Как происходит землетрясение. «Землетрясение-что это?» Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста Эксперимент «Высокие и низкие постройки»

Цель:

  • дать детям представление о таком грозном природном явлении, как землетрясение;
  • рассказать о причинах его возникновения, признаках приближающегося землетрясения и способах выживания при этом природном явлении.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить детей с новыми понятиями: очаг землетрясения, эпицентр, сейсмограмма,сейсмические области; рассказать о работе прибора сейсмографа.
  • Воспитывающие : воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.
  • Развивающие : развитие мышления, памяти, пространственного воображения, логического мышления.

Оборудование: Компьютер, экран, “Карта мира”, атласы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. Я буду называть предметы, а вы проверьте их наличие: Учебник,тетрадь, атлас,дневник,пенал. Вы готовы!

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

– На прошлом уроке вы говорили о строении Земли. Несколько вопросов по этой теме:

1) Что находится в центре нашей планеты?

2) Как называется верхняя твёрдая оболочка Земли?

3) Какая оболочка идёт после земной коры? Откуда произошло это название?

4) Толщина земной коры везде одинакова? Где она самая мощная? А самая тонкая? Так какой же бывает земная кора?

Земная кора испытывает движения: горизонтальные и вертикальные.

Какие примеры медленных движений вы можете привести? (Слайд с дамбой. См. Приложение 1 )

5) Работа со слайдами.

Что мы видим на слайде? Где горст, а где грабен?

А что будет, если произойдут быстрые движения земной коры?

Тема нашего урока: “Землетрясения.”

3. Изучение новой темы

– О каком природном явлении это стихотворение?

Дети. О землетрясении.

Землетрясение – это быстрые движения земной коры.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясением. История человечества насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, сооружений, повреждений и уничтоженных от этого стихийного бедствия.

Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, где происходит разрыв, смещение горных пород.

Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.

(Дети рисуют в тетради очаг и эпицентр землетрясения. Дети записывают понятия: очаг, эпицентр, землетрясение.)

В России чаще всего землетрясения возникают в районе Тихого океана, на Курило-Камчатской дуге. Многие считают, что землетрясения происходят в тех районах, где есть горы. Но это не так. В нашей стране нет места, где бы когда-то не произошло сильное землетрясение. Например, в 1230, 1446 и 1556 годах подземную стихию почувствовали жители Владимира, в 1446, 1802 и 1977 годах – Москвы, в 1230 и 1556 годах – Нижнего Новгорода.

Сила землетрясения – степень проявления землетрясения на земной поверхности; оценивается в баллах. В большинстве стран принята международная 12-балльная шкала, в Японии – 7-балльная.

По интенсивности и глубине очага создана 12-бальная международная сейсмическая шкала. (Шкала Рихтера) . (по имени американского сейсмолога Ч.Ф.Рихтера (1900–1985), предложившего ее в 1935).

Условно землетрясения подразделяются на:

  • Слабые – 1–3 балла
  • Умеренные – 4 балла
  • Довольно сильные – 5 баллов
  • Сильные – 6 баллов
  • Разрушительные – 8 баллов
  • Опустошительные – 9 баллов
  • Уничтожающие – 10 баллов
  • Катастрофические – 11–12 баллов.

Изучением землетрясений занимается наука Сейсмология.

Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой. Современная мировая сеть насчитывает свыше 2000 стационарных сейсмических станций, данные которых систематически публикуются в сейсмологических бюллетенях и каталогах.

Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф. (Описание прибора).

Он регистрирует землетрясение, отмечая время, силу и направление каждого удара в отдельности. Кривая хода землетрясения называется сейсмограммой . Она пишется на бумаге, заправленной в сейсмограф.

Хорошие сейсмографы регистрируют не только землетрясение, случившееся в той местности, где установлен инструмент, т.е. где находится сейсмическая станция или в ближайших окрестностях, но и самые отдаленные землетрясения и позволяют определить, на каком расстоянии от станции они случились, а также их силу.

Вопрос о том, на какой глубине находится очаг землетрясения, решается вычислениями на основании сейсмограммы.Землетрясение может длиться несколько часов или целые сутки. Иногда известная область Земли испытывает сотрясения разной силы в течение нескольких дней, недель или месяцев. Подсчитано, что в год на нашей планете происходит около 20 катастрофических землетрясений, 150 разрушительных, 7000 сильных и более 150000 слабых.А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют сейсмической областью.

Почти каждое землетрясение сопровождается звуковыми явлениями, которые производят сильное впечатление и внушают человеку ужас. Подземный гул то подобен глухим раскатам грома, то клокотанию кипящей воды, то грохоту тяжелого поезда или обвала, то свисту ветра, то визгу при полете снаряда, то взрыву. Звуки иногда опережают волну землетрясения, иногда отстают от нее. Наблюдения показали, что большая часть землетрясений зарождается на глубине 50 км от земной поверхности, небольшая часть – на глубине от 50 до 100 км и лишь единичные землетрясения исходят с глубин до 300-700 км.

Последствия землетрясений очень опасны. Они вызывают обвалы, оползни, цунами, пожары и даже извержение вулканов. За секунды разрушаются города, гибнут тысячи людей. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.

Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1986г. в 11 ч. 41 мин в Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.

Опускания более крупных площадей или провалы их происходят при очень сильных землетрясениях, достигают даже 60 м глубины и сопровождаются извержением воды и грязи. В Лиссабоне при землетрясении 1755 года опустилась набережная с массой собравшихся на ней людей, а во время землетрясения 1861 года в дельте реки Селенги на озере Байкал случился провал - оседание площади около 260 км2, которая вместе с находившимися на ней жилищами и стадами опустилась ниже уровня озера в среднем на 2,9 м.

Если землетрясение происходит на дне океана (моря) образуется цунами. Такое возникло в декабре 2004 года, унеся более 200000 жизней.

Как же предсказать грозящее бедствие? Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения:

  1. резкие изменения уровня воды в водоемах или ее помутнение;
  2. запах газа в районах, где раньше этого не было;
  3. беспокойство птиц и домашних животных;
  4. слабые толчки земной поверхности;
  5. нарушение в работе радио, телеграфа, электромагнитных приборов.
  6. телевизоры берут программы других стран

В Японии очень часто происходят землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно, мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула-замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

  1. Очень важно знать любому человеку правила безопасного поведения во время землетрясения.
  2. При первом толчке постараться немедленно покинуть здание в течение нескольких минут.
  3. Спускаться только по лестнице, оповещая соседей о необходимости покинуть здание.
  4. Если остались в квартире, необходимо встать в дверной проем или в углу комнаты, подальше от окон, светильников, шкафов и зеркал. Почему?
  5. Не допускать возникновения паники.
  6. Если землетрясение застигло вас в машине, нужно немедленно остановиться и не выходить из машины до окончания толчков.

Зная об опасности землетрясений люди стали разрабатывать новые способы строительства. Так в Японии строят дома на амортизаторах, гасящих сейсмические волны.

4. Закрепление пройденного
  1. О каком природном явлении мы сегодня говорили?
  2. В чём выражается сила землетрясения?
  3. Что такое очаг землетрясения? Эпицентр?
  4. Один учёный в интервью сказал,что нашу планету трясёт, как в лихорадке... Согласны ли вы с ним?
  5. Существуют ли живые сейсмографы?
  6. Где растёт “Цветок смерти”.
  7. Бывают ли техногенные землетрясения? (то есть вызванные деятельностью человека)

5. Итоги урока
  1. О чём мы сегодня говорили?
  2. Что нового узнали?

Землетрясением называется подземный толчок, который может ощущаться человеком в значительной мере в зависимости от мощности колебания земной поверхности. Землетрясения не представляют собой редкость и ежедневно возникают в разных точках планеты. Зачастую большая часть землетрясений возникает на дне океанов, что позволяет избежать катастрофических разрушений в пределах густонаселенных городов.

Принцип возникновения землетрясений

Что вызывает землетрясения? Землетрясения могут быть вызваны как естественными причинами, так и искусственными, которые возникают по вине человека.

Чаще всего землетрясения происходят из-за разломов тектонических плит и их быстрого смещения. Для человека разлом не ощутим до того момента, пока энергия, образовавшаяся от разрыва горных пород, не начнет вырываться к поверхности.

Как происходит землетрясения по неестественным причинам? Достаточно часто человек по своей неосторожности провоцирует появление искусственных толчков, которые по своей мощности совсем не уступают природным. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • - взрывы;
  • - перезаполненность водохранилищ;
  • - наземный(подземный)ядерный взрыв;
  • - обрушения в шахтах.

Место разрыва тектонической плиты - это очаг землетрясения. От глубины его расположения будет зависеть не только сила потенциального толчка, но и его продолжительность. Если очаг располагается в 100 километрах от поверхности, то его сила будет более чем ощутима. Вероятней всего, это землетрясение повлечет за собой разрушение домов и сооружений. Возникнув в море, такие землетрясения вызывают цунами. Однако, очаг может располагаться и намного глубже - 700 и 800 километрах. Такие явления не опасны и могут зафиксироваться только при помощи специальных приборов - сейсмографов.

Место, в котором землетрясение проявляет наибольшую мощность, называется эпицентром. Именно этот участок земли считается наиболее опасным для существования всего живого.

Изучение землетрясений

Детальное изучения характера землетрясений позволяет предупредить многие из них и сделать жизнь населения, проживающих в опасных местах, более спокойной. Для определению мощности и измерения силы землетрясения используют два основных понятия:

  • - магнитуда;
  • - интенсивность;

Магнитудой землетрясения называют меру, при помощи которой измеряют энергию, выделяющуюся в ходе освобождения из очага в виде сейсмических волн. Шкала магнитуды позволяет безошибочно определить истоки колебаний.

Интенсивность измеряется в баллах и позволяет определить соотношение магнитуды толчков и их сейсмической активности от 0 до 12 баллов по шкале Рихтера.

Особенности и признаки землетрясений

В независимости от того из-за чего происходит землетрясение и в какой местности оно локализируется, его длительность будет приблизительно одинаковой. Один толчок в среднем длится 20-30 секунд. Но в истории зафиксированы случаи, когда единичный толчок без повторов мог длиться до трех минут.

Признаками приближающегося землетрясения служит беспокойство животных, которые почуяв малейшие колебания поверхности земли, стараются уйти от злополучного места подальше. Другими признаками скорого землетрясения служат:

  • - появление характерных облаков в виде продолговатых лент;
  • - изменение уровня воды в колодцах;
  • - сбои в работе электротехники, мобильных телефонов.

Как вести себя при землетрясениях?

Как вести себя во время землетрясения, чтобы сохранить свою жизнь?

  • - Сохранять рассудительность и спокойствие;
  • - Находясь в помещении, ни в коем случае не прячьтесь под хрупкой мебелью, например, под кроватью. Лягте рядом с ними в позе эмбриона и прикройте голову руками (либо защитите голову чем-то дополнительно). При обрушении кровли, она упадет на мебель и может образоваться прослойка, в которой вы и окажетесь. Важо выбрать крепкую мебель, у которой самая широкая часть стоит на полу, т.е эта мебель не может упасть;
  • - Находясь на улице, отойдите от высоких зданий и сооружений, линий электропередач, которые могут разрушиться.
  • - Закройте рот и нос мокрой тряпкой для предотвращения попадания пыли и гари в случае возгорания какого-либо объекта.

Если вы заметили пострадавшего человека в здании, то дождитесь окончания толчков и только тогда пробирайтесь в помещение. В противном случае, оба человека может оказаться в ловушке.

Где не бывает землетрясений и почему?

Землетрясения возникают в местах разломов тектонических плит. Поэтому, страны и города, находящиеся на цельной тектонической плите без разломов, могут не беспокоиться о своей безопасности.

Австралия является единственным в мире континентом, который не находится на стыке литосферных плит. На нем отсутствуют действующие вулканы и высокие горы и, соответственно, отсутствуют землетрясения. Также землетрясений нет в Антарктике и Гренландии. Наличие огромной тяжести ледяного панциря препятствует распространению подземных толчков по поверхности земли.

Землетрясения - природное явление, которое и сегодня привлекает внимание ученых не только за счет своей малой изученности, но и непредсказуемости, способной наносить вред человечеству.

Что такое землетрясение?

Землетрясением называется подземный толчок, который может ощущаться человеком в значительной мере в зависимости от мощности колебания земной поверхности. Землетрясения не представляют собой редкость и ежедневно возникают в разных точках планеты. Зачастую большая часть землетрясений возникает на дне океанов, что позволяет избежать катастрофических разрушений в пределах густонаселенных городов.

Принцип возникновения землетрясений

Что вызывает землетрясения? Землетрясения могут быть вызваны как естественными причинами, так и искусственными, которые возникают по вине человека.

Чаще всего землетрясения происходят из-за разломов тектонических плит и их быстрого смещения. Для человека разлом не ощутим до того момента, пока энергия, образовавшаяся от разрыва горных пород, не начнет вырываться к поверхности.

Как происходит землетрясения по неестественным причинам? Достаточно часто человек по своей неосторожности провоцирует появление искусственных толчков, которые по своей мощности совсем не уступают природным. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • - взрывы;
  • - перезаполненность водохранилищ;
  • - наземный(подземный)ядерный взрыв;
  • - обрушения в шахтах.

Место разрыва тектонической плиты - это очаг землетрясения. От глубины его расположения будет зависеть не только сила потенциального толчка, но и его продолжительность. Если очаг располагается в 100 километрах от поверхности, то его сила будет более чем ощутима. Вероятней всего, это землетрясение повлечет за собой разрушение домов и сооружений. Возникнув в море, такие землетрясения вызывают цунами. Однако, очаг может располагаться и намного глубже - 700 и 800 километрах. Такие явления не опасны и могут зафиксироваться только при помощи специальных приборов - сейсмографов.

Место, в котором землетрясение проявляет наибольшую мощность, называется эпицентром. Именно этот участок земли считается наиболее опасным для существования всего живого.

Изучение землетрясений

Детальное изучения характера землетрясений позволяет предупредить многие из них и сделать жизнь населения, проживающих в опасных местах, более спокойной. Для определению мощности и измерения силы землетрясения используют два основных понятия:

  • - магнитуда;
  • - интенсивность;

Магнитудой землетрясения называют меру, при помощи которой измеряют энергию, выделяющуюся в ходе освобождения из очага в виде сейсмических волн. Шкала магнитуды позволяет безошибочно определить истоки колебаний.

Интенсивность измеряется в баллах и позволяет определить соотношение магнитуды толчков и их сейсмической активности от 0 до 12 баллов по шкале Рихтера.

Особенности и признаки землетрясений

В независимости от того из-за чего происходит землетрясение и в какой местности оно локализируется, его длительность будет приблизительно одинаковой. Один толчок в среднем длится 20-30 секунд. Но в истории зафиксированы случаи, когда единичный толчок без повторов мог длиться до трех минут.

Признаками приближающегося землетрясения служит беспокойство животных, которые почуяв малейшие колебания поверхности земли, стараются уйти от злополучного места подальше. Другими признаками скорого землетрясения служат:

  • - появление характерных облаков в виде продолговатых лент;
  • - изменение уровня воды в колодцах;
  • - сбои в работе электротехники, мобильных телефонов.

Как вести себя при землетрясениях?

Как вести себя во время землетрясения, чтобы сохранить свою жизнь?

  • - Сохранять рассудительность и спокойствие;
  • - Находясь в помещении, ни в коем случае не прячьтесь под хрупкой мебелью, например, под кроватью. Лягте рядом с ними в позе эмбриона и прикройте голову руками (либо защитите голову чем-то дополнительно). При обрушении кровли, она упадет на мебель и может образоваться прослойка, в которой вы и окажетесь. Важо выбрать крепкую мебель, у которой самая широкая часть стоит на полу, т.е эта мебель не может упасть;
  • - Находясь на улице, отойдите от высоких зданий и сооружений, линий электропередач, которые могут разрушиться.
  • - Закройте рот и нос мокрой тряпкой для предотвращения попадания пыли и гари в случае возгорания какого-либо объекта.

Если вы заметили пострадавшего человека в здании, то дождитесь окончания толчков и только тогда пробирайтесь в помещение. В противном случае, оба человека может оказаться в ловушке.

Где не бывает землетрясений и почему?

Землетрясения возникают в местах разломов тектонических плит. Поэтому, страны и города, находящиеся на цельной тектонической плите без разломов, могут не беспокоиться о своей безопасности.

Австралия является единственным в мире континентом, который не находится на стыке литосферных плит. На нем отсутствуют действующие вулканы и высокие горы и, соответственно, отсутствуют землетрясения. Также землетрясений нет в Антарктике и Гренландии. Наличие огромной тяжести ледяного панциря препятствует распространению подземных толчков по поверхности земли.

Вероятность возникновения землетрясений на территории Российской Федерации достаточно высока в скалистой местности, где наиболее активно наблюдается смещение и движение горных пород. Так, высокая сейсмичность отмечается в Северном Кавказе, на Алтае, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Конспект заняти "Землетрясение". Цели занятия: Дать понятие детям о таком явлении природы, как землетрясение.Познакомить с правилами безопасного поведения. Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Образовательная область «Безопасность»

Задачи:

Обучающие:

Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

Развивающие:

Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, иллюстрации со схематическим изображением комнаты для каждого для каждого ребенка, фигурки человечков, красные кружки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами об опасных ситуациях, с которыми мы можем столкнуться в жизни. Назовите, какие опасные ситуации вы знаете?

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

Правильно. Это всё опасные ситуации, их ещё называют экстремальными. Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.

Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится?

Правильно, о землетрясении. А вы знаете, что такое землетрясение?

Давайте с вами вместе разберёмся, что такое землетрясение и отчего оно происходит. Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия. В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

Опыт с водой.

Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.

Опыт с салфетками.

Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли?

Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальные приборы – сейсмографы. Они принимают и записывают все колебания в земной коре. Я вам приготовила такой прибор – сейсмограф, чтобы показать вам, как он работает.

Показ прибора – сейсмографа.

Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

Но не всегда удаётся предсказать время и силу будущего землетрясения и тогда, если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.

Вы можете рассказать о правилах безопасного поведения на улице?

Работа с иллюстрациями. Моделирование правил поведения на улице во время землетрясения.

Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, мы сейчас выясним.

Работа за столами.

У вас у каждого на столе рисунок квартиры. Необходимо человечков расставить в безопасные места, а красными кружочками отметить места в квартире, где вы считаете опасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

В группу влетает Карлсон.

Здравствуйте, ребята. Что я пережил недавно. Просто ужас.

Воспитатель: - Карлсон, что тебя так напугало?

Карлсон: - Я пережил землетрясение. Я так испугался. Сначала я спрятался в шкафу, но его так затрясло.

Воспитатель: - Ребята, можно прятаться в шкафу или рядом с ним? Почему?

Что же ты потом делал?

Карлсон: - Я сел у окна.

Воспитатель: Правильно ли поступил Карлсон? Объясните, почему?

Карлсон: - Я сел под книжную полку, чтобы на меня не упал потолок.

Воспитатель: - Карлсон, да ты совершено не знаешь как себя правильно вести во время землетрясения. А вот ребята у нас знают и ничего не боятся. Они очень хорошо знают правила безопасности во время землетрясения и могут тебя научить.

Карлсон: - Научите меня, ребята, пожалуйста.

Воспитатель: - Давайте прочитаем Карлсону стихи о правилах безопасности во время землетрясения.

1 ребенок: Бывают разрушительны природные явления

И самым разрушительным слывет землетрясение.

Всё описать не хватит слов, весь город перекошенный,

Тут обрушение домов и транспорт покорёженный.

2 ребенок: Внутри толчок тебя застал, и путь отрезан ежели,

В дверном проёме встать спеши, не паникуй, и не робей,

Утихнут только лишь толчки, беги из дома поскорей.

3 ребенок: Сарай, конюшню бы открыть, на волю живность отпустить.

А сам туда, в простор и ширь, на площадь, улицу, пустырь.

Где поле и равнина сплошь, лишь там спасение найдёшь.

Карлсон: - Теперь и я знаю как правильно вести себя во время землетрясения и не буду больше бояться. Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня правилам безопасности. А сейчас мне пора возвращаться. До свидания.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового и полезного. Мне было очень интересно с вами общаться.

«ПОЗНАНИЕ»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время землетрясении в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов).

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«КОММУНИКАЦИЯ»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ безопасного поведения при землетрясении через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

«ЗДОРОВЬЕ»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

Формирование представлений о чрезвычайных ситуациях и способах поведения в них.

ссс

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

«МУЗЫКА»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование) .


Марина Николаевна Горелова
«Землетрясение-что это?» Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста

Землетрясение – что это ?

(Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста )

Цель : Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении .

Задачи :

1. Рассказать детям о строении Земли .

2. Объяснить с помощью пособий и эксперимента как происходит землетрясение .

3. Познакомить с правилами поведения во время землетрясения .

Пособия :

1. Карта мира

3. Учебные пособия : «Внутреннее строение Земли » , «Как возникают землетрясения

4. Картинки и фотографии с изображение разрушенных домов после землетрясения .

5. Таз с водой, вырезанные из пенопласта силуэты материков, бумажные домики, изготовленные детьми на занятии по конструированию из бумаги.

6. Картинка с изображением сейсмографа.

7. Абрикос или урюк (в зимнее время) .

8. Незнайка (игрушка)

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие необычные картины я вам принесла, что здесь изображено? (разрушенные дома, трещины в земле )

Как вы думаете, что здесь произошло? (землетрясение )

Сегодня мы с вами поговорим об очень страшном стихийном бедствии – землетрясении . А что такое землетрясение ?

Незнайка : Я знаю, это когда едет очень много машин, что даже земля трясётся .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка говорит?

(ответы детей )

А сейчас берите стульчики, садитесь, я вам расскажу много интересного.

Воспитатель показывает детям глобус : что это такое?

Правильно, это глобус - модель нашей Земли . Сверху Землю покрывают леса , поля, горы, реки, озёра, моря и океаны, а что же находится внутри Земли ? (возможные ответы детей )

У Земли очень интересное строение. Посмотрите, это абрикос (можно показать урюк, если беседа проводится зимой) . Сверху он мягкий, красивый, а внутри, в середине – косточка.

Так же и у нашей Земли есть сердцевина , очень твёрдая и называется мантия

Воспитатель показывает учебное пособие «Строение Земли »

Учёные считают, что земная кора расколота на 7 гигантских плит (показывает на карте материки, а под ними находится мантия.

Породы, из которых «сделана» земная кора, во много раз легче. И вот эти плиты, будто айсберги по океану, плавают по мантии. Передвигаются они очень медленно и довольно часто сталкиваются. Плита, на которой находится суша, называется материковой, она более тяжёлая, чем океаническая, и когда сталкиваются 2 плиты, то более тяжелая наезжает на более лёгкую и топит её. Это вызывает землетрясение . А когда сталкиваются 2 тяжёлые плиты, то в этом месте начинает дрожать Земля , горбиться, вздыматься горами (показывает картинку) . Недаром это явление называется земле – трясение . Земля не только трясётся , она может трескаться и дрожать. Падают телеграфные столбы, опрокидываются поезда, словно игрушечные, разваливаются дома. Землетрясение – это страшное бедствие (показывает картинки или фото) .

А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения : деревья, цветы, кустарники . Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

Незнайка : Я слышал, что у нас в Кузбассе было землетрясение , но все дома на месте и ничего не разрушилось! Значит, всё это неправда!

Воспитатель : Землетрясения , Незнайка, бывают разные по силе колебаний. Если землетрясение слабое , то оно похоже на сотрясение, создаваемое проезжающим, тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна и двери, скрипят полы и стены. Начинается дрожание мебели. Раскачиваются люстры. Может слегка колебаться вода в аквариуме. Это землетрясение по силе до 4 баллов . Вот такое землетрясение было у нас недавно . Когда происходит землетрясение по силе до 7 баллов , то частично разрушаются дома, здания. Ну а при землетрясении в 10 баллов начинается катастрофа (показываю картинки) .

А сейчас мы попробуем с вами сами вызвать землетрясение и посмотрим , что же будет происходить. Воспитатель вносит в группу большой таз с водой и закрепляет между двумя столами. На воду помещает вырезанные из пенопласта силуэты материков. На них ставит бумажные одноэтажные и многоэтажные домики. Дети размещаются вокруг столов. Желающий берёт деревянный молоток и стучит им по дну таза. На воде происходит волнение, фигурки колышутся. Следующий ребёнок стучит сильнее. Многоэтажные домики падают. Последний стучит несколько раз. «Материки» наталкиваются друг на друга, домики падают в воду.

После выполненного эксперимента дети садятся на стульчики.

Незнайка : Я понял, землетрясение – это страшно ! А как узнать о том, что скоро будет землетрясение ?

Воспитатель : На протяжении веков люди пытались предсказать землетрясения и изобрели аппарат , который регистрирует это стихийное бедствие. Он называется сейсмограф (картинка)

На всей планете установлены тысячи сейсмографов.

С точностью нельзя предсказать землетрясения , но к ним можно подготовиться. Например, в Японии постройки делают более лёгкими. Высотные дома в Токио имеют специальные рессоры на фундаменте (как пружины, смягчающие подземные толчки. Воспитатель показывает на карте Японию, Китай, Италию, Мексику, Турцию, Таджикистан, то есть страны, где чаще бывают землетрясения .

Незнайка : А если сейсмограф отметил, что начинается землетрясение , что нужно делать?

Воспитатель : Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов. А если землетрясение застало врасплох , то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные места : у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф. Незнайка, в нашем регионе сильных землетрясений не бывает , наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

А вот какие необходимые предметы нужно с собой взять, мы сейчас узнаем.

Игра – эстафета «Эвакуация»

Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы : одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.

Воспитатель : Скоро в нашем детском саду будет проходить игра «Эвакуация» . Мы будем соревноваться с ребятами из других групп : кто быстрее оденется и прибежит в условленное место. Я надеюсь, что мы с вами очень хорошо подготовились и выполним задание на «отлично» .

Похожие статьи

  • Онлайн тесты гиа по русскому языку Демо версия огэ фипи

    Модуль "Алгебра" 1 . Найдите значение выражения 2. В таблице приведены нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9 класса. Какую отметку получит девочка, пробежавшая эту дистанцию за 5,62 секунды? 1) отметка «5» 2) отметка «4» 3)...

  • Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов

    Тема урока: Творческие задания в вариантах ГИА Место урока: обобщающий урок в 9 классе (при подготовке к ГИА по химии). Длительность урока: (60 мин.). Содержание урока: Урок структурно разбит на 3 части, соответствующим вопросам в...

  • Пансион искусных фавориток

    Эта книга посвящена предыстории установления гитлеровской диктатуры в Германии, которое произошло 30 января 1933 г. и имело тяжелейшие последствия для народов Европы и всего мира. Различные аспекты нацистского господства, катастрофические...

  • Зарубежная литература сокращено

    Рассказ «Маугли» Киплинга входит в знаменитый сборник писателя «Книга джунглей», в котором главными героями выступают животные. Это удивительная история о мальчике, который был воспитан стаей волков и жил среди диких обитателей джунглей....

  • Почему присяжные оправдали террористку веру засулич Вера засулич совершила покушение на

    Засулич Вера Ивановна является весьма неоднозначной исторической личностью. Те, кто особенно не интересовался подробностями биографии этой женщины, скорее всего, вспомнят ее в образе героини, которая стреляла в бесчинствующего чиновника...

  • Примеры интеллигентных людей

    Держи, тут явно больше 60-80 слов.Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию...