Квест-урок: как разработать и где взять готовые образцы. Конспект урока по русскому языку, форма проведения урока квест Уроки квесты по русскому языку и литературе

Квест по русскому языку « Знатоки русского языка»

Лупинос А.Л.

учитель начальных классов

Форма проведения мероприятия: игра - путешествие по станциям

Аудитория: учащиеся 1 класса.

Задачи внеклассного мероприятия:

Расширить знания учащихся о русском языке, способствовать повышению грамотности учащихся;

Развивать познавательный интерес;

Воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами тоже отправимся в увлекательное путешествие в Страну русского языка.

Станция № 1 «Анаграммы »

Ведущая: Ваша задача состоит в том, что из данных слов вы должны новые слова.

Сел, сорт, сосна, нос, банка, волос.

(лес, трос, насос, сон, кабан, слово)

Станция №2 « Многозначные слова».

Ведущая: Дайте краткое объяснение значению второго слова в парах:

Овсянка -птица, овсянка - ....

Норка - животное, норка - ....

Бокс - стрижка, бокс -....

Коса - для скашивания травы, коса -....

Ключ - родник, ключ -…

Лист – тетрадный, лист - …

Станция № 3 «Мне эхо раскрывает секреты».

Ведущая: Вы помните, как отвечает эхо? Да, верно! Оно повторяет окончание слова. А в нашей игре эхо будет называть имена девочек и мальчиков. Какие? Сейчас узнаем!

«Кто забрался под диван?»
Эхо мне в ответ: «Иван ».
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза ».
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада ».
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света ».
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая ».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик ».
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера

Станция №4 «Ударение-помощь для чтения»

Ведущая: Чтобы дождик быстрее прошёл, каждая капелька должна упасть на то слог в слове, куда падает ударение.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.

Станция №5 « Умники и умницы»

Ведущая: Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова ПАРОХОД.

(пар, ход, хор, пах, поход, дар, порох, пора, проход)

Ведущая

Школа-это первый день, начатый от букваря.

Буквы сложатся в слова, цифры в трудные задачи.

Ученику - Ура! Ура! Ура! Много знаний и удачи.

(Награждение участников игры медалями «ЗНАТОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА»).

Тема внеклассного мероприятия : Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Оргмомент

Команды в составе 6 человек каждая получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают очередную «отправлялку» и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

1 станция – «Лексическая»

Вы видите шесть букв - Д О К О С А. Какие различные слова - имена существительные - сумейте прочитать и записать. Читать разрешается в разных направлениях, буквы читать подряд. Ваша задача – чтобы получилось как можно больше слов!

Ответ:

око, сок, ас, оса, док, коса, сад, садок, осадок, код, дока

2 станция – «Фразеологическая»

Хорошо ли вы знаете фразеологизмы русского языка? Вспомните и запишите как можно больше фразеологизмов со словами «ГЛАЗ» или «ГЛАЗА».

Ответ:

Глаза разгорелись

Хоть глаз выколи

В глазах темно

Говорить за глаза

Глазом не моргнуть

Глаза на лоб полезли

Глаза разбегаются

Глаза разгорелись

Попался на глаза

Куда глаза глядят

Глаза на мокром месте

Хлопать глазами

Есть глазами

Вырасти в глазах

Строить глазки

Смотреть правде в глаза

С глаз долой

3 станция – «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

Ответы:

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

4 станция – «Шуточная»

Ответьте без подготовки на шуточные вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл:

1) Какая соль не имеет вкуса? (нота)

2) Чем заканчивается день и ночь? (ь)

3) Какой ячмень нельзя посеять? (на глазу)

4) Какое государство можно носить на голове? (Панама.)

5) На какой вопрос нельзя ответить «да»? (вы спите?)

6) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)

7) Какую строчку не может прочесть никто? (шов)

8) Как большой дом превратить в маленький? (дом – домик)

9) Какая из нот не нужна для компота? (соль)

10) Из какой посуды ничего нельзя есть? (из пустой.)

11) Какие очки нельзя надеть? (баллы)

12) Что стоит посреди земли? (буква М)

13) Какой наряд нельзя примерить? (дежурство в армии)

14) Чем заканчивается лето и начинается осень? (буквой О)

15) Какой город летает? (Орёл)

16) Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (кот)

17) Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дынях и тыквах нет? (буква Р)

18) В названии какого города содержится одно мужское имя и сто женских? (Севастополь)

19) Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими?

(Твое имя.)

20) Что легче - килограмм ваты или килограмм железа?

(Одинаково - оба по килограмму.)

5 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

6 станция – «Ребусы – Шарады»

Отгадайте шарады. Каждая правильная отгадка – 1 балл:

Шарада 1

С твёрдым Л я на стене

(Книги, например, на мне),

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите.

Ответ: полка – полька

Шарада 2

Я с Л смягчённым под землёй

Бываю каменным и бурым,

А с твёрдым – в комнате любой

В геометрической фигуре.

Ответ: угол – уголь

Шарада 3

Я – сборник карт; от ударенья

Зависит два моих значенья.

Хочу – преображусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани.

Ответ: атлас – атлас

Шарада 4

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

Я тут же превращусь в конфету.

Ответ: ирис – ирис

Разгадайте ребусы на картинках. За каждый отгаданный ребус – 1 балл.

Ответы:

1) косы

2) тигр

3) стрекоза

4) аист

5) русский

6) узор

7 станция – «Поэтическая»

За три минуты подобрать рифму к данным словам и составить с ними четверостишие. Задание оценивается до 10 баллов:

ЗИМА

МОРОЗ

СНЕГ

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Игра-квест

«Знатоки русского языка» (для учащихся 8-11 классов),

заключающая «Неделю родного языка»

Данное внеклассное мероприятие является заключающим предметной недели по родному языку. При проведении игры остальные учебные предметы выполняют вспомогательную роль, что позволяет значительно расширить формы работы и развивать мыследеятельность учащихся.

В данном мероприятии используется оборудование различных кабинетов, иллюстративный материал. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность ощутить внутреннюю взаимосвязь учебного процесса, создает метакартину образовательного пространства школы. А участие в КТД развивает у детей способности к самостоятельной и групповой работе, помогает преодолеть диффузию ответственности в коллективе, способствует развитию социальной и стратегической компетентности.

Игровая технология также позволяет учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей (метапредметность) и их использование при решении самых разнообразных задач.

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
  4. Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  3. Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды

Формы работы : групповая, индивидуальная

Форма проведения : игра-квест

Место проведения : учебные кабинеты, территория школы

  1. Правила проведения игры

В игре участвуют классы (можно разделить на группы).

Координаторами и наблюдателями являются учащиеся 11 класса. Они контролируют выполнение заданий, следят за соблюдением правил игры, добавляют время, записывают результаты в маршрутный лист.

Каждая команда получает задание (желательно, чтобы группы не пересекались, — задание первое у всех в разных направлениях). Раскрыв лингвистическую загадку или выполнив задание (несколько подсказок выдаются через 2 мин обдумывания), команды отправляются по указанному адресу, где выполняют очередное задание. Для выполнения задания в конкретном месте выбираются 2-3 человека из команды, знающие хорошо необходимый предмет. Если выбранный командой ученик ранее уже отвечал в другом конкурсе, команда задерживается на 3 минуты после выполнения задания. Победителем становится класс, добывший секретный конверт (часто результаты игры «Русский медвежонок»).

Вступительное слово учителя :

Добрый день, дорогие ребята. Наша игра-квест стартует. Вы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

Задания для команд .

Задание №1.

— В этом кабинете есть место, где тесно соприкасаются 103 термина.

— Многие из них связаны с древнегреческой мифологией.

— Три термина образованы способом сложения основ с помощью корня род.

— Решите кроссворд:

т о п о н и м
д а м а в о й
с у б ъ е к т
д и а л е к т
с у ф ф и к с
г р а н и ц а
з о р я н к а
  1. Имя собственное , обозначающее название (идентификатор) географического объекта.
  2. Транскрипция слова «ДОМОВОЙ».
  3. Грамматический ……. приблизительно тоже, что «подлежащее». Семантический …….. иногда именуют также «первым актантом» или «первым партиципантом».
  4. Разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.
  5. Часть слова, морфема.
  6. Есть у предложений, государства и даже у приличия.
  7. Слово-исключение: чередование корней зар-зор.

Периодическая таблица Д. И. Менделеева

Группы элементов

Пери-
оды
ряды I II III IV V VI VII VIII
1 1 1
Водород
H
1,0079
2
Гелий
He
4,0026
2 2 3
Литий
Li
6,941
4
Бериллий
Be
9,01218
5
Бор
B
10,81
6
Углерод
C
12,011
7
Азот
N
14,0067
8
Кислород
O
15,9994
9
Фтор
F
18,9984
10
Неон
Ne
20,179
3 3 11
Натрий
Na
22,98977
12
Магний
Mg
24,305
13
Алюминий
Al
26,98154
14
Кремний
Si
28,0855
15
Фосфор
P
30,97376
16
Сера
S
32,06
17
Хлор
Cl
35,453
18
Аргон
Ar
39,948
4 4 19
Калий
K
39,0983
20
Кальций
Ca
40,08
21
Скандий
Sc
44,9559
22
Титан
Ti
47,88
23
Ванадий
V
50,9415
24
Хром
Cr
51,996
25
Марганец
Mn
54,9380
5 29
Медь
Cu
63,546
30
Цинк
Zn
65,38
31
Галлий
Ga
69,72
32
Германий
Ge
72,59
33
Мышьяк
As
74,9216
34
Селен
Se
78,96
35
Бром
Br
79,904
36
Криптон
Kr
83,80
5 6 37
Рубидий
Rb
85,4678
38
Стронций
Sr
87,62
39
Иттрий
Y
88,9059
40
Цирконий
Zr
91,22
41
Ниобий
Nb
92,9064
42
Молибден
Mo
95,94
43
Технеций
Tc
7 47
Серебро
Ag
107,868
48
Кадмий
Cd
112,41
49
Индий
In
114,82
50
Олово
Sn
118,69
51
Сурьма
Sb
121,75
52
Теллур
Te
127,60
53
Иод
I
126,9045
54
Ксенон
Xe
131,29
6 8 55
Цезий
Cs
132,9054
56
Барий
Ba
137,33
57 *
Лантан
La
138,9055
72
Гафний
Hf
178,49
73
Тантал
Ta
180,9479
74
Вольфрам
W
183,85
75
Рений
Re
186,207
9 79
Золото
Au
196,9665
80
Ртуть
Hg
200,59
81
Таллий
Tl
204,383
82
Свинец
Pb
207,2
83
Висмут
Bi
208,9804
84
Полоний
Po
85
Астат
At
86
Радон
Rn
7 10 87
Франций
Fr
88
Радий
Ra
226,0254
89 **
Актиний
Ac
227,0278
104
Резерфордий
Rf
105
Дубний
Db
106
Сиборгий
Sg
107
Борий
Bh
108
Хассий
Hs
109
Майтнерий
Mt
110

