Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия. Общее понятие о методах обучения Теория измерений в социологии учебно-методическое пособие
8. Статистическая совокупность и её свойства. Виды статистических совокупностей.
Статистическая совокупность - группа или множество относительно однородных элементов, т. е. единиц, взятых вместе в конкретных границах времени и пространства и обладающих признаками сходства и различия.
Свойства: неразложимость - частичное изменение элементов и исчезновение статистической совокупности не разрушает ее качественные основы; статистическая совокупность всегда однородна хотя бы по одному признаку; вариация - коллич изменения значения статистического признака при переходе одного ее элемента в другой.
Виды совокупности: генеральная (состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесеныв зависимости от цели исследования); выборочная (часть генеральной совокупности, отобранная специальным выборочным методом).
9.Единица наблюдения в статистической совокупности,основные и учетные признаки,типы распределения признаков .
Единица наблюдения - каждый первичный элемент статистической совокупности.
Единица наблюдения наделена признаками сходства и различия, последние подлежат учету и дальнейшему наблюдению, поэтому данные признаки называются учитываемыми (учетными).
Учитываемые признаки - признаки, по которым различаются элементы единицы наблюдения в статистической совокупности. Признаки классифицируются: по характеру на: атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно, количественные признаки - выражены числом; по роли в совокупности признаки делятся на: факторные признаки, влияющие на изучаемое явление, результативные признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков.
Учитываемые признаки по характеру делятся на: атрибутивные - пол, наличие вредных привычек, состояние здоровья и т.п., количественные - возраст, число выкуриваемых сигарет, длительность заболевания, стаж курения и т.п.;
Программа сбора материала представляет собой последовательное изложение учитываемых признаков - вопросов, на которые необходимо получить ответы при проведении данного исследования. Это может быть специально составленный исследователем опросный лист, анкета, карта. Документ должен иметь четкое название. Вопросы (учитываемые признаки) должны быть четкими, краткими, соответствовать цели и задачам исследования; на каждый вопрос следует предусмотреть варианты ответов. Эти варианты готовых ответов носят название «группировка».
Группировка признаков осуществляется с целью выделения однородных групп для изучения тех или иных закономерностей явления.
Группировка ответов по атрибутивным признакам называется типологической, если признак количественный - вариационной
10.Выборочная совокупность, пути её формирования и способы отбора отдельных элементов.
Выборочная совокупность - отобранная для исследования часть ге¬неральной совокупности и предназначенная для характеристики всей генеральной совокупности. Она должна быть: репрезентативна (пред¬ставительна) по количеству и качеству по отношению к генеральной совокупности.
Репрезентативность количественная основана на законе больших чисел и означает достаточную численность элементов выборочной со¬вокупности, рассчитываемую по специальным формулам и таблицам.
Репрезентативность качественная основана на законе вероятнос¬ти и означает соответствие (однотипность) признаков, характеризу¬ющих элементы выборочной совокупности по отношению кгене¬ральной.
Для исследователя важно опре¬делить способ проведения исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).
Сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, яв¬лений, составляющих генеральную совокупность.
Несплошное (выборочное) наблюдение - изучение лишь части сово¬купности для характеристики целого.
Существуют следующие методы отбора изучаемых явлений: слу¬чайный, механический, гнездовой, направленный, типологический, метод основного массива.
Случайный отбор - проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).
Механический отбор - когда из всей совокупности берется для из¬учения механически отобранная единица наблюдения (например, каждая пятая, десятая или др.).
Гнездовой (серийный) отбор - когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбира¬ются путем случайной или механической выборки.
Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наибо¬лее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
Метод основного массива применяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав дан¬ного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.
Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
Направленный отбор - отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются толь¬ко те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неиз¬вестных факторов при устранении влияния известных.
Пример. При изучении влияния стажа рабочих на травматизм отби¬раются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одно¬го образовательного уровня.
Типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.
Пример. При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.
