Китайские правовое регулирование рекламной деятельности. Средства массовой информации китая Государственная политика в области СМИ

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Чжан Жун. СМИ и власть в Китае: проблемы взаимодействия: на примере анализа содержания газеты "Пекинская молодежь" : диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Чжан Жун; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов].- Москва, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/480

Введение

Глава I. СМИ КНР в условиях изменяющейся экономической системы 11

1.1. Переход на рыночные отношения в сфере СМИ КНР в конце XX века 12

1.2. Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации 18

1.3. Государственная политика в области СМИ 30

Глава II. Регулирование СМИ КНР в условиях глобализации 45

II. 1. Основные документы, регламентирующие свободу слова в Китае 49

II. 2. Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства 62

II. 3. Регулирование Интернета 75

Глава III. Газета как часть информационного пространства Китая 103

III.1. Состояние и развитие китайских печатных изданий в начале XXI века 104

III.2. Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь» 130

III.3. Изменения в прессе в новую эпоху 164

Заключение 170

Список источников и литературы 174

Введение к работе

Начало XXI века с резко усилившейся динамикой развития глобализационных процессов поставило перед мировым сообществом немало проблем. Нас интересует, в первую очередь, возникновение единого информационного пространства - факт, корнями уходящий в век предшествующий, но с усилением проникновения Интернета в массы ставший в новом веке непреложным. Если ранее представления об информационных потоках СМИ связывались преимущественно с процессом отражения всех процессов общественного развития на страницах газет, в радио- и телеэфире, то прорыв, сделанный в последнее время новейшими информационными технологиями, показал, что информационные потоки в значительной степени увеличивают свое воздействие на сферу общественного сознания, на множество факторов человеческого существования. В связи с этим встает вопрос о необходимости более пристального изучения информационного развития стран.

Для Китая это обстоятельство имеет особое значение. Страна быстрыми темпами трансформируется. Как в этой ситуации развивается система массовых информационных потоков?

Мы делаем акцент на взаимодействии власти и СМИ в рамках конкретной молодежной газеты «Пекинская молодежь», потому что именно власть, всегда являющаяся наиболее заинтересованным субъектом в деятельности СМИ, исходя из глобализационных и модернизационных процессов современности, видит в прессе большие возможности по влиянию на общественное сознание.

Именно этим определяется в первую очередь актуальность темы диссертации. При этом принимаются в расчет такие основные положения:

усиление роли государства в механизмах регуляции информационных потоков;

увеличение общественной ценности свободы слова;

необходимость правового обеспечения усиления влияния государства на деятельность прессы.

Отсюда вытекают три магистральных направления в нашем исследовании: в журналистике как деятельности, способствующей изменению социальной действительности, формируются новые типы взаимоотношений между властью и производителем информации; меняется правовое соотношение государства и СМИ; в деятельности конкретной газеты проявляются тенденции явного или завуалированного давления государства.

В данной диссертации предпринята попытка изучить феномен китайской

модели информационного пространства, где действует в основном государственное регулирование. В эпоху глобализации, вследствие интенсификации международных экономических, политических, культурных контактов изучение состояния системы «СМИ - государство» во всех странах стало актуальной научно-исследовательской проблемой, имеющей большую теоретическую и практическую значимость, как для китайского, так и мирового сообществ.

Журналистская практика, и мы покажем это в нашем анализе деятельности конкретной газеты, также нуждается в создании такой системы правового регулирования СМИ, которая не препятствовала бы, а содействовала актуализации и развитию функций СМИ в условиях изменяющейся экономической системы, способствовала оптимизации функционирования всего механизма журналистской деятельности.

Именно поэтому во главу угла в работе поставлен анализ газеты «Пекинская молодежь», так сказать, в реальных координатах времени и пространства. Именно такой анализ может показать, как реально работает механизм взаимодействия власти и журналистского коллектива, производящего тексты, публикуемые газетой...

Очевидно, что в современных условиях исследование роли СМИ в формировании нового политического дискурса в трансформируемом Китае, специфики информационного пространства КНР подразумевает и социально-политические выводы. Изучение опыта реформ Китая тем более важно, что они в том числе привели к изменению статуса и содержания деятельности самих средств массовой информации КНР. Сегодня, когда реформа все шире и все глубже охватывает все жизненные пласты китайского общества, проблема информационного обеспечения политики правительства КНР имеет сугубо практический аспект, создавая возможность для поиска оптимальной модели управления СМИ с целью обновления Китайской Народной Республики.

Объект диссертационного исследования - информационное пространство Китая под углом зрения взаимоотношений с государством, его роли в управлении журналистской деятельностью на примере молодежной газеты, информационных агентств, социальной рекламы сквозь призму процессов модернизации и глобальных технологических изменений.

Предметом исследования является текстовая деятельность газеты «Пекинская молодежь» как результат управления этой деятельностью властными структурами в условиях изменяющейся экономической системы.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, в диссертации ставится следующая цель: выявить и проанализировать основные характеристики содержания газеты как показатели взаимодействия властных структур и редакционного коллектива.

В соответствии с заявленной целью были поставлены следующие задачи:

определить возможности для свободы слова и журналистского самовыражения в КНР;

исследовать пересмотр правительством КНР политики по отношению к СМИ в ситуации усиления процессов глобализации;

рассмотреть законодательство по проблемам прессы во взаимосвязи с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые имели место в Китае за этот период;

рассмотреть актуальные проблемы, возникающие в творческом процессе журналистов при освещении экономию-, социополитической жизни страны;

проанализировать характеристики текстов газеты «Пекинская молодежь», свидетельствующие о взаимодействии редакции и властных структур.

Методологическую базу исследования составляют как общенаучные, так и специализированные методы познания на основе интеграции системного, сравнительно-исторического, социологического и филологического подходов. В диссертации используется совокупность приемов и способов научного анализа, целесообразность применения которых определяется характером объекта и предмета исследования. В работе используется комплекс общенаучных принципов - единства логического и исторического; глобального и локального; системного и сравнительно-исторического анализа.

Теоретическую базу диссертации составляют фундаментальные труды по теории и практике журналистики, в особенности труды по журналистике в переходных обществах ряда ученых, выступления политических деятелей КНР, руководителей СМИ, а также материалы научных дискуссий, в которых содержатся принципиальные положения, раскрывающие противоречия и проблемы в деятельности СМИ, их место и роль в жизни современного общества, рассматривающие факторы влияния на них глобализации и новых информационных технологий.

Эмпирическую базу исследования составили материалы газеты «Пекинская молодежь» (2009 - 2010 гг.), рассмотренные под углом зрения влияния властных структур на содержание прессы.

Степень исследованности проблемы. Несмотря на значительное количество работ, посвященных развитию Китая, специальных исследований состояния СМИ с точки зрения их подчиненности государственно-партийным структурам явно недостаточно. Можно отметить практически полное отсутствие в Китае и в зарубежных изданиях социологических и филологических работ монографического плана по данной проблематике. Комплексность проблемы по изучению СМИ, связанная с юридическим полем взаимодействия властных структур и прессы, практически не была изучена.

В целом исследования по Китаю охватывают чрезвычайно большой круг вопросов: от вопросов локального значения до проблем мировой значимости в области экономики, науки, техники, культуры, идеологии, социальных проблем и политики. Внимание китаеведов России к китайским реформам, их успехам и неудачам, потребностям и нуждам Китая имеет ярко выраженный практико-прикладной характер. В самом Китае вышло немало публикаций с анализом отдельных аспектов политической реформы 1 .

К вопросам китайской журналистики российские исследователи обращаются реже, уделяя наибольшее внимание изучению истории журналистики Китая. Зачастую они затрагивают лишь некоторые проблемы экономики и менеджмента СМИ Китая в условиях проводимых рыночных реформ, не уделяют должного внимания их национальной специфике и эволюции форм, методов их работы, а также преобразованию массмедийной системы в целом. Мало кто из российских исследователей занимается контент-анализом публикаций в прессе Китая. В связи с этим, место и роль журналистики в процессе трансформации китайского общества, современное состояние и перспективы развития СМИ Китая еще далеко не полностью изучены, Пока недостаточно исследований, посвященных действиям СМИ во время преобразований в Китае, хотя в настоящее время некоторые ученые и специалисты в области китайской журналистики, в частности, Фан Ханци, Ван Сяохун, Ван Цзюнь, Е Хао, Лю Хуажун, Тун Бин обращаются к эзолюции роли и функций прессы в условиях реформ и открытости КНР.

Большое значение для данного исследования имели работы, посвященные изучению взаимосвязи политики и прессы. Это публикации Вэй Иочжэн, Засурского Я.Н., Ивлевой И.Д., Корконосенко С.Г., Прайса М. Э., Прохорова

"Ли Теин. О демократии. Пекин, Изд. Синьхуа, 2004; Чжао Цуньшэн и др. Дэн Сяопин и современный Китай и мир. Пекин, Изд. Пекинского университета, 2002; Чжан Чуаиьпин. Логика рынка и социализм. Пекин, Изд. Жэньминь чубаньшэ, 2002; Юй Цзухуа, Ван Гохуа. История современной политической мысли Китая. Цзинань, 2003; Шэнь Лижэнь. Теория модернизации Дэн Сяопина и практика. Нанкин, 1998.

Е.П., Рихтера А. Г., Сидорова В.А., Федотовой Л. Н., и др. Комплексная теория исследований функционирования СМИ в политической сфере представлена в работе петербургских авторов «Журналистика в мире политики». Ряд исследователей занимается проблемой взаимоотношений журналистики и власти: Буянов М.Л., Варустин Л.Э., Вертешин А.И., Кондратенко С.А. и другие. В работах Вершинина М.С, Власова А.И, Грачева М.Н, Григорьева М.С, Дмитриева А.В, Кривова В., Никитова В.А, Нисневича Ю.А, Попова В., и др., раскрываются отличительные черты политических коммуникаций, показывается, как осуществляется публичный диалог между обществом и властью.

В целом же проблематика диссертации находится в области, мало исследованной наукой о журналистике и юриспруденции в КНР. В стране происходят кардинальные общественные изменения и сопутствующая этому явлению смена ориентиров, переоценка доныне существовавших в жизни ценностей. Новые технологии вызывают выработку новых концепций информационного права в КНР. Присущие современному законодательству в области СМИ противоречия затрудняют применение на практике существующих нормативных актов. Эта проблематика до сих пор открыта для научного поиска.

Хронологические рамки исследования охватывают период, начавшийся в 1978 г. Это обусловлено тем, что в течение данного периода в КНР произошли важные события политического и экономического характера, в корне изменившие деятельность СМИ. Наибольшее внимание в исследовании уделено взаимодействию власти и прессы в первом десятилетии XXI в.

На защиту выносятся следующие основные положения:

    В КНР печатные издания, особенно партийно-правительственные, являются одним из наиболее используемых властью каналов политических коммуникаций.

    Власти КНР выстраивают механизм политического управления прессой, который влияет на содержание газет не без ущерба для полноты тематического освещения современной жизни.

    Палитра субъектов дискурса в информационном пространстве Китая имеет явные лакуны, хотя ясно, что корректировка основных экономике-, социополитических параметров жизни общества должна происходить с помощью диалога шіасти и общества. Роль СМИ в этом процессе в стране явно недооценена.

4. В условиях глобализации оказывается сомнительной сама политика
полностью контролировать СМИ. В связи с этим власть КНР переживает
период апробации новой техники регулирования и подчинения
информационного рынка.

5. Новые принципы организации государственного управления
информационными потоками определяются современной ситуацией с сетевыми
компьютерными технологиями, их распространенностью.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано для получения надежной информации о содержании сегодняшней прессы в стране; о законодательстве по проблемам СМИ КНР в данный период; способствовать улучшению качества работы редакционных коллективов и журналистов.

Апробация исследования. Результаты исследования опубликованы в ряде статей автора, докладывались на Межвузовской конференции РУДН (апрель 2010 г.)

Структура диссертации определена ее целями и задачами работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации

Как видно из рисунка, изменения произошли в структуре отделов. Если раньше в ней неизменно присутствовал отдел социального образования, который играл роль проводника идеологических доктрин Коммунистической партии Китая, то сейчас в условиях появления в экономике Китая рыночных элементов, происходит его упразднение, как неэффективного с экономической точки зрения органа. Медийные организации становятся более ориентированными на прибыль и на коммерческий успех, и на смену отделу социального образования приходит отдел рекламы, который в значительной степени способствует коммерциализации их структуры. Кроме того, у управляющей структуры организации возникает возможность разработать контент для как минимум двух независимых друг от друга каналов. Появление рекламных проектов красноречиво говорит об изменении системы финансирования, и, следовательно, системы фактического владения информационными компаниями. Сокращение зависимости от государственных структур вылилось в сокращение или даже прекращение финансового дотирования СМИ. В результате информационными органами был сделан упор на индивидуальный, самостоятельный поиск средств дообеспечения в рамках новой рыночной системы. Это произошло в определенной степени благодаря рекламе.

Несмотря на изменения системы подчинения, государство не отказывается от цели определять и направлять удовлетворение культурных потребностей населения в рамках основных идеологических установок своей политики через информационные органы. Власти уделяют особое внимание распространению передач, не имеющих коммерческого интереса: общественно-политических, образовательных, детских, документальных. Телевидение обязано удовлетворять потребности граждан получать своевременную информацию о важнейших событиях, происходящих в стране и в мире, а так же о деятельности государственных органов, политических партий, общественных объединений.

С усилением глобализации в мире в Китае происходит существенный пересмотр стратегии государства по отношению к информационному обмену на территории страны. Так как глобализация влечет за собой унификацию информации на широком пространстве, а установление международных информационных связей отчасти сопровождается вымыванием национальных особенностей и традиций в этой информации7, во властных структурах возникает потребность к повышению собственной роли в процессе контроля над информационными потоками.

Органы государственной власти делают все возможное, чтобы сохранить целостность национального информационного пространства. В то же самое время целесообразность государственного властного управления и тенденции к сохранению контроля над информационным полем нередко становятся предметом критики в обществе.

Подытоживая анализ тех изменений в информационном пространстве КНР, начало которым положила новая экономическая политика Пекина, мы можем определить, в чем они состояли применительно к отношениям государственных структур и СМИ: - переход к новой системе экономического развития, позволяющей совместить рыночные методы хозяйствования с социалистической системой управления и перераспределения, вынес на передний план необходимость реструктуризации информационного блока в стране; 7Монро Э. Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революцию и ее вызов власти. M., Изд. Институт проблем информационного права. 2004 определенная независимость, возможность оптимального расходования внутреннего бюджета информационных агентств, привлечения инвестиций вылились в резкое увеличение количества информации, в частности, рекламного характера, производимой данным сектором; - высвобождение новых экономических рычагов в системе функционирования СМИ, сокращение государственного финансового обеспечения поставило перед новыми владельцами, «управленцами» информационных компаний задачу поиска наиболее рентабельных способов существования; -появление нового формата информационного продукта - рекламы, в чрезвычайной мере эффективно формирующего вкусы, предпочтения и настроения китайского общества, в купе с возросшей самостоятельностью СМИ, настоятельно требовало от государственных структур создания новых, соответствующих механизмов контроля за информационными потоками. 1.2. Приватизация в сфере производства информации Китая в период глобализации Необходимость создания новых механизмов контроля за информационными потоками была связана не только с тем, что, начиная с 1992 г., были произведены некоторые структурные изменения в управлении внутриредакционного характера, но и с учетом более радикальных шагов государства по реформированию всей информационной структуры.

Мировые тенденции в информационной среде в эпоху глобализации является, в том числе, и постоянное стремление разных стран вывести данную сферу из-под государственного контроля. Это касается как системы распространения сигнала, так и выпуска телепрограмм. Процесс глобализации во многом содействовал увеличению числа частных компаний, которые более динамично могли ориентировать на многочисленные «нишевые» многонациональные аудитории с разветвленными информационными потребностями. Частное телерадиовещание может приносить доход лишь в случае, если телевизионное предложение имеет масштабные системы распространения, охватывающие значительную аудиторию, позволяющее соотнести выдаваемую информационную продукцию с требованиями и предпочтениями различных групп населения. В странах Центральной и Восточной Европы частичная или полная приватизация государственных телерадиовещательных систем частным сектором стала неотъемлемым элементом демократизации всех процессов. В сфере информации и развлечений значение приватизации не ограничивается вопросом эффективности. Помимо экономических выгод, это приводит к ограничению влияния государства, что, безусловно, способствует демократизации общества.

Приватизация СМИ связана с появлением минимальных, но необходимых условия для возникновения плюрализма мнений, а значит, и возможностей для реализации свободы слова и общественных дискуссий. Приватизация в информационной сфере в ряде случаев способствует повышению эффективности работы предприятий, находившихся прежде под контролем государства, но и приводит к изменению содержания программной политики СМИ. Приватизацию не следует рассматривать просто в качестве перевода имущества, находившегося в общественной или государственной собственности, в собственность частную. Обстоятельства и факторы развития этого процесса приобретают особое значение, если поставить вопрос о возможности общественного контроля над производством и распространением информации и о соотношении такого контроля и государственного вмешательства. Приватизация может выступать как отражение изменений в соотношении предпочтений властных сил и их политических оппонентов в стране. В некоторых государствах возникновение частных компаний было необходимо для разрушения монополии государственной системы институтов, несмотря на стремление властей сохранить политический статус-кво.

Государственная политика в области СМИ

Авторитаризм властей КНР в вопросах контроля над средствами массовой информации вполне понятен многим китайцам, даже тем, кто относится к нынешнему политическому руководству отнюдь не лояльно. Многие зарубежные исследователи отмечают, что полная свобода слова в совершенно особых, специфических китайских условиях чревата весьма серьезными последствиями. В какой мере эти последствия имеют внутринациональный характер, или претендуют на международный статус - вопрос остается открытым. В частности, применительно к Интернету это звучит как «китайские власти боятся выпустить джинна из бутылки».

Однако желание Китая - быть если не впереди, то хотя бы не позади планеты всей на фронте информационных технологий. Тем более, что последние связаны с новыми возможностями для стабильно развивающейся китайской экономики и крепнущих позиций китайского бизнеса на международных валютно-финансовых и торговых рынках. Китайские власти были поставлены перед дилеммой: "отпустить" Интернет, проигнорировав возможные угрозы государственным интересам, или "зажать в тиски", упуская многие выгоды использования Сети в экономических целях. В результате недолгих и не афишируемых широко дебатов китайцы решили, как и во многих других случаях, подойти к проблеме комплексно.

Наблюдение за работой пользователей ведется на местах и начинается уже с момента регистрации пользователя. Для того чтобы стать пользователем Интернета, физическое лицо должно пройти проверку в местном полицейском отделении и предоставить провайдеру справку установленного образца. Для физических лиц существует целый набор разнообразных наказаний: от денежных штрафов до лишения права пользования Интернетом на определенный срок. Требования, предъявляемые к корпоративным пользователям, на порядок строже, чем к физическим лицам. Проверка на благонадежность той или иной компании, желающей

"вступить" в Интернет, занимает иногда несколько месяцев. Для солидных коммерческих компаний или государственных организаций, имеющих штатную службу безопасности или первый отдел, практикуется снятие блокировок в интересах бизнеса. Однако любые "шалости" сотрудников этих компаний тщательно фиксируются на специальном оборудовании, и нарушители режима строго наказываются. В фирмах ведется журнал, где аргументируется посещение каждого сомнительного сайта.

На предприятиях и в фирмах практикуется опыт коллективных e-mail адресов, типа «@public», когда целой группе работников присваивается один и тот же адрес, а переадресация корреспонденции производится через системного оператора или дежурного администратора локальной сети.

Безусловно, такие меры могут осложнять оперативность работы бизнес-пользователей Интернета. Особенно тогда, когда речь идет об использовании Интернета при работе с зарубежными партнерами. Однако система "разнесенного тотального контроля" работает очень гибко и предусматривает различные послабления для определенных категорий пользователей, таких, например, как ученые-исследователи или работники средств массовой информации.

К тому же "меры обеспечения безопасности" в условиях динамично развивающейся экономики и рыночных отношений являются для властей больше средством самоуспокоения и успокоения наиболее консервативно настроенной части населения. По утверждению экспертов из компании China Internet Corp., принадлежащей государственному монополисту рынка информационных услуг - агентству новостей "Синьхуа", за период с 1996 г. по настоящий момент в Китае не было зафиксировано ни одного случая использования систем электронной коммерции в целях пропаганды оппозиционных политических взглядов. Пользователям, интересующимся запрещенными ресурсами, открыты возможности обходить правительственные фильтры через открытые каналы на гонконгских серверах. Диссиденты внутри Китая очень активно используют электронную почту для ведения переписки с зарубежными товарищами и даже вьшускают за пределами страны электронные журналы и бюллетени, содержащие информацию из китайских источников.

По мнению чиновников министерства информационной индустрии, защита национальных интересов не должна становиться тормозом общего развития информационных технологий, которые на сегодняшний момент являются одним из главных инструментов приобщения китайцев к достижениям мировой культуры, науки и техники. На сегодняшний момент, по оценке China Internet Information Center, более 80% подключенных используют Интернет как источник получения данных в области науки и техники. При этом 78% пользователей в Китае - это молодые люди в возрасте от 21 до 35 лет. Понятно, что значительные препоны в пользовании Интернетом не в интересах китайского государства, взявшего курс на технологическое перевооружение промышленности и создание целой сети так называемых техноиндустриальных парков высоких технологий по всей стране. Тем более что Интернет, помимо всего прочего, очень удачно вписывается в далеко идущие планы правительства Китая в области глобального информационного присутствия.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в начале XXI века китайская власть оказалась не готовой к резко возросшей насыщенности информационных потоков и к уровню воздействия глобальных информационных сетей на те или иные процессы в рамках национального пространства. Изменения в законодательстве были внесены лишь после ухудшения психологического климата между различными этническими группами в стране. Были предприняты попытки ограничения свободного неконтролируемого информационного поля, а также шел активный поиск эффективного взаимодействия государства и источников информации на основе общего объекта их воздействия - гражданского населения. Ситуация показала справедливость тезиса о том, что информационная политика - это инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей. Субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность, как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах. Как мы подчеркнули, в Китае существует ряд соответствующих постановлений и актов по регулирования деятельности СМИ.

Надо признать, что преобразования в сфере информационной политики КНР находятся на начальном этапе и продолжаются в настоящее время. В практике партийных организаций сложились и развиваются различные методы и формы политического руководства средствами массовой информации. Характерный для современного этапа отход от командно-административных методов, поиск новых средств воздействия на различные сферы жизни, в том числе и на деятельность редакционных коллективов, углубляющаяся демократизация общественной жизни побуждают партийные комитеты менять тактику работы, приближать ее к нуждам журналистов, работающих на переднем крае перестройки.

Права и обязанности журналистов, расширение влияния государства

Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь» Выбор данного направления для изучения связан с тем, что в настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая одно и то же событие, разные источники приводят разные факты. Журналист - это творческая личность, и в процессе своей работы он испытывает на себе давление многих факторов. Это может быть авторитет редактора, который хотел бы видеть подачу материала в другом ключе; традиции, которые иной раз, как шоры, закрывают истину от журналиста; групповое влияние, когда действует механизм конформности. Существует точка зрения, что журналистский материал в принципе не может быть объективным.

Учитывая специфику филологии как совокупности наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве, укажем, что для анализа содержания газеты важнейшей задачей является учет работы над текстом. Для журналистики текст - это главное. Журналистика определялась в истории, прежде всего, как литературно-публицистическая деятельность в журналах и газетах, а уже во втором, собирательном, значении как периодические издания. Несмотря на то, что современное лексическое значение слова "журналистика" намного шире (это "общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через каналы массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, кино и др."), текст остается первоосновой любого журналистского труда. Таким образом, язык -основное средство журналистики.

В XX веке гуманитарными науками (от лингвистики до социальной антропологии) бьшо накоплено много ценного в отношении оптимизации работы с текстом, как в отношении содержательного анализа действительности в этом тексте, так и учета широкого конкретно-исторического контекста при интерпретации.

Одна из ведущих функций журналистской деятельности, наряду с идеологической - это его культурно-образовательная или культурно-просветительская функция. Журналистика должна четко и ясно трансформировать адресату (читателю, слушателю, зрителю) ценности конкретного исторического периода. В этом заключается ее выше определенная функция, цель которой - обогатить внутренний мир человека. Адресат журналистского труда сам выберет то, что для него значимо и важно, принимаемо и ценно.

Газета, как печатное СМИ, требует от читателя активного включения внимания и интеллекта; она является оптимальной площадкой для организации общественного дискурса с целью достижения согласия по наиболее важным на каждом этапе для развития политической системы і социально-экономическим вопросам. «Пекинская молодежь», выходя с 1993 г. и будучи основана Коммунистическим Союзом Молодежи Китая, является городской газетой. Целевая аудитория газеты - читатели от 18 лет и выше. Ежедневный тираж - 800 000 экз134. Постоянными рубриками этого издания являются: «Новости Китая», «Новости из-за рубежа», «Общество», «Экономические новости», «Культурные новости», «Спорт», «На следующей неделе», «Фотография», «События», «Диалог», «Чтение», «Обзор», «Компьютер», «Здоровье» и др.

Как и всякая китайская газета, «Пекинская молодежь» имеет отдел пропаганды КПК. Этот отдел следит за материалами и имеет полномочия корректировать содержание газеты. Сотрудники должны понимать политику, проводимую партией, и знать основные постулаты теории коммунизма и социализма. Большинство сотрудников являются членами партии. Карьера сотрудников напрямую связана с этим обстоятельством.

Финансовая политика газеты «Пекинская молодежь» является подконтрольной власти. Редакция, как и вся пресса Китая, находилась на балансе государства. И в отношении содержания газета «Пекинская молодежь» находится под правительственным контролем. Власти могут закрыть газету, когда им что-нибудь не понравится, наказать редакторов.

Поскольку газета «Пекинская молодежь» издается под патронажем КПК, она в огромной степени является официальным вестником, но в ней публикуются и материалы по вопросам общественной жизни, которые привлекают молодую аудиторию. Это, безусловно, влияет на формирование мировоззрения у молодежи. Газета старается воспитывать молодых людей в духе патриотизма, укрепления моральных ценностей, верности государственной политике. Таким образом, газета является трибуной для выражения государственной молодежной политики. Пропаганда КПК занимает важное место в этой газете. Как и вся пресса, газета «Пекинская молодежь» обязана придерживаться принципов служения народу, социалистической идеологии, распространять научно-технические и культурные знания в интересах экономического развития и социального прогресса. В центре внимания газеты находятся проблемы образования и воспитания молодежи.

Пресса как зеркало государственной политики - на примере содержания газеты «Пекинская молодежь»

Принято полагать, что в основе близости СМИ и власти в первой половине 90-х годов в КНР стоит их идеологическое родство: в самом деле, четвертая власть не могла бы реализовать свою концепцию реформ, не имея политических союзников, то есть людей, способных осуществить на практике намеченные идеи.

В данный момент в Китае идет активное противодействие государственных структур угрозе их власти со стороны новейших информационных технологий. Все активнее звучат призывы к нормативному урегулированию и необходимости сохранения контроля над информационным потоком. Впервые оказывается, что такие явления, как возможность формального права, с одной стороны, и всеобщее стремление к установлению новых норм, с другой, существуют одновременно, причем одно явления сигнализирует о наличии другого. Однако именно сегодня рынок настолько объемен, а технология настолько вездесуща, что любые попытки создания институтов регулирования, особенно в информационной сфере, похожи на строительство замков из песка: эти сложные произведения могут быть сметены мощным потоком информационных волн. Одновременно существует и цель общества предотвратить моральное разложение и распространение непристойностей через СМИ, защитить порядок и общественную безопасность.

Тенденции развития рыночной экономики вынудили китайские СМИ войти в новую ситуацию. В связи с этим в настоящее время китайская пресса служит двум группам, - это КПК и рыночная политика. Профессор Ли Чинчуан пишет, что китайские СМИ - это шизофреник, который имеет капиталистическое тело, но носит социалистическое лицо167. Китайские СМИ играют посредническую роль между контролем КПК и рыночными отношениями. Пресса ищет важную для нее середину в отношениях с партийными органами и процессом создания коммерческой модели журналистики. И с этим отчасти справляется, радуя лидеров и простых читателей. Китайская пресса изменяется из подконтрольной КПК структуры в партийную публичную корпорацию. Вместо прямолинейного информационного воздействия на народ, СМИ КНР помогают решать социальные конфликты и/или содействуют их легитимности.

В целом мы можем характеризовать китайскую прессу таким образом. Она по-прежнему находится под большим влиянием партийного руководства. Как сказал бывший президент Цзян Цзэминь, "мы настаиваем на принципе - пусть расцветают тысячи цветов. СМИ в КНР имеют свободу, но эта свобода должна подчиняться и служить интересам государства и общества168. Насколько ей это удается, может показать анализ с применением метода анализа содержания информации, находящийся на страницах газет, что мы и продемонстрировали выше. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере деятельности газеты.

Можно охарактеризовать нынешнюю ситуации в анализируемой газете, как относительную свободу прессы в выборе ею способов, методов и масштаба информирования общества о его состоянии и политике КНР. Происходит так называемый процесс дедраматизации проблемы, выведения ее из разряда первостепенных, наиболее значимых, но при этом имеющей определенное место в пространстве публичного дискурса. В этом заметно влияние неформальных практик институтов и их агентов в частности, формирующих государственную политику и управление, о чем в особенности свидетельствовали данные, полученные в результате мониторинга СМИ. В основном газета подает информацию в соответствии с установками; транслируемыми агентами управления партийной прессы.

Китайские власти постоянно ужесточают цензуру против проявлений западной культуры на телевидении и в других средствах массовой информации. Власти требуют от выступающих в СМИ избегать употребления в речи английских слов, а также тайваньского и гонконгского акцентов, и поощряют использование пекинского языка, соответствующего государственному стандарту. И газета «Пекинская молодежь» уделяет большое внимание воспитанию языковой культуры у молодых китайцев. Многим не нравится, что футбольные фанаты постоянно ругаются во время матчей. «Пекинская молодежь» опубликовала большую статью, в которой болельщиков обвиняли в употреблении нецензурной брани, грязных оскорблений. «Уровень футбола в КНР постоянно повышается. Одновременно необходимо повышать и культуру поведения на трибунах»,-отмечал автор газеты.

В целях создания правильного образа жизни редакция опубликовала свой протест «бесстыдникам», порочащим честь нации. Мужчины снимали с себя майки и рубашки летом. В ответ читателей просили присылать в редакцию фотографии обнаженных по пояс знакомых или просто прохожих, затем эти снимки размещались в газете с детальным описанием того, где это сняли, и кто осмелился снять рубашку.

Газета много пишет о различных недостатках и коррупции чиновников, но воздерживается от критики компартии и политической системы в целом. Компартия КНР за последнее время приняла несколько новых документов, устанавливающих ограничения на распространение информации. Так, согласно новым правилам, все критические материалы как печатных, и электронных СМИ, перед публикацией должны согласовываться с местными чиновниками. Прессе указано на необходимость уделять повышенное внимание позитивным сторонам жизни в Китае, в частности, подчеркивается, что во время телевизионных программ, посвященных чиновникам -коррупционерам, необходимо «указывать на то, что случаи коррупции являются единичными, а большинство китайских чиновников придерживается высоких моральных принципов»169.

Обобщая деятельность СМИ в новых условиях,- автор диссертации приходит к выводу, что в последние годы китайская пресса стала богаче по содержанию, в ней появились новые жанры: выступления парламентских корреспондентов, эксклюзивные интервью, портреты политических лидеров, журналистские расследования. Пресса широко отражает проблемы, связанные с безработицей, образованием, коррупцией, разрывом между городом и деревней и т.д. Журналисты ищут способы привлечения внимания читателей к актуальным проблемам, стремятся активно воздействовать на их решение. Наряду с положительными тенденциями, активно влияющими на процесс демократической трансформации общества, в диссертации показаны и негативные явления, тормозящие этот процесс: неэффективность критики прессы и контроля общественного мнения; погоня за сенсацией; «дутые» сведения в положительной пропаганде; нехватка внимания к нуждам народа. Проблемой является несовершенство системы обеспечения права личности на свободу информации. Несмотря на тенденции в развитии демократии, общество не получает информации, адекватной реальным процессам.

Средства массовой информации не только информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении, власти обеспечивают информационное сопровождение. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных установок они побуждают человека к тем или иным поступкам. СМИ, как способ массового связи между теми, кто управлял, и теми, кто является объектом управления, т.е. гражданами того или иного общества, несут не только оперативную, но и официальную информацию - законы, распоряжения, указы и т.д. Этим самым они передают волю власти, ее требования. Вместе с тем, СМИ является видом обратной связи. Они аккумулируют мысли, стремления, суждения людей практически из всех сфер жизни общества - это своеобразный и ни с чем несравненный барометр общественного мнения [ 15, с. 197].

Стоит заметить, что до политических институтов, которые составляют скелет политической системы Китая, относятся средства массовой информации (СМИ). Не секрет, что в Китае они представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из средств государственного бюджета. Исследованию проблем соотношения политического и информационного среды и их влияния на социальные изменения в Китае занимаются целая когорта ученых, среди которых необходимо выделить Лю Ляньсі, Минь Дахун, Хуан Цинь, Пэн Лань, Цзя Лежун, У Сюцзюань и другие, в частности, они изучают механизмы передачи информации, использование сети Интернет для проведения внутренней и внешнеполитической пропаганды, влияние онлайновых масс-медиа на государственные процессы Китая .

В конце 80-х годов страна вошла в политический кризис, когда Союз горожан (студенты, частные предприниматели, рабочие с фабрик) попыталась укрепить в китайской политической системе согласовательные черты и закрепить демократические гражданские свободы В результате партийные органы запретили любые стихийные мероприятия студентов, интеллигенции и рабочих; КПК усилила требования идеологической правовірності в вооруженных силах, учебных заведениях и средствах массовой информации

Сегодня же политическая коммуникация выступает важным фактором общественно-политической жизни страны, при этом сеть Интернет становится одним из влиятельных ее средств, поскольку, кроме информационных, организаторских, социальных, воспитательных, рекламных функций Интернет выполняет политические и идеологические. Политическое руководство Китая, осознавая все преимущества и недостатки сети Интернет, активно использует Интернет-коммуникации для реализации собственных политических целей, в частности, внешняя пропаганда является важным инструментом внешней политики КНР, что отражено в Белой книге «Положение о сети Интернет в Китае». Высшее руководство КНР понимает необходимость поднять отечественные масс-медиа на уровень, который соответствует растущему влиянию и повышению мирового статуса государства. В ближайшие несколько лет КНР планирует инвестировать 6,5 млрд долл. в развитие медиа-холдингов, которые, как считают в правительстве страны, смогут конкурировать с такими глобальными гигантами, как «Ньюс Корпорейшн» или «Тайм Уорнер», также в Китае на центральном и региональном уровнях функционируют Интернет-медиа, ориентированные на ведение внешней пропаганды иностранными языками, включая английский, русский, французский, испанский, арабский, японский языки .

В китайских СМИ широко распространенное использование тактики «близок к народу». В прессе на высшем уровне часто отмечается на приоритетности решения проблем простого народа. Чиновники разных уровней используют все имеющиеся возможности, чтобы с помощью средств массовой информации подчеркнуть свою заботу о простых людях, утверждая, что важнейшей задачей правительства государства является удовлетворение основных потребностей именно рядовых граждан. Однако глава государства часто критикует правительство за недостаточную заботу о благосостоянии граждан, таким образом подчеркивая свое духовное единство с простым народом, беспокойство его судьбой. Это неизменно приводит к росту его рейтинга и поддержки населением.

Следовательно, можно утверждать, что тактика « близость к народу» имеет две плоскости выражения. С одной стороны - это создание положительного впечатления относительно определенных идей или общественно-политических деятелей, путем підкресленості их приближенности к народу, а с другой - создание у реципиента упрощенного, стереотипного и ангажированного представление относительно проблем. Данная тактика реализуется на разных функциональных уровнях.

Простота и однобокость подачи информации важна с точки зрения формирования в обществе шаблонного или стереотипного мышления. Это имеет особенно важное значение в отношении к проблемным вопросам: независимость Тайваня и Тибета, экологическая ситуация в Китае, бедность и др. Люди просто принимают официальную позицию партии по проблеме, не вдаваясь в подробности или аналитического осмысления.

Для китайского общественно-политического устройства тактика «упрощение и приближение к народу» является очень важной, поскольку применение ее в средствах массовой информации способствует поддержанию безапелляционного доверия людей к действиям правительства и партии .

Из этого следует, что поиски гибкого политического реформирования, восприимчивого в формировании нового политического дискурса в современном Китае, рассмотрение обеспечения средств массовой информации и их поддержка и контроль, анализ специфики информационного пространства КНР стали важным направлением деятельности современного Китая.
Одновременно с сохранением традиционных атрибутов политической системы, которые проявляются в монополии на власть, тенденции к сосредоточению полномочий в руках одного лидера, идеологическом контроле за масс-медиа, отсутствии независимых от власти механизмов общественного контроля за действиями партийных и государственных органов, в стране инициировано конституционную реформу, преимущественно в сфере гарантий экономических прав на индивидуальную и частную экономическую деятельность, законодательной защиты частной собственности и поддержки развития частного бизнеса.

Государственная политика современного китайского руководства направлена на включение государства в мировое информационное пространство и сохранение китайской национальной идентичности, при этом демократизации политической жизни в современном Китае противостоит традиционная приверженность к сохранению государственного контроля над обществом. Экономические успехи и политическая стабильность способствовали формированию новой информационно-коммуникационной системы, которая развивается в особых условиях, нехарактерных для других стран мира, потому что Китай отличается своей политической системой, историческими, культурными и социальными особенностями. Своеобразие китайских масс-медиа сформирована в условиях неоднозначного отношения правительства к ним, в частности, государство поддерживает развитие медиа-экономики, но осуществляет жесткий контроль за инфор-маційним содержанию, поскольку главное предназначение медиа заключается в защите государственных интересов, формировании единства нации и улучшении социально-экономической ситуации страны .

Содержание задач государственной информационной политики руководства Китая обусловлено политическими и социально-экономическими условиями развития страны на этапе ее всесторонней модернизации и накопленным в этом процессе опытом реализации отдельных мероприятий государственной политики в сфере создания, распространения и использования информации и эффективным использованием мирового опыта проведения информационной политики в развитых государствах. Современный Китай как субъект геополитики выступает государством с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и ключевым звеном Азиатско-Тихоокеанского информационного пространства, поэтому первостепенными целями государственной информационной политики страны является формирование единого информационного пространства и укрепления на этой основе связей между центром и регионами государства, способствуя обеспечению информационной безопасности личности и общества, также правительство уделяет важное внимание развитию различных сфер и отраслей информационных услуг и расширению правового поля регулирования общественно-политических отношений в сети Интернет.
Практическая реализация подобной политики в условиях КНР потребовало проведения активной кампании по поддержке ее основных положений общественностью, разъяснение ее социальной направленности, обоснования ее целесообразности, что способствовало осуществления политической коммуникации в Китае средствами сети Интернет принятию ряда законодательных актов, которые способствовали развитию электронной среды страны, в частности, 25 сентября 2000 года вступил в силу «Устав электронной связи Китая» как первое комплексное собрание административных законодательных актов в сфере электронной связи, который определил дальнейшее развитие ʼ сферы в правовых рамках; в 2002 году в информационное\законодательство вошли акты, которые регулируют использование сети Интернет, в частности, «Методы управления информационным обслуживанием сети Интернет» , «Правила управления обслуживанием электронных договоров в сети Интернет» и «Временные правила управления новостями веб-сайтов» .

Современный этап информатизации китайского общества начался с принятия в мае 2006 года Государственной стратегии развития информатизации страны на протяжении 2006-2020 годы, в которой определены цели и задачи политики информатизации, способствующих развитию в Китае более совершенного общества благодаря использованию информационных технологий в ближайшие 15 лет. Основными целями стратегии являются обеспечение дальнейшего развития национальной информационной инфраструктуры; расширение возможностей независимых инноваций в сфере ИКТ; оптимизация структуры информационной индустрии; совершенствование механизмов обеспечения информационной безопасности; достижение прогресса в построении более информационно-ориентированных относительно экономики и общества; использование новой модели индустриализации на основе ИКТ; разработка и реализация эффективной национальной информационной политики и системы регулирования процесса информатизации китайского общества; расширение возможностей широкого применения информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности .

Социальные медиа становятся элементом внешней и внутриполитической коммуникации Китая для обеспечения благоприятных условий для внутреннего развития страны, повышения роли в мире, популяризации неконфронтаційних моделей взаимодействия с другими государствами через партнерские отношения и открытость к диалогу. Дальнейшее использование таких медиа будет способствовать формированию положительного образа государства, поскольку правительство страны прилагает значительные усилия в сфере распространения китайских внешнеполитических концепций в мировом информационном поле. Особое внимание правительство государства уделяет усилению информационного противодействия США в сети Интернет, в частности, посредством активного привлечения китайской Интернет-аудитории к распространению пози-тивной информации о стране, контроля за настроениями в обществе, внедрение новейших компьютерных технологий для качественной нейтрализации антикитайской пропаганды и распространения собственной информации за границу. Следовательно, главной задачей Китая при осуществлении эффективной политической коммуникации в сети Интернет является создание эффекта «плюрализма мнений» в государстве, что способствует не такому критическому восприятию китайской пропаганды за рубежом и снижению давления на КНР относительно свободы слова .

По моему мнению, стоит заметить, что сейчас в Китае происходит процесс усиления контроля за содержанием публикаций, которые размещаются в национальном сегменте сети Интернет и блокирования доступа к нежелательному, с точки зрения властей, содержания, размещенном в доменных зонах, которые не подлежат национальной юрисдикции. В то же время Интернет активно используется правящей Коммунистической партией Китая и правительством для реализации своих целей. В сфере внешнеполитических задач одной из основных является работа по формированию общественного мнения в зарубежных странах, в частности, в Китае на центральном и региональном уровнях созданы и функционируют Интернет-медиа как инструменты информационно-пропагандистского воздействия на население приграничных территорий, использующих новейшие достижения информационных технологий и мультимедийных средств, реализуя политические цели внутреннего развития государства и создание благоприятных условий для всестороннего сотрудничества, поэтому продолжение исследований влияния социальных медиа на политические трансформации в Китае, анализа масс-медийного обеспечение политики китайского правительства и особенностей информационного пространства государства являются самыми актуальными для политической науки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Развитие современного Интернета. Определение журналистики. Понятие и специфика интернет-журналистики. Интернет как способ общения в журнализме. Проблема свободы средств массовой информации в современной России. Закон о средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2012

    Комплексный анализ основных характеристик Интернета как средства массовой информации. Структура, типы, цели интернет-журналистики и блогов, выявление их особенностей, сходств и различий. Роль и значение интернет-журналистики в системе новых медиа.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Интернет как средство массовой информации. Особенности размещения информации в сети. Дополнительные возможности изучения посетителей через Интернет. Электронные СМИ. Анализ структуры информационного сайта Интернет-версии газеты "Вятский наблюдатель".

    реферат , добавлен 21.06.2014

    Особенности и задачи Интернет-журналистики. Роль средств массовой информации и коммуникации в развитии интернета. Виды интернет-публикаций. Законодательная база и WEB–журналистика. Лексические особенности интернет-пространства. Типичная структура сайта.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2011

    Исследование особенностей развития средств массовой информации в сети Интернет, который является многофункциональным средством передачи информации и предлагает большое число различных форм общения. Аудитория отечественных интернет-СМИ. Роль журналиста.

    реферат , добавлен 21.03.2011

    Интернет как средство массовой информации (СМИ). Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Место и роль интернет-журналистики в системе российских СМИ. Типология интернет-ресурсов. Действующие сетевые источники новостной информации региона и их аудитория.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Зависимость основных свойств интернет-журналистики от технических особенностей интернета. Развитие авторских интернет проектов в России. Gazeta.ru. Кризис авторских проектов. Веб-обозрения. ПаравозовNews. История развития российского интернет сообщества.

    Chinese media

    The report observes Chinese media there is information about the hamper of major news agencies in china and then characteristics. Administrative tasks of Chinese media committee are also presented.

    Несмотря на рыночные реформы, все СМИ по-прежнему являются государственной и партийной собственностью, в эту сферу запрещено привлекать иностранные инвестиции, на всех уровнях жестко контролируется политическая направленность сообщений печатных и электронных СМИ.

    Проект закона о печати с середины 80-х гг. находится на рассмотрении парламента.

    Формируется нормативно-правовая база деятельности СМИ. Принят ряд положений, которые впервые в истории КНР регулируют исполнение конституционного права граждан на свободу печати. Реализация данного права оговаривается запретом на публикацию материалов, наносящих ущерб «единству, территориальной целостности и суверенитету КНР». Имеются статьи идеологического характера, пресекающие публикацию материалов, идущих вразрез с «базовыми принципами конституции КНР»

    Рыночная действительность, внешнеэкономические интересы, в т.ч. необходимость принятия соответствующих мер и в этой сфере при вступлении КНР в ВТО, вносят коррективы в жесткие идеологические схемы. В стране резко увеличилось число коммерческих изданий - вечерних, утренних, молодежных и рекламных газет, практически вобравших в себя ранее запрещенные политические и общественно-бытовые рубрики. В прошлом стандартная для всех СМИ политическая информация стала дополняться подробностями из жизни зарубежной и местной политической элиты, напрямую затрагиваются острые внутриполитической темы, в т.ч. проблемы безработицы, образования, коррупции. Пресса и телевидение стали более адресными, отвечающими политическим и культурным запросам разнообразных групп населения. Так, ЦТВ ежедневно работает на 10 телеканалах, конкурирующие с ним Пекинское и Шанхайское - на 6 и 5.

    На сегодняшний день в Китае выпускается 2160 газет, 7916 журналов, на центральном и провинциальном уровне имеется 294 радио- и 560 телестанций (всего - 950 телеканалов, из них 35 ретранслируются через спутники на всю территорию КНР и зарубежные страны); работают два телеграфных агентства: «Синьхуа» (информация по экономике, внешней и внутренней политике) и «Чжунго Синьвэньдэ» (внешнеполитическая пропаганда). В информационной сфере занято 550 тыс. чел. В стране уже 8 млн. пользователей Интернет (ежегодный прирост на 30-40 %). Идет процесс реформирования управления

    СМИ, за последние три года создано 15 газетно-журнальных концернов и 75 образовательных телецентров.

    Важнейшими «стратегическими задачами» руководство Государственного комитета печати КНР считает: проведение дальнейших структурных реформ в отрасли - выведение основных СМИ из подчинения правительственным ведомствам, усиление борьбы с нелегальной издательской деятельностью, в т.ч. и с пиратскими печатными и электронными изданиями (компакт-диски), подконтрольную «интернетизацию» китайского общества, создание новых влиятельных СМИ, «соответствующих мировому престижу КНР и способных успешно конкурировать на внешнем рынке».

    Примечания 1.

    Ли Динсинь Михайлов С. А. У Ли Чжан Хэфэн Чиу Джуэй-Хуэй. Журналистика Китая. М., 2006. - 244 с. 2.

    Национальные модели информационного общества / Отв. ред. и сост. Е. Л. Вартанова, науч. ред. Н. В. Ткачева. - М.: Изд-во ИКАР, 2004. - 142 с. 3.

    Общие и специфические свойства интернет-СМИ // Лукина М. М., Фомичева И. Д., СМИ в пространстве Интернета.- Серия «Интернет-журналистика», выпуск 1. - М.: 2005. - 47 с. Раздел III Вопросы философии, отечественной истории и культуры в литературе и журналистике Дальнего Востока

    О. А. Сысоева

    Дальневосточный государственный гуманитарный университет,

Похожие статьи