Луи армстронг семья. Луи армстронг краткая биография. Смерть Луи Армстронга

Среди наших хороших друзей – истинных ценителей итальянского , есть и такой замечательный человек, как Чарли Армстронг.

Чарли Армстронг известен, конечно, в первую очередь, тем, что является внуком легендарного американского джазового саксофониста и певца Луи Армстронга . Как правило, к отпрыскам известных людей относятся предвзято иронично, не ожидая от них блестящей биографии. Однако вся жизнь этого замечательного человека опровергает распространенное мнение о том, что «на детях гениев природа отдыхает».Чарли Армстронг – это неординарная творческая личность, человек весьма уважаемый в светском кругу.

Гены талантливого дедушки полностью передались внуку. Сегодня Чарли Армстронг – очень популярный композитор, певец и продюсер , пишет песни известным европейским исполнителям, голливудским звездам и сам считается звездой № 1 в Ницце, Каннах, Сан-Тропе и Монако. На многочисленных концертах, вечеринках, куда приглашают Армстронга, он нередко исполняет знаменитые песни своего деда «What a Wonderful World», «Hello, Dolly» и многие другие. Любимой композицией Михаила Шахмеликяна в исполнении Чарли, была «What a Wonderful World».

Чарли начал петь с 4 лет. Притом, что потомок музыканта не умеет играть ни на одном инструменте, его профессиональная вокальная карьера началась очень рано: в 12 лет. Бархатный низкий тембр, завораживающая «рычащая» манера исполнения, чрезвычайно редко встречающаяся даже среди джазовых певцов, сразу привлекли к Чарли внимание ценителей хорошей музыки. Вся молодость Чарли прошла в путешествиях, разъездах, поисках себя, и в итоге творческая дорога привела талантливого Армстронга в курортный французский городок на Лазурном берегу — Сан-Тропе.

Живя в течение 7 лет в Сан-Тропе, зарабатывая концертами, выступлениями в кафе, барах, ресторанах, которые в сезон отдыха до отказа заполнены людьми, Армстронг успел многим полюбился. Но горячие периоды постоянных выступлений сменялись периодами затишья, когда курортный город покидали туристы и отдыхающие. В один из таких периодов Чарли пришла в голову идея: устроить благотворительный бесплатный концерт для местного пожилого населения, которого здесь было большинство. Он обратился за помощью к друзьям, и совместными усилиями им удалось организовать первый благотворительный концерт для жителей Сан-Тропе. Это мероприятие имело большой успех и не осталось не замеченным городскими властями: Чарли Армстронг за свое доброе начинание был награжден мером Сан-Тропе и получил почетный и к тому же совершенно уникальный титул «Голос Сан-Тропе». Этот титул и по сей день предмет его гордости.

Это стало началом долгой и плодотворной благотворительной деятельности Чарли. Из своих частных доходов артист всегда делает щедрые отчисления малообеспеченным детям. Кроме того, Армстронг-младший активно осуществляет благотворительный проект «Дети этого мира», направленный на поиск и поддержку одаренных детей из всех стран мира. Этот масштабный проект уже охватил Болгарию, Россию и продолжает развиваться. В планах – мировые турне. Армстронг сам записал песню – гимн проекта. С помощью проекта «Дети этого мира» уже была оказана реальная помощь больному раком мальчику.

Михаил Шахмеликян давний поклонник таланта Чарли, и не однократно бывал на встречах с Армстронгом. К России Чарли относится очень тепло. Он уже побывал в Перми, Москве, Калуге и планирует и впредь посещать нашу страну с концертами и благотворительными акциями.

Для Мобилиталия Чарли, в первую очередь, друг. Как и большинство творческих людей, обладающих безукоризненным вкусом во всем, Чарли Армстронг отдает должное мастерству итальянских фабрик, выбирает итальянскую мебель для своего дома. И его положительные отзывы о деятельности Мобилиталия – это поистине высокая похвала.

Луи Армстронг
Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга…
Дюк Эллингтон

Господин Джаз был рождён от недолгого брачного союза истопника скипидарной фабрики и прачки, позже ставшей шлюхой. При рождении он получил имя Луис Дэниэл Армстронг, которое по новоорлеанской креольской привычке было сокращено до Луи.

Луи не знал своего дня рождения, поэтому, когда потребовалось, просто ткнул своим мозолистым чёрным пальцем в День Независимости – 4 июля, тогда же и отмечал день рождения – вместе со своей страной. Луи ошибался – даже не с днём, с годом рождения, думая будто рождён в первом году нового, ХХ века. Позже по церковным книгам удалось узнать, что он всегда набавлял себе почти целый год.

Когда Луису было пять лет, из их семьи ушёл отец. Мэйнен – так звали мать – отдала его с сестрой Беатрисой на воспитание бабушке, чтобы иметь возможность хоть что-то заработать. Когда её дела немного наладились, она снова взяла его в Новый Орлеан, но особенного внимания мальчику не уделяла. Где-то с семи лет он перебирается жить в дом литовских евреев-эмигрантов Карнофски, пожалевших мальчика.
Его детство прошло в Сторивилле - одном из самых бедных негритянских районов Нового Орлеана рядом с пабами, публичными домами и танцевальными залами, откуда вовсю гремел джаз .
Интерес к музыке проснулся в нём довольно рано. Уже в пять лет, бегая за шествиями или ошиваясь в церкви, он пытался узнавать гимны и другие произведения, различать инструменты аккомпанирующие пению.
Денег всегда катастрофически не хватало и Луис подрабатывал как мог – продавал на улицах газеты, развозил уголь а когда чуть подрос – работал в порту, разгружая суда.
Нельзя однозначно сказать умел ли Сэчмо (сумкоротый, рот-как-меха – прозвище Армстронга, от англ. Satchel Mouth) играть, когда в 12 лет на городском новогоднем празднике навёл на одного из клиентов Мэйнен полицейский ствол, вытащенный из брюк копа, спавшего с его матерью.
Точно известно, что к тому возрасту, когда он решился на это, Луис уже какое-то время пел в небольшом негритянском ансамбле. Немного подумав, Сэчмо задержал дыхания и спустил курок.
Луи тогда не стал убийцей по чистой случайности - «если кто-то и выстрелил – видимо не попал». Но оставлять негритёнка безнаказанным никто не собирался, и на восемнадцать месяцев он угодил в колонию «Уэйф’с Хоум» – что-то вроде приюта для «цветных» беспризорников. В колонии имелся небольшой духовой оркестрик, куда и поступил юный Луи. Там он овладел игрой – сначала на тамбурине, а затем на корнете – помог развитый за годы пения в ансамбле музыкальный слух. Репертуар оркестра составляли популярные эстрадные песенки, польки, кое-какие рэги да марши, однако игра всерьёз увлекла Луи, и к концу своей отсидки он твёрдо решил стать музыкантом.

Сказано – сделано. К шестнадцати годам Луис Дэниэл уже играет в местных клубах и барах, на одолженных у знакомых музыкантов, инструментах. Впрочем, барами Сэчмо не ограничивается, играя повсюду, где удаётся – в спортзалах местных школ, на праздниках, в дансингах – словом, везде. К 1917 г. Луи сколачивает свою джаз-банду. Его первым учителем стал Джо Кинг Оливер – лучший корнетист Нового Орлеана в те годы. После отъезда Оливера, в 1918 он по рекомендации входит в состав коллектива известного тромбониста Кида Ори. Параллельно Сэчмо играет в бэнде «Jazz-E-Sazz Band» у Фэтса Мэрейбла, который в летнее время работает на курсирующих по Миссисипи пароходах. Мэйрейбл учит его азам сольфеджио – до начала 20-х Луи играл исключительно на слух.
О его личной жизни в этот период известно не слишком много. Спутницей и первой женой Луиса становится миловидная креолочка Дэйзи Паркер – проститутка, как и его мать. Впрочем, они были вместе достаточно недолго.

В 1922 г. о нём вспоминает его первый учитель – Кинг Оливер. Закрепившийся в Чикаго Кинг приглашает к себе Армстронга, и берёт его вторым корнетистом в «Creole Jazz Band» один из самых заметных бэндов города, играющий в большом ресторане «Линкольн Гарденс». Данную этим бэндом школу в карьере Луи Армстронга переоценить трудно. В Чикаго Сэчмо провёл два года, и всё это время Оливер заботился о своём подопечном. В будущем Армстронг будет отзываться о нём как о «великом мастере ранней эпохи джаза», и полагать себя более чем обязанным Оливеру своим музыкальным успехом.
Наряду с Джо Кингом на молодого музыканта оказывает влияние пианистка «Jazz-E-Sazz Band» Лил Хардин, кстати, имеющая классическое музыкальное образование. У них завязывается роман. В 1924 году Армстронг женится на ней, и после некоторых уговоров с её стороны переезжает в Нью-Йорк, поступив в оркестр Флетчера Хендерсона.

Этот переезд, смена бэнда вкупе со сменой корнета на трубу принёс свои плоды. К Армстронгу начинает приходить популярность. Его зажигательные соло притягивают внимание публики, а в музыке начинает вырисовываться свой собственный стиль. На первых порах, помимо традиционной негритянской сочности Луи поражает оригинальными импровизациями. Это ново, это необычно – ведь джаз того времени являлся лишь негритянской народной музыкой в оркестровом звучании, и то, что впоследствии жанр обогатился свободными импровизациями во многом заслуга Армстронга.
С ноября 1925 г. Луи записывает свои студийные проекты – «Hot Five» и «Hot Seven». Пластинки с записями имеют большой успех. В 1927 году он руководит созданным им оркестром Hot Five (с участием его жены Лил Хардин).

В конце двадцатых он также выступает дуэтом с Эрлом Хайнсом, гастролирует по стране – участвует в голливудских киносъемках, ездит по Калифорнии с оркестром Леона Элкинса, после – играет в Нью-Йорке с оркестром Дюка Эллингтона и Л. Рассела.
Именно в этот период он пробует работать со скэтом – впервые при записи «Heebie Jeebies». Скэт – звукоподражания разного рода, которые пелись им вместо слов. Скэтом Армстронг доводит до максимума негритянскую манеру имитации звука инструментов, хрипит, давится словами, звуками, что-то выкрикивает, посмеивается, хохочет и приговаривает «о, да!». Нераздельность звука трубы и звукоподражаний певца – таков уникальный «почерк» Армстронга.

Успех скэтовых импровизаций подтолкнул Луиса к следующему шагу – вокалу. Надо сказать, что вокальные данные у Армстронга отсутствовали. Но когда на концертах он в перерывах между соло на трубе стал что-то подпевать, то вдруг обнаружил повышенное внимание публики именно к этим моментам. И – запел.
Из отсутствия голоса Армстронг сумел создать особенный тип вокала, став творцам той вокальной системы, к которой (в разной степени) после него прибегали практически все, кто пел хрипло – от Утёсова до Высоцкого или Моррисона.

По мере того, как Луи углублялся в вокальные «дебри», буквально пробивая их своим горловым вибракто, изменялось и его отношение к акту пения. Как баптистский проповедник он сыплет комментариями, спорит, пререкается с пением, с текстом, обыгрывает своё удивление от каких-то строк. Это – и меньше – но уже и несоизмеримо больше чем пение.
Из трубача он постепенно превращается в певца, подыгрывающего себе на трубе.
В 1929 г. Армстронги окончательно переезжают в Нью-Йорк. Скэт Армстронга стремительно становится модой. Особенный успех имеет композиция «West End Blues» 1928 года, которую многие критики считают лучшей вещью всего раннего джаза.

В конце 1920-х Армстронг перестаёт играть на корнете.
В наступившей эре биг-бэндов, Армстронг всё больше сосредотачивается на sweet music – популярной в то время танцевальной музыке, привнося в неё яркую манеру, свинг и прочие приёмы, заимствованные из хот-джаза.
Новую волну популярности ему приносит участие в ревю «Горячий шоколад», поставленном на Бродвее. Гарлем буквально захлёстывает мода на Армстронга. Из-за обильной потливости, Луи держит платок на сцене – и вся молодёжь Гарлема ходит с платками. Армстронг складывает руки на животе – что ж, половина гарлемской молодёжи просто должна переучиться сидеть, выдвигая вперёд ногу и сложив на животе руки с непременным платком.

Надо сказать, что в начале тридцатых Луи Армстронг популярен в основном в негритянских кварталах. Это положение меняется после его триумфальных турне по Европе.
С 1933 г. он выступал во Франции, Англии, Голландии и Скандинавии. Также Луи посетил Северную Африку. Эти гастроли делают его звездой национального масштаба в США, а популярность его и джаза в Европе – ещё до гастролей – весьма удивила музыканта.
Между своими турне, он даёт выступлениями с оркестрами Кида Ори, Чика Уэбба и Чарли Гейнза, играет и поёт в театрах, выступает на радио и участвует в киносъемках.
В начале тридцатых его союз с Лилиан терпит крах, Армстронг женится вновь и опять неудачно. Успехом увенчается лишь его брак с танцовщицей Люсилл Уилсон, с которой он и прожил до самой смерти.
Луи пишет и в 1936 году публикует свою первую автобиографию «Swing That Music». Период с середины и до конца тридцатых – пик музыкальной карьеры Луи, однако на этом гребне успеха появляются первые проблемы. Он переносит ряд операций на деформированной мундштуком трубы губе и операцию на связках (пытаясь убрать хрипотцу).

