Кто есть бог. §19. Свойства существа Божия вообще Бог вечный дух и беспредельный он самобытный

Определение понятия «Бог»

Неподвижно бесконечный и абсолютно безграничный не может ни желать, ни думать, не действовать.

Е.Блаватская

Предыдущий краткий обзор божеств показал нам, что, с одной стороны, в трех мировых религиях (буддизм, христианство и ислам) понятие Бога трактуется, мягко говоря, неодинаково, а с другой стороны, даже генетически связанные религии (как, например, иудаизм и христианство), категорически расходятся в вопросе Бога. Что уж говорить, когда ближайшие родственники - католицизм и православие вот уже более 1000 лет не могут договориться между собой по поводу «важнейшей» характеристики Святой Троицы: от кого исходит Дух Святой, что и послужило официальным поводом к разделению церкви в 11 веке. А нам как быть? Выступать судьей? С чем-то соглашаться, что-то отметать? Да это прямой путь в новую религию! Но и без определения понятия «Бог» нам не обойтись, придется искать его самим. Что же, если выбора нет, начнем с начала - с «естественной религии».

Итак, мы видим, что на протяжении всей своей истории человек интуитивно подозревал, что существует некая невидимая сила, которая как-то участвует в его жизни. Назвав эту силу Богом, человек просто дал ей название, чтобы в разговоре каждый мог понять о чём идёт речь. В результате сложилась уникальная ситуация: любой человек в мире может разговаривать, а то и спорить, на тему о том, чего ни он, никто другой из людей никогда не видел. Существует даже расхожая фраза, дескать, существование Бога, как и обратное, доказать невозможно. Целиком и полностью согласен. В самом деле, как доказать или опровергнуть то, что не имеет определения?

Для религий такое положение только на руку. Всё великое множество религий только потому и может существовать, что нет всеобщего, ясного и всем понятного, однозначного определения: что такое Бог. Я не собираюсь отстаивать, что нашёл такое глобальное определение - здоровья не хватит. Но для себя, «для внутреннего пользования», я такое определение нашёл и предлагаю его Вашему вниманию.

Бог, - он какой? В этом вопросе просматриваются, по крайней мере, две стороны: во-первых, и «в главных», - что это такое? Во-вторых - каков внешний вид Бога? Что касается второй стороны, то ответ, очевидно, будет в прямой зависимости от ответа на главный вопрос. Однако хотелось бы сразу сделать несколько замечаний о внешнем виде Бога. Ислам в сифате о бесподобии Аллаха утверждает, что человек не в состоянии представить Бога, ибо интеллект его ограничен. Но Ветхий Завет не оставляет в этом вопросе никаких сомнений: Адам был создан Богом «по образу Своему, по образу Божию » {Бытие, 1: 27}. Чтобы утверждать такое, автору книги «Бытие» надо было либо приписать эти слова самому Богу (что не сделано), либо уж хотя бы раз самому увидеть Бога, чтобы сравнить. Но автор, а им, согласно легендам, был Моисей, недвусмысленно сказал, что не видел Бога: «Моисей закрыл лице своё, потому что боялся увидеть Бога » {Исход 3: 6}. И далее слова самого Бога, отметающие все сомнения в этом вопросе: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых » {Исход 33: 20}.

У нас нет никаких оснований, идти этим путём. Ну, зачем, например, библейскому Богу ноги, если ходить ему было просто негде: твердь (и земную и небесную) он создал сам буквально только что, а до этого бесконечные миллиарды лет он что с ногами делал? Учился шнурки завязывать? Задумайтесь немного и убедитесь сами: глаза, уши, рот, органы пищеварения, размножения и так далее - абсолютно бессмысленны применительно к Богу. Не лучше ли было авторам Ветхого Завета полагать иначе: Бог, как существо разумное, и ноги-то приделал человеку потому лишь, что заранее предвидел необходимость в перемещении человека по только что созданной им тверди?

Так что, образ Божий - это ни что иное, как отголоски первобытного антропоморфизма: всем силам, оказывавшим хоть какое-нибудь воздействие на человека, первобытные люди издревле придавали свои черты характера, свою логику, а значит, и свой внешний вид. А как иначе? Придумывать какого-нибудь монстра? Впрочем, и такое бывало - и появлялись многорукие, многоликие, звероподобные и так далее божества, мышлению которых, тем не менее, придавались человеческие черты….

Да и христиане не согласны с Ветхим Заветом: «Бог есть дух » {Иоанн. 4: 24}. Дух - это, конечно, покруче будет: пойми поди что это такое и как представить себе его, бестелесного? А потому - договоримся сразу: раз уж мы ничего не знаем по данному вопросу, то и выдумывать ничего не будем. Пока мы можем лишь предположить, что человек не может представить себе внешний вид Бога по самой элементарной причине: ввиду отсутствия у Бога тела. Вот когда получим ответ на главный вопрос, тогда, возможно, и вернёмся к этому разговору.

Боги религий откровения близки к представлению Аристотеля, который полагал, что Бог - нечто вроде полководца, взирающего на сражение и направляющего его развитие со стороны, с высокого места. Непосредственно в самой схватке такой полководец (Бог) участия не принимает, но войска (мир) руководствуются его указаниями. Если всерьёз рассуждать о таком Боге, то непременно придешь к образу дедушки на облаке. Именно таким и предстает перед нами Господь Ветхого Завета: «И сказал Господь… сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, … узнаю » {Бытие, 18: 20,21}. Или: «И услышал Бог стенание их и вспомнил Бог Завет Свой …» {Исход, 2: 24}. Но так можно описывать лишь дряхлого старика - разве не слышится в этих цитатах кряхтенье и ревматический скрип суставов? Такой Бог слишком неповоротлив и уж точно не всеведущ, да ещё и с признаками склероза. Докричаться до него, дождаться от него какого-либо сочувствия, сопереживания, а тем более справедливости - дело весьма проблематичное.

Раз уж попалось на язык всеведение Бога, давайте поговорим об этом понятии подробнее - в качестве примера.

Христиане, внешне не отвергая приведённых выше фраз Ветхого Завета, тем не менее, возражают: «А молясь, не говорите лишнего… ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него » {Матф. 6: 7-8}. Такое понимание Бога намного лучше согласуется и с другими религиями и с интуитивным пониманием Бога человеком. Вот только… Вас ничто не настораживает? А Вы прочтите последнюю цитату два раза… Ну конечно! Фраза лишена логики: если Бог и так знает все наши нужды, то молитва теряет всякий смысл, результатом такой молитвы может быть только отповедь: «Без тебя знаю »! Получается, что молясь, верующие уверены: Бог не знает о том варианте жизни, который предпочтителен для человека. Значит при таком подходе к понятию «всеведение» молитва есть ни что иное, как попытка подтолкнуть Бога под руку, смухлевать! Что-то здесь не так…

И в самом деле, разве не честнее полагать, что молитва будет иметь смысл лишь в том случае, если:

* у Бога есть варианты жизни человека и Ему всё равно, какой выбрать;

* человек имеет возможность «уговорить» Бога, а точнее говоря - заставить (как ни нелепо это звучит) выбрать нужный ему вариант;

* Бог имеет возможность, поддавшись «уговорам» человека, изменить свои первоначальные планы в отношении данного индивидуума.

Конечно, при таком подходе всеведение Бога ограничено: очевидно, что Он не ведал заранее о варианте, который окажется предпочтительным для человека. Но это ограничение единственное и оно достаточно мало, чтобы не отбрасывать понятие всеведения как непригодное. Нет, можно, конечно, предположить и такое: Бог ведал абсолютно обо всём - и о том, что человек попросит, и о том, как Бог ответит и так далее. Только это уже близко к бреду: фактически это будет означать, что Бог сам у себя просит, сам себе отказывает, словом, сам с собой играет в какую-то игру, в которой человек участвует в качестве мячика.

В каком виде дать определение Бога? Не вижу ничего более естественного, как воспользоваться путём, проторенным богословами - с тем отличием всё же, что богословы никогда не пытались заниматься доказательствами (ограничиваясь толкованиями), а я для себя считаю необходимым доказывать свои утверждения. В «Законе Божiем» перечислены следующие «понятiя о существе и основныхъ свойствахъ Божiих»:

- Дух, живой, самобытный, Сущий, вечный, неизменяемый, вездесущий, всеведущий, всемогущий, всеблагой, премудрый, всеправедный, вседовольный, всеблаженный .

Я уже показал, что с всеведением здесь не всё ладно. Не хотелось бы навязывать читателю свои суждения об остальных понятиях, предлагаю подумать над ними самостоятельно, однако вкратце скажу: какие-то из этих понятий я не воспринимаю, например, «дух» или «всеблаженный» - в них явно просвечивает тысячелетняя борьба за догматы и от разумных объяснений они бесконечно далеки. Какие-то понятия я категорически отрицаю, например, «неизменяемый» или «вседовольный» - в дальнейшем Вам станет понятным, почему. Какие-то понятия я считаю бессмысленной лестью, например «премудрый» или «всеправедный». Но с некоторыми не могу не согласиться и готов характеризовать Бога с помощью понятий:

Вездесущий, всеблагой, всеведущий, всемогущий.

Такая характеристика хороша тем, что она прекрасно согласуется с интуитивным представлением человека о Боге. Я не вижу противоречий этим понятиям и в других религиях. Считаю целесообразным расшифровать каждое из понятий, чтобы у нас с Вами не осталось никаких недомолвок. Итак, я полагаю, что интуитивно люди называют Богом некую активную силу, обладающую следующей совокупностью признаков:

* Вездесущий: Бог ни на мгновение не оставляет человека в одиночестве, без своей поддержки, где бы тот ни находился;

* Всеблагой: целью и смыслом существования Бога является сохранение и совершенствование человека и как индивидуума и как вида;

* Всеведущий: Бог знает всё без исключения о человеке (о каждой секунде его жизни, о каждой мысли, о каждом движении души);

* Всемогущий: Бог может удовлетворить любую потребность человека; Бог имеет возможность и власть карать человека за дурные поступки (или даже мысли).

Я ничего не забыл? Конечно, слово «власть» Бога здесь следует понимать в абсолютном смысле, то есть Бог имеет возможность назначить наказание и силу привести назначенное в исполнение. Особо подчеркну, что в перечисленных признаках для Бога нет разницы между мыслями и поступками человека - только так и можно обеспечить всеведение. На мой взгляд, очевидным является то, что приведённое определение должно работать по отношению к любому человеку. Настаиваю, именно к любому, так как оно не опирается ни на какие расовые, национальные, религиозные обычаи или физиологические особенности.

И ещё одно замечание. Под вездесущностью Бога в религиях, использующих это понятие, подразумевается, что Бог как бы растворён в мире и находится везде понемногу, безо всякой связи с человеком. Но, как будет показано далее, Бог - понятие субъективное и без связи с человеком не существующее. Поэтому в принятом определении понятие «вездесущность» и трактуется как постоянное пребывание в неразрывной связи с человеком.

Если указанная совокупность признаков является исчерпывающей и если нам с Вами удастся описать Нечто, что обладает указанной совокупностью, то придется признать, что мы описали Бога. Я понимаю, что уже первое из упомянутых «если» даёт кому-то возможность сказать: «Ага! Вот тут-то ты и попался!». Мысль вполне правомерная и желающие могут закончить чтение («Бред!»); надеюсь, что таковые уже отсеялись.

Я сознательно старался не сокращать количество признаков. При внимательном их рассмотрении может оказаться, что некоторые признаки целиком входят в другие (а, в конечном счёте, всё можно свести к одному - двум). Однако мне хочется указать именно те признаки, которые находятся, что называется, «на слуху», чтобы избежать лишних вопросов и не отсылать читателя к более внимательному чтению и философскому осмыслению прочитанного. Может быть, какие-либо признаки и можно добавить (и даже наверняка, если заняться углублением понятий), но, по моему мнению, и предложенные признаки обладают достаточной полнотой и не должны вызывать недоумения или неприятия ни у кого. (У христианской церкви, кстати, тоже, ведь в их основе лежат как раз христианские понятия о Боге, разве что, она должна будет признать их недостаточными).

Впрочем, полагаю необходимым сразу же рассмотреть ещё один, пусть и спорный для мировых религий признак, но также находящийся «на слуху»:

* Создатель

Напомню, что во всех теистических религиях этот признак понимают так: Бог есть некое потустороннее, то есть, не принадлежащее к земному миру существо высшего порядка, которое способно из ничего создавать что угодно. И существо это, со старанием и тщательностью вылепило из нужных материалов, тут же и созданных Им, весь окружающий мир: каждый электрон в атоме, каждый листочек на дереве, каждую гору на Земле, каждую звездочку во Вселенной. И не просто вылепил, но и придумал для каждой детали мира, для каждой его частицы, свой закон поведения и развития на миллиарды лет вперёд - до неизвестного нам предела, непрерывно отслеживая точность выполнения всех придуманных Им законов.

Это - фантастика и Вы напрасно подумали, что я возьмусь такое доказывать. Это только на первый взгляд такое толкование просто распространяет упомянутую выше характеристику Бога « » с человека на природу. На самом деле, при этом происходит выход за рамки природы - в область фантазии, - поэтому согласиться с таким толкованием я никак не могу. Да Вы сами попробуйте представить себе: что значит «вездесущ, всеблаг, всеведущ и всемогущ » по отношению, например, к камню или к скале на берегу моря? Именно такое толкование и порождает неопределенность и возможность «хитрых» вопросов вроде: «А может ли Бог создать такой камень, который Он не сможет поднять ?», когда любой ответ умаляет Бога, низводя его до уровня фокусника.

Тот, кто твердо и последовательно стоит на том, что всё в мире кем-то создано, неизбежно должен будет искать ответы и на такие вопросы, как: «Кто создал Создателя?», или «Что было, когда ничего (и никого) не было?». Возникает своего рода «эффект матрёшки», когда естественный ответ (Создателя создал сверх-Создатель) несет в себе новый аналогичный вопрос и так до бесконечности. Если же принимается ответ, что Создателя никто не создавал, и Он существовал бесконечно, то совершенно очевидно, что в таком случае бесконечно может существовать и многое другое - в Создателе просто нет нужды. Нет принципиальной разницы между бесконечным существованием Создателя и бесконечным существованием материи и жизни - в известном смысле это аналоги.

Несколько облегчает мою позицию тот факт, что понятие «Создатель» не является бесспорным для человечества. Прочтите, например, ещё раз главку «Буддизм», - едва ли не треть населения планеты - более полутора миллиардов людей - не считают, что жизнь кем-то создана! Это миры создаются и погибают, но жизнь в сансаре безначальна. И разве мы вправе заранее, до своих рассуждений, принять: мол, эти заблуждаются, а вот эти - нет? Разве не разумнее считать такие положения просто спорными? Может быть, этот довод для кого-то и неубедителен, но я пытаюсь построить теорию Бога на основе таких положений, которые могли бы быть приемлемы для любого человека.

Оставаться на той позиции, что разрабатываемая теория должна отвечать всем требованиям всех известных религий, как мы уже выяснили, невозможно в силу противоречивости этих требований. Поэтому приходится снижать уровень требований, то есть - отбрасывать несовпадающие требования всех религий до такого уровня, который окажется приемлемым для всех - что-то вроде очистки ореха от шелухи. Именно этот уровень и соблюден в предложенном определении Бога. В конце концов, если кого-то эти доводы не удовлетворяют и у него остается «впечатление незавершенности», то возможно и такое понимание: эта теория работает при таких-то (установите сами для себя - каких) ограничениях. Но я с этим не согласен, ибо, как говорили древние: «Опыт - критерий истины», а мой опыт указывает мне на справедливость предлагаемой теории.

В качестве примера приведу «потери» православия. Если из православия даже совсем изъять Создателя, то прочтение первого члена символа веры будет единственным(!) изменением. Тогда первый член символа веры будет ограничен словами: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя », а остальную часть: «Творца неба и земли, всего видимого и невидимого » можно просто опустить. Ну и велики ли потери?! Нет-нет, я не настолько наивен, чтобы рассчитывать на согласие Церкви. Я же сказал: в качестве примера.

И ещё одно соображение. Все религии, в которых существует Создатель, Творец, вольно или невольно должны признавать, что появление человека - лишь случайный каприз, лишь мимолетная прихоть игры воображения Создателя. Наверное, следует предположить, что Бог-Создатель занят какими-то очень важными, неизвестными нам делами и на досуге, в порядке отдыха, когда стало ему скучно, вылепил небо, землю, человека, клопов, комаров… Примерно так это и выглядит в Ветхом Завете. Ну, а если так, то с какой стати такой Бог будет вникать в жизнь, беды и мысли каждого отдельного индивидуума из неисчислимого количества живых организмов? У него что, нет других, более важных дел или много свободного времени?

Не разумнее ли (да и не желаннее ли) предположить, что единственным занятием Бога является забота о человеке и человечестве, а в более широком смысле - забота о жизни ? Что Бог и существует-то лишь постольку, поскольку существует человек? Кстати, христиан я могу просто отослать к словам Иисуса: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых » {Матф. 22: 32, то есть вне жизни человека Бога не существует - второго Бога христианство не допускает! В который раз убеждаюсь, что не зря утверждали древние: «Читайте только Библию - в ней есть всё ». Приводимые в Библии сентенции столь противоречивы, что можно найти подтверждение любой мысли, какой бы странной, даже невероятной, она ни была…

Такие соображения заставляют иначе взглянуть на понятия «Создатель», «Творец», «Демиург» - я не могу просто отмахнуться от этих понятий, назвав их вздором, и полагаю себя обязанным внести в этот вопрос ясность. Ну, пусть не абсолютную ясность, пусть это будет моё личное мнение. Вопрос о том, «откуда всё взялось», безусловно, имеет право на существование, но я не думаю, что есть необходимость объединять Создателя и Бога в единое целое. Поясняю: Бог есть понятие, которое родилось в воспалённом мозгу существа, обладающего достаточно развитым интеллектом - человека. И понятие это человек до сих пор не отождествил ни с одним реально существующим физическим объектом. Это понятие субъективное и так или иначе связанное с самим человеком; это сила, определяющая и наполняющая смыслом жизнь человека, это то, что отличает его от животных и растений.

В Создателе же люди обычно видят источник появления окружающего человека мира, то есть это понятие объективное. Это понятие является последним ответом на вопрос: «а откуда взялось …», когда исчерпаны все мыслимые аргументы, то есть Создатель - это аналог ответа «не знаю ». Конечно, человек всегда ощущал себя частицей окружающего мира и в этом смысле полагал и себя объектом созидания. Не могу отрицать: процесс созидания человека, несомненно, не только был, но и продолжается в настоящее время. Так же, как существует процесс созидания (читай - развития) Солнца, Земли и так далее. Вот только процессы эти очень уж не похожи на описания Ветхого Завета.

Уже на основании только что приведённых рассуждений для меня очевидным является то, что понятия Бог и Создатель синонимами не являются, а значит, и не взаимозаменяемы. Полагаю, что настоящим Создателем, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это понятие, является процесс эволюции Вселенной. Только какой нам прок от такого понятия «Создатель», если оно не оказывает нам реальной помощи в попытке «объять необъятное »? Выход известен издревле: чтобы проблему решить, её надо разбить на отдельные задачи, которые можно решать самостоятельно. Так и поступим. Будем предполагать, что Земля создавалась отдельно, а жизнь на ней - отдельно. Это позволит нам ввести в действие того Создателя, который более всего нас интересует, и который и будет фигурировать в дальнейшем: Создателя жизни и человека. Но, на всякий случай, не будем забывать, что процесс эволюции един и наше разделение искусственно.

А теперь я попробую отделить Бога от Создателя по такому простому признаку: Бог - для разумных существ, Создатель - для всех остальных (живых). Иными словами, Бог «появляется» и подхватывает эстафету Создателя только с появлением человека разумного, то есть, понятие «Бог» является частным случаем общего понятия «Создатель». Подчеркну, опять же, что и тут моё мнение в какой-то мере совпало с мнением религий откровения, которые отказывают животным в душе и Боге, но не в Создателе. Можно было бы и совсем отделить Бога от Создателя, но очень уж привыкли все к объединению этих понятий, да и не вижу я принципиальных нестыковок в объединенном понятии. Впрочем, поговорим об этом позже. Надеюсь, я достаточно ясно изложил свой взгляд на отличие Бога от Создателя. Обстоятельный разговор о Создателе у нас впереди и я остановлюсь на нём подробнее в отдельной главе.

познакомиться со свойствами Божиими

Задачи:

  • осознать непостижимость существа Бога
  • познакомиься со свойствами Божиими, уметь их пояснить

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.2. Глава 1.
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Глава «О первом члене Символа Веры».
  3. Успенский С.М. Катехизис в рассказах. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

Дополнительная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Глава «Первый член Символа Веры».
  2. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Главы «Свойства Божии», «О первом члене Символа Веры».
  3. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. Главы «Верую во единаго Бога…», «...Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М., 2002. Часть 1. Урок 4.
  5. Захарова Л.А. Православный катехизис. Конспект учителя. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.
  6. Захарова Л.А. Тесты. Вертоград. 2-е изд. – М.: Ока Книга, 2013.

Ключевые понятия:

  • Бог есть Дух
  • Бог есть любовь

Словарь урока:

  • Единство Божие
  • Свойства Божии
  • Вечность
  • Неизменяемость
  • Вездесущие
  • Всемогущество
  • Всеведение
  • Всеблагость
  • Всеправедность
  • Вседовольство
  • Всеблаженство
  • Премудрость

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Как можно узнать Бога?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации , беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Просмотр передачи «Кто такой Бог?» Обсуждение увиденного.

1) Кто такой Бог?

Однажды языческий царь, Гиерон, спросил своего знаменитого мудреца, Симонида: «Скажи мне, мудрец, что такое Бог»? Мудрец ответил царю: «Дай мне один день на размышление, и тогда я дам тебе ответ». День прошёл, и царь пожелал услышать ответ, но мудрец сказал ему: «Дай мне два дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Когда прошли и эти дни и царь с уверенностью уже ожидал ответа, Симонид сказал: «Дай мне четыре дня на размышление, и по прошествии их, я дам тебе ответ». Но прошли и эти дни, а Симонид по-прежнему не давал царю желанного ответа. Он все продолжал откладывать его, требуя всякий раз на размышление времени в два раза больше, чем сколько дано было ему в предыдущий раз. Царь, наконец, нетерпеливо спросил, что означают эти постоянные отсрочки? Мудрец сказал: «Царь, чем более я размышляю о существе Божием, тем менее понимаю его. Существо Его непостижимо». Мы христиане можем ответить на этот вопрос иначе.

2) Свойства Божии

Существо Бога непостижимо и для нас, но из слова Божия мы знаем о свойствах Божиих и можем дать иной ответ, чем тот, который дал языческий мудрец. Ответ этот заключается в трех словах, сказанных святым апостолом Иоанном Богословом: «Бог есть любовь » (1Ин.4:8). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога.

Бог открыл нам о Себе, что Он – бестелесный и невидимый Дух (Ин.4:24).
Это значит, что Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы имеем), и ничего не имеет в Себе такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.
Для объяснения приведем пример из нашего земного мира. Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.
Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.
Бог сказал Моисею: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых » (Исх.33:20). Если солнце нас ослепляет своим блеском и мы не можем смотреть на это Божие творение, чтобы не ослепнуть, то тем более на сотворившего его Бога. Ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы » (Ин.1:5), и живет Он во свете неприступном (1 Тим.6:16).

Бог вечен . Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится. В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец. Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет .

Бог – Всемогущий . В Священном Писании Он назван Вседержителем , так как Он все держит в своей силе и власти.

Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый. Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24:13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».

Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.

Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного всеприсутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя » (Пс.138:8-10).

Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу » (Пс.103:13-14).

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

3) Стихотворение «Бог есть Дух» Я.Грот

– Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
– Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... – Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.

Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он – Дух; Его престол – весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.

4) Стихотворение «Свойства Божии». Священник А. Феодосьев

Бог – вечный Дух и беспредельный,
Он – самобытный, неизменный,
Всеведущий и вездесущий,
Он – всеблагой и всемогущий,
Всеправедный, всесовершенный,
Он – вседовольный, всеблаженный.

5) Рассказ «Вездеприсутствие Божие». А. Царевский

– Мама, как нужно жить, чтобы постоянно чувствовать вездеприсутствие Божие?.. – спросил один мальчик свою мать. – Я не совсем понял этот урок.

– Я объясню тебе это так, – ответила мать, – как слышала сама в детстве. Слушай!

Живи, дитя мое, всегда так, как будто ты видишь всегда перед собой Бога.

Не делай ничего такого, чему не желал бы ты иметь свидетелем Господа.

Не говори ничего, что не сказал бы ты вслух перед Богом.

Не пиши ничего такого, что ты стыдился бы показать Богу.

Не ходи никогда туда, где бы ты не надеялся увидеть Господа.

Не читай такой книги, про которую ты не желал бы, чтобы Господь спросил: «Покажи-ка Мне ее».

Никогда не проводи свое время так, чтобы ты мог бояться вопроса: «Что ты делаешь?» – или слов: «Как тебе не стыдно!»

6) Рассказ «Всемогущество Божие». А. Царевский

Некогда в Дании царствовал король Канут, которого называли «великим владыкой морей».

Однажды Канут стоял на морском берегу, окруженный своими приближенными. Они превозносили могущество короля, говорили, что он справедливо зовется повелителем морей и что для него нет ничего невозможного на земле, ибо он всемогущ.

Слушая такие речи, король сказал:

– Принесите мне мое кресло и поставьте здесь, на краю скалы.

Кресло принесли, царь сел и опять стал глядеть на море.

Между тем, поднялся ветер, и волны с шумом стали набегать на берег.

– Не смей подходить ко мне, море! – грозно крикнул Канут. – Ведь оно должно исполнить мою волю, не так ли? – спросил царь придворных.

Те молча поклонились царю в знак согласия.

– Так подойдите ко мне, друзья, ближе.

Придворные подошли.

А буря на море разыгрывалась все сильнее и сильнее. Волны, как бешеные, кидались на берег. Трусливых придворных разбирал страх, но отойти они боялись, а король сидел и будто ничего не замечал. Но вот одна волна так сильно ударилась о берег, что окатила всех водой. Придворные закричали от страха и отскочили назад.

– Как вы можете, стоя подле меня, бояться моря? – спросил царь. – Разве не сами же вы сказали, что я – повелитель морей и ветров?

Придворные молчали.

Тогда Канут встал и, указывая на себя, сказал:

– А там ваш Бог... Если бы Канут был на самом деле всемогущим повелителем моря, тогда оно повиновалось бы ему. Есть только единый Истинный Бог, Который всемогущ и Которому повинуются и ветры, и моря, и люди, и всё Им созданное.

Проверочные вопросы:

  1. Кто же такой Бог?
  2. Какие свойства Божии?
  3. Почему мы называем Бога Духом, вечным, неизменяемым, всемогущим, вездесущим, всеведущим, всеблагим, всеправедным, вседовольным и всеблаженным?
  4. Почему мы называем Его Творцом и Создателем?
  5. Почему мы называем Его Вседержителем, Владыкою, Царем и Промыслителем?
  6. Как можно узнать Бога?
  7. Почему мы говорим, что «Бог есть любовь»?

Бог — Творец вселенной, Отец наш Небесный. Бог есть Чистейший Всесовершеннейший , выше и совершеннее Которого никого и ничего нет и быть не может.

Святость

Святость Божья () выражается в том, что Бог абсолютно чужд какого-либо зла, неизменно пребывает в нравственной чистоте, действует на основании совершенных побуждений к Добру, одобряет в разумных созданиях то, что соответствует Его заповедям и закону и осуждает то, что противоречит Добру.

Благость

Благость Божья () есть такое существенное свойство, согласно которому Бог Сам в Себе - беспредельное Добро, желает и подаёт всем Своим творениям столько добра, сколько каждое может воспринять в соответствии с естественными и индивидуальными способностями.

Применительно к разным случаям и обстоятельствам благость Божия обозначается особыми наименованиями: щедрость, милость, прощение, освящение и т. д.

Праведность

Праведность Божья () состоит в том, что Бог и Сам всегда действует в рамках Добра, и требует от разумных созданий исполнения нравственного закона; не лицеприятно оценивает их мысли, намерения и поступки, воздаёт каждому по делам.

Свойства чувств (ощущений) Божьих

Любовь

Божественная любовь проявляется в вечной безграничной любви Лиц Пресвятой Троицы к Себе и Друг к Другу; в любви ко всем творениям (даже ко грешникам). Кроме того Бог, как Бог Любви, Бог-Любовь (), способствует проявлению любви в тех из Своих созданий, которые обладают способностью любить.

Всеблаженство

Всеблаженство Божие состоит в том, что будучи беспредельным, всесовершенным, Бог не имеет ни в чём недостатка, никогда не испытывал и не испытывает ощущений внутренней неудовлетворенности; непрестанно пребывает в состоянии безграничной внутренней радости, счастья, довольства ().

Согласно определению, данному Апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, Бог есть любовь. Но Бог есть любовь не потому, что Он любит мир и человечество, то есть свое творение, – тогда Бог не был бы вполне Собой вне и помимо акта творения, не имел бы совершенного бытия в Себе, и акт творения был бы не свободным, но вынужденным самой «природой» Бога. Согласно христианскому пониманию, Бог есть любовь Сам в Себе, потому что бытие Единого Бога – это событие Божественных , пребывающих между собой в «вечном движении любви», по слову богослова VII века преподобного .

«В () Господь открывает Свое имя как «Сущий» – по-славянски «Сый». Вот как толкует значение этого имени свт. (цитата эта встречается в двух Словах свт. Григория, 38 и 45): «Сим именем именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия.»
(Догматическое Богословие. Курс лекций)

«Помятуй о Боге, чтобы Он всегда памятовал о тебе».
св.

Бог наш бестелесный и невещественный, и потому Дух наичистейший. Так свидетельствует о Нем Святое Писание: «Бог есть Дух» (). Если Святое Писание приписывает члены тела, то не Ему собственно приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости понимания нашего, поскольку мы не можем иначе понять Его действий, проявлений Его силы. Так, руки, Ему приписываемые, означают Его всемогущую силу, очи – всевидение Его, уши – слышание всего, так как от Него ни слово, ни дело, ни наше сердечное помышление не утаятся – как всех людей, так и всякого человека: что делал, говорил, мыслил, и с какой целью делал это, и что делает, говорит и мыслит, и с какой целью, и что будет делать, говорить, мыслить, и с какой целью все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все что хочет творит единым желанием и мановением. Не имеет очей, но все творящееся и в сокровенных местах, и в глубине сердца наблюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, голос, пение плохое и хорошее слышит.
Слово Божие являет нам Бога единосущным, но Триипостасным, непостижимым, и потому не надо Его испытывать. Слово Божие являет Его всемогущим, и потому надо искать помощи у Него одного. Слово Божие являет Его промышляющим обо всем, и потому надо на Него надеяться. Слово Божие являет Его неложным, и потому надо Ему несомненно веровать. Слово Божие являет Его праведным и воздающим каждому по делам его, и потому надо Его бояться. Слово Божие являет Его великим, и потому надо пред Ним смиряться. Слово Божие являет Его вездесущим и наблюдающим все дела, слова и помышления наши, и потому надо ходить пред Ним со всяким страхом и осторожностью и делать, и говорить, и думать угодное воле Его. Слово Божие являет Его преблагим, и потому надо любить Его. Слово Божие являет Его милостивым к грешникам кающимся, и потому надо приходить к Нему с покаянием и сожалением. Слово Божие являет Его грядущим судить живых и мертвых, и потому надо готовиться к суду Его.
святитель

Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть, Сущность предвечная, неведомая и Ангелам, ибо бытие Твое они познают от Тебя. Ведь Ты назвал Себя Самого Сущим (), это мы и зовем Сущностью, ипостасью, вонпостасным именуя Того, Которого никто никогда не видел, Триипостасного Бога, единое безначальное Начало. Иначе как посмеем мы назвать Тебя Сущностью или прославлять в Тебе три раздельных ипостаси? И каково соединение, кто это совершенно постигнет? Ибо если Отец в Тебе и Ты во Отце Твоем, и от Него происходит Святой Дух Твой, и Сам Ты, Господи, и Дух Твой, Дух же Господом назван и Богом моим, и Отец Твой есть Дух и называется Духом, то никто ни из Ангелов, ни из людей никогда не видел, не созерцал этого и не познал. Да и как изречь это? Как выразить? Как дерзнуть назвать разделением или соединением, слиянием или смешением, или растворением? Как единое (назвать) тремя и триединым? Поэтому, Владыко, на основании того, что Ты сказал и чему научил, всякий верный верует и славословит державу Твою, так как все в Тебе совершенно, непостижимо, неведомо и невыразимо для Твоих созданий. Ибо непостижимо уже бытие Твое, так как Ты существуешь несозданным, равно как и родил Ты (несозданно). Да и как созданный уразумеет образ бытия Твоего или Рождение Сына Твоего, Бога и Слова, или исхождение Божественного Духа Твоего? Чтобы и соединение Твое он познал и разделение постиг и изучил? Никто еще не видел ничего из того, о чем я сказал…
Но Ты Сам в Себе Самом существуешь как один Бог Троица. Один, зная Себя Самого, Сына Твоего и Духа, и Ими одними познанный, как соестественными. Прочие же видят как бы лучи солнца, проникающие в дом, и то, если у них хорошее зрение,- солнца же этого совершенно не видят. Так видят очищенным умом свет Славы Твоей и озарения Твои от всей души ищущие Тебя. Каков же Ты по существу и как Ты родил однажды или вечно рождаешь и не отделяешься от Рождаемого от Тебя, но Он весь в Тебе, все наполняющий Божеством? Ты же, Отец, весь пребываешь в Самом Сыне и имеешь исходящего от Тебя Божественного Духа, всеведущего и все исполняющего, — как Бог по существу и Он не отделяется от Тебя, ибо от Тебя истекает. Ты – источник благ, всякое же благо – Сын Твой, через Духа уделяющий и Ангелам, и людям достойно, милосердно и человеколюбиво. Никто, никогда ни из Ангелов, ни из людей не увидел или не познал бытия Твоего, ибо Ты – несозданный. Ты сотворил все, и может ли сотворенное Тобою знать, как Ты рождаешь Сына Твоего и как всегда источаешь? И как происходит от Тебя Твой Божественный Дух? И Ты отнюдь не рождаешь когда-либо, родив, конечно, однажды. Но источая – Ты не потерпел оскудения или умаления, ибо Ты пребываешь преисполненным, неоскудевающим, превыше всего, наполняющим Собою мир, видимый и мыслимый, и в то же время находишься вне видения и мышления. Боже мой, совершенно не допуская ни приращения, ни убавления, всегда пребывая недвижимым, проявлениями Своими – Ты в вечном движении. Ибо и Ты, Отец, непрестанно действуешь, и Сын Твой содействует спасению всех и Промыслом Своим усовершенствует, содержит, питает, животворит и возрождает Духом Святым. Ибо как Сын видит Отца творящим, так же и Сам творит, как сказал Он (

В книге подробно рассматриваются догматические вопросы, связанные со Святой Троицей, учением о Боге и Его бытии, Его свойствах и т. д. Утверждается истина бытия Божия, Богооткровенность догмата о Пресвятой Троице и состав церковного учения о Ней.

УЧЕНИЕ О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ

Мы уже знаем, что познаваемой в Существе Божием является Его сторона, которой Он проявляет Себя в мире; отображенное в мире и изображенное в Откровении составляют то, что доступно нашему разумению. Таким образом, учение о Существе Божием является собственно учение о свойствах Существа Божия, насколько они могут быть познаны нами. На основании лишь этих свойств человек и может составить некоторое понятие о Боге с целью приблизить к своему разумению непостижимое существо Божие.

Объективное значение свойств Божиих

По ясному и несомненному смыслу Откровения, в мире, – хотя в слабой степени, однако действительно, а не призрачно – отображается то, что существует в Боге – Его присносущная сила и Божество. Созерцаемое, познаваемое в этом мире есть не какой-либо призрак, имеющий значение для одного только земного ограниченного наблюдателя, а хотя слабое и темное но тем не менее вполне действительное отображение Существа Божия. То, что мы знаем о Боге, имеет о Нем действительное основание и находится с Ним в известного рода внутреннем соотношении. Откровение как Ветхого, так и Нового Завета указывает свойства Божии твердо и решительно, не подавая никакого повода к тому, чтобы считали их чем-то лишь воображаемым или существующим в одной мысли человеческой, то есть не имеющим ничего соответствующего в самой природе Божией. Мы знаем ряд мест Священного Писания, в которых Сам Бог, говоря от Своего Лица, указывает на те и иные Свои свойства. В Ветхом Завете Он указывает на самобытность, вечность, неизменяемость, неизмеримость и так далее. Так, например, Он говорит: «Аз есмь Сый» (Исх. 3, 14) . «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» (Мал. 3, 6) . «Живу Аз во веки» (Втор. 32, 40) . «Еда небо и землю не Аз наполняю» (Иер. 23, 24) . Явным образом в Новом Завете Сам Иисус Христос называет Бога Духом, указывает на Его самосущие всемогущество, благость, святость и др. Эти слова, даваемые от Лица Бога, имеют, конечно, совершенно определенное, прямое содержание. «Если Бог по истине есть, – говорит святитель Григорий Нисский, – то Он необходимо должен быть таким, каким изображается [в Священном Писании] – и Судьею, и Царем, и всем тем, что, в частности, о Нем говорится».

По изображению Священного Писания, хотя мир представляет собою действительное отображение совершенств Божиих, но это отображение сравнительно с Существом Божиим настолько неясное и неполное, что нельзя отыскать в мире и мирских понятиях ничего такого, с чем бы Оно вполне достойно могло сравниться (Пс. 34, 10; Ис. 40, 18) . Необходимо, поэтому, приписывая Богу те или другие свойства, мыслить их в полнейшем отрешении от всего несовершенного конечного (Числ. 23, 19; Иов. 10, 4; Ис. 40, 28) , а также представлять их в высшем и в несравненно совершенном виде, чем какими они являются в мире.

Однако они указывают то, что прямо относится к Нему или находится в Существе Божием. «Нет ни одного имени, – говорит святитель Василий Великий, – которое бы, объяв все Существу Божие, достаточно было Его выразить. Из имен, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие, напротив, чего в Нем нет, но сими двумя способами, то есть отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога».

Святитель Григорий Нисский по этому вопросу рассуждает так: «Кто не знает, что Естество Божие есть едино, просто, несложно? Но так как человеческая душа, вращающаяся долу и облеченная в земное тело, не в состоянии разом обнять искомого (Бога), то она и восходит к непостижимому естеству многообразно и многочастно посредством многих умопредставлений и не может одною какою-либо мыслию постигнуть сокровенное».

Все свойства существуют в Боге так, что они представляют из себя одно бесконечное совершенство единого безусловно простого Существа.

Су щественные свойства Божии

Существенными свойствами Божиими, или иначе – свойствами Существа Божия, называются такие свойства, которые принадлежат самому Существу Божию и отличают Его от всех прочих существ. Эти свойства принадлежат всем Лицам Святой Троицы, составляющим едино по Существу, поэтому они называются еще общими свойствами в отличие от свойств личных, принадлежащих Каждому Лицу Божества порознь и различающих их между собою. Самобытность, вечность, всеведение и другие – общие свойства, принадлежащие и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Существо Которых едино. Нерожденность, рождение, исхождение – это личные свойства Божии, отличающие одно Лицо Святой Троицы от другого. Содержание учения о Существе Божием составляет учение именно об общих всем Лицам Святой Троицы свойствах.

По свидетельству Откровения и общечеловеческого религиозного сознания, Бог есть Существо всесовершеннейшее. Существу всесовершеннейшему принадлежит и бытие всесовершеннейшее, то есть такое, которое свободно от недостатков и ограничений, свойственных бытию несовершенному, ограниченному. Всесовершеннейшее же «Бытие» может мыслиться только как бытие духовное, обладающее самосознанием и свободою. Безграничная полнота бытия и духовность – наиболее общие и основные признаки в понятии о Боге. Все другие из усвояемых Богу свойств только более частным образом определяют или мысль о бытии, его полноте (например, самобытность, вечность, неизменяемость и др.) или духовность Божества (например, всеведение, святость, благость и др.) Свойства Божии, относящиеся к совершенствам Его бытия вообще, называются онтологическими свойствами Божиими, а свойства Бога как всесовершенного Духа – духовными.

Свойства Существа Божия как бытия всесовершеннейшего

(онтологические)

В Откровении мысль о полноте истинного и совершеннейшего бытия в Боге особенно наглядно выражается в наименовании Бога именем «Сый». Это Имя возвестил Моисею Сам Бог: «Аз есмь Сый. И рече: тако рече ши сыно м Израилевым: Сый посла мя к вам» (Исх. 3, 14) . «Сим именем, – объясняет святитель Григорий Богослов, – именует он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится […] Есть как бы некоторое море Сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве». Подобным образом святой преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Из всех имен, усвояемых Богу, кажется, самое собственное есть – Сый». Потому что Бог в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море Сущности.

Бог, как всесовершеннейший по Своему бытию, свободен от всех ограничений конечного бытия. Следовательно, Он есть Существо самобытное, ни от кого и ни от чего независимое по Своему бытию, независимое от случайных перемен или неизменяемое, независимое от всех условий времени и пространства. Таким образом, главные свойства Существа Божия, как бытия всесовершеннейшего, суть следующие: 1) самобытность; 2) неизменяемость; 3) вечность; 4) неизмеримость и вездеприсутствие.

Слово «Сый», Сущий, прежде всего указывает на свойство самобытности Божией.

1. Самобытность. Самобытность есть такое свойство, которое означает, что Бог не происходит ни от чего другого и не зависит по Своему бытию ни от какого другого существа; причину Своего бытия и условия Своего существования Он имеет только в Себе Самом. Для разума это свойство представляется столь необходимым в Боге, что без него мы и не можем мыслить Бога. Самобытность Бога необходимо предполагается и условностью конечного бытия. В мире все условно и преходяще: все вещи и существа, составляющие мир, основание и причину своего бытия имеют не в себе самих, а в некоторой вне их находящейся причине; каждая условливающая причина предполагает для себя новую причину, эта новая – дальнейшую, дальнейшая – опять новую и так далее. Этот ряд условностей и причин не может простираться бесконечно. Разум приходит к необходимости признать первую причину всего существующего и причину единую, которая бы ни от кого не получала своего бытия, а имела бы его от себя самой. Без признания ее существования все явления мира, наполняющие его существа и предметы, держались бы ни на чем, были бы беспричинны. Такою первою причиною, обусловливающею все существующее и имеющее существовать, может быть только Бог – Существо премирное, имеющее независимое от мира бытие. Священное Писание о самобытности Божией говорит совершенно определенно. «Аз есмь Сый», – так Сам Бог определяет Свое бытие, как бытие самобытное. Как бы пояснением этих слов Ветхого Завета служат слова в Новом Завете: «Аз есмь Алфа и Омега, нача ток и конец, глаго лет Господь, Сый, и И же бе, и гряды й, Вседержи тель» (Откр. 1, 8) . Особенно же сильно и ясно мысль о самобытности Божией высказывается в словах Спасителя: «Якоже бо Отец и мать живот в Себе, тако даде и Сынови живот име ти в Себе» (Ин. 5, 26) . Как такое самобытное Существо – Бог изображается в Священном Писании дающим всем «живот и дыхание и вся» (Деян. 17, 25) .

2. Неизменяемость. Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по Которому Он всегда пребывает постоянным в Своих силах, совершенствах и определениях. Это свойство нераздельно соединено в Боге с Его самобытностью, независимостью ни от каких других причин. В Боге поэтому немыслимы никакие случайные видоизменения в бытии, какие происходят в существах и предметах условных.

Так изображает Бога Откровение. Он Сам говорит о Себе: «Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся» (Мал. 3, 6) . По апостолу Иакову: «У Негоже несть премене ние или приложе ния сень» (Иак. 1, 17) . Эта мысль ясно выражается Псалмопевцем и Моисеем: «В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свие ши я, и изменя тся. Ты же Тойжде еси, и ле та Твоя не оскудеют» (Пс. 101, 26–28) .

Божие бытие есть жизнь. Внутренняя неизменность Бога сохраняется потому, что все разнообразные внешние действия Божии не случайны, ничем посторонним не вызваны и всегда Им предвидены.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин выражает сущность бытия Божия так: Бог Отец, рождая из Собственной Сущности одинаковое с Собою по естеству, рождает внутри Своей Сущности, а во вне рождает Сам собою вечно, нескончаемо и непрестанно, так что Сын всегда был и остается с Отцом и в Отце. Поэтому неизменяемость Божия нисколько не нарушается. Подобное рассуждение приложимо и по отношению к исхождению Святого Духа. В Существе самобытном и вечном это рождение и изведение являются самобытными и вечными, а потому никак не могут отражаться на свойстве неизменяемости.

Учение о неизменяемости Божией изъясняет воплощение Бога Слова в Лице Иисуса Христа. Учение древних отцов о двух естествах в Иисусе Христе при единстве Ипостаси разъясняет, что Божество в Иисусе Христе приняло в Свою Ипостась человечество, но не смешалось с ним в одно естество; поэтому Божество в Иисусе Христе осталось неизменным.

С неизменяемостью Божией связано творение мира. И отцами Церкви давался такой ответ: творение мира и мысль о мире существовали в уме Бога от вечности и притом мысль о мире, имеющем быть созданным во времени. «Разумна (ведомы) от века суть Богови вся дела Его» (Деян. 15, 18) . Творение мира, следовательно, есть осуществление вечной и неизменной мысли Божией. С другой стороны, творение мира не может отразиться на свойстве неизменяемости Существа Божия и потому, что оно (творение) есть внешний процесс Его деятельности. Бог не из Своего Собственного Существа произвел мир, а создал его через внешнее творческое действие Своей воли, которое не могло произвести никакой перемены в Его Существе.

Промышление Божие о мире совершается по предопределению Божию. Бог от вечности предвидел весь ход мировых событий, от вечности предопределил все Свое промыслительное воздействие на мировой порядок. Никаких непредвиденных обстоятельств, вынуждающих то или иное Божественное воздействие, в жизни мира нет. божественная десница неизменяема, всегда та же и также могущественна.

3. Вечность. Так как Бог в Своем Существе неизменяем, Он, в силу этого, не зависит от времени: оно же, будучи формой только изменчивого бытия, в отношении к Богу не имеет того значения, какое имеет для нас.

Таково именно и бытие неизменяемого Существа Божия, оно всецело и всегда одинаково, в каждое предположенное мгновение оно всегда равно Себе Самому, и потому для Бога нет ни начала, ни конца, ни прошедшего, ни будущего.

Отцы Церкви научали понимать вечность Божию не как сумму каких-то промежутков времени, а как одно постоянно и неизменно сбывающее настоящее. Святитель Григорий Богослов говорит: «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть, ибо слова: был и будет – означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а “Сый” пребывает всегда».

И Священное Писание ставит вечность во внутренней зависимости от неизменяемости Божией. В упомянутом выше (с. 66–67) обращении Псалмопевца к Богу (Пс. 101, 26–28) содержится ясная мысль о том, что лета Господни потому и не оскудевают, что Господь всегда пребывает Тем же неизменным, тогда как небо и земля, создание рук Его, напротив, изменчивы, преходящи, временны, имеют свой конец. Такой именно смысл имеют выражения о Боге от Лица Самого Бога: «Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь» (Ис. 41, 4) , «Аз есмь первый и Аз есмь в век» (Ис. 48, 12) . «Аз Есмь Алфа и Омега, начаток и конец […] Аз есмь первый и последний» (Ап. 1, 8, 17) . Эту же мысль о вечности Божией выражают обращенные к Богу слова Псалмопевца: «Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» (Пс. 89, 3) . Как возвышен Бог над известными у нас мерами времени, Писание показывает в наглядной форме, говоря: «Тысяща лет пред очима Твоима, Господи яко день вчерашний» (Пс. 89, 5) ; или: «Един день пред Господем яко тясяща лет, и тысяща лет яко день един» (2 Петр. 3, 8) . Эту же мысль выражает Священное Писание, называя Бога Царем веков (1 Тим. 1, 17) , таким Существом, Которое господствует над временами и управляет ими.

4. Неизмеримость и вездеприсутствие. Будучи независим от условий времени, Бог вместе с тем независим и от условий пространства, потому что оно составляет лишь другую форму конечного и изменчивого бытия. Подобно тому, как время является не чем-либо существующим независимо от вещей, а теми же самыми вещами с их преемственною изменчивостью, так и пространство представляет собой не что-либо существующее независимо от вещей, а те же самые вещи или предметы, но рассматриваемые не со стороны их продолжительности по бытию, а – протяжимости. Время определяет, что в них (предметах) бывает прежде и после, что составляет в них начало, середину и конец, а пространство показывает, что бывает вне или подле их и что составляет в них длину, ширину, высоту или глубину. Где же причина большей или меньшей протяженности вещей, образующей собою пространство? Она, эта причина – там же, где и причина их последовательной изменчивости, образующей собою время. И именно она находится в недостатке в них самобытности и во внутренней зависимости их по бытию от внешних, ограничивающих и совне, условий.

Понятно отсюда, как нужно мыслить Бога по отношению к пространству. Как Существо самобытное и независимое ни в чем ни от чего стороннего или внешнего. Он не может быть ничем ограничен, ни в чем не может быть заключен. Он – Существо, стоящее вне и выше всякой пространственности и измерения. Он – Существо необъятное, неограниченное и неизмеримое. Рассматриваемый же в отношении к миру, Он есть Существо вездесущее, то есть Он пребывает везде, всегда и всецело. В мире как физическом, как и нравственном, нет ни одного места, ни одного существа, во всех существах нет никакого состояния или действия сил, где бы Бог не присутствовал.

Откровение ясно говорит о неизмеримости и вездеприсутствии Божием. В Ветхом Завете Сам Бог говорит о Себе: «Еда небо и землю не Аз наполняю?» (Иер. 23, 24) . «Небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего?» (Ис. 66, 1) . Давид исповедует вездесущие Божие, говоря: «Ка мо пойду от Духа Твоего? И от Лица Твоего ка мо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси: Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 7–10) .

В Новом Завете мысль о вездеприсутствии Божием предполагается учением Спасителя, что поклонение Богу духом и истиною не может быть привязано к какому-нибудь определенному месту, но должно совершаться повсюду (Ин. 4, 21–23) . Апостол учит, что Господь недалеко от каждого из нас, «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян. 17, 28) и что Он «над всеми и чрез всех и по всех нас» (Еф. 4, 6) .

«Что Бог везде присутствует, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – мы знаем, но каким образом – этого не разумеем». Потому что нам известно только присутствие чувственное и не дано разуметь свойства Существа духовного.

Наш Катехизис учит: «Бог везде, но на небесах есть особенное присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам, в храмах есть особенное присутствие Его благодатное и таиснтвенное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими, являемое иногда в особенных знамениях» (1 чл.). В души верующих Он снисходит и вселяется Своею Благодатию – чрез слово ангельское и таинства.

Духовность Существа Божия

Говоря о Боге как совершеннейшей Сущности мы необходимо мыслим Его Существом духовным, бесконечным Духом, со всеми вещественными свойствами духовного бытия: сознанием, разумом, свободою.

Откровение и учит нас, что Бог есть чистейший всесовершеннейший Дух. Так, Бог изображается в Ветхом Завете как Существо, обладающее сознанием, разумом, волею. Ему усвояется всеведение, премудрость, святость, благость, правосудие и другие свойства духовно-личного бытия. Моисей дважды называет Его Богом духов и всякой плоти (Числ. 16, 22; 27, 16) , а о допотопном человечестве Сам Бог говорит: «Не и мать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6, 3) .

Огонь, дым, мрак, под образами которых в Ветхом Завете описаны Богоявления, были только символами, в которых Богу угодно было являть Свое присутствие людям, и не выражали собою самого Существа Божия.

В Новом Завете учение о духовности Божества раскрывается еще яснее. Здесь Бог прямо называется Духом. Спаситель в беседе с женою самарянкою сказал: «Дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4, 24) . Указывая на время повсеместного поклонения Богу, Спаситель тем самым выражает мысль о том, что Бог есть Дух личный, не ограниченный пространством, вездесущий, бесконечный. Спасителем выражена и та мысль, что Бог как Дух имеет нечто сходное с духом человеческим, обладает теми же духовными свойствами, только сообразными с его бесконечной природой. Это ясно из тех изречений Спасителя, в которых усвояется Богу знание, воля, деятельность, любовь и другие свойства, принадлежащие духовно-разумному личному существу.

Таково же учение и апостолов о духовности Божества. Святой апостол Павел, например, говорит: «Господь есть Дух: а иде же Дух Господень, ту свобода» (2 Кор. 3, 17) . Соединением мысли о духе с мыслию о свободе ясно показывается, что Бог есть Существо личное, свободно-разумное. Та же мысль преподается апостолами, когда Он называется ими Отцом духов (Евр. 12, 9) , невидимым, единым, имеющим бессмертие (1 Тим. 6, 16), а также, когда говорят о его разуме, воле, любви и других свойствах, принадлежащих только личному духу.

Первый член Символа веры

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым

- Ах, маменька, могу ли я
Когда-нибудь увидеть Бога
Среди Небесного Чертога?
- Но разве ты, душа моя,
Его не видишь беспрерывно
Во всем, что вкруг тебя живет:
В полете птички, в плеске вод,
В цветке, во всей природе дивной.
Когда, вставая иль ложась,
Сложивши ручки, ты читаешь
Свою молитву, всякий раз
Тогда у Бога ты бываешь,
Ты видишь Господа... - Но я
Желал бы, маменька, глазами
Его увидеть там, над нами,
Где рай, где бабушка моя.
Там, няня говорит, в сияньи,
В великолепном одеяньи,
В венце, на троне золотом
Непостижимый восседает;
Простерт хор Ангелов кругом
И в гимнах Бога восхваляет.
Вот там бы я когда-нибудь
Желал на Господа взглянуть.
Мой сын, будь добр и чист душой,
Тогда увидишь ты Его
Не под одеждою земной,
О, нет, прекраснее того,
Каким ты мне Его представил.
Он - Дух; Его престол - весь мир,
Которым Он любовь прославил,
Где вызвал жизнь на чудный пир.

Священник А. Феодосьев

У постели умирающей матери

Один священник присутствовал при последних минутах жизни матери малолетних детей.

С глубокой тоской умирающая смотрела на оставляемых ею малюток. Но добрый священник утешил ее, сказав:

Не скорбите, вспомните, что сказано в слове Божием о сиротах: "Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь воспринял меня..." Не сделает ли то же Бог и с вашими детьми?

Выслушав это, умирающая обратила свой молитвенный взор к Небу и проговорила:

Боже, святый и бессмертный, не оставь и моих детей!

Затем, уже спокойная, она продолжала:

Я оставляю своих сирот Богу, Который не может умереть.

"Скажи мне, родная, откуда все это берется,
Что в мире является нашим глазам:
И эти деревья, и речка, что быстро так льется,
И эти плоды, и цветы по лугам,
И птицы, и рыбы под влагой серебряной пруда,
И все, что стремится, живет и цветет, -
Откуда все это берется, скажи мне, откуда?" -
"Все это от Бога, мой ангел, идет". -
"Куда ж исчезает все это, скажи мне, родная:
И запах цветка, и сияние дня,
И сумрак ночной, и заря, и волна голубая,
И пламя погасшего в поле огня,
И звук отзвучавший, и все, что нам радость и бремя,
Все, все, что встречаем дорогой идя,
И слезы, и грусть, и улыбки, и самое время?" -
"Все к Богу, все к Богу уходит, дитя".

Непостижимость тайны Пресвятой Троицы

На африканском берету моря в городе Иппоне блаженный Августин писал книгу "О Святой Троице". Утомленный чрезвычайным напряжением ума, силившегося проникнуть в глубочайшую из тайн, великий писатель вышел на морской берег для отдыха. Наслаждаясь вечерним воздухом, Августин, однако же, не переставал думать о предмете своих исследований.

Вдруг он заметил отрока на берегу, который небольшой серебряной ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление.

Что ты делаешь? - спросил его блаженный Августин.

Хочу вычерпать море и вместить его в ямку.

Но это невозможно! - сказал Августин.

Разумеется, невозможно, но я скорее вычерпаю моей ложкой это море и вмещу его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неведомую тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу.

Как объясняют Святую Троицу

Однажды языческие мудрецы спросили у святого Константина Философа:

Как вы, христиане, разделяете Единого Бога на три Бога?

Не говорите напраслины, - ответил мудрец. - Отец, Сын и Дух Святой - не три Бога, а три лица единого Божества. Посмотрите на солнце, в нем три особенности: круг, сияние и теплота, и сравните это с Пресвятой Троицей. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от солнечного круга исходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и просветившего весь мир Евангелием. А теплота есть подобие Духа Святого, Который предвечно исходит от Отца. Итак, рассмотрите солнце и познаете Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех составляющих, но разделяется ли оно на три солнца?

Так и Пресвятая Троица, хотя и имеет три лица, однако не разделяется на три Бога.

Господь из земли сотворил человека
И вновь возвращает отжившего ей.
Единый Властитель вселенной от века
Всем людям назначил количество дней
И время их жизни и дал во владенье
И суши, и воды, и их населенье.
По образу их Своему сотворил,
Облек в Свою силу и крепость святую
И в каждую плоть перед ними вложил
И трепет, и страх, и покорность немую.
Чтоб было возможно господствовать им
Над птицей небесной и зверем земным,
Он дал им язык и способность мышленья
И зло от добра различать научил,
Дал слух, проницательность, разум, здоровье,
И око Свое Он в сердца их вложил,
Чтоб, видя величье и стройность творенья,
Немолчно Ему приносили хваленья.

Похожие статьи

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...

  • Солнце - это звезда или планета?

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы,...

  • Монгольское нашествие на русь

    Хронология 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва) 1242 г. Разгром князем...