Uun
[?]

*Лантаноиды

**Актиноиды

Примечание: атомные массы элементов с 1 по 103 приведены по данным IUPAC, 1979; в квадратных скобках — массовое число наиболее стабильного или наиболее распространенного изотопа; названия элементов даны по материалам IUPAC, датированным январем 1997 г.

Задание находится под термином, который имеет связь с русскими писателями: Буниным, Солженицыным, Шолоховым, Бродским, Пастернаком.

Кабинет химии

Задания для представителей команды

Правильно написать и расположить карточки со словами возле предметов, их обозначающих.

ЖЕЛЕЗО (гвоздь ржавый)

Происхождение этого слова доподлинно неизвестно; по одной из версий, оно родственно слову „лезвие“. Европейские iron, Eisen происходят от санскритского „исира“ - крепкий, сильный. Латинское название происходит от fars - быть твёрдым. Название природного карбоната _ _ _ _ _ _ (сидерита) происходит от лат. sidereus - звёздный; действительно, первое _ _ _ _ _ _, попавшее в руки людям, было метеоритного происхождения. Возможно, это совпадение не случайно.

РЕТОРТА (реторта)

_ _ _ _ _ _ _ (буквально - повёрнутая назад) - аппарат, служащий в химической лабораторной и заводской практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке.

КРИСТАЛЛ (кристалл)

_ _ _ _ _ _ _ _ — твердое вещество, в котором атомы, ионы или молекулы расположены в пространстве регулярно, практически бесконечно повторяющимися группами.

РАСТВОРИТЕЛЬ (лак и жидкость для снятия лака).

Из двух или нескольких компонентов раствора _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ называется тот, который взят в большем количестве и имеет то же агрегатное состояние, что и у раствора в целом.

СМЕСЬ (ученик 11 класса растворяет в стакане воды ложку соли)

Вещество, состоящее из молекул или атомов двух или нескольких веществ (неважно — простых или сложных). Вещества, из которых состоит _ _ _ _ _, могут быть разделены.

Щелочь (колба с надписью NaOH)

_ _ _ _ _ _ — растворимое в воде сильное основание. Все _ _ _ _ _ _ (KOH, Ba(OH) 2) в растворах распадаются на катионы металлов и гидроксид-ионы ОН — .

Задание №2

— Выберите из предложенных синтаксических конструкций фразеологизмы. Что их объединяет.

Блоху подковать , золотая осень, Архимедов рычаг , не поздно учиться, бисер метать , ядовитые грибы опасны, «Город мастеров», мастер на все руки, полезный труд, дело — мастера боится, неожиданный звонок, запломбированный зуб, тютелька в тютельку, быстрая река, блуждающие огни, скучен день до вечера, коли делать нечего, глаза бояться — руки делают, пособие для занятий.

— Найдите в текстах омонимы. Если изменить ударение получатся слова, которые часто звучат в этом месте.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!

Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.

Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.

— Корень слова «маска», корень слова «протереть», предлог, предлог, союз, личное местоимение.

Мастерская

(1 группа)

Расставить ударение в словах:

Кулина рия, столя р, на скла дах, ржа ве ть, арбу з, сдо ба, творо г, сантиме тр, щаве ль, брала , го рьки, блю да, ку хонный, кабани на, кали новый, камне й, то рты, то кари, пова рничать, лавро вый (лист), лагма н, долото .

(2 группа)

Найти 2 омоформа тематической группы «кулинария», составить предложения, где могли бы находиться оба слова. (Печь давно устала печь сдобу.

Задание №3

— Какая морфема повторяется во всех словах: пригород, раскопки, заточить, сговор, инъекция.

— Он может быть стационарный и переносной, большой и маленький, мощный и дешевый, в голове, в сети, он может быть для чайников, бывают такие столы, игры, технологии, стулья.