" |
Черты демократического режима:
Выборность государственных органов;
Разделение властей на исполнительную, законодательную и
судебную;
Широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;
Деятельность негосударственных общественных организаций;
Политический плюрализм;
Полная гласность;
Широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия - прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.
Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.
Формально-юридические принципы демократии:
Принадлежность власти народу, народ - источник власти, его
воля в конечном счете является решающей;
Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равными правами на участие в управлении;
Признание подчинения меньшинства большинству при уважении прав меньшинства;
Право на многообразие политических объединений и политическое мировоззрение.
Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа (королевская семья, группа элитарной демократии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабильных ситуациях - функциональный вариант. Черты авторитарного режима:
Носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, политическая партия, военная хунта);
Волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законодательной сфере;
Держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ;
Наиболее характерны: монополия на власть и определение политики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных организаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;
Система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифицированной в лице вождя или хунты;
Разделение властей отвергается, происходит строгая централизация всей государственной власти; главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный принцип;
Назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;
Отменяются юридически или сводятся на нет все демократические права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят формальный характер;
Власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,
прежде всего в экономику;
Идеологическая основа - служение национально-религиозной
Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую радость и довольство; соборность - единство устремлений правителя и народа.
Тоталитаризм характеризуется:
Наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;
Системой террористического полицейского контроля;
Официально господствующей в обществе идеологией;
Монополией на вооруженные силы;
Монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач требует объединения усилий всего общества.
В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советско-сталинский, маоистский).
Целью праворадикального режима является укрепление существующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологической основой является расизм, национализм. Основополагающая идея - естественное неравенство людей, народов, строгая иерархия, закрепляющая это неравенство.
Леворадикальный режим возникает в результате смены существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет рабочего класса. Идеологическая основа - марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея - равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских революций под руководством коммунистических партий.
Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологических доктрин господствующих классов.
В чистом виде политические режимы редкость. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.
В современном мире антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
Правовым называют такое государство, которое в своей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Правовое государство - это государство, где властвует закон.
Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:
Верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;
Реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государством;.
Правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;
Организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.
Основы правового государства:
Многообразие форм собственности и свобода предпринимательства;
Демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;
Высокий уровень политической и правовой культуры людей;
Единая и непротиворечивая система законодательства;
Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права;
Наличие гражданского общества.
В свою очередь правовое государство является главным условием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каждого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и выражает интересы всех.
Для создания в России правового государства необходимо:
Устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;
Привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;
Воспитать в обществе уважение к праву;
Добиться безусловного исполнения действующих законов;
Создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, концепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское общество особой вехой от семьи к государству. Он понимал под гражданским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с помощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества - частная собственность.
К гражданскому обществу относят совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных.
Гражданское общество - это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.
Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства многогранную общественную жизнь.
Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.
Гражданское общество - совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.
В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благополучии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенствовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.
Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: социально-экономические, социокультурные, социально-политические. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют негосударственные социальные институты: рыночная экономика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм собственности, свободе труда и предпринимательской деятельности; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессиональные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические движения и политические партии.
Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения).
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного самоуправления - управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.
Местное самоуправление осуществляется либо непосредственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами местного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (глава администрации, староста).
Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварталах, на улицах) органов территориального общественного самоуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр.
Структура и организация деятельности местного самоуправления определяется населением самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.
Политическая партия - это политическая общественная организация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.
Функции политических партий:
Выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;
Нахождение путей и способов реализации этих интересов;
-формирование общественного мнения в пользу своей партии.
Существуют разные классификации партий.
По характеру политических задач и доктрин выделяют:
Революционные, которые нацелены на коренную ломку общественных устоев;
Реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;
Консервативные, нацеленные на сохранение существующих
порядков;
Реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие
По идеологии:
Демократические (либерально-демократические);
Клерикальные (основа - религиозная идеология);
Социалистические (социал-демократические);
Крестьянские (аграрные);
Коммунистические.
По отношению к власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.
Политическая система, в которой кроме правящей партии существуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:
Статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от результатов выборов;
Конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;
Равенство прав всех партий в борьбе за власть.