В 1935 году у Армстронга появляется новый менеджер – Джо Глейзер, вложивший много усилий в его раскрутку. До 1947 года Луи работал с популярными тогда биг-бэндами, а потом Джо организовал для него небольшой бэнд «All-Stars», с более джазовым звучанием. В оркестрике поначалу играли Сид Кэтлетт, Барни Бигард и Джек Тигарден – звёзды того времени. Впоследствии сайдменами проекта становились малоизвестные музыканты, которые под крылом Армстронга довольно быстро обретали популярность.
Пластинки Армстронга всё чаще становятся золотыми. За «записью года» «Blueberry Hill» успех настигает «Mack the Knife» из «Трёхгрошовой оперы» Брехта и Курта Вайля.
Наверное, нет звёзд джаза, с которыми не переиграл бы Сэчмо. Среди них Коул, Билли Кайл, Велма Миддлтон, Бинг Кроссби, Трамми Янг, Сидни Беше, Билли Холидей и, конечно же, Элла Фицджералд. Участвовал он и в джазовых фестивалях – в Ницце, в 1948, в Ньюпорте, в 1956 – 1959-х. гг. и в больших концертах в Метрополитен-опера и Таун-холле.
Мэйстримный джаз выросший из оркестрового исполнения народной музыки гетто – вот подлинное творение Луи. Он построен на свинге, импровизациях и безумно адаптивен. Это подтверждает сотрудничество Луи с исполнителями свинга, модерн-джаза, диксиленда, симфо-джаза, госпелльных зонгов и спиричуэлов, с блюзовиками и хорами школ.

К середине 50-х Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов, к тому же он снялся более, чем в 50 фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне, однако на предложение съездить в СССР, Луи ответил так: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр».
В 1959 Луи настигает первый инфаркт, но, несмотря на его проблемы, он не бросает сцену. В 1960-х он увлекся госпеллом, но не забывал и джаз. Вместе с Барбарой Стрейзанд он участвует в мюзикле «Hello, Dolly!», трек из которого в мае 1964 занял первое место в чартах, обойдя «Битлз». Последним хитом Луи Армстронга принято считать «What a Wonderful World».

В конце 60-х Луи заметно сдаёт, но сцену он вновь не оставляет. В 1971 году он поёт на ТВ в шоу с Бингом Кросби, потом – играет в ньйоркской «Уолдорф Астория», но новый сердечный приступ укладывает его в больницу. 5 июля Армстронг просит собрать свой оркестр для репетиции, а 6 июля у него отказывают почки и он – умирает. Его тело по приказу Никсона выставляют в манеже Национальной гвардии, торжественные похороны транслируют на всю страну.
Многие газеты мира, даже «Известия» в тот день вышли с вестью о его смерти на первой полосе.
Темнокожий сын шлюхи, Сэчмо, «творец американского искусства» или просто Господин Джаза в конце жизни задавался вопросом – понравится ли архангелу Гавриилу его музыка? Я думаю - теперь ему известен ответ.

Луи Армстронг (Louis Daniel «Satchmo» Armstrong, 4 августа 1901 – 6 июля 1971) – американский трубач, вокалист и создатель собственного ансамбля. Его считают основателем джаза – тем, кто открыл миру невероятное звучание трубы в руках умелого мастера.

Детство

Луи родился 4 августа в одном из самых бедных районов Нового Орлеана, где проживали только негритянские семьи. Его отец трудился в угольной шахте, а мать подрабатывала прачкой.

Детство Армстронга трудно назвать счастливым. Когда малышу было всего пару лет, отец ушел из семьи и, спустя некоторое время, даже уехал из города, благодаря новой жене. Мать, понимая, что не сможет прокормить двоих детей (у Луи была старшая сестра Беатрис), становится проституткой втайне от многочисленных родственников. С этого момента дети были предоставлены сами себе и нередко оказывались на улице только из-за того, что к их маме приходил очередной клиент, которых та принимала в собственной лачужке.

Однако долго скрывать страшную правду мать Мэйенн не смогла. Через месяц о том, кем работает её дочь, узнает бабушка и сразу же решает забрать обоих детей подальше от этого разврата. Луи и Беатрис с радостью переезжают к бабушке, где могут спокойно гулять, играть и наслаждаться тем, что осталось от их детства.

Потом Армстронг говорил своим друзьям: «…из всего периода детства мне хочется вспоминать только время, проведенное у бабули. Остальное – черное и мерзкое пятно, о котором и говорить не хочется…».

Начиная с 7-ми лет, юный Луи осознает, что детство для него окончилось. Он невероятно благодарен бабушке за заботу о себе и родной сестре, но постоянно находиться на её попечении тоже невозможно. Именно поэтому он решает найти работу, пусть даже не имея начального образования. Он еле-еле уговаривает владельца киоска о найме его на работу и некоторое время работает разносчиком прессы. Но в бедных районах спрос на журналы и газеты крайне низок, поэтому, спустя месяц, Луи идет на другую работу – развозчика угля.

Там он усердно работает и копит свои первые деньги, которые отдаёт в качестве страховки еврейской семье торговцев углем Карнофски. Несмотря на то, что иммигранты только недавно приехали в Америку, они уже обладали достаточным капиталом и, самое главное, связями. И Армстронг решает сделать всё возможное, чтобы устроиться к ним на работу. После многочисленных уговоров и «страховки», которая останется у владельцев в случае, если они будут недовольны Луи, они нанимают парня на работу. Однако оставленные им в залог деньги через несколько недель возвращаются обратно к парню, а Карнофски понимают: к ним попал не только честный, но и весьма работящий «сотрудник».

Юность и начало карьеры

Поскольку Карнофски живут в Сторивилле – богатом районе с многочисленными увеселительными заведениями, Луи практически каждый день приходится бывать в этом месте разврата и вечных веселий. На один из дней рождений «новоприобретенная семья» (а Карнофски на тот момент, действительно, уже считают мальчика своим приемным сыном) дарит Луи корнет – его первый музыкальный инструмент, который впоследствии даст ему возможность творчески проявить себя и даже приобрести мировую популярность.

С этого самого момента Армстронг без зазрения совести устраивается играть в одном из питейных заведений Сторивилла. И, несмотря на тот факт, что публика здесь, скорее всего, уже давно лишена чувства прекрасного, парень всегда помнит о том, мечту нужно достичь, самостоятельно успех никогда не придет. Там же он участвует в нескольких ансамблях и даже пробует пару раз выступать на барабанах, но после этого возвращается к старому доброму корнету.

В 1913 году Армстронга отправляют за проступок в исправительный лагерь-интернат, где он получает своё первое музыкальное образование и набирается опыта. За несколько лет он обучается игре на таких музыкальных инструментах, как альтгорн и тамбурин, затем улучшает свои навыки по игре на корнете. Там же он устраивается участником одного из народных ансамблей и с удовольствием исполняет традиционные для того времени польки и марши, ожидая окончания своего заключения для продолжения карьеры музыканта.

Под покровительством Оливера, Ори и Мэрейбла

Как только пребывание в исправительном лагере для Армстронга закончилось, он поспешил продолжить музыкальную карьеру. Он выступал в небольших клубах и барах, как правило, одалживая корнеты у выступавших там групп. В один из таких вечеров талантливого парня заметил Кинг Оливер – невероятно влиятельная персона и человек, ставший на тот момент легендой среди корнетистов. Сотрудничество двух талантов продолжалось недолго, но весьма плодотворно. Кинг был невероятно доволен тем, что в своё время доверился интуиции и взял к себе парня, не имевшего абсолютно никакого музыкального образования и специальности.

В 1918 году Оливер уезжает и советует своего подопечного еще одной влиятельной персоне в музыкальном мире – Киду Ори. Тот некоторое время присматривается и прислушивается к парню, а затем, поняв, что верный друг не зря советовал ему взять Луи, делает его участником своего ансамбля “Tuxedo Brass Band”, который на тот момент выступал на многих известных мероприятиях родного города и даже приглашался в качестве участника на закрытые вечеринки, куда невозможно было попасть обычному, среднестатистическому жителю.

В это же время Армстронг знакомится с Мэрейблом, знатоком в области музыки и искусства, и просит его о помощи. Именно благодаря этому человеку Армстронг получает музыкальное образование и становится полноправным и квалифицированным артистом. Теперь он знает не только о том, как играть знакомые всем мотивы, но и пытается сочинять собственные произведения для корнета.

Продвижения в карьере

В 1922 году Армстронга ждет его первый в жизни сюрприз, который изменит всю его дальнейшую жизнь. Лишившись своего бывшего корнетиста, Оливер принимает решение о том, чтобы пригласить на его место талантливого парня Луи, который сразу же соглашается играть в составе креольского ансамбля. Именно этот момент становится поворотным моментом всей жизни. Вместе с музыкальным бэндом «Creole Jazz Band» он начинает путешествовать по стране и дает несколько концертов в Чикаго, где приобретает своих первых поклонников.

Через некоторое время Луи Армстронг решает переехать в Нью-Йорк и продолжить карьеру в качестве сольного музыканта. Обучившись всему необходимому, он уезжает из родного города и идёт на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Именно там он перенимает у мастера джаза всё ремесло и окончательно сформировывается как музыкант, получив свою собственную, неповторимую, яркую и живую манеру играть на корнете, за которую Луи Армстронга полюбили миллионы фанатов по всему миру.

С 1925 года музыкант с удовольствием записывает композицию за композицией: «Heebie Jeebies», «Go Down Moses», «What a Wonderful World», «Hello Dolly», «A Rhapsody in Black and Blue» и другие. При этом большинство из них записываются не в качестве сольных композиций, а дуэтов, трио и даже групповых исполнений. В частности, Луи Армстронг приглашает на записи таких знаменитостей, как Джонни Додс, Кэрролл Диккерсон и Бойд Аткинс, которые с удовольствием откликаются на его приглашения сыграть вместе.

Личная жизнь

Впервые Луи Армстронг женится в совсем юном возрасте на проститутке-креолке Дэйзи Паркер. Однако паре не суждено прожить долгую и счастливую жизнь хотя бы из-за постоянных насмешек, издевательств и недовольства коллег Луи выбором спутницы жизни. Те постоянно напоминают ему о том, что талантливый и одаренный музыкант, который скоро станет известен на весь мир, не может находиться рядом с такой личностью. Это вынуждает Армстронга развестись с Дэйзи в 1923 году.

Через год он встречает пианистку Лил Хардин. Несмотря на то, что их характеры были практически полной противоположностью, пара начинает встречаться, а спустя несколько месяцев женится. К слову, именно Лил становится той самой женщиной, по настоянию которой Луи начинает сольную карьеру и добивается мировой популярности.

Луи Армстронг тот самый человек, который внес огромный вклад в распространении такого музыкального направления как джаз. Именно благодаря его таланту трубача и певца, личному обаянию и любви к музыке мы можем сейчас наслаждаться уникальными композициями.

Детство Луи Армстронга

Луи Армстронг, величайший джазовый трубач в истории, родился в 1901 году в одном из самых бедных «черных» районов Нового Орлеана. Семья Армстронга была, как сейчас принято говорить, неблагополучной – мать работала прачкой, а отец, поденщик, злоупотреблял алкоголем.

Семью отец бросил, когда Луи был еще в младенческом возрасте. После этого мать Армстронга стала продавать себя мужчинам за деньги, а Луи и его младшая сестра Беатрис были отданы на воспитание бабушке Джозефине, заставшей еще времена рабства. Позже Луи вернулся к матери, однако его воспитанием она по-прежнему не занималась. В итоге беспризорного мальчишку подобрали и усыновили евреи-эмигранты из Литвы по фамилии Карнофски.

Карнофски поселились в районе Нового Орлеана, который имел дурную славу из-за большого количества публичных домов и казино – Сторивилле. Жители Сторивилла не отличались пуританскими нравами. С раннего детства Армстронг зарабатывал на жизнь, развозя уголь, продавая газеты и выполняя прочую мелкую низкооплачиваемую работу.

Однажды Луи решил подзаработать, присоединившись к уличному ансамблю – сначала в роли вокалиста, а впоследствии – барабанщика. В 1913 году Армстронг попал в исправительный лагерь для подростков за стрельбу на улице из пистолета, похищенного у полицейского. Там будущий музыкант получил свое первое музыкальное образование, играл в лагерном оркестре на тамбурине и кларнете. Именно в лагере Луи окончательно решил, что свяжет свою дальнейшую жизнь с музыкой.

Начало карьеры Луи Армстронга

После освобождения Луи познакомился с Кингом Оливером, лучшим корнетистом Нового Орлеана того времени, который взял его под свое покровительство. Оливер стал учителем Армстронга до своего переезда в Чикаго в 1918 году. Незадолго до него Оливер свел Армстронга с тромбонистом Кидом Ори, который взял его в свой ансамбль.

Через некоторое время юноша знакомится с профессиональным бэнд-лидером Фэтсом Мэрейблом, который преподает Луи основы нотной грамоты и берет в свой ансамбль «Jazz-E-Sazz Band». С 1922 года Кинг Оливер приглашает Армстронга в Чикаго в качестве корнетиста в свой «Creole Jazz Band», играющий в самом богатом ресторане города «Линкольн Гарденс» вместимостью более 700 мест. В составе ансамбля Оливера Армстронг делает свои первые записи.

Луи Армстронг - Hello Dolly Live

В 1924 году Армстронг женится на Лил Хардин, пианистке «Креолов» (это был уже второй брак Луи), супруги уезжают покорять Нью-Йорк и начинают работу в оркестре Флетчера Хендерсона. Там Луи очень быстро становится знаменитым, окончательно формируя свой неповторимый импровизационный стиль игры.

В середине двадцатых годов трубач живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работая в обоих городах, сотрудничая со многими музыкантами, театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает свои лучшие альбомы со студийным составом «Hot Five», ставшие лучшими примерами классики джаза. Примерно в это же время Луи окончательно переходит на трубу, отказавшись от корнета. К 1929 году звезда окончательно перебирается в Нью-Йорк.

Звезда свит-музыки Луи Армстронг

Страну охватывает эра биг-бэндов, и Луи Армстронг все более концентрируется на свит-музыке. Свит-музыка Луи отличается ярким, близким к хот-джазу стилем, и этот удачный симбиоз превращает музыканта в звезду всеамериканского масштаба.

Луи, прозванный тогда Сачмо (рот-меха), достигает невероятных высот в музыке. Сачмо гастролирует по всей территории Штатов, несколько раз бывает и в довоенной Европе – Англия, Франция, Голландия, Швеция, Норвегия. В 1933 году Луи выступает в Северной Африке.


К 1935 году Сачмо становится известным по всему миру. Армстронг играет в театре, участвует в радиопрограммах, сотрудничает с кинематографистами, создает собственный джаз-бэнд. Ведя невероятно активную творческую жизнь, Луи переносит несколько операций, связанных с травмами дыхательного аппарата и голосовых связок, успевает в третий и четвертый раз жениться.

Луи Армстронг - Blueberry Hill

Четвертая жена Сачмо – танцовщица Люсиль Уилсон – наконец-то приносит в личную жизнь великого музыканта уют и покой. Луи и Люсиль проживут, ни разу не поссорившись, до самой смерти Армстронга.

Ансамбль Луи Армстронга «All Stars»

С 1947 года Армстронг руководит ансамблем «All Stars», в состав которого в разные годы входят такие известные музыканты тех лет, как тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, ударник Сид Кэтлетт и многие другие мэтры джаз-музыки.

Louis Armstrong - What a wonderful world

К 1955 году Армстронг с ансамблем «All-Stars» становятся музыкантами номер один в мировой джаз-музыке. Луи снимается в более чем пятидесяти фильмах, гастролирует по США и Европе. Ведутся даже переговоры о поездке Армстронга в СССР, однако в разговоре с Эйзенхауэром «Посол джаза» отказывается от этой поездки, говоря, что не сможет ответить на вопрос о том, как живется чернокожим людям в США: «Я чувствую себя, как любой другой чернокожий, несмотря на знаменитость…». Повторно вопрос о гастролях Армстронга в Советский Союз поднимается в шестидесятых, однако проект так и не был осуществлен.

Луи Армстронг - Легенда джаза

Популярность Сачмо продолжает возрастать. Неутомимая, разносторонняя творческая деятельность возносит Луи на, казалось бы, недосягаемую высоту. Армстронг сотрудничает с такими мастерами джаза, как Сидней Беше, Оскар Питерсон, Сай Оливер, Дюк Эллингтон. Без великого музыканта не обходится ни один международный джаз-фестиваль – Ницца, Ньюпорт, Монтерей. Трубач приезжает в Латинскую Америку, Азию, Африку. Сотрудничая с симфоническими оркестрами, музыкант дает концерты филармонического джаза в Метрополитен-опере и Таун-холле.

Луи Армстронг - Let My People Go

Бурная творческая деятельность Сачмо вновь сказывается на состоянии здоровья гениального трубача – в конце пятидесятых годов он переносит тяжелый инфаркт. Однако это не останавливает Армстронга, и несмотря на то, что здоровье уже не дает ему возможности выступать в таком количестве, в каком он выступал ранее, Луи не оставляет сцену.

С 1960 года Луи вновь берется за карьеру вокалиста, записывает каверы на собственные композиции и новые песни, сотрудничает с Барбарой Стрейзанд , снимается в кинофильмах и пишет саундтреки к театральным и кинематографическим постановкам.

Песня Сачмо «Hello, Dolly!» занимает вершину американского хит-парада, а «What a Wonderful World» - последний хит великого музыканта – становится лучшим в чарте Великобритании.

Смерть Луи Армстронга

Не жалеющий собственных сил маэстро к концу шестидесятых годов сталкивается с резким ухудшением здоровья. Последний раз на сцене Армстронг появляется 10 февраля 1971 года. Тогда он играл в телешоу вместе со своим другом Бингом Кросби.

Сердечный приступ приковывает его к постели до марта. В марте, встав на ноги, Луи и «All Stars» в течение двух недель дают концерты в Нью-Йорке, после чего еще один приступ заставляет Армстронга провести на больничной койке еще два месяца. Выписавшись из больницы в начале июля, Армстронг назначает репетицию ансамбля на 5 число. Эта репетиция стала последней в жизни Сачмо – на следующий день, 6 июля 1971 года, величайший джазовый музыкант на планете умирает из-за сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.


Смерть джазмена привела к огромному количеству искренних соболезнований по всему миру. Ведущие газеты планеты – в том числе и советские «Известия» - посвятили первую полосу великому музыканту. Похороны Армстронга транслировались в прямом эфире по всем телеканалам США и во многих других странах.

Луи Армстронг, великий Сачмо, оказавший неоценимое влияние на всю современную музыку, до сих пор остается непревзойденным как по популярности, так и по виртуозности джазовым исполнителем на Земле.

Родившийся в бедности и выросший в нужде, этот человек стал гением. Он до сих пор считается непревзойдённым джазовым трубачом и певцом, став кумиром для миллиона последователей. Удивительные по красоте и насыщенности импровизации Армстронга и по сей день - образец высокого стиля и мастерства. При жизни его, с любовью и завистью, называли Сачмо - «рот-меха» за бесконечную выносливость и силу звука. Его личная жизнь всегда зависела от творчества и была довольно бурной и разнообразной: он часто влюблялся и был четырежды женат. И лишь четвёртая жена Луи Армстронга, танцовщица Лусил Уилсон оказалась для него идеальной парой.

Выходец из негритянского квартала Нового Орлеана, Армстронг рано начал работать. Отец оставил семью после его рождения, потом уехала мать. Оставшись на попечении бабки, мальчик добывал свой хлеб, где придётся. Музыкой занимался всегда и очень рано присоединился к квартету пацанов, поющих за подаяние. Потом, уже в возрасте 14 лет, его взяли играть в оркестр при клубе и на корабле, плавающем по Миссисипи. В марте 1918 года Луи женился в 18-летнем возрасте. Его жена Дэйзи Паркер обладала буйным характером и полным невежеством. Она жутко ревновала мужа, бывшего моложе её на несколько лет, и постоянно устраивала скандалы с драками. Этот брак был коротким - всего 5лет.

Приехав в Чикаго уже известным музыкантом, Армстронг неплохо устроился в городе. Несмотря на расовые притеснения, он уже много зарабатывал и жил в квартире. Тогда, в 1924 году, он познакомился с пианисткой джаз-банда -Лил Хардин, и она стала его второй женой. За 14 лет совместной жизни, Лил, у которой было хорошее музыкальное образование, научила самоучку Луи читать ноты с листа и занялась его карьерой. Она заставила мужа сбросить 20 кг. веса, стала следить за его сценическими костюмами, а потом нашла для него лучший заработок, чем в оркестре Джо Оливера.

С её подачи Армстронг отправился в Нью-Йорк, который сумел покорить. Он получил популярность, которой заслуживал: тысячи зрителей и сотни поклонников, публикации в СМИ и оглушительная слава. В это время он начал петь. Жизнь с Лил становилась для Луи невыносимой: она слишком многого требовала от парня, который не хотел быть джентльменом «с головы до ног». Ему хотелось иногда просто посидеть с друзьями, напиться и покурить травки, к которой он пристрастился. Кроме того, наголодавшемуся в детстве, ему не нравились вечные овощные диеты.

Когда они развелись, Лил сумела забрать у простодушного Луи их дом в Чикаго и все заработанные деньги. Она умерла на одном из концертов бывшего мужа от сердечного приступа. Армстронг некоторое время пожил холостяком и вступил в ещё один короткий брак с Альфой Смит, который просуществовал 4 года. В конце жизни ему повезло с женой. Лусил Уилсон, оказалась мудрой и покладистой женщиной, правильно понимающей знаменитого мужа. Она никогда не учила его жить, знала, когда стоит промолчать в ответ на его недовольство и умела быть необходимой. Четвёртая жена Луи Армстронга прожила вместе с ним 29 лет до самой смерти и сделала его счастливым в браке.

Похожие статьи