Личные и профессиональные качества учителя. Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя. Профессиональные и личностные качества педагога

Анна Ищенко
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя

Самоанализ воспитателя

группы «Пчелка» МБДОУ д/с № 99

Ищенко Анна Вячеславовны

В 2008 году окончила Славянский государственный педагогический университет по специальности «Дефектология» . Стаж педагогической работы 6 лет. В детском саду № 99 работаю воспитателем с 2010 года .

Воспитательно - образовательный процесс в нашем детском саду осуществляется по программе «Детство» , основной задачей которой, является обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период : интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально - личностного через соответственную его возрасту развивающую среду. Именно всестороннее развитие составляет важнейший фундамент для начала системного обучения. В нашем учреждении созданы все необходимые условия для педагогической деятельности . Имеется богатая материально - техническая база, мебель, оборудование, учебные пособия, периодические печатные издания, технические средства обучения, современные информационные технологии.

В целях обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода к каждому ребенку педагогических процесс организован с учетом здоровья детей, гибкого режима дня, изучения интересов каждого ребенка, а следовательно проектирования самостоятельной деятельности детей с их учетом , использование психических разгрузок, обсуждение дел в течение дня со всем детским коллективом.

Мир детства целиком зависит от нас, взрослых и наша основная задача -разжечь в детях огонек познания нового и интересного.

Мое педагогическое кредо :

с любовью и заботой относиться ко всем детям.

всегда находиться в поиске, повышая свое мастерство и профессионализм .

проявлять профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников .

Основным методом моей работы с детьми является педагогика сотрудничества. С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приемов. Работая с детьми разного возраста имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребенка. Достойное выполнение профессионального долга требует от меня ряда обязательств : объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, обладать общей культурой.

В своей работе руководствуюсь высказыванием известного ученого Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, поэтому стараюсь создавать условия для самостоятельного поиска решений детьми в процессе занятий, бесед, индивидуальной работы.

Анализируя свой опыт работы пришла к убеждениям :

воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми.

работу и общение с родителями строить как процесс сотрудничества и формирование единых интересов.

учиться всему и постоянно.

В своей работе применяю разнообразные формы обучения : традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия, а также разнообразные приемы : использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты. В своей работе пытаюсь соединить теорию педагогической науки с практикой обучения и воспитания в детском саду . Важным условием повышения эффективности образовательного процесса в любой группе детского сада считаю развитие активности дошкольников.

В течение нескольких лет углубленно работаю над темой : «Развитие общей и речевой моторики у ребенка дошкольника как один из методов развития речи».

В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особо важное значение. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В настоящее время рядом исследователем (М. И. Кольцова, Е. И. Исенина, А. В. Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияют на функционирование речевых зон головного мозга.

В современном мире все знают, что развитие мелкой моторики существенно влияет на развитие речи ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Наблюдая за детьми в процессе работы я заметила, что не каждого ребенка легко побудить к речевой деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей быстро пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников, замкнутость. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения , создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому возможность продвижения вперед.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому в каждую игру стала добавлять интересный речевой материал, который легко запоминается и усваивается дошкольниками.

Выдвинув предположение, что систематически организуемые подвижные, дидактические, настольные игры с речевым содержанием способствуют улучшению процесса развития речи детей дошкольного возраста. Ведь игра не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания , но и важный аспект психологического комфорта.

В процессе работы над развитием речи хорошо зарекомендовали себя речевые физминутки, во время которых разнообразные движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей , развивается мышечная активность ребенка, корригируются недостатки звукопроизношения. Чем лучше двигательная активность, тем лучше развивается его речь. Ведь у детей с нарушением речи часто наблюдаются и расстройства в общей и мелкой моторике : недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Двигательная активность обеспечивает активный отдых ребенку, повышает его работоспособность, предупреждает утомление, создает уравновешенное нервно - психическое состояние. Игровая форма, единый сюжет, артикуляционная гимнастика в стихах, частая смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего дня. Веселые речедвигательные игры - прекрасная возможность для детей с пользой размяться межу различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания. Особенно следует уделить внимание утренней физминутке, которая с самого утра готовит ребенка к интересному плодотворному дню.

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных групп мышц. По мере возможности при проведении таких игр включаю музыкальное сопровождение, элементы логоритмики (отстучать такт, изменить темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки; пение и рассказывание в сопровождении соответствующих движений. Для успешной реализации такого вида работы необходим дифференцированный подход к детям, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных движений. В своей работе руководствуюсь рекомендациями Г. Лесковой и Н. Ноткиной.

Поскольку упражнения на развития моторики сопровождаются речью, материал для произношения подбираются мною в соответствии с речевыми возможностями и возрастом, по принципу от простого к сложному. Наблюдения показывают, что дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них недоступными, получают уверенность в себе и это способствует успеху работы над общей и мелкой моторикой.

Для улучшения продуктивности результатов работы по данной теме я поставила для себя ряд задач :

1. Постоянно изучать новинки литературы по проблеме развития общей и речевой моторики детей.

2. Обогатить предметно - развивающую среду группы детского сада по данной теме.

3. Разработать мероприятия и методические рекомендации для коллег - педагогов и родителей.

В рамках обогащения своих педагогических знаний мною было проделано следующее :

2010год - прохождение семинара В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

2011 год - обучение программе «Цветные ладошки» , «Ручной труд» авторского курса И. А. Лыковой.

2011год - участие в научной конференции МСГИ «Информационные технологии»

2012год - публикации в информационной сети интернет сайта «Социальная сеть работников образования» .

Систематическое выступление на педагогических советах в МБДОУ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕФЕРАТ

на тему : Профессиональные и личностные качества педагога

Работу выполнил:

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД городского округа Судак

Беляева Людмила Николаевна

Судак – 2018 г.

Содержание

Введение

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Сластенин В.А.

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Первое - это область научного знаний, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Если переводить дословно с греческого – «детоводитель» «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. О педагогической деятельности так же говорила Гребенкина Л.К, «Педагогическая деятельность сложна и многообразна, в ней неизбежны трудности, а подчас разочарования»

Как мы уже отмечали, деятельность педагога сложна и многообразна и в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама же специфика педагогического труда предъявляет его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский в свое время подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер,

нравственность и убеждения…».

1. Личностные качества педагога

К личности педагога предъявляются большие требования. По мнению Я. А. Коменского, учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.

Совокупность различных профессионально необходимых качеств и других особенностей учителя определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

В. А. Сластениным выделены некоторые профессиональные требования к педагогу, которые объединены в профессиограмме в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности педагога.

Социально-нравственная направленность выражается в нравственных потребностях, моральных ценностных, чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Она лежит в основе социальной активности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему.

Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает (В. А. Сластенин).

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

Истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

Формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

Ложно-педагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности).

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН - это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

2.Профессионалные качества педагога

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является той основой, вокруг которой формируются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих его к утверждению в педагогической деятельности и профессиональном общении.

Структура профессионально-педагогической направленности содержит: направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессионально-педагогическая направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой такой направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди личностных качеств педагога особое место занимает педагогический долг, самоотверженность и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность, справедливость, такт.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях, любовь к своему предмету. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподаст, знать се возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

В. А. Сластенин, обобщая содержание направленности педагога, выделяет основные качества его личности: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, индивидуальный стиль педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная компетентность.

компетентности. - когнитивная (знание и понимание), деятельностная ценностная (

Заключение

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Термин «педагогика» имеет несколько значений. Первое - это область научного знаний, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Если переводить дословно с греческого – «детоводитель» «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

Готовность педагога выполнять профессиональные задачи деятельности в соответствии с полученным образованием - это важнейшая составляющая его компетентности . Понятие "компетенция" определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В структуру компетенций педагога входят три составляющие когнитивная (знание и понимание), деятельностная (практическое и оперативное применение знаний) и ценностная ( ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Педагог должен владеть определенными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным. Педагогические умения подразделяются на несколько групп в зависимости от функций педагогической деятельности. Например, при проектировании содержания он должен уметь адаптировать учебный материал, учитывая возможности учащихся при его усвоении, обладать способностью к предвидению типичных затруднений школьников на уроке, уметь варьировать формы и методы объяснения нового материала.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.

Литература

    Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки.– М., 1976.

    Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии – М.,

    Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.

    . Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002.

    Кузьмина Н. В. Способность, одаренность и талант учителя. – СПб., 1995.

Лаконичная и емкая характеристика педагога (учителя) может быть представлена следующими качествами:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, гуманистическая направленность;

Духовная культура, интеллигентность;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;

Физическое, психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

Потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Профессиограмма педагога - это идеальная модель педагога (учителя, воспитателя, классного руководителя и т.д.), образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель, а также знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функций педагога. Вместе с тем, это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. Иначе говоря, профессиограмма (модель) учителя описывает требования к его педагогической компетентности.

Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому благодаря наличию у него определенных знаний и навыков (А.С. Роботова и др.). Компетентность профессиональная - личностная характеристика специалиста, важнейшими составляющими которой являются профессиональная мобильность, способность к самовыражению и самосозиданию, технологическая грамотность, высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности (А.И. Жук и др.)

Исходя из вышеприведенных определений, в содержание педагогической компетентности включают личные возможности педагога, позволяющие ему самостоятельно решать педагогические задачи. Иначе, под педагогической компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.


Кроме перечисленных качеств в профессиограмму педагога включают педагогическую направленность, педагогические способности, а также общегражданские качества личности.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности: социально-нравственная, познавательная и профессионально-педагогическая.

Социально-нравственная направленность представлена социальными потребностями, моральными и ценностными ориентациями, чувством общественного долга и гражданской ответственности. Нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским , который писал: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М., 1988. С. 168-169).

Составная часть социально-нравственной гуманности - гуманистическая направленность, в основе которой лежат гуманистическое мировоззрение (гуманистические взгляды, идеалы, цели, отношения) и гуманность как качество личности. Наличие этих характеристик личности означает осознанное отношение педагога к другой личности как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский утверждал, что гуманность - важнейшая черта каждого учителя, суть которой в том, чтобы беречь и развивать в ребенке чувство человеческого достоинства, помочь ему подняться выше в своем развитии. Быть гуманным к воспитаннику - значит соблюдать права и свободы ребенка, заботиться о его здоровье.

Высшее проявление гуманности на эмоциональном уровне - любовь к людям вообще, и к детям в частности. По мысли австрийского психолога В. Франкла , любовь - “переживание” другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь открывает нам глаза на духовную сущность другого человека, на скрытые в нем потенциальные ценности. Осознание этих ценностей неизбежно обогащает и того, кто любит.

Профессионально-педагогическая направленность личности учителя включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические склонности и намерения. Интерес к профессии учителя выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении овладеть педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание - означает склонность к педагогическому делу, основанную на осознании способности к нему. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям . Это качество является предпосылкой самосовершенствования и саморазвития многих других профессионально-значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди них - педагогический долг и ответственность . Эти качества позволяют учителю оказывать помощь всем тем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции. Кроме того, он требователен к себе, следуя кодексу педагогической морали.

Педагогический долг проявляется в таком качестве, как самоотверженность учителя, который часто работает, не считаясь со временем, состоянием здоровья. Во взаимоотношениях с учащимися, их родителями, коллегами учитель проявляет педагогический такт - своеобразное чувство меры, сознательная дозировка действия и способность контролировать его, уравновесить одно средство другим, если необходимо. Педагогический такт заключается и в способности учителя выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, провести своевременную их корректировку. Педагогический такт - это основа, на которой вырастают доверительные отношения между педагогом и учащимися. Особенно важно, чтобы это качество проявлялось в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Уровень нравственной воспитанности учителя выражается в таком его качестве, как педагогическая справедливость. «Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. С. 83).

Все вышеназванные качества, характеризующие профессионально-педагогическую направленность, являются также выражением авторитетности учителя.

Авторитет учителя - это качественная характеристика системы отношений к педагогу, определяющая его профессионально-личностный статус, принятие и признание его приоритетной роли в системе педагогических отношений.

Рассмотрим познавательную направленность личности , основой которой являются духовные потребности и познавательные интересы. Познавательная направленность представлена, например, потребностью в знаниях, любовью к преподаваемому предмету. Л.Н. Толстой отмечал, что если «хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их…» (Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. С. 72). Важной, наиболее общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления , проявляющаяся, например, в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать противоречия, проблемы и своевременно решать их.

Познавательная направленность личности имеет своим предметом профессиональные знания педагога , которые, как указывалось выше, входят в содержание теоретической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности, а значит и его педагогической компетентности. В свое время Я.А. Коменский подчеркивал, что «тот, кто мало знает, малому может и научить».

Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимы знания специальные (по тому или иному предмету, научной дисциплине), так и знания в области всех педагогических дисциплин, а также антропологических, гуманитарных, социальных наук. Кроме того, педагогу необходимы общекультурные знания, без которых невозможно понимание воспитания как процесса введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры.

Таким образом, педагогическая эрудиция учителя предполагает его глубокие познания и осведомленность во многих науках, а также непрерывную систематическую работу по накоплению все новых и новых знаний.

Вместе с тем, можно быть энциклопедически образованным человеком - и потерпеть крах на педагогическом поприще. Почему?

Все дело в наличии или отсутствии педагогических способностей, которые также включаются психологами в профессиограмму педагога. Действительно, для овладения педагогической деятельностью необходимы и общие (интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и др.), и педагогические (дидактические, перцептивные и др.), и специальные (математические, артистические, музыкальные, художественные, спортивные и др.) способности.

Профессиональные и личностные качества педагога Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое ­ это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Мы расскажем о профессиональных и личностных качествах педагогов в этой статье. Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант». Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно­волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально­педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии. Общая характеристика профессиональных и личностных качеств педагога Понятие «личностные качества педагога»

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д. Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Кафедра социальной и прикладной психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Психология профессионального образования»

на тему: «Личностные качества педагога»

Выполнил: Студентка гр. ЗПИ-215

Викторова

Проверил:

Екатеринбург 2004

1. Введение. ……………………………………………………………………2 2. Требования к личностным качествам педагога. ………………………….3

3. Профессиональная компетентность. ……………………………………....5

4. Педагогическая центрация. ………………………………………………...6

5. Анализ результатов диагностического исследования. ……………………7

6. Заключение. …………………………………………………………………15

7. Список литературы. ………………………………………………………...17

Введение.

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Первое свойство объективного характера заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой педагогу приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Педагог должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии.

Наряду со «специальными» свойствами, которые были отнесены к «умственным», П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства учителя. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

В педагогической психологии подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место, функции, в обществе и анализируется предъявляемые к нему требования и формируемые по отношению к нему социальные ожидания. Соответственно, профессионально-педагогическая подготовка и самоподготовка учителя рассматриваются в качестве одной из ведущих проблем педагогической психологии.

Анализ общей ситуации педагогического труда в настоящее время, показывающий подвижническую работу учителя, его включенность в улучшение образования, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. Это, в частности связано с тем, что многими из требуемых качеств (тем более их собственностью) обладают не все педагоги и, что очень серьезно, с исходным нежеланием некоторых педагогов работать «учителем» и случайностью выбора этой профессии. Такими же «случайными» они остаются и в профессиональной деятельности.

Следовательно, возникает вопрос проведения целенаправленной, профессиональной постоянной подготовки и самоподготовки педагогов к учительской деятельности, прежде всего в плане осознания себя в качестве ее субъекта, формирования педагогического самосознания. Педагогическое самосознание включает образ – «Я»: идеальный и реальный, и постоянное соотнесение как процесс приближение к идеальному объекту педагогической деятельности.

Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притя­заний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.

Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

Способность делать учебный материал доступным;

Творчество в работе;

Педагогически-волевое влияние на учащихся;

Способность организовать коллектив учащихся;

Интерес и любовь к детям;

Педагогический такт;

Способность связать учебный предмет с жизнью;

Наблюдательность;

Педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество.
Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.
Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Педагогическая центрация.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации.
Центрация - это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса. Выделяются 6 типов центрации:

Конформная - центрация на интересах, мнениях коллег;

Эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я

Гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

Центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

Центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников.

Методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

Анализ результатов диагностического исследования.

Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного Зеером Э. Ф. и Шахматовой О. Н.

Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая направленность.
Тип педагогической центрации:

Конформная,

Эгоцентрическая,

На интересах родителей,

Методическая.

2.Профессиональная компетентность.
2.1.Педагогическая компетентность.
2.2.Психологическая компетентность.

2.3. Социально-коммуникативная компетентность:

Социально-коммуникативная адаптивность,

Стремление к согласию,

Нетерпимость к неопределенности,

Избегание неудач,

Фрустрационная толерантность.

3.Педагогически значимые качества.
3.1.Логическое мышление.

3.2.Творческий потенциал.
3.3. Эмпатия.

Сопереживание,

Действенная эмпатия.
З.4.Субъективный контроль:

Интернальность,

Экстернальность.

3.5. Социальный интеллект.

4.Педагогически нежелательные качества.
4.1.Ригидность.

4.3.Демонстративность.

5. Педантичность.

Основой диагностики профессиональной компетентности стали профессиональные типовые задачи и ситуации, а также профессионально-педагогические умения.

Наиболее сформированными по результатам оценки являются гностические умения - познавательные умения в области приобретения профессионально-педагогических знаний, получения новой информации, выделения в ней главного, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.

Высокий уровень сформированности этих умений отмечают у себя 78,5 %
исследуемых.

73 % педагогов отмечают у себя достаточную сформированность организационно-методических умений по реализации учебно-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно- профессиональной деятельности учащихся.

66,7 % исследуемых оценивают высокую выраженность у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а также умения по педагогической режиссуре. Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи (умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60 % исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально-технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы в минимальной степени или практически отсутствуют прогностические умения по планированию успешности учебно-воспитательного процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ подтвердил полученные данные о недостаточном уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что позволяли диагностировать умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;

3) недостаточный уровень профессионально-технологической подготовленности (в том числе производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4) низкий уровень психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации развивающей функции педагога профессиональной школы.

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, «прочитывать» человека по
его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69 %). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67 %). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

Далее по степени сформированности выступает качество реального педагогического гуманизма (66,7 %), которое характеризует способность личности на основании психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество «совестливость» (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

Отчетливо выражена у педагогов способность к волевому воздействию (63 %). Это качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). Она предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором, сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество «доминантность» имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество «эмоциональная устойчивость» имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром «эмоционального выгорания».

Таким образом, диагностика показала, что степень выраженности социально и профессионально важных качеств исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

Эти негативные показатели отражают социально-экономическую ситуацию в стране, сложившуюся в последние годы. И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:

· гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

· профессиональная компетентность: психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность;

· профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

· психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстравертированность.

Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

1. Важным условием достижения социально-экономических целей обновления общества является опережающее профессиональное образование. Обеспечение опережающего характера образования возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

2. Психологическая структура деятельности включает деятельность, направляемую мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое тактическими и операциональными целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром (центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.

3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

5 Утверждение личностно ориентированного обучения в системе профессионального образования предъявляет к педагогу новые требования. Важным условием становления педагога-фасилитатора и инноватора становится развитие ключевых квалификаций и компетенций.

Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с «живым материалом», порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Что же должно быть объектом осознания педагога в плане его психологической профессионально-педагогической подготовки? Во-первых: его профессиональные знания и качества («свойства») и их соответствие тем функциям, которые должен реализовать учитель в педагогическом сотрудничестве с учениками, во вторых: его личностные качества, как субъекта этой деятельности, и, в-третьих: его собственное восприятие себя как взрослого – человека, хорошо понимающего и любящего ребенка.

Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только лю­бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учите­ля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Список литературы.

1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

Похожие статьи

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...

  • Солнце - это звезда или планета?

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы,...

  • Монгольское нашествие на русь

    Хронология 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва) 1242 г. Разгром князем...