Принцип устройства политической жизни общества, основанный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его противоположностью является политический монополизм, для которого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интересами общества и личности.
В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классовый облик и превращаться в общенародные партии.
Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массовые движения способствуют развитию прямой демократии, формированию гражданского общества. Общественные движения дополняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в обществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, человек получает возможность активно влиять на окружающую действительность.
Многочисленные западные партийные системы можно разделить на следующие основные группы:
Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;
Многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;
Двухпартийные системы, монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти: одна правящая, другая - в оппозиции;
Однопартийные системы.
Методом управления называется совокупность путей, сборов, приемов и форм, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.
Методы управления классифицируются по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.
По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.
Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.
Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).
В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.
К методам косвенного воздействия относятся социальные, психологические, экономические и экономико-математические методы.
В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.
Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов.
В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим первую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.
Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.
Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном оперативном обеспечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия. В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, Резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме.
Приказы в таможенной системе издают только линейные Руководители, распоряжения - их заместители и руководители Функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.
В ФТС России правом подписи приказов пользуются и заместители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.
Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.
Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.
Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.
К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.
Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.
Основными такими правовыми нормами являются: Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, положения о других таможенных органах РФ и ряд других.
Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.
Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др.
Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.
Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.
Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.
Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.
Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.
Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.
Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, и реализуется через два аспекта: первый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.
Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.
Экономико-математические методы управления. В зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на неформализованные, слабо формализованные и формализованные.
В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.
Таким образом, в этой теме рассмотрены понятия об основных категориях теории управления применительно к таможенной службе.
Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.
Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод - искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство - значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы - системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.
Главная особенность - соотношение государства и личности. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни (экономикой, политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). В таких государствах действует примат государства над правом и всеобщая милитаризация общественной жизни. Различаются режимы: олигархический - власть немногих, финансово-олигархический - власть немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) - власть в руках одного человека.
Демократический режим складывается в правовых государствах и гарантирует защищенность прав личности во всех сферах общественной жизни, создает механизмы прямого воздействия населения на характер государственной власти через выборы, реализует реальное разделение властей на три ветви, учитывает интересы большинства и меньшинства. Основной принцип деятельности - плюрализм, государственный режим базируется на законах.
Уровень развития демократии в разных странах может быть различен. Он зависит от степени представительства всех слоев населения в выборных органах власти и возможности народа непосредственно влиять на принятие решений органов государственной власти. Различается непосредственная демократия - прямое участие народа в решении вопросов государственной и общественной жизни (выборы, референдумы, манифестации, забастовки и т. д.) и представительная демократия, - что означает передачу народом части принадлежащей ей власти формируемым им органам (парламенту, президенту, учредительному собранию и т. д.).
- Правотворчество: понятие, принципы, стадии.
Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур.
Элементы правотворчества:
· 1) Познание, изучение и анализ явлений и процессов, допускающих или требующих правовой регламентации;
· 2) Определение органа или другого субъекта, уполномоченного принять правовой акт;
· 3) Выбор формы предполагаемого акта;
· 4) Подготовка, принятие или изменение акта в рамках соответствующих процедур.
Принципы правотворчества – основополагающие начала, соблюдаемые в процессе принятия, изменения, дополнения или отмены правовых актов:
· - Принцип демократизма – население должно привлекаться к участию в правотворчестве, а его мнение – учитываться при разработке и принятии нормативно-правовых актов;
· - Принцип гласности – правотворческая деятельность осуществляется в открытой и доступной для населения форме;
· - Принцип научности - должны привлекаться ученые, эксперты, специалисты-практики;
· - Принцип законности - должны осуществляться только уполномоченными компетентными органами с соблюдением требований закона;
· - Принцип профессионализма – должны осуществляться профессионально подготовленными субъектами с использованием специальных приемов и средств юридической техники;
· - Принцип плановости – должны осуществляться по заранее продуманному плану;
· - Принцип исполнимости – принимаемые нормативно-правовые акты должны иметь финансирование, кадровую базу для их исполнения.
Основные стадии законотворчества:
· 1) законодательная инициатива – право субъектов внести законопроект на рассмотрение в законодательный орган (субъекты – Президент, депутаты ГД, члены Правительства, СФ, органы субъектов федерации, ВС РФ, ВАС РФ, КС);
· 2) обсуждение – осуществляется в комитетах ГД;
· 3) принятие – ГД, одобряется СФ;
· 4) подписание - Президентом;
· 5) обнародование закона.
- Основные правовые системы современности. Критерии классификации правовых систем современности.
- Понятие и структура политической системы общества.
В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются вполитическую систему.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения,общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические
отношения, складывающиеся между элементами системы
по поводу политической
власти;
5) политическая
практика, состоящая из политической
деятельности и совокупного политического
опыта.
Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему,
является категория "политическая
власть".
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задачобщества.
В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
Политическая система (ПС) – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть.
Особенности политической системы:
· 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть,
· 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества,
· 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем.
Функции политической системы:
· 1. определение целей, задач и путей развития общества,
· 2. организация деятельности общества по достижению целей,
· 3. распределение материальных и духовных ресурсов,
· 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением,
· 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни.
Политическая система включает в себя след элементы:
1. Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из:
· - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения),
· - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект,
· 0 несобственнополитические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации).
2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики.
3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы.
4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях:
· - теоретическом (политическая идеология);
· - эмпирическом (политическая психология).
Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.
- Виды толкования норм права.
Толкование норм права - выражающаяся в особом юридическом акте интеллектуально-волевая деятельность субъектов по уяснению и разъяснению норм права в целях их наиболее правильной реализации.
Необходимость толкования норм права:
· 1) нормы права имеют общий и абстрактный характер, а применение их необходимо в конкретной жизненной ситуации,
· 2) краткость и лаконичность формулировок норм права, использование в них специальной терминологии требует специальных пояснений,
· 3) несовершенство юридической техники приводит к неясносности и противоречивости отдельных правовых актов.
Способы толкования норм права – специальные приемы, правила и средства познания правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.
Способы толкования норм права:
· 1) Языковой (грамматический, филологический) – выявление смысла норм права на основе знаний языка, на котором сформированы нормы права, при использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.
· 2) Систематический – уяснение смысла нормы права путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в НПА, отрасли или системе права;
· 3) Логический – исследование не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики;
· 4) Историко-политический – выявление смысла нормы права путем обращения к истории ее принятия, целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования;
· 5) Специально-юридический – уяснение смысла специальных юридических понятий, категорий, конструкций на основе профессиональных знаний юридической науки и законодательной техники.
Структура толкования норм права:
· 1) участники (субъекты): официальные, неофициальные субъекты;
· 2) объект: нормы права и регулируемые ими общественные отношения;
· 3) действие: правовые действия и операции (уяснение и разъяснение);
· 4) способы: языковой, систематический, логический, историко-политический, специально-юридический;
· 5) результат: юридические оценки о содержании нормы права;
· 6) форма: внутренняя и внешняя (письменная и устная).
Толкование норм права по субъектам:
· 1) Официальное толкование – дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;
· 2) Неофициальное толкование – осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.
Виды официального толкования:
· 1) Аутентическое – дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;
· 2) Легальное (делегированное) – закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;
· 3) Казуальное – дается применительно к отдельному случаю (казусу);
· 4) Нормативное – дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.
Виды неофициального толкования:
· 2) Профессиональное – разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;
· 3) Обыденное – уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
Виды толкования норм права по объему:
· 1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;
· 2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;
· 3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.
- Законы в системе англо-саксонского права.
Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.
Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.
Нередко Парламент делегирует свои полномочия по принятию нормативных актов другим субъектам (королеве, правительству, министерствам). Совокупность этих актов составляет «делегированное законодательство». Юридическая сила такого рода актов определяется передачей части законотворческих функций Парламента соответствующему органу. Поэтому их решения считаются частью закона и обязательны к исполнению всеми гражданами. Высшей формой осуществления делегированного правотворчества является «приказ в Совете», формально представляющий собой приказ Тайного совета (монарха и тайных советников), а фактически – правительства.
Кроме того, выделяется автономное законодательство – акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т.п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.
Статут имеет приоритет перед прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен по характеру. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, он должен «обрасти» конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе. Отсюда английский статут нельзя рассматривать как источник, разрушающий или нивелирующий систему прецедентов, как инородную форму права, скорее, наоборот, он сам стал придатком этой системы, дополняющим и совершенствующим ее.
- Формирование признаков государства.
Общими для государства являются следующие признаки:
1) Наличие публичной власти (совокупность аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями.
2) Административно-территориальная организация населения. Смысл - в наилучшей (рациональной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.
3) Население. Характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству (реализуется через институт гражданства).
4) Государственный суверенитет . Независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все государственные дела. Государственный суверенитет имеет две стороны: внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории). Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. В некоторых случаях можно говорить об ограничении государственного суверенитета, которое может быть добровольным и принудительным.
5) Налоговая система – общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, поддержания обороноспособности государства, развития науки и культуры, социальной защиты населения.
6) Государственная территория - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В ее состав входят: суша с ее недрами, водные территории, а также лежащие над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами - продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.
7) Правотворческая деятельность , реализующая тесную связь государства с правом. Законодательство - это особые социальные нормы, закрепленные в издаваемых государственной властью нормативно-правовых актах: законах, указах, постановлениях. Такие нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято называть законодательством.
8) Государственные символы – герб, флаг, гимн.
9)Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
10) Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
11) Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий - государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Это признаки государства-идеала. По отдельности они присутствуют у большинства современных государств, но собранными воедино – таких государств не существует.
- Правоотношение: понятие, признаки, структура.
Правоотношение есть
разновидность общественного отношения, урегулированное нормами права. Таким образом, правоотношение представляет собой юридическую связь между субъектами.
Правоотношение
- юридическая взаимосвязь субъектов права, возникающая на основе правовых норм в случае наступления предусмотренных законом юридических фактов.
Признаки правоотношения :
1. Нормативное основание. Норма - атрибутивное основание любого правоотношения, обязательное условие его возникновения, изменения или прекращения. Субъекты не могут произвольно устанавливать любые правоотношения. Требуется прямо выраженная в норме государственная воля, санкционирующая то или иное правоотношение. Норма и правоотношение неразрывно связаны, они - части единого механизма правового регулирования. Иногда правоотношение называют «норма в действии». Гипотеза нормы указывает на фактические условия возникновения правоотношений, диспозиция - на их содержание, санкция - на отрицательные последствия для участников правоотношения, нарушающих требования правовых норм.
В правоотношении норма права конкретизируется применительно к определенным субъектам и ситуациям. Норма - правило общего характера, адресованное персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанное на многократное применение. При появлении обстоятельств, указанных в гипотезе нормы, она из абстрактного правила превращается в модель для разового употребления - применительно к конкретной жизненной ситуации.
2. Реальный характер. Правоотношения всегда объективируются вовне в действиях, решениях, словах, жестах субъектов. Поэтому они допускают внешний контроль в отличие, скажем, от эмоционально-чувственной или интеллектуальной сферы. В обществе непрерывно действует сложнейшая сеть правоотношений. Люди порой не замечают, что являются их участниками. Одни из них носят более или менее длительный характер (гражданство, права человека, собственность, семья, работа), другие мимолетны (мелкие сделки).
3. Общественный характер. Правоотношения - определенная форма социальных взаимодействий. Это отношения между людьми, их коллективами по поводу различного рода социальных благ. В этом отличие правоотношений от технических (механических) взаимодействий, строящихся по типу: Субъект-Объект.
4. Целенаправленный, результативный, сознательно-волевой характер. В правоотношении участвуют люди, наделенные волей и сознанием. Чтобы стать участником правоотношения, человеку требуется определенная мотивация. Сознательно-волевой элемент правоотношения развивается по схеме: потребность - интерес - цель - задача - результат. Побудительным фактором выступают здесь различного рода социальные ценности, именуемые объектом правоотношения. Человек вступает в правоотношения для удовлетворения своих потребностей. Например, купить имущество, избрать депутата, взыскать убытки, зарегистрировать брак. Реализация интересов, достижение результатов - движущая сила правоотношения. При этом воля субъекта, направленная на достижение правового результата, должна соответствовать государственной воле, выраженной в норме и конкретизированной в правоотношении.
5. Индивидуальный характер. Норма права регулирует общие, типичные, повторяющиеся отношения. Поэтому норма всегда абстрактна и рассчитана на множество аналогичных, сходных ситуаций. Правоотношение же всегда индивидуализировано, оно возникает в конкретной обстановке, между конкретными людьми, по поводу конкретных объектов. Поэтому правоотношения характеризуются как типичностью, так и уникальностью, неповторимостью. Так, все правоотношения купли-продажи в чем-то сходны, поскольку строятся по единой нормативной модели, однако каждое из этих правоотношений строго индивидуально, обладает своей неповторимой спецификой.
6. Государственная защита. Правоотношения гарантируются и обеспечиваются государством, в том числе и мерами государственно-правового принуждения.
Виды правоотношений :
1. Абсолютные и относительные. У абсолютных правоотношений формально определен только управомоченный участник. На другом «полюсе» персонально определенный субъект отсутствует. При этом у всех субъектов существует обязанность не нарушать субъективное право первого участника. Типичный пример - отношения частной собственности, где собственнику противостоит неопределенное множество субъектов права, обязанных воздерживаться от любых действий, препятствующих реализации права собственности. В относительных правоотношениях персонально определены все участники. К этому типу относятся все правоотношения договорного типа, сделки, обязательства. Носителю субъективного права (продавцу, кредитору, заказчику, арендодателю) здесь противостоит конкретное обязанное лицо (покупатель, должник, подрядчик, арендатор).
2. Отраслевые. Определяющим критерием здесь выступает отраслевое законодательство, на основании которого возникает конкретное правоотношение. Так, выделяют административные, гражданско-правовые, налоговые, трудовые, бюджетные и т. п. правоотношения.
3. Двусторонние и многосторонние. Критерием классификации здесь выступает количество участников правоотношения - два или более. При этом нельзя смешивать абсолютные и многосторонние правоотношения. У первых персонально определен лишь один участник, которому противостоит неограниченное количество субъектов (все остальные лица); у вторых поименно определены все участники, хотя общее количество их может быть значительным (например, при учреждении предприятия, проведении общего собрания акционеров).
4. Регулятивные и охранительные. Первые возникают (изменяются, прекращаются) на основе регулятивных норм, вторые - на основе охранительных. Также по нормативному основанию выделяют материальные и процессуальные, публично-правовые и частно-правовые отношения.
5. По длительности существования выделяют краткосрочные (мелкие сделки, участие в демонстрации, голосование на вы- борах), среднесрочные (военная служба, получение высшего образования), долгосрочные (гражданство, инвалидность, пенсионное правоотношение).
6. Простые и сложные. Первые характеризуются тем, что субъ- ективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника. Типичным примером является правоотношение типа «должник-кредитор». В сложных право- отношениях каждый из участников одновременно обладает и субъективными правами, и обязанностями (например, трудовое правоотношение, гражданство или большинство процессуальных правоотношений).
Структура правоотношения
включает такие элементы, как субъекты, объекты, содержание, юридические факты. В состав правоотношения в качестве элементов традиционно включают:
а) субъектов (участников) правоотношения;
б) объекты правоотношения;
- Судебная практика как материальный источник права в РК.
Судебная практика, на протяжении всей истории своего развития, являлась своеобразным ориентиром для правильного и единообразного разрешения споров, толкования и применения действующего законодательства, восполнения пробелов в нормативных правовых актах. В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам «судебной практики». Решения Верховного Суда занимают важное место в системе решений судов, охватываемых понятием «судебная практика», при этом они включают: 1) нормативные постановления; 2) постановления надзорной судебной коллегии по гражданским, административным делам и уголовным делам.
Анализ казахстанской правовой системы позволяет сделать вывод о том, что судебная практика не является самостоятельным источником права. Она выступает в качестве непосредственного результата применения права судами. В одних случаях она представляет собой совокупность вариантов толкования неясных правовых норм, а в других – совокупность корректировок иных правовых норм и пробелов. В обеих ситуациях к судебной практике должно применяться требование единообразия, которое закрепляется в постановлениях специально назначенных судебных инстанций (в основном в виде обобщений судебной практики и руководящих разъяснений высших судебных инстанций). Вне зависимости от того признается ли судебная практика источником права или нет, она занимает важное место в казахстанской правовой системе и ее значение определяется следующим образом: а) разъяснения Верховного Суда Республики Казахстан в части применения правовых норм обеспечивают единство судебной практики в Республике; б) в процессе изучения и обобщения судебной практики выявляются пробелы в действующем законодательстве; в) судебной практикой проверяется эффективность правовых норм, а также исследуется необходимость в совершенствовании отдельных нормативных правовых положений; г) обобщение и анализ судебной практики позволяет выявить тенденции развития правоприменительной деятельности, определить пути ее совершенствования.
- Разделение властей в практике современного государства.
Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
- Сущность, содержание и назначение права.
Право является продуктом общественного развития. И представляет собой явление цивилизации, оно призвано обеспечить и защитить статус личности, гарантированные простор и меру поведения.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называютсяпозитивным правом.
Сущность права - это главное, основное содержание, выраженное во внешнем его проявлении.
Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.
Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.
Существует несколько подходов к изучению сущности права:
· классовый;
· общесоциальный;
· религиозный;
· национальный;
· расовый и др.
~ При классовом подходе право определяется как система юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.
~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав и свобод человека, демократии.
~ При религиозном подходе интересы религии доминируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.
В условиях современного цивилизованного демократического общества сущность права состоит в регулировании общественных отношений, в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода, свобода личности.
Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.
- Соотношение экономики, политики и права .
Экономика - это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.
Политика - это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом - с другой.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.
Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного.
Похожие статьи
-
«Гуси-лебеди» главные герои Главные герои гуси лебеди летят
4.46 /5 (89.23%) 700 голос[ов] Головний герой повісті М. Стельмаха «Гуси-лебеді летять» – маленький хлопчик Михайлик, який сприймає оточуючий його світ щиро і безпосередньо. Усе, що відбувається навколо нього – це справжня казка і диво....
-
Матпомощь мэи. Материальная помощь. Материальная помощь сотруднику: порядок выплаты, налогообложение и учет. Как правильно оформить материальную помощь сотруднику
Стипендия в МЭИ Вот уже и октябрь подходит к концу. и на днях нам на карточки свалилась уже вторая за эту осень стипендия. Но некоторые первокурсники так и не собрались сделать себе банковскую карточку, куда она должна приходить, поэтому я...
-
Владимирский государственный университет Владимирский государственный университет им а г
Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых (ВлГУ) - крупнейшее высшее учебное заведение Владимирской области.1 августа 1958 г. постановлением Совета Министров РСФСР открыт Владимирский филиал Московского...
-
Применение производной при решении неравенств
Производная широко применяется при решении ряда задач элементарной математики. Из всего круга таких задач выделим те, при решении которых используется теорема Лагранжа и ее следствия. К ним относятся задачи на доказательство тождеств,...
-
Биография марины цветаевой Фильм "Роман её души"
Родилась и двадцать лет (до замужества) прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке. Если идти от Пушкинской площади (бывшей Страстной) по Большой Бронной, то он будет на правой стороне. Еще в 1919 году Цветаева пророчески писала о будущем:...
-
Что такое интеллигентность: определение, примеры
Держи, тут явно больше 60-80 слов.Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию...