Особенности китайской партийной системы ее конституционное оформление. Политические партии кнр. Вопросы и задания

Структура института политических партий в Китае такова(см. рис.2):

Рисунок 2. Структура института политических партий КНР

Демократические партии - это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии. Они участвуют в государственной власти, в консультациях по основным политическим установкам страны и кандидатурам государственных руководителей, в управлении государственными делами, в разработке и проведении в жизнь курса и политики страны, ее законов и законоположений.

В Китае КПК и демократические партии имеют общие цели борьбы. Национальные реалии Китая и природа государства определили руководство КПК как главную предпосылку и коренную гарантию осуществления многопартийного сотрудничества. КПК и все демократические партии руководствуются Конституцией как основной нормой своей деятельности, несут ответственность за поддержание авторитета Конституции и обеспечения ее соблюдения.

Теперь рассмотрим подробнее, какие партии существуют в КНР, и какое влияние в государстве они имеют.

Коммунистическая партия Китая

Коммунистическая партия Китая создана 1 июля 1921 года. Она является правящей партией Китая и представляет интересы всего китайского народа, руководящее ядро для социалистического дела Китая.

После образования Нового Китая в 1949 г. под руководством КПК китайский народ, преодолев многочисленные трудности, добился превращения Китая из бедной и отсталой полуколониальной, полуфеодальной страны в социалистическое государство, стоящее на начальной стадии мощи и процветания.

Руководство Компартии - это главным образом идейно-политическое руководство. КПК концентрирует волю народа и воплощает ее в своей позиции и политических установках, которые затем в соответствии с законодательной процедурой утверждаются Всекитайским Собранием народных представителей, становясь государственными законами и решениями. КПК не подменяет правительство, ее деятельность протекает в сфере, допускаемой Конституцией и законами, т. е. КПК не полномочна превышать Конституцию и законы. Перед законом члены КПК и беспартийные граждане равны.

По статистике в 2005 году число подавших заявления о вступлении в КПК составило 17,67 миллиона, всего было принято в партию 2,47 миллиона, в том числе 1,98 миллиона человек в возрасте моложе 35 лет. Всего ряды КПК насчитывают 70,80 миллиона членов. Имеется 3,52 миллиона низовых первичных парторганизаций, 170 тысяч низовых партийных комитетов, 210 тысяч орг. отделов, 3,14 миллиона парт. Ячеек.

С другой стороны, в период с декабря 2004 года по ноябрь 2005 года комитеты по контролю над дисциплиной всех ступеней приняли к рассмотрению 147539 персональных дел, касающихся нарушения дисциплины, были сделаны выводы по 148931 делу, вынесены дисциплинарные взыскания по 115143 делу, что составило 1,7 промилле от всех членов партии. В том числе 44836 членам было поставлено на вид, 32289 членам были вынесены строгие предупреждения, 3173 человек были сняты с партийных должностей, 10657 человек оставлены в партии с испытательным сроком, 24188 человек исключены из партии, 15177 человек, 0,2 промилле всех членов партии переданы правовым органам за противозаконные действия.

Таким образом, коммунистическая партия КНР ведет свою деятельность в русле социализма. Несмотря на то, что эта партия является правящей в КНР, ее деятельность не должна противоречить Конституции КНР. Источник данных материалов: агентство Синьхуа (25 марта 2006 г.)

Демократические партии

В Китае, помимо Компартии, правящей партии, имеются еще 8 политических партий, которые участвуют в политическом управлении и именуются демократическими партиями:

  • · Революционный комитет Гоминьдана Китая
  • · Демократическая лига Китая
  • · Ассоциация демократического национального строительства Китая
  • · Ассоциация содействия развитию демократии в Китае
  • · Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая
  • · Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости)
  • · Общество Цзюсань («3 сентября»)
  • · Тайваньская лига демократического самоуправления.

После образования КНР все демократические партии признали «Общую программу», Конституцию, Общую программу Устава Народного политического консультативного совета Китая своей политической программой, активно включились в работу народной власти и народной политической консультации и сыграли свою роль в укреплении диктатуры народной демократии, успешном осуществлении социалистического преобразования и быстром развитии дела социалистического строительства. После вступления страны в новый период социалистической модернизации характер демократических партий, претерпев коренное изменение, стали политическими союзами тех или иных групп социалистических тружеников и патриотов, поддерживающих социализм. Они являются близкими дружественными партиями, которые под руководством КПК и совместно с ней прилагают усилия в деле социалистического строительства. Они активно участвуют в политической жизни государства и сделали важный вклад в осуществление политики реформ и открытости, а также в дело социалистической модернизации. Демократические партии представляют собой как важную силу патриотического единого фронта Китая, так и важную силу в охране стабильности и сплоченности государства, в содействии социалистической модернизации и объединению Родины.

Восемь демократических партий

Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГК), 1 января 1948 года учрежден в Сянгане демократически настроенным крылом гоминьдана и другими демократами патриотической ориентации. В настоящее время за исключением Тайваня и Тибета в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются организации РКГК на провинциальном уровне. Всего имеется 60 тысяч членов, более 2800 низовых организаций. В свое время на посту председателя РКГК находились Ли Цзишэнь, Хэ Сяннин, Чжу Юньшань, Ван Куньлунь, Цю У,Чжу Сюефань, Ли Пээйяо. В настоящее время председателем РКГК является Хэ Лули.

Демократическая лига Китая (ДЛК). Ее предшественником было «Товарищество единого строительства государства», созданное в ноябре 1939 года. В октябре 1941 года в Сянгане стала выходить газета «Гуанминбао», был опубликован Манифест об официальном учреждении Товарищества. С сентября 1944 года товарищество переименовано в Демократическую лигу Китая. Сначала товарищество состояло из коллективных членов, потом в нее стали принимать частных лиц по заявкам. В лигу входят главным образом деятели в области культуры, образования и научные работники высшего и среднего разряда. На октябрь 1997 года в ДЛК состояло 131300 человек, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеется 30 организаций Лиги, 334 комитета провинциального и уездного уровня, 7477 низовых организаций.

Единая лига по строительству. Председателями Центрального комитета лиги 9-го созыва были Фэй Сяотун (скончался), Цянь Вэйчан, Тань Цзячжэнь, Су Буцин (скончался), Дин Шисунь. В настоящее время председателем является Цзян Шушэн.

Ассоциация демократического национального строительства (АДНС) была учреждена в Чунцине 16 декабря 1945 года. Состоит преимущественно из лиц предпринимательских кругов. В 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения, а также в ряде больших и средних городов имеются организации АДНС. Костяком являются бизнесмены. Председателем Центрального комитета АДНС 1-го и 2-го созывов был Хуан Яньпэй; председателем ЦК АДНС 3-го и 4-го созывов был Ху Цзюевэнь; председателем ЦК АДНС 5-го и 6-го созывов был Сунь Цимэн, в настоящее время председателем ЦК АДНС является Чэн Сывэй.

Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД) была учреждена 30 декабря 1945 года в Шанхае. В нее в основном входят представители интеллигенции, подвизающейся в области образования, культуры, издательства, научного исследования. На июнь 1997 года в 29 провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения были созданы местные организации АСРД, насчитывается 5298 низовых организаций, 65 тысяч членов. Почетным председателем АСРД является Лэй Цзецюн, в данный момент председателем является Сюй Цзялу.

Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРП) была основана в августе 1930 года и является самой ранней из 8 демократических партий. КРП черпает своих членов главным образом из высшей и средней интеллигенции, занимающейся медициной и фармакологией. Сфера деятельности КРП охватывает большие и средние города и деятелей, пользующихся известностью. В настоящее время, за исключением Тайваня и Тибет, в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются местные организации КРП, число членов превышает 70600. На посту председателя КРП в свое время находились Дэн Яньда, Хуан Цисян, Чжан Боцзюнь, Пэн Цзэминь, Цзи Фан, Чжоу Гучэн, Лу Цзяси. В настоящее время почетным председателем является Лу Цзяси. Председателем является Цзян Чжэнхуа. ЦК КРП издает орган «Цяньцзинь лунтань».

Китайская партия Чжигундан, была учреждена в октябре 1925 года в Сан-Франциско по инициативе эмигрантской организации Чжигунцзунтан (США). В КПЧ в основном состоят видные эмигранты и реэмигранты. В настоящее время в Китае имеется 17 организаций КПЧ провинциального значения и две организации в городах центрального подчинения, число членов составляет 17000. На посту председателя КПЧ находились Чэнь Цию, Хуан Динчэн, Дун Иньчу, в настоящее время почетным председателем КПЧ является Дун Иньчу, председателем Ло Хаоцай.

Общество Цзюсань. Предшественником общества был Форум демократии и науки. 3 сентября 1945 года в память о победе Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам и победы, одержанной в великой антифашистской войне, состоялось переименование общества в Общество Цзюсань (3 сентября), датой официального учреждения общества является 4 мая 1945 года. В Обществе Цзюсань состоят в основном представители научно-технической интеллигенции высших и средних разрядов. Постепенно Общество Цзюсань разрослось, за исключением Тайваня и Тибета, организации Цзюсань имеются в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Кроме того, в 236 городах (уездных центрах) созданы комитеты или подготовительные комитеты Цзюсань, всего насчитывается 74 тысячи членов, научные работники, деятели вузов, медицинских кругов, инженеры составляют 86,6%. Среди членов Цзюсань 69 действительных членов Академии Наук и 14 членов Инженерной Академии Китая.

На посту председателя Цзюсань находились Сюй Дэхэн, Чжоу Пэйюань, Ван Цзиньчан. В настоящее время почетным председателем общества является У Цзепин, председателем Хан Цидэ. Общество выпускает орган «Демократия и наука».

Лига демократической автономии Тайваня (ЛДАТ), создана в Сянгане 12 ноября 1947 г. деятелями, проживающими на Тайване. В 1949 году Центральный Комитет ЛДАТ базировался в Шанхай, а позднее, в 1955 г. обосновался в Пекине. Члены ЛДАТ сосредоточены главным образом в 25 провинциях и городах, где проживает много выходцев с Тайваня. Среди членов лиги преобладают работники образования, науки и техники, медицины, экономисты, деятели искусства, культуры и журналистики. Члены ЛДАТ поддерживают связи с соотечественниками на Тайване и за рубежом. Почетным председателем ЦК ЛДАТ является Чай Цзыминь, председателем Линь Вэньи(женщина).

Краткое описание всех демократических партий представлены в таблице 5.

Название партии

Сокращенное название

Дата создания

Глава партии

Число членов

Орган партии

Революционный Комитет Гоминьдана Китая

Январь 1948 г.

Газета «Туаньцзе бао»

Демократическая лига Китая

Октябрь 1941 г.

Цзян Шушэн

Журнал «Цюньянь»

Ассоциация демократического национального строительства

Декабрь 1945 г.

Чэн Сывэй

Журнал «Цзинцзицзе»

Ассоциация содействия развитию демократии

Декабрь 1945 г.

Сюй Цзялу

Ежемесячник «Миньчжу»

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая

Август 1930 г.

Цзян Чжэнхуа

Более 70 тыс.

Журнал «Цяньцзинь Луньтань»

Китайская партия Чжигундан, (Партия стремления к справедливости)

Октябрь 1925 г.

Ло Хаоцай

Хань Цидэ Minzhu Yu

Журнал «Демократия и Наука»

Лига демократической автономии Тайваня

Ноябрь 1947 г.

Линь Вэньи

Таблица 5. Демократические партии КНР.

Таким образом, население КНР имеет возможность состоять не только в коммунистической партии, хотя она и является руководящей, а, значит, задает основное направление в политики государства, но и вступать в другие партии, например, в одну из демократических. Однако даже при вступлении в демократические партии, человек будет поддерживать основную политическую линию развития государства, т.к. демократические партии не являются в китайском правительстве оппозиционными, а поддерживают политическую линию Коммунистической Партии Китая.

Отсутствие в политической структуре КНР возможности выбрать другую кроме КПК правящую партию, а также отсутствие оппозиции в Госсовете приводит к тому, что при видимой демократии осуществляется принцип социализма. Поэтому политическое устройство КНР можно охарактеризовать именно как социалистическое.

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

Бесспорное лидерство КПК в стране дает основание некоторым исследователям утверждать, что в Китае существует однопартийная система. Однако при фактической монополии КП К допускается функционирование нескольких некоммунистических партий, что официально зафиксировано в Конституции и Уставе самой КПК. Так какая же существует в современном Китае система - однопартийная или многопартийная? Сложившиеся в течение десятилетий взаимоотношения КПК с 8 небольшими партиями, начало которым было положено еще в конце 40-х годов прошлого века, теперь принято называть системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций. К числу этих демократических партий относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГ);В Демократическая лига Китая (ДЛК); Китайская ассоциация демократического национального строительства (АДНСК); Китайская ассоциация содействия развитию демократии (АСРДК); Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРДПК); Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости); Общество «3 сентября»; Лига демократического самоуправления Тайваня (ЛДСТ). Как утверждается в китайской печати и в ряде официальных документов, существующая в Китае система политических партий - это система с китайской спецификой, которая не копирует западные политические модели с однопартийной, двухпартийной или многопартийной системами. Система многопартийного сотрудничества в Китае, как отмечается, сочетает в себе характер руководящего ядра и участие многих сторон; особенностью этой системы является то, что КПКВ руководит, а много партий сотрудничают, это система социалистических политических партий с китайской спецификой, важная составляющая социалистической демократии Китая, основная политическая система, соответствующая национальному духу Китая. Как говорилось в докладе Ху Цзиньтао по случаю 55-летнего юбилея Народного политического консультативного совета Китая, «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций соответствует условиям Китая и является системой политических партий с китайской спецификой. КПК руководит, много партий сотрудничают, КПК является правящей партией, многие партии участвуют в политической жизни. Тесное сотрудничество демократических партий с КПК является сутью такой системы и очевидной ее особенностью».

Политика КПК в отношении демократических партий была определена еще в середине 1950-х годов на VIII съезде КПК как «длительное сосуществование и взаимный контроль». Затем имел место более чем 20-летний период, когда деятельность демократических партий в годы «культурной революции» была парализована.

Новый этап в жизни демократических партий начался со вступлением Китая в период реформ в конце 1970-х годов. После более чем двух десятилетий бездействия их стали возвращать к активной деятельности, КПК постепенно стала повышать их роль в общественно-политической жизни страны. В начале 80-х годов формулировка, характеризующая сотрудничество КПК с демократическими партиями, была уточнена, к ней добавились слова об «искреннем обмене мнениями и совместном переживании радостей и невзгод». В последние десятилетия был принят ряд официальных документов, регламентирующих взаимоотношения КПК и демократических партий. Прежде всего, это программный документ, принятый ЦК КПК в конце 1989 г., предусматривавший их долгосрочный характер: «Соображения ЦК КПК об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК». Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК называлась в нем «одним из основных политических механизмов» страны. В документе подтверждалось руководящее положение КПК в отношении других политических партий и общественных организаций в Китае. КПК именовалась «руководящим стержнем социализма, правящей партией», а демократические партии - «партиями, принимающими участие в политической жизни».

На XIV съезде КПК в 1992 г. впервые была введена в Общую программу Устава формулировка о многопартийном сотрудничестве. Затем в 1993 г. на

1-й сессии ВСНП 8-го созыва была принята поправка к Конституции КНР, в которой заявлялось, что «Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КП К будет существовать и развиваться в течение длительного времени». В Постановлении 4-го пленума ЦК КПК 16-го созыва в 2004 г. снова говорилось об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Важным документом, еще раз подтвердившим неизменную позицию КПК в отношении демократических партий, стал документ под названием «Мнение ЦК КПК о дальнейшем усилении строительства системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК», опубликованный в 2005 г. Предпосылкой и гарантией многопартийного сотрудничества, как отмечалось в документе, является руководство КПК. Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций была названа в указанном документе «закономерным выбором исторического развития Китая, кристаллизацией политической мудрости КПК и народа Китая».

В ноябре 2007 г. Канцелярией Госсовета была издана Белая книга, посвященная системе политических партий Китая. В нескольких ее разделах утверждается, что система многопартийного сотрудничества в Китае - это один из основных компонентов политической системы государства, представляющий собой великое творчество и огромные преимущества, что это неизбежный выбор исторического развития Китая, что это результат сочетания марксизма-ленинизма и практики Китая. Это кристаллизация мудрости КПК и демократических партий, говорится в тексте, эта система соответствует реалиям Китая и практике революции, строительства и реформ..., она имеет очевидную китайскую специфику и является важным проявлением социалистической демократии и т. д.

И в Отчетном докладе XVIII съезду КПК и в Уставе КПК, принятом с частичными поправками на съезде в ноябре 2012 г., декларируется сохранение и совершенствование института многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК.

Как представляется, издание указанных выше документов, а также включение соответствующих поправок в Конституцию страны и Устав КПК, несомненно, свидетельствует о серьезном внимании руководства страны вопросам сотрудничества КПК и демократических партий.

Заметно возросшее в последнее десятилетие количество публикаций и сборников, посвященных теме многопартийного сотрудничества, роли демократических партий также, на наш взгляд, говорит об интересе к этой теме в обществе. С 2006 г., например, начал издаваться ежегодник «Система политических партий Китая», вышла в свет книга «Китайские партии, принимающие участие в политической жизни», составленная под руководством бывшего председателя РКГ Хэ Лули и ее заместителя Чжоу Тенуна. Опубликован ряд сборников и монографий о строительстве партий, принимающих участие в политической жизни, их роли в ходе осуществления реформ и открытости, о многопартийном сотрудничестве и гармоничном обществе, об изучении теории системы политических партий с китайской спецификой и т. д.

В первые годы после образования КНР была распространена практика «двойного членства», когда члены демократических партий одновременно состояли в рядах КПК. Эта практика продолжает сохраняться и в настоящее время, но она не афишируется. Член демократической партии может вступить в КПК, особенно это касается руководящих деятелей, коммунисты же вступить в демократическую партию не могут. Статус у всех демократических партий Китая один и тот же - это партии, принимающие участие в политической жизни. У них много общих черт, но они отличаются друг от друга по специфике своего контингента, по сферам своей деятельности, по количественному составу, что видно из приведенных ниже данных.

Основная масса членов РКГ, насчитывающего в своем составе около 102 тыс. человек - это деятели, имеющие отношение к прежнему Гоминьдану Китая, а также деятели, связанные с различными кругами на Тайване. В своем большинстве члены РКГ - это представители интеллигенции среднего и высшего звена. Многие члены партии имеют родственников или друзей на Тайване.

Основной контингент самой крупной из 8 партий - Демократической лиги Китая (230 тыс. человек) - это интеллигенция высшего и среднего уровня, занятая в области культуры и образования. Помимо этого члены Лиги занимаются также проблемами экономического развития страны, планирования регионального развития, активно участвуют в масштабном освоении Запада.

Членами АДНСК, в рядах которой состоит 136 тыс. человек, являются в основном деятели финансово-экономических кругов, специалисты и ученые, применяющие свои знания в области торговли и промышленности, внешней торговли, связи, научно-технических работ.

Большинство членов АСРДК (в ее составе 128 тыс. человек) в настоящее время составляет интеллигенция высшего и среднего звена, работающая в учреждениях образования, культуры, науки и техники, издательского дела, медицины, экономики, политики и права. В ее составе также много учителей начальных и средних школ.

Основную массу членов КРДПК (всего в рядах партии более 125 тыс. человек) составляют работники медицины и здравоохранения, а также деятели экономических кругов и культуры. Члены партии заняты работой в учреждениях медицины и здравоохранения, организацией консультативных пунктов по медицине, а также различных учебных заведений и курсов для обучения во внерабочее время. Партия активно участвует также в деле возрождения традиционной китайской медицины.

Большинство членов партии Чжунго Чжигундан (38 тыс. человек) в настоящее время составляют вернувшиеся на родину китайцы и их родственники, а также лица, имеющие родственников за рубежом. Это в основном представители интеллигенции, специалисты и деятели науки. Главными направлениями в деятельности партии являются контакты с зарубежными китайцами, оказание содействия государственным органам, ведающим делами эмигрантов, работа с китайскими реэмигрантами и родственниками зарубежных китайцев, проживающими в КНР, работа с уехавшими на учебу, а также вернувшимися в Китай по окончании учебы, содействие в привлечении иностранных инвестиций и импорта техники.

Основной контингент Общества «3 сентября», насчитывающего более 132 тыс. человек - это представители высших и средних слоев интеллигенции, работающей в области науки и техники, высшего образования, медицины и здравоохранения. Высокая концентрация научно-технических кадров и интеллектуального потенциала, характеризующие Общество, объясняют его активное участие в осуществлении стратегического курса на расцвет Китая на основе развития науки и образования.

ЛДСТ - самая малочисленная среди демократических партий, насчитывающая всего 2600 членов и представляющая интересы уроженцев Тайваня, проживающих в КНР. Большинство ее членов - это интеллигенция: профессора, врачи, инженеры, научные сотрудники, работники правительственных учреждений.

Принятые со времени начала проведения реформ меры к активизации деятельности демократических партий и их сотрудничеству с КПК привели к значительному количественному росту этих партий. Так, если в 1979 г. в их составе было 65 тыс. человек, в 1993 г. их насчитывалось уже 370 тыс., а в конце 2012 г. -В 894 тыс. человек, что является максимальным количеством.

Как осуществляется многопартийное сотрудничество в стране?

Органом, в котором непосредственно осуществляется сотрудничество КПК и восьми демократических партий, является Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). В 1994 г. в Устав НПКСК было введено новое положение о том, что НПКСК является «важной организационной формой осуществления многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК».

Наряду с КПК каждая из демократических партий входит в качестве организационной единицы в состав Всекитайского комитета НПКСК - организационной формы Единого фронта. Среди 34 организационных единиц, входящих в состав В К НПКСК, девять - это КПК и демократические партии. На ежегодных сессиях Всекитайского комитета НПКСК деятели демократических партий высказывают свои мнения и предложения. При В К НПКСК на постоянной основе работают девять комитетов, деятельность которых охватывает практически все стороны экономической, социальной, культурной и пр. жизни страны, и члены демократических партий, входящие в состав ВК НПКСК, принимают активное участие в их работе. Ежегодно от демократических партий в ВК НПКСК поступают сотни предложений, часть из них направляется в ЦК КПК и Госсовет и в случае одобрения (а это происходит нередко) включается в соответствующие народнохозяйственные планы и законы. Среди 280 лучших предложений, например, поступивших в ВК НПКСК 11-го созыва в течение пяти лет и отмеченных специальными премиями, 53 было представлено членами демократических партий.

Многопартийное сотрудничество осуществляется также путем непосредственного участия членов демократических партий в системе законодательных, исполнительных и правоохранительных органов различных уровней. Так, пять руководителей демократических партий занимают посты заместителей председателя ПК ВСНП. Один из них - Ван Эсян является к тому же заместителем председателя Верховного народного суда КНР. Два руководителя - министры Госсовета КНР, восемь руководящих деятелей демократических партий являются заместителями председателя ВК НПКСК.

Множество представителей демократических партий являются депутатами СНП различных уровней - например, только от одной КРДПК таковыми избраны 1899 человек. Сотни деятелей этих партий занимают посты в правительственных и судебных учреждениях на уровне провинций, вице-мэров крупных городов, тысячи - на уровне округа, уезда и ниже. Кроме того, несколько тысяч представителей демократических партий привлекаются в качестве специально приглашенных для работы на посты ревизоров, контролеров и инспекторов в системе правоохранительных органов, органов контроля и образования на уровне провинции и ниже.

Вместе с тем следует отметить, что демократические партии в настоящее время представлены в высшем уровне в центре значительно меньше по сравнению с первыми годами после образования КНР, когда они занимали в руководстве гораздо больше постов.

В последние годы в заявлениях официальных руководителей Китая нередко говорилось о необходимости выдвижения на руководящие должности представителей из рядов демократических партий. Их количество действительно возрастало из года в год, однако это происходило, во-первых, большей частью на низовом уровне и, во-вторых, назначались деятели из этих партий на вторые роли -В заместителей, помощников и т. п. Поэтому большим событием в жизни демокра тических партий можно считать назначение одного из руководителей этих организаций - Вань Гана от партии Чжунго Чжигундан - в 2007 г. на пост министра науки и техники, чего не отмечалось в стране более 50 лет.

Взаимодействие руководителей КПК и демократических партий осуществляется путем созыва разного рода совещаний и встреч. Отмечено, например, проведение совещаний, как правило, один раз в год с участием главных руководителей КПК и демократических партий с приглашением довольно большого круга деятелей из различных кругов для консультаций по важным вопросам политического курса и политики, выработки решений или обсуждений некоторых принятых проектов и постановлений; проведение так называемых «откровенных бесед»В главных руководителей ЦК КПК с главными руководителями демократических партий и беспартийными деятелями для обмена мнениями, время проведения которых не установлено; проведение совещаний один раз в два месяца, созываемых Центральным комитетом КПК, с представителями демократических партий и беспартийных деятелей, целью которых является информирование демократических партий, обмен мнениями по важным вопросам, оглашение важных документов, заслушивание выдвигаемых демократическими партиями предложений;В кроме того демократические партии направляют предложения по важным вопросам курса и политики.

Интересной, на наш взгляд, представляется практика тесного взаимодействия по подготовке и проведению очередных всекитайских съездов КПК и демократических партий. Перед созывом XVIII съезда КПК в 2012 г., например, ЦК КПК созвал в сентябре - в Чжуннаньхае совещание беспартийных с целью заслушивания их мнений. После того, как Ху Цзиньтао ознакомил собравшихся с основным содержанием доклада, им было предложено свободно высказать свои мнения и предложения. В выступлениях председателей каждой из демократических партий, помимо одобрения доклада, прозвучали предложения и, в частности, об отстаивании и совершенствовании системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, об углублении реформы начального образования, о развитии современной социалистической культуры, об усилении системной борьбы с коррупцией и др. Выслушав мнения руководителей демократических партий, Ху Цзиньтао выразил им благодарность, отметив, что это большая помощь для внесения корректив в доклад и поручив группе по подготовке доклада серьезно изучить высказанные предложения и отразить мнения выступивших в докладе.

В качестве почетных гостей председатели ЦК всех демократических партий присутствовали при открытии XVIII съезда КПК в президиуме съезда. По случаю открытия съезда все демократические партии направили поздравительные письма в его адрес. В них заявлялось, что, добровольно приняв в свое время руководство со стороны КПК, они неизменно следуют курсу на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, совместное переживание радостей и невзгод», непоколебимо идут по пути социализма с китайской спецификой, всесторонне будут претворять дух XVIII съезда КПКВ и т. д.

По завершении съезда ЦК КПК направил демократическим партиям и ВАПТ письмо с выражением благодарности этим организациям.

Сразу по окончании XVIII съезда по поручению ЦК КПК было созвано информационное совещание, на котором секретарь Секретариата ЦК КПК, заместитель председателя ВК НПКСК Ду Цинлинь «передал дух ХУШ съезда» беспартийным деятелям (данвай жэныии). Среди участников совещания были деятели из ЦК демократических партий, беспартийные деятели, а также деятели религиозных кругов и др.

Изучение и претворение в жизнь духа XVIII съезда было названо главной политической задачей партии и страны в настоящее время и на последующий период, а также главной задачей Единого фронта. После этого совещания во всех демократических партиях было организовано изучение «духа XVIII съезда».

В конце ноября, за несколько дней до начала Всекитайских съездов демократических партий было организовано еще одно заседание беспартийных деятелей, на котором член ПК ПБ ЦК КПК Юй Чжэншэн (занявший в марте 2013 г. пост председателя В К НПКСК) призвал изучать и последовательно претворять в жизнь дух XVIII съезда КПК, что было названо «главнейшей политической задачей». Кроме того, он выразил надежду на то, что демократические партии успешно проведут свои всекитайские съезды, будут руководствоваться целями и принципами партий, принимающих участие в политической жизни, успешно осуществят политическую преемственность при смене старых кадров новыми, обеспечат прекрасные традиции многопартийного сотрудничества.

На церемонии открытия всекитайских съездов каждой из демократических партий, проведенных в конце 2012 г. вскоре после закрытия ХЧИ съезда КПК, обязательно присутствовал один из членов высшего руководства КПК, зачитывавший по поручений ЦК КПК приветствие. В приветственных посланиях ЦК КПК отмечались заслуги каждой партии. В решениях, принятых на съездах партий в разных вариантах, заявлялось об обязательном изучении и претворении в жизнь духа XVIII съезда КПК, о единодушии и сплоченности в идеологическом отношении с КПК, о неуклонном следовании по пути социализма с китайской спецификой, усилении многопартийного сотрудничества под руководством КПК, активном участии в построении общества сяокан и т. д.

По окончании всекитайских съездов демократических партий в конце декабря 2012 г. вновь избранный на XVIII съезде КПК генеральный секретарь партии Си Цзиньпин, продолжая практику своих предшественников - Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, в сопровождении ряда руководящих деятелей ЦК КПК посетил ЦК каждой из 8-ми демократических партий. Он передал от имени ЦК КПК искренние поздравления избранным руководителям этих партий, выслушал их мнения об обстановке в каждой организации, а также предложения. Как заявил Си Цзиньпин, «для осуществления великого возрождения китайской нации необходимы усилия всех китайских сыновей и дочерей. ЦК КПК будет твердо и неуклонно отстаивать и совершенствовать систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК, курс на «длительное сосуществование, взаимный контроль, искренний обмен мнениями, общее сопереживание радостей и невзгод»...

Нельзя не отметить того, что демократические партии, основную массу которых составляют специалисты, ученые, предприниматели, деятели образования и просвещения и другие представители интеллигенции принимают самое активное участие в развитии разоичных областей. Руководящее положение КПК в политической системе Китая дает ей возможность направлять деятельность демократических партий в нужное для всей страны русло, успешно использовать большие возможности этих организаций для осуществления стоящих перед страной грандиозных задач. Диапазон сфер, в которых успешно работают представители этих партий, необычайно широк: от непосредственного вклада в выработку директивных документов (путем конкретных предложений) в области науки и техники, финансовой и налоговой политики, образования, здравоохранения, экологии до расширения связей с многомиллионной китайской диаспорой за рубежом, возвращения молодежи, получившей образование за границей на родину, содействия мирному объединению Китая.

Несмотря на свой немногочисленный состав, демократические партии выполняли и выполняют ценную позитивную роль в ходе осуществления реформ, что постоянно отмечается со стороны руководства КПК и страны в целом. Их представители активно использовались и используются при строительстве гидроузла Санься, в развитии района Пудун, в масштабном развитии западных районов Китая, изучении вопросов защиты пахотных земель и окружающей среды, проблем «сяньнун» (сельское хозяйство, деревня, крестьяне), строительстве новой социалистической деревни, возрождении старой промышленной базы на Северо-Востоке, развитии районов вдоль Цинхай-Тибетской железнодорожной линии и т. д. Путем активного участия в движении «интеллектуальной и научно-технической помощи приграничным и бедным районам», организации консультативной службы по различным вопросам, создания десятков тысяч различного рода школ и учебных заведений для обучения во внерабочее время, развития дела профессиональной подготовки и обучения, оказания помощи пострадавшим от стихийных бедствий, а также сбора прямых пожертвований демократические партии содействуют социально-экономическому развитию Китая, обеспечению гармоничного развития города и деревни, поднятию общего культурно-образовательного уровня населения.

Система многопартийного сотрудничества и политических консультаций - это реальность и особенность политической системы Китая: при лидирующей роли в стране КПК официально функционируют и успешно сотрудничают под ее руководством 8 демократических партий, представляющих интересы определенных слоев общества. Можно констатировать, что руководство КПК после периода разлада и отчуждения нашло форму сотрудничества с демократическими партиями, приемлемую для обеих сторон. Сотрудничество КПК с демократическими партиями полезно и выигрышно не только в политическом отношении, когда в стране признается многопартийность, и эти партии привлечены к участию в политической жизни. Высокий интеллектуальный и профессиональный уровень членов этих партий успешно используется для развития в стране экономики, науки, образования, культуры, здравоохранения, зарубежных связей и пр. В известной мере сотрудничество КПК с демократическими партиями содействует стабильности общественно-политической ситуации в стране.

Если говорить о развитии системы многопартийного сотрудничества и политических консультаций, то закрепление ее в целом ряде официальных документов в последние десятилетия, неизменное заверение высших руководителей КПК и государства в верности курсу КПК в отношении демократических партий, а также очевидная польза от такого сотрудничества не оставляют сомнений, что оно будет продолжаться и дальше.

Литература

Материалы VIII Всекитайского съезда КПК. М., 1956.

Конституция КНР (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Устав НПКСК (на кит. яз.). Пекин, 2004.

Дуодан хэцзо юй хэсе шэхой: [Многопартийное сотрудничество и гармоничное общество]. Пекин, 2006.

Чжунго чжэндан чжиду няньцзянь: [Система политических партий Китая. Ежегодник]. Пекин, 2007.

Чжун годы чжэндан чжиду: [Система политических партий Китая] / Канцелярия Госсовета КНР. Пекин, 2007.

Чжунгоды цань чжэндан. Пекин, 2005.

Чжунго тхэсэ чжэндан чжиду лилунь яньцзю:[Изучение теории системы политических партий с китайской спецификой]. Пекин, 2010.

В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим государством. В этих условиях не может существовать традиционная многопартийность. В привилегированном положении находится Коммунистическая партия Китая (КПК), основанная в 1921 г. и построенная на жестких централизованных началах. Ее руководители или представители возглавляют важнейшие государственные институты и многие общественные организации (профсоюзные, молодежные, женские и др.). Только эта правящая партия может создавать свои организации (ячейки) в Народно-освободительной армии Китая и в спецслужбах. С конца 1970-х гг. КПК проводит политику социалистической модернизации с целью превращения Китая в высокоразвитую державу к середине XXI в. Компартия ведет борьбу за утверждение идеалов социализма и коммунизма, против "буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии". Партийные установки в сфере культуры и искусства нацелены на отражение "оптимистического духа, свойственного китайскому народу".

Хотя марксизм-ленинизм остается официальной идеологией, однако в партийных документах КПК в последние годы все чаще говорится о концепции научного развития. Ее основные требования - "всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология - единая и комплексная координация". Несмотря на крупные социально-экономические преобразования последних десятилетий, руководящая роль Коммунистической партии в обществе и государстве остается незыблемой.

В КНР легально действуют восемь других, мелкобуржуазных по социальной базе партий, которые, однако, не являются оппозиционными организациями. Законодательство КНР запрещает любым лицам и организациям подрывать социалистический строй. Деятельность подобных партий строго регламентируется и контролируется властями. Это такие малочисленные организации, проводящие дружественную по отношению к КПК политику и признающие ее гегемонию, как Революционный комитет гоминьдана, Китайская партия справедливости, Общество 3 сентября, Ассоциация демократического национального строительства,

Крестьянско-рабочая демократическая партия, Лига демократического самоуправления Тайваня. В официальных китайских изданиях, а также в уставах почти всех этих партий говорится, что они являются "политическим союзом, состоящим частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм, политической партией, служащей социализму".

Название партий не отражает их специфику и социальную базу. Так, Китайская партия справедливости первоначально была организацией, созданной китайцами, живущими за пределами страны. Ныне большинство членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом. Костяк (основу) Крестьянско-рабочей демократической партии составляют не рабочие и крестьяне, как это следует из названия, а работники медицины, здравоохранения, науки.

Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

1) Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

2) Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

3) Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

4) Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

2. Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

3. Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Центральная административная система
Структура административного руководства
Образование Государственного совета и его полномочия
Структура Госсовета Китая
Конституционная система
Правящая партия Китая
Характер Коммунистической партии Китая
Четыре основных требования в деле строительства партии
Организационные принципы демократического централизма
Организационная структура партии
Члены партии
Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства

Характер и статус
Всекитайское Собрание народных представителей
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей
Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства
Собрания народных представителей волостей, национальных волостей и поселков
Депутаты Собрания народных представителей

Основное содержание
Партии-соучастницы в политической жизни Китая
Основные формы многопартийного сотрудничества

Похожие статьи