанных с китайскими эмигрантами. Партия придерживалась принципов федерализма и многопартийности и изначально возглавлялась двумя бывшими военачальниками Гоминьдана.
  • Общество «Цзюсань» (Общество «3 сентября») — основана в 1945 году интеллигенцией высшего и среднего звена, связанной с наукой, техникой, культурой, медициной и здравоохранением.
  • Лига демократической автономии Китая — основана в 1947 году выходцами с Тайваня, живущими на материке.

Как оно работает?

Лидеры партий принимают участие в политической жизни страны в вопросах консультации и обсуждении государственных отношений, а также следят за демократичностью процедур в стране.

Значительная часть членов некоммунистических партий также являются депутатами высшего законодательного органа Поднебесной — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — и имеют возможность участвовать в законодательных инициативах государства.

Некоммунистические партии также запустили ряд расследований по проблемам здравоохранения, образования, региональной экономической интеграции и борьбы с бедностью.

Доклады по результатам расследований напрямую поступают в ЦК Компартии Китая или Госсовет КНР и помогают сформулировать или скорректировать политику и законодательство, отмечает председатель ЦК Революционного комитета Гоминьдана Вань Эсян .

Новый тип партийной системы

Председатель КНР Си Цзиньпин поделился своим видением китайской политической системы во время панельной дискуссии с политическими советниками, которая прошла 4 марта в преддверии 1-й сессии Национального политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Система военного сотрудничества и политической консультации под предводительством КПК представляет собой «Новый тип партийной системы, взошедший на китайской почве» , — заявил Си, который по совместительству является генеральным секретарем ЦК Компартии Китая и председателем Центральной военной комиссии КНР, о чем уже сообщало ИА REGNUM .

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

План:

1. Политическое устройство Китая

2. Коммунистическая партия Китая (КПК)

3. Демократические партии

4. Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Политическое устройство Китая

Китайская народная республика – это социалистическое государство, где верховенствует демократическая диктатура народа, ведущая сила – рабочий класс, а основа – союз рабочих и крестьян (из конституции КНР). Председатель КНР избирается депутатами Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) раз в 5 лет. Один и тот же человек может становиться председателем не более двух сроков подряд.

Правящей партией в Китае является Коммунистическая партия Китая (КПК). Председатель КНР одновременно является и генеральным секретарем КПК. Компартия Китая стремится играть роль главной руководящей силы национального возрождения Китая. Помимо компартии в Китае существуют еще 8 политических партий (общая численность – около 600 тыс. чел.), признающих руководство КПК: Демократическая лига Китая, Национальная партия Гоминьдан, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Ассоциация демократического национального строительства Китая, партия Чжигундан, рабоче-крестьянская партия Китая, общество Цзюсань и Лига демократической автономии Тайваня. Их влияние на деятельности КПК минимально. Политические партии и представители общественных, культурных, научных, религиозных и других организаций, а также нацменьшинства Китая формируют Всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), которые исторически формировались как органы единого фронта, в настоящее время имеют совещательный характер. Создание оппозиционных политических организаций в КНР не допускается.

Выборов в прямом смысле этого слова в Китае нет. Народ может избирать только глав поселковых комитетов и руководителей соседских комитетов в городах. Депутаты ВСНП, а также районных, городских и др. комитетов выдвигаются партийными органами.

2. Коммунистическая партия Китая

Коммунистическая партия Китая является единственной правящей партией Китая. Она была основана в 1921 году, а в 1949 году путем вооруженной борьбы образовала Китайскую Народную Республику. Коммунистическая партия Китая насчитывает в настоящее время приблизительно 65 тысяч членов, 3,5 тысячи низовых организаций. КПК имеет официальные (избранные путем внутрипартийных выборов) и неофициальные (назначенные вышестоящими партийными организациями) организации на всех ступенях китайского правительства и в различных областях общества.

Коммунистическая партия Китая – это верный выразитель интересов многонационального народа страны, руководящее ядро дела социализма в Китае. Конечная цель партии – осуществление коммунистического общественного строя. КПК руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина.

Основополагающая линия КПК в начальный период социализма состоит в следующем:

– руководить и сплачивать народы всей страны

– поставить в центре своей работы экономическое строительство

– последовательно проводить реформы

– отстаивать социалистический путь

– отстаивать демократическую диктатуру народа

– отстаивать руководство со стороны КПК

– отстаивать марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна

– выступать против буржуазной либерализации

– при опоре на собственные силы и путем упорной и самоотверженной борьбы превратить страну в могучее и процветающее, демократическое и культурное современное социалистическое государство

– отстаивать четыре основных принципа

Четыре основных принципа в деле строительства партии:

1. Твердо и последовательно проводить основную линию партии.

2. Твердо стоять за освобождение мышления и реалистичный подход к делу.

3. Неуклонно придерживаться беззаветного служения народу.

4. Неуклонно отстаивать принципы демократического централизма.

Основные принципы демократического централизма:

1) Член партии подчиняется партийной организации, меньшинство – большинству, нижестоящие организации – вышестоящим, все партийные организации и все члены партии – Всекитайскому съезду КПК и Центральному Комитету партии.

2) Все руководящие органы партии, за исключением учрежденных ими представительских органов и партийных бюро в непартийных организациях, являются выборными.

3) Высшим руководящим органом партии являются Всекитайский съезд партии и избранный им Центральный Комитет. Руководящими партийными органами на местах являются местные партийные съезды и избранные ими партийные комитеты. Партийные комитеты несут ответственность перед партийными съездами соответствующих ступеней и отчитываются перед ними в своей работе.

4) Вышестоящие парторганизации должны постоянно прислушиваться к голосу нижестоящих парторганизаций и членов партии, а также своевременно разрешать выдвинутые ими вопросы. Нижестоящие парторганизации должны, с одной стороны, обращаться к вышестоящим парторганизациям за указаниями и отчитываться перед ними в своей работе, а с другой стороны, самостоятельно и со всей ответственностью разрешать вопросы, входящие в их компетенцию. Вышестоящие и нижестоящие парторганизации должны обмениваться информацией, поддерживать и контролировать друг друга. Парторганизации всех ступеней должны поощрять членов партии больше знакомиться с внутрипартийными делами и участвовать в их решении.

5) Все партийные комитеты осуществляют принцип сочетания коллективного руководства с личной ответственностью за порученную работу. По всем важным вопросам парткомы выносят решения на основе коллективного обсуждения; члены парткома должны на основании коллективного решения и разделения заданий честно выполнять свои обязанности.

6) Партия запрещает культ личности в любой его форме. Нужно обеспечивать контроль партии и народа над деятельностью партийных руководителей и вместе с тем оберегать авторитет всех тех руководителей, которые представляют интересы партии и народа.

Члены КПК – коммунистически сознательные, передовые борцы китайского рабочего класса. Китайские рабочие, крестьяне, военнослужащие, интеллигенты и другие революционные элементы, достигшие 18 лет, признающие Программу и Устав партии, желающие состоять и активно работать в одной из ее организаций, выполнять решения партии и уплачивать в срок членские взносы, могут подавать заявление о желании вступить в партию. Вступающий в члены партии должен заполнить анкету-заявление о вступлении в партию и иметь рекомендации двух членов партии. Он может официально стать членом партии лишь после принятия на общем собрании партячейки решения о его приеме в партию, утверждения этого решения вышестоящей парторганизацией и прохождения испытательного кандидатского стажа.

Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства проявляется главным образом в политической, идеологической и организационной области. Это включает организацию и руководство государственной деятельностью по законотворчеству и соблюдению законов, усиление руководства в отношении Народной армии, руководство и управление кадрами, организацию и мобилизацию общества, упор на идейно-политическую работу.

конституционный право китай политический

Китай формально является многопартийной страной. Помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями», а именно: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они «дружественны» по отношению к Компартии. Они придерживаются таких принципов, как «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.

  • · все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;
  • · попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресеклась в уголовном и политическом порядке;
  • · партии очень малочисленны;
  • · партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;
  • · весь политический и государственный режим способствует однопартийности.

Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (создана в 1921 г., численность в настоящее время - 58 млн. чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. Гл. 21.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим, прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется, прежде всего, в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки».

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности - как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная.

Похожие статьи

  • Что такое интеллигентность: определение, примеры

    Держи, тут явно больше 60-80 слов.Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию...

  • Простой, но точный психологический тест: прогулка по лесу Покрытые зеленью горы

    «Вообразите, что Вы идете по лесу». Так начинается проективный тест-игра, который я, конечно, опишу ниже. А пока несколько слов о самом тесте, надо же понимать, что делаешь и для чего.Проективные тесты- это любые тесты, которые не требуют...

  • Коренные расы Сколько рас на земле было по блаватской

    11. Семь коренных рас человечестваВ своей «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватская дает подробное описание того, как развивалось и эволюционировало человечество до его нынешних формы и состояния. Эволюция человека, говорится в книге, после того...

  • Что означает выражение "посыпать голову пеплом"?

    Тип и синтаксические свойства сочетания Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы. Произношение МФА : [pəsɨˈpadʲ ˈɡoɫəvʊ ˈpʲepɫəm ] Семантические свойства Значение быть в отчаянии, печали, сильно...

  • Биологические объекты животного происхождения

    краткое содержание других презентаций «Сельскохозяйственная биотехнология» - Нарушение формирования волосяного покрова. Фитобиотехнология. Сельскохозяйственная биотехнология. Трансформация растений. Метод получения изолированных...

  • Образование государства Израиль

    В одном из недавних номеров «Российской газеты» опубликован очередной комментарий неисправимого оптимиста Михаила Горбачёва. Предлагаю вниманию отдельные выдержки из него. Михаил Сергеевич поныне нигде и никогда словом не обмолвился...