Компьютерный класс

Задание для представителей команды.

— Замените иностранные слова русскими синонимами (2 человека):

Принтер (печатная машинка), лазерный (лучевой), презентация (представление), мониторинг (наблюдение), миссия (задача), имитация (подражание), модератор (управляющий), компьютер (вычислитель).

— Расставьте стрелки в алгоритме (2 человека работа с компьютером).

«О Ё после шипящих»

В корне За корнем

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Наречие на О,Е Причастие

Есть проверочное

Слово иностранное

Ударение падает

Задание №4

— Если бы приставка была частью корня, у омонима изменилась бы одна буква: Расточка деталей (два росточка) .

— Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

Кабинет природоведения

Задание для представителей команды.

(1 группа)

  • Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
  • Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
  • Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? (мужского)

(2 группа)

Найдите в кабинете 10 слов с елью. («дельфин», «дельта», «учитель», «капелька», «портфель», «цель», «панель», «понедельник», «коростель», «стелька», «мель»)

(3 группа)

(4 группа)

Задание №5

— Выберите из предложений указанные члены предложения, согласовывая, составьте предложение. В прошлый четверг мы опоздали на спектакль (определение). Книга – память о чьих-то мечтах (сказуемое). «Там» оказалось не так уж далеко (подлежащее). Жить – любить, радоваться окружающему (подлежащее).

Там живет память о прошлом.

— В этом слове живет всемогущий скандинавский бог.

— И ты живешь в этом слове.

— В переводе с древнегреческого – расспрашивание, исследование.

Кабинет истории и права

Задание для представителей команды.

(1 группа)

Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»). Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? (Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?) . Казнить нельзя помиловать! (Казнить нельзя, помиловать!)

(2 группа)

Написать даты исторических событий под картинами известных художников.

Б.Иогансон

Александр Аверьянов

Виктор Васнецов

(3 группа)

Расставить знаки препинания в тексте, найти слово, которое может быть вводным, составить с этим вводным словом предложение.

Волхв мифологический персонаж обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц а также в неодушевленные предметы. Волхвы кудесники и волшебники избранники Богов посредники между небом и людьми… Они имели исключительное право отпускать длинную бороду сидеть во время жертвоприношения входить в святилища. (Право. История зачастую скрыта под темной вуалью домыслов и, право, так трудно бывает эту вуаль приподнять.)

Задание 6

— Там происходит оно:

воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба…

— Этимология (по Википедии). — Происходит от нем. Sааl ; заимствование появилось при Петре I; наряду с этим - сала , сал (1707 г. у Куракина) - из польск. sala или франц. salle , также герм. происхождения (ср.: франкск. sal)

Сегодня геймификация образования обзаводится своей теорией и своими гуру, студии образовательные игры для шлемов виртуальной реальности, а одним из самых ярких общемировых образовательных событий стал . Специалисты и энтузиасты, которые успели рассмотреть вопрос с разных сторон, порой говорят, что тема геймификации в современном образовании уже перегрета.

Тем не менее, массовой российской школе геймификационная пресыщенность вовсе не свойственна. «Игры по станциям» становятся прерогативой школьных праздников и летних лагерей, и касаются, в первую очередь, учеников помладше, а обычные уроки от игр до сих пор далеки.

Ничто не мешает нам играть

Чаще всего учителя говорят, что массово внедрять игровые практики уже сейчас мешает отсутствие достаточного материального обеспечения. Игровые образовательные платформы - чаще всего на английском языке, а ВР-шлемов школы, как правило, в глаза не видели. Однако применение сложных и дорогих технологий вовсе не обязательно: видеоигры и кабинетные игры строятся по схожим принципам.

Другие помехи - отсутствие культуры игр и малая осведомлённость. Здесь можно обратиться не только к геймификаторам образования, но и к создателям бизнес-игр, видеоигр и живых квестов. Игра может поднять мотивацию и сделать школьные уроки действительно полезными и запоминающимися, а педагог с компетенциями игрового мастера ценится высоко - это направление в образовании называют в числе самых перспективных.

Что должно быть в квесте?

  • Цель для игроков. Это главная задача, актуальная для игрового мира. «Пройти учебную тему» - это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит поинтереснее. Представьте себе, что мы попадаем в мир после глобальной катастрофы. Для молодого генетика здесь много работы! Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций (а заодно в том, что это вообще такое - мутация). Такой вот урок биологии в старшей школе.
  • Роли для игроков. Внутри игрового пространства ученики выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС? Древние египтяне в попытках построить пирамиду? Группа астронавтов, которых забыли на Марсе, как персонажа фильма Ридли Скотта? Путешественники во времени? Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии.
  • Кооперативные действия. Усложняя игру, можно добавлять ролевые элементы. В этом случае класс нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то из игроков личные цели, сделать взаимную помощь необходимой по механике, усложнить систему взаимодействий. Такие методы будут не только способствовать усвоению предмета, но и улучшать социальные навыки. Ситуация, при которой каждый ученик делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие - данными.
  • Загадки и головоломки. С этой частью у учителя-предметника не должно возникнуть проблем: любое задание из сборника задач можно поместить в интересный контекст. Сами по себе колебательный контур и электрическая цепь - абстрактные понятия. Но если тебе важно, куда течёт ток, и что именно произойдёт после изменения напряжения, задача сразу приобретает осмысленность. Бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит. Задачи на знание предмета полезно совмещать с загадками на сообразительность, которые задействуют смекалку. Важно: задача должна быть условием для того, чтобы двигаться дальше.
  • Игровые механики. Это те правила, которые работают в игре и обеспечивают причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат. Придумайте, как работают те или иные элементы в вашем мире, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности.
  • Сюжет и интерактивность. Микросюжет есть и в задачах учебников: «Сидоров пошёл собирать яблоки...» Однако учебники не дают обратной связи. Результатом контрольной работы становится оценка, а не знание о том, какое влияние было оказано на вымышленный мир. Ученик не узнаёт, будет ли плакать Сидоров, если по его вине останется без яблок. А вот интерактивная игра делает решения игроков необходимыми и реагирует на них.

Вы уменьшились и попали внутрь человеческого организма в микро-капсуле? Если вы не доставите действующее вещество (какое, кстати?) в определённую систему за определённое время, больному не поздоровится.

Вы изменили климат целой планеты. Давайте посмотрим, какие это имеет эволюционные последствия.

Вы решили платить захватчикам дань? Отлично, теперь они не разрушат ваш город. Но другие княжества от вас отвернутся. Какие ресурсы мы от этого потеряем?

Поздравляем, вы плеснули летучее вещество в огонь. Хорошо, что этот опыт был полностью воображаемым.

«Полтора землекопа», которым ты взглянешь в глаза, мотивируют куда больше, чем абстрактная фраза про «неверное решение». Все поступки игрока должны повлечь за собой какие-либо события. Лучше всего, если у игроков будет возможность делать выбор, как поступить. Это повышает эмоциональную вовлечённость и учит рассматривать разные варианты.

Какие использовать инструменты?

Всё зависит от того, какими средствами вы располагаете и какой квест хотите провести. В любом случае, главный инструмент - ваш разум и воображение учеников.

Поездка на природу даёт возможность включить в программу подвижные игры и элементы спортивного ориентирования. Однако за городом заниматься можно не только играми в «зарницу». Во многих нестандартных системах образования занятия по предметам проходят под открытым небом. Например, в Иркутске ученики спускаются на берег Байкала и проводят опыты в рамках изучения астрономии.

Выездной урок-экскурсия по городу - тоже отличный способ сделать квест-приключение на большой территории. Здесь можно обратиться к приложениям для экскурсий. В коллекции Izi Travel можно найти маршрут по самым разным городам и музеям. Также сервис позволяет записать свой аудиогид, и здесь начинается самое интересное.

Никто не мешает рассказать историю художественным языком, а в ключевых точках на карте (обозначены в приложении) могут быть спрятаны артефакты, необходимые для успешного прохождения квеста.

Конечно, сперва придётся несколько раз пройтись по маршруту самому, чтобы рассчитать тайминг и разложить конверты с заданиями и флэшки с материалами в укромные места.

У 45-минутного урока в классе тоже есть свои преимущества - получается компактная кабинетная игра, в центре которой находится какая-то конкретная тема. Главное иметь в голове историю, правила мира и набор кейсов.

  • Учителя химии и физики, у которых есть инструментарий для опытов, уже находятся в выигрышной позиции. Нужно просто придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира. Выделяем ДНК банана, чтобы снарядить экспедицию с пробами земных растений. Иначе не видать на колонизированных планетах бананов! Преступника можно найти по типу микроорганизмов, которые остались на уликах. Лакмус позволяет читать зашифрованные послания - если сумеешь верно определить вид химической среды.
  • Для игровых целей можно ипользовать разные ресурсы и приложения для учителей. Например, чтобы пользоваться Pliсkers , нужны только телефон учителя с установленным приложением и набор распечатанных карточек у студентов. Это очень быстрый и простой способ для коллективных решений и голосований.
  • По классу можно расклеить распечатанные QR-коды, которые ведут на страницу с информацией. Для этого потребуется создать страницы, ссылки на которые будут преобразованы, и воспользоваться генератором кодов . На смартфонах учеников должны стоять QR-ридеры - скачать такие бесплатные приложения не составляет труда. Карточки с такими кодами могут быть также игровой валютой, которую получаешь, выполняя задания. Или древними печатями на артефактах погибших цивилизаций, которые нужно просканировать.

В качестве тренировки можно предложить ученикам создать их собственный квест.

Правильно ставить вопросы и придумывать кейсы можно только когда сам ясно представляешь себе верные ответы.

Это поворачивает мышление совершенно в другую сторону, помогает представить себе, как рассуждают другие люди, оценить применимость знаний, развить логическое мышление и творческие способности.

Разработчик игр Дмитрий Иоффе рассказал нам, как появилась идея создать экологический квест «Чистые Игры» , привлекающий внимание к проблемам окружающей среды, чем хороши игровые формы постижения мира и на что следует обратить внимание, придумывая свой сценарий.

Дмитрий Иоффе

специалист и организатор игр живого действия, основатель и лидер проекта «Чистые Игры», основатель сервиса «Расписание вузов»

Идея «Чистых Игр» родилась на островах озера Вуокса. Мы были в походе на лодках, несколько дней, заметили много мусора на островах, и один из друзей предложил идею ролевой игры, где мусор мог бы быть ресурсом, который добывают. Типа золота в Варкрафте. Мне идея очень понравилась, мы стали думать, как это можно сделать. Решили, что игра должна быть не ролевой, а, скорее, напоминать соревнования по сбору мусора для всех, кто захочет. Победители должны получать призы. А главное - всё должно быть интересно. Игроки должны видеть не мусор, а ресурс для победы. Так все и пошло. Через два месяца сделали игру, получилось успешно.

До «Чистых Игр» я 12 лет занимался ролевыми играми живого действия. Участвовал в образовательных играх - например, помогал коллегам из проекта «Полдень» . Это игровой проект, направленный на социальную адаптацию детей из детских домов и состоящий в ассоциации «Игры Будущего».

Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях.

Городские квесты помогают взглянуть на город под другим углом, лучше его узнать. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе - профориентация, можно сказать.

Школьники лучше запоминают информацию в образовательных играх, а не на обычных уроках, потому что в первом случае получают знания, когда решают свою задачу. При этом вы относитесь к знаниям не как к «информации, которую надо запомнить», а как к вещам, без которых вы не сможете что-то осуществить. При этом, например, в Civilization вы можете взаимодействовать с вещами - то есть, не только прочитать и запомнить, а захватить или развивать страну, торговать, вести дипломатию. Конечно, после такого всё запомнится лучше.

Чтобы создать игру, технические средства не обязательны. Можно всё сделать на бумажках и со всем, что подвернется под руку. Но технические штуки помогают многое автоматизировать. И еще что важно: с ними удобнее упаковать игру в упаковку.

В основе любой игры лежит принцип, паттерн.

Один из самых простых - соревновательность, то есть, у кого больше очков. Здесь нужно придумать, за что очки получать. Или какие действия, сколько очков можно давать. Игра обычно ограничена по времени, это стоит учитывать. Всех нужно ставить в разные условия. Игра может быть симуляционной, то есть, она симулирует какой-либо процесс. Ещё может быть принцип «кто первым вышел, тот и победил». Или один участник должен победить другого, как в камень-ножницы-бумага. Чем в большее количество игр вы играли, тем больше игровых паттернов вспомните.

Если по душе игры на коммуникацию и в ролях, как «Мафия», то я бы предложил попробовать кабинетные ролевые игры, там тоже роли и много коммуникации. Календарь ролевых игр можно посмотреть на сайте

Сегодня у нас большой мастер-класс от Эйрене Теракойя. Будет и теория, и практика! Мы разберемся с тем, как подготовить квест, какой тип квеста выбрать, чем будет отличаться подготовка урока для младших школьников, дошкольников и подростков. А затем на примере конкретного урока посмотрим, как можно превратить в квест обычную тему из учебника. С поиском сокровищ и пиратскими приключениями всё понятно. А как построить урок-квест вокруг темы "Родительный падеж"? :) Все задания к уроку можно будет скачать по ссылке в конце поста. Передаю слово автору!

Организация уроков-квестов в школе имеет недолгую историю. Это произошло в момент, когда учителя начали внедрять в своих классах технологию проблемного обучения . Автором данного подхода является американский учитель Джон Дьюи, который был уверен, что школа обязана быть миниатюрной моделью общества, в доступной форме помогающая детям справляться со сложными задачами, ситуациями и явлениями. Он ввел в учебный процесс деловую игру, в которой детям для получения желаемого результата было необходимо проявлять упорство, трудолюбие и самостоятельность для обретения необходимых знаний.

Что же такое урок-квест?
Урок-квест - это урок, который проходит в игровой форме с применением технологии проблемного обучения. Все уроки данного типа построены на следующих принципах:

1. Наличие проблемы.

Усвоение материала происходит эффективнее, если ребенок удивлен и заинтригован.

2. Развлекательный характер.

Усвоение знаний должно приносить удовольствие.

3. Связь с жизнью и желаниями детей.

Усвоение знаний очень сильно зависит от активности и интереса ученика.

4. Сюжет, задания, правила и критерии победы.

Цель любого квеста - это выполнить последовательность заданий и, следуя правилам, достичь цели.

Точной классификации уроков-квестов в педагогике пока нет, но для себя я выделяю следующие форматы таких уроков:

1.Походы . Уроки, где ученикам предлагается путешествовать с места на место, от одного задания к другому. Дети ищут предметы, подсказки, улики или элементы головоломки, которые нужно собрать воедино, чтобы победить. Эти уроки требуют просторного помещения или могут быть перенесены в условия парка или города.

Самый популярный пример - поиск пиратского клада.

2.Запертая комната. Это уроки, которые построены по принципу «выберись из комнаты/лабиринта». Детям нужно выполнить ряд заданий или последовательных действий, чтобы найти ключ и спастись. Эти уроки обычно требуют помещения с видеонаблюдением и возможностью общения с куратором игры, например, посредством громкой связи. Обязательным минимумом является наличие запирающих механизмов типа сейфа или чемодана с кодом.

Популярный пример квеста - попытка спасения из подземелья замка.

3.Конструкторы. Это уроки, где детям для получения желаемого нужно скрыть следы какого-нибудь проступка. Предметы обычно обладают достаточно крупными размерами и прочностью, чтобы их можно было просто унести, спрятать или уничтожить. Поэтому детям необходимо выполнить определенную последовательность заданий или действий, чтобы найти способы для достижения цели.

Классический квест данного типа: уборка комнаты перед приездом родителей из отпуска.


Этапы урока-квеста по сути не отличаются от общепринятых в классической педагогике. Организационный, мотивационный, усвоение новых знаний, закрепление, рефлексия… Но есть нюансы!

Первый этап урока — адаптация. Это момент, когда ребенок из своей повседневной жизни переходит в режим игры. Задания на этом этапе делаются очень легкими, чтобы дети сразу попали в ситуацию личного успеха и почувствовали вкус легкой победы.

Затем идет завязка. События становятся более динамичными, а задания более сложными. Дети должны активно действовать. Очень важно, чтобы задачи данного этапа были командными, чтобы игроки взаимодействовали друг с другом.

Третий этап - это кульминация. Самые сложные задачи, самый высокий темп в развитии сюжета. Именно в этом момент может включиться будильник - механизм самоуничтожения сокровищ, прозвучит радиооповещение об экстренной эвакуации с планеты, родители постучатся в дверь и т.д.

Последний этап — финал. Он должен быть четко прописан. Иначе все труды и старания полетят в помойку. Победа должна быть максимально эффектной!

Стандартные ошибки.

1.Большое количество участников.

Залог успешности квеста - вовлеченность всех детей в игру. С большой группой учителю крайне сложно контролировать активность каждого участника. Нельзя, чтобы над решениями думали только 1-2 человека, а остальная группа волочилась за активистами без дела. Эта проблема легко решается делением на команды и привлечением родителей.

2.Желание «успеть побольше».

Учителя хорошо знают цену времени, поэтому стараются дать детям максимум информации и полезных упражнений. Такая позиция в отношении квестов - это почти абсолютная гарантия затянутости и быстрой детской утомляемости. В вашем арсенале должно быть не больше 5-7 заданий. Лишнее время посвятите рефлексии и обменом впечатлений.

3.Сценарии со сложным техническим исполнением.

Технически сложные для реализации в жизни задания (механизмы, длинные последовательности действий, каскады головоломок) с большой вероятностью дадут сбой. Кроме того, они требуют много времени на подготовку и отладку. Задания должны быть простыми в исполнении.

Планирование урока. Обычно я провожу уроки-квесты на дни рождения учеников. Именинник или его родители выбирают тему, а я готовлю материал, исходя из программы, по которой занимается ребенок. Это весьма забавная традиция. Дети всегда стараются выбрать заковыристые и трудновыполнимые темы. Но сегодня тему урока выбирали учителя. Передо мной стоит цель немного попрактиковаться с детьми в употреблении родительного падежа в рамках темы: «Состав семьи» .

ПЕРЕХОДИМ К НАШЕМУ КВЕСТУ!

Урок - 45 минут.

Ученики : младшие школьники (1-2 класс) с разным уровнем владения русским языком. Умеют читать, но не сильно любят. Даже текст из 10 предложений, записанных на одной странице, может вызвать страх или протест. Пишут печатными буквами. У детей есть опыт прохождения квестов.

Материалы:

- 10 файлов и 9 белых листов (задание 1)

- пакет с предметами: пенал, линейка, ластик, точилка, карандаш, ручка (задание 2)

- конверт (задание 3)

- розовая сумка (задание 4)

- настоящие апельсины, изображения апельсинов, игрушечные апельсины, оранжевые мячики, веревка, бубен, колокольчики (задание 5)

- журнал, кот (задание 6)

Ход игры:

Дети входят в класс, в котором перевернуты несколько стульев, корзина с мусором, а на полу опрокинуты несколько предметов, пакет и валяется десять файлов с белыми листами. Учитель недоумевает, кто мог сотворить такое безобразие. Нужно обязательно все исправить, найти проказника и сурово наказать. Вероятно, нарушитель порядка еще не успел сбежать/ находиться среди нас/оставил какие-то следы. Вы абсолютно уверены, что разбросанные кругом бумаги обронил виновник беспорядка, поэтому они помогут отыскать наглеца. Дети помогают поднимать листы. На одном из них находят задание.

Задание 1 (7 минут). Перед вами лист с изображениями членов семьи. У каждого человека отсутствует какая-то вещь. На задании изображена лишь тень. Дети должны найти картинку и ее силуэт. Учитель задает вопросы: «Кто это? Что это за предмет? Чего не хватает у мамы/папа/тёти/дяди/брата/сестры?» Задача преподавателя мотивировать детей правильно целиком проговорить структуру: «У мамы нет карандаша». После выполнения задания вы говорите, что все эти предметы были у вас в пакете. Поднимаете с пола пакет и вынимаете все предметы.

*** Я просила родителей детей выслать мне фотографии родственников, чтобы данная игра была более личной, понятной и более широкой в плане лексики. Мне хотелось сделать индивидуальные листы с предметами. Таким образом, у детей был бы стимул похвастаться и самостоятельно сказать: «А вот у моей мамы/папы/деда есть…», «А вот у твоего дяди/тёти нет…». Мои ученики это любят! Мы могли бы задействовать большее количество предметов, чтобы сразу включиться в коллективную работу. Но, увы, домашнюю работу не только дети игнорируют.

Задание 2 (3-5 минут).В пакете должны оказаться предметы из первого задания и рисунок. Этот рисунок должен быть ключом к разгадке тайны. На обратной стороне рисунка расположен текст. Преподаватель читает текст. Дети заполняют пропуски и определяют соответствие текста картинке. Ставим галочки рядом с верными предложениями и выписываем жирные буквы. Итак, слово «ПОЛ» - следующая подсказка.



Задание 3 (10 минут). Часть моего класса покрыта мягким полом. Это такие разноцветные плитки-паззлы из этиленвинилацетата. Если такого пола в классе нет, то вы можете спрятать подсказку под ковром или возле плинтуса. Мои ученики радостно бесятся и с удовольствием ломают пол. Так они находят конверт с паззлами. Дети вместе собирают паззлы. Чтобы их собрать, ребенок должен прочитать предложение и найти ответ. Для детей, которые путают родственников даны картинки. Вы просите разместить собранные строчки паззлов по порядку от 1 до 12. Я записываю на доске буквы, указанные в кружочках. И дети отправляются дальше на поиски розовой сумки.


Задание 4 (7 минут). В сумке ребята находят бирку с заданием. Обсуждаю с детьми возможные варианты. Правильный ответ: людей было только трое (дед, отец, внук). Можно взять другие похожие логические задачки, но я посчитала данное задание сложным. В рамках него дети обсудили не только решение, но и немного поболтали о родственных связях. И, конечно, дети стали искать место, где хранятся три апельсина.


Задание 5 (5-7 минут). Для того, чтобы игра была более захватывающей, я заменила в классе фотографии и картины с изображением апельсинов, принесла игрушечные апельсины из пластика и просто оранжевые мячики. Я дала детям минуту, чтобы насладиться разгромом класса. На самом деле, в тот момент, когда дети перестали на меня смотреть, я подошла к шкафу и незаметно дернула за веревочку. Со шкафа с грохотом (для эффекта я использовала бубен и колокольчики) упал пакет. Для правдивости пришлось отскочить, вскрикнуть и что-то промямлить про покушение. Детям в тот момент уже было не до меня. Из пакета вываливались те самые настоящие три апельсина и лист с заданием.

В этом задании дети отвечают на вопрос: «Чей?». (Этот домик пчелы/кролика/пса) Мы кратко коснулись вопроса о том, что животные тоже могут быть членами семьи. Дети записывают слово - они почти приблизились к разгадке. У одного ребенка даже возникла правильная мысль, но он не смог ее правильно сформулировать.


Задание 6 (8-9 минут). Я использовала для этого задания классный журнал. Можно было бы использовать любую периодику, но я решила, что картинки могут отвлечь детей.

В журнале лежала самодельная книга, которую дети должны были прочитать. Текст указывал на корзину. Я предложила детям выйти из класса и поискать корзину в холле. Я думаю, что вы догадались, кто сидел в корзине. Серый, усатый, слегка полосатый…. Конец.

P.S. Конечно, с последним заданием мне помогли мои коллеги, которые охотно согласились посторожить когтистое и пушистое животное. И, конечно, виновника наказывать никто не стал. Кот получил свои десять минут славы. Правда, от детского предложения «пусть поживет в классе» я вежливо отказалась.

Повторение данного занятия возможно, но только в случае отсутствия у всех участников учебного процесса аллергии на кошек. Надеюсь, вы получили удовольствие от знакомства с уроками-квестами.

Пишите комментарии, если у вас есть вопросы к автору. Если что-то осталось непонятным или хотети получить рекомендацию!
И, конечно, рассказывайте о своём опыте. Интересных вам уроков!

Похожие статьи

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...

  • Солнце - это звезда или планета?

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы,...

  • Монгольское нашествие на русь

    Хронология 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва) 1242 г. Разгром